Сегодня, 22 ноября, корабелы Балтийского завода спустили на воду третий серийный и четвертый по счету атомный ледокол «Якутия» проекта 22220.
Универсальные атомные ледоколы проекта 22220
После этого "Арктику" вернули заводу для замены сгоревшего агрегата. Атомные ледоколы проекта 22220 разработаны для круглогодичной эксплуатации Частью системы электродвижения были двигатели "Русэлпрома", и именно на них "Крыловский ГНЦ" попытался через петербургский арбитраж возложить ответственность за произошедшее. В 2022 году "Крыловский ГНЦ" отказался от иска.
Ожидается, что подписание акта приемки состоится 20 декабря 2024 года. Новые ледоколы планируют принимать каждые два года: в 2026 году «Чукотку», в 2028 — «Ленинград», «Сталинград».
Работы продолжаются Программа строительства новых атомных ледоколов пр. Судостроители «Балтийского завода» и смежники смогли наладить полный цикл строительства и изготовления необходимых систем и агрегатов, а также справились с внезапно возникшими проблемами.
Имеющиеся планы по строительству семи ледоколов на данный момент «прошли экватор». Построены, переданы заказчику и введены в эксплуатацию три первых судна. Еще одно спущено на воду, достраивается у набережной и постепенно приближается к испытаниям и сдаче. Пятый корпус пока находится на стапеле, а еще два судна заложат в ближайшем будущем. В первые годы программа строительства столкнулась с проблемами по линии международной кооперации. Поиск замены для импортной продукции и соответствующая переработка готового проекта заняли некоторое время, но их успешно завершили. Строительство продолжилось, хотя и по обновленному графику с отставанием в несколько лет от изначального.
Любопытно, что все эти проблемы в целом не помешали ускорению процессов строительства. Так, от закладки до сдачи головного ледокола серии, «Арктики», ушло почти 7 лет. Строительство и испытания первой серийной «Сибири» продолжались на несколько месяцев меньше. В случае с «Уралом» удалось уложиться в 6 лет и 4 месяца. Впрочем, эти ледоколы могли быть построены быстрее — если бы не отсутствие иностранных комплектующих. К моменту закладки третьего серийного судна «Якутия» ситуация изменилась, и проблемы с кооперацией решились. Благодаря этому формирование и оснащение корпуса заняло всего два с половиной года.
Оставшиеся работы планируют завершить за следующие два года. Таким образом, общий срок строительства уменьшится до четырех с половиной лет. Следующую «Чукотку» строят уже почти два года, и в ближайшие месяцы она будет спущена на воду. При этом сдача ледокола запланирована на 2026 г.
Ледоколы проекта 22220 «Арктика» назвали в «Росатоме» самыми локализованными российскими судами 19 октября 2023, 17:58 rosatomflot. Об этом заявил заместитель гендиректора по судостроению, плавучей энергетике и морской технике АО «Атомэнергомаш» машиностроительный дивизион «Росатома» Владимир Аптекарев, передает ТАСС. По его словам, на сегодняшний день все основные технические решения, которые легли в основу проекта серийных атомных ледоколов, высоко локализованы за счет отечественного оборудования.
Он отметил, что при сооружении ледоколов применяются самые современные технологии, для ряда элементов оборудование и комплектующие будут выпускать на 3D-принтерах.
Ледоколы проекта 22220: «Полный вперед!»
Строительство ледокола проекта «Лидер» на верфи ССК «Звезда» город Большой Камень, Приморский край , который будет называться "Россия", планируется завершить в декабре 2027 года. Ледоколы проекта 22220 с ядерной силовой установкой мощностью 60 МВт — серия универсальных атомных ледоколов УАЛ для работы в Северном Ледовитом океане, они заменят суда типа «Арктика» проект 10520 , «Россия» проект 10521 и «Таймыр» проект 10580. Ледоколы предназначены для обслуживания Северного морского пути и проведения экспедиций в Арктике. Надо читать.
Их оснащают ядерными реакторами РИТМ-200, которые питают шесть электродвигателей, их суммарная мощность — 60 мегаватт. Ледоколы способны пробивать лет толщиной до трех метров.
Особенность конструкции ледоколов проекта 22220 — балластные емкости для воды, позволяющие менять осадку судна, за счет чего УАЛ может одинаково эффективно работать в устьях сибирских рек и на трассах СМП. Кроме того, атомоход проекта 22220 является самым большим и мощным в мире, а за счет увеличенной ширины он способен один проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 100 тыс. Ледокол данного проекта сможет покорять льды до 3 метров.
Если вам попадались в интернете красочные фотографии идущего сквозь льды судна с нарисованной на носу акульей пастью, то знайте: это и есть «Ямал». Ледокол развивает скорость до 21 узла на чистой воде и способен преодолевать льды толщиной в 2,8 м. Его собрат « 50 лет Победы », сданный корабелами Балтийского завода в 2007 году, был построен по модернизированному проекту, поэтому отличается особой ложкообразной формой носа. Он оказался шестым и последним в серии. Продолжения не предвидится, поскольку ставка сейчас сделана на другой проект — более мощный и более современный. На сегодня это самые мощные в мире ледоколы. Построены они Балтийским заводом по довольно интересному проекту 22220 , главной особенностью которого является двухосадочность. Особая конструкция с балластными цистернами позволяет ледоколу менять осадку и превращаться в мелкосидящее судно. Это даст возможность «Атомфлоту» в ближайшие годы вывести из эксплуатации устаревшие «Таймыр» с «Вайгачом», поскольку суда проекта 22220 смогут работать и на океанских глубинах, и в устье сибирских рек. На сегодняшний день атомоходы « Арктика » в строю с октября 2020 года и « Сибирь » в строю с января 2022 г. Ледоколы проекта 22220 способны проходить льды толщиной до 3 м. Причём «Арктика» блестяще подтвердила эту характеристику, посетив Северный полюс прямо в ходе испытаний. По пути к макушке Земли судно преодолело трёхметровую ледяную толщу. Особую пикантность этой истории придаёт то, что на полюс «Арктика» отправилась с одним неисправным гребным двигателем, то есть была частично лишена своей мощности. Но и этих сил ледоколу хватило для выполнения задачи. Сейчас с головным судном проекта 22220 всё в порядке, ГЭД заменён. Перспектива: «Урал», «Якутия», «Чукотка» и сверхледокол «Россия» И напоследок несколько слов о том, какие атомные ледоколы сдадут российские корабелы на отрезке в ближайшие пять лет. Во-первых, будет продолжена серия атомоходов проекта 22220. Уже в текущем году к двум своим старшим собратьям присоединится « Урал ». Сейчас он в процессе прохождения швартовных испытаний, а дальше выйдет на ходовые.
Столкнулись два "Айсберга". Гиганты судостроения делят атомные миллиарды
Глава области отметил символичность того, что рядом на Балтийском заводе будет строиться атомный ледокол «Ленинград». Сегодня исторический документ о присвоении ледоколу имени «Сталинград» передан на хранение Волгоградскому областному Совету ветеранов. Напомним, Сейчас построены и эксплуатируются три атомных ледокола проекта 22220 — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Ледоколы строятся на верфях Балтийского завода в Санкт-Петербурге.
Новый российский атомный ледокол назвали «Сталинградом» Атомоход строится на верфи в Санкт-Петербурге. Об этом сообщил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров на пленуме регионального Совета ветеранов. Ледокол сейчас строится на верфи в Санкт-Петербурге, добавил глава региона. По его словам, рядом на этой же верфи строится атомный ледокол «Ленинград».
Проекты Проекты Сегодня одним из важнейших направлений деятельности стало атомное надводное гражданское судостроение. Балтийский завод обладает уникальными компетенциями и всеми необходимыми лицензиями для строительства надводных судов с ядерными энергетическими установками. Именно здесь были построены все действующие российские атомные ледоколы, оснащенные судовыми реакторами КЛТ-40 и его модификациями, а также атомные крейсеры. Балтийский завод выпускает широкий спектр изделий судовой энергетики и машиностроения, как для оснащения кораблей и судов собственной постройки, так и для поставок другим судостроительным предприятиям. В машиностроительной номенклатуре завода есть теплообменное оборудование для атомных станций, пусковые установки, оснащение для судового машиностроения: гребные винты фиксируемого и регулируемого шага с полным циклом изготовления, валы для кораблей и судов всех классов, дейдвудные и рулевые устройства, упорные валы и многое другое. Также завод оснащен полноценным производством цветного, стального и чугунного литья. На производственных площадках Балтийского завода ведется строительство универсальных атомных ледоколов «Арктика», «Сибирь» и «Урал» проекта 22220, которые станут самыми большими и самыми мощными ледоколами в мире. В 2020 году начнется строительство еще двух атомоходов проекта 22220. Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 На достроечной набережной Балтийского завода идет строительство трех атомных ледоколов проекта 22220 мощность 60 МВт: «Арктика», «Сибирь» и «Урал».
Впервые ледокол этого класса был построен в СССР для работы в арктическом регионе — в частности для поддержания судоходства и обслуживания Северного морского пути, полярной транспортной магистрали и одной из главных артерий для доставки полезных ископаемых. Атомные ледоколы намного мощнее, чем дизельные. При этом двигатели для таких судов крайне дороги в установке и обслуживании, а дизельные суда такого класса имеют высокие требования к качеству топлива. Ограничения по дальности в сочетании с трудностью дозаправки в арктическом регионе делают «дизели» менее практичными и экономичными. Северный морской путь обозначен красным В течение зимы толщина льда вдоль Северного морского пути изменяется в пределах от 1,2 до 2,0 м. В центральной части Северного Ледовитого океана лед имеет толщину в среднем 2,5 м. В данный момент из действующих ледоколов, построенных в советский период, в работоспособном состоянии находятся четыре судна: «Ямал», «50 лет Победы» тип «Арктика» , «Таймыр» и «Вайгач» тип «Таймыр». Атомный ледокол «Ямал» У трех из четырех этих атомных ледоколов к 2020-м годам закончатся сроки эксплуатации. Это является основной причиной для активной разработки новых судов в рамках сразу трех проектов: 23550, 22220 и ЛК-110Я. Что за проекты, можно подробнее? Проект 23550 Корабли ледового класса Arc7 проекта 23550 спроектированы конструкторским бюро «Алмаз» и способны выполнять функции буксира, ледокола и патрульного корабля, а также преодолевать лед толщиной до 1,7 м. В рамках проекта ведется разработка двух судов — головного ледокола «Иван Папанин», который был заложен на «Адмиралтейских верфях» в апреле 2017 года, и первого серийного ледокола «Николай Зубов», который был заложен в ноябре 2019 года. Сроки передачи флоту — 2023 и 2024 годы соответственно.
Начались заводские испытания атомного ледокола проекта 22220 «Урал»
Интерфакс: Подписание приемного акта по атомному ледоколу "Урал" проекта 22220, который строится на "Балтийском заводе" (входит в АО "Объединенная судостроительная корпорация", ОСК), запланировано на 29 ноября. Ледоколы проекта 22220, которые строятся по заказу Росатома и являются самыми большими и мощными в мире. Это два универсальных атомных ледокола проекта 22220. На Балтийском заводе начали резать металл для пятого атомного ледокола проекта 22220.
Атомный ледокол «Сибирь» завершил работу в период очередной навигации
Атомный ледокол «Сибирь» завершил работу в период очередной навигации | Атомные ледоколы проекта 22220 разработаны для круглогодичной эксплуатации. |
«Укрепит позиции России»: чем уникален самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика» | На Балтийском заводе начали резать металл для пятого атомного ледокола проекта 22220. |
Самый мощный атомоход в мире официально введен в строй
Строящийся на Балтийском заводе второй серийный атомный ледокол проекта 22220 «Урал» поступит в распоряжение ФГУП «Атомфлот» в конце ноября. Загрузка «Балтийского завода» на 93 процента состоит из работ по созданию серии новых атомных ледоколов проекта 22220. Министерство промышленности и торговли России поддержало предложение «Росатома» о строительстве двух дополнительных атомных ледоколов проекта 22220 для Северного морского пути, передает РИА. Атомный ледокол "Сталинград" сейчас строится на верфи в Санкт-Петербурге. Его создают в рамках проекта 22220.
Ледоколы проекта 22220: «Полный вперед!»
Атомный ледокол «Якутия» проекта 22220 передадут заказчику в декабре 2024 года | Суда проекта 22220 — атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь» — то, чем россияне по праву могут гордиться. |
"Атомфлот" получит атомный ледокол "Урал" 29 ноября | Атомный ледокол проекта 22220 "Якутия" / Фото: Балтийский завод. |
Зачем Россия строит ледоколы, если во всем мире происходит глобальное потепление | На Балтийском заводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) состоялась торжественная церемония закладки пятого серийного универсального атомного ледокола проекта 22220 «Ленинград». |
Аналогов не существует: каковы задачи ледокола «Якутия» и его «близнецов» | Новости России | Суда проекта 22220 — атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь» — то, чем россияне по праву могут гордиться. |
Атомный ледокол «Якутия» проекта 22220 передадут заказчику в декабре 2024 года
Атомный ледокол проекта 22220 «Урал» возвращается на Северный морской путь после проведения планового гарантийного обслуживания. С технической точки зрения новые ледоколы "Арктика" проекта 22220 — это супергибриды среди атомных ледоколов. Помимо ледоколов серии 22220 российское судостроение также планирует строить атомные ледоколы проекта 10510 «Лидер». Строительство третьего и четвёртого атомных ледоколов проекта 22220 началось в 2020 году. Создание проекта 22220 ЛК-60Я началось после того, как разработчик советских, а после и российских атомных ледоколов ЦКБ «Айсберг» попробовал сделать увеличенный проект ледокола типа «Арктика» и столкнулся с проблемой расширения корпуса.
Названия для двух новых атомных ледоколов проекта 22220 выберут общенародным голосованием
- Атомный ледокол «Сибирь» завершил работу в период очередной навигации
- Названия для двух новых атомных ледоколов проекта 22220 выберут общенародным голосованием
- О компании
- Почему сейчас?
- Ледокол "Арктика" погорел на импортозамещении
- Первый серийный атомоход проекта 22220 «Сибирь» к середине января 2023 года провел более 140 судов
Первый серийный атомный ледокол типа "Арктика" ввели в строй
На фоне плохих новостей про суперледоколы «Лидер», для строительства которых в начале 2022 года «Роснефть» добилась контроля над АО «ЦКБ «Айсберг», в судостроительной отрасли поползли слухи о конкуренции за атомные миллиарды ледоколов проекта 22220. Атомный ледокол «Урал» Росатомфлота выйдет в первый рабочий рейс Новости. 2 декабря в Мурманске на базе ФГУП «Атомфлот» состоялась торжественная церемония выхода в первый рабочий рейс второго серийного универсального атомного ледокола «Урал» проекта 22220. Пятый и шестой российские атомные ледоколы проекта 22220, планируется заложить на «Балтийском заводе» в Петербурге в 2024-ом и в 2025-ом годах, сообщил в интервью РИА Новости замдиректора Дирекции СМП госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко. серия российских универсальных атомных ледоколов (УАЛ) для работы в Северном Ледовитом океане. Ледоколы проекта 22220, которые строятся по заказу Росатома и являются самыми большими и мощными в мире. «Таймырский телеграф» – Пятый и шестой серийные универсальные атомные ледоколы проекта 22220 назовут «Камчатка» и «Сахалин».
В России предложили построить еще два атомных ледокола
Главная» Новости» Ледокол урал проекта 22220 последние новости. 60 МВт (на валах), а дизель-электрического ледокола "Виктор Черномырдин" - 25 МВт. Атомный ледокол проекта 22220 «Урал» возвращается на Северный морской путь после проведения планового гарантийного обслуживания.
Зачем Россия строит ледоколы, если во всем мире происходит глобальное потепление
Ледокол "Арктика" погорел на импортозамещении | Программа строительства новых атомных ледоколов пр. 22220 / ЛК-60Я стартовала около десяти лет назад и к настоящему времени прошла большой путь. |
Первый серийный атомный ледокол типа "Арктика" ввели в строй | Четвертый ледокол проекта 22220 «Якутия» передадут заказчику в декабре 2024 года. |
"Атомфлот" получит атомный ледокол "Урал" 29 ноября
Фото: отдел по связям с общественностью АО «Балтийский завод» Сказать, что сегодня «Балтийский завод» живет ледоколами, значит ничего не сказать. Если посмотреть на загрузку петербургского предприятия, структурно входящего в «Объединенную судостроительную компанию» ОСК , то на 93 процента она состоит из работ по созданию серии новых атомных ледоколов проекта 22220. Три из них — «Арктика», «Сибирь» и «Урал» — с разной степенью готовности уже стоят у достроечной стенки, а один «Якутия» ждет своей очереди для спуска на воду. Сейчас из всей четверки основное внимание приковано к головному ледоколу «Арктика». Совсем недавно судно вернулось со своих первых ходовых испытаний по Балтийскому морю. Двадцать одни сутки прошли без эксцессов, и все, кто имел хоть какое-то отношение к созданию первенца, испытывают вполне объяснимое воодушевление. Ведь даже с учетом того, что ни одно серьезное начинание не обходится без проблем, на долю «Арктики» их выпало с избытком. Во-первых, хоть на заводе и гордятся тем, что подавляющее большинство военных и гражданских судов с ядерной энергетической установкой построены именно здесь, но атомные ледоколы не выходили отсюда с 2007 года, когда был спущен на воду «50 лет Победы». Поэтому неудивительно, что найти узких специалистов и возобновить уникальное производство оказалось непросто.
Тем не менее, сделать это удалось. Во всяком случае, по проектируемой мощности, габаритам, а также тем, что он двухосадочный то есть может работать как в море, так и в устье полярных рек , кораблю проекта 22220 аналогов в мире просто нет. То есть ледокол больше, мощнее, а экипаж почти в 2 раза меньше». Он объяснил это применением большого числа средств автоматизации, электронной картографии и других технических достижений XXI века. Фото: отдел по связям с общественностью АО «Балтийский завод» Во-вторых, заложив «Арктику» в ноябре 2013 года, коллектив завода не смог его сдать в срок в 2017-м по вполне объективным причинам. Сначала после известных событий на Украине прекратил поставку комплектующих Харьковский турбинный завод. Затем наша страна испытала на себе давление западных экономических санкций.
Сдача пятого и шестого серийных ледоколов, строительство которых еще не началось, запланирована на 2028 и 2030 годы. Строительство ледокола проекта «Лидер» на верфи ССК «Звезда» город Большой Камень, Приморский край , который будет называться "Россия", планируется завершить в декабре 2027 года. Ледоколы проекта 22220 с ядерной силовой установкой мощностью 60 МВт — серия универсальных атомных ледоколов УАЛ для работы в Северном Ледовитом океане, они заменят суда типа «Арктика» проект 10520 , «Россия» проект 10521 и «Таймыр» проект 10580. Ледоколы предназначены для обслуживания Северного морского пути и проведения экспедиций в Арктике.
Сдача пятого и шестого серийных ледоколов, строительство которых еще не началось, запланирована на 2028 и 2030 годы. Строительство ледокола проекта «Лидер» на верфи ССК «Звезда» город Большой Камень, Приморский край , который будет называться "Россия", планируется завершить в декабре 2027 года. Ледоколы проекта 22220 с ядерной силовой установкой мощностью 60 МВт — серия универсальных атомных ледоколов УАЛ для работы в Северном Ледовитом океане, они заменят суда типа «Арктика» проект 10520 , «Россия» проект 10521 и «Таймыр» проект 10580. Ледоколы предназначены для обслуживания Северного морского пути и проведения экспедиций в Арктике.
Верфь продолжает строить третий и четвёртый серийные атомоходы — "Якутию" и "Чукотку". Их контрактные сроки сдачи — декабрь 2024 года и декабрь 2026—го соответственно. Стоимость нового контракта в "Росатоме" не сообщили. По данным открытых источников, цена строительства головного ледокола "Арктики" составляла 36 млрд рублей. Стоимость третьего и четвёртого атомоходов оценивалась суммарно в 100 млрд рублей. Большинство инвестиционных проектов, заявленных в Арктике, связано с добычей нефти и газа и, как следствие, с использованием этого кратчайшего водного маршрута между европейской частью России и Дальним Востоком. Атомоходы проекта 22220 должны способствовать открытию круглогодичной навигации в восточном секторе акватории СМП. Планируется, что в будущем этот путь станет транзитным коридором и конкурентом Суэцкого канала.
Самый мощный атомоход в мире официально введен в строй
Созванная межведомственная комиссия установила, что он не подлежит ремонту, а на демонтаж и замену потребуется до 15 месяцев. В этих условиях госкорпорация «Росатом», как основной заказчик, решило принять атомный ледокол, не дожидаясь установки нового гребного электродвигателя и отправить его на ходовые испытания. Фото: отдел по связям с общественностью АО «Балтийский завод» Здесь следует особо пояснить, что при наличии на борту трех двигателей указанная нештатная ситуация приводит к потере мощности не более, чем на 10 МВт при запланированных 60 МВт и это продолжает делать «Арктику» самым мощным ледоколом в мире. Со своей стороны специалисты ПАО «ЦКБ «Айсберг» как разработчики технического проекта атомохода заверили, что отклонения от проектных характеристик судна будут незначительными. Таким образом, ожидаемые ходовые испытания действительно превращались в очень важный этап для всего проекта в целом. И атомоход не подвел.
По возвращении испытатели в один голос оценили его возможности в превосходных тонах. Единственный вопрос остался — немножко затопить электродвижение, но я думаю, что на следующем выходе мы этот вопрос закроем. Самое главное, что мы получили — это проектантом заложенную скорость. Двадцать один с половиной узел мы дали, и я считаю, что это успех. С ним согласен и заместитель руководителя заказа «Арктика» Игорь Чунихин: «За время ходовых испытаний, я считаю, ледокол показал себя очень достойной машиной.
Аналогов, я думаю, еще не будет в мире долгое время. Ходовые качества, остойчивость корабля были идеальны... Мы дали 21,6 узла и он управляется, как катер. Это просто бесподобно. На одном борту этот пароход может развернуться практически на месте».
И именно из-за этого есть большая вероятность построить заказ быстрее и лучше, чем предыдущие», — отметил заместитель главного строителя заказа УАЛ «Чукотка» Александр Ларионов. Передать «Чукотку» заказчику — «Атомфлоту», на заводе рассчитывают в 2026-м. К слову, именно гигантский стапель позволяет быстро, для такого рода судов, вести работу. Корпус просто сдвигают ближе к реке по мере готовности.
Фото: телеканал «Санкт-Петербург» Следующий масштабный этап строительства — достройка на воде. Увидеть всё в деталях можно на примере «Якутии». Это третий серийный атомоход в проекте. Или, как часто говорят судостроители «заказ».
Был спущен на воду в ноябре 2022-го. Стратегическое значение таких судов в освоении и изучении Арктики, а также в обеспечении безопасного судоходства не раз подчеркивал президент России Владимир Путин. Сейчас судостроители формируют так называемую надстройку, продолжают укомплектовывать ледового гиганта оборудованием. Но самое главное — ледокол уже обретает черты завершенного судна.
И вблизи можно рассмотреть интересные детали. Например — ледовый пояс, проходящий по всей длине атомохода. Он идёт от самой воды. Проходит ватерлинию, которая отмечена белым.
Он заложен в июле 2016 года, три года спустя спущен на воду. Помимо «Якутии», Балтийский завод сейчас ведет строительство пятого по счёту атомохода «Чукотка». До конца года «Росатом» должен заключить контракты с «Балтийским заводом» на изготовление ещё двух судов проекта 22220. Ранее предполагалось, что они будут названы в честь Камчатки и Приморья. В качестве движителя используются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Двухосадочная конструкция этих судов позволяет им находиться как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Срок службы ледокола составит 40 лет, ресурс реактора — 320 тыс.
А как вам 60 тысяч поляков, которые сражались на стороне Гитлера и оказавшихся в советском плену? Это только пленных! Общее число поляков «на той стороне» представляете? Фашизм — неотъемлемая часть мировоззрения европейцев. Всех европейцев. А не просто кучки приверженцев Муссолини и Гитлера. И мы это наблюдаем со всей очевидностью прямо сегодня. Ещё раз наблюдаем, потому что плохо учимся у истории: слишком много прощаем. Результат — оказывается 9 мая ничего не закончилось. Перегруппировались и продолжаем. Как только СВО началась — по всей европе сразу волна пошла по «отмене русских».