Густая грива чуть не до пола была столь необычна, что известный цирковой импресарио тех лет Финеас Барнум даже предлагал ей место в своем шоу человеческих аномалий. Финис Тейлор Барнум (Phineas Taylor Barnum; 1810–1891) — американский предприниматель, общественный деятель, шоумен, организатор рекламы. Мистификатор, гениальный предприниматель и основоположник главных постулатов шоу-бизнеса Финеас Барнум родился 5 июля 1810 года в США, в провинциально. Эффект Барнума (или эффект Форера) — это способ манипуляции восприятием человека, которым пользуются гадалки, экстрасенсы, составители гороскопов.
Phineas T. Barnum
Финеас Тейлор Барнум родился 5 июля 1810 года в Вефиле, штат Коннектикут, в семье портного по имени Филон. Финеас Тейлор Барнум — американский шоумен, антрепренёр, крупнейшая фигура аме. / Фотография Финеас Барнум (photo Phineas Barnum). Цирк американского шоумена Финеаса Тейлора Барнума был, наверное, самым знаменитым цирком XIX века в США.
Мрачные тайны “величайшего шоумена” Финеаса Барнума
Он устроил публичное вскрытие ее тела, продав 1500 билетов на мероприятие. К слову, тогда и выяснилось, что Джойс едва ли было больше 80 лет. Но этот нюанс не волновал Барнума. Он переименовал его, а в качестве смотрителя нанял лилипута Чарльза Страттона , который также развлекал гостей. У Барнума появилась прочная база для создания шоу уродов, которых он бросился искать по всему свету. Но не только жестокостью по отношению к своим подчиненным славился «величайший шоумен». Считается, что американец изобрел миф о том, что слоны не чувствуют боли, потому что их кожа невероятно толстая. Это послужило удобным оправданием жестокости, с которой он обращался с ними. Например, слонов дрессировали, втыкая им в хобот раскаленную кочергу. Их поили алкоголем и кормили булками, что сокращало жизнь животных.
Еще Барнум пытался выставить в своем музее белух в период с 1861 по 1865 год.
Номера с участием животных, в том числе слонов, когда-то считавшихся визитной карточкой Цирка Барнума, и привели к его закрытию. На протяжении последних лет активисты по защите прав животных периодически подавали на цирк в суд, считая, что над животными в нем издеваются и когда дрессируют, и когда выводят на сцену, и когда заставляют перемещаться на транспорте во время гастролей. В мае 2016 года шапито было вынуждено отказаться от номеров с участием азиатских слонов, в результате чего продажи билетов резко упали. Защитники прав животных появились и возле концертного зала Юниондейла, где проходило последнее представление цирка. Активисты стояли с плакатами "Сострадание победит" и "Будущее - это свобода животных".
В 1880-х годах зрители популярного шоу Барнума толпами валили на представления, чтобы увидеть диковинного артиста из далекой России. Это был подросток, лицо которого полностью покрывала густая, длинная шерсть. Конферансье объявлял его как Йо-Йо — мальчика-собаку из Костромы. Гостям представления рассказывали, что ребенок родился в дикой семье, которая жила в лесной норе.
Якобы мальчика-собаку и его отца обнаружили охотники. Мужчину они по ошибке застрелили, приняв за зверя, а ребенка смогли приручить. В это время юный артист изо всех сил изображал агрессию, бегал по сцене и рычал на людей в зале. Публика визжала от восторга, и многие охотно приходили на шоу по несколько раз.
На самом деле мальчика-собаку звали Федор Евтихиев. Он появился на свет не в лесу, а в Санкт-Петербурге. Он и его отец страдали редким генетическим заболеванием — гипертрихозом.
Словом, все было покрыто флером таинственности.
Самой прекрасной была названа 18-летняя креолка Берта Сукаре. Ей вручили главный приз — 5 тысяч франков. Надо сказать, что идея с фотографиями женщинам понравилась. Она позволяла и приличия соблюсти, и свои амбиции удовлетворить.
Вообще, в XIX веке женщинам сложно было отпустить на волю свои желания и сделать что-то неожиданное. Вся их жизнь согласно мнению общества должна была протекать между семьей и благотворительными дамскими комитетами. Не одобряли даже тех женщин, которые позволяли себе путешествовать: они должны были сидеть дома, и точка! Так что леди, решившиеся демонстрировать себя пусть и на фото широкой публике, проявляли нешуточную храбрость, бросая вызов строгому обществу.
Кадр из фильма «Убийственные красотки», 1995 г. Однако и общество постепенно менялось. На передний план выходили законы капитализма. Чтобы привлечь как можно больше предпринимателей, власти небольших городков начали проводить конкурсы красавиц, публикуя фотографии в местных газетах.
Победительница объявлялась «Королевой ярмарки» того или иного городка. Амбициозные девушки горячо откликнулись на предложение поучаствовать в таком мероприятии. В Сент-Луисе, например, в 1905 году было прислано на конкурс 40 000 фотографий!
Phineas T. Barnum
Суд объявит приговор Бэнкману-Фриду 28 марта 2024 года. Юристы считают, что ему грозит до 115 лет тюрьмы. Кроме того, присяжные признали Сэма Бэнкмана-Фридмана виновным в обмане инвесторов FTX и отмывании денег, а также в обмане кредиторов хедж-фонда Alameda Research, который хранил средства клиентов криптобиржи на банковском счёте. В ходе судебного процесса основатель FTX заявил, что в 2020 году он узнал, что средства клиентов криптобиржи хранятся на счёте Alameda, но не предпринял никаких мер по их защите.
Вкладчики FTX не имели страхового фонда, который бы покрыл их потери от банкротства биржи.
Историографы обнаружили в автобиографиях Барнума совсем немного фактических ошибок, хотя они критикуют намеренное опускание Барнумом некоторых событий, недостаточное освещение некоторых подробностей, тенденциозность изложения и трактовки в свою пользу. Широкое распространение своей автобиографии было одним из наиболее успешных методов Барнума для саморекламы. Автобиография была столь популярной, что некоторые люди считали нужным приобретать и читать каждую новую её редакцию. Некоторые коллекционеры были известны хвастовством, что в их библиотеке есть копии каждой из редакций. В конце концов Барнум отказался от требований на соблюдение его авторских прав, позволив другим издательствам печатать и продавать недорогие редакции. Часто называемый Королём Весёлого Надувательства «Prince of Humbugs» , Барнум не видел ничего неправильного в эстрадных артистах или торговцах, использующих уловки humbugs — весёлое надувательство, как он это называл в своей работе. Однако он презрительно относился к добыванию денег при помощи обычного мошенничества, особенно спиритизма и медиумов, широко распространённых в те дни. Являясь прообразом для фокусников Гарри Гудини и Джеймса Рэнди, Барнум открыто демонстрировал «уловки торговца», использующиеся медиумами для обмана и надувательства родственников усопших.
В своей книге «The Humbugs of the World» он предложил 500 долларов вознаграждения любому медиуму, который сможет доказать способность к диалогу с мёртвыми без всякого обмана. Политик и реформатор Барнум активно принимал участие в политических распрях, предшествовавших Гражданской войне в США. Как уже упоминалось ранее, первым опытом Барнума в качестве импрессарио была его рабыня — Джойс Хет, а в 1850 году он участвовал в мистификации по сбыту зелья, которое с его слов должно было превратить чернокожих в белых. К этому периоду относится организация Барнумом менестрель-шоу — выступлений белых актёров, загримированных под чернокожих. Он не только организовывал такие представления, но и оказал спонсорскую поддержку инсценировке политического романа писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» 1853. В отличие от романа, спектакль поставленный в здании Американского музея заканчивался хэппи-эндом в виде освобождения от рабства Тома и его товарищей. Вдохновленный успехом этого представления, Барнум поставил ещё один спектакль по Бичер-Стоу. К 1860 году Барнум вступил в ряды республиканской партии. Несмотря на прежние утверждения, что «политики всегда были мне неприятны», Барнум избрался в законодательное собрание штата Коннектикут в качестве республиканского депутата от города Фейрфилд Fairfield и прослужил в этом качестве два срока.
При обсуждении направленной на искоренение рабства и наделение чернокожих избирательными правами тринадцатой поправки к американской конституции, Барнум выступил перед законодательным собранием с красноречивой речью, в которой утверждал, что «к человеческой душе нельзя относиться легкомысленно, будь она в теле китайца, турка, араба или готтентота — это всё та же бессмертная душа! В 1875 году его избрали мэром Бриджпорта на год. Его решительные действия на этом посту были направлены на улучшение водоснабжения и уличного газового освещения, а также на ужесточение законодательного регулирования проституции и оборота спиртных напитков.
Финис Тейлор Барнум 1810 — 1891 — американский бизнесмен, обществе нный деятель, организатор рекламы и шоумен. Ранние годы Финеас родился в городе Бетел, где его отец содержал гостиницу и универмаг. В самом начале Барнум содержал маленький магазин, потом он занимался лотереей, широко популярной в тот период в Соединённых Штатах Америки. После неудачи в данном занятии, он открыл в 1829 году собственное еженедельное печатное издание «Глашатай свободы» в городе Данбери. После многих исков о клевете, поданных на печатное издание, и судебного процесса, которое закончилось для Барнума тюремным заключением. После он переехал жить в Нью-Йорк. Профессиональная деятельность В 1835 году Барнум познакомился с Джойс Хет, утверждавшей, что ей примерно 160 лет и что она была няней Джорджа Вашингтона.
Это стало настоящим феноменом, включавшим в себя все: от клоунов до трапеций, от феноменов человечества до диковинных зверей. На самом деле, это был карнавальный парадный вагон, украшенный картиной гиппопотамуса. Барнум умел создавать исключительные визуальные эффекты, привлекая внимание публики. Барнум предоставил ему площадку для выражения своего искусства и достойной жизни. Загадочные Экспонаты и Знаменитости Барнум также привлекал публику загадочными экспонатами, такими как "Фидо, волк-мальчик", и знаменитостями своего времени, такими как Том Тамбс, Чарльз Страттон Бреакер Браун и Анна Свэнн. Добротные Интересы Однако Барнум был не только шоуменом, но и общественным деятелем.
В США после 146 лет работы закрылся Цирк Барнума и братьев Ринглинг
Далеко не всем нравились шоу Барнума, но все признавали, что он понимает психологию масс и умеет организовывать рекламу. Барнум отлично чувствовал, чего хочет потребитель, он понимал механизмы влияния прессы на сознание людей и эффективно эти механизмы использовал. В письме, написанном за пять дней до смерти, Барнум отмечал, что почти все свои деньги он заработал, благодаря правильному использованию прессы. Деятельность Барнума стала мощным импульсом развития американской рекламы. Он открыл ее возможности и доказал существование эффективных приемов организации рекламных кампаний. Тем самым он привлек внимание бизнеса к изучению рекламы — законов ее создания и механизмов ее воздействия на потребителя. Историк американской рекламы Фрэнк Роусом Frank Rowsome считает, что важнейшим вкладом Барнума в логику и организацию рекламирования было создание концепции кампаний. До него «реклама была просто серией объявлений, процессом, у которого не было развития.
Обостренное чувство динамики подсказывало Барнуму, что это было неправильно, что любое рекламирование должно иметь последовательное развитие, что дуэт рекламы и публики должен идти крещендо» [6]. В фундаментальном исследовании двухсотлетнего развития американской рекламы вклад Барнума в этот процесс сформулирован кратко, но в высшей степени весомо: «Успевавший всюду Бенджамин Франклин и человек по имени Джордж Роуэлл изобрели тот вид рекламы, который существовал в ранние дни Республики… П. Барнум революционизировал ее пионерный образ» [7]. Роуэлл в своей книге о Барнуме, опубликованной в 1870 году, то есть при жизни Барнума, приводит с его слов следующий случай. Однажды Барнум объяснял группе предпринимателей важность рекламирования их бизнеса. Один из присутствовавших сказал, что он пытался рекламировать хороший товар, но безуспешно. Барнум заметил, что всегда бывают исключения, и спросил этого человека, как он рекламировал свой товар.
Тот сообщил: «Я три раза помещал рекламу в еженедельнике и заплатил за это полтора доллара». Тогда Барнум ответил: «Сэр! Реклама подобна образованию — если ее мало, это опасно» [8]. Это изречение стало одним из принципов современного маркетинга. Благодаря своей неуемной энергии и глубокому понимаю природы бизнеса Барнум придал развитию рекламы мощный импульс и обозначил вектор его движения. Все, кто работал после Барнума, действовали уже в ином пространстве: реклама превращалась в нечто повседневное, привычное для бизнеса и потребителей, более того, уже можно было говорить о начале ее становления как социального института. Библиография Wren D.
Appel J. Growing Up with Advertising. Applegate E. Westport, CT: Greenwood Press, 1998. Humbug N. The Art of P. Fables of Abundance, 1994.
Rowsome F. New York: McGraw-Hill, 1959. Goodrum C. Advertising In America. The First 200 Years. New York: Harry N. Abrams, 1990.
Rowell G. The Men Who Advertise. New York: Nelson Chesman Publ.
Барнум обнаружил его в 5-летнем возрасте, когда мальчик был ростом около 60 см. Стреттон тоже был очень популярен среди зрителей, став самой настоящей звездой цирка. Свадьба этой необычной пары стала огромным событием, и говорят, что гости даже платили Барнуму за право присутствовать на этом мероприятии.
С самого раннего возраста девочка боролась с избыточным ростом волос, так как к 2 годам у неё уже начала появляться борода. В 20 лет Жозефина вышла замуж за художника Фортуну Клофулья и родила двоих детей. Вскоре после замужества она начала работать у Барнума под именем мадам Клофулья «Бородатая леди». Люди были уверены, что она на самом деле переодетый мужчина. Георг Костентенус Капитан Костентенус Георг Костентенус стал самым известным татуированным человеком того времени. Он был греко-албанцем, и на его теле насчитывалось 388 бирманских татуировок.
Дело было так: в 1957 году американская фирма Henckels выпустила партию ножей для чистки картофеля. Они были удобными и достаточно футуристичными: пластиковая ручка, лезвие, которое само затачивается. Первая партия была раскуплена за неделю, но потом ножи перестали брать. Henckels оказалась заложником своих инноваций: ножи были так хороши, что хозяйки не меняли их на новые. Когда призрак банкротства уже стоял над боссами Henckels с картофелечисткой у горла, им пришло в голову попросить совета у Брюса Бартона и его рекламного агентства. Поразмышляв над проблемой неделю, Бартон сдался и устроил первый в истории маркетинга, мозговой штурм. Наконец один из курьеров предложил гениальное решение — покрасить ручки ножей в цвет картофельных очисток. Это помогло: домохозяйки стали случайно выбрасывать ножи вместе с кожурой и мчаться в магазин за новыми, а Брюс Бартон написал книгу о мозговом штурме и до конца жизни жил на гонорары. Летательные аппараты, кабельное телевидение, фаст-фуд — все эти вещи пришлось внедрять не одно десятилетие.
Но, пожалуй, ничто не встретило такого отторжения, как нейлоновые чулки. Прочный, почти космический материал диких расцветок долго не мог составить серьезной конкуренции традиционному шелку. В 1962 году нейлон пришел в холодную Швецию, где женщины ходили в чулках даже летом. Но выяснилось, что он и там никому не нужен. Тогда производители чулок обратились к шведскому телевидению. Работники телевидения долгое время не знали, как организовать рекламную кампанию. Расхваливание преимуществ нейлоновых чулок перед шелковыми было бы ложью, за которую в то время очень строго наказывали. Тогда телевизионщики нашли изящное решение. В тот же вечер тысячи доверчивых зрителей бросились в магазин за чулками, а на следующий день те же тысячи зрителей — правда, на сей раз негодующих — пошли штурмом на здание телецентра: комбинация красного, зеленого и синего чулок не привнесла в их жизнь красок.
Со временем новинка даже вошла в моду. В обычной жизни этот человек был цирковым антрепренером — ездил по Штатам и отыскивал уродов, и силачей, чтобы вывести их на большую арену, но иногда Финеас превращался в специалиста по маркетингу. Так было и в 1890 году, когда к Барнуму пришел владелец заводов-пароходов Честер Дитс, зарабатывавший на жизнь ловлей белого лосося. С заработками у него, надо сказать, было плохо. К тому времени, как он открыл свой бизнес, вся Америка была уже завалена розовым лососем. Белая рыба на фоне семги выглядела несвежей и расходилась плохо. Гонорара, полученного за идею, Барнуму хватило до конца жизни — впрочем, умер он в 1891 году.
В 1884 году Федор Евтихиев подписал с Барнумом контракт и уехал за океан. Карьера «мальчика-собаки» Финеас Барнум был настоящим профессионалом. Хотя зрители и так охотно приходили смотреть на диковинных людей его шоу, он не гнушался вранья, раздувая интерес к своим артистам за счет необычных историй. В качестве примера можно привести «биографию» одной из первой артистки его цирка негритянки Джойс Хетт. Барнум беззастенчиво врал, что пожилой женщине 160 лет и что она нянчила в детстве первого президента США Джорджа Вашингтона. Финеас Барнум Нужно отдать Барнуму должное — он не обижал своих подопечных и очень хорошо им платил. Для многих из них работа в цирке стала единственным способом вести нормальную жизнь и даже сколотить кое-какое состояние. Федор Евтихиев стал одним из любимцев предпринимателя. Он придумал для него историю с норой в костромском лесу, чтобы подогреть интерес публики. Федор Евтихиев был диким человеком из леса только для зрителей. Те, кто знал его близко, рассказывали о том, что юноша был хорошо воспитан и знал русский, английский и немецкий языки.
Финис Тейлор Барнум, шоумен, организатор рекламы
У Барнума было несколько неудачных бизнес-предприятий. Он открыл сельский магазин, но затея не удалась. Он пытался продавать книги, но большая часть его акций была украдена. Он купил и начал выпускать еженедельную газету, но ему был предъявлен иск за клевету и он провел некоторое время в тюрьме. Он продавал лотерейные билеты в кредит и не смог этот кредит выплатить.
В 1835 году, Барнум переезжает вместе с семьей в Нью-Йорк, чтобы начать все сначала. Он пишет в своей автобиографии «я узнал, что я мог бы делать деньги быстро и в больших суммах, всякий раз, когда я желал». Но он приехал в Нью-Йорк, по сути, без гроша в кармане. Именно с этой позиции П.
Барнум взял старт своей карьеры в качестве шоумена. В июне 1835 года она была продана двум промоутерам — мистерам Линдсею и Бартраму, которые летом 1835года посетили Барнума и рассказали ему, что, демонстрируя женщину как диковину, можно на этом заработать, так как имеются бумаги, согласно которым ей уже 161 год и она была няней самого Джорджа Вашингтона. За слепую, почти парализованную старую женщину, Барнум заплатил 1000 долларов, что по тем временам было солидной ценой даже за здорового раба.
Напомним, это был всего лишь текст из астрологического журнала, рассчитанного на то, что каждый узнает себя.
Выглядел итог теста примерно так: «Вы не против, чтобы вами восхищались, но знаете, что у вас есть недостатки. Вы иногда сомневаетесь, но совершаете верные поступки. Вы гордитесь тем, что умеете быть независимым, и при этом мудрость помогает вам быть сдержанным». Таким образом профессор Форер убедился, что эффект Барнума в психологии встречается повсеместно.
Проводя исследования на эту тему каждый год, он учил будущих психологов навыку различать вымысел и правду. Фото Getty Images Какие факторы способствуют эффекту Барнума Три главных момента являются движущей силой для того, чтобы человек обманулся и перестал критично относиться к информации про себя. Во-первых, он должен быть уверен, что предсказание, характеристика или описание его дальнейших действий составляется только для него. Человеку важно знать, что подбор информации делается индивидуально для каждой личности, что данные не дублируются и изучаются персонально.
Животные в последний раз вышли на арену в городах Провиденсе, штат Род-Айленд, и Уилкс-Барре, штат Пенсильвания, тем самым закончив почти полуторавековую традицию. Слоны отправились жить в заповедник во Флориде, принадлежащий цирку. Шоу имело несколько вариаций названия: «Передвижная всемирная ярмарка Ф. Барнума, великий римский ипподром и величайшее шоу на Земле», а после объединения в 1881 году с Джеймсом Бейли и Джеймсом Л.
Такие зоопарки были особенно распространены в Германии, где коренные жители Африки зачастую сажались в клетки вместе с обезьянами — чтобы показать их «общее происхождение». Но мы расскажем лишь о самых известных из них. Свое восхождение на олимп шоу-бизнеса предприимчивый Барнум начал с того, что демонстрировал публике пожилую рабыню-негритянку Джойс Хет первый показ состоялся 25 февраля 1836 года. Для этого номера «король надувательства» именно так окрестили Финеаса Барнума СМИ XX века придумал следующий рекламный ход: он представлял негритянку как няню Джорджа Вашингтона.
Успех был обеспечен.
Финеас Тейлор Барнум цитаты
Так называемый король надувательств – американский шоумен Финеас Барнум стал известен благодаря своим множественным мистификациям. «Барнум» / Barnum (США; 1986) режиссёр Ли Филипс, в роли Финеаса Барнума — Берт Ланкастер. Основатель обанкротившейся криптовалютной биржи FTX Сэм Бэнкман-Фрид признан в суде США виновным в мошенничестве, сообщает телеканал CNBC. РИА Новости, 03.11.2023. Фокусник Финеас Барнум открыл множество приемов рекламы, которыми пользуются по сей день. «Барнум» / Barnum (США; 1986) режиссёр Ли Филипс, в роли Финеаса Барнума — Берт Ланкастер.
Финеас Тейлор Барнум, биография
Густая грива чуть не до пола была столь необычна, что известный цирковой импресарио тех лет Финеас Барнум даже предлагал ей место в своем шоу человеческих аномалий. Автор известен широкой аудитории благодаря фильму «Величайший шоумен» (2017), в котором роль одного из главных бизнесменов 19 века Финеаса Барнума сыграл Хью Джекман. Однако, были дни, когда Финеас Барнум превращался в специалиста по маркетингу и решал интересные (и прибыльные для него) задачи других компаний. Так называемый король надувательств – американский шоумен Финеас Барнум стал известен благодаря своим множественным мистификациям. Густая грива чуть не до пола была столь необычна, что известный цирковой импресарио тех лет Финеас Барнум даже предлагал ей место в своем шоу человеческих аномалий.