Но старый конфликт между Индией и Китаем не ограничен территориальными спорами. Помимо наиболее известных конфликтов между Пакистаном и Индией, а также Китаем и Индией, в регионе существуют и другие разногласия.
Индия сообщила о нападении Китая в районе Гималаев
Китайско-индийский пограничный конфликт в 1962 году. Индийские власти внимательно следят за передвижениями и скоплением китайских вооруженных сил на границе, пишет газета со ссылкой на собственный источник в правительстве Индии. "Индийские и китайские войска разошлись в районе Галван, где ранее вступили в конфликт в ночь с 15 на 16 июня 2020 года. Страны G20 согласовали единый подход по Украине перед саммитом, однако Китай смягчил свою позицию, а хозяйка предстоящего саммита «Большой двадцатки» Индия отказалась осудить российскую спецоперацию.
На границе Индии и Китая произошли боевые столкновения
Несмотря на поставки советского вооружения, индийская армия оказалась гораздо слабее НОАК. По итогам войны Аксайчин был занят китайскими войсками, а Аруначал-Прадеш остался за Индией. Однако сам территориальный спор так и не был решён. Более того, он значительно осложнился после того, когда Пакистан в 1963 году заключил с Китаем соглашение о границе, по которому уступил ему часть территории Кашмира, включая Ладакх. Этот шаг вызвал возмущение в Индии, поскольку Пакистан не только отдал Китаю часть Кашмира, на всю территорию которого всегда претендовала Индия, но и формально узаконил пребывание на ней китайских солдат. Принимая такое решение, Пакистан, очевидно, рассчитывал, что Индия автоматически признает его суверенитет над частью Кашмира. Однако расчёты Исламабада не оправдались, так как Дели вряд ли когда-нибудь откажется от Кашмира.
Пограничный вопрос с трудом, но решаем Отношения же между Китаем и Индией значительно ухудшились. И с того времени вооружённые столкновения на линии фактического контроля возникали с завидным постоянством. Последнее значимое из них произошло в июне 2020 года в Ладакхе, в ходе которого погибли 20 индийских солдат и четверо китайцев. Конфликт превратился в затяжное противостояние в труднопроходимой горной местности, где каждая из сторон разместила десятки тысяч военнослужащих при поддержке артиллерии, танков и истребителей. И хотя затем Индия и Китай вывели войска из некоторых районов на северном и южном берегах Пангонг-Цо, Гогры и долины Галван, тем не менее они продолжают сохранять значительные силы в рамках многоуровневого развёртывания. Нельзя сказать, что обе страны не принимают меры, чтобы разрешить пограничные споры.
Так, в 1993 и 1996 годах были подписаны соглашения, призванные обеспечить мир и стабильность в приграничных районах двух стран. В 2003 году произошли взаимные территориальные признания: правительство Индии признало Тибет неотъемлемой частью китайской территории, а Китай признал Сикким частью Индии. В 2005 году во время визита премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Индию обе страны подписали соглашение о руководящих политических принципах решения пограничного вопроса. Сейчас действуют двусторонние механизмы по разрешению пограничных инцидентов. Кстати, за несколько дней до встречи в Дели министров обороны Китая и Индии, о которой речь шла выше, был проведён 18-й раунд переговоров на уровне командиров армейских корпусов вооружённых сил двух стран. По оценке сторон, он был весьма плодотворным, поскольку показал, что обе стороны готовы к дальнейшему ослаблению пограничной ситуации и нормализации двусторонних отношений в условиях текущей международной и региональной ситуации.
Было заявлено, что вопрос о границе между Китаем и Индией в настоящее время постепенно переходит от конфликта и противостояния к фазе нормализованного управления. А посему ситуация на границе в будущем станет более стабильной. Тем не менее «пограничный вопрос остаётся сложным, и поэтому он по-прежнему требует от обеих сторон дальнейшего внедрения механизмов на всех уровнях и по различным каналам, чтобы как можно чаще идти навстречу друг другу, чтобы найти справедливое и разумное решение», - подчеркнула китайская газета «Глобал таймс». Если всегда помнить о двух частях айсберга Однако нельзя не отметить, что территориальный спор - лишь внешняя часть всего комплекса непростых китайско-индийских отношений. Он мог бы быть решён в один момент, если бы не соперничество и недоверие, которые проявляют обе страны, и которые осложняют нормальное их взаимодействие. Совершенно очевидно, что Китай и Индия, обладая самыми быстрорастущими экономиками в мире, борются за то, чтобы стать бесспорной сверхдержавой в Азии, и поэтому они с подозрением относятся к намерениям друг друга.
И сразу же начались консультации китайских и индийских старших военачальников в регионе, между которыми налажены каналы связи. Только не надо про «особенности перевода». Словом «полномасштабный» в оригинале и не пахнет ни при каком эпистолярном варианте, а вооруженные конфликты бывают разной интенсивности. От низкого до высокого, но высоким уровнем даже в 2020 году не пахло, хотя американское шпионское ведомство указывает на него как на самый значительный. Более того, сами американцы, подчеркнем это еще раз, указывают на «низкий» уровень. Так что когда в американском докладе читаем, что «…Китай стремится превзойти США по всеобъемлющей национальной мощи…, в то время как Россия угрожает США напрямую…», понимаем, что наш альянс у Вашингтона костью в горле, и именно он является становым хребтом Большой Евразии. И именно вокруг этой оси начинают концентрироваться интеграционные круги — малый, к которому в США отнесли другие основные «государства-угрозы» - Иран и КНДР, а также большой, про который они пока помалкивают, но это не значит, что его не существует.
Что не может очень сильно не беспокоить Вашингтон. Думается, нет особой необходимости транслировать его озабоченности на российскую аудиторию. Самое главное: рассуждая о китайско-индийских отношениях, в которых, помимо двустороннего, имеется и трехсторонний аспект, учитывая «особые» отношения этих стран с Россией, и многосторонний, связанный с БРИКС и ШОС, следует не забывать о глобальном Юге. Судя по докладу, он уже рассматривается Вашингтоном как самостоятельный фактор мировой политики, отнюдь не комплиментарный к Западу. Теперь пару слов о том, каковы, исходя из документа, настоящие, а не гипотетические американские озабоченности на китайском направлении. Никакой индийской границы или акваторий, омывающих полуостров Индостан. Даже «индо-тихоокеанская» стратегия не упоминается, что подтверждает пропагандистскую искусственность этого пентагоновского конструкта.
В отличие от Аксай-Чина, на рубеже Аруначал-Прадеша стороны находятся примерно в равном положении, и там, в случае начала войны, все зависит в основном от того, кто успеет первым развернуть силы и обеспечить их дальнейшее снабжение. Единственный участок границы, который надлежащим образом демаркирован, признан и не вызывает никаких сомнений, — центральный, разделяющий территорию КНР и индийского штата Сикким. Индийские военные чувствуют себя здесь уверенно: все господствующие высоты и перевалы в их руках. И именно там, по иронии судьбы, начался нынешний пограничный конфликт, чуть было не переросший в вооруженное противостояние. Маленькая дорога и большой конфликт Продуваемое всеми ветрами высокогорное плато Долам на стыке трех границ — Индии, Китая и Бутана — настолько мало и его название так похоже на находящееся неподалеку плато Доклам — еще одну спорную территорию, что их часто путают, обозначая зону конфликта совсем в другом месте. Индийцы и бутанцы уверены, что Долам принадлежит Бутану; китайцы считают его своей территорией. Несколько лет назад китайские военные строители совершили очередной трудовой подвиг, протянув через Гималаи автомобильную дорогу к перевалу Дока-Ла, который прочно оседлали индийские пограничники. Тогда индийцы закрыли на это глаза, но в начале июня, когда китайцы решили, что дорогу нужно продлить к югу, в сторону хребта Джимпхри, политики и военные в Нью-Дели возмутились.
Дело в том, что если китайцы выйдут к Джимпхри и займут господствующие высоты, то им останется всего ничего до узкого коридора Силигури, который в прессе и даже в научных работах лирично именуют «Цыплячьей шейкой» или «Куриным горлышком». Эта полоска индийской земли связывает северо-восточные штаты Индии, известные также как «Семь сестер», с основной территорией страны. Если начнется вооруженный конфликт, китайцам хватит нескольких часов, чтобы рассечь Индию надвое. И дело не только в этом. Бутан — государство-клиент Индии, согласившееся в свое время поступиться независимостью во внешней политике в обмен на защиту, которую должен обеспечить великий южный сосед. Если окажется, что бутанцы рассчитывали на это зря, то Индии придется попрощаться с мечтами о региональном лидерстве и перспективами стать великой державой. Кто поверит стране, не сумевшей сдержать обещание и помочь ближайшему союзнику? Поэтому через пару дней после того, как китайцы начали строить дорогу к Джимпхри, путь им преградили индийские военные.
Произошла потасовка — по счастью, без оружия, пострадавшие с обеих сторон отделались легкими ссадинами. Китайцы строительство дороги прекратили — по крайней мере, временно — но крайне обиделись: в Пекине рассказали, что заранее известили через посольские каналы индийцев о предстоящих работах. В Нью-Дели объявили, что никаких предупреждений не получали, и обвинили китайских строителей в сносе двух индийских бункеров, стоявших на пути будущей трассы. Фейковые новости и приступ миролюбия Обстановка накалилась за считанные дни. СМИ с обеих сторон подогревали страсти: китайцы публиковали фотографии войны 1962 года, индийцы напоминали о конфликте пятью годами позже, когда китайцы, пытаясь взять перевалы, понесли большие потери и отошли.
Сообщения на сей счет противоречивы. Примакова РАН, отметил: «Это был 19-й раунд переговоров.
За ним последуют 20-й, 21-й. Командующие говорят о том, как избежать столкновений, избежать непонимания друг друга. Это в принципе просто декларация о том, что стороны не заинтересованы в обострении конфликта. Для Пекина и Дели не столь важны участки неосвоенной земли в горах. Речь идет о защите полного суверенитета над своей территорией. То есть китайцы и индийцы как бы застыли в логике, существовавшей в середине ХХ века. С тех пор, по крайней мере на Западе, подход изменился.
Там не придают такого большого значения территориальному суверенитету. А его защита для индийцев и китайцев остается священным долгом». Впрочем, на поведение двух стран влияют и экономические устремления.
"ВЗГЛЯД": Может ли Россия разрешить конфликт Индии и Китая
В самой северо-западной части Бутана и расположено это плато, вокруг которого вооруженный конфликт едва не вспыхнул в июне 2017 года, но стороны от эскалации воздержались. Michael J. MacLeod Индийские солдаты Итак, суммируем. Четыре «с половиной» среза. Второй срез: индийско-пакистанские противоречия по Джамму и Кашмиру, частью которых является ситуация вокруг Аксай-чин и односторонние манипуляции индийской стороны по изменению статуса Кашмира таким образом, чтобы упростить противостояние как с Пакистаном, так и с Китаем провозглашение «союзной территории».
Третий: достигнутое в последние десятилетия прочное сближение Китая и Пакистана. Негативного воздействия на него не оказывают никакие пертурбации в самом Исламабаде. Пекин одинаково успешно контачит как с пакистанскими правыми, так и с левыми первое, что сделал в нынешнем году новый премьер Шехбаз Шариф, свергший, если называть вещи своими именами, своего предшественника Имрана Хана, заверил Китай в неизменности двусторонних отношений. В рамках этого партнерства Пекину удается «упаковывать» противоречия с Дели в канву противостояния последнего с Пакистаном, выступающим в качестве «громоотвода» в том, что касается китайско-индийских отношений.
Четвертый срез: одновременное членство Индии как в ШОС вместе с Пакистаном , основу которой составляет российско-китайский альянс, так и в Quad — Четырехстороннем диалоге по безопасности. И нет сомнений, что Вашингтон, сохраняющий определенные рычаги влияния и на Исламабад, пользуется ими в собственных интересах, для поддержания региональной напряженности. Пример: недавние американо-индийские учения в штате Уттаракханд, в восточной части западного сектора китайско-индийской границы, прилегающей к Непалу. В силу этого Святой престол не имеет отношений с КНР и конфликтует с пекинскими властями по вопросам контроля над деятельностью католического епископата.
Такой вот узел противоречий, и все, повторим, «замутили» англичане, покидая Индию и вручая народам ее «большой» территории независимость.
Иными словами, для увеличения экспорта и снижения торгового дефицита, по мнению индийских исследователей, целесообразнее направлять больше инвестиций в наиболее слабые секторы экономики Индии - обрабатывающую промышленность и инфраструктуру. Это будет способствовать привлечению большего объема ПИИ и, как следствие, приведет к расширению экспорта. В 2018-2019 годах в Индию ввозилось 375 категорий товаров, из которых больше половины приходилось на Китай, включая 70-процентную долю электронной продукции10.
Если изобразить китайско-индийскую торговлю в стоимостном выражении в долларах США в долях от их общей внешней торговли, то получится наглядная картина большей зависимости экономики Индии от Китая. Китайские эксперты подчеркивают серьезную зависимость индийского рынка смартфонов от импорта из КНР. Сильная зависимость индийского рынка от КНР наблюдается и в автомобилестроении. В этой связи закономерно, что Индия испытывает хронический дефицит торгового баланса с Китаем, который также является и самым большим из всех торговых партнеров Нью-Дели.
Посольство Индии в КНР отмечает, что увеличение дефицита торгового баланса с Китаем объясняется двумя основными факторами: «узкой товарной корзиной» и серьезными препятствиями для большей части индийской продукции сельского хозяйства и секторов, в которых Нью-Дели обладает высокой конкурентоспособностью, включая фармацевтику и сферу услуг, чтобы попасть на китайский рынок13. Говоря о последней, стоит отметить, что она же является одной из ключевых статей индийского экспорта в целом, и проблемы в поставке услуг в Китай негативно сказываются на отрицательном для Индии сальдо торгового баланса. Ряд исследователей отмечает, что важнее даже не сами тарифные ограничения, которые регулируются нормами Всемирной торговой организации ВТО , а нетарифные ограничения, к числу которых можно отнести сложные таможенные процедуры, требования соответствия стандартам, длительные и непростые процедуры сертификации. Именно их часто называют индийские производители в числе самых серьезных препятствий для доступа к китайскому рынку.
Это стало прямым результатом усилий премьер-министра Индии Нарендры Моди по поддержке отечественных и иностранных компаний15. Реализации этих задач призвана способствовать объявленная в 2014 году Н. Моди программа «Делай в Индии» Make in India. Кроме того, развитие торговли между Индией и Китаем сталкивается со многими другими преградами, включая языковой барьер, ограничения на перемещение рабочей силы и повышенные визовые требования.
К коренным проблемам повышения качества двусторонних экономических отношений китайские эксперты относят так называемых трех «внутренних демонов» индийской политической элиты иньду чжэнцэ цзинин дэ «синь мо» : внешнеполитическое позиционирование Китая в качестве стратегического конкурента чжаньлюэ цзинчжэнчжэ ; неверная оценка и преувеличение роли торгового дефицита в качестве неизбежного «проигрыша» индийской стороны; неверное предположение, что в укреплении торгово-экономического и стратегического сотрудничества с США для подавления Китая Индия сможет заменить Пекин в качестве главной «фабрики мира» шицзе гунчан. Наметившаяся в последнее время тенденция на перенос части производства международных предприятий из Китая в Индию, обусловленная длительными ограничениями вследствие локдауна и усиливающимися трениями в американо-китайской «торговой войне», хотя и носит пока ограниченный характер, в перспективе может способствовать развитию внутреннего индийского производства и сказаться на снижении торгового дефицита с Китаем. Так или иначе, Р. Раджагопалан подчеркивает, что в целом торговое сотрудничество - это одна из тех немногих областей, где отношения Китая и Индии продвигаются вперед, несмотря на растущий дефицит двусторонней торговли.
Отмечается также и значительный потенциал роста в таких секторах, как фармацевтика, информационные технологии и инфраструктура. Хотя Индия и Китай прибегают к определенным протекционистским мерам, рыночные силы и экономическая выгода часто перевешивают, что позволяет, например, китайским компаниям в сотрудничестве с местным бизнесом участвовать в инфраструктурных проектах на территории Индии, а также усиливать присутствие в некоторых секторах индийской экономики, включая энергетику. Взаимодействие в рамках многосторонних механизмов в сфере экономики и устойчивого развития Заинтересованность Китая и Индии в углублении экономического сотрудничества особенно заметна на уровне взаимодействия в рамках международных многосторонних площадок, включая АБИИ и НБР. Так, Индия является одним из крупнейших заемщиков, привлекая средства на цели развития и для обновления инфраструктуры.
Выделение финансирования, например в рамках АБИИ, не представляется возможным без поддержки Китая, который является крупнейшим держателем голосующих акций. НБР был создан в 2014 году, а уже в 2015 году первым в истории президентом банка был назначен крупный индийский предприниматель, председатель «Infosys Limited» вторая по величине индийская ИТ-компания Кундапур Ваман Камат. В 2016 году, когда банк впервые начал осуществлять операции по финансированию проектов национального и инфраструктурного развития, Индия из всех пяти членов получила наибольший объем финансирования в размере 500 млн долларов19. По данным на 2019 год, банк одобрил 70 проектов во всех странах-членах, четверть из которых 18 проектов стоимостью почти 7 млрд долларов приходится на Индию20.
Некоторые исследователи также отмечают сотрудничество Китая и Индии на многосторонних площадках по продвижению интересов развивающихся стран, в том числе в области торговли и устойчивого развития. Первый представляет собой блок из четырех крупных новых индустриальных стран - Бразилии, Южной Африки, Индии и Китая, - образованный в 2009 году с целью согласования совместных действий на Копенгагенском саммите по климату. В 2010 году страны заявили о расширении сотрудничества и в других областях, в том числе было объявлено о совместной программе разработки спутников. Все участники в целом разделяют позиции по сокращению объемов выбросов парниковых газов и привлечению средств, необходимых для борьбы с изменением климата.
Например, на 26-й Конференции ООН по изменению климата в 2021 году министр окружающей среды Индии от имени «BASIC Countries» представил «Дорожную карту» по оказанию финансовой поддержки для развивающихся стран по борьбе с изменениями климата в размере 100 млрд долларов на период с 2021 по 2025 год. Отдельного внимания заслуживает координация действий Китая и Индии по усилению представительства развивающихся стран на ведущих международных финансовых площадках. Так, например, обе страны традиционно выступают за реформирование Всемирной торговой организации ВТО и Всемирного банка, а также увеличение квот для развивающихся стран в Международном валютном фонде МВФ и совершенствование системы голосования с тем, чтобы их роль в международной монетарной политике стала более весомой. Вместе с тем вслед за усилением процессов региональной политической и экономической конкуренции между Китаем и Индией в ИТР Нью-Дели пытается привлечь к себе больше сторонников среди стран «глобального Юга» и выступает с критикой Китая, который якобы заманивает бедные страны в «долговой капкан».
Подобная риторика звучала на онлайн-саммите «Голос глобального Юга» в январе 2023 года с участием более 120 государств афро-азиатского и латиноамериканского мира, в котором Китай не принял участие, хотя и был уведомлен индийской стороной. Проблемы инвестиционного сотрудничества Слабость динамики инвестиционного сотрудничества объясняется как сохранением политической напряженности двусторонних контактов вследствие пограничного спора, так и политикой Нью-Дели по усилению контроля за инвестиционной деятельностью со стороны ближайших соседей, принятой в апреле 2020 года21. Процедуры контроля за ПИИ стран-соседей были усилены, с одной стороны, чтобы избежать поглощений индийских предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации вследствие экономических проблем, спровоцированных Covid-19, а с другой - в связи с активизацией китайско-индийских политических трений, вызванных обострением пограничного конфликта. Хотя поправки в инвестиционное регулирование и затронули другие страны, включая Афганистан, Бутан, Мьянму, Непал, Пакистан и Бангладеш, которые теперь вынуждены получать специальное одобрение правительства Индии для осуществления любых проектов с привлечением ПИИ, считается, что данная мера в первую очередь направлена против Китая.
В итоге в результате введенных ограничений Индия в прошлом году одобрила лишь 80 из 320 предложений о ПИИ со стороны китайских компаний22. Объемы китайских инвестиций в экономику Индии остаются достаточно скромными: приток ПИИ из Китая в Индию в период 2014-2019 годов составлял примерно 360 млн долларов в год. Вследствие негативных экономических последствий от пандемии Covid-19 в 2020-2021 годах объемы инвестиций упали еще больше - до 200 млн долларов, что стало самым низким уровнем за последние несколько лет23.
Ранее сообщалось, что кризис экономики Китая создает более мощную Индию.
Эксперты считают одной из главных причин резкого спада одной из самых больших экономик мира — коронавирус, также специалисты отмечают Российско-Украинский конфликт, который лишил КНР важнейших цепочек поставок. Политика Автор Надежда Мартынова «Мнение автора может не совпадать с мнением редакции».
Во время работ примерно 55 китайских военнослужащих из народно-освободительной армии Китая НОАК подошли к Линии фактического контроля и жёстко, «в грубой форме», потребовали прекратить работы. Об этом инциденте сообщил канал NDTV. В ответ индийская сторона выдвинула своё подразделение пограничников на место конфликта. Китайские военные настаивали на прекращении работ, ссылаясь на договорённость, согласно которой, строительство на спорной территории должно быть согласовано с соседней страной. Индийская сторона отвергла данное требование, заявив, что уведомлять необходимо только в случае, если ведётся строительство оборонительных сооружений. Напряжение на границе Индии и Китая Это не первый случай, связанный со строительством водного канала в Ладакхе.
Тибет - яблоко раздора
- Дело было в Дели
- Все новости
- Сможет ли Россия примирить Индию и Китай?
- НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ
Обострение конфликта между Индией и Пакистаном
- Конфликт на плато Доклам: причины и возможные последствия — Клуб «Валдай»
- Китай и Индия обязались поддерживать мир на спорных приграничных территориях
- Смогут ли подружиться китайский дракон и индийский слон?
- Индия обвинила Китай в провокационных военных действиях на границе
Китай и Индия обязались поддерживать мир на спорных приграничных территориях
Эксперты опасаются, что в индийской горной провинции Ладакх может начаться полноценный военный конфликт с Китаем. Информация о китайско-индийском инциденте поступает противоречивая, поэтому картину произошедшего можно восстановить лишь приблизительно. История конфликта. Отсутствие демаркированной границы между Индией и Китаем в Гималаях (две страны разделяет Линия фактического контроля) остается на протяжении десятилетий источником напряженности. Надо понимать – конфликт Индии и Китая носит крайне глубокий характер.
Может ли Россия разрешить конфликт Индии и Китая
Для Китая и Индии есть возможность развивать политические контакты на взаимном доверии, пошатнувшемся после пограничных конфликтов, если обе страны вместе будут играть конструктивную роль в урегулировании украинского кризиса". 20 индийских военнослужащих погибли в результате столкновения с китайскими войсками на спорном участке границы между двумя странами. Между военными из Китая и Индии в Гималаях случился конфликт, сообщила газета The Hindu.