Демон поверженный Михаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником. Михаил Врубель признан наиболее значительным выразителем символизма и модерна в русской живописи и графике, его манера писать «разноцветными кубиками» (по словам Ф. И. Шаляпина) трактуется как преддверие кубизма. Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона.
«Демон сидящий, демон поверженный» – 162 года со дня рождения Врубеля
Михаил Врубель "Демон поверженный", 1902. «Демон поверженный» — картина кисти Михаила Александровича Врубеля (Mikhail Aleksandrovich Vrubel) — последний шедевр из «демонической» серии художника. В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля: почему великий художник был так несчастен?
Михаил Врубель. Демоны и пророки - Православный журнал «Фома» | В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». |
Демон сидящий - картина из серии Михаила Врубеля | На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника. |
Врубель Михаил
Иллюстрации к «Демону» он рисовал бесконечно, не в силах оторваться от излюбленного образа. Врубель всегда повторял, что люди не понимают Демона, считая его воплощением зла, в действительности же само слово «демон» в переводе с греческого означает «душа». Художник был убежден: демон — страдающий дух, которому нет места нигде в мире. В их число попал благодаря Мамонтову почти неизвестный тогда Врубель. Сборник был опубликован — и публика возмущенно взвыла: «Иллюстрации Врубеля — это грубость, карикатурность, уродство! Между тем, в памяти потомков навсегда остались именно его рисунки, а не работы маститых коллег. И «Демон» для всего мира по сей день ассоциируется только с именем Врубеля — после него никто не брался за этот лермонтовский сюжет. А тогда — тогда его критиковали все, начиная с прессы и заканчивая учителем Врубеля, Ильей Репиным. К счастью, этого не произошло: помешал Мамонтов. Одновременно с работой над иллюстрациями к сборнику Лермонтова он принялся за свою, пожалуй, самую известную картину — «Демон сидящий». Вряд ли найдется хоть один человек, сумевший остаться равнодушным перед взглядом этого существа.
Стоит подойти к картине, висящей на стене в Третьяковской галерее, в зале Врубеля, — и ты чувствуешь, что тебя буквально затягивает в потусторонний мир, в ту реальность, где на скале сидит одинокий, безмерно печальный, тоскующий Демон, могущественный, но поверженный, бессильный изменить что-либо в судьбах мира. Полотно излучает мощнейшую энергетику. Незаконченная картина «Демон летящи» из серии «Демон». Он постоянно дорабатывает и переделывает эту трагическую фигуру изломанного, исковерканного, несчастного потустороннего существа. И молодая жена — оперная певица Наталья Забела — с ужасом видела, как изо дня в день меняется лицо поверженного Демона на полотне. И сам художник меняется на глазах: вместо скромного и временами стеснительного человека окружающие видят дерзкого и мятежного гения, критикующего все и всех. И скоро душевные изменения становятся настолько заметными, что приходится обратиться к специалистам-медикам. У Врубеля находят серьезное психическое расстройство и помещают в клинику. Вскоре он перестает узнавать близких, его личность изменяется до неузнаваемости.
И в той и другой паре работ - в фокусе интереса Врубеля - метаморфозы облика жены и музы художника. Обе «Сирени», являясь важными звеньями в цепи трансформаций образа Забелы-Врубель, одновременно служат введением в следующую тему выставки, которую можно обозначить с некоторой долей волюнтаризма как «одушевление материи». Главное и хронологически первое ее произведение - панно «Утро» 1897, ГРМ. Созданное по заказу С. Морозовых для оформления малой гостиной их особняка на Спиридоновке, оно было отвергнуто заказчиками. Однако благодаря вмешательству И. Репина художник не успел его уничтожить, как ранее поступил с не удовлетворившим его самого первым вариантом панно «Полдень», а представил публике на I-й выставке, организованной журналом «Мир искусства». В первый же день оно было приобретено княгиней М. Тенишевой и, несмотря на это, а может быть, и благодаря этому, вызвало полное недоумение зрителей и скандальную реакцию прессы, по своей мощи и ярости превзошедшую историю с панно Врубеля на Нижегородской ярмарке. Особенно возмутил критиков всех направлений небывалый принцип взаимодействия аллегорических женских фигур и пейзажа. Стасов восклицал: «Что это за женщины, на что они тут, зачем они так плохи, что собою изображают и, наконец, вообще зачем они писаны, когда все дело только в том, чтобы их нельзя было видеть, - кто разберет, кто объяснит эту неимоверную чепуху?.. Он очень проницательно обозначает это свойство врубелевской системы, прибегая к поэтической метафоре более позднего времени, что в случае с Врубелем кажется не анахронизмом, а точным попаданием в цель: «Художественный, композиционный сюжет в любой вещи Врубеля - изобразить то, по выражению Б. Действительно, кажется, что эти женские фигуры, олицетворяющие пробуждающиеся на рассвете землю и воду, «солнечный луч» и «улетающий туман»[20], расположенные как маркеры системы координат по всем сторонам панно, организуют, направляют, сдерживают невероятное буйство саморазвивающейся живописной субстанции в этом полотне. Но они - и естественное ее продолжение, ее неизбежное порождение. Подобный прием «одушевления» живописной материи Врубель использует неоднократно: в «Тридцати трех богатырях» 1901, ГРМ «горящие, как жар», фигурки богатырей органично венчают пенистые гребни волн; в «Жемчужине» 1904, ГТГ в беспредметном мерцании перламутра материализуются почти помимо воли художника фигурки плывущих морских царевен. Так, «духи сирени», проступающие из переливающейся подвижной животворной цветущей материи, кажутся естественным и неизбежным ее порождением, итогом развития формы. Иной аспект «очеловечивания» фантазии, игры на грани фантастического и реального миров являют собой произведения, исполненные по мотивам театральных постановок сказочных опер Н. Портретами Н. Забелы в роли царевны Волховы 1898, ГТГ, ГРМ начинается особый жанр, возникший в творчестве Врубеля на пересечении основных линий его творчества, на границе двух миров, в которых существовал художник, - настоящего и театрального, реального и фантастического. Создавая сценические костюмы для своей жены, Врубель в совершенстве освоил магию театрального перевоплощения, она стала привычной частью его повседневной жизни, его работой. Созданные художником и певицей фантастические образы были настолько выразительны и убедительны, что в восприятии современников Забела и ее персонажи были слиты в единое целое. Как сообщает аккомпаниатор певицы Б. Яновский, она прекрасно осознавала необычный, «неземной» характер своей внешности и умело использовала: «Я сама нахожу, что для изображения сверхъестественных существ у меня в голове и в движениях есть что-то особенное»[21]. В одном из писем Римского-Корсакова Врубелю содержится удивительное признание: «Конечно, вы тем самым сочинили Морскую царевну, что создали в пении и на сцене ее образ, который так за вами навсегда и останется в моем воображении... Эту особую грань врубелевского мышления метко подметил А. В процессе трансформаций виды искусства и техники обогащают пластическое звучание друг друга, на пересечении их рождаются новые приемы и формы[24]. Обсуждая в мае 1898 года свои керамические опыты с Н. Римским-Корсаковым, Врубель признавался, что работа в майолике «является искусом и подготовкой вообще моего живописного языка, который, как Вы знаете и я чувствую, хромает в ясности»[25]. Иванов пишет о единстве скульптурных и живописных форм Врубеля: «В живописи зоркий исследователь и вдохновенный певец форм, он не мог не быть прирожденным ваятелем: там - он созерцает их в одном неподвижном ракурсе, в скульптуре - он теми же формами любуется как бы со всех сторон, рукою ощупывает их знакомые изгибы и изломы»[26]. И наоборот, изображая в поздней акварели 1904 года ГРМ фигуру Морской царевны, он воспроизводит свою трехмерную «фигуринку» 1899 года в двух ракурсах, стараясь запечатлеть ее в самых выгодных поворотах. Кульминацией линии театрального портрета по традиции, сложившейся еще при жизни художника, является картина на самом деле уже совсем типологически иная. Знаменитый холст «Царевна-Лебедь» находится в довольно сложных отношениях и с портретным жанром в облике изображенного здесь существа многим чудились черты и Н. Забелы, и Э. Праховой - представленные на выставке эскизы подтверждают резонность обеих версий , и с постановкой оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Образ Царевны Лебеди возник в воображении Врубеля и был запечатлен на его знаменитом полотне еще до того, как он мог получить целостное впечатление об опере «Римского-Корсакова. Свой экземпляр клавира Забела получила 10 августа 1900 года, а к 19 апреля картина «Царевна-Лебедь» была написана и продана М. Созданный Врубелем образ женщины-птицы - «чудо чудное, диво дивное» - произвел сильнейшее впечатление на Римского-Корсакова, впоследствии в письме к Забеле от 14 февраля 1901 года он называет ее «апокалипсической птицей»[29]. Тревожные отблески древних мифов видел в ней и А. Забелу в различных ролях или наделяя чертами портретности свои майоликовые «фигуринки», исполненные по мотивам оперных спектаклей, Врубель порождает особый класс мифологических, фольклорных существ, со своей особой «сказочной» анатомией. Он пишет много.
Врубель с веревкой и углем разбивал его на квадраты. Лицо его было возбуждённо весёлое. Произведение было представлено публике в Петербурге, на 4-ой выставке «Мир искусства». Даже самыми преданными поклонниками Врубеля эта картина принималась несколько настороженно. Особенно много недоумения было в связи с неточностями в анатомических пропорциях тела Демона. Каждое утро художник, под любопытными взглядами посетителей выставки, дописывал картину. Лицо Демона становилось еще страшней, а тело обретало какой-то пыточно-вывернутый вид. А потом вдруг опять появлялась новая красота и вселенская грусть. Отношение автора к вере. С юных лет будущий художник был глубокой и ранимой натурой, рано полюбил красоту и тонко её чувствовал. Врубель имел сильный и особый дар, но, в то же время, какую-то беззащитность души перед силами тьмы. В своем творчестве он стремился разглядеть нечто за гранью видимого мира и приблизиться к эстетическому идеалу, о котором говорили символисты. Безусловно, художник был человеком своей эпохи. Тогда в России появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена. Культивировался новый герой, свободный, мощный. Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его. Для Врубеля творец, художник — всегда был над толпой. Оттого и обреченность на непонимание и бесконечное одиночество художника. Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и, вследствие этого, не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его — художника — с людьми обыкновенными».
О нецелесообразности традиционного хронологического подхода предупреждал М. Алпатов: «Попытка расчленить тридцатилетний путь художника на четко отграниченные отрезки выглядела бы как насилие. И если в наследии его можно выделить группы произведений, то они не укладываются в хронологической последовательности, они характеризуют грани его богатой, сложной и противоречивой личности»[7]. В экспозиции нынешней выставки нет привычного деления на виды искусства, хронологические периоды. Структура ее подчинена логике жизнетворчества Врубеля, чья художественная система — удивительный саморазвивающийся организм, пронизанный разветвленной системой лейтмотивов. Ни один пластический мотив, ни один образ не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда, не существует вне взаимодействия с другими. Пластический импульс, как правило, не исчерпывает себя в рамках одного произведения. Форма Врубеля открыта и подвижна - она длится, находит себе новые воплощения. Кажется, что в этом мире художника нет ничего случайного, все предопределено, все связано какими-то разнообразными соответствиями. Эти таинственные связи и творящие импульсы столь же важны, как и сами произведения, они нерукотворная часть врубелевского наследия. В основе драматургии выставки - идея тотальной метафоры. Блестяще сформулировав этот важнейший принцип врубелевского мышления, М. Алленов дал ключ новому поколению исследователей и зрителей: «Поэтика метаморфоз или принцип вариативности образуют фундаментальную предпосылку врубелевской изобразительности, равно - как в малом этюде, так и в масштабе всего творчества. Едва ли не любому исполненному однажды мотиву на коротком или отдаленном расстоянии у Врубеля непременно имеется вариант»[8]. Нынешний исследователь развивает алленовскую формулу через более понятную цифровому поколению категорию проектности мышления, которая позволяет Врубелю «... Поиск перевоплощений пластических формул прокладывает путь к постижению врубелевского художественного метода, живой и «мыслящей» материи его холстов. Архитектура выставки призвана организовать восприятие самой формы врубелевских произведений, обозначить сквозные лейтмотивы, визуализировать творящие импульсы. Выстраивая маршрут движения по экспозиции, уподобляя его своеобразному квесту, она визуализирует тончайшие смысловые нити и импульсы, связывающие произведения, жизнь и перерождение форм. Зрителю предлагаются парадоксальные на первый взгляд, но абсолютно органичные во врубелевской системе координат уподобления: так, в лепке лица С. Мамонтова на его портрете 1897 года ГТГ угадывается звериная пластика скульптурных горельефов «Голова льва», украшавших ворота московской усадьбы мецената и его керамического завода «на Бутырках», в ликах пушкинских Пророка и Серафима узнаются черты Врубеля и его жены, а врубелевские серафимы и демоны - «одной крови». Пространственное решение экспозиции позволяет ощутить магию жизни мотивов: как, сворачиваясь в кольцо, композиция «Прощания Царя Морского с царевной Волховой» 1898, ГТГ превращается в керамическое блюдо «Садко» по эскизу 1899 года, ГРМ , которое в свою очередь через несколько лет переродится в «Жемчужину» 1904, ГТГ ; как станут трехмерными майоликовыми скульптурами притаившиеся в орнаментальных извивах рельефа этого блюда сказочные морские существа; ощутить, что в стремительном движении всадника из иллюстрации к лермонтовскому «Демону» 1890-1891, ГТГ предчувствуется «Полет Фауста и Мефистофеля» 1896, ГТГ , а другая иллюстрация 1890-1891 воплощается в гипсовой скульптуре «Голова Демона» 1894, ГРМ ; и, наконец, как «Летящий демон» 1899, ГРМ переворачивается, чтобы стать «Демоном поверженным» 1902, ГТГ. Врубель хотел быть понятым. Он оставил будущим поколениям лейтмотивы - ключи, которые, как рассыпанные Гензелем и Гретель хлебные крошки из судьбоносной для Врубеля оперы Э. Хумпердинка, помогают найти путь в созданном им постоянно изменяющемся, балансирующем на грани реальности и фантастики мире. Круг первый. Встреча этих трех полотен в едином экспозиционном пространстве, случающаяся, возможно, лишь раз в столетие, действительно «заставляет трепетать» от понимания и ощущения, сколь тонкие и неоднозначные связи существуют между ними. Уже современники воспринимали трех демонов Врубеля как некую сюиту, единое произведение длиною и ценою в жизнь. Основу такой трактовки заложили первые интерпретаторы творчества Врубеля, А. Бенуа и А. Блок, и его биографы - С. Яремич, А. На протяжении ХХ века в исследованиях С. Дурылина, Н. Тарабукина, П. Суздалева оформился и более сложный ее извод[10], который включает в себя весь комплекс произведений на тему «Демона». Так, дополнением к этим основным трем частям можно считать в качестве вступления киевскую «демониану», сохранившуюся лишь в воспоминаниях, но тем не менее активно влияющую на текстовом уровне на восприятие более поздних произведений сюиты; своего рода интермедии - произведения, созданные между приступами демонических возбуждений: цикл иллюстраций к «Демону» М. Лермонтова 1890-1891 , скульптурный бюст 1894, ГРМ , а также графические эскизы - промежуточные варианты композиций между «Летящим» и «Поверженным»; наконец, код всей формы, последний живописный шедевр возродившегося после болезни художника - восставший Демон - «Шестикрылый серафим» 1904, ГРМ. Феномен врубелевской демонианы в том, что, представляя разные состояния, разные грани образа, три главные картины одновременно и неразрывно связаны, и конфликтуют друг с другом. Между ними почти одинаково значимы и отчетливо ощутимы как притягивающие, так и отталкивающие их друг от друга силы. Стройная, привычная и абсолютно логичная на страницах биографических трудов и научных исследований теория поэтапной эволюции образа Демона подвергается серьезному испытанию ощущением - визуально картины не складываются в единый цикл, а скорее спорят друг с другом. Пластическое решение каждой из них настолько индивидуально, что их прямое сопоставление создает почти физическое ощущение очень напряженного и драматичного диалога.
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»
Михаил Врубель. 1901 и 1902 гг. Холст, масло. Биография художника Михаила Александровича Врубеля: личная жизнь, болезнь сына, книги о знаменитости. Михаил Врубель. 1901 и 1902 гг. Холст, масло.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля. Что погубило великого русского художника?
«Поверженный демон» Михаила Врубеля. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. «Поверженный демон» Михаила Врубеля. Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона», — вспоминала Екатерина Ге, сестра супруги художника — Надежды Забелы-Врубель. По счастью, в «Демоне поверженном» не разглядели кощунственной цитаты из «Мертвого Христа» Гольбейна Младшего и «Идиота» Достоевского — Врубелю и без того хватало неприятностей с критикой и цензурой.
Родом из детства
- Тайны и безумие Михаила Врубеля: "Был одержим Демоном" - МК
- «Искусство — вот наша религия»
- Обратите внимание:
- «Демон сидящий» Врубеля
- Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля
Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника
Еще в середине 1890-х году близкие друзья семьи и частые гости их дома в своих воспоминаниях указывали на то, что всюду были эскизы и наброски Демона - то он стоял, в тоске заломив за голову руки, то парил высоко в небе, распустив волшебные крылья, то покоился на скалах Кавказа. Словно плененный своим "героем" Михаил Александрович изображал его на обрывках писем, на полях газет, на кло чках бумаги, часто декламируя лермонтовские строки "печальный демон, дух изгнанья". По обыкновению присутствуя на спектаклях своей жены, и по воспоминаниям современников, всегда волнуясь и жадно следив за ее игрой и пением, как только заканчивалось очередное действие, "Михаил Александрович спешил за кулисы и, как самая тщательная костюмерша, был точен во всех деталях предстоящего костюма к следующему акту, и так - до конца оперы…Он ее обожал! Когда же на сцене Русской Частной оперы в 1897 году состоялась премьерная постановка оперы А. Рубинштейна "Демон", Врубель смотрел ее "как израненный человек", не обращая внимания на Надежду Ивановну, исполняющую роль Тамары, он ждал главного героя спектакля! Как только на сцене появился исполнитель партии Демона, Врубель "закрыл руками глаза и, как ужаленный, сквозь зубы сказал: "Не то, не то! В 1902 году на выставке журнала "Мир искусства" был представлен эскиз к будущему полотну "Демон поверженный" 1901, Третьяковская галерея , который хоть и был приобретен Советом Третьяковской галереи, но получил неоднозначную оценку публики и художественной критики. Так, живописец Н.
Рерих писал: "Появление его маленького демона в Третьяковской галерее волнует и сердит нас". Сопутствующее на протяжение всей творческой биографии Врубеля неодобрение его картин и непризнание таланта не остановили мастера в дальнейшей работе над произведением. Как вспоминал В. В ней во всю длину, от окна до стены, стоял огромный холст. Врубель с веревкой и углем разбивал его на квадраты.
Причем, по одной из версий, художник объявил о своем намерении жениться даже не самой Эмилии Львовне, а Адриану Викторовичу. Судя по всему, именно к этому периоду жизни Врубеля относится инцидент, описанный в воспоминаниях художника Константина Коровина. Мы пошли купаться на большой пруд в саду. Я резал себя ножом». Что это — операция, что ль, как это? Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее.
Говорят, это знак того, что душа у покойного светлая. Как бы ни роднили мастера с созданными им демонами, под конец жизни ему удалось от них освободиться. Лето 1901 года для 45-летнего художника Михаила Врубеля и его супруги, оперной дивы Надежды Забелы, было исполнено радужных планов. Супруги, поженившиеся пять лет назад, ждали первенца. По воспоминаниям сестры певицы, Екатерины Ге, «Михаил Александрович готовился к этому событию очень весело, и ему, и жене казалось, что рождение ребенка не может помешать их элегантной жизни». Они фантазировали, как втроем поедут за границу выставлять картину «Демон». Все детское белье на полках, затянутых с обеих сторон коленкором», - вспоминала Катя. Малыш родился 1 сентября. Ему дали давно выбранное имя - Савва - в честь мецената Морозова, покровительствовавшего художнику. Но когда новоявленный отец впервые взял сына на руки, он обмер: верхняя губка мальчика была раздвоена - заячья. Его поразило не уродство сына: проведенная вскоре операция оставила на лице младенца лишь небольшой шрам. Дело было в другом. Врубель вдруг стал внушать себе, что произошедшее - печать вырождения, возмездие, посланное ему за грехи молодости. Мастер знал, что страдает сифилисом. Он подхватил его в пору бурной юности, проматывая деньги в борделях. Его пытались лечить, болезнь затаилась. И теперь нанесла удар. Страшный недуг многие годы будет отравлять ему жизнь, но это его крест. А тут ребенок - ему-то за что? Вопиющая несправедливость терзала душу художника. Те, кто знал эту женщину, возмущались, не желая молиться «на Милку» Шрамы любви Между тем забот прибавилось. Надежда Ивановна кормила малыша сама, поэтому сцену на время пришлось оставить. Содержание семейства легло на плечи Михаила Александровича. Родственники, видевшие Врубеля осенью 1901 года, отмечали его грустный, озабоченный вид.
Художник впоследствии писал сестре, что в случае отказа покончил бы с собой. О Врубеле говорили, что он много пьет и сорит деньгами, но это Надежду не смутило. К моменту венчания художник в прямом смысле слова остался без копейки и от вокзала шел к невесте пешком. Одна из них — «Сказка о царе Салтане» — вдохновила художника на создание картины «Царевна Лебедь». Царевна Лебедь совсем не похожа на Надежду Забелу, а многие современники увидели в ней черты все той же безответной любви Врубеля — Эмилии Праховой. В сентябре у художника родился сын, которого назвали Саввой. Мальчик появился на свет с врожденным пороком — «заячьей губой» расщепленным небом. Ради сына Надежда оставила сцену, и содержание семьи полностью легло на плечи Врубеля. Художник стал работать все больше и больше, у него началась затяжная депрессия. Степан Яремич писал: Всю зиму Врубель работает со страшным напряжением. Вместо обычных трех-четырех часов он работает по 14, а иногда и больше — при искусственном освещении, никуда не выходя и едва отрываясь от картины. Раз в день он надевал пальто, открывал форточку и с четверть часа вдыхал холодный воздух — это он называл своей прогулкой. Весь поглощенный работой, он стал нетерпимым ко всякой помехе, не хотел видеть гостей и едва разговаривал со своими. Несмотря на тяжелое состояние художника, его слава росла. Надежда писала сестре, что «у него масса работы, все от него требуют эскизов, советов, приглашают на выставку, выбирают членом в разные общества, только денег мало платят, а слава его в Москве растет». В декабре 1901 года работа над «Демоном поверженным» была закончена. Но Врубель не мог «отпустить» свою работу.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля: почему великий художник был так несчастен?
В ожесточённой газетной полемике видные писатели и артисты спорили о достоинствах и недостатках творчества Врубеля. Необоснованная критика, переходящая порой в травлю, подточила душевное здоровье художника. С 1902 по 1906 гг. Врубель работал в состоянии постоянного нервного срыва. В 1906 году на почве переживаний он ослеп и помутился рассудком.
Последние годы жизни художник провёл преимущественно в психиатрической клинике. Семья и личная жизнь Михаила Врубеля В молодости Врубель вёл достаточно беспорядочную жизнь: устраивал кутежи, сорил деньгами, волочился за женщинами, однако в более зрелом возрасте сильно переменился в лучшую сторону, остепенился. В январе 1896 года, приехав в Петербург на премьеру оперы «Грензель и Гретель», 40-летний художник увидел на репетиции 28-летнюю певицу Н. Забелу и влюбился в неё сразу и бесповоротно.
Буквально через несколько дней Надежда Ивановна ответила согласием на его предложение, и 28 июля 1896 года пара обвенчалась. Художник очень любил свою жену и часто её рисовал. Именно стилизованный образ Надежды Ивановны он увековечил в знаменитой картине «Царевна-Лебедь». Увы, семейное счастье супругов было недолгим.
Единственный их сын Савва, появившийся на свет в 1901 году, умер в полтора года, что стало огромным потрясением для родителей. Вскоре Надежде Ивановне пришлось взвалить на свои плечи заботу о заболевшем муже. На фоне этих несчастий женщина едва не потеряла голос, артистические гонорары становились всё более скудными, но до конца жизни художника она не оставила его, исправно оплачивая счета за услуги докторов и сиделок. Умерла Надежда Ивановна Забела-Врубель в 1913 году от туберкулёза, в возрасте всего 45 лет.
Смерть и похороны Михаила Врубеля В последние годы жизни Врубель полностью утратил интерес к жизни. Его апатия переходила в затяжную депрессию и сопровождалась галлюцинациями. Он мечтал умереть. В одну из морозных февральских ночей 1910 года он открыл окно в палате клиники и стоял под ним, совершенно сознательно простудившись.
Очень быстро простуда переросла в чахотку, и 1 14 апреля 1910 года Михаил Александрович Врубель скончался.
Город не отпускал художника. Как не стать фаталистом! Душевное родство поэта и художника было очевидным. Встретились Надежда Забела с Врубелем на репетиции оперного спектакля «Гензель и Гретель» по одноименной сказке Братьев Грим в Панаевском театре Петербург в самом конце декабря 1895 года. В 1896 году поженились в Женеве. Врубель очень любил жену, восторгался ее артистическим мастерством, часто писал портреты в жизни и ролях. С этого времени художник прощается с Киевом, как оказалось не навсегда.
В Киеве произошло смею думать самое трагическое событие в полной трагизма жизни Врубеля. В 1903 году Врубели остановились в Киеве по пути в усадьбу известного коллекционера и общественного деятеля В. Внезапно заболел двухлетний Саввочка Врубель и в течение нескольких дней умер от менингита, по некоторым данным от воспаления легких. Растерянные, убитые горем родители хоронят сына и, не зная, что делать, продолжают поездку. Врубели безутешны. Михаил Александрович винит себя в смерти сына, реально не будучи повинным. Психиатрами даже было высказано подозрение о наличии у Врубеля симптома Котара-Бредовые идеи ипохондрического содержания, часто в сочетании с идеями ущерба описан французским психиатром Жюлем Котаром, 1880. Савва Врубель родился 1 сентября 1901года с незаращенной,раздвоенной верхней губой, в быту «заячьей».
Трепетно ожидающий рождения ребенка от любимой женщины, адепт красоты, совершенства, Михаил Александрович трагично принял случившееся. Он считал врожденный дефект у ребенка наказанием за грехи сифилис? По мнению Н. Тарабукина настроения художника заметны в портрете сына. Тарабукин Н. Михаил Александрович Врубель. Москва, 1974. Между тем подобная патология — результат нарушений внутриутробного развития.
Причиной чаще всего являются заболевания матери вирусного характера в первые 3 месяца беременности. Наличие «заячьей губы» никоим образом не свидетельствует о ментальных нарушениях, оперативно лечится, доставляя только небольшие косметические проблемы. Начиная с 1901 года состояние Врубеля выходит за пределы обывательского мнения о плохом настроении, раздражительности и. Однако художник продолжает много и увлеченно работать. Мысль о Демоне не покидает. Врубель возвращается к нему снова и снова. Меняется подход к Демону, меняется художник. Между ними создается нерасторжимая душевная связь — героя и творца.
Впрочем хорошо известно, что и писатель проникается создаваемым образом, находится под его влиянием. Так например, у Флобера возник горький вкус во рту при описании отравления мышьяком Эммы Бовари. Бальзак теряет сознание описывая смерть отца Горио. Следовательно, в этом периоде вряд ли уместно утверждать о развернутой картине заболевания. Другое дело, что и в так называемый здоровый период, художник отличался эксцентричностью, подвижными эмоциями. По воспоминаниям художника Павла Александровича Сведомского 1849- 1904 , подготавливая орнаменты для Владимирского собора, Врубель случайно измазал кончик носа зеленой краской. Коллеги обратили внимание и сказали художнику. Вместо того, чтобы вымыть лицо он еще больше замазал и пошел по улицам Киева в гости.
Однажды Врубель загримировался под недавно умершего знакомого и в таком виде появился в обществе Многие усматривают этот факт как проявление болезни. Но, учитывая озорной характер Михаила, его давнюю любовь к переодеваниям, маскарадам не следует делать далеко идущие выводы, но , конечно, запомнить… Тревожнее выглядит другой, также случившийся в Киеве эпизод, когда Михаил одолжил денег для поездки якобы на похороны отца. Ничего не подозревающий отец живой и здоровый оказался в городе. Через несколько дней без тени смущения Михаил Александрович появился в знакомых домах. Как трактовать это происшествие? Вряд ли смерть служит предметом розыгрыша?! В 1902 году Врубель в последний раз писал Демона: долго и непрерывно переделывал. Можно выделить три основных изображения Демона — сидящий, Демон летящий и Демон поверженный — каждый со своей историей, очередной этап не только творчества, но и жизни художника.
На выставке художников «Мир искусства» был представлен «Демон поверженный». Михаил Александрович продолжал наносить мазки на законченную работу, от чего Демон менял облик от мягкого, задумчивого до грозного и поверженного. Александр Бенуа написал по свежим впечатлениям : «На четвертой выставке «Мира искусства»… появилась поразительная картина Врубеля «Демон», вообще одно из самых замечательных произведений последней четверти века. В этой картине с полной ясностью обнаружились как колоссальное дарование мастера, так и его слабые стороны. Врубель долго мучился над этим произведением, долго боролся при его создании с самим собой, со своей фантазией, со своим вкусом. Красочная декоративная красота этой картины далась ему, чего и следовало ожидать, сразу. С гениальной легкостью Врубель создал свою симфонию траурных лиловых, звучно-синих и мрачно-красных тонов. Вся павлиная красота, вся царственная пышность демонического облачения была найдена, но оставалось найти самого демона.
Над исканием его Врубель измучился, постигая умом, но не видя ясно, облик сатаны. Сначала он представился ему каким-то изможденным, гадким и все же соблазнительным змеем; в его глазах, в отвратительно выгнутой шее чувствовалось что-то раздавленное, но ползучее и живучее, живучее «на зло». К сожалению, рисунок первой версии был безобразен, и Врубель не решился его так оставить. Он принялся исправлять, и мало-помалу из кошмарного слизня его Демон превратился в несколько театрального, патетического падшего ангела. Но Врубель и на этом не остановился и все продолжал менять и менять, усиливать и усиливать выражение, пока не впал в шарж, во что-то карикатурное и дикое, в нехорошем смысле этого слова. Тем не менее и до сих пор есть большая таинственно чарующая прелесть в этой картине. Демон очеловечился, Врубель подошел к границе банальности при этом ошибки, вернее, невероятности рисунка стали заметнее , но не перешел ее. Испортил, но не погубил своего создания.
Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его. Для Врубеля творец, художник — всегда был над толпой. Оттого и обреченность на непонимание и бесконечное одиночество художника. Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и, вследствие этого, не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его — художника — с людьми обыкновенными». Тоска врубелевского Демона - это тоска интеллигенции на сломе веков. Это была категория людей, делающих идола из искусства, обожествляющих себя как творцов. Александр Блок писал о Врубеле так: «Возвращаясь в своих созданиях постоянно к «Демону», он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением».
Нужно признать, что это страшные слова, которые в полной мере отражают трагедию великого мастера модерна, направившего свой талант в очень опасное русло. Беда в том, что возвышенная миссия нового героя часто сметает на своем «высоком» пути обыкновенных людей и вообще все человеческое. Врубель — тревожная, зрячая душа. Он пленился демоном, но демон оказался лжепророком. За всеми его соблазнами на деле лежала пустота, бездна. Врубель душой коснулся этой страшной пустоты и заплатил за это знание слишком дорогой ценой — разрушением души. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и, время от времени, брал уроки живописи.
По желанию отца, окончил юридический факультет Петербургского университета. Осенью 1880 года был принят в Академию художеств. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» обе - 1886. Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви.
И лицо его еще хранит суровое, воинственное выражение: губы плотно сжаты, брови нахмурены, на лбу залегли глубокие складки.
Его руки скрещены над головой — то ли в защитном жесте, то ли все еще удерживая уже несуществующее оружие. Больше ничего живого на картине нет. На заднем плане догорает символичный алый закат, бросая розовые отблески на мертвенно-белые горы, а из углов холста уже наползают черные тени грядущей ночи. Тело персонажа кажется зажатым в тесной раме прямоугольного холста, в пространстве между небом и землей.
1. История создания картины «Демон поверженный»
- 13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
- Михаил Александрович Врубель. Заметки врача | Зарубежные задворки
- «Поверженный демон» Михаила Врубеля – Telegraph
- «Демон сидящий, демон поверженный» – 162 года со дня рождения Врубеля
- Наказание Врубеля: dusha_fond — LiveJournal
- Демон поверженный — Википедия
Михаил Врубель "Демон поверженный"
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника | Впрочем, нашлись у двух Михаилов и защитники — символисты и конкретно Александр Блок, который говорил, что «Демон Врубеля и Демон Лермонтова — символы наших времен». |
Врубель летящий и Врубель поверженный - Статьи - Музеи - РЕВИЗОР.РУ | В 1901-м пишет «Демона поверженного» и говорит друзьям об «ужасной будущности». |
Врубель летящий и Врубель поверженный | Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. |
«Демон сидящий» Врубеля | Впрочем, нашлись у двух Михаилов и защитники — символисты и конкретно Александр Блок, который говорил, что «Демон Врубеля и Демон Лермонтова — символы наших времен». |
Завещание художника
- «Демоны» Михаила Врубеля — VATNIKSTAN
- Содержание
- Демон поверженный - Врубель Михаил Александрович
- Демон поверженный, Михаил Врубель - описание картины