Отношение Михаила Врубеля к храмовой живописи было совсем другим. Идею Демона Врубель привезет в Москву, и уже там, в доме Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской, напишет в 1890 году свое полотно «Демон сидящий». Черноволосый, голубоглазый юноша-гигант сидит недвижим, обхватив колени, посреди поляны с фантастическими цветами.
"Демон" Врубеля - гениальное творение эпохи. Тема демона в творчестве Михаила Врубеля
Он был так поглощен семьей и работой, что не обратил внимание на первые симптомы заболевания и не начал лечение. Сестра его жены, Екатерина Ге, вспоминает: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку». С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить. Одновременно с этим художник снова размышляет над «Демонами»: «летящим» и «поверженным». В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее», — вспоминает художник Александр Бенуа процесс работы над «Демоном поверженным». У художника только что появился сын Савва — мальчик родился с заячьей губой.
Художник написал его портрет: глаза ребенка печальны и тревожны. Жена вынуждена прервать выступления, чтобы заботиться о ребенке, и ответственность за содержание семьи полностью ложится на Врубеля. Его психологическое состояние ухудшается, а количество рабочих часов увеличивается. Художник стоит, не отрываясь от холста, порой дольше 14 часов при искусственном свете. Раз в день он надевает пальто, открывает форточку и 15 минут вдыхает холодный воздух — это и есть вся «прогулка». Но работа над «Демоном» не заканчивается, Врубель никак не переходит к его глазам — их он всегда пишет последними. Демон поверженный. Но даже во время выставки каждый день до открытия Врубель подходит и дорисовывает картину, меняя фон, позу, лицо падшего ангела.
Демон летящий. Близкие отводят его к знаменитому психиатру Владимиру Бехтереву. Тот ставит неутешительный диагноз — «неизлечимый прогрессивный паралич» третичный сифилис. В апреле 1902 года с симптомами острого психического расстройства художника госпитализируют.
А образ, в котором отец художника увидел «злую, чувственную, отталкивающую, пожилую женщину» — тем более. Но для самого Михаила Врубеля всё обстояло совсем не так.
Демон — «дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... В греческом языке, откуда пришло к нам это слово, оно обозначало скорее гения-хранителя, божество, ведущее человека по пути, душу, а точнее, дух человека — вспомним хотя бы даймона Сократа. В этом смысле его понимал и Врубель. Страдающая и скорбная душа, великая и величавая, но будто скованная и сжатая неведомой силой... Демон Врубеля не вмещается на полотне. Говорят, что по мере работы фигура демона росла, художнику даже пришлось надшивать холст, но всё равно очертания его выходят за рамки картины.
Он будто не помещается в привычное и понятное, не вмещается в рамки наших представлений, в рамки нашего понимания. В одном из первых вариантов он имел крылья об этом пишет и сам Врубель своей сестре , о них сейчас напоминают лишь полукружья цветов за его спиной. Этот демон не имеет крыльев, он более земной, более человечный, более близкий к нам. Его тело — сжатая пружина, готовая развернуться. Его тело — бугры мышц, узел неведомых, скрытых энергий, готовых к действию. Оно полно великой силы, в нем спит зерно великих свершений… Но вглядимся в вывернутые, изогнутые страшным напряжением пальцы, вглядимся в его лицо, в его глаза — и, возможно, слова Врубеля, сказанные им о картине полушутливо: «Позади цветы, а впереди пустота» совсем не покажутся нам шуткой.
Пустота, тоска, неопределенность. Тоска человека, стоящего на распутье и еще даже не знающего, между чем ему предстоит выбирать, еще не осознающего даже самой необходимости выбора, а лишь предчувствующего этот выбор.
Но они - и естественное ее продолжение, ее неизбежное порождение. Подобный прием «одушевления» живописной материи Врубель использует неоднократно: в «Тридцати трех богатырях» 1901, ГРМ «горящие, как жар», фигурки богатырей органично венчают пенистые гребни волн; в «Жемчужине» 1904, ГТГ в беспредметном мерцании перламутра материализуются почти помимо воли художника фигурки плывущих морских царевен. Так, «духи сирени», проступающие из переливающейся подвижной животворной цветущей материи, кажутся естественным и неизбежным ее порождением, итогом развития формы. Иной аспект «очеловечивания» фантазии, игры на грани фантастического и реального миров являют собой произведения, исполненные по мотивам театральных постановок сказочных опер Н. Портретами Н. Забелы в роли царевны Волховы 1898, ГТГ, ГРМ начинается особый жанр, возникший в творчестве Врубеля на пересечении основных линий его творчества, на границе двух миров, в которых существовал художник, - настоящего и театрального, реального и фантастического.
Создавая сценические костюмы для своей жены, Врубель в совершенстве освоил магию театрального перевоплощения, она стала привычной частью его повседневной жизни, его работой. Созданные художником и певицей фантастические образы были настолько выразительны и убедительны, что в восприятии современников Забела и ее персонажи были слиты в единое целое. Как сообщает аккомпаниатор певицы Б. Яновский, она прекрасно осознавала необычный, «неземной» характер своей внешности и умело использовала: «Я сама нахожу, что для изображения сверхъестественных существ у меня в голове и в движениях есть что-то особенное»[21]. В одном из писем Римского-Корсакова Врубелю содержится удивительное признание: «Конечно, вы тем самым сочинили Морскую царевну, что создали в пении и на сцене ее образ, который так за вами навсегда и останется в моем воображении... Эту особую грань врубелевского мышления метко подметил А. В процессе трансформаций виды искусства и техники обогащают пластическое звучание друг друга, на пересечении их рождаются новые приемы и формы[24]. Обсуждая в мае 1898 года свои керамические опыты с Н.
Римским-Корсаковым, Врубель признавался, что работа в майолике «является искусом и подготовкой вообще моего живописного языка, который, как Вы знаете и я чувствую, хромает в ясности»[25]. Иванов пишет о единстве скульптурных и живописных форм Врубеля: «В живописи зоркий исследователь и вдохновенный певец форм, он не мог не быть прирожденным ваятелем: там - он созерцает их в одном неподвижном ракурсе, в скульптуре - он теми же формами любуется как бы со всех сторон, рукою ощупывает их знакомые изгибы и изломы»[26]. И наоборот, изображая в поздней акварели 1904 года ГРМ фигуру Морской царевны, он воспроизводит свою трехмерную «фигуринку» 1899 года в двух ракурсах, стараясь запечатлеть ее в самых выгодных поворотах. Кульминацией линии театрального портрета по традиции, сложившейся еще при жизни художника, является картина на самом деле уже совсем типологически иная. Знаменитый холст «Царевна-Лебедь» находится в довольно сложных отношениях и с портретным жанром в облике изображенного здесь существа многим чудились черты и Н. Забелы, и Э. Праховой - представленные на выставке эскизы подтверждают резонность обеих версий , и с постановкой оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Образ Царевны Лебеди возник в воображении Врубеля и был запечатлен на его знаменитом полотне еще до того, как он мог получить целостное впечатление об опере «Римского-Корсакова. Свой экземпляр клавира Забела получила 10 августа 1900 года, а к 19 апреля картина «Царевна-Лебедь» была написана и продана М. Созданный Врубелем образ женщины-птицы - «чудо чудное, диво дивное» - произвел сильнейшее впечатление на Римского-Корсакова, впоследствии в письме к Забеле от 14 февраля 1901 года он называет ее «апокалипсической птицей»[29]. Тревожные отблески древних мифов видел в ней и А. Забелу в различных ролях или наделяя чертами портретности свои майоликовые «фигуринки», исполненные по мотивам оперных спектаклей, Врубель порождает особый класс мифологических, фольклорных существ, со своей особой «сказочной» анатомией. Он пишет много. Видно, что душа его волнуется. И, может быть, из этих волнений выкатятся драгоценные жемчужины»[32].
К убедительности вымысла, к этой особой власти над формой, художник шел всю свою жизнь. Пусть фигура неправильна в ваших глазах, но она красива и мне нравится. Этого довольно»[33]. Два самых таинственных врубелевских шедевра, в которых изображенные фантастические существа уже почти совсем не нуждаются в каких-либо импульсах-оправданиях, - это картины «Пан» 1899 и «К ночи» 1900, обе - ГТГ. И не случайно, что самобытность «Пана» была остро воспринята поэтами. Пожалуй, самые проникновенные строки о «Пане» принадлежат одному из ведущих представителей французского символизма Эмилю Верхарну: «... Картина полностью воплощает всю дикую и могучую природу Сильвана. Это не человек с вилообразными ногами; это настоящая эманация вод, лесов и полей.
Чтобы создать такую сильную, незабываемую фигуру, надо чувствовать и мыслить так, как чувствовали и мыслили дивные мастера Возрождения древней Греции; надо обладать мозгом, который способен направлять и умелую руку, и великолепное зрение»[34]. Велимир Хлебников, посвятивший врубелевской картине два стихотворения, «Пен Пан» 1908 и «Бух лесиный» 1912? Зеленый леший - бух лесиный —.
Последним его творением был портрет поэта В. Брюсова, который он написал перед тем, как ослеп, в 1906 году.
В 1910 году неповторимый и талантливый живописец скончался в клиники доктора Бари. Врубель показывает зрителю усталого, бессильного, страдающего «Демона», но в тоже время оживляет полотно необыкновенно-переливающемся на свету одеянием героя в голубых, синих оттенках. Так же на картине можно увидеть необыкновенные цветы, которые расположены за главным героем картины. В целом полотно наполнено золотистыми, красными, сиреневыми, охристыми, лилово-синими тонами, которые при разном освещении совершенно меняют вид картины. Михаил Александрович не случайно пишет цветы вокруг главного героя размыто, как бы обозначая их присутствие.
Это сделано, что бы вывести на первый план главного героя. По моему мнению, автор не случайно выбрал в качестве фоновых оттенков фиолетовый и сиреневый цвет. Эти цвета передают тревогу, печаль, взволнованность героя, с помощью них автор смог показать зрителю душевное состояние главного героя. Во время просмотра картины, создаётся ощущение, что Душа Демона закована в тело. Композиция наполнена внутренним напряжением.
Голова повёрнута в бок и при этом, возникает зрительная иллюзия, что волосы находятся в состоянии полёта. Черты лица размыты, но при этом чётко ясно настроение героя. Взгляд полон грусти и печали. Если внимательно присмотреться, мы можем увидеть на щеке Демона отблеск хрупкой, словно хрусталь, слезы. Величавые плечи и руки демона выполнены с необычайной точностью.
Мышцы прописаны с необыкновенной реалистичностью. Руки являются одним из главных элементов полотна. В них чувствуется напряжение героя и в тоже время они напоминают былые крылья ангела, которых у него нет.
Читайте также
- Наши проекты
- Особенности картины
- Чего боялся Врубель: экскурсия по выставке в Новой Третьяковке - Ведомости.Город
- Неподвижная тайна Михаила Врубеля. Биография в картинах
- Женственное в образе демона
Демон живописи. При жизни Врубеля травили, а работы называли мусором
В течение многих лет Врубеля влекло к Демону: Демон был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. Закончив картину "Демон сидящий", он принялся за иллюстрации к Лермонтову. Михаил Врубель "Демон сидящий", 1890. Врубель, изначально иллюстрировал поэму Лермонтова «Демон». «Демон (сидящий)» – одно из самых совершенных и загадочных творений художника – мистика визионера. Идею Демона Врубель привезет в Москву, и уже там, в доме Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской, напишет в 1890 году свое полотно «Демон сидящий». Черноволосый, голубоглазый юноша-гигант сидит недвижим, обхватив колени, посреди поляны с фантастическими цветами.
Демон живописи. При жизни Врубеля травили, а работы называли мусором
«Демон сидящий», 1890, «Демон летящий», 1899, «Голова демона» (майолика), 1894. Выставка в Третьяковской галерее начиналась сразу с кульминации — появления вместе трех живописных врубелевских «Демонов». 1904. Картина написана после духовного перелома Врубеля. Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий». Одним из самых первых изображений Демона была картина «Демон сидящий», которая сейчас хранится в Третьяковской галерее. он начал работу над картиной, которая получила название «Демон сидящий». Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи.
Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника
Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. Демон (сидящий) Михаил Врубель (1856-1910). Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона. Демоны художника Врубеля История, Живопись, Картина, Музей, История России, Картина маслом, Художник, Длиннопост, Демон.
Демоны Михаила Врубеля: история художника, его поисков и душевного расстройства
Он сидит в окружении диковинных цветов, согнув ноги и обхватив колени сильными, мощными руками. Длинные черные волосы персонажа развевает ветер, красивое лицо с женственными чертами печально, взгляд расфокусирован — Демон словно погружен в тяжкие думы, скорбь или воспоминания. Позади юноши в горах догорает яркий закат. Художник заложил в «Демона» множество символов. Так, по его задумке, персонаж олицетворяет дух изгнанника, его ощущения и чувства.
Демон сидящий фрагмент «Лицо демона». Обратите внимание: Демон Врубеля имеет необычное лицо.
Огромные глаза, длинные волосы, пухлые губы. Несмотря на мускулистое тело, проскальзывает в нем что-то женственное. Сам Врубель говорил, что он намеренно создаёт андрогинный образ. Ведь темным может быть и мужской, и женский дух. А значит его изображение должно сочетать в себе черты обоих полов. Подробности здесь.
Калейдоскоп «Демона» Современники Врубеля сомневались, что «Демон» относится к живописи. Настолько его работа была необычно написана. Художник работал частично мастихином металлическая лопатка для удаления лишней краски , нанося изображение дробно. Поверхность похожа на калейдоскоп или кристалл. Такая техника вызревала у мастера долго. Его сестра Анна вспоминала, что Врубель интересовался в гимназии выращиванием кристаллов.
А в молодости он обучался у художника Павла Чистякова. Тот учил разделять пространство на грани, выискивая объем. Врубель с восторгом перенял этот метод, так как он хорошо сочетался с его замыслами. Портрет В. Фантастический цвет «Демона» Врубель. Деталь картины «Демон сидящий».
Врубель был сверхъестественным колористом. Он мог многое. Например, с помощью лишь белого и чёрного создать ощущение цветного за счёт тончайших оттенков серого. Свидание Тамары и Демона. Третьяковская галерея Поэтому ничего удивительного, что такой мастер создаёт непривычный колорит, чем-то схожий с Васнецовским. Помните необычное небо в «Трёх царевнах»?
Три царевны подземного царства. Третьяковская галерея У Врубеля хоть и просматривается трёхцветка: синий — жёлтый — красный, — но оттенки необычны.
Иллюстрация к поэме М.
Лермонтова, 1890. Коричневая бумага, итальянский карандаш, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон, смотрящий на танец Тамары.
Бумага, акварель, итальянский карандаш, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон и ангел с душой Тамары. Бумага, акварель, белила.
Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон.
В 1870 году семья направилась в Одессу, где будущий художник учился в Ришельевской гимназии. В 1874 году Врубель поступил на юрфак Петербургского университета, но не смог защитить конкурсную работу и вышел из него со званием "действительного студента". Гораздо меньше известно, что эту гимназию окончил художник Николай Ге В школьные и университетские годы интересы Врубеля были разносторонними, но он больше тяготел к театру, музыке и литературе, чем к живописи.
Ему, например, посчастливилось познакомиться с Модестом Мусоргским и родственниками Михаила Глинки. В 1880 году, отбыв воинскую повинность, он поступил вольнослушателем в Академию художеств, где учился у Павла Чистякова и некоторое время у Ильи Репина. Во время учёбы он подружился с Валентином Серовым. Академию Врубель тоже не окончил, хотя его работа "Обручение Марии с Иосифом" была отмечена второй серебряной медалью Академии.
Перелом в судьбе наступил в 1883 году. К Чистякову в поисках исполнителя работ в Кирилловской церкви приехал Адриан Прахов. С одной стороны, ему понравились его работы, да и мнение известнейшего педагога, учителя целой плеяды будущих звёзд Васнецова, Репина, Сурикова, Поленова , Павла Чистякова дорогого стоило. С другой стороны, статус Врубеля был невысок, и его гонорар можно было уместить в пределы не слишком богатой сметы.
Решение оказалось правильным. Более того, в Кирилловской церкви Врубель выполнил основной объём работ. Чего стоит только прорисовка ста пятидесяти фигур для реставрационных подмалёвков. А ведь он реставрировал старые фрески, рисовал новые и сделал четыре главные иконы для иконостаса.
Кроме того, он занимался реставрацией фигуры ангела в куполе Софийского собора. Одно из самых значимых произведений Врубеля при росписи Кирилловской церкви — фреска "Сошествие Святого Духа на апостолов" на сводах хора. В этой вполне зрелой работе соединились и классические византийские принципы, и традиции древнерусского искусства, и новые модерновые мотивы. Изображение во многом портретное.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы Ершовой она вышла замуж за одного из художников-участников реставрации , второй апостол от левой руки Богородицы — с протоиерея Петра Лебединцева , преподававшего в Ришельевской гимназии, второй апостол от правой руки — с киевского археолога Виктора Гошкевича, третий апостол — с настоятеля Кирилловского прихода Петра Орловского , который, собственно, и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество, четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — с Адриана Прахова. Ну и автопортрет — апостол Лука — третий справа от Богородицы. Естественно, он был вхож в тот круг, который Праховы создали вокруг себя. И Врубеля угораздило влюбиться в хозяйку дома Эмилию Львовну.
Прахова, блестящая пианистка и очень образованный человек, действительно была необычайно интересна, хотя отпугивала многих своеобразной внешностью и ещё более своеобразным характером. Кем был человек, сделавший Киев художественным центром России16 марта 1846 года в белорусском городке Мстиславле родился Адриан Викторович Прахов. Сейчас об этом человеке в Киеве помнят немногие. Историк искусства?
Ангелы и демоны Михаила Врубеля
Выставка под названием “Возвращение украденного Врубеля” будет действовать до 20 ноября, после чего картина “Демон и Ангел с душой Тамары” займет свое место в постоянной экспозиции. Современники Врубеля сомневались, что «Демон» относится к живописи. Демон летящий (1899). Полотно «Демон сидящий» было создано Врубелем во время проживания художника в семье московского купца Мамонтова, известного покровителя талантов и ценителя живописи. В сервисе "Google Искусство и культура" собраны экспонаты из более чем 2000 ведущих музеев и архивов, которые захотели показать сокровища мировой культуры в Интернете с помощью Google Cultural Institute.
«Это гений!»
- Михаил Врубель. «Демон сидящий»
- Врубель: художник на все времена | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
- Должен был стать не художником, а юристом
- Картины демонов Михаила Врубеля
- Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия
- "Демон" Врубеля - гениальное творение эпохи. Тема демона в творчестве Михаила Врубеля