Фотография первоначального эскиза картины «Демон поверженный», раскрашенная Врубелем / Фото: Алёна Абрамова. РИА Новости, 1920, 03.11.2021. 17 марта 1856 года родился художник Михаил Врубель, чьи картины признаны шедеврами мировой живописи. вспоминает пять известных полотен великого мастера. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Два из них принадлежат Третьяковке, еще один — Русскому музею. Это важнейшие вещи из постоянных экспозиций, и перемещение их, пусть даже временное, — событие исключительное. На выставке они экспонируются в отдельном зале, окружая зрителей с трех сторон. И благодаря этому мы можем увидеть со всей ясностью, что «Демон поверженный» — это, фактически, перевернутый «Демон летящий». Разумеется, потом графику можно и нужно рассмотреть вблизи. Но идея такой переклички представляется оптимальным способом связать в сознании зрителя наброски с холстами. Ведь если бы небольшие листы разместили непосредственно около гигантских картин, это бы выглядело нелепо и отвлекало от главного.
Свет и «Пророк» О чем говорили поклонники прекрасного на этой неделе Впрочем, это не единственная кураторская находка спасибо Ирине Шумановой из Москвы и Аркадию Ипполитову из Петербурга. Впервые удалось осветить «Демона поверженного» направленным лучом, как в мастерской художника. У Врубеля напротив центра картины стояла лампа. И это давало особое мерцание множества золотых оттенков, созданных с использованием бронзового порошка. Но первая же демонстрация на выставке — с нормальным ровным светом — повергла гения в отчаяние: ему показалось, что магия ушла. Он стал прямо в зале корректировать работу, посвятил труду несколько месяцев и всё равно не смог добиться желаемого подробности этой истории изложены в роскошном каталоге, изданном к выставке.
Со всеми перезнакомился, был частым гостем московских богатых домов, где его общество любили. Михаил Александрович был прекрасно образован, закончил, юридический факультет Петербургского университета, говорил на восьми языках. Врубель, по описанию Коровина, был франтом. На последние деньги мог купить дорогие духи и, стоя в глиняном тазу, обливался теплой водой с духами. Почти каждый день бывал у парикмахера. Чуть не плакал, когда манжеты хоть немного были запачканы краской. Порой жил впроголодь, но одет был всегда изысканно и элегантно. Все, что он получал за свои работы, часто тратил за один день. Шел в лучший ресторан и заказывал разные изысканные яства.
Он слыл гурманом, знал марки вин, что и после чего полагается пить. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Константин Коровин рассказывал: как-то летом они с Врубелем пошли купаться, и Коровин увидел у приятеля на груди большие белые полосы, как шрамы. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Речь шла об Эмилии Праховой. Всем чужой Ничего демонического во Врубеле не было, и все же: почему именно Демон? Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя?
Еще тогда, в Киеве, в 1885 году, когда Демон впервые начинает намечаться на холстах, Врубель верил, что его идол составит ему имя. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал — не то. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Даже решил вылепить Демона из глины: «... В рисунке, в живописи, в глине развертывается целая галерея демонов, нескончаемая демоническая сюита. Демон летящий. Как часто на вершине льдистой Один меж небом и землей Под кровом радуги огнистой Сидел он мрачный и немой... Врубель часто цитировал Лермонтова наизусть. Слушал оперу «Демон» Рубинштейна.
Но ему важно было найти образ своего демона. Как будто он знал его мысли и желания. Демон сидящий. Врубель рисовал тоску. Надмирную тоску и одиночество. Его Демон всем и всему чужой. Но в нем нечеловеческая мощь. Он никому не уступит ни на земле, ни над землей. Вокруг этой одинокой исполинской фигуры открывается неземной пейзаж.
Сине-лиловый тон покрывает небо, освещает застывшие громады гор. Сумеречные цветовые гармонии создают особую изобразительную силу образа. Над толпой Для Врубеля творец, художник — всегда над толпой. Он избран «будить душу от мелочей будничного». А мелочами, чепухой и обыденностью и наполнена большей частью человеческая жизнь. Оттого обреченность на непонимание и бесконечное одиночество: «Я художник, но я никому не нужен. Никто не понимает, что я делаю, но я так хочу», — жаловался Врубель Коровину. Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и вследствие этого не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его — художника — с людьми обыкновенными». Демон и Тамара.
Может быть, здесь путь к Демону? Монументальность, мощь всей фигуры есть утверждение силы, гордыни. Неподвижный исполин. Ему безмерно тоскливо в безлюдном замкнутом царстве собственной души. Где же выход из этой замкнутости? Где тот единственный луч, который осветит душевный сумрак? У большого художника Врубеля сквозь личное сквозит дыхание эпохи. Блок увидит во врубелевских демонах предсказание судьбы русской интеллигенции на переломе веков. Творцы Серебряного века, они знали переход света во тьму.
Вся Россия спит. В столовой много народа. Наверное, здесь нет ни одного обывателя, человека вообще или просто человека. Всё наружу, всё почти бесстыдно. По сонным улицам мелкой рысцой бежит извозчичья лошадь. Какое-то пьянство без вина. Пища, которая не насыщает. Опять тоска». Тоска врубелевского Демона.
Интеллигенция на сломе веков. Они делали идола из искусства, обожествляли себя как творцов. Шестикрылый Серафим. Картина написана после духовного перелома Врубеля. Демоническая пелена спадает, художник обретает вещее зрение. Забела стала для Врубеля светлым ангелом, который согревал, вдохновлял, спасал от одиночества. Когда они поженились, Врубелю было 39.
Мастер сделал рисунки к шести произведениям в прозе и стихах, в том числе — «Демон» и «Герой нашего времени». Все это сближало его со стилем «модерн», для которого характерны особая плавность форм, вытянутость фигур, подчёркнутость контуров, использование растительных мотивов.
Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетаются в причудливый узор, в котором иногда появляются фигуры женщин или фантастических существ. Все это нашло воплощение в панно «Утро». В нем пробуждающаяся природа олицетворена в четырех аллегорических фигурах русалок. Женские фигуры усиливают общий эмоциональный настрой пейзажа, его поэтичность и музыкальность. Произведение — одно из трех декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой «Времена дня», было выполнено Врубелем для интерьера московского дома С. Морозова на Малой Спиридоновке. Врубель «Морская царевна». Забела-Врубель в роли царевны Волховы в опере Н. Ее одухотворенный, почти эфемерный облик с тех пор становится одним из лейтмотивов творчества художника.
Среди относящихся к этому времени портретов Надежды Забелы-Врубель нет ни одного, на котором она была бы изображена в реальной обстановке — в современном костюме, в обычном интерьере. Все эти работы показаны на выставке. Многочисленные изображения Демона в картинах, скульптурах и рисунках воспринимались окружающими как навязчивая идея. Непривычные по новизне формы даже для Саввы Мамонтова, готового к самым бесстрашным по тому времени экспериментам, они закрепили за Врубелем имидж художника непонятного, странного, декадента.
Пластическое решение каждой из них настолько индивидуально, что их прямое сопоставление создает почти физическое ощущение очень напряженного и драматичного диалога. Каждый из «Демонов» является итогом формальных поисков, вбирает и трансформирует пластические импульсы от целого ряда сопутствующих произведений, не обязательно близких ему хронологически. При этом в каждом из «Демонов» достигается новое качество в понимании живописной материи, дающее почву для дальнейших поисков. Задачей экспозиции этого центрального зала было найти равновесие между центростремительными и центробежными силами, возникающими между тремя материализациями Демона.
Экспозиция предполагает сосредоточенное восприятие каждой картины, она прорежена цезура ми и позволяет, ощущая присутствие всех трех полотен, одновременно видеть только два из них. Пространство зала посредством порталов и проемов раскрывается сразу в несколько смежных тематических зон. Первая - зал ранней графики, в котором представлены в том числе работы киевского периода, где появление московского «Демона» - первой живописной работы нового этапа в жизни художника - уже было подготовлено. Тогда образ Демона еще не получил удовлетворившего Врубеля воплощения, но был почти найден, уже предчувствовался художником и проступал в целом ряде произведений, например, в этюде головы к иконе Богоматери для алтарной преграды Кирилловской церкви, исполненном с Э. Праховой, про который А. Иванов писал: «... В ее загадочном и глубоком взоре уже чувствуется характерная для Врубеля жуткая пристальность; и особенно - в эскизе углем ее головы с глазами светлыми, круглыми, с отблеском тайного ужаса вперенными в даль»[11]. Второй пространственный прорыв - из зала «Демонов» в зал иллюстраций к одноименной поэме М.
Лермонтова и подготовительных рисунков к различным воплощениям образа Демона. Странные, не понятые современниками, «несвоевременные» иллюстрации Врубеля к произведениям Лермонтова воспринимаются сейчас как канонические благодаря Врубелю отныне так, и только так, мы видим многих персонажей произведений поэта. С другой стороны, они часть фантастического врубелевского мира. Они важный этап в развитии темы Демона, связующие звенья в цепи превращений этого образа, фиксирующие движение мысли художника от «Демона сидящего » к летящему и поверженному. Работая над иллюстрированием поэмы, художник проводит своего героя путем лермонтовского «Демона» и затем продолжает его судьбу уже как бы за пределами поэмы. И если «Летящего Демона» еще можно рассматривать как некий итог постижения лермонтовской концепции, то «Демон поверженный» - освобождение от чар литературного первоисточника. Волошин писал: «У Врубеля есть глубокое, органическое сродство духа с Лермонтовым. Его иллюстрации к Лермонтову не повторяют, а продолжают мысль поэта.
Он шел по той дороге, которая на полпути оборвалась под ногами Лермонтова. Но и он не дошел по ней до конца. Необычно большой по размеру лист бумаги тонирован так, что его поверхность уподоблена плоскости оштукатуренной стены, на которой проступает изображение. Легко поверить, что этот бесплотный лик был не сочинен, а «увиден» художником. Вся титаническая работа, предшествовавшая созданию образа, была проделана до того - на протяжении пяти лет, прошедших с тех пор, как Демон «явился» Врубелю впервые. Все эти годы он пытался разными способами воплотить, материализовать видение - вплоть до исполнения его трехмерной «модели», чтобы, осветив его по требованию картины, пользоваться им как «идеальной натурой»[13]. Возвращаясь в Москве к образу Демона, художник тщательно прорабатывает его пластику в целой серии монохромных иллюстраций к одноименной поэме Лермонтова. В поисках визуального эквивалента лермонтовскому тексту Врубель «материализует» Демона - его мимику, позы, характер движений.
И уже на этом, новом уровне познания образа вновь, как будто проверяя себя, воплощает его в трехмерной скульптуре. В качестве первоисточника гипсового бюста 1894 года ГРМ художник использует не вошедшую в юбилейное издание поэмы иллюстрацию - оплечный «портрет» Демона. Оттолкнувшись от нее, Врубель создает полихромную скульптуру - раскрашивает гипсовый бюст акварелью, добиваясь присущей этой технике тонкости нюансов. Здесь впервые, сгущаясь в тенях, проступает знаменитая врубелевская лиловая гамма, ставшая неотъемлемой составляющей его «Демонов». Подготовительные рисунки к различным частям демонианы трудно назвать эскизами в привычном понимании, они поражают разнообразием и новизной задач, которые ставит перед собой в них художник. Среди подготовительных рисунков к «Демону поверженному» все представленные на выставке листы - на вес золота и раскрашенная самим Врубелем фотография, на которой зафиксирован исчезнувший под слоями авторских правок первоначальный вариант картины, и карандашный эскиз, заложенный по центру «гармошкой», при помощи которой художник опытным путем пытался определить максимально выразительную, «нечеловечески» прекрасную, но все же сохраняющую человекоподобие пластическую формулу фигуры Демона. Демон поверженный. Эскиз первоначального варианта картины Картон, акварель, белила, графитный карандаш, галловые чернила, перо.
Иванов: «... Кроме многочисленных акварельных эскизов сохранилось два громадных полотна, почти готовых, но брошенных художником; экспрессия изображенной на них фигуры не удовлетворяла его. На одном из них черты Демона, видные в профиль, строго мужественны; обнаженные бедра опоясаны цепью с золотыми пластинами; такие же пластины украшают и грудь; распростертые крылья похожи на орлиные или даже лебяжьи. На другом в облике его чудится что-то женственное; на теле нет украшений, зато в крыльях многоцветными переливами горят перья павлина»[14]. Исследования в UV-лучах показывают наличие авторских правок на холсте: художник менял положение головы Демона.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Экскурсия по постоянной экспозиции в Корпусе Бенуа, на которой Вы встретитесь с работами Михаила Врубеля. Ангелы и демоны Михаила Врубеля — впервые в этом столетии они собраны все вместе. Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими.
Самые знаменитые картины Врубеля
В них не было ни слова о реставрации памятников XII века. Все было бы хорошо. Работы мастера понравились заказчику, ему увеличили гонорар, он мог бы прославиться. Да, мог бы, но в жизни Врубель никогда не искал простых путей. В жизнь художника пришла любовь — бич и вдохновение возвышенных натур. Вроде бы, ничего плохого в этом не было, если бы объектом любви мастера не стала жена его покровителя и работодателя Эмилия Львовна Прахова. Это был полный провал. Вначале пылкого влюбленного отправили от греха подальше в Италию, но это никак не повлияло на него. Вернувшись в Киев, Врубель тут же объявил, что намерен жениться на Эмилии Львовне, причем заявил он об этом не ей, а её мужу. Финал был предсказуем.
Врубель вынужден был уехать, а еще начал резать себя. Так ему становилось легче. Новый этап в жизни художника начался в Москве. Здесь он познакомился с главным свои благодетелем, меценатом Саввой Мамонтовым. Еще до этого у Врубеля случился кризис веры, в тот момент, когда он писал картину «Моление о чаше». В одном из писем к сестре мастер писал: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, — вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды» Странно, но именно работая над росписью киевских церквей художник пришел к теме, которая не оставляла его уже до конца жизни. Он обрёл своего «Демона». Его поражением и его триумфом. Многие считают серию полотен и скульптур своеобразной иллюстрацией к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова.
Но это не совсем так. Произведение Лермонтова — первопричина, но в сознании Врубеля причудливым образом преображалось все. Демон у художника — не дух зла.
Произведения располагаются в хронологическом порядке, от наиболее ранних доакадемических рисунков к самым последним работам, созданным в середине 1900-х годов. Каталог имеет рубрикаторы по периодам жизни и творчества художника, по темам изображения и видам искусства живопись, графика, монументальные панно, керамика и позволяет всесторонне представить художественное наследие мастера. Все работы сопровождаются аннотациями, подготовленными ведущим научным сотрудником отдела живописи Русского музея Владимиром Кругловым и старшим научным сотрудником, хранителем отдела рисунка Русского музея Юлией Солонович.
На виртуальной выставке представлены виртуозные акварельные портреты раннего периода, рисунки к трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери», созданные Врубелем во время учебы в Академии художеств, циклы иллюстраций к поэме М.
Жизнь и творчество». Книга замечательного искусствоведа Нины Дмитриевой идеально сочетает и действительно профессиональный взгляд на творчество художника, и рассказ об обстоятельствах его жизни — без лишней художественности и мелодраматизма. Книга из серии «Жизнь замечательных людей» — подробная, но с изрядной долей романтизации и авторского взгляда. Трилогия: «Врубель и Лермонтов»; «Врубель.
Театр»; «Врубель. Наверное, самое подробное исследование жизненного и творческого пути художника. Написанное доктором наук, в классическом советском понимании искусствоведческого исследования — это не легкочитаемая беллетризованная биография, но очень интересный и информативный труд для интересующихся. Воспоминания о художнике». Переписка художника с родными и женой Н.
Созданное по заказу С. Морозовых для оформления малой гостиной их особняка на Спиридоновке, оно было отвергнуто заказчиками. Однако благодаря вмешательству И.
Репина художник не успел его уничтожить, как ранее поступил с не удовлетворившим его самого первым вариантом панно «Полдень», а представил публике на I-й выставке, организованной журналом «Мир искусства». В первый же день оно было приобретено княгиней М. Тенишевой и, несмотря на это, а может быть, и благодаря этому, вызвало полное недоумение зрителей и скандальную реакцию прессы, по своей мощи и ярости превзошедшую историю с панно Врубеля на Нижегородской ярмарке. Особенно возмутил критиков всех направлений небывалый принцип взаимодействия аллегорических женских фигур и пейзажа. Стасов восклицал: «Что это за женщины, на что они тут, зачем они так плохи, что собою изображают и, наконец, вообще зачем они писаны, когда все дело только в том, чтобы их нельзя было видеть, - кто разберет, кто объяснит эту неимоверную чепуху?.. Он очень проницательно обозначает это свойство врубелевской системы, прибегая к поэтической метафоре более позднего времени, что в случае с Врубелем кажется не анахронизмом, а точным попаданием в цель: «Художественный, композиционный сюжет в любой вещи Врубеля - изобразить то, по выражению Б. Действительно, кажется, что эти женские фигуры, олицетворяющие пробуждающиеся на рассвете землю и воду, «солнечный луч» и «улетающий туман»[20], расположенные как маркеры системы координат по всем сторонам панно, организуют, направляют, сдерживают невероятное буйство саморазвивающейся живописной субстанции в этом полотне. Но они - и естественное ее продолжение, ее неизбежное порождение.
Подобный прием «одушевления» живописной материи Врубель использует неоднократно: в «Тридцати трех богатырях» 1901, ГРМ «горящие, как жар», фигурки богатырей органично венчают пенистые гребни волн; в «Жемчужине» 1904, ГТГ в беспредметном мерцании перламутра материализуются почти помимо воли художника фигурки плывущих морских царевен. Так, «духи сирени», проступающие из переливающейся подвижной животворной цветущей материи, кажутся естественным и неизбежным ее порождением, итогом развития формы. Иной аспект «очеловечивания» фантазии, игры на грани фантастического и реального миров являют собой произведения, исполненные по мотивам театральных постановок сказочных опер Н. Портретами Н. Забелы в роли царевны Волховы 1898, ГТГ, ГРМ начинается особый жанр, возникший в творчестве Врубеля на пересечении основных линий его творчества, на границе двух миров, в которых существовал художник, - настоящего и театрального, реального и фантастического. Создавая сценические костюмы для своей жены, Врубель в совершенстве освоил магию театрального перевоплощения, она стала привычной частью его повседневной жизни, его работой. Созданные художником и певицей фантастические образы были настолько выразительны и убедительны, что в восприятии современников Забела и ее персонажи были слиты в единое целое. Как сообщает аккомпаниатор певицы Б.
Яновский, она прекрасно осознавала необычный, «неземной» характер своей внешности и умело использовала: «Я сама нахожу, что для изображения сверхъестественных существ у меня в голове и в движениях есть что-то особенное»[21]. В одном из писем Римского-Корсакова Врубелю содержится удивительное признание: «Конечно, вы тем самым сочинили Морскую царевну, что создали в пении и на сцене ее образ, который так за вами навсегда и останется в моем воображении... Эту особую грань врубелевского мышления метко подметил А. В процессе трансформаций виды искусства и техники обогащают пластическое звучание друг друга, на пересечении их рождаются новые приемы и формы[24]. Обсуждая в мае 1898 года свои керамические опыты с Н. Римским-Корсаковым, Врубель признавался, что работа в майолике «является искусом и подготовкой вообще моего живописного языка, который, как Вы знаете и я чувствую, хромает в ясности»[25]. Иванов пишет о единстве скульптурных и живописных форм Врубеля: «В живописи зоркий исследователь и вдохновенный певец форм, он не мог не быть прирожденным ваятелем: там - он созерцает их в одном неподвижном ракурсе, в скульптуре - он теми же формами любуется как бы со всех сторон, рукою ощупывает их знакомые изгибы и изломы»[26]. И наоборот, изображая в поздней акварели 1904 года ГРМ фигуру Морской царевны, он воспроизводит свою трехмерную «фигуринку» 1899 года в двух ракурсах, стараясь запечатлеть ее в самых выгодных поворотах.
Кульминацией линии театрального портрета по традиции, сложившейся еще при жизни художника, является картина на самом деле уже совсем типологически иная. Знаменитый холст «Царевна-Лебедь» находится в довольно сложных отношениях и с портретным жанром в облике изображенного здесь существа многим чудились черты и Н. Забелы, и Э. Праховой - представленные на выставке эскизы подтверждают резонность обеих версий , и с постановкой оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Образ Царевны Лебеди возник в воображении Врубеля и был запечатлен на его знаменитом полотне еще до того, как он мог получить целостное впечатление об опере «Римского-Корсакова. Свой экземпляр клавира Забела получила 10 августа 1900 года, а к 19 апреля картина «Царевна-Лебедь» была написана и продана М. Созданный Врубелем образ женщины-птицы - «чудо чудное, диво дивное» - произвел сильнейшее впечатление на Римского-Корсакова, впоследствии в письме к Забеле от 14 февраля 1901 года он называет ее «апокалипсической птицей»[29].
Тревожные отблески древних мифов видел в ней и А. Забелу в различных ролях или наделяя чертами портретности свои майоликовые «фигуринки», исполненные по мотивам оперных спектаклей, Врубель порождает особый класс мифологических, фольклорных существ, со своей особой «сказочной» анатомией. Он пишет много. Видно, что душа его волнуется. И, может быть, из этих волнений выкатятся драгоценные жемчужины»[32]. К убедительности вымысла, к этой особой власти над формой, художник шел всю свою жизнь.
О картине Михаила Врубеля «Сирень» | Сиреневый фестиваль - 2023
Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: «Это Вас я должен писать? Сразу выражение его лица изменилось.
Сквозь безумие проглянул гений». Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание шло с ужасающей быстротой, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если он будет голодать 10 лет, то прозреет и рисунок у него будет необыкновенно хорош. Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».
Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения. Последний год жизни Врубель все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали художника, иногда он говорил, что «устал жить». Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив».
Под руководством Ильи Репина и Павла Чистякова Врубель начал изучать основы рисунка и живописи, осваивать особую методику Чистякова, позволяющую выстраивать на холсте объём, подобно архитектору. В эти годы начинает вырабатываться профессиональная позиция молодого художника, творческий темперамент которого не позволял остаться в рамках установок, характерных для старших передвижников. Тогда же появляется особый «врубелевский» мазок и та романтическая нота, которая стала его отличительной чертой вспомним его «Принцессу Грёзу» и «Царевну-Лебедь». Михаилу Врубелю так и не удалось завершить обучение в Академии художеств. По рекомендации Павла Чистякова его друг — историк искусств, профессор Адриан Прахов — пригласил художника для реставрации старинной Кирилловской церкви XII века в Киеве. В течение пяти лет, с 1884 по 1889 годы, Врубель жил в Киеве, изредка выезжая оттуда. В Киеве Михаил Александрович ярко проявил себя в монументальной, станковой живописи и в графике. Молодой художник создавал эскизы для реставрации фресок, делал настенные росписи, а для мраморного иконостаса храма им были написаны четыре иконы: «Богоматерь c Младенцем», «Христос», «Кирилл» и «Афанасий». Здесь же он воспроизвёл главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» по маленькому эскизу, действуя как старинный мастер.
Художник настолько виртуозно овладел рисунком, что многофигурные композиции рисовал без поправок, не отрывая руки.
Ещё будучи студентом, он был вовлечен в творческую среду, царившую в доме его дяди по мачехе — мать Врубеля умерла, когда Михаилу было три года. Известный педагог Николай Вессель был знаком со многими представителями творческой интеллигенции. Особенно много знакомых среди них, например, Мусоргский было в музыкальной и театральной среде. Во многом это наложило отпечаток на художественный вкус Врубеля — в его картинах, сюжетах, действительно, много театральности. Царевна-Лебедь, 1900 Поскольку богемная жизнь требовала немалых расходов, Михаил был вынужден подрабатывать репетитором и гувернёром. Правда, в хороших семействах. В течение пяти лет он служил в богатой семье сахарозаводчиков Папмелей и, как говорят, фактически жил там на положении члена семьи: ездил вместе с ними в оперу, отдыхал на даче, не отказывал себе в вине. Врубель вообще был довольно экспансивным человеком, часто непрактичным и разбросанным.
Он мог месяцами трудиться над одной картиной, начинал и не оканчивал работы, дарил их, уничтожал или продавал за копейки. Бывало, что новые работы он писал на том же холсте, на котором была написана старая. К примеру, знаменитый «Пан» был написан поверх соскобленного портрета жены, а «Гадалка» — на неоконченном портрете Н. Так просто кому-то. И купил себе белые лайковые перчатки. В возрасте 24 лет Врубель поступает в Императорскую Академию художеств. Хотя в 80-е годы XIX века в России по-прежнему царила неоакадемическая салонная живопись, это время не было периодом упадка. Творили передвижники, в эти же годы начинали свой путь звёзды уже следующего поколения — Левитан, Серов, Коровин, Нестеров. И в то же время с самого начала в его живописи появляется особая романтическая нота, которая стала его отличительной чертой, — вспомним его демонов, «Принцессу Грёзу», «Царевну-Лебедь».
Во многих работах Врубеля есть монументальность. Дело тут даже не в размерах полотен, хотя обычного зрителя большего всего поражают, конечно, его гигантская «Принцесса Грёза» и другие внушительные по размерам работы, которые мы видим во врубелевском зале Третьяковской галереи. Тут, скорее, важна особая монументальная пластика его картин, особый врубелевский мазок. Вряд ли это случайность. Первой серьёзной работой молодого Врубеля, не принесшей тогда ему особой известности, но по достоинству оценённой впоследствии, стала роспись старинной Кирилловской церкви в Киеве. Древний Киев Врубель любил, правда, жил он там довольно скромно. Вынужден был подрабатывать рисованием орнаментов — второстепенной работой во Владимирском соборе — и преподаванием. В гуще художественной жизни он оказывается в Москве, куда Врубель приехал в 1889 году ненадолго — повидать знакомых, да так и остался там на 12 лет. В это время в Москве вокруг мецената Саввы Мамонтова формируется художественный кружок, и Врубель становится его полноправным членом.
Уже через два месяца после первого знакомства он поселился в доме Мамонтовых, став своим человеком в этой гостеприимной семье. Благодаря Мамонтову художник начинает получать хорошие заказы, и киевская бедность остается в прошлом. В 1891 году ему предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова — он охотно взялся за заказ, тем более что ещё в Киеве начал обдумывать образ Демона. Благодаря, прежде всего, этому образу мы сейчас и знаем Врубеля. Демон, 1890 О новом образе, который занимает все его думы, Врубель пишет к сестре в мае 1890-го: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г. В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. Демон поверженный и демон сидящий. Демон летящий, 1899 г.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
«Демоны» и «ангелы» Михаила Врубеля. 5 известных картин художника | Ангелы и демоны Михаила Врубеля — впервые в этом столетии они собраны все вместе. |
Один во всей Вселенной: гид по выставке Михаила Врубеля в Русском музее | Точка Арт | Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. |
Врубель: 200 рисунков и холстов под крышей Русского музея | Картины Врубеля послужили соединительным звеном между традициями художественной школы Репина и новаторскими приемами Малевича. |
Большой успех. Выставку Михаила Врубеля посмотрели почти 200 тысяч человек
Врубеля часто называют основоположником модерна в нашей стране, но многие уверены — этот автор глубже и сложнее. Жизнь Врубеля была связана с рисками. Рисковали немногочисленные промышленники и меценаты, которые нанимали художника-визионера. Рисковал и сам мастер, уходя от привычных методов работы и образов. Врубеля манили символы, метафоры, мистицизм.
В Третьяковской галерее картинам и скульптурам Михаила Врубеля выделили самый большой зал. Парадокс, но говорят, сам Третьяков сначала не ценил Врубеля и не спешил пополнять свои коллекции его трудами. Теперь даже выездные выставки Третьяковки с этими работами пользуются бешеной популярностью.
Речь идет о картинах «Автопортрет» и «Мужской портрет» репродукция с рисунка Врубеля «Портрет врача Левицкого». По словам собеседницы «ВМ», эти картины в 1995 году были переданы в Третьяковку для проведения экспертизы и последующего временного хранения. При этом с того момента никто не заявлял о праве собственности на эти картины. Документы, указывающие на их принадлежность кому-либо, также отсутствуют.
Позже, когда психологическое состояние Врубеля ухудшилось, Демон стал в буквальном смысле его навязчивой идеей. Он как будто выливал на холст тяготы своей собственной борьбы со своими демонами. Облик Демона не раз менялся: он был то злым, то жалким, то злорадным, то грустным. Врубель решил покончить со своим демоном, сбросив его с гор Кавказа. Так появился Демон поверженный. Его кости изломаны, а крылья рассыпались на сотни перьев. Они будто золотым ковром покрывают скалы ущелья. Картина очень декоративная, но к сожалению из-за экспериментов художника с красками он добавлял бронзовый порошок она потеряла свою красочность. Тем не менее она стоит того, чтобы рассмотреть ее. Находится в Третьяковке. Демон поверженный, 1902 год. Портрет С. Мамонтова Савву Мамонтова называли "северным Лоренцо Великолепным". Он был великолепно образован, покровительствовал художникам и писателям, консолидировал вокруг себя всю творческую элиту. Будучи довольно прозорливым он довольно быстро распознал в Врубеле великого художника, и благодаря его протекции он, собственно, и стал известен. Мамонтова, 1897 год. Этот портрет считается незаконченным, но при этом художник смог передать образ властного и уверенного в себе человека, каким и был Мамонтов. Интерьер кабинета выдает в нем тягу к искусству и все детали работают на то, что бы создать образ человека с отличным вкусом, но непростым характером. Пан Эту работу можно причислить к "сказочному циклу". В детстве Врубель очень много читал, поэтому имел довольно широкий кругозор не только по части русских сказок, сказок народов мира, но и античной мифологии. Сам художник назвал эту работу "Сатир", но она получилась настолько русской, что критики дали ей другое имя. Сказочный старичок, больше похожий на лешего, чем на козлоногого сатира изображен на фоне абсолютно русского пейзажа с березками и речками с берегами поросшими осокой. Пан, 1899 год. Я долго пыталась разобрать козлиные ноги на картине, но если они и изображены, то сделано это довольно условно. Мне больше кажется этот сказочный старичок вырос из пня. А вам? Напишите об этом в комментариях к статье. Появилась она благодаря причастности Врубеля и его жены Надежды к одноименной опере. Надежда исполняла партию Царевны, а художник готовил декорации и костюмы. Костюм царевны представлял собой сложную и очень тяжелую конструкцию, обтянутую атласом, шелком и расшитую жемчугом и камнями. Надежда могла передвигаться в нем с большим трудом, но зрители даже не обращали на это внимание за счет удивительной красоты общей картинки.
Таким образом, выставка дает представление зрителям обо всех периодах творчества Михаила Врубеля. Традиционно принято считать, что их четыре. Избранные произведения, созданные мастером в эти периоды, журнал Точка ART представляет в рубрике «Экскурсия для чтения». Годы учебы, 1880-1884 В двадцать четыре года дипломированный правовед, знающий несколько иностранных языков, увлекающийся немецкой философией и современной литературой, Врубель становится учеником Академии художеств. Врубель «Гамлет и Офелия», 1884. От Чистякова, идеи которого были близки мастеру, Врубель воспринял интерес к акварели, к чистоте цвета и «мозаичному» письму. С помощью этих средств достиг поразительных эффектов в передаче многоцветности и одухотворенности форм. Знаковые работы этого периода представлены на выставке. В поисках облика героя Врубель создал ряд автопортретов. Киевский период, 1884-1889 Весной 1884 года Врубель по совету Павла Чистякова был приглашен профессором Адрианом Праховым в Киев для реставрации церквей и написания икон. Врубель «Венеция», 1893. Позже обращается к религиозным сюжетам, создает эскизы для Владимирского собора, зажигается ориентальными мотивами и образом Кармен, с лета 1885 года ведет поиски в воплощении образа Демона. Моление о чаше» ГТГ , которые можно увидеть на выставке. Московский период. Расцвет творчества, 1889-1904 С середины 1880-х Врубель искал новые пути в искусстве.
12 главных шедевров Михаила Врубеля
В Абрамцевской керамической мастерской Врубель увлекся идеей возрождения национального искусства и создания нового русского стиля. Просмотрите доску «Михаил Врубель» в Pinterest пользователя Аня Север, на которую подписаны 145 человек. Михаил Врубель поступает в Академию художеств в возрасте 24 лет после окончания юридического факультета университета. В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка Михаила Врубеля (1856–1910), сделанная кураторами Ириной Шумановой и Аркадием Ипполитовым без повода вроде какой-нибудь круглой даты — из чистой любви к художнику. Описывать этот «венец творения» Врубеля бессмысленно: в картине сплелось много всего, её нужно видеть лично.
Печали и демоны Михаила Врубеля
Врубель стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное. Психиатрическая больница В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания. В минуты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, рисовал. Уже во время болезни он создал полотна "Шестикрылый Серафим", "Роза в стакане", "Жемчужина". Перед агонией В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель тщательно привел себя в порядок: сам причесался и вымылся, поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал. Он умер 14 апреля 1910 года.
А уже через неделю, потрясенный, сообщил Коровину: "Вы видели, что он пишет? Я ничего подобного не видел никогда. Жуть берет! В 1890 году он показал своего "Демона сидящего", задуманного еще в Киеве. Эта картина стала символом наступающей эпохи - эпохи символизма и религиозного реформаторства. Мамонтов был в ужасе. Валентин Серов ставший с годами другом Врубеля и добившийся места для его картин в Третьяковке , заглянувший в мастерскую Врубеля, откровенно признался: "Я этого не понимаю". Наконец, сам Третьяков, поспешивший к живописцу, о котором говорили во всех салонах, увидев его работы, только развел руками. Всех поразил и...
На что Врубель заявил: Ваше отрицание дает мне веру в себя! В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому под редакцией Кончаловского фирмой Кушнерева. Таким образом, он мог вернуться к образу Демона. В течение многих лет Врубеля влекло к нему: Демон был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. Закончив картину "Демон сидящий", он принялся за иллюстрации к Лермонтову. Вообще Лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к "Демону", можно считать вершиной мастерства Врубеля-графика. С тех пор "Демона" уже никто не пытался иллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля - другого мы, пожалуй, не приняли бы. Помимо "Демона", Врубель выполнил несколько иллюстраций к "Герою нашего времени", к поэме "Измаил бей" и отдельным стихотворениям. В 1891-1892 годах художник живет в Италии, куда едет вместе с семьей С.
В Москве начинается период его наиболее плодовитой работы. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Он активный участник Мамонтовского кружка, успешно работает в области театрально-декорационного искусства в частной опере С. Мамонтова, где сближается с Н. Римским-Корсаковым и принимает участие в оформлении опер "Царская невеста" и "Сказка о царе Салтане" "Морская царевна", "Тридцать три богатыря" и др. Занимается архитектурными проектами, из которых был осуществлен лишь один - пристройка к дому Мамонтова в Москве. Пишет портреты С. Мамонтова 1897, ГТГ и К. Арцыбушева 1897, ГТГ , заканчивает "Демона".
В 1899-1900 годах возглавляет керамическую мастерскую в Абрамцеве и исполняет скульптуры для майолик Снегурочка, Лель, Волхов, Садко, Купава и др. В 1896 году прошла первая выставка Врубеля, явившаяся результатом скандала. Дело в том, что С. Мамонтов, отвечавший за художественное оформление Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, заказал Врубелю два больших декоративных панно для оформления художественного отдела. Художник представил работы "Принцесса Греза" и "Микула Селянович", отвергнутые приемной комиссией Академии художеств "как нехудожественные". В ответ Мамонтов совершил демарш - в короткий срок соорудили специальный павильон с огромной надписью на крыше "Панно Врубеля", в котором представили восемь живописных работ художника и две его скульптуры похожий случай был с "параллельной" выставкой Курбе на Парижской выставке. Невзирая на трудности и драматические перипетии, связанные с Нижегородской выставкой, 1896 год был счастливым для Врубеля - в начале года он познакомился, а в июле в Женеве обвенчался с певицей Надеждой Ивановной Забелой. Он увидел и услышал ее в Петербурге, на сцене Панаевского театра, где давала спектакли организованная Мамонтовым Московская частная опера. Нельзя говорить о Забеле просто как о "жене Врубеля", так же как странно читать, что Врубеля в театральных кругах называли просто "мужем артистки Забелы".
И муж и жена были каждый в своей области большими художниками, и их брак означал содружество людей искусства, друг друга понимавших и вдохновлявших. Врубель был очень музыкален и принимал самое близкое участие в творчестве Забелы, к его советам она всегда прислушивалась. Все ее костюмы и грим он придумывал сам - став его женой, Забела ни разу не пользовалась услугами другого театрального художника. Она, правда, не могла принимать столь же прямого участия в работе Врубеля над картинами, но ее пение, ее артистическая индивидуальность значили для него очень много, так что, в конечном счете, она помогала ему даже больше, чем он ей. В ней Врубель нашёл тот образ, который давно ему мечтался и ускользал от него. Забела стала его музой: ее портрет-фантазия, написанный в год женитьбы, так и назван - "Муза". Следующее пятилетие 1896-1901 стало для Врубеля самым плодотворным в творческом плане и благополучным - в плане житейском. Мамонтова, Н. Забелы и др.
Он занимается почти всем: живописью, графикой, скульптурой, монументальными композициями, театральными декорациями, оформлением интерьеров, становится той многогранной фигурой, без которой немыслима русская культура рубежа веков. Причем "все, что ни сделал Врубель, было классически хорошо", - писал художник А. В эти годы Врубель создал почти все свои знаменитые картины. Он сблизился с "мирискусниками" хотя А. Бенуа всегда критически относился к его живописным новациям , много выставлялся - на выставках "Мира искусства", венского Сецессиона и пр. Главным организатором "Мира искусства" был энергичный, инициативный С. Дягилев, душой и теоретиком - Александр Бенуа; ядро "Мира искусства" составляли художники К. Сомов, М. Добужинский, Е.
Лансере, Л. Бакст, а позже В. На выставках "Мира искусства" принимали участие Левитан, Коровин, Нестеров, Рябушкин и многие другие, в том числе члены Товарищества передвижных выставок. И впервые стал выставляться Врубель. До тех пор его работы приобретались частными лицами, а в выставочных залах не появлялись. Дягилевым, была фактически первой, где некоторые вещи Врубеля предстали на всеобщее обозрение. Журнал "Мир искусства" стал помещать репродукции его произведений.
Демоническая серия Почти сто лет назад трагически завершились дерзновенные творческие поиски гениального Мастера. В 1906 году им окончательно овладело безумие, одновременно с которым наступило самое страшное для художника - слепота. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Прижизненная хула сменила обожествление художника в последние годы жизни. Однако в эпоху авангарда творчество Врубеля «не вписывалось» в новую модель общественных отношений, и он был попросту забыт «комиссарами от искусства».
Речь идет о картинах «Автопортрет» и «Мужской портрет» репродукция с рисунка Врубеля «Портрет врача Левицкого». По словам собеседницы «ВМ», эти картины в 1995 году были переданы в Третьяковку для проведения экспертизы и последующего временного хранения. При этом с того момента никто не заявлял о праве собственности на эти картины. Документы, указывающие на их принадлежность кому-либо, также отсутствуют.
Просветительский проект "Александровский сад"
Михаил Врубель поступает в Академию художеств в возрасте 24 лет после окончания юридического факультета университета. Михаил Александрович Врубель работал два года, чтобы создать это полотно, и завершил его в 1901-м. Ввести все творчество Михаила Врубеля к 10 картинам, которые особенно отражают его художественный язык было не простой задачкой.
Печали и демоны Михаила Врубеля
Врубель: художник на все времена | В истории русского искусства Михаил Александрович Врубель (1856-1910) занимает уникальную позицию. |
Врубель Михаил Александрович — биография художника, личная жизнь, картины | На этот раз здесь представлены более 150 работ Михаила Врубеля – это картины, графика, живописные композиции, иконы и даже театральные костюмы и декорации. |
Михаил Врубель. Демоны и пророки - Православный журнал «Фома» | В Новой Третьяковке открылась крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля (1865-1910). |