История самоходной артиллерийской установки 2С19М1-155 — варианта знаменитой «Мсты-С» со 155-мм орудием. В репортаже САУ называют "Артиллерийский комплекс "Дилемма", но речь идет именно о "Мста-С". У нашей самоходной артиллерийской установки (САУ) 2С19 «Мста-С» эти показатели были 25 и 29 км соответственно.
Какими дальнобойными САУ располагает российская армия для контрбатарейной борьбы
Отражено 10 контратак штурмовых групп 23-й, 100-й механизированных, 71-й егерской бригад и 78-го отдельного десантно-штурмового полка ВСУ в районах населённых пунктов Новгородское, Очеретино, Новобахмутовка, Нетайлово и Бердычи Донецкой Народной Республики. ВСУ потеряли до 380 военнослужащих, танк, боевую бронированную машину и пять автомобилей. Подразделения группировки войск «Восток» заняли более выгодные рубежи, нанесли поражение живой силе и технике 58-й мотопехотной бригады ВСУ и 108-й бригады теробороны в районах населённых пунктов Павловка и Луговское Запорожской области. Потери ВСУ составили до 85-ти военнослужащих, четыре пикапа, 122-мм самоходная артиллерийская установка PzH-2000 производства ФРГ и 122-мм самоходная артиллерийская установка «Гвоздика». Также уничтожены: станция радиоэлектронной борьбы «Анклав-Н» и полевой склад боеприпасов.
Подразделениями группировки войск «Днепр» нанесено огневое поражение скоплениям живой силы 65-й механизированной, 128-й горно-штурмовой бригад ВСУ и 126-й бригады теробороны в районах населённых пунктов Каменское, Работино Запорожской области, Ивановка и Ольговка Херсонской области.
Один из главных заключается в необитаемом боевом модуле, проще говоря башне. В ней находится орудие и автоматическое устройство заряжания. Экипаж же расположен в бронекапсуле и управляет дистанционно, то есть не из башни. Это обеспечивает более надежную защиту. Экипаж САУ находится в бронекапсуле и управляет орудием дистанционно Кроме того, благодаря автоматизации также уменьшилась численность экипажа. Это стало возможным благодаря автоматической подготовке к выстрелу, выбору снарядов, установке взрывателя и наведения орудия на цель. Благодаря интеграции САУ в Единую систему управления тактического звена, экипаж может принимать целеуказания по цифровому каналу связи.
Данные выводятся на дисплеи, которыми оснащена кабина.
Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь осуществляется с помощью УКВ-радиостанции Р-173 дальность до 20 км. К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое ППО 3-кратного действия с аппаратурой управления 3ЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; ТДА, работающая от основного двигателя; система 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора ТДП.
И уже в 90-е годы состоялось их боевое применение в ходе Первой Чеченской войны.
В ходе боевых действий была потеряна как минимум одна «Нона-СВК». Так, более десятка данных САУ были поставлены в сухопутные войска Венесуэлы. Однако в отечественных вооруженных силах количество колесных самоходок этого типа оставалось весьма ограничено. Изначально это было связано с тяжелым экономическим положением страны после распада СССР. По словам военного министра это было связано с устареванием данной самоходки и не вписывание ее в общий облик вооруженных сил России.
В то же время конструктора пытались создать новую САУ на базе перспективного бронетранспортера БТР-90 путем установки в него боевого модуля от самоходки 2С31 «Вена», но после того, как по приказу Сердюкова Министерство обороны отказалось закупать и БТР-90 все работы по данной самоходке были свернуты. Закупки «Ноны-СВК» для нужд российской армии были продолжены лишь в 2018 году, когда Министерство обороны уже прочно возглавлял Сергей Шойгу. Война в Чечне снова продемонстрировала необходимость в появлении самоходной артиллерии на колесных машинах, но из-за тяжелого экономического положения промышленность явно не могла быстро изготовить необходимое армии вооружение. Как и во время войны в Афганистане создавать «САУ на колесах» пришлось за счет армейских грузовых автомобилей. ГАЗ-66 с установленным в кузов минометом в Чечне Впоследствии отечественные конструктора пытались решить эту проблему переделкой бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник» путем демонстрирования задней верхней части корпуса и установки площадки для монтажа минометов непосредственно в кузове машины.
Однако сами бронеавтомобили «Водник» не снискали популярность в российских войсках из-за устаревания своей концепции и ряда технологических несовершенств, да и подобная САУ была явно не тем, что хотели видеть военные. Поэтому минометная версия бронеавтомобиля «Водник» так и осталась опытным образцом. Многие страны стали создавать подобную технику, вооружать ими свои войска и поставлять на экспорт. В России же данная концепция долгое время оставалась невостребованной. Однако все изменилось после вступления войск России в войну в Сирии.
В ходе конфликта создание различных самодельных колесных САУ было поставлено многими воюющими сторонами на поток. Данные колесные самоходки активно и причем весьма успешно участвовали в боях. Они позволяли сопровождать войска в наступлении, обладали хорошей мобильностью и могли быстро уходить от возможного ответного обстрела противника. Концепцией подобных САУ серьезно заинтересовались российские военные. Впоследствии это выразилось в создание множества колесных артиллерийских самоходок в России.
Колесная САУ на базе гражданского грузовика сирийской армии Уже в 2016 году на закрытом показе военного форума «Армия-2016» была представлена новая самоходная установка на базе бронеавтомобиля «Тигр» с 120-мм минометом «Сани», получившая название МЗ-304 «Горец». Данная САУ помимо мощного 120-мм миномета выделяется еще и серьезной автоматизацией как процессов стрельбы, так и перезарядки основного орудия. При ведении огня САУ экипажу не требуется покидать машину, заряжание ведется в полуавтоматическом режиме, когда заряжающий через специальное окно для перезарядки засылает мину в дуло горизонтально наклоненного миномета. После этого автоматически миномет занимает положение для стрельбы.
«Коалиция-СВ»: самоходка, опередившая время
Несмотря на относительно большую боевую массу в 47 тонн, САУ обладает хорошей подвижностью. Радиус разворота равняется 27 м. Двигатель G6 дизельный, имеет воздушную систему охлаждения и развивает 525 л. Автоматическая трансмиссия САУ имеет шесть передач вперед и две назад.
Управляемыми являются только передние колеса. Подвеска колес — независимая торсионная, с гидравлическими амортизаторами. Объем топливного бака 700 литров.
Запас хода по шоссе составляет 700 км, по бездорожью 350 км. В 2003 году впервые была продемонстрирована новая модификация САУ G6-52. Которая имеет следующие особенности: длина ствола 52 калибра, боевая масса выросла до 49 тонн, экипаж сокращен до 3—5 человек, заряжание гаубицы полностью автоматическое, благодаря чему скорострельность выросла до 8 выстр.
Французская 155-мм самоходная артиллерийская установка Сезар или «Цезарь», разработанная и производимая фирмой Nexter [4]. Первый образец гаубицы был показан в 1994 году. Первые установки поставлены в конце 2002 года.
Кабина — бронированная, обеспечивает защиту от пуль калибра до 7,62 мм и осколков снарядов. Вместимость — 5 чел. Имеется система кондиционирования воздуха.
Установлен модернизированный вариант 155-мм орудия TR F1. Длина ствола составляет 52 калибра. Имеется автоматическая система подачи снарядов.
Максимальная скорострельность орудия 6 выстр. Приводы системы наведения — гидравлические основной и ручной вспомогательный. Наведение орудия выполняется с помощью системы управления огнем в автоматическом режиме, также может осуществляться вручную.
Для стрельбы применяются осколочно-фугасные, кассетные, дымовые, осветительные снаряды, активно-реактивные снаряды, а также противотанковые управляемые снаряды BONUS. Максимальная дальность стрельбы активно-реактивным снарядом 42 км. Система может транспортироваться самолетами C-130, С-160, A400M.
Израильская 155-мм самоходная артиллерийская установка ATMOS 2000 на базе шасси Tatra T815 VVN 6x6, которая предназначена для уничтожения живой силы, артиллерийских батарей, дзотов, а также для обеспечения проходов в минных полях и полевых заграждениях. Разработка началась как частная инициатива Soltam позже стала частью Elbit Systems.
Это позволило увеличить её скорострельность — она может производить до 16 выстрелов в минуту, в то время как «Мста-С» может делать лишь восемь выстрелов в минуту. Также была увеличена дальность стрельбы, которая теперь составляет до 70—80 км в зависимости от типа снаряда вместо 30 км у «Мсты-С». Также был увеличен и возимый боекомплект: 70 снарядов у «Коалиции» против 50 у «Мсты-С».
Гаубицу отличает высокий уровень автоматизации, что позволило сократить её экипаж до трёх человек, тогда как для управления САУ «Мста-С» требуется расчёт от пяти до семи человек. Также по теме Международный калибр: каковы экспортные перспективы модернизированных российских гаубиц «Мста-С» под снаряды 155 мм Специалисты «Уралвагонзавода» провели для иностранного заказчика демонстрацию возможности взаимодействия самоходной гаубицы «Мста-С»,... Кроме того, это позволило сделать боевое отделение в средней части корпуса полностью необитаемым, так как система приведения орудия в действие и механизмы зарядки полностью автоматизированы. Места командира и наводчика «Коалиции-СВ» оснащены цифровыми дисплеями и интегрированы в единую автоматизированную систему управления тактического звена , позволяющую принимать целеуказания по цифровому каналу связи, осуществлять круглосуточное наблюдение за местностью, автономный расчёт установок для стрельбы и корректировку огня в любых погодных условиях. Разработчики отмечают, что новейшая САУ предназначена для поражения всей номенклатуры наземных целей: командных пунктов, узлов связи, артиллерийских и миномётных батарей, бронированной техники, средств ПВО и ПРО, а также живой силы противника.
Стрелянные гильзы автоматически выбрасываются через люк, находящийся под стволом орудия, что позволяет избежать сильной загазованности боевого отделения.
В «Береге» была достигнута высокая степень автоматизации систем. Данный комплекс способен поражать и наземные цели. Однако «Берег» создавался в первую очередь для защиты береговой линии, а не как полноценная САУ для поддержки сухопутных войск. Работы над поиском оптимальной для армейских частей колесной самоходки были продолжены. В 1983 году, пользуясь наработками, полученными в ходе работ над противотанковой самоходкой «Жало-С» на базе БТР-70, был изготовлен опытный образец САУ на все той же базе, но с боевым модулем от десантируемой самоходной установки «Нона-С».
Испытания данной машины показали положительные результаты, и работы над колесной самоходкой на базе бронетранспортера были продолжены. В 1984 году начались работы над колесной САУ на базе БТР-80, в этом же году был создан и опытный образец, который проходил сначала заводские, а затем и полигонные испытания. Примечателен тот факт, что военные чиновники были уверены в успехе данной машины настолько, что серийное производство САУ было организовано в 1990 году, то есть за год до официального принятия на вооружение. Это во многом помогло произвести около 30 машин до 1991 года и оснастить войска минимальным количеством 2С23 перед распадом Советского Союза. И уже в 90-е годы состоялось их боевое применение в ходе Первой Чеченской войны. В ходе боевых действий была потеряна как минимум одна «Нона-СВК». Так, более десятка данных САУ были поставлены в сухопутные войска Венесуэлы.
Однако в отечественных вооруженных силах количество колесных самоходок этого типа оставалось весьма ограничено. Изначально это было связано с тяжелым экономическим положением страны после распада СССР. По словам военного министра это было связано с устареванием данной самоходки и не вписывание ее в общий облик вооруженных сил России. В то же время конструктора пытались создать новую САУ на базе перспективного бронетранспортера БТР-90 путем установки в него боевого модуля от самоходки 2С31 «Вена», но после того, как по приказу Сердюкова Министерство обороны отказалось закупать и БТР-90 все работы по данной самоходке были свернуты. Закупки «Ноны-СВК» для нужд российской армии были продолжены лишь в 2018 году, когда Министерство обороны уже прочно возглавлял Сергей Шойгу. Война в Чечне снова продемонстрировала необходимость в появлении самоходной артиллерии на колесных машинах, но из-за тяжелого экономического положения промышленность явно не могла быстро изготовить необходимое армии вооружение. Как и во время войны в Афганистане создавать «САУ на колесах» пришлось за счет армейских грузовых автомобилей.
ГАЗ-66 с установленным в кузов минометом в Чечне Впоследствии отечественные конструктора пытались решить эту проблему переделкой бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник» путем демонстрирования задней верхней части корпуса и установки площадки для монтажа минометов непосредственно в кузове машины. Однако сами бронеавтомобили «Водник» не снискали популярность в российских войсках из-за устаревания своей концепции и ряда технологических несовершенств, да и подобная САУ была явно не тем, что хотели видеть военные. Поэтому минометная версия бронеавтомобиля «Водник» так и осталась опытным образцом. Многие страны стали создавать подобную технику, вооружать ими свои войска и поставлять на экспорт. В России же данная концепция долгое время оставалась невостребованной. Однако все изменилось после вступления войск России в войну в Сирии.
“Коалиция-СВ”: самоходная артиллерийская установка с необитаемым боевым модулем
Новая САУ составляет конкуренцию таким известным установкам калибра 152-155 мм, как K9 из Южной Кореи, немецкая PzH 2000, созданная во Франции CAESAR и российская 2С19. Самоходная артиллерийская установка 2С1 принята на вооружение в начале семидесятых. 130-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100У — 1939 Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификацииСухопутная артиллерийская установк. Самоходная артиллерийская установка 2С7 "Пион" представляет собой уникальную конструкцию с открытым орудием, размещенным в задней части транспортного средства.
Тенденции развития самоходной артиллерии и перспективные образцы
Ближайшим аналогом САУ “Паладин” является российская 152-мм самоходная артиллерийская установка “Мста-С” с аналогичной дальностью поражения в 20-25 километров. Курганмашзавод возобновил разработку самоходной артиллерийской установки 2С18 “Пат-С” на новом шасси от БМП-3: подробности проекта. Новая российская самоходная артиллерийская установка (САУ) «Коалиция-СВ» калибра 152 мм с успехом завершила государственные испытания. Самоходная артиллерийская установка 2С1 принята на вооружение в начале семидесятых.
САУ «Коалиция-СВ» Военная приемка
Порядочно попытав коробку и сцепление, все-таки получилось нормально тронуться с места. Рычагами фрикционов машина отлично управляется, тряска на ходу терпимая. Странное ощущение: 42 тонны управляются достаточно легко. После такой поездки от мандража трясутся руки.
Самое время переместиться в башню. На каждом борту есть по люку, доступ в башню вполне удобен, но не испачкаться не удастся. Внутри — спартанская обстановка и огромная казенная часть орудия.
В кормовой части башни установлены два механизированных конвейера с зарядами и снарядами. У каждого члена экипажа свое кресло. Радиостанция Р-173 вещает в УКВ диапазоне и бьет на 20 километров.
Экипаж связывается с друг другом с помощью внутренней связи. Наводчик имеет прибор ночного видения и прицел прямой наводки. Орудие можно наводить в автоматическом, полуавтоматическом и механическом режимах.
Электромеханический досылатель снаряда и заряда и механизм удаления стреляной гильзы предназначены для облегчения работы заряжающих: один подает снаряд в лоток, второй — заряд. Автоматическая система управления наведением орудия АСУНО посредством шифрованного сигнала способна навести орудие на цель безучастия экипажа. Все системы САУ питает сеть напряжением в 27 вольт.
Нарезное орудие 2А64 калибром 152. Казенная часть орудия оснащена противооткатным устройством и вертикально-клиновым затвором. Благодаря системам компенсации отдачи повышается срок службы всей самоходки, а экипаж работает в более благоприятных условиях.
Выстрел может производиться как вручную, так и электроспуском, но для того, чтобы произвести выстрел, нужно снять 16 блокировок.
При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности. Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов.
Внешняя связь осуществляется с помощью УКВ-радиостанции Р-173 дальность до 20 км.
И она готова принять на себя ответный удар, для чего бронируется по максимуму. Самоходная установка PzH 2000 ФРГ 20 апреля 2022 года внезапно прибыла весть, что Нидерланды переправят в Украину необъявленное количество самоходок PzH 2000 немецкого производства. Сама же Германия пообещала обеспечить ВСУ подходящими снарядами. Событие немаловажное, тем более с учетом того, что некоторые военные аналитики называют российско-украинский конфликт «артиллерийским».
Пушки все еще решают на поле боя больше, чем беспилотники или авиация. Они дешевы и сердиты. Хотя самоходки уже не так дешевы, однако еще более сердиты. Самоходная установка PzH 2000 ФРГ Panzerhaubitze 2000 — это не устаревшие консервы со складов, а ровно наоборот, одна из наиболее современных и продвинутых гаубиц-самоходок в мировом арсенале. Производится с 1998 года.
Боевых применений тем не менее наблюдалось не так много, в основном в Афганистане, где она оказалась не так хороша, как планировалось. Во многом из-за чисто афганской специфики — плохих дорог и жаркого климата. Что же касается характеристик, то аж слюни текут. Ходовая платформа оригинальная, хотя наследует многие компоненты танка Leopard 2.
Решено было провести модернизацию, а в перспективе — разработать новую артиллерийскую систему с необходимыми продвинутыми тактико-техническими характеристиками. Хотя название уже существовало — «Коалиция». Откуда оно? Несколько раньше велись предварительные работы по созданию «двуствольной» системы, за счет чего и предполагалось достичь высокой скорострельности. Но позднее предпочтение отдали привычному одному стволу, а наименование от соединения двух стволов «Коалиция» осталось. Как шутили: «Чтобы враг не догадался! При этом по своим характеристикам превосходить натовские аналоги. Уже в 2013 году на «Уралтрансмаше» были созданы два опытных образца. Год спустя предприятие выпустило еще десять САУ «Коалиция-СВ» — тех самых, которые впервые приняли участие в параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Именно она, несмотря на несколько запоздалый старт по созданию, показала лучший результат, который конкурентам проблематично превзойти в ближайшей перспективе. Сразу несколько прорывных идей позволили отечественным конструкторам и производственникам достичь такого успеха. Высокой скорострельности более 10, а по некоторым данным — до 16 выстрелов в минуту удалось добиться за счет программно-управляемого пневматического механизма заряжания: он автоматически досылает снаряды и заряды в камору при любых углах возвышения. Само заряжание картузное, то есть гильза не используется. Заряд инициируется микроволновой системой. Все это в комплексе и позволило достичь рекордной скорострельности для орудия такого калибра.
За ночь сбито 17 дронов ВСУ над четырьмя регионами РФ: карта СВО на Украине 29 апреля
Так, по проекту «Пат-С» построили один прототип в полной комплектации. Эта машина прошла, как минимум, часть испытаний. Однако на этом этапе заказчик решил отказаться от продолжения разработки. Точные причины этого пока остаются неизвестными, хотя и существуют версии и предположения разной степени достоверности и правдоподобности. Ненужный опытный образец 2С18 в течение длительного времени оставался на Ржевском полигоне. Несколько лет назад его передали Военно-историческому музею артиллерии, инженерных войск и войск связи г. Проект буксируемого орудия «Пат-Б» оказался чуть более успешным. В 1991 г. Полноценный запуск производства и перевооружение сухопутной артиллерии так и не состоялись.
Впрочем, наработки по теме «Пат» не пропали. Эта боевая машина в середине девяностых дошла до производства малой серией и попала в войска. Конструкция из прошлого С точки зрения конструкции САУ 2С18 представляла собой гусеничную боевую бронированную машину с полноповоротной башней, несущей вооружение. Такое изделие имело длину по корпусу менее 6,9 м и боевую массу 18,7 т. Экипаж включал четырех человек. Готовый корпус незначительно укоротили; защита осталась прежней. Компоновка изменилась в соответствии с ролью машины. Объем боевого и десантного отделений использовали для размещения новой более крупной башни.
При этом, по некоторым данным, доступных объемов не хватило для получения всех желаемых возможностей. Силовой агрегат шасси при перестройке не изменился. Конструкция ходовой части в целом осталась прежней. Для правильного распределения нагрузок некоторые торсионы переместили, из-за чего изменилось расстояние между отдельными катками.
Огонь, батарея! Как мы отмечали в предыдущих публикациях , сегодня широкомасштабное наступление на систему эшелонированной обороны, выстроенной украинской армией на Донбассе за годы Минских соглашений, невозможно без неприемлемых потерь в живой силе и технике. ВСУ крепко сидят в своих укрепрайонах, регулярно получают снабжение и пополнение, при этом они сделали ставку на, увы, весьма эффективную артиллерийскую оборону. Проблема для наших войск заключается в том, что натовские артсистемы сами по себе имеют большую дальность стрельбы, чем российские гаубицы. Если же противник начинает использовать управляемые активно-реактивные снаряды высокой точности, в частности, Excalibur, он, в зависимости от модификации, может поражать цели на расстоянии от 40 до 57 км с круговым вероятным отклонением всего в 4 метра. Это великолепные тактико-технические характеристики, представляющие собой огромную угрозу для российской армии. На трудности контрбатарейной борьбы с ВСУ жалуются не только смелые волонтеры, но и отдельные генералы, например, уже экс-командующий 58-й армией генерал-майор Попов. Очевидно, что ВС РФ нужны дальнобойные средства подавления вражеской крупнокалиберной артиллерии как минимум для надежной обороны. Переходить в широкомасштабное контрнаступление без соответствующих артсистем означает нести неоправданные потери в живой силе и технике.
Двигатель В-84А с аппетитом проглотит и бензин, и керосин. В этом моторе всего должно быть много — масла заливается порядка 65 литров. Всю эту мощь мотор передает на механическую трансмиссию с 7 передними и 1 задней скоростями, которые разгоняют 42 тонны металла до 60 километров в час. Управление — фрикционами, машина на ходу плавно меняет направление, ведущие колеса не блокируются. С чем сравнить ощущение от вождения? Да ни с чем. С не большим трудом надо влезть на место механика-водителя через люк. Вполне удобно, но человеку с большим ростом будет не очень. Далее включается масса, запускается мотор. Вид из триплексов довольно сносный. Старт двигателя пускает дрожь по всей конструкции. Педаль сцепления тяжелая — так и должно быть. Включение передачи — с лязгом. Педаль газа — отзывчивая. Порядочно попытав коробку и сцепление, все-таки получилось нормально тронуться с места. Рычагами фрикционов машина отлично управляется, тряска на ходу терпимая. Странное ощущение: 42 тонны управляются достаточно легко. После такой поездки от мандража трясутся руки. Самое время переместиться в башню. На каждом борту есть по люку, доступ в башню вполне удобен, но не испачкаться не удастся.
Доставка выбранных снарядов и зарядов к орудию ведется посредством двух независимых конвейеров. Стрелянные гильзы автоматически выбрасываются через люк, находящийся под стволом орудия, что позволяет избежать сильной загазованности боевого отделения.
Новая гаубица "Коалиция-СВ" совершит перелом в контрбатарейной борьбе
Ограниченно САУ 2С5 «Гиацинт» применялись в составе группировок артиллерии в первую чеченскую кампанию. Опыт применения данных самодельных САУ не был проигнорирован военным руководством страны и в конструкторских бюро начались разработки современных самоходных артиллерийских установок на колесном шасси. Самоходная артиллерийская установка "Коалиция-СВ" считается одной из наиболее ожидаемых отечественных систем вооружений, наравне с уникальным танком Т-14 "Армата" и новейшим многоцелевым истребителем пятого поколения Су-57. Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С».
САУ «Мста-С»
При дальнобойном метательном заряде с массой пороха 11,4 кг дальность их стрельбы достигает 24,7 км, при полном переменном заряде с 8,3 — 7,8 кг пороха дальность полёта равна 19,4 км, при уменьшенном переменном заряде с 4,2 кг пороха — 14,37 км. Снаряды ЗОФ61 массой 42,86 кг могут поражать цели на максимальной дальности около 29 км — для этого они снабжены газогенератором донного вдува. Здесь применён способ снижения донного сопротивления снаряда в полёте за счёт сгорания пороховых шашек в донной его части. При этом происходит выброс в спутную струю горячей газообразной смеси; догорая в ней, она повышает давление за боеприпасом, способствуя увеличению дальности полёта. Кассетные снаряды ЗО13 КС имеют в своей боевой части восемь поражающих осколочных боевых элементов БЭ , в кассетном снаряде ЗО23 содержится сорок кумулятивно-осколочных элементов. При срабатывании дистанционного или ударно-дистанционного взрывателя вышибной заряд снаряда выбрасывает БЭ из корпуса, под действием центробежной силы они разлетаются в радиальном направлении.
Каждый из разбросанных кумулятивных элементов снаряда 3023 при ударе о преграду создаёт свою кумулятивную струю, способную пробивать броневой лист. Имеются сведения, что аналогичный БЭ американского кассетного 155-мм боеприпаса М483А1 может поразить бронетехнику, защищённую бронёй толщиной до 70 мм. Такой снаряд снабжается головной частью с полезной нагрузкой в виде дипольных отражателей, уложенных внутри дисковых модулей. Они имеют механизмы выброса с пороховыми зарядами, способными при возгорании разрушать в определённые моменты стенки корпуса головной части. При этом модули мгновенно разбрасываются на значительное расстояние от снаряда как в радиальном направлении, так и впереди него, и отражатели образуют облако помех с большой эффективной областью рассеяния.
Шипунова и приняты на вооружение в 1986 г. Они являются многофункциональными средствами поражения, «предназначенными для поражения первым выстрелом — без пристрелки»; их целями считаются бронетехника, в том числе и танки, артиллерийские орудия и пусковые установки тактических ракет, а также мосты, переправы, командные пункты, фортификационные сооружения. Эти снаряды, длиной 1305 мм, имеют массу 50,8 кг, осколочно-фугасную боевую часть массой — 20,5 кг, снаряжённую 6,5 кг взрывчатого вещества. Практически состоят из двух отделений: снарядного — боевая часть, донный газогенератор, блок стабилизаторов — и управления — отсек автопилота и носовой кожух, головка самонаведения ГСН. Отсек автопилота сконструирован на основе инерциального гироскопа, блоков питания и преобразования, приводов; носовой кожух — обтекатель — служит «для защиты оптики головки от повреждений и загрязнений и отделяется в полёте».
Автопилот индекс 9Б838 предназначен для коррекции траектории полёта снаряда. ГСН «Краснополя» индекс 9Э421 — лазерная полуактивная — выдаёт команды автопилоту на наведение снаряда на обнаруженную цель. Управление в полёте — с помощью четырёх выдвигаемых аэродинамических рулей. Это означает, что цель должна быть подсвечена лазерным лучом, что пока делает корректировщик с лазерным дальномером-целеуказателем ЛДЦ. Он должен подобраться к ней на расстояние менее 7 км, если цель — танк; при менее габаритных объектах это расстояние должно соответственно сокращаться.
Необходимо находиться на прямой видимости цели, что весьма проблематично, например, на европейском театре военных действий, в отличие от пустынных районов Средней Азии или Ближнего Востока. Но там возникает другая сложность — проблема надёжного укрытия и маскировки разведчика. Кроме того, для связи у корректировщика есть армейская радиостанция типа Р-159М массой 15 кг. Обнаружив цель, корректировщик определяет её координаты, рассчитывает установки для стрельбы и передаёт данные на артиллерийскую батарею, где расчёт обязан на ГСН снаряда выставить определённую частоту импульсов. Такую же частоту должен иметь и ЛДЦ, чтобы снаряд по его отражённому лучу «вышел» на указанный им объект.
До недавнего времени существовал проект сверхдальнобойного комплекса SLRC, способного стрелять на 1000 миль, однако от него отказались. Параллельно разрабатываются САУ упрощенного облика. Так, на один из последних конкурсов армии США были представлены САУ на основе грузовых автомобилей с открытым монтажом орудия и ручным заряжанием, но с развитой системой управления огнем. Один из таких образцов — изделие Brutus от компании AM General. Фото Vitalykuzmin. Он оснащен 155-мм гаубицей L52, несет автомат заряжания и имеет высокоэффективную СУО. В 2019 г.
Оно получит ствол длиной 60 клб с увеличенной каморой. Расчетная дальность стрельбы выйдет на уровень 75-83 км. Как скоро такая гаубица выйдет на испытания и когда удастся построить первую опытную САУ — неизвестно. Во всех случаях для этой задачи предлагаются одинаковые решения. Для улучшения энергетических показателей орудий разрабатываются удлиненные стволы. Так, на САУ 2С35 используется орудие со стволом длиной 52 клб. При использовании нового 152-мм управляемого активно-реактивного снаряда АРС была достигнута дальность стрельбы 80 км.
К настоящему времени получен дополнительный рост дальности и точности огня с применением штатных боеприпасов орудия. Энергетические характеристики гаубицы имеют свой предел, и для дальнейшего повышения дальности стрельбы необходимо использовать специальные боеприпасы. Последние рекорды были установлены при помощи управляемых АРС, и в будущем ожидается новый рост параметров. Согласно неподтвержденным данным, его уже удалось выстрелить на 100 км с достаточной точностью — и это не является пределом. При этом существуют и другие, не менее интересные разработки. В других странах говорят о возможности достижения еще больших дальностей.
Подразделениями «Южной» группировки войск улучшено положение по переднему краю и нанесено огневое поражение живой силе и технике 93-й механизированной и 80-й десантно-штурмовой бригад ВСУ в районах Клещеевки, Андреевки и Красногоровки ДНР.
Противник потерял до 360 военнослужащих, две боевые бронированные машины и 17 автомобилей. В ходе контрабатарейной борьбы также поражены два орудия Д-20, две гаубицы Д-30 и противотанковое орудие МТ-12 «Рапира». Подразделениями группировки войск «Центр» в результате активных действий освобожден населенный пункт Новобахмутовка в Донецкой Народной Республике. Отражено десять контратак штурмовых групп 23-й и 100-й механизированных и 71-й егерской бригад, а также 78-го отдельного десантно-штурмового полка ВСУ в районах Новгородского, Очеретино, Новобахмутовки, Нетайлово и Бердычей ДНР. Потери противника составили до 380 военнослужащих, один танк, боевая бронированная машина и пять автомобилей.
Решение вызвало множество споров не только среди инженеров и артиллеристов, но и среди огромного числа любителей «клеить танчики». В целом, все рассуждения сводились к тому, что «двустволка» получится избыточно тяжёлой, а повышенная огневая мощь и скорострельность будут нивелированы сложностью гашения колебаний САУ после выстрелов дуплетом. В конце концов, в ЦНИИ «Буревестник» от двуствольной «Коалиции» отказались, и в 2010 году концепция САУ под влиянием заказчика была радикально пересмотрена в сторону одноствольной артчасти на гусеничном шасси, на колёсном шасси и в варианте транспортно-загрузочной машины.
САУ «Коалиция-СВ» в ходе заводских испытаний Транспортно-заряжающая машина для «Коалиции» Последующая реализация темы «Коалиция» происходила в кооперации с тремя десятками ведущих предприятий отечественного машиностроения. Но сама по себе новейшая автоматизированная САУ мало чего стоит без номенклатуры достойных её боеприпасов. Одновременно с «Коалицией» специалистами по боевому обеспечению проектировались боеприпасы повышенного могущества. По сути, создание орудия и боеприпасов под него — процессы взаимосвязанные и обе стороны чувствительны к успехам или неудачам партнёра. По этой причине в ходе предварительных испытаний образцов необходимым доработкам подвергались как артсистема «Коалиция», так и боеприпасы под неё, что сказалось на сроках работ. Определённые изменения коснулись даже тех машин, что прошли в парадном строю в День Победы на Красной площади в 2015 году. Возникает закономерный вопрос: если оружейникам удалось довести ТТХ «Мста-С» в версии 2С19М2 до уровня лучших западных, корейских и юаровских образцов САУ, за счёт увеличения скорострельности, системы заряжания и оснащения передовым цифровым оборудованием, то для чего тогда понадобилась «Коалиция»? Оказывается, несмотря на явные механические и компьютерные улучшения, стрельба из «Мста-С» до сих пор требует ручных операций в части подготовки боеприпасов.
Принципиальным отличием «Коалиции-СВ» от самоходной гаубицы 2С19М2 «Мста-С», по словам генерального директора «Уралтрансмаша», является безлюдное боевое отделение в башне с орудием. То есть экипаж из трех человек размещён в отделении управления в передней части шасси. САУ «Коалиция-СВ» не имеет аналогов в мировой практике благодаря ряду уникальных технических решений. Это, прежде всего, необитаемое роботизированное боевое отделение.