После этого его освободили от должности, а в Тель-Авиве и еще нескольких городах вновь вспыхнули беспорядки. Отметим, как уточняет РИА Новости, Израиль не имеет Конституции.
Действующая конституция Израиля (свод законов)
Фактически, в Израиле есть основной закон "Основы государственного устройства", который является эквивалентом конституции. Конституция Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля Государственный строй Основные законы Закон об Иерусалиме Закон о возвращении Президент Шимон Перес Премьер-министр Биньямин Нетаньяху Кабинет. Дело в том, что в Израиле нет конституции, вместо нее — свод основных законов, который в случае разногласий трактуют в духе Декларации Независимости, принятой в 1948 году.
Яир Лапид сделал предложение оппозиции и коалиции
- Report Page
- Военно-политический кабинет Израиля проголосовал за введение военного положения - Российская газета
- Почему в Израиле нет конституции
- Конституция израиля
- История вопроса
- Военно-политический кабинет Израиля проголосовал за введение военного положения
Израильская НПО предложила ввести в стране конституцию
Основной закон «Иерусалим — Столица Израиля», принятый в 1980 году, по существу декларативный и не внес существенных изменений в юридический статус города. Как писал профессор Блюм, бывший представитель Израиля в ООН, Кнессет не принял закон об аннексии Восточного Иерусалима, исходя из концепции, которой придерживалось государство Израиль со дня образования. Согласно этой концепции Израиль не аннексирует территории, которые были частью подмандатной Эрец-Исраэль. Государство Израиль не считало себя оккупирующей страной, поскольку никогда не признавало притязаний арабских стран на захваченные ими территории. Международное сообщество также не признавало притязаний арабских стран на территории Эрец-Исраэль.
Так, аннексию Иорданией Западного Берега реки Иордан в 1950 году признали только две страны — Пакистан и Великобритания. Сектор Газа, начиная с 1948 и до его освобождения в 1967 году с коротким перерывом в 1956 году во время Синайской компании , управлялся египетской военной администрацией и никогда не был аннексирован Египтом. Представитель Украины в Совете безопасности, Тарасенко заявил в 1948 году: «…ни одно из государств, чьи вооруженные силы вошли в Палестину, не может утверждать, что Палестина составляет часть его территории». Оккупация — это захват территории у законного владельца суверена.
Поэтому утверждающие, что статус Израиля в Иудее, Самарии и Секторе Газа — это статус оккупирующий державы, утверждают тем самым, что их захват Иорданией и Египтом был законным, а последующий их захват Израилем в результате освободительной войны 1967 года таковым не был. При этом не только не принимается во внимание международное признание в мандате Лиги Наций право Израиля на подмантную Эрец-Исраэль, но и то, что войска Иордании и Египта вошли в Эрец-Исраэль в 1948 году в нарушение Устава ООН, запрещающего использование силы в международных отношениях за исключением случаев коллективной безопасности и самообороны. Общепринятый принцип юриспруденции гласит, что противозаконное деяние не в состоянии породить законное право. Поэтому практически все специалисты по международному праву согласны с тем, что права Иордании и Египта на захваченных ими территориях — это, самое большее, права оккупанта.
Соглашение о прекращении огня, подписанное по окончании Войны за Независимость определило временные границы между Израилем и его арабскими соседями. В этих соглашениях нет какого бы то ни было признания права какой-либо из сторон на захваченную другой стороной территорию. Все эти соглашения содержат пункт, согласно которому «никакая договорённость из договорённостей настоящего договора …не определит не при каких обстоятельствах права, требования и позиции ни одной из сторон в окончательном урегулировании…». Более того, эти соглашения прекратили своё существование в результате существенного их нарушения арабскими странами в ходе арабской агрессии в 1967 году.
Соглашения, подписанные в Осло правительством Израиля с ООП, впервые предоставили палестинским представителям определенные права самоуправления. Орган палестинского самоуправления не получил статуса независимого государства и не получил такого признания от международного сообщества. Граница палестинской автономии контролируются Израилем. Вместе с тем отношение к Палестинской Администрации было и остается как к правительству государства в процессе становления.
Но позднее, своей поддержкой террора, ООП и палестинские власти неоднократно и существенно нарушили соглашения подписанные в Осло и Израиль имеет по международному праву, полное право их отменить. Израильское правительство пока не воспользовалось этим правом. Вопрос о применении слова «аннексия» выходит за рамки семантики. Он непосредственно связан с вопросом о применении международных конвенций по военному праву в Иудее, Самарии и Секторе Газа.
Этот вопрос имеет особую значимость в отношении Гаагской конвекции 1907 г. Эти конвенции применимы только в случае оккупации, то есть только в случае захвата территории законного суверена. В случае израильского военного присутствия в Иудее, Самарии и Секторе Газа это не так, и поэтому израильское правительство считало, что эти конвенции не имеют здесь юридической силы. При этом правительство заявило, что фактически оно будет действовать в соответствии с гуманитарными положениями упомянутых конвенций.
БАГАЦ, рассматривал иски арабских жителей Иудеи, Самарии и Газы исходя из этого заявления правительства и проверял соответствие решений военных властей положениям гуманитарных положений этих конвенций. Голландские высоты не были частью территории Эрец-Исраэль, обозначенной в Мандате Лиги Наций, и поэтому они не могли бы быть присоединены к Израилю посредством Ордонанса об устройстве власти и закона 1948 года. Они были аннексированы специальным законом, который Кнессет принял в 1981 году. Согласно ему «закон, судопроизводство и администрация государства будут в силе на территории Голландских высот».
Арабские страны и международные организации, осуждая принятие Закона о Голландских Высотах, однозначно видели в этом факт аннексии. Согласно принципам международного права, отвергается односторонняя аннексия захваченной территории. Вместе с тем, согласно классическому правилу международного права, формальное провозглашение аннексии территории, следующее за её захватом, является актом, передающим эту территорию под власть аннексирующего государства. Кроме того, по мнению ряда специалистов по международному праву Лаутерпакт, Швебел и другие , запрет на односторонние территориальные изменения распространяется только на случаи, когда такие изменения следуют из незаконного использования силы.
Израиль захватил Голландские Высоты в результате оборонительной войны, разрешённой уставом ООН, и поэтому он имеет право их аннексировать. Невозможно в настоящей статье охватить все аспекты израильского права. Целью настоящей статьи было обозначить основные его особенности и дать возможность читателям сборника лучше разобраться в терминах и реалиях, которыми оперируют израильские суды. Истинное изучение израильского права, как и любого другого прецендентного права, возможно только чтением прецендентов.
Издательство «Гешарим» предполагает издание нескольких сборников переводов прецендентных решений Верховного Суда Израиля. Настоящий сборник, является первым в серии и посвящен прецендентам обсуждающим вопрос «кого считать евреем? Государство Израиль определенно в Декларации Независимости как «еврейское государство в Эрец-Исраэль». Вместе с тем вопрос, что понимать под определением «еврейский» оказался не очевидным.
На этом вопросе сталкиваются мировоззрения. С одной стороны, религиозное еврейское право определяет понятие «еврей» однозначно: еврей это тот, кто родился от матери — еврейки или принял иудаизм посредством гиюра. С другой стороны, основатели государства, будучи нерелигиозными людьми, видели государство Израиль, как воплощение предначертаний еврейских пророков. Поэтому они не считали себя привязанными к религиозному определению еврейства, а пытались найти иное, рациональное определение.
Однако, формулирование конкретного определения сталкивалось с трудностями. Должно ли определение понятия «еврей» быть субъективным, то есть исходить из самоопределения человека или быть объективным? Должно ли в этом определении быть связь между определением человека евреем и религией, которую он исповедует? Эти и другие вопросы, касающиеся определения «еврей» активно обсуждались израильской общественностью, возникали в ходе обсуждения этого вопроса в Верховном Суде Израиля, в правительстве и в Кнессете.
В начале в законах Израиля не было ответа на вопрос: кого считать евреем. Регистрация велась в соответствии с инструкциями Министерства Внутренних Дел. В 1958 году министр Внутренних Дел издал инструкцию, согласно которой чистосердечное заявление нового эмигранта о том, что он еврей считалось достаточным для записи его евреем. Эта инструкция изменила подход, согласно которому запись человека евреем происходила в соответствии с положениями еврейского религиозного права.
Новая инструкция вызвала кризис в обществе и правительстве. Правительство образовало комиссию министров, которая должна была выработать подход правительства Израиля к вопросу «кто еврей?
Срок, установленный в декларации независимости, оказался нереальным в свете войны между новым государством и его арабскими соседями. Всеобщие выборы в конечном итоге состоялись 25 января 1949 года, чтобы избрать Учредительное собрание, которое утвердит конституцию нового штата. Учредительное собрание было созвано в феврале 1949 года. Оно провело несколько дискуссий по конституции, не достигнув согласия.
По ряду причин первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион не хотел разрабатывать конституцию. Всего после четырех заседаний Учредительное собрание 16 февраля 1949 года приняло Переходный закон, в результате чего оно стало « Первым Кнессетом ». Поскольку Учредительное собрание не подготовило конституцию для Израиля, Кнессет является наследником Ассамблеи с целью выполнения этой функции. Основные законы не охватывают все конституционные вопросы, и крайних сроков нет.
Государство Израиль признает для себя правопреемственность от Государства Израиль, провозглашенного 19 швата 5782 года, и Суверенного Военного Ордена Рыцарей Иерусалимского Храма — Тамплиеров. Статья 3. Столицей Государства Израиль является единый и неделимый город Иерусалим.
Израиль — децентрализованное унитарное государство и состоит из округов. Административно-территориальное устройство Израиля и порядок формирования местных органов власти устанавливается законом. В Государстве Израиль могут учреждаться административно-территриальные субъекты с особым правовым статусом, согласно соответствуюшим конституционным законам Израиля. Статья 4. Государство Израиль обладает своим государственным флагом, гербом, гимном, языками, а также другими национальными символами, которые устанавливаются законом. Государственный флаг Израиля представляет собой белое прямоугольное полотнище с двумя горизонтальными синими полосами, размещенными близко к краям, и звездой Давида в центре. Государственными языками в Израиле признаются иврит, арабский, латинский и русский языки; могут устанавливаться региональные языки.
Статья 5. Гражданство Государства Израиль регулируется исключительно государством и символизирует принадлежность и сопричастность гражданина с Государством Израиль. Статья 6. С целью уточнения и упорядочивания положений Конституции, расширения правоприменительной практики; Израиль, через свои органы государственной власти вправе принимать поправки в Конституцию, конституционные законы, законы, а во исполнение законов - подзаконные правовые акты. Статья 7. Конституция обладает высшей юридической силой и прямым действием на всей территории, находящейся под юрисдикцией Государства Израиль. Ни один правовой акт Израиля не должен противоречить Конституции.
При возникновении противоречий между Конституцией и иным правовым актом, последний применяется только в той части, в которой не противоречит Конституции. Конституция обладает приоритетом по отношению к международным соглашениям, участником которых является Государство Израиль. Международные соглашения, участником которых является Государство Израиль, обладают приоритетом по отношению к прочим правовым актам Израиля, кроме Конституции. Передача части ограничение, сокращение суверенитета Израиля наднациональным органам допустима только в случае ратификации соответствующих международных соглашений ограничивающих суверенитет государства Синедрионом Израиля, с последующим одобрением Царем Израиля. Глава II. Права и обязанности Статья 8. Государство признает и гарантирует гражданам Израиля, иностранным гражданам и лицам без гражданства основные права, включая, но не ограничиваясь: — Право на жизнь; — Право на свободу и личную неприкосновенность; — Право на неприкосновенность частной жизни; — Право определять и указывать свою национальную принадлежность; — Право на свободу совести; — Право на предпринимательство и частную собственность; — Право на свободный труд и на отдых; — Право на доступ к гласному суду на основе состязательности сторон; — Право на неприкосновенность личной переписки; — Право не свидетельствовать против себя; — Свобода мысли, слова и творчества; — Право на образование.
Статья 9. Государство признает и гарантирует гражданам Израиля, дополнительно к основным, расширенные права и свободы, включая, но не ограничиваясь: — Свобода информации; — Право на создание общественных объединений; — Право на проведение публичных мероприятий; — Право на участие в управлении делами государства и на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; — Право на жилище и его неприкосновенность; — Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства; — Право добровольно и свободно уходить в отставку с любой государственной должности в Израиле. Статья 10. Перечисленные в Конституции права имеют прямое действие. Ограничения указанных в Конституции прав возможны только на основании опубликованного в общедоступном месте закона. Перечисление в настоящей Конституции определенных прав и свобод не означает умаления других, не указанных в настоящей Конституции прав и свобод, которые могут быть предусмотрены иными правовыми актами Израиля. Институты гражданского общества в Израиле находятся под защитой государства.
В государстве приветствуется плюрализм мнений, многообразие политических партий и общественных организаций, которые подлежат государственной регистрации. Запрещается создание политических партий и общественных организаций, пропагандирующих: нетерпимость по расовому, национальному, языковому, религиозному признаку; человеконенавистничество; неконституционную смену политического строя; разделение государства; утрату государственного суверенитета. Глава III. Царь Царь Израиля — глава Государства Израиль и высшее должностное и титулярное лицо в государстве. Статья 12. Царь Израиля является гарантом Конституции, законности и гражданского мира в Израиле. Статья 13.
Женская форма титула — Царица Израиля. По восшествии на Израильский престол каждый Царь Израиля проходит коронацию пред лицом Синедриона и всего народа Израиля, и произносит присягу следующего содержания: При исполнении своего долга перед народом Израилевым я клянусь сохранять в неприкосновенности территориальную целостность Государства, соблюдать и следить за соблюдением Конституции и законов Израиля, соблюдать и следить за соблюдением принципов равноправия, политических и гражданских свобод, править исключительно во имя интересов, счастья и славы народа Эрец-Исраэль. Статья 14.
Конституция — это то, чего хочет нация после свободных дебатов и суждений, после голосования.
Это слова премьер-министра Израиля, хотя и не того, о котором вы думаете. Это выдержка из речи, произнесенной Давидом Бен-Гурионом 13 июля 1949 года. Он выступал на первом заседании комитета Кнессета по конституции, законодательству и правосудию. Это тот самый комитет, о котором сегодня говорят в новостях, продвигая серию судебных реформ, которые напоминают настроения Бен-Гуриона.
На первых общеизраильских выборах в 1949 г. Этому собранию было поручено создать конституцию государства. С типично израильской позицией «иийе беседер» «все будет хорошо» собрание решило превратить себя в законодательный орган. Оно приступило к управлению страной, не имея четкого определения того, из кого состоит правительство и как оно должно функционировать.
Так родился Кнессет. В своей речи Бен-Гурион изложил причины, по которым он поддержал этот шаг. Он рассматривает, что может означать термин «конституция» применительно к Израилю. Бен-Гурион рассматривает три варианта: Под «конституцией» может подразумеваться свод законов, определяющих порядок управления государством.
В нем записано, сколько мест должно быть в Кнессете, какова продолжительность срока полномочий Кнессета, есть ли у президента права вето на законы и т. Если это то, что подразумевалось под словом "конституция", то не было необходимости выделять средства на ее создание. К лету 1949 года Кнессет уже принимал законы, определяющие этот тип правления. Под «конституцией» может также подразумеваться церемониальная декларация ценностей, не имеющая обязательного юридического статуса, как, например, декларация равенства и братства во французской конституции.
Или же она может включать утверждение определенных прав, таких как свобода слова и собраний. Бен-Гурион отвергает такого рода декларации как не имеющие отношения к израильской действительности. Декларации ценностей бесполезны, если их нельзя обеспечить. Кроме того, Декларация независимости Израиля уже описывает ценности нашего общества.
Утверждение прав необходимо только тогда, когда есть основания полагать, что эти права не обеспечены. Но в Израиле «разрешено делать все, если это не запрещено. А если запрещено, то запрещено». Нет необходимости объявлять вещи неотъемлемыми правами.
На практическом уровне вовлечение в эти философские вопросы только отвлекало бы от насущных проблем. Кнессет и так был перегружен работой по созданию и поддержанию нового государства.
Россияне в Израиле смогли проголосовать за поправки в Конституции - «Новости дня»
Оригинал взят у frau_perez в Почему у главных демократов: Великобритании и Израиля, нет Конституции? Это решение приветствовал президента Израиля Ицхак Герцог, который тоже выступал против судебной реформы. Конституция предусмотрит отделение религии от государства, равное распределение общественной нагрузки и законодательно закрепит Израиль демократическим, еврейским. Ультраправые выступают против Израиля как страны для всех евреев. Евреи, выступающие против Израиля Иудаизм отрицает сионизм.
КОНСТИТУЦИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
Статья 39. В случае недоверия министру, выраженного Кнессетом, он обязан уйти в отставку. В течение двух недель, если министр не назначен, Кнессет сам назначает министра. Статья 40. Министры исполняют свои обязанности до назначения новых министров вновь избранным канцлером. В случае отстранения от должности Верховного канцлера Кнессет обязан избрать нового Верховного канцлера. Статья 41. Верховный канцлер представляет страну в международных отношениях и заключает подлежащие обязательной ратификации Кнессетом договоры. Он принимает аккредитацию послов и назначает послов государства. Статья 42. Верховный канцлер обладает правом законодательной инициативы с обязательным рассмотрением проекта закона в Кнессете в течение двух недель.
Личность Верховного канцлера неприкосновенна. Он обладает иммунитетом от уголовного преследования. Статья 43. Верховный канцлер назначает судей светских судов и высшее командование вооруженных сил. Послание 5. Кнессет является высшим однопалатным представительным органом Союзного государства Израиль. Число депутатов устанавливается в количестве 120 человек, избираемых по одномандатным союзным избирательным округам. Статья 45. Депутатом Кнессета может быть избран еврей, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты Кнессета работают на профессиональной постоянной основе.
Депутаты Кнессета, находясь на государственной службе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 46. Члены Кнессета обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру. Статья 47. Кнессет может назначать комиссии по расследованию любых вопросов, представляющих публичный интерес. Заключения этих комиссий не являются обязательными для судов и не могут влиять на судебные решения, однако результаты таких расследований сообщаются в прокуратуру для использования в соответствующих случаях. Статья 48. Кнессет через своих представителей может требовать любую информацию и содействие, в которой он нуждается, у любых органов государства. Министры обязаны давать ответы на интерпелляции и запросы, заявленные в Кнессете.
Всякая интерпелляция может дать повод для внесения резолюции, в которой Кнессет выражает свою позицию. Статья 49. Законы государства принимаются большинством от числа депутатов Кнессета. Право законодательной инициативы принадлежит Верховному канцлеру, Кнессету, Совету раввинов. Статья 50. Принятый закон в течение десяти дней после рассмотрения его Советом раввинов подписывает Верховный канцлер. В случае отклонения закона Верховным канцлером, Кнессет двумя третями голосов может преодолеть вето без одобрения Совета раввинов. Послание 6.
По ряду причин первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион не хотел разрабатывать конституцию. Всего после четырех заседаний Учредительное собрание 16 февраля 1949 года приняло Переходный закон, в результате чего оно стало « Первым Кнессетом ». Поскольку Учредительное собрание не подготовило конституцию для Израиля, Кнессет является наследником Ассамблеи с целью выполнения этой функции. Основные законы не охватывают все конституционные вопросы, и крайних сроков нет. Нет четкого правила, определяющего приоритет Основных законов над обычным законодательством, и во многих случаях такие вопросы оставляются на усмотрение судебной системы. Решение Харари В 1950 г. Вместо того, чтобы сразу разработать полную конституцию, они отложили работу, поручив Комитету Кнессета по конституции, закону и правосудию подготовить проект документа по частям. Каждая глава будет называться Основным законом, и когда все будет написано, они будут объединены в полную конституцию.
Суть ее в изменении сдержек и противовесов в системе государственного управления, которая ослабит судебную ветвь власти и несколько усилит законодательную и исполнительную ветви, которые в Израиле и так сплетены практически неразрывно. Противники реформы видят в этом угрозу демократии в стране и опасаются, что нынешнее правительство, во главе с Беньямином Нетаньяху просто узурпирует власть навечно. Сторонники реформы, напротив, считают, что недавно и законно избранное правительство вправе вносить изменения в законодательство, собственно именно для этого их и выбрали, а проигравшая сторона никак не может смириться и баламутит народ. Количественно сторонников и противников примерно поровну, протест лучше организован и вот уже 7 месяцев проводит разнообразные митинги и шествия по всей стране. Но и у правительства есть народная поддержка. Общество раскололось и этот раскол умело и энергично разжигают со всех сторон. Сегодня Кнессет утвердил во втором и третьем чтениях законопроект об ограничении действия «принципа крайней неприемлемости» или «принципа разумности», позволявшего суду высшей инстанции отменить почти любой закон или назначение принятое парламентом или правительством, если они не соответствуют… а вот чему именно — это вопрос сложный. Дело в том, что в Израиле нет конституции, вместо нее — свод основных законов, который в случае разногласий трактуют в духе Декларации Независимости, принятой в 1948 году, кроме того в стране действует прецедентное право, параллельные религиозные суды разных конфессий, военная администрация для палестинцев и остатки британских и турецких законов. Вся эта цветущая сложность не позволила в свое время принять единую конституцию и отцы-основатели как смогли сбалансировали систему, наделив верховный суд чрезмерными для современной демократии полномочиями. Сразу после голосования, которому предшествовали 26 часовые непрерывные дебаты, министр юстиции Ярив Левин опубликовал заявление: «Мы отправляемся на каникулы после того, как утвердили важный закон.
Почему противники Бен-Гуриона в Кнессете вообще должны принимать такие законы? Во-вторых, Бен-Гурион не понимает, почему его поколение должно связывать руки будущим израильским законодателям. Возможно, его поколение имеет уникальные моральные права как основатели государства. Но это не дает ему права навязывать свою точку зрения будущим поколениям. Прагматические аргументы Бен-Гуриона имели смысл в свое время. Зарождающееся государство Израиль не могло позволить себе философствовать. Ему предстояло вести экзистенциальные войны, абсорбировать огромные волны иммигрантов и кормить людей. Страна, народ которой выстраивается в очереди за продовольственными пайками и живет под постоянным страхом вторжения, не имеет права мечтать о своем будущем. Но это не значит, что эти мечты, в свое время и в своем месте, менее важны, чем хлеб и безопасность. Времена изменились. Государство Израиль похоже на громоздкий летательный аппарат, построенный из древних деталей во время их падения со скалы. Его выживание — это чудо. Современные израильтяне обязаны поблагодарить Бен-Гуриона и его поколение за мужество и решимость. Наше маленькое государство процветает. Нельзя сказать, что ситуация идеальна, но Израиль стал жизнеспособной, безопасной и экономически стабильной страной. Летательный аппарат, вопреки всему, вырвался из носового пикирования и достиг относительно стабильной крейсерской высоты. Но это означает, что мы вынуждены ответить на вопрос, которого Бен-Гурион и его поколение избегали. Куда мы идем? Бен-Гурион утверждает, что агада не имеет значения перед лицом галахи и что декларации ценностей носят поверхностный характер. Эти аргументы справедливы для государства, существование которого извне мотивируется угрозами со стороны врагов. В этом случае предприятие оправдано априори, и главный вопрос заключается в том, как управлять государством наиболее эффективно. Декларация независимости отражает такое положение вещей. Большая часть ее текста оправдывает существование Израиля с внешней точки зрения. Мы заслужили государство, потому что были изгнаны с этой земли, из-за Декларации Бальфура и из-за Холокоста. В декларации есть несколько фраз о свободе, справедливости, мире и равенстве. Но эти краткие высказывания вряд ли можно считать видением нации в ее государстве.
Нормативно - Правовые Акты Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению СССР
Но это не совсем так. Действительно, Тора, Письменная и Устная - содержит все основные положения об общественном и государственном устройстве, а также - о правах и обязанностях граждан. Кроме того, в Торе и это очень важно есть механизмы, позволяющие создавать «текущее законодательство» , которое, с одной стороны - обеспечивает возможность разрешать «проблемы каждого поколения» , с другой - соответствует и духу и букве Торы. Однако, современный Израиль - не еврейское государство.
Хотя и большинство населения в нем - евреи, и многое в жизни общества вполне соответствует еврейскому духу.
Судебная реформа, предлагаемая правящей коалицией, фактически отнимет право Верховного суда отменять и отклонять законы, принимаемые кнессетом местным парламентом. Конституции в Израиле до сих пор нет, соответственно, нет и Конституционного суда, поэтому право накладывать вето на решения законодателей закреплено за Верховным еще с середины прошлого века, почти с начала существования самого государства. Сторонники реформы уверены, что она поспособствует укреплению демократии. Противники считают, что законопроект породит в стране диктатуру.
Ирис Коэн-Айда , участница акции протеста: «Я здесь, потому что я беспокоюсь за нашу демократию. Я глубоко обеспокоена тем, что происходит в нашей стране с судебной реформой, так называемой реформой, которая на самом деле пытается сформировать диктатуру в нашей стране». Галия Алони, участница акции протеста: «Я здесь ради моих детей, ради моих родителей, которые построили эту страну, ради моих бабушек и дедушек, переживших холокост. Это единственная надежда, которая у нас есть. В Израиле не будет диктатуры.
Никогда» Открыто выступать против реформы начали некоторые члены правящей коалиции. Формулировка жесткая: дипломат «не может продолжать представлять нынешнее правительство страны». Вслед за этим в социальных сетях посыпались заявления глав ведомств. Министр культуры и спорта Израиля Мики Зоар сравнил обстановку в стране с горящим домом.
Кп Израиля Конституция Израиля — формально не принятый основополагающий закон государства.
Конституция Израиля находится в процессе создания путем принятия Основных законов Израиля. Фактическая Конституция Израиля основана на Основных законах Израиля и других законах государства, на Декларации независимости, судебных прецедентах и принципах, заложенных в наследии еврейского народа. В Израиле пока нет формальной конституции. Среди причин, по которым до сих пор это государство не имеет Конституции, можно выделить следующие: 1 наследие британской правовой системы в Великобритании тоже, кстати, нет до сих пор Конституции, и пока никто не сомневался в демократичности ее политического строя ; 2 существование военного положения с 1948 г. Согласно Декларации независимости Израиль должен был принять конституцию вскоре после провозглашения государства в 1948 г.
Война за независимость не позволила избрать для этого Учредительное собрание в намеченные сроки. Только 25 января 1949 г. После длительных дебатов в Кнессете не было достигнуто согласия о принятии конституции. Со времен Временного Государственного Совета и Учредительного собрания и по сей день продолжается работа над основными законами, которые, согласно решению Кнессета от 1950 г.
Предлагается черновой набросок Конституции страны. Приветствуются поправки и дополнения. Деятельность государственных учреждений сугубо прагматическая — в интересах всех граждан вне зависимости от их взглядов и убеждений исключая экстремистские. Практика отношений с внешним миром — экономическое сотрудничество при взаимном невмешательстве во внутренние дела за исключением эксцессов, опасных или вредящих Израилю. Территория Западного Берега — предмет переговоров с правительством в Рамалле при обязательном свободном и тайном волеизъявлении референдум палестинцев, постоянно проживающих на этой территории. В случае оформления суверенного государства Палестина «Зелёная черта» дожна быть исправлена с учётом стратегической безопасности Израиля: возможное выпрямление периметра, оборудованные военные форпосты на высотах; несколько автономных укреплённых форпостов по правому берегу Иордана.
Столица государства Израиль — Иерусалим. Древний Иерусалим в пределах «турецких стен» - международная зона под юрисдикцией и охраной Израиля. Эйлат — округ с особым преимущественным в отношении развития статусом. Избрание органов округов осуществляется путём всеобщих-прямых-тайных выборов населением — с последующим утверждением Парламентом Кнессетом. Однопалатный Парламент в составе 120-ти депутатов с законодательными полномочиями и надзорными функциями за деятельностью правительства. Выборы членов Парламента - общенародные-прямые-тайные - осуществляются каждые пять лет с возможностью переизбираться максимум — две каденции. Так же, на тех же условиях избирается Президент Израиля. Для реального осуществления президентских функций выборы Президента проводятся не одновременно с выборами в Парламент, но со сдвигом на три года. Выборы по всей вертикали проводятся строго в индивидуальном порядке. Выдвижение министров и премьер-министра исключительно по профессиональным качествам — прерогатива Президента при утверждении Парламентом каждой кандидатуры.
Парламенту дано право сменять министров в случае деловой непригодности - при непременном согласии на это Президента Израиля. Государственный язык Израиля — иврит. При необходимости правоприменение арабского, английского и русского языков. Свободное развитие национальных языков и культур отделено от государства. Национальные землячества, их инициативы, финансирование - в статусе общественной деятельности без вмешательства государства. Добровольное финансирование этой деятельности исключает государственные дотации, но освобождено от налогообложения. Религии отделены от государства. Строительство храмов любой конфессии и любого назначения, их обслуживание, религиозное образование - за счёт верующих. Храмы и служители веры освобождены от налогообложения. Партии, какие бы то ни было, - не политические, но в статусе лишь общественных структур, связанных общей идеологией.
Никакого присутствия каких бы то ни было партий в государственных структурах, в управлении страной!
Некоторые из основных положений закона включают:
- Будет ли у Израиля своя конституция? СОЮЗ
- Израильское конституционное право
- The Economist: юридические реформы могут нанести большой ущерб экономике и обществу Израиля
- Конституция израиля (Маркс Тартаковский 2) / Проза.ру
Нужна ли Израилю конституция?
Профессор Бен-Сасон считает, что в основу будущей Конституции лягут уже существующие 11 "Основных законов", к которым будут добавлены четыре новых параграфа. В параграфе "Характер государства" будут содержаться определения гимна и флага, государственного языка и государственной структуры. В Конституцию Израиля войдет параграф "Законодательство", который ограничит полномочия Верховного суда и даст возможность Кнессету преодолевать запреты на введение новых законов.
Во-первых, Израиль — это не Великобритания с монархией и многовековыми политико-правовыми традициями. Во-вторых, в Великобритании многие конституционные нормы разбросаны по разным нормативным правовым актам соответственно, в отличие от Израиля, они есть, они сформулированы и закреплены — но просто не сведены воедино, и потому британская конституция, скорее, является не неписаной, а неконсолидированной. В-третьих, в целом отсутствие писаной и консолидированной конституции — это не какой-то невероятный признак демократии, на который все должны равняться. Ничто не Великобритания, кроме Великобритании, и ничто не Израиль, кроме Израиля, — поэтому проводить аналогии между ними странно. Горстка израильских Основных законов грубо говоря, они представляют собой подобие наших ФКЗ не фиксирует ни систему разделения властей, ни систему сдержек и противовесов. Израильское законодательство — в том числе, Основной закон о человеческом достоинстве, — не содержит положений о праве на человеческое достоинство и свободу, о свободе слова и праве на демонстрации, о равенстве и запрете дискриминации, о правах меньшинств и т. Основной закон 2018 года, напротив, устанавливает национальный характер Израиля и провозглашает его «национальным государством еврейского народа».
Нынешний кризис в Израиле носит системный характер, поэтому всяческие компромиссы, предложения и переговоры — лишь очередная попытка «затолкать мусор под ковёр», а не решить проблему. Нужна конституция. И об этом говорит Декларация независимости Израиля 1948 , согласно которой конституцию следовало принять «не позднее 1 октября 1948 года» — 75 лет назад. В условиях хронических проблем с законодательством возникновение ситуации вроде нынешней было лишь вопросом времени. Сейчас на первый план выдвинулись те, кто прекрасно знает все юридические недостатки и пользуется ими, меняя государственную систему «под себя», подгоняя ее под свои убеждения и видение идеального политико-правового устройства. Авторы судебной реформы — два юриста министр юстиции Ярив Левин и глава комиссии Кнессета по законодательству Симха Ротман. Их идеи — юридическое «оскопление» БАГАЦ Верховного Суда , нацеленное на то, чтобы он не мог противостоять Кнессету; фактически отмена судейского усмотрения по иронии, одним из главных специалистов в этой сфере считается израильский юрист Аарон Барак ; снижение роли юридического советника правительства Израиля это одна из ключевых должностей, так как юрсоветник должен обеспечивать соблюдение закона и верховенство права в деятельности исполнительной власти, он представляет собой ещё один элемент системы сдержек и противовесов — пусть и слабой, но той, какая есть. Все эти меры направлены на устранение ограничений Кнессета и правительства, которое формируется на основе парламентских выборов. Самое интересное, что за правящую коалицию проголосовало гораздо больше израильтян, чем сейчас митингуют против судебной реформы.
То есть номинально это попытка меньшинства навязать свою волю большинству. А еще забавнее то, что протесты в Израиле длятся уже более полугода — и правящая коалиция практически не реагирует на них. С одной стороны, тысячи людей еженедельно выходят на улицы и требуют «демократию», с другой — правительство занимается своими делами. Например, создает Национальную гвардию для разгона демонстраций.
Дело в том, что Бен-Гурион изначально планировал создать моноэтнического государство Израиль. Моноэтнические государства действительно существуют, но их крайне мало — Албания, Армения, Италия, Греция, Венгрия, Монголия, Бангладеш.
В моноэтническом государстве 95 процентов населения — представители одного народа. Искусственно создать подобные государственные образования невозможно, и опыт Израиля это демонстрирует. Огромное количество людей, живущих в Израиле, испытывают серьёзный дискомфорт, потому что понятие «еврей» относится не ко всем здесь живущим. Например, есть дети и внуки евреев, которые не являются евреями, однако, по закону о возвращении они могут ехать в Израиль. Аналогичная ситуация с арабами. На мой взгляд, идея моногосударства Израиль провалилась полностью, и попытка держаться за неё отбрасывает систему назад.
Предлагаю обратиться к демографии, поскольку именно она в большинстве случаев показывает всю полноту картины. Среди светских евреев коэффициент рождаемости — 2 ребёнка на 1 женщину. Среди религиозных националистов — 4, ультраортодоксальных сефардов — 5,2, ашкенази — 8. Разговор о том, что арабы отличаются высокой фертильностью, поэтому скоро их будет больше, чем евреев, не имеет никакого смысла, потому что коэффициент рождаемости здесь — 2,2. Несмотря на то, что официальная статистика говорит о том, что светские евреи составляют 53 процента населения Израиля, на самом деле таковыми себя считают всего 12 процентов. Эти 12 процентов в то же время придерживаются определённых правил поведения, жизни, присущих больше праворелигиозному спектру.
Это сама настоящая трансформация — Израиль действительно правеет с каждым днём. Если бы мы дискутировали на подобную тему два года назад, мы бы ещё сомневались в своих оценках, но сегодня всё весьма очевидно. Изменения начались не с кризиса в Газе, а с заключения Нетаньяху договора с религиозными сионистами и «Оцма Йехудит», и с этого момента Израиль оказался в по-настоящему кризисной ситуации. В прошлом году в Тель-Авиве против судебной реформы Нетаньяху прошла стотысячная демонстрация. Для небольшого Израиля это масштабная акция. Много говорилось о том, что главной мотивацией Нетаньяху при проведении юридической реформы было желание обеспечить себе иммунитет от судебного преследования.
Конечно, доля правды в этом есть, но, на мой взгляд, дело в интуитивной реакции юридического сообщества на отсутствие конституции. Израиль как современное государство больше не может жить в обстановке, в которой решение суда, каким бы оно ни было, становится законом. Потенциал развития страны в той форме, в которой страна существовала до этого, исчерпан, поэтому, с моей точки зрения, главный вопрос, которым сегодня следует задаваться, состоит не в том, чем закончится кризис в Газе и будет ли продолжение у израильско-иранского конфликта, а в том, в какой форме Израиль сохранится после всех кризисных событий. Фёдор Лукьянов: Некоторое время назад нашим собеседником был Яков Рабкин , профессор Монреальского университета, который долгое время занимается проблемами Израиля. Яков Миронович отметил, что светские сионисты в подавляющем большинстве были выходцами из Восточной Европы, которые привезли на Ближний Восток тот дух восточноевропейского национализма, который и уничтожил впоследствии старую Европу.
Но эти краткие высказывания вряд ли можно считать видением нации в ее государстве. Если мы считаем, что государство Израиль оправдано по причинам, отличным от Холокоста, то мы должны четко обозначить эти причины. Если мы считаем, что у нашей нации есть цель более амбициозная, чем борьба с постоянными экзистенциальными угрозами, то мы должны определить эту цель как наш ориентир и взять на себя обязательство следовать ей. В этом и заключается функция того, что Бен-Гурион называет агадой. Это история, которую мы рассказываем себе о том, кто мы такие и в чем смысл существования этой страны. Без этой истории наши горы галахи теряют смысл. Тогда мы оказываемся во власти внешних сил, в том числе наших врагов, которые оправдывают наше существование и диктуют цели нашего национального стремления. Ценности, лежащие в основе нашей национальной истории, становятся конституционными законами. Бен-Гурион задал хороший вопрос. Зачем оппозиции соглашаться на закон, который ограничит ее власть, когда она станет большинством? Возможно, она согласится на закон, нарушение которого лишит нас возможности признать себя одним и тем же государством или народом. Конституционные законы — это договор, который мы заключаем друг с другом о том, в какой стране мы обязуемся жить, несмотря ни на что. Эти законы закрепляют эти ценности и защищают их от воли преходящего народного большинства. Правительства того или иного типа приходят и уходят, но все они привержены общему видению. Сегодня политические блоки в Израиле стоят друг за друга горой. Каждая сторона стремится отстаивать «демократию», работая при этом с совершенно разными определениями этого термина. Ясно одно. Это государство не может существовать, если огромная часть населения чувствует, что живет под принуждением правительственного института, который стремится их достать. Неважно, является ли этот институт Верховным судом или Кнессетом. Чтобы выжить, нам необходимо уравновешивать волю большинства с ценностями и видением нации на более высоком уровне. Приверженность этим ценностям удерживает большинство от необузданной власти. Уверенность в этих ценностях является причиной того, что меньшинство соглашается с правлением большинства. Это работает только в том случае, если эти ценности принимаются свободно, и только если мы можем доверять друг другу в их соблюдении. Именно поэтому решения такого рода должны приниматься на основе широкого консенсуса. Предложенный президентом Герцогом план диалога заслуживает похвалы, и мы должны следовать ему или чему-то подобному. Однако это все равно, что пытаться жить в браке, используя контракт.
Немецкий посол в Израиле: «Нет двух вариантов думать о том, что ХАМАС сделал 7-го числа».
Министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац приветствовал решение США заблокировать резолюцию, передает РИА «Новости». Президент Израиля Ицхак Герцог осведомлен об инициативе, так же как и высокопоставленные представители политических партий. В Израиле 5 миллионов премьер–министров, 5 миллионов председателей Верховного суда, 5 миллионов послов в Швеции и 5 миллионов проектов конституции. Новости:: В Израиле:: Будет ли у Израиля своя конституция? Менее чем через три месяца на рассмотрение пленарной сессии кнессета должен быть подан проект первой в истории.