уникальный праздник с многовековой историей, который умело сплел в себе языческие и православные традиции. Часть считает, что сначала древние славяне отмечали Новый год в марте, во время весеннего равноденствия, потом Новый год перешёл на сентябрь и отмечался в Семёнов день. Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января ввел с 1699 года российский император Петр I. До того, согласно историческим хроникам, с датой празднования главного зимнего праздника был полный разнобой. Когда праздновать Новый Год ПРАВИЛЬНО.
История Нового года в России
Как поясняют священнослужители, основная причина, по которой православная церковь отказывается от перехода к Григорианскому календарю, — это привязка Пасхи к лунному календарю. Отметим, что в старину вечером этого дня проводился интересный обряд на обновление огня. Тушился в печи старый, что означало конец года, и зажигался новый огонь. Добыть его нужно было естественным путем — через выбивание искры, или трением сухих веток.
Чаще использовали кремень, в качестве огнива, а ветки брали с липы или дуба. Если таковых не было, то с сосны или березы. Кроме того, дымом с нового огня окуривали дом и хозяйственные постройки.
Кашу вместе с горшком сразу выбрасывали. Все Горшочки для запекания Чтобы праздник запомнился Чтобы встреча Старого Нового года оказалась запоминающейся, важно настроиться на волшебный лад. Это возможность хорошо отдохнуть, освободиться от негатива, на несколько часов вернуться в детство. И немного о приметах Старый Новый год наполнен бытовыми приметами.
На некоторые из них обращали особое внимание. Если 14 января в дом первым придет мужчина или встретится на улице, то год будет удачным. Чтобы избежать бедности, мелкие деньги считать не стоит. Если с утра доведется слышать необычный приятный звон, он может быть сигналом пополнения семьи.
По погоде на Васильев день и начало народившегося года примечали, каким он будет. Теплая Меланка может быть предвестницей хорошего лета. Большой урожай хлеба и меда обещали появившийся на деревьях иней и туман. Метель в этот вечер — к большому урожаю орехов.
Если в новогоднюю ночь разыграется пурга или метель, то год принесет много беспокойства. Садоводы в новогодье тоже не сидят без дела. Для большого урожая фруктов утром 14 января нужно встряхнуть ветки плодовых деревьев, обращаясь к Святому Василию с просьбой защитить сад от вредителей. Действуют ли все эти поверья и приметы — можно попробовать самим.
Главное — верить, что в наших силах исправить самую сложную и неприятную ситуацию.
И только в 1700 году по указу Петра I государственный Новый год перенесли на 1 января. Несмотря на это, Церковное новолетие никуда не исчезло.
Оно и по сей день отмечается православными. Христиане специальными молитвами просят Бога благословить новое лето. Кстати, праздники в этом году совпали с началом климатической осени.
Напомним, летняя погода в столице продержалась 137 дней.
Указ Петра предписывал отмечать это событие особенно торжественно. Одну из главных и любимых традиций, которая сохранилась и сегодня, Петр I перенял у Германии. Речь идет об украшении елки.
Что такое день осеннего равноденствия: инфографика Историки отмечают, что царь очень строго следил за тем, как его подданные украшают дома. Он лично на Новый год объезжал дома ближних стольников, и хозяина дома, в котором он не находил елки, приказывал нещадно бить батогами. Впервые наряженная ель засветилась огоньками в 1852 году в Санкт-Петербурге. Лесная красавица была установлена в помещении Екатерининского Московского вокзала. А карнавалы и карнавальные маски появились в России после 1721 года.
Тогда был впервые был устроен пышный маскарад в честь заключения мира со шведами. Впоследствии эту форму празднования перенесли и на новогодние торжества.
Славянский Новый год
В отличие от григорианского и юлианского календаря в Восточной астрономии и астрологии есть астрономически обоснованный день, в который начинается новый год, то есть начинается новый цикл вращения Земли относительно Солнца. В видео рассмотрены четыре варианта Нового года славян с обоснованием и примерами праздников. Show more.
По Юлианскому календарю, которого придерживается православная церковь, сегодня не 14-ое, а 1 сентября. Решением Вселенского собора в 325 году эта дата была установлена началом календарного года и называлась новолетием вплоть до правления императора Петра I. Великий Петр постановил праздновать новый год, как в Европе — 1 января, а также считать летоисчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Таким образом текущий тогда 7208 год стал 1699 годом. После падения царизма, в 1918 году, в России ввели новый — Григорианский календарь. По нему отмечать новый год стали «раньше на 13 дней».
Отсюда 13 января появился Старый Новый год по старому стилю.
Но преподобный Нестор и другие русские летописцы ведут летосчисление от Пасхи до Пасхи. Таким образом в самом начале у нас допущена была некоторая неопределенность в праздновании Нового года, и это обстоятельство подало повод к спору о начале Нового года.
На соборе Московском в 1348 году, при великом князе Симеоне Иоанновиче и митрополите Феогносте, постановлено было церковный и гражданский год считать с сентября, как вновь это утвердили и Московские соборы 1492 и 1503 годов. Поэтому первый день сентября в старину был важен для наших предков во многих отношениях. Как новолетие этот день считался русскими в числе великих праздников, и предки наши, домашняя жизнь которых отличалась резко характером церковности, проводили этот день так же, как праздник Рождества, Богоявления и прочие.
В день Семенов они считали священным долгом быть на всех богослужениях, подавать милостыню, посещать тюрьмы и приюты, снабжать бедных пищей и одеждой. Первый день сентября как праздник новолетия начинал собой круг церковный, почему богослужение в этот день сопровождалось особым церковным 4 обрядом. Накануне новолетия торжественный колокольный звон по всей Москве раньше обыкновенного времени призывал народ к вечерне, после которой патриарх со всем собором совершал молебное пение новолетию, а иногда и Симеону Столпнику.
То же делалось накануне Нового года во всех церквах не только в Москве, но и во всей России. В полночь о наступлении новолетия давалось знать вестовой кремлевской пушкой. С первым ударом церковного колокола, призывающим к утрени, массы благочестивых бояр и народа устремлялись в Кремль для встречи Нового года в Успенском соборе.
По окончании утрени на рассвете совершался обряд «летопровождения». Патриарх по выходе из Успенского собора и прочтении пред церковными вратами ектении «о еже благословити Господу венец лета благостию Своею» в сопровождении многочисленного духовенства в богатых облачениях, в преднесении святых икон, крестов и хоругвей совершал крестный ход на кремлевскую площадь, которая тщательно была убрана и здесь во множестве толпился народ. Уже ранее между Архангельским и Благовещенским соборами были приготовлены и устланы дорогими коврами два места на особо устроенном обширном помосте против красного крыльца: одно для царя, а другое для патриарха.
На восточной стороне помоста, окруженного красивой решеткой, поставлялись два аналоя, на одном из которых полагалось святое евангелие, а на другом — икона святого Симеона. Совершаемое здесь молебное пение с водосвятием исполнялось государевыми и патриаршими певчими, и присутствовавшие с благоговением внимали велелепному исполнению церковного служения, особенность которого составляло, между прочим, троекратное осенение святым крестом четырех стран света и умилительное чтение Евангелия Лк. По окончании молебна царь подходил к святому кресту, при чем патриарх произносил приветственную царю речь, после краткого ответа на которую царь прикладывался к святому евангелию и иконам.
Затем, возвратившись в Успенский собор, патриарх соборне со всем именитым духовенством совершал чин литургии. В этот день приносили поздравление царю бояре и иноземные послы. Царь приветствовал благочестивый народ и по русскому обычаю разделял бедным богатую милостыню, в чем усердными подражателями ему являлись бояре и богатые купцы.
А в 1918-м, вслед за большинством стран Западной Европы, перешла на более точный — григорианский. Но духовенство не приняло эту реформу и от юлианского календаря не отказалось. Русская православная церковь наряду с некоторыми другими до сих пор использует юлианский календарь, поэтому Рождество в России отмечают 7 января, а в католических странах — 25 декабря. То же самое произошло и с Новым годом — официально страна празднует его одновременно со всем миром, 1 января, а неофициально — в ночь с 13 на 14 января как дань традиции.
При этом разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается и к началу 2100-х годов достигнет 14 дней. В 2101 году старый Новый год будет праздноваться в ночь с 14 на 15 января. Васильев вечер Впрочем, с давних пор 14 января на Руси — особенный день. Христианская церковь чтит память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.
В народном календаре этот день назывался Васильевым днем, а вечер 13 января — Васильевым вечером по-другому — Щедрец, Богатый вечер, Овсень, Маланья. На стол в этот праздник ставили пироги, мясо, блины, кутью, кашу, пиво, вино и другие хмельные напитки. Главным блюдом был жареный поросенок. В Васильев вечер было принято мириться с друзьями и соседями.
Как празднуют Новый Год славяне в 2024 году?
Славянский Новый год и чем он был замечателен. И теперь гражданский Новый год праздновали в начале января, а церковный Новый год остался прежним – 1 сентября. Славянский Новый год отмечают 14 марта. Рассказываем об истории и традициях праздника. У древних славян Новый год связывался со временем пробуждения природы от зимней спячки и отмечался одновременно с Масленицей, в день весеннего равноденствия – 21 марта. Новый год для славян был целой цепочкой ритуалов и начинался уже 25 декабря, в конце периода зимнего солнцестояния. Как появилась традиция праздновать Старый Новый год.
Славянский языческий Новый год
В допетровские времена празднование нового года приходилось на 1 сентября. Расскажем вам о том как и когда отмечали праздник Нового Года наши славянские предки. Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января ввел с 1699 года российский император Петр I. До того, согласно историческим хроникам, с датой празднования главного зимнего праздника был полный разнобой. «Славяне праздновали Новый год весной. У них началом года считался март, когда природа «освобождается» от зимних оков. У древних славян Новый год связывался со временем пробуждения природы от зимней спячки и отмечался одновременно с Масленицей, в день весеннего равноденствия – 21 марта.
История Нового года в России
До Петровского праздника Нового Года, первый раз введенного в 1700 году, славяне встречали природные праздники «совсем не так и не тогда». На самом деле традиция праздновать Новый год в сентябре — не столько общеславянская, сколько уже русская, и особой древностью не отличается. Древние славяне праздновали начало Нового года в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. Почему наши предки отмечали Новый Год сначала в марте, потом в сентябре, и как менялись традиции январского празднования – в материале
Новая лета. Славянский новый год.
Древние славяне праздновали начало Нового года в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. Почему наши предки отмечали Новый Год сначала в марте, потом в сентябре, и как менялись традиции январского празднования – в материале Как и когда на Руси отмечали Новый год, что изменилось при переносе нового года Петром 1. Традиции праздника у древних славян, был ли Дед Мороз. Славянский Новый год отмечают 14 марта. Рассказываем об истории и традициях праздника. «Славяне праздновали Новый год весной. У них началом года считался март, когда природа «освобождается» от зимних оков.
Семин день и Новолетие. Почему в славянский Новый год нужно заводить новые знакомства
В Вавилоне Новый год праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинает пробуждаться от зимнего сна. Главная» Новости» Когда праздновали новый год древние славяне 1 марта. Исследователи утверждают, что новый год у славян начинался примерно с 20-х чисел марта. В сентябре новый год праздновала Византия, которая переняла этот обычай от Иудеев.
Новый год. Древнерусская версия
Вспомним, как отмечали праздник много лет назад и какие угощения были на новогоднем столе у наших предков. Весенний Новый год В языческие времена у восточных славян Новый год начинался весной — 1 марта, когда пробуждалась природа и начинались весенние полевые работы. Главный зимний праздник наших предков носил название — Коляда. Он отмечался в день зимнего солнцеворота и длился с 25 декабря по 6 января. Зимнее солнцестояние, как и весеннее равноденствие, славяне связывали с поворотом к весне. Накануне праздника славяне украшали свои дома еловыми и сосновыми ветками, позже ставили елки, которые должными были, по древним поверьям, своими колючими и острыми иглами отгонять злых духов и не пустить их в дом. С принятием христианства на Руси Новый год начал отмечаться 1 сентября. Этот день считался Новолетием, так как, согласно Библии, Бог сотворил мир именно в сентябре. Сентябрьский Новый год на Руси встречали благоговейно и чинно. В храмах проходила торжественная служба, повсюду звенели колокола.
Вечером перед новогодней ночью все собирались в доме главы семейства. Гостей угощали медом, винами, пивом и медовухой. Не обошли они и календарь. В декабре 1699 года император издает указ о том, что с 1 января 1700 года Новый год в России будет отмечаться 1 января. Петр повелел «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых», потешаться с огнем — разжигать новогодние костры, учинять стрельбу и гулянья. Царским указом предписывалось поздравлять друг друга с праздником. И теперь гражданский Новый год праздновали в начале января, а церковный Новый год остался прежним — 1 сентября. С того времени люди начали активнее готовиться к празднику, украшать дома хвоей. Появилась традиция дарить друг другу новогодние подарки, которую поддерживал и царь: отмечая со своими придворными Новый год, Петр I не забывал о народе и выставлял перед дворцом разные кушанья и чаны с пивом и вином.
Новогодняя елка Поначалу праздничная елка была скорее детской забавой. Выбирали красивую крепкую ель, обвешивали ее детскими игрушками и водили вокруг хороводы. Кто посмелее — мог залезть на елку и достать понравившиеся сладости и предметы. А то, что осталось, после праздника снимали и раздавали детям. Позже наряд елки стал более изысканным, появились определенные правила украшения хвойной красавицы.
Отметим, что в старину вечером этого дня проводился интересный обряд на обновление огня. Тушился в печи старый, что означало конец года, и зажигался новый огонь. Добыть его нужно было естественным путем — через выбивание искры, или трением сухих веток. Чаще использовали кремень, в качестве огнива, а ветки брали с липы или дуба. Если таковых не было, то с сосны или березы. Кроме того, дымом с нового огня окуривали дом и хозяйственные постройки. Таким образом прогоняли злых духов, и задабривали домового.
Оно связано с Месопотамией, где в марте отмечали весеннее пробуждение природы. Праздник длился несколько дней, люди в это время не работали, гуляли и веселились. Позже греки, египтяне и римляне тоже начали отмечать наступление нового года. В Древнем Риме, примерно в V в. Он также считался защитником страждущих. Во время Сатурналий таково название этого праздника римляне играли в азартные игры, дарили друг другу подарки, развлекались. На границы в эти дни объявлялось перемирие. Хозяева старались хорошо накормить своих слуг, исполнить их желания, чтобы угодить богу Сатурну.
И сам принял в нем активное участие — под бой курантов в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 г. А ещё позаботился о праздничной атмосфере, повелев украсить город к торжеству. В его Указе от 20 30 декабря 1699 г. Судя по всему, недавно вернувшемуся из европейского вояжа во главе «Великого посольства» Петру Алексеевичу удалось, скорее всего в Саксонии, познакомиться с рождественской ёлкой, украшенной свечками, фруктами и пряниками. Хотя в самой Европе её современная история только начиналась. Ёлка в европейской праздничной традиции Сегодняшний светлый радостный образ наряженной ёлки уходит корнями в древнюю духовную традицию. Сам обычай почитания деревьев - носителей жизненной энергии, вместилища душ предков и места обитания духов, оберегающих от злых сил - чрезвычайно стар. С давних времен в поисках защиты и поддержки сложился универсальный мировой культ «священных деревьев» с ритуалами, включающими и украшение дерева. Порой существовало почитание не только живого или целого дерева, но даже его части — обычай хранения кусочка «рождественского полена» на счастье встречался у скандинавов, англичан, французов. И если на Руси почитаемым деревом была береза, то у древних германцев эту роль играла ель: в её тени собирался воинский совет, у неё просили защиты и здоровья. К ней могли приходить и в канун Нового года с дарами-украшениями. С принятием и утверждением христианства смысловой центр праздника сместился на Сочельник — дату Рождения Христа 24 декабря и ёлка стала Рождественской. Но, конечно, не следует здесь видеть единую непрерывную традицию, идущую с незапамятных времен. Первое упоминание о ёлке как о рождественском дереве встречается в 1600 г. Приезжавшие туда путешественники любовались установленными на Рождество в домах местных жителей еловыми деревьями, украшенными бумажными розами, фруктами и сладостями. Сам обычай связывают с именем немецкого церковного реформатора Мартина Лютера, который, как гласит легенда, в 1513 г. Во второй половине XVII в. Очень эффектно смотрелись деревца, на ветках которых красовались горящие свечи. А затем догадались ставить большую красавицу-ёлку в центр комнаты, чтобы вокруг можно было водить хороводы. И лишь в начале XIX в. Век восемнадцатый: русская ёлка - путь «через тернии - к звездам! Правда, в его указе речь не шла о домашней, украшенной игрушками ёлке — по его замыслу зеленый акцент должен был в праздник украсить серо-белую городскую гамму улиц и площадей. Не стал он зацикливаться исключительно на ёлках — можно было использовать любые вечнозеленые породы. Но главное, что это была именно Новогодняя, а не Рождественская ёлка, что подчеркивало светский характер введенного нового праздника. Сразу после основания Северной столицы ёлки стали устанавливать и там. А затем все закончилось так же быстро, как и началось. Общество не разделило праздничного энтузиазма и эстетических вкусов правителя: с его смертью не успевшая прижиться традиция, казалось, навсегда канула в лету. И это неудивительно, ведь в славянской культуре у ели сложилась другая, противоположная празднику, репутация. В русской устной традиции ельник — мрачное, колючее, сырое место, где обитают колдуны и лешие. Ель не сажали рядом с домом, считалось, что та «выживает» рядом с собой лиц мужского пола. А еще она как и сосна играла немалую роль в русских погребальных обрядах.