Новости московское восстание 1547

Новости Новости.

Восстание в Москве 1547 г.

Московское восстание 1547 года — волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года. В начале 1547 года на царство венчается Иван Грозный. МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц — «Избранной Рады». Московское восстание 1547 года, антифеодальное восстание горожан в Русском гос-ве. Подстрекатели восстания, направляя его разрушительную силу в нужное им русло, были не в состоянии предположить, в какой степени бурные события окажутся воплощением задуманного плана, а в какой – результатом «революционного творчества масс».

История в лицах

Московское восстание 1547 года дало толчок к началу реформ Ивана IV, задачей которых стало создание централизованного государства и установление самодержавной власти. В итоге Московского восстания 1547 года они окончательно утратили власть и влияние, несмотря на то, что они приходились царю роднёй. В статье рассматриваются события одного из московских восстаний, как сочетание стихийного народного протеста и заговора различных внутренних сил на переломном этапе развития России.

История в лицах

«Великий Московский пожар», состоявшийся в первый год царствования Ивана Грозного, уничтожил русскую столицу и отсрочил падение Казани на несколько лет. МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547, стихийное вооруж. выступление горожан столицы против правящей боярской «партии» князей Глинских. Вероятно, события Московского восстания 1547 повлияли на формирование личности Ивана Грозного, который в дальнейшем “прославился” из-за своего непредсказуемого взрывного характера и жестокости. Кульминационным моментом в ходе восстания явились события 26—29 июня. Основной движущей силой их были «московские черные люди», т. е. посад Москвы. Моско́вское восста́ние 1547 го́да — волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года. Венчание на царство и московское восстание.

МОСКО́ВСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1547

Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года Восстание 1382, Восстание 1547 Восстание 1382 антифеодальное, национально-освободительное восстание горожан и крестьян в Москве при приближении войск золотоордынского хана Тохтамыша. Под защиту кремлёвских стен собрались люди из окрестностей, в том числе женщины и дети. Поводом к восстанию Послужило бегство из Москвы бояр и богатых москвичей, в отсутствие великого князя Дмитрия Ивановича Донского, собиравшего войска в Костроме. Власть захватило вече. Восставшие заперлись в Кремле, сожгли деревянные постройки и очистили пространство вокруг него.

По горящему городу распространился слух, что в бедствии виноваты Глинские. В Новгородской летописи говорилось: «Потому што на них зговор пришол буттось они велели зажигати Москву» [9]. Бабку царя, Анну Глинскую , обвиняли в том, что она наколдовала пожар: «вымала сердца человеческия да клала в воду да тою водою ездячи по Москве да кропила и оттого Москва выгорела» [10].

Семейству Глинских также вменяли государственную измену [11]. Будучи стихийным взрывом борьбы социальных низов против произвола боярских правителей, Московское восстание 1547 г. Единственное требование восставших москвичей, о котором упоминают источники — это требование расправы с Глинскими, олицетворявшими в глазах народных масс все отрицательные стороны боярского правления [12].

История Ход восстания «Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года», картина Павла Плешанова , 1856 год Основные события восстания произошли после «Великого пожара». В Успенском соборе «убили миром» дядю царя, боярина Юрия Глинского: он был побит во время богослужения, а затем забит насмерть камнями. Оставшиеся после пожара дворы Глинских сожгли и разграбили [13] [3].

Летописи описывают, что «бысть смятение людем московским: поидоша многые люди черные к Воробьёву и с щиты и сулицы, яко к боеви обычаи имаху, по кличю палача» [15]. Целью восставших было расправиться с остальными Глинскими. По утверждению советского историка Сигурда Шмидта , в гневе люди были готовы даже убить царя, якобы скрывавшего родственников.

Царь сам поверил такой причине пожара и приказал своим боярам сделать розыск. Тогда знатные люди, ненавидевшие Глинских, воспользовались случаем погубить их. Они пустили в народе слух, что злодеи, учинившие своим чародейством пожар в Москве, были не кто иные, как Глинские. Легко было уверить народ, так все не любили Глинских и были недовольны их могуществом. У Глинских в милости было много людей не московского происхождения — переселенцев из северской земли и южной Руси; Глинские некоторым из них раздавали должности. Любимцы эти пользовались своим возвышением; где только могли, доставляли они себе выгоды на счет народа: другие, опираясь на покровительство Глинских, дозволяли себе в Москве разные своеволия и бесчинства. На пятый день после пожара настроенная заговорщиками народная толпа бросилась к Успенскому собору и кричала: «Кто зажигал Москву? Толпа, услышавши такую речь, пришла в неистовство.

Из двух Глинских, братьев умершей великой княгини Елены, Михайло с матерью Анною, бабкою государя, был во Ржеве, а другой, Юрий, не подозревая, какие сети ему сплели бояре, приехал к Успенскому собору вместе со своими тайными врагами. Услышал он страшные крики и вопли против его матери и всего их рода и скрылся в церкви. Народ вломился за ним в церковь. Его вытащили оттуда, убили дубьем, повлекли труп его по земле и бросили на торгу. Истребили всех людей Глинских. Досталось и таким, которые вовсе не принадлежали к числу их. В Москве были тогда на службе дети боярские из Северской земли.

А егда ис пожару того бежавшу, опалеста ему очи от огня. В наше время эта обитель не существует, но топонимика Москвы сохраняет название того места: Новинский бульвар. Так проясняются бедственные последствия пожара для Святителя. Во время приключившегося в Москве великого пожара святителю Макарию было 65 лет и невзирая на случившиеся бедствия Господь сохранил его Своим Божественным Промыслом. Впереди было ещё много плодотворных святительских трудов на благо Церкви: второй Макарьевский Собор 1549 года по канонизации святых, Стоглавый Собор 1551 года по исправлению различных недостатков в Русской Церкви и обществе, через год — торжественная встреча царя Иоанна Грозного после покорения Казани, затем завершение работы по созданию Успенской редакции Макарьевских Четьих Миней, а также создание царской редакции Великих Миней. В русской историографии появился принципиально новый памятник исторической мысли — Книга степенная царского родословия. Эти деяния Святителя стали достоянием отечественной истории и русской культуры. Повседневное архипастырское попечение о Церкви и пастве до конца дней жизни Святителя было наполнено также личными трудами, молитвами и подвигами. А в годовщину пожара, в память великого бедствия, в Русской Церкви было установлено поминовение всех православных христиан 34. Указ о совершении панихиды переписывался в древних Синодиках. Предлагаем его текст.

Восстание 1382, Восстание 1547

Социально-экономические причины Московское восстание 1547 года можно объяснить множеством причин, включая социально-экономические факторы. В тот период Россия находилась в условиях феодальной экономики, где основным способом производства было крестьянское хозяйство. Крестьяне составляли основу населения и несли на себе громадную налоговую ношу. Российская феодальная система была организована таким образом, что помещики владели огромными земельными угодьями, в то время как крестьяне жили в крестьянских общинах и обязаны были отдавать значительную часть своего продукта в качестве налогов и повинностей. Владение помещиками землей давало им возможность собирать высокие платежи и потому крестьяне были вечно обделены и бедны. Нередко такие налоги превышали возможности крестьянства и заставляли его заниматься заемными деньгами с огромными процентами. Такая эксплуатация крестьянства, а также усиление феодальных верхушек и ограничение самодержавия монархии являлись одним из важных социально-экономических факторов, способствовавших росту социальной напряженности и недовольства населения. Московское восстание 1547 года было своего рода реакцией крестьян и нижних слоев населения на экономическое угнетение и притеснение.

Религиозные противоречия Одной из ключевых причин Московского восстания 1547 года были религиозные противоречия, которые оказали значительное влияние на настроения и действия населения. В тот период истории Русской церкви существовало несколько крупных течений — реформистские и консервативные. Реформисты стремились обновить и привести церковный строй в соответствие с образцом западноевропейских церквей, в то время как консервативы отстаивали традиции и позиции, характерные для раннего средневековья. Влиятельные духовные деятели того времени активно проводили реформы, такие как печатания и распространения новых книг, перевода Церковной Службы на церковнославянский язык и т. Однако, такие события вызвали протест и сопротивление со стороны консервативного крила православной общественности. Особенно значимым для религиозного конфликта стал вопрос о введении и принятии прически. Консерваторы считали, что новитеческое поведение и одежда отступают от славянской традиции и господина.

Многие признают, что именно вопрос прочно может быть связан с причинами Московского восстания 1547 года. Политическое напряжение Одной из причин такой ситуации стала несправедливая историческая ситуация в стране. Население было разделено на два класса: бояре и крестьяне. Боярская династия долгое время находилась у власти, что вызывало недовольство и унижение крестьянского класса.

Так прошло два дня.

Народ не унимался. Из Глинских погиб только один; народу нужны были еще жертвы. Раздались такие крики: «Государь спрятал у себя на Воробьеве княгиню Анну и сына ее Михаила! Событие было поразительное. Самодержавие верховной власти, казалось, в эти минуты утрачивало свое обаяние над народом, потерявшим терпение.

Иван до сих пор слишком верил в свое всемогущество, и потому держал себя нагло и необузданно; теперь он впал в крайнюю трусость и совершенно растерялся. Тут явился перед ним человек в священнической одежде, по имени Сильвестр. Нам неизвестна прежняя жизнь этого человека. Говорят только, что он был пришлец из Новгорода Великого. В его речи было что-то потрясающее.

Он представил царю печальное положение Московской земли, указывал, что причиною всех несчастий пороки царя: небесная кара уже висела над Иваном Васильевичем в образе народного бунта. В довершение всего Сильвестр поразил малодушного Ивана какими-то чудесами и знамениями. Ведь и отцы наши иногда пугают детей мечтательными страхами, чтобы удержать их от зловредных игр с дурными товарищами». Царь начал каяться, плакать и дал обещание с этих пор во всем слушаться своего наставника.

В браке родились двое детей — Иван и Юрий. Спустя 7 лет после свадьбы девушка овдовела. Она стала правительницей на правах регентши при Иване, отстранив от престола опекунов. Ее правление ознаменовалось успехами на международной арене — в частности, был заключен договор со Швецией о свободной торговле.

Еще одной победой стал мир с польским королем Сигизмундом I, положивший конец Стародубской войне. Однако наладить отношения с боярскими группировками не удалось. Формально в вину Елене ставилась связь с женатым мужчиной. В апреле 1538-го правительница скончалась, возможно, от отравления. Ходили слухи о том, что ее убили Шуйские. Боярская дума.

Из-за сильного ветра «потече огнь яко молния».

Пожар на юге достиг ручья Чертолья ныне Чертольский пер. Загорелся и Кремль, где погибли все деревянные сооружения, в том числе Казенный двор, Оружейная и Постельная палаты. Дым в Кремле был настолько силен, что в Успенском соборе чуть не задохнулся митрополит Макарий, которого вывели по тайнику к Москве-реке. Однако и там «бысть дымный дух тяжек и жар велик». Митрополита обвязали веревками и стали спускать к самой реке. Веревки оборвались, и чуть живого Макария отвезли в Новинский монастырь. Один за другим разрывались со страшным грохотом кремлевские стены, где хранилось «зелие пушечное», далеко разлетались кирпичи, горела деревянная кровля на кремлевских стенах, ветер срывал горящую дранку и разносил ее за пределы Кремля.

Испуганные лошади вырывались из царских конюшен, сбивали все на своем пути, давя на бегу падающих в дыму людей. Суетились и кричали люди, устремляясь к единственным оплотам спасения — церквам. Но и их стены трескались от нестерпимого жара. Огонь проникал внутрь, выжигая церковную утварь, уничтожая высоко почитавшиеся иконы Рублева и Дионисия, неся гибель укрывшимся там людям. Дотла выгорел Китай-город, причем на этот раз не только торг, но и Большой посад, горели заморские ткани, плавилось драгоценное оружие. В пламени погибли Пушечный двор и все строения по Рождественской улице. Пожар свирепствовал больше 10 часов и истребил основную территорию столицы примерно до черты нынешнего бульварного кольца.

Позднейшие летописцы сообщали, что выгорело 25000 дворов и погибло 1700, 2700 или 3700 человек. Возможно, это преувеличение, но, действительно, такого колоссального пожара не помнило уже несколько поколений. В городе, ранее изобиловавшем свежей рыбой, дичиной, говядиной, а теперь превратившемся в дымящееся пепелище, не хватало продовольствия, чистой воды. На пятый день после пожара черные люди Москвы «восколебашеся аки юроди». Волнения охватили московский посад. Состав участников движения 26 июня не вполне ясен. Летописцы пишут то о «черных людях», то о «москвичах болших и черных людях».

Курбский замечал позднее, что «бысть возмущение велико всему народу». Об обвинениях родных Иван IV услышал 23 июня, когда для обсуждения чрезвычайного положения у постели больного митрополита в Новинском монастыре собралась Боярская дума. Здесь присутствовали благовещенский протопоп Федор Бармин, князь Ф. Скопин-Шуйский, И.

Восстание 1547 г. и его значение

Причины и результаты московского восстания 1547 года сыграли ключевую роль в смене правления Ивана IV. В начале 1547 года на царство венчается Иван Грозный. Венчание на царство и московское восстание. Подстрекатели восстания, направляя его разрушительную силу в нужное им русло, были не в состоянии предположить, в какой степени бурные события окажутся воплощением задуманного плана, а в какой – результатом «революционного творчества масс». 21 июня 1547 г. в Москве на Арбате вспыхнул сильный пожар.

История в лицах

Таким чрезвычайным обстоятельством стало восстание в Москве в июне 1547 г. Характерная особенность происходивших событий состояла в том, что, когда начались массовые восстания, в распоряжении правительства не было специальных военных сил. Отклики московского восстания отразились в волнениях в псковском пригороде Опочке летом того же 1547 г. и в самом Пскове в 1550 г. Главная» Новости» Москва восстание 2024. Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства. Московское восстание 1547 года. Падение колокола считалось на Руси — как и теперь считается — предвестием общественного бедствия. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания, чин которой был составлен самим митрополитом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий