WebTypikon автоматически формирует уставные указания и полный текст службы на любой день любого года. В первую неделю Великого поста проходят самые продолжительные богослужения. 27 февраля 2023 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор молился за уставным богослужением в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 18 марта – 21 марта) вечером в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского.
В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности)
Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Св. По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста. Первые четыре дня Великого поста понедельник-четверг вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека.
Как подготовиться и планово войти в пост Подготовку к посту лучше начать за пару недель. Необходимо постепенно снижать в рационе содержание продуктов животного происхождения и увеличивать количество растительной пищи. В последнюю неделю перед постом необходимо создать белковое депо, чтобы организм не испытывал недостатка. Диетологи рекомендуют ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы. Мясо животных лучше исключить, так как оно хуже усваивается организмом.
Необходимо приучить организм к клетчатке. Основной рацион постной пищи — овощи и фрукты, которые в большом количестве содержат клетчатку. Добавляйте каждый день в рацион свежие салаты и перекусы из овощей и фруктов. Помочь в этом может масляничная неделя, если добавлять в тесто для выпекания блинов отруби или муку грубого помола. Восстановите микрофлору кишечника.
Чтобы не испытывать дискомфорта после перемены рациона питания, необходимо позаботиться кишечнике — заселить его полезными бактериями. Для этого за неделю до поста ежедневно рекомендовано употреблять кисломолочные продукты: йогурт, кефир, простоквашу. Эти продукты можно приготовить самостоятельно на основе закваски из бифидобактерий. В первые дни поста рекомендовано увеличить порции и количество приемов пищи. Постные блюда менее калорийные.
Это позволит не испытывать чувство голода. Делайте овощные и фруктовые перекусы, что будет поддерживать чувство сытости на протяжении всего дня. Календарь питания по дням для 6 степеней строгости поста 18 мартаПн Сухоядение — потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. Можно ли есть рыбу Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. В субботу перед Вербным воскресеньем можно полакомиться рыбной икрой.
Можно ли пить вино Употребление вина в умеренных количествах допускается по субботам и воскресениям и в Благовещение Пресвятой Богородицы. Питьевой режим Во время поста необходимо тщательно следить за питьевым режимом. В сутки рекомендуется выпивать 1,5-2 литра чистой воды. Мозг человека часто ошибочно воспринимает чувство жажды, как голод. При желании отправиться на перекус, рекомендовано выпивать стакан воды.
Это предотвратить переедание. Что делать если угощают непостной пищей? В дни Великого застолья может произойти ситуация, когда в гостях или на застолье угощают непостными блюдами, от которых нельзя отказаться, чтобы не обидеть хозяйку. В таком случае можно позволить себе употребление запрещенных продуктов. Однако после этого следует возложить на себя более строгие обязательства поста.
Разрешенные продукты во время Великого поста Овощи и фрукты. Эти продукты являются основой постного питания. Овощи используют для приготовления салатов, основных блюд, закусок и гарниров. Фрукты становятся отличной альтернативой десерта и полезным перекусом. Их большое разнообразие позволяет сделать свой рацион насыщенным и интересным.
Сухофрукты и орехи. Курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью станут главными лакомствами во время поста. Эти продукты богаты витаминами, а орехи содержат высокий процент жиров и белков. Однако не стоит забывать об их высокой калорийности.
Этот уникальный покаянный гимн в дни Великого поста будет прочитан еще раз — целиком — на пятой седмице. Дни памяти: Святителя Тарасия, патриарха Константинопольского, инициировавшего и возглавившего в 787 году VII Вселенский Собор, на котором было утверждено почитание святых икон. Пост: В четверг возможно небольшое послабление поста, строгий устав разрешает мирянам вареную пищу. Эта великопостная служба представляет собой вечерню с причащением мирян, поэтому в некоторых храмах, следуя древней традиции, ее совершают во второй половине дня. Таким образом посетить это удивительное богослужение могут те, кто утром занят на работе или учебе.
Накануне субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти святого Феодора Тирона, в конце Преждеосвященной литургии читается канон этому великомученику с освящением колива кутьи. Мучеников Севастиана и Христодула, близких к святой мученице Фотине самарянке, разговаривавшей со Христом у колодца и уверовавшей. Пост: Пятница — день строгого воздержания в течение всего года, за исключением сплошных седмиц. Поэтому и в период Четыредесятницы в этот день принято усиливать пост. В случае совершения Преждеосвященной литургии вечером причастники обычно держат евхаристический пост с полудня, то есть в течение как минимум шести часов некоторые воздерживаются от еды и питья весь день, но прежде чем брать на себя такой аскетический подвиг, нужно оценить свои реальные возможности и физическое состояние. Всегда отмечается в первую субботу Четыредесятницы в память о чудесном явлении святого, произошедшем во время Великого поста в IV веке. Бывшие у власти в Константинополе язычники окропили идоложертвенной кровью все продукты на рынках города, чтобы поиздеваться над верующими. Великомученик явился местному архиепископу с предупреждением, и христиане стали питаться коливом вареной крупой с медом , приготовленным из домашних запасов. Особенности богослужения: Обычно по субботам Четыредесятницы совершается литургия св.
Иоанна Златоуста. Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу.
Второй раз канон читается целиком на пятой седмице поста — в среду вечером эту службу еще называют стоянием Марии Египетской. В проповеди по окончании великого повечерия клирик Свято-Симеоновского кафедрального собора иерей Андрей Григорьев напомнил, что именно первые четыре дня Великого поста, когда в храмах читается Великий канон преподобного Андрея Критского, способствуют нашему духовному возрастанию и дают настрой на весь пост. Отец Андрей напомнил, что слово «покаяние» и означает «изменение» ума и нашей жизни. Ведь главное для нас препятствие — невидение своих грехов.
Monday of the first week of Lent
Вторая седмица Великого поста — самая простая и будничная среди всех седмиц. 6-ая седмица Великого поста называется седмицей Ваий и служит приготовлением к двунадесятому празднику Входа Господня во Иерусалим, который называется также Неделей ваий. Великий пост – это семь недель (седмиц) духовного труда. WebTypikon автоматически формирует уставные указания и полный текст службы на любой день любого года. Великий пост – это семь недель (седмиц) духовного труда.
Понедельник первой седмицы Великого Поста
Monday of the first week of Lent – Holy Trinity Saint Seraphim-Diveyevo Monastery | Первая седмица Четыредесятницы (сорока дней поста) длится не семь, а шесть дней, с 18 по 23 марта, до первой недели (воскресенья) поста. |
Страстная неделя: что и когда надо непременно сделать, а что делать нельзя | Первые четыре дня Великого поста (понедельник-четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. |
4-я неделя Великого поста: особенности богослужения и питания | В канун Родительской субботы 4-й седмицы Великого поста отслужен Парастас. |
Первая седмица Великого поста. О чем не забыть
27 февраля 2023 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор молился за уставным богослужением в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. Расписание Богослужений в монастыре Оптина Пустынь на шестой седмице великого поста 2024 г. (седмица ваий) (22 — 27 апреля 2024 г.). Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу. Первая великопостная седмица Великого поста отличается особенной строгостью, а богослужения — особенной продолжительностью. Первая седмица Четыредесятницы (сорока дней поста) длится не семь, а шесть дней, с 18 по 23 марта, до первой недели (воскресенья) поста.
Вечер понедельника 1-й седмицы Великого поста
Шестая седмица Великого поста, известная как Святая Четыредесятница, является предпоследней неделей в длительном цикле подготовки верующих к празднику Пасхи. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (или: архиепископе, или: митрополите, имя, егоже есть область), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся. Андрея Критского в понедельник первой седмицы Великого Поста. Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста. Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы. Общественная служба новостей узнала, что можно делать и как питаться в первую неделю Великого поста 2024. Во время Великого поста канон Андрея Критского читается дважды. Сначала по частям он читается на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверток 1-й седмицы.
Понедельник первой седмицы Великого поста
Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Службы Великого поста и подготовительных недель. Последование Вечерни в Понедельник Первой седмицы Великого поста. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста. Это – первая из двух насыщенных особенностями седмиц Великого поста. Вторая седмица Великого поста — самая простая и будничная среди всех седмиц. 18 марта 2024 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Ростовском кафедральном.
Службы Великого поста в 2024 году
Понедельник первой седмицы Великого Поста | В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности). |
Первая седмица Великого поста 2024: что нужно делать, как называется в народе и в чем ее важность? | особую стихиру, проходит заупокойная служба. |
О службах первой недели Великого поста | Пожертвовать и попросить помолиться:Пожертвование на просветительские проекты или иные нужды:карта Сбербанка: 5469 5500 2810 6794карта ВТБ: 5368 2901 6029 07. |
Службы первой седмицы Великого поста | В целом службы 6-й седмицы Великого поста совершаются по общему великопостному чину и не имеют никаких индивидуальных уставных особенностей. |
WebTypikon — полный текст службы на любой день года | WebTypikon автоматически формирует уставные указания и полный текст службы на любой день любого года. |
29. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.
Идёт первая неделя Великого Поста. Особенности богослужения. | 16 апреля, Великий Понедельник, Страстная Седмица Великого поста. |
Вечернее богослужение в понедельник Первой седмицы Великого Поста | Это – первая из двух насыщенных особенностями седмиц Великого поста. |
Великое повечерие с чтением Покаянного Канона в понедельник первой седмицы Великого поста | Первым днем Великого поста станет Чистый понедельник. |
Подробно о 4-й неделе
- В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности)
- Самое читаемое
- Как называется вторая неделя Великого поста
- Когда Великий пост в 2024 году у православных христиан?
- Календарь Великого поста-2023: первая седмица
Свящ. Александр Титов:
- Страстная неделя: что и когда надо непременно сделать, а что делать нельзя
- Вести православия
- Службы первой седмицы Великого поста
- Даты Страстной недели в 2024 году
- Лекция № 17. Тема: Полиелейные праздники в дни Великого Поста
Триодь Постная. Понедельник 1-ой седмицы. Утреня.
В среду, 22 марта, по благословению митрополита Челябинского и Миасского Алексия в 17 часов в Свято-Симеоновском кафедральном соборе будет совершена Литургия Преждеосвященных Даров — особого великопостного богослужения, уникального по своей красоте и духовной насыщенности. В пятницу, 24 марта, в соборе также будет совершена Литургия Преждеосвященных Даров, а после - молебен с акафистом святому праведному воину Феодору Ушакову. В 17 часов - великая панихида «парастас». Суббота четвертой недели Великого поста, 25 марта, так же как на второй и третьей неделе установлены для поминовения усопших. Это великопостные родительские субботы. В в восемь часов 30 минут — поминовение усопших, Великая панихида, сообщает пресс-служба Свято-Симеоновского собора. В воскресенье, 26 марта, в Неделю четвертую Великого поста празднуется память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского. В этот же день в 12 часов 30 минут в Свято-Симеоновском кафедральном соборе будет совершаться Таинство Соборования.
В проповеди по окончании великого повечерия клирик Свято-Симеоновского кафедрального собора иерей Андрей Григорьев напомнил, что именно первые четыре дня Великого поста, когда в храмах читается Великий канон преподобного Андрея Критского, способствуют нашему духовному возрастанию и дают настрой на весь пост. Отец Андрей напомнил, что слово «покаяние» и означает «изменение» ума и нашей жизни. Ведь главное для нас препятствие — невидение своих грехов. Поэтому Церковь дает нам много примеров грешников, в которых мы узнаем самих себя.
И когда мы идем к мощам блаженной Матроны и сразу вспоминаем: ой, а завтра Иоанн Предтеча, величайший святой. Вне конкуренции — ни блаженная Матрона, ни святитель Николай рядом даже не претендуют, потому что Сам Господь Иисус Христос сказал: нет человека больше среди рожденных женами как Иоанн Предтеча, не восставал такой. И вот действительно Иоанн Предтеча и его пример, что даже глава самого великого святого не сделала человека, который рядом с ним был, лучше. Точно также и здесь надо задуматься: а я, когда иду уже к святой не столь великой, как Иоанн Предтеча, стану ли я автоматически лучше? Или, наоборот, Господь меня вот лишит вот этого, как, собственно говоря, Господь взял и изъял из рук этого арианина. И потом мы празднуем второе обретение не только, что глава нашлась, но что она нашлась и уже не попала в руки недостойному человеку. Я, безусловно, блаженную Матрону люблю, и я служил не очень долго диаконом, но мое служение проходило в основном в Покровском ставропигиальном монастыре, где блаженная Матрона и ее мощи были. И тоже если кто-то со своими друзьями, особенно невоцерковленными, подбодрит, вместо тоже какого-то бурного празднования или даже после какого-то тихого празднования заглянуть пойти к мощам блаженной Матроны, то тоже постарайтесь заглянуть и в храм после этого. Всегда в Покровском монастыре много священников служит, исповедует, большой штат. И есть возможность человека, который уже так у мощей помолился, но никогда еще или, может быть, с детства до исповеди не добирался, взять и к исповеди подвести. Сказать: ой, сейчас Великий пост, пойдем, дружище, подруга, ну что, мы уже промерзли на морозе в очереди. Давай еще чуть в храме постоим, помолимся. Ой, а батюшка стоит — вот можно покаяться. И тоже тогда будет не зря. Потому что ты, может, пришел к блаженной Матроне, помолился, а потом до воцерковлвения дошел. А близкий рядом с тобой может тоже этот путь проделать еще быстрее, если ты ему поможешь. Борисова — Ну вот если вернуться к истории обретения главы Иоанна Предтечи, тут иногда возникает вопрос: а почему так сложно? Ну вот спрятали его голову на Елеонской главе, нашли потом, поставили на этом месте храм. Потом попала эта глава к каким-то не очень благочестивым монахам, которые так к ней небрежно отнеслись, что в результате она оказалась не у них в руках, а в руках у какого-то проходившего вместе с ними какую-то часть пути горшечника и, собственно, в семье этого горшечника хранилась довольно долго. Почему такие приключения с мощами? Ведь это же тоже, наверное, не просто для того чтобы был красивый сюжет, который интересно изложить в книжке и потом пересказывать. Иерей Стахий — Ну как вспоминаешь историю с главой Сергия Радонежского и понимаешь, что красота есть даже в посмертном существовании храма души, вот тел у святых. Потому что когда Лавра была закрыта, мощи были изъяты, глава была спасена и как она вот передавалась, и стояла как постоянно под таким под столиком, под покрывальцем, то в доме у одного человека, то у другого. И никто не знал, кроме вот передающего и принимающего, где она сейчас, чтобы даже вот в результате каких-то там избиений, пыток со стороны большевистской власти никто это и раскрыть не мог. И даже не сразу вернулась к мощам, когда мощи вернули и Лавру открыли, потому что боялись возобновления гонений. Вот точно также мы видим, что глава, тут же есть некоторый символический смысл. Глава Церкви — это Христос, а мы вроде части тела Христова. Однако смотришь на себя и смотришь на Христа, и понимаешь: ну как-то очень мало между нами общего. Поэтому то, что Господь вот нередко главам Своих святых дает некоторое такое отдельное путешествие, за которым остальная часть мощей не поспевает, что тоже это не то что некоторое поругание: ой, как вот со святыней так обходятся. А это некоторая возможность задуматься о себе: а почему Христос-то уже ушел вперед, почему глава нашей Церкви уже с Богом и Отцом в единстве пребывает, а почем я отделяюсь от Него? И в дни Великого поста ответ достаточно простой: потому что как раз мои страсти, мои грехи меня отделяют. Если мы посмотрим уже на конкретную историю вот потери и обретения главы Иоанна Предтечи, то тоже мы понимаем, что, может, вот этот горшечник, нам кажется, ну вот, простой какой-то человек, стоит глава не в храме, а в какой-то там гончарной мастерской. Так, может, он был более святой, может, он уже на небесах наслаждается райским блаженством рядом с Иоанном Предтечей, в отличие от тех самых нерадивых монахов. Тоже как раз Господь показывает, что Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. И ты смотришь — и рядом с тобой человек обычный, простой трудовой, незатейливый, может, не очень разбирающийся в богословии, но тем не менее сердце его чисто, просто живет трудом, как-то забоится о ближних, молится Богу, как умеет, и к Богу приближается, и Господь его чем-то вознаграждает. Поэтому тоже, дорогие братья и сестры, вывод делаем такой, что наша задача не то что погоня за мощами, не то что обладание ими, а наша задача — быть достойными святынь. Потому что даже если рядом мы с мощами святых не очутимся, я-то хотя тоже это дело люблю, как еду куда-нибудь с прихожанами в паломнические поездки, все тоже: ой, батюшка, когда там приложиться к каким-то мощам мы сможем. Ну тоже, конечно, с радостью сам иду и прикладываюсь. Но тем не менее у нас, мы помним, христиане, они берут задачу максимум. Наша задача не приложиться к мощам и уйти, десять раз приехать и приложиться или сто. А у нас задача максимально — оказаться в раю рядом со Христом и быть всегда рядом со своими любимыми святыми. Борисова — Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире программа «Седмица». Итак, мы подходим к завершению первой недели Великого поста, и завершается она таким праздником, который до VII Вселенского собора считался как раз Торжеством Православия — я говорю о первой субботе Великого поста, памяти великомученика Федора Тирона. Как случилось, что мученик, пострадавший во время великого гонения на христиан, начавшегося при императоре Диоклетиане, вошел в историю Церкви и в канон православного богослужения сюжетом, который относится к его уже посмертному бытию? То есть эта вся история с коливом, которую, я думаю, надо напомнить нашим радиослушателям, она уже посмертная. Вот как получилось, что свят он за мученичество и исповедничество, а в памяти остался видением, которое было через несколько десятилетий после его гибели? Иерей Стахий — Мы, увы, люди такие самолюбивые, поэтому, конечно, ой да, там мученик давно страдал, так он веру Христову исповедовал, но все-таки охота, чтобы он сейчас уже, спустя после годы, а то и века, и тысячелетия после своей смерти нам как-то помогал. Поэтому вполне очевидно, что такие посмертные чудеса, они пользуются даже большей популярностью. Самое известное для нас, для русских людей, которые смотрят на свой герб и видят посреди России греб Москвы, где Георгий Победоносец пронзает змия, что для нас норма вещей, что да, в жизни святого порой посмертное чудо занимает первое место. Если чудо Георгия о змие все-таки наиболее популярно так в народной традиции с самых древних времен, то про Феодора Тирона, вот это чудо, как-то оно менее известно. Опять же в силу того, что люди, они как-то чуть расцерковились и в отношении поста, и в отношении каких-то традиций церковных. Поэтому, конечно, вспоминаем, как у императора Юлиана Отступника его непростые такие гонения, которые в чем-то тоже перекликаются с нашим настоящим днем куда больше, чем страшные гонения Диоклетиановы, во время которых, собственно, мученик Феодор Тирон принял свой мученический венец от Бога, от Христа, сошедший с небес. Вот мученик Феодор Тирон явился и дал какую-то подсказку — подсказку, как обойтись без участия в идоложертвенном. А император Юлиан Отступник, если мы посмотрим на его непродолжительное правление, был очень оригинальным человеком, очень получившим разностороннее образование, но всю жизнь опасавшимся как раз и смерти, потому что происходили и среди его ближайших родственников тоже и какие-то казни, убийства. Который пришел к власти совершенно случайно, можно сказать, под стечением обстоятельств, потому что все ближайшие как-то родственники погибли или умерли, не оставив наследников, то есть к правлению систематическому он не готовился. Поэтому его некоторый духовный поиск, который завел его в такой эзотерический тупик, сказывался на всей империи. Его не очень понимали язычники, потому что он как раз хотел язычество, чтобы оно, правда, одушевляло, одухотворяло. Некоторая христианская часть воспитания Юлиана Отступника приучила его к тому, что религия — это вещь не внешняя, а то что она должна исходить от души, должна внутри, что должна быть искренняя вера. В то же время римское общество на момент уже даже гонений Диоклетиана, это было общество, которое отнюдь не верило душой. Все люди исполняли какие-то ритуалы, подношения — и в домах каким-то домовым, и в лесах каким-то духам леса, и просто каким-то богам, и лояльность свою к властям. Но то что искренне в это верить — это примерно точно также, как в советские годы: одни слова для кухонь, другие для улиц — то есть да, все шли, на партсобраниях рапортовали, а потом уже шли на кухню и уже над этим сами подсмеивались как-то, подшучивали, прикалывались, никто серьезно не воспринимал. Поэтому император Юлиан Отступник, и со стороны язычников он подвергался постоянным насмешкам, то есть такого большинства населения, которые хоть формально кто-то и к крещению пришел, но по-прежнему жили некоторым языческим настроем. Тем не менее Юлиан считал, что язычество, оно должно быть выше христианства в некотором образовательном уровне. Самый серьезный запрет — это был удар по богословскому образованию и просвещению: не могли получать светское образование христиане. Что если ты хочешь получать философское древнее образование, то ты должен быть язычником. Ну философы древние, они же они верили до пришествия Христа там в Зевса, в Афину, значит, вот и нынешний философ тоже должен таковым быть. А христиан старались загнать в ритуальное исполнение. Примерно точно так же, как в советские годы было: что нет, можно, священник берет и отпевает где-то там в кладбищенском храме на окраине города — это разрешается, это для темных бабушек вот такие ритуалы. А вот наука, просвещение — это только если ты неверующий человек, если ты партийный человек, то ты можешь получать должности доцента, профессора, как-то интеллектуально развиваться. Поэтому абсолютно в духе его вот такой политики размежевания на умных якобы язычников сравним с «умными» атеистами XX века и «безграмотных», «темных» бабок, христианок, которые вот в советские годы так тоже выносились в пропаганду и безграмотных вот темных христиан времен Юлиана, что тоже он постарался христиан с таким некоторым обрядоверием, окроплением всех рынков, всех пищевых ресурсов в столице империи идоложертвенной языческой кровью как-то христиан унизить. Понятное дело, что христианин, даже если он по неведению или даже сознательно, зная, съел бы что-то, окропленное языческой кровью, это бы не навредило его душе. Но Феодор Тирон помог христианскому сообществу дать некоторый ответ стойкости. Потому что почему христиане так радостно шли за Христом, несмотря на страшные гонения эпохи Диоклетиана — они видели, что люди были готовы умирать за Христа. Поэтому то сомневающееся большинство, на которое оказывала влияние пропаганда Юлиана Отступника, когда оно увидело, что христиане готовы есть вот эти какие-то зернышки, семечки, вот как-то там оставаться без нормального питания, а просто как-то поддерживать свою жизнь, но не вкусить идоложертвенного — это было сделано как раз для этих сомневающихся людей, это помогло.
Апостол на литургии в эти дни не читается. Службы в этот день следующие: вечером в Среду -малое повечерие и утреня с 1-м часом; утром - часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительные, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней. Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Кафизмы на утрени нет. Тотчас после тропаря - возглас диакона: «И о сподобитися нам…», и читается Евангелие от Луки, зач. На 9-й песни канона «Честнейшую» не поем, но поем ирмос 9-й песни. Хор: «И бессмертныя трапезы…». По 9-й песни - екзапостиларий трижды : «Чертог Твой…», Начало утрени такое же, как и в первые три дня, но конец следующий: «Благо есть…» - единожды. Далее диакон произносит: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен…». Особенность 1-го часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов. Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительные со слов: «Во Царствии Твоем…» совершаются вместо, «поскору», без пения. Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней без кафизмы. Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером. На литургии читается Апостол Коринф. Вместо «Достойно есть» поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться «странствия гостеприимства Владычня и безсмертныя трапезы». Святые храма и дня не поминаются. Устав, стр. Начало утрени обычное. По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же после возгласа диакона: «И сподобитися нам…» читается 1-е Евангелие св. Между первыми пятью Евангелиями до 6-го поется по три антифона всего 15 , произносится малая ектения и се-дален, во время которого совещается каждение. После 6-го Евангелия поются или читаются «Блаженны» с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий», после чего читается 7-е Евангелие - о крестных страданиях Господа. Затем поется трипеснец Космы Маиумско-го: «К Тебе утреннюю…» 5-я, 8-я и 9-я песни. На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Затем - стиховные стихиры они же и на вечерни на «Господи, воззвах» и 12-е Евангелие - о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. Диакон: «Премудрость». Хор: «Утверди, Боже…». Священник: «Пресвятая Богородице…». На «Слава» на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поется три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие от каждого Евангелиста. Этот же отпуст - в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую Субботу на утрени. Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским У в. А По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, то есть в 8 часов утра по нашему времени. После паремий читаются Апостол Коринф. После Евангелия - сугубая ектения, «Рцем вси…», «Сподоби, Господи…», просительная ектения и стиховные стихиры. На «Слава, и ныне» поется стихира: «Тебе одеюща-гося светом, яко ризою…» В это время отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы трижды. Затем бывает обычное окончание великой вечерни. Диакон: «Премудрость», хор: «Благослови» и прочее. Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом. Канон полный, по уставу, читается на малом повечерии, по прочтении Символа Веры. Хор: «Слава, и ныне» и бывает малый обычный отпуст. После чего все прикладываются к Плащанице и лежащему на ней Евангелию. Елеем в это время не помазывают. Согласно указу Святейшего Синода в 1855 г. Повечерие начинается как обычно, но по прочтении «Верую» открываются царские врата и поется стихира: «Тебе одеющагося…» каждение вокруг Плащаницы лежащей на престоле. Затем - проповедь, целование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». По распоряжению митрополита Филарета в 1855 г. Затем - «Буди имя Господне», 33-й псалом и прочее литургийное окончание и отпуст см. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня - Святой Пасхи: «Во гробе плотски то есть телесно , во аде же с д ушею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй то есть наполняяй Неописанный».
Первая седмица Великого поста. О чем не забыть
Утреннее богослужение первого дня Великого поста было совершено в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря и включило в себя утренние молитвы, полунощницу, утреню, часы, изобразительны и вечерню. Итак, первая неделя Великого поста, первый день, который называется «чистый понедельник». Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу. Совершаются в понедельник, вторник, среду и четверг вечером на первой седмице, а также в среду вечером на пятой седмице Поста. В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии.