Праздник Пурим знаменует собой спасение евреев от рук врагов в дни правления персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса), советник которого, злодей Аман, решил уничтожить еврейский народ. Праздник Пурим в Израиле начался в 18:42 с заходом солнца 19 марта 2011г. главный государственный праздник Израиля, отмечаемый ежегодно.
Пурим 2024: почему в этот день евреям можно пить и как отметить праздник
Этот день, 15 адара, называется Шушан-Пурим по имени древней столицы Персидской империи города Шушан, евреи которого именно в этот день избавились от угрожавшей им смертельной опасности. Еврейский праздник Пурим, установленный в память о чудесном спасении евреев, живших в Персидском царстве более 2 тысяч лет назад, в 2023 году приходится на 7 марта. В этот день в Израиле вспоминают шесть миллионов евреев, погибших от рук нацистов в период Второй мировой войны. Пурим не является в Израиле государственным праздником, но многие офисы, магазины и государственные учреждения будут работать по сокращенной программе.
Еврейский календарь 5783 (2022-2023 гг.)
Telegram: Contact @jliferu | Правда ли, что в Талмуде написано, что однажды все праздники будут отменены, но Пурим останется в силе? |
Иудеи в понедельник начнут отмечать Пурим | На следующий день проходит грандиозный праздник и становится одним из самых главных в календаре иудеев. |
Пусть сильнее грянет Пурим! // — Глобальный еврейский онлайн центр | Праздник Пурим — это не обычный праздник вроде Дня Жатвы или Новолетия. |
Пурим. Смысл и значение еврейского праздника
Против праздничных мероприятий выступали родственники израильтян, которые несколько месяцев находятся в заложниках у ХАМАС. Рав Михоэль Ставропольский рассказал о правильном опьянении евреев на праздник Пурим. Еврейский праздник Пурим, установленный в память о чудесном спасении евреев, живших в Персидском царстве более 2 тысяч лет назад, в 2023 году приходится на 7 марта.
Пурим в 2024 году: Какого числа праздник и можно ли работать в этот день
В специализированных магазинах можно приобрести кошерное вино. В 2023 году Пурим отмечается 6 и 7 марта. Евреи отмечают спасение народа от истребления, которое планировал злодей Аман во время правления персидского царя Ахашвероша Артаксеркса в V веке до нашей эры. Ранее правилами воспитания еврейских детей поделилась жена раввина Йосефа Херсонского Мария Хлоповская, переехавшая из России в Тель-Авив.
По григорианскому календарю праздник каждый год приходится не на те же числа, что в предыдущий. В Пурим принято публично читать по свитку книгу Эсфири, причем при произнесении чтецом имени Амана присутствующие поднимают шум топаньем ног и свистом, а также специальными трещотками. Таким образом иудеи выражают свою ненависть и презрение к тому, кто в иудаизме воплощает собой антисемитизм. Считается, что традиция поднимать шум восходит к бытовавшему в XIII веке обычаю ударять двумя камнями с именем Амана на них, пока надписи не сотрутся, тем самым символически «стирая память» о нем. Обычай шуметь трещоткой был издавна популярен среди детей в России, хотя некоторые раввины считают, что подобным образом вести себя в синагоге не следует. Ещё одной традицией является карнавализированное представление, исполняемое во время праздничной трапезы одним или несколькими актерами.
Одним из традиционных блюд на трапезе является сладкое треугольное печенье с маком или вареньем. Оно называется «уши Амана» или гоменташн, что можно буквально перевести как «карманы Амана».
Случилось так, что из многих претенденток на ее место благосклонность царя снискала еврейская девушка-сирота, красавица Эстер, которая выросла в доме своего двоюродного брата Мордехая — главы еврейской общины Персии. Вслед за тем Ахашверош назначил своим ближайшим советником Амана, которому кланялись до земли все, кто встречался ему по дороге. Все, кроме еврейского мудреца Мордехая, который не считал нужным оказывать Аману такую честь. Разгневанный Аман решил отомстить непокорному еврею и всему его народу. Ему удалось убедить Ахашвероша издать указ, предписывающий в один день уничтожить всех евреев — мужчин и женщин, детей и стариков. Чтобы выбрать подходящий для казни день, Аман бросил жребий «пур» и назначил исполнение приговора на тринадцатое число месяца адар. Спасла свой народ от гибели царица Эстер, которой Мордехай сообщил о страшном указе. Явившись без приглашения к царю, и, тем самым, подвергнув себя смертельной опасности, Эстер рассказала Ахашверошу, что она еврейка и скоро погибнет вместе со своим народом.
Последовавшие за этим признанием события привели в итоге к тому, что царь отменил свой прежний указ. Злодей Аман был повешен, а Мордехай — приближен к Ахашверошу. С тех пор дни, когда Аман пытался уничтожить евреев, превратились для этого народа в дни неуемного пира и безудержного веселья.
Без него, двигаясь прямо, медленно и постепенно, евреи не смогли бы достичь высшего уровня Откровения. Для того чтобы народ Израиля поднялся на ступень, намного превышающую их подлинный уровень, ему должна была помочь рука Всевышнего. Однако этот духовный «прыжок» остается в силе, только пока действует содержащееся в Откровении «принуждение».
Когда озарение Дарования Торы немного померкло, люди того поколения не смогли удержаться на той ступени, на которой находились, и падение — изготовление тельца — последовало мгновенно. Это однозначно доказывает, что даже когда приходят самые возвышенные откровения с Неба и люди откликаются и принимают их, это не создает устойчивую опору в отношении к Творцу само по себе. Связь между Ним и людьми не обретает прочности и полноты, само ее существование зависит от продолжения эманации Свыше. А поскольку наш мир основан на сокрытии и исчезновении, эта подпитка откровения не может продолжаться бесконечно. После света раскрытия наступает темнота, а с ней приходят неустойчивость и падение. Пробуждение снизу Совсем иначе обстояло дело во времена Персии и Мидии.
И там большая часть народа пребывала в изгнании а оно всегда представляет собой сравнительно низкую ступень состояния , и тогда тоже начался период пробуждения. Однако на этот раз происходящее носило совсем другой характер. Указы Амана и Ахашвероша должны были привести к истреблению евреев. Но это была даже не столь физическая, сколь духовная война — война потомков Амалека против духа народа Израиля. Час, когда в полной мере исполняется сказанное: «А Я совершенно скрою лицо Мое» Дварим, 31:18. В дни Мордехая и Эстер Амалек-Аман находился на пике своего могущества.
Аман, высказывавший вслух тайные пожелания Ахашвероша, был всесильным правителем. Амалек, правивший в мире, стремился сломить народ Израиля, оторвать его от его духовных корней. Вне всякого сомнения, в те дни евреям все вокруг представлялось темным и беспросветным — казалось, весь мир против них, и нет никакого способа спастись от беды. В отличие от дней Исхода из Египта, в которые происходило откровение, в дни Пурима тьма была двойной — наружная и внутренняя, неизвестность и невозможность сделать чтото, чтобы изменить свою участь. И именно в этот час — когда Амалек угрожает завоевать весь мир и кажется, что он на это способен, — усиливается внутренняя искра, частица Свыше, которая присутствует в душе каждого еврея. Внезапно Амалек утрачивает свое место в душе еврея, еврей отвергает предложенный Аманом соблазн уподобиться ему самому; теперь он готов пожертвовать всем ради сохранения своего еврейства.
Готовность евреев к самопожертвованию ради сохранения верности Всевышнему и Его Торе — это более глубокое и имманентное возвращение к Творцу, нежели получение Торы на горе Синай, и об этом сказано: «Установили и приняли на себя евреи» Эстер, 9:27. Тора, которая была дана на горе Синай с использованием принуждения, теперь принимается всем сердцем, несмотря на сокрытие и тьму, в дни Мордехая под тенью Амана. Там не было принуждения при помощи «горы любви»; напротив, все «противостоящие» силы сражались против Израиля и его веры, и тем не менее евреи отказались от своего эго и даже от стремления к выживанию и вернулись к изначальной ситуации: «Установили и приняли на себя». И в результате этого единодушного и всеобщего, от мала до велика, принятия на себя заповедей, то есть «пробуждения снизу» — обращения людей к Всевышнему, по принципу соответствия и дополнения «как в воде: лицо — к лицу» Мишлей, 27:19. Новое откровение по своей внутренней сути было даже еще более возвышенным, чем откровение на горе Синай: оно смогло произойти не только посредством сверхъестественных явлений и знамений, как в дни Исхода из Египта, но и в рамках материального мира. В этом откровении приняли участие силы, постоянно работающие в мире, которые по своей природе связаны с аспектом сокрытия, и сама природа стала частью чудес, приведших к избавлению Израиля.
Пурим подобен дню Йом Кипур В свете того что откровение явилось результатом великого самоотречения евреев ради Единого и того, что оно приравнивается по внутреннему значению к дарованию Торы на Синае, становится понятно удивительное высказывание, которое можно часто услышать: «Йом Кипур «День искуплений» — день «как Пурим» См. Обыгрывается созвучность слов: «Йом Кипур — Йом ке-Пурим». Сравнение, при котором самый святой день в году рассматривается лишь как подобие Пурима, на первый взгляд кажется очень странным. Осознав, сколь масштабно было проявление сущности еврейской души в событиях Пурима, когда народ Израиля достиг вершин самоотречения ради Всевышнего, мы понимаем, в чем сходство Пурима с Йом Кипуром, временем, когда евреи стремятся приблизиться к Нему. Духовные явления Пурима возвращаются к нам каждый год, когда наступает этот праздник. Так проясняется, почему мудрецы многократно давали самую высокую оценку этому дню, который не будет отменен никогда.
В это время евреи побеждают не только земного Амалека, материализовавшегося в Амана, но и Амалека духовного, воплощающего соблазны ереси и неверия — да не будет у него власти над Израилем вовеки. Вследствие особых духовных явлений Пурима, отражающихся как в душе каждого еврея, так и в высших мирах, столь велико веселье в Пурим, более чем в другие праздники, ведь по своей духовной сущности они превосходят все, что произошло в иные времена. Подготовка к опьянению в Пурим Связь между Йом Кипуром и Пуримом известна, и сходство между ними в том, что оба они выходят за пределы обычной, повседневной рутины. Мы вырываемся за рамки своего Я и ведем себя так, словно это вовсе не мы: в Йом Кипур приходит раскаяние, а в Пурим — освобождение от здравого смысла обывателя, опьянение до степени, когда «не различит между Аманом и Мордехаем». Однако существует принципиальная разница между этими двумя видами выхода за рамки обыденного: Йом Кипур — это по своей сути день прощения и отпущения грехов, «сущность этого дня как такового очищает и искупает грехи» Мишна, Йома, 8:9, а также в Вавилонском Талмуде. Там же, 86а.
В то же время веселье в Пурим требует серьезной подготовительной работы заблаговременно; временная утрата рассудка должна происходить осознанно, так, чтобы человек понимал, чего он хочет этим достичь, иначе ничего путного не произойдет. И Пурим может быть всего-навсего днем, который прошел, не оставив после себя ничего, кроме головной боли и запачканной одежды и тогда жалко усилий, ведь можно было ограничиться минимумом в отношении «до того, как не различит» Шулхан Арух, Орах Хаим, 2. Под масками Обычным элементом праздника Пурим является маскарад. Хотя он и не упоминается в источниках, в книге Эстер — книге Сокрытия — присутствует целый ряд «переодеваний»: мудрецы, благословенной памяти, рассказывают, что Аман на самом деле был всего лишь банщиком и цирюльником из деревни Карцум Мегила, 16а. Эстер тоже «переоделась», утаив свой народ и свое происхождение. А самое главное состоит в том, что чудо Пурима совершается в «переодетом» виде.
Бывает, что спасают явные чудеса, здесь же чудо словно спрятано под маской, так что все выглядит простым и кажется, что спасение совершается в силу естественных законов. Сама природа — это маска мира, и гематрия Гематрия — один из трех методов «раскрытия тайного смысла» слова, при возможности атрибутации букв числам. Широко применяется в каббалистических текстах на иврите и арамейском языке. Источники сообщают, что природа названа так, поскольку в ней тонет смысл На иврите слова «природа» и «тонуть» являются однокоренными. Видна только поверхность, но не то, что таится внутри. Таким образом, в Пурим требуется опьянение для того, чтобы разглядеть вещи, которые прячутся под масками.
Чудо Пурима не заканчивается на том, что многие из народов той земли приняли иудаизм, поскольку и это, в конечном итоге, было лишь маской. Чудо, в частности, состоит в том, что маски сбрасывают с себя сами евреи. Потребовался жестокий указ Ахашвероша для того, чтобы они сняли их с себя и решили, что они евреи. Почему полезно пить вино С точки зрения физиологии алкоголь представляет собой вещество, которое подавляет деятельность мозга крайнюю степень этого подавления можно видеть у того, кто выпил большое количество алкоголя и погрузился в сон, от которого его очень трудно пробудить. Подавление происходит постепенно: на первой стадии подавляется деятельность тех центров в мозге, которые контролируют определенные виды поведения, — снимаются запреты или побуждения, и тогда могут выйти наружу вещи, обычно дремлющие и затаенные внутри. Алкогольный напиток не задает никакого направления, его роль — дать возможность раскрыться другим вещам.
То, что проявляется при опьянении, может быть весьма разнообразным: одни люди впадают в состояние веселья, другие могут начать плакать. У некоторых выходит на свет всевозможная скверна, а у иных, наоборот, могут всплывать только святые вещи. Для того чтобы опьянение принесло человеку пользу, а не сделало его низменным и безобразным, следует заранее определить, какова цель этого процесса и в какой форме должен произойти выход за рамки привычного. Необходимо заблаговременно продумать, куда должен привести этот прорыв, рассчитать, как будет происходить высвобождение из пут обыденности. Если пьют для того, чтобы напиться, чтобы побуянить или для того, чтобы поскорее заснуть, эти цели в итоге и будут достигнуты. Но если намерение заключается в том, чтобы достичь чего-то значительного — даже если не знают, чего именно ведь Пурим — это день сюрпризов , это предоставляет особую возможность действовать не по обычным соображениям рассудка, но возвыситься над ними.
Человек должен сказать: я сейчас выхожу за рамки рассудка и здравого смысла, это возможность освободиться от обычных ограничений, в Пурим я могу воспользоваться походящим случаем для того, чтобы открыть вещи, до которых я не в силах добраться во все остальные дни. Превыше ограничений разума В жизни много раз случается, что мы боимся проявить инициативу; порой мы стоит на пороге важных решений, но нам не хватает воли или смелости, чтобы их принять. Жизнь устроена так, что никогда не бывает пауз и ни в одной точке нельзя остановить круговорот времени. Мы привыкаем смотреть на все статично, каждый говорит себе: «Я такой, какой я есть, все знают меня таким, и таким я и должен быть». В Пурим предоставляется возможность отклониться от стереотипов мышления, поскольку все движется и меняется. Это касается не только исполнения заповедей и служения Всевышнему, но и иных сфер жизни.
Мы нуждаемся в помощи, которая могла бы расшевелить нас и сдвинуть с места, и, хотя смелость из бокала вина — это не настоящая смелость, все же хорошего глотка может хватить на то, чтобы мы приняли решение изменить что-то в своей жизни.
Исследование: в Израиле Пурим каждый день!
Праздник Пурим — это не обычный праздник вроде Дня Жатвы или Новолетия. Против праздничных мероприятий выступали родственники израильтян, которые несколько месяцев находятся в заложниках у ХАМАС. ик Пурим в Израиле начался в 18:42 с заходом солнца 19 звезд начинается в 19:19 в ИзраилеБомбовые удары по Ливии начались в 19:45 по Московскому времени – это 18:45 по израильскому времени.
Еврейский календарь 5783 (2022-2023 гг.)
Иудеи сегодня празднуют Пурим в память о чудесном спасении евреев от уничтожения в Персидском царстве более 2,4 тыс. В этот день в синагогах читают "Свиток Эстер", рассказывающий о событиях того времени, также устраивается традиционное представление - Пуримшпиль. Взрослые и дети переодеваются в различные костюмы, надевают маски.
Но нам даже в голову не приходит, что может все перевернуться — враги могут стать друзьями, а то, что несло опасность, наоборот, станет источником поддержки и помощи. И именно этому нас учит праздник Пурим. Про необычное название праздника Еще одна важная деталь — название праздника очень необычно.
В самом Свитке Эстер говорится, что слово «пур» — это жребий, а «пурим» — жребии. Дело в том, что Аман настолько был уверен в своей безнаказанности и силе, что бросал жребий, когда устроить погром. Он бы мог просто назначить дату, но решил сыграть с Б-гом в кости. И жребий выпал на день, когда мы теперь отмечаем Пурим. Вот только Аман вместо триумфа потерпел фиаско.
В Пурим мы радуемся не гибели наших врагов, а спасению, тому, что Всевышний очередной раз пришел к нам на помощь и спас свой народ. Творец дает нам возможность даже в самый отчаянный момент все перевернуть в нашу пользу. Но для этого, конечно, нужно и самим постараться, обрести единство, вспомнить о нем. И тогда Г-сподь Б-г изменит ход событий. Так, например, есть наши традиционные гоменташи треугольные пирожки с маком и различной начинкой — прим.
Не очень понятно, что означает это слово, но оно созвучно словосочетанию «уши Амана». Но вообще угощение может быть любым. Хорошо, если там будет еще спиртное. И, конечно, мы устраиваем застолья. Они очень специфические и немного не вяжутся с образом еврея, тем более, иудея, религиозного человека.
В этот день положено напиться. Это древняя традиция, которая упоминается еще в Талмуде, то есть она уже существовала 2 000 лет назад. В нацистской Германии евреи тоже тайком отмечали Пурим, но, наверное, как-то по-другому. А, к примеру, когда была война в Персидском заливе, которая еще известна как операция «Буря в пустыне», и Саддам Хусейн капитулировал как раз в канун Пурим. Вряд ли он смотрел в еврейский календарь, но так совпало.
Она являлась родственницей и воспитанницей еврея Мордехая Мардохей. Персидский царь Ахашверош взял Эстер в жены, не зная о ее происхождении. По настоянию новой царицы Ахашверош сделал Мордехая своим советником. Персидский вельможа Аман, оскорбленный тем, что Мордехай отказался поклониться ему, решил уничтожить все иудейское население Персии. Эстер сумела убедить царя издать указ, разрешающий евреям оказывать вооруженное сопротивление.
Жилище очищается от хамец заранее, но накануне праздника проводят специальный ритуал по поиску хамец — глава семьи с зажженной свечой обходит все потаенные места и подбирает оставшиеся крошки. Единственный дозволенный хлебный продукт в пасхальную неделю — маца.
К столу подаются и горькая зелень и травы, символизирующие горечь пребывания евреев в египетском плену, соленая вода, в которую обмакивают мацу напоминание о горечи слез, пролитых за годы рабства , зроа — кусочек жареного мяса с косточкой, олицетворяющий пасхального агнца, принесенного в жертву. И, разумеется, кошерное вино. Совершать это могли только чистые в ритуальном смысле люди. На второй год после Исхода из Египта, евреи, несшие останки Иосифа из Египта в Израиль, оказались нечисты, и подошли к Моше, сообщив ему, что не могут принести жертвы вместе со всеми. И тогда он дал им закон о Песах-Шени. И хотя сейчас жертвы отменены, праздник отмечают, по обычаю употребляя в этот день мацу. Но простой хлеб тоже не запрещен.
Рашби завещал ученикам отмечать день своей смерти как день веселья и великой радости. Поэтому израильтяне ходят на пикники, разводят костры, а дети стреляют из лука. Последний обычай не случаен — «кешет» на иврите — это не только лук, но и радуга. Дело в том, явившаяся Ною, во время Потопа, как знак союза Творца с этим миром, стала с тех пор предостерегающим знаком, а в течение всей жизни Рашби она ни разу не появилась на небе. Многие посещают и гору Мерон где, где расположена могила мудреца. Шавуот Праздник отмечается в честь величайшего события в истории человечества — Синайского Откровения. В этот день в 2448 году от сотворения мира Всевышний даровал евреям Тору и Десять Заповедей.
Шавуот начинается вечером. После захода солнца устраивается большая трапеза с освящением над бокалом вина кидуш. В первую ночь изучают Тору. Этот обычай называется Тикун исправление. Дома украшают цветами, зеленью, и ветвями деревьев. Это напоминает о зелени, окружавшей гору Синай в день дарования Торы. Главное событие — слушание Десяти Заповедей во время чтения свитка Торы после утренней молитвы.
Все евреи, включая детей и младенцев, должны быть в эти минуты в синагоге. Днем повторяют трапеза с кидушем. На столе обязательно присутствует молочная и мучная пища сыр, сметана, творог, булочки с медом, блинчики с сыром.