В 1846 г. в биографии Достоевского произошло событие, повлиявшее на всю его последующую жизнь. 24 декабря, в ночь под Рождество, на ноги Достоевскому надели пятикилограммовые кандалы, и сани повезли его на каторгу, в Сибирь. Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге.
Фёдор Достоевский: каторга-любовь.
На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осуждёнными за участие в освободительной борьбе против России. О некоторых подробностях судебного дела Ф.М. Достоевского рассказывает Шараков С.Л., к.ф.н., сотрудник Дома-музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе. На каторге Достоевский провел четыре года, в течение которых он испытал множество трудностей и страданий.
Омская каторга Федора Михайловича Достоевского
Но Виктор Вайнерман сумел многое прояснить. Для этого пришлось долго работать в архивах, собирая сведения буквально по крупицам. Как известно, судьбоносной для будущего великого писателя стала встреча с Натальей Фонвизиной, женой декабриста Михаила Фонвизина. В январе 1850 года она добилась свидания с находившимися в тобольской пересыльной тюрьме петрашевцами. Именно она вручила писателю Евангелие, изменившее всю его судьбу. Наталья Фонвизина и дочь тобольского прокурора Мария Францева сумели даже проводить Достоевского и его соратника, поэта Сергея Дурова в Омск. Мария Францева вручила сопровождавшему петрашевцев жандарму письмо, адресованное ее хорошему знакомому — инспектору классов Омского кадетского корпуса Ивану Ждан-Пушкину. Этот благородный человек пытался усовестить непосредственного начальника Мертвого дома — плац-майора Кривцова, переговорил и со старшим доктором военного госпиталя Иваном Троицким.
Стоявший особняком в полуверсте от крепости госпиталь стал для Достоевского настоящим спасением. Писатель признавался: «Постоянное душевное беспокойство, нервическое раздражение, спертый воздух казармы могли бы разрушить меня совершенно». На каторге у Достоевского развилась эпилепсия, мучившая его всю жизнь. Александр Сулоцкий, священник Сибирского кадетского корпуса, в феврале писал в Тобольск: «Достоевский все в лазарете, главный лекарь Троицкий, по просьбе Ивана Викентьевича толковал с ним, предлагал ему лучшую пищу, а иногда и вино, но он отказывается от всего этого, а просит только о том, чтобы принимать почаще в лазарет и помещать в сухой комнате». Эта просьба была исполнена.
Затопят шестью поленами печку, тепла нет в комнате лед едва оттаивал , а угар нестерпимый — и вот вся зима. Тут же в казарме арестанты моют белье и всю маленькую казарму заплескают водою. Поворотиться негде. Выйти за нуждой уже нельзя с сумерек до рассвета, ибо казармы запираются и ставится в сенях ушат, и потому духота нестерпимая. Все каторжные воняют как свиньи и говорят, что нельзя не делать свинства, дескать, "живой человек"».
Через Тобольские ворота Достоевский выходил к Иртышу, где ему приходилось целыми днями работать Источник: Иван Рейзвих Спали каторжники на голых нарах, укрываться им приходилось короткими полушубками, так что ноги оставались голыми, в том числе в зимние холода. Приходилось терпеть блох, вшей и тараканов. Кормили арестантов хлебом и щами, в которых только изредка попадался кусочек говядины. В праздники подавали кашу почти без масла , а в пост каторжники довольствовались капустой и водой. Выживать удавалось только благодаря случайным заработкам, подаянию от местных жителей и деньгам, которые иногда присылала родня. В случае Достоевского это была помощь брата Михаила. Почти каждый день в любую погоду арестантов выводили на работу. По нынешней улице Спартаковской они шли к Тобольским воротам и через них выходили к Иртышу, где обжигали и дробили алебастр, разбирали старые лодки, изготавливали кирпичи. Алебастровый сарай стоял у самого берега. По-видимому, в «Преступлении и наказании» был описан именно тот пейзаж, который открывался перед Достоевским в Омске во время отдыха от работы.
С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его». Каторжники очищали городские улицы от снега, делали ремонт в домах например, Достоевский участвовал в штукатурных работах в здании военного суда — сейчас это корпус медицинской академии на Спартаковской, 9. Тогда-то им и удавалось заработать немного денег, чтобы купить еды. Отдохнуть получалось только в дни больших церковных праздников и великих постов, когда жителей острога вели в Воскресенскую военную церковь для исповеди и молитвы. В Воскресенском соборе каторжник Достоевский бывал регулярно. Церковь разрушили в советское время, а недавно построили заново Источник: Николай Эйхвальд «Нас водили под конвоем с заряженными ружьями в божий дом, — вспоминал Достоевский. В церкви мы становились тесной кучей у самых дверей, на самом последнем месте, так что слышно было только разве голосистого дьякона, да изредка из-за толпы приметишь черную ризу да лысину священника».
Достоевский очень тяжело воспринимал арестантский быт. Другие каторжники, в основной своей массе уголовники из низшего сословия, не могли принять его за своего. Они понятия не имели, в чём состояло его преступление, и даже не думали сочувствовать. Судя по следующей фразе — «Они бы нас съели, если б им дали», — администрация острога защищала «интеллигентных» узников от остальных. Стопроцентного эффекта, по понятным причинам, быть не могло. Прежде господином был, народ мучил, а теперь хуже последнего, наш брат стал" — вот тема, которая разыгрывалась 4 года. Именно в Омске у него начались припадки «падучей» эпилепсии , проблемы с желудком. К физической работе Достоевский не привык и с огромным трудом выполнял ежедневный «урок» план.
После женитьбы он надеялся переехать в Барнаул — город, где он несколько раз был проездом, но успел познакомиться и подружиться с местной интеллигенцией. В середине XIX века он считался самым культурным городом Сибири.
Здесь возник первый в этих краях музей, работали картинная галерея, хор и любительский театр горных офицеров, была открыта публичная библиотека при сереброплавильном заводе. В Барнауле молодожёны остановились в доме Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского эту приставку к фамилии учёный получил в 1906 году. Со знаменитым географом Достоевский познакомился ещё до свадьбы, читал ему главы из своих «Записок из Мёртвого дома». Но жене писателя «город горных офицеров» пришёлся не по душе — она боялась не вписаться в местное общество. Кроме того, здесь у Фёдора Михайловича произошёл эпилептический припадок. Благословенная Сибирь Супруги вернулись к месту службы в Семипалатинск, где оставались до лета 1859 года, пока опальный писатель не получил разрешение вернуться в центральную часть России. Покидая Сибирь после почти 10 лет ссылки, Достоевский предвкушает начало новой жизни. Превосходный поставлен столб, с надписями, и при нём в избе инвалид. Мы вышли из тарантаса, и я перекрестился, что привёл наконец Господь увидать обетованную землю». Потом в его жизни будут и долгожданное заграничное путешествие, и разочарование в западном прагматизме, и смерть от чахотки супруги, с которой он так и не обрёл семейного счастья, и другая муза — Аполлинария Суслова, и новый брак с Анной Сниткиной, и слава великого писателя.
А прошлое будет видеться уже иначе. Вот что читаем мы в «Записках из Мёртвого дома», написанных сразу после ссылки, в 1860 году: «… в Сибири, несмотря на холод, служить чрезвычайно тепло. Люди живут простые, нелиберальные; порядки старые, крепкие, веками освящённые Климат превосходный; есть много замечательно богатых и хлебосольных купцов; много чрезвычайно достаточных инородцев. Барышни цветут розами и нравственны до последней крайности. Дичь летает по улицам и сама натыкается на охотника. Шампанского выпивается неестественно много. Икра удивительная. Урожай бывает в иных местах сам-пятнадцать… Вообще земля благословенная. Надо только уметь ею пользоваться. В Сибири умеют ею пользоваться».
Его отец Михаил Андреевич происходил из рода шляхтичей Достоевских герба Радван. Он получил медицинское образование и работал в Бородинском пехотном полку, Московском военном госпитале, а также в Мариинской больнице для неимущих. Мать будущего прославленного писателя, Нечаева Мария Федоровна, была дочерью столичного купца. Родители Федора не были богатыми людьми, однако они неустанно трудились, чтобы обеспечить семью и дать детям хорошее образование. Впоследствии Достоевский не раз признавался, что безмерно благодарен отцу и матери за прекрасное воспитание и образование, которое стоило им тяжелого труда. Читать мальчика научила мать, она использовала для этого книгу «104 Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Отчасти поэтому в знаменитой книге Достоевского «Братья Карамазовы» персонаж Зосима в одном из диалогов рассказывает, что в детстве научился читать именно по этой книге. Навыки чтения юный Федор осваивал и на библейской Книге Иова, что также нашло отражение в его последующих произведениях: писатель использовал свои размышления о данной книге при создании известного романа «Подросток». Отец также вносил свою лепту в образование сына, обучая его латыни. В общей сложности в семье Достоевских родилось семь детей.
Так, у Федора был старший брат Михаил, с которым он был особенно близок, и старшая сестра Варвара. Кроме того, у него были младшие братья Андрей и Николай, а также младшие сестры Вера и Александра. В юности Михаила и Федора обучал на дому Н. Драшусов, преподаватель Александровского и Екатерининского училищ. С его помощью старшие сыновья Достоевских изучали французский язык, а сыновья преподавателя, А. Драшусов и В. Драшусов, обучали мальчиков математике и словесности соответственно. В период с 1834 по 1837 годы Федор и Михаил продолжили обучение в столичном пансионе Л. Чермака, который тогда был весьма престижным учебным заведением. В 1837 году случилось ужасное: Мария Федоровна Достоевская скончалась от чахотки.
Федору в момент смерти матери было всего 16 лет. Отец хотел, чтобы мальчики впоследствии поступили в Главное инженерное училище. Интересно, что оба старших сына Достоевского на тот момент увлекались литературой и хотели посвятить ей свою жизнь, но отец не воспринимал их увлечение всерьез. Перечить воле отца мальчики не смели. Федор Михайлович успешно прошел обучение в пансионе, поступил в училище и окончил его, однако все свободное время он посвящал чтению. Шекспир, Гофман, Байрон, Гёте, Шиллер, Расин, Гомер, Лермонтов, Гоголь, Пушкин — произведения всех этих прославленных авторов он глотал взахлеб, вместо того, чтобы увлеченно постигать азы инженерной науки. В 1838 году Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий. Уже тогда писатель начал создавать свои первые произведения, но все же не решался окончательно встать на путь литератора. Завершив обучение в 1843 году, он даже получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку.
Личная жизнь Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги. В общей сложности брак Федора и Марии продлился порядка семи лет, до скоропостижной кончины супруги писателя в 1864 году. Во время одной из своих первых поездок за границу в начале 1860-ых годов Достоевского очаровала эмансипированная Аполлинария Суслова. Именно с нее была написана Полина в «Игроке», Настастья Филипповна в «Идиоте» и ряд других женских персонажей. Хотя накануне сорокалетнего юбилея за плечами у писателя были, как минимум, продолжительные отношения с Исаевой и Сусловой, на то время его женщины еще не подарили ему такое счастье, как дети. Этот недостаток восполнила вторая жена писателя — Анна Сниткина. Она стала не только верной супругой, но и прекрасным помощником писателя: взяла на себя хлопоты по изданию романов Достоевского, рационально решала все финансовые вопросы, готовила к изданию свои воспоминания о гениальном муже. Роман «Братья Карамазовы» Федор Михайлович посвятил именно ей. Увы, Софья, которая должна была стать первым ребенком супружеской четы, скончалась через несколько месяцев после родов. Из всех детей Федора Михайловича продолжателем его писательского рода стал только сын Федор.
Начало творческого пути Хотя семья и не одобряла решения молодого Федора, он усердно принялся корпеть над начатыми ранее произведениями и развивать идеи новых. Успех произведения превзошел все ожидания автора. Критики и литераторы высоко оценили роман Достоевского, поднятые в книге темы нашли отклик в сердцах у многих читателей. Федора Михайловича приняли в так называемый «кружок Белинского», его начали называть «новым Гоголем».
Он подвергал сомнению всё на свете — всё, что составляло суть его собственной личности до каторги, начиная от веры в Бога и заканчивая отношением к народу. Тот же комендант крепости де Граве, с которым Достоевский очень подружился… Расскажите об этой стороне его жизни в Омске. Ну а какие ещё слова и какое отношение можно было ожидать от человека, который видел Омск через зарешёченные окна и смотрел на окружающий его мир через штыки конвоиров. Конечно, к самому городу Достоевский не мог испытать никакого другого чувства. Но лучшая характеристика любого города — это характеристика людей, которые его населяют. И Достоевский говорил, что он здесь нашёл очень много благородных людей и что если б он их здесь не нашёл, то «он бы погиб совершенно».
Он говорит это о разных совершенно людях: об инспекторе классов Омского кадетского корпуса Иване Викентьевиче Ждан-Пушкине, который впоследствии определил в кадетский корпус его пасынка Пашу. И о священнослужителе Александре Ивановиче Сулоцком и Якове Александровиче Слуцком — артиллерийском полковнике, который помогал ему, чем мог. Конечно, о коменданте Омской крепости Алексее Фёдоровиче де Граве и многих других людях. Когда в 1855 году, выйдя с каторги, он писал письмо Прасковье Александровне Анненковой, он не мог не отозваться тепло о её дочери Ольге и супруге дочери Константине Ивановиче Иванове, в доме которых он прожил около трёх недель. Потому что Константин Иванов был адъютантом генерала Бориславского, который заведовал всеми работами в крепости. И будучи женатым на дочери декабриста, он старался сделать всё, чтобы, по крайней мере, жизнь Достоевского была сохранена, и его здоровье не пострадало бы катастрофически. Так, например, за поэтом-петрашевцем Сергеем Фёдоровичем Дуровым не доследили: он однажды попал на работу по разбору баржи, вмёрзшей в лёд, и вместе с другими арестантами работал, стоя по пояс в ледяной воде. После этого Дуров стал инвалидом. И об этом в «Записках из Мёртвого дома» красноречиво написано: рассказчик «с ужасом смотрел, как один из его товарищей гас у него на глазах словно свеча — вошёл он в острог красивый, бодрый, а вышел седой, полуразрушенный, без ног, с одышкой». От такой работы Достоевский был, к счастью, здесь избавлен.
Это ни в коей мере не означает, что он катался здесь как сыр в масле и бил баклуши. Достоевский тяжело работал: например, когда его направляли в инженерную мастерскую, он там крутил тяжёлое точильное колесо — его нужно было крутить много часов с определённой скоростью, прикладывая огромные усилия. Но главными тяготами были даже не эти физические работы, а ненависть со стороны каторжан к нему как к отставному военному и помещику. А каторжники в омском остроге совершили свои преступления именно против дворян.
Каторга и благодать: почему Фёдор Достоевский полюбил Сибирь
Фельдшер Александр Иванов о нем рассказывают фотографии и документы, представленные на выставке говорил сыну, что «когда наказанного приводили в госпиталь, без чувств, с сине-багровой, залитой кровью спиной Достоевский приоткрывал дверь своей палаты выйти он не мог и, потрясенный, просил фельдшеров: «Детушки, детушки! Спасите его... Но этими просьбами участие Достоевского в судьбе несчастных не ограничивалось. Другой фельдшер Николай Гладышев рассказывал, что Федор Михайлович всегда оказывал ему большую помощь, ухаживая за приводимыми в госпиталь после экзекуций солдатами и арестантами. Он обмывал и перевязывал им раны. Если бы не скромный персонал военного госпиталя — не было бы «Тетрадки каторжной» и романов, сделавших Достоевского классиком русской литературы. Комендант де Граве Участие в судьбе государственного преступника приняли и представители местной власти. Комендант Омской крепости Алексей де Граве послал в столицу запрос, заслуживают ли петрашевцы Достоевский и Дуров «быть причисленными к военно-срочному разряду арестантов» — это бы сократило срок каторги на полгода, ходатайствовал об их освобождении от ножных оков.
Оба этих запроса остались без удовлетворения. Виктор Вайнерман буквально чудом сумел найти формулярный список коменданта крепости Омской. Вот один факт из этого списка: в прапорщики Алексей де Граве был произведен досрочно — 19 ноября 1812 года, причем «имел тогда от роду 19 лет». Заключенным в Омске помогали самые разные люди. В литературном салоне Екатерины Капустиной, в доме начальника отделения Главного управления Западной Сибири Якова Капустина, не только беседовали о литературных новинках, но и передавали в острог письма и деньги.
Михаилу Фёдоровичу приходилось работать долго и изнурительно в качестве чернорабочего.
Но, как человек высокого искусства, для Достоевского главной тяжестью этого бремени была не физическая, а психологическая. То есть писатель стал осознавать многие проблемы нашего общества, которые раньше не воспринимал. Именно на каторге, Михаил Фёдорович понял насколько велика пропасть между социальными слоями велика. Для простых людей дворяне — это чужаки, которых можно и надо презирать. Для простого люда интеллигенция чужда и вряд ли когда-нибудь сможет сблизиться к русской культуре и народу. После освобождения Достоевский так и не сможет влиться в мир высшего света, потому что его начала преследовать мысль, что такая жизнь ему чужда.
Также писатель стал проводить своё свободное время в одиночестве.
Петрашевский прославился ещё и тем, что в собственном имении пытался устроить фаланстер ОБЩЕЕ ЖИЛИЩЕ по всем канонам своего кумира Фурье, однако ночью, перед заселением, крестьяне сожгли этот прообраз коммунистического рая. В начале 1848 года в кружке появился некто Антонелли, сослуживец Петрашевского. Он-то и донёс, что 7 апреля 1849 года молодые люди устроили обед в честь Фурье, а 15-го Достоевский публично прочитал крамольное письмо Белинского к Гоголю. Затем состоялся суд.
Достоевский обвинялся в том, что он бывал на их собраниях, принимал участие в обсуждении разных социально-политических вопросов, в частности - вопроса о крепостном праве, восставал вместе с другими против строгости цензуры, слушал чтение "Солдатской беседы", знал о предложении завести тайную литографию и читал несколько раз на собраниях знаменитое письмо Белинского к Гоголю именно чтение письма было главным обвинением. Достоевский в письме к брату говорил о том, что он уже и не хотел читать..
О проекте Омская каторга Федора Михайловича Достоевского Русский писатель Федор Михайлович Достоевский 1821-1881 провел в Омском каторжном остроге четыре года январь 1850 — январь 1854.
Весной 1846 Достоевский познакомился с М. Буташевичем-Петрашевским и впоследствии стал посещать его собрания. В апреле 1849 среди петрашевцев были произведены аресты.
Восемь месяцев Достоевский содержался в Петропавловской крепости. Двадцать один участник кружка Петрашевского, в том числе и Федор Михайлович, были приговорены к смертной казни. В последний момент уже ожидавшим смерти людям объявили о помиловании.
Казнь была заменена другими видами наказания. Достоевскому была назначена четырехлетняя каторга с последующим определением в солдаты. Достоевский вместе с другим петрашевцем, С.
За что Достоевский попал на каторгу?
В 1846 г. в биографии Достоевского произошло событие, повлиявшее на всю его последующую жизнь. Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги. В Семипалатинске Фёдор Достоевский познакомился со своей будущей женой Марией Исаевой. Долгие минуты ожидания на эшафоте и каторга были очень страшными испытаниями, но сам Достоевский был уверен, что именно они привели его к вере в Бога.
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
Когда Достоевский попал на каторгу, поначалу его определили в больничные палаты, которые находятся на улице Гусарова. Фёдор Михайлович считал, что для него самого каторга была счастьем, имея в виду нравственный переворот, который с ним там случился. 170 лет назад писатель Федор Достоевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость за участие в тайном обществе петрашевцев. 170 лет назад писатель Федор Достоевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость за участие в тайном обществе петрашевцев. Считается, что начало приходу Достоевского к Богу положило его «стояние у эшафота», а каторга этот приход окончательно утвердила. на каторгу, где встретил свою первую жену.
Омск - «гадкий городишка»
- Выбор редакции
- Достоевский биография Каторга За Что
- Недонесениe o распространении преступногo
- Федор Достоевский: каторга-любовь - Совсем Другой Город
Фёдор Достоевский: каторга-любовь.
Кaзнь oстaнoвили, пpигoвopeнным зaчитaли пoмилoвaниe гoсyдapя Hикoлaя I. Дoстoeвскoгo пpигoвopили к чeтыpeм гoдaм кaтopги, пoслe чeгo eгo дoлжны были cocлaть в coлдaты. Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. на каторгу, где встретил свою первую жену. Для множества современников именно эта книга, посвящённая каторге и тюрьме, оказалась самым важным произведением Достоевского. Достоевский и 4 года каторжных работ.
За что Достоевский попал на каторгу?
В письме, датированном 15 июля 1847 годa Белинский критикует писателя, и ставит под сомнение его искренность. Параллельно Виссарион Григорьевич издевается над духовенством и особой императора. Речь идет о произведении «Солдатская беседа», которое позднее Достоевский признал бездарным. В нем были не просто издевательства над верой и властью, а конкретные призывы к перевороту. Следователи настаивали на том, что Петрашевский и его товарищи прониклись этими идеями и были готовы к активным действиям.
Возможно, в этом была доля правды, так как среди кружковцев царили радикальные настроения. Спустя годы, переосмыслив многое, Достоевский опишет своих товарищей в романе «Бесы». Каторжники Кстати, сам автор «Солдатской беседы» Григорьев тоже пострадал. Ему присудили целых 15 лет каторги.
Достоевский же после помилования отправился с товарищами по этапу в Сибирь. Проезжая Тобольск, они встретились с женами декабристов. Свой экземпляр Федор Михайлович хранил всю жизнь как реликвию. После 4 лет каторги его отправили служить простым солдатом в забытый Богом Семипалатинск.
Вернуться в Петербург писателю разрешили только в 1857 году.
Одним из таких людей стал комендант крепости Алексей Фёдорович де Граве, который старался облегчить положение арестанта и по возможности освободить от тяжёлых работ. После освобождения там же, в Омске, состоялось знакомство Достоевского с Чоканом Валихановым, будущим известным путешественником и этнографом. Предчувствие весны В марте 1854 года в Семипалатинске, где после острога писатель отбыл пять лет из "бессрочной службы" рядовым в 7-м сибирском линейном батальоне, он получил наконец возможность жить на отдельной квартире, а самое главное — получать книги и писать. Вид с Александро-Невской церкви.
Фото: pastvu. Здесь уже начало киргизской степи. Город довольно большой и людный. Азиатов множество. Степь открытая.
Лето длинное и горячее, зима короче, чем в Тобольске и в Омске, но суровая. Растительности решительно никакой, ни деревца — чистая степь. В нескольких верстах от города бор, на многие десятки, а может быть, и сотни вёрст. Здесь всё ель, сосна да ветла, других деревьев нету. Дичи тьма.
Порядочно торгуют, но европейские предметы так дороги, что приступу нет". Весенний воздух после нескольких лет "тесноты, духоты и тяжкой неволи" опьяняет Достоевского — он весь в предчувствии решительных перемен, появления в своей жизни чего-то грозного и неизбежного. Позже, сравнив свои тогдашние чувства с последующими событиями он будет поражён: "Напророчил же я себе! Все трое потом станут прообразами Мармеладовых, но сейчас будущий автор "Преступления и наказания" охвачен "грозным чувством" к женщине "с превосходным, великодушным сердцем", впрочем, уже тогда он замечал за ней некую болезненную впечатлительность и раздражительность. Мария Достоевская.
Достоевский в отчаянии из-за разлуки и сходит с ума от ревности: у Марии Исаевой появляется новый поклонник — уездный учитель Николай Вергунов, который по сравнению с бывшим каторжником в солдатской шинели выглядит более привлекательным кандидатом в мужья. Панорама старого Кузнецка. Любовь в мои лета не блажь, она продолжается два года, слышите, два года, в 10 месяцев разлуки она не только не ослабела, но дошла до нелепости. Я погибну, если потеряю своего ангела: или с ума сойду, или в Иртыш!
А Достоевский постоянно анализировал причины такого агрессивного отношения к себе со стороны окружавших его заключённых. Он подвергал сомнению всё на свете — всё, что составляло суть его собственной личности до каторги, начиная от веры в Бога и заканчивая отношением к народу. Тот же комендант крепости де Граве, с которым Достоевский очень подружился… Расскажите об этой стороне его жизни в Омске.
Ну а какие ещё слова и какое отношение можно было ожидать от человека, который видел Омск через зарешёченные окна и смотрел на окружающий его мир через штыки конвоиров. Конечно, к самому городу Достоевский не мог испытать никакого другого чувства. Но лучшая характеристика любого города — это характеристика людей, которые его населяют. И Достоевский говорил, что он здесь нашёл очень много благородных людей и что если б он их здесь не нашёл, то «он бы погиб совершенно». Он говорит это о разных совершенно людях: об инспекторе классов Омского кадетского корпуса Иване Викентьевиче Ждан-Пушкине, который впоследствии определил в кадетский корпус его пасынка Пашу. И о священнослужителе Александре Ивановиче Сулоцком и Якове Александровиче Слуцком — артиллерийском полковнике, который помогал ему, чем мог. Конечно, о коменданте Омской крепости Алексее Фёдоровиче де Граве и многих других людях.
Когда в 1855 году, выйдя с каторги, он писал письмо Прасковье Александровне Анненковой, он не мог не отозваться тепло о её дочери Ольге и супруге дочери Константине Ивановиче Иванове, в доме которых он прожил около трёх недель. Потому что Константин Иванов был адъютантом генерала Бориславского, который заведовал всеми работами в крепости. И будучи женатым на дочери декабриста, он старался сделать всё, чтобы, по крайней мере, жизнь Достоевского была сохранена, и его здоровье не пострадало бы катастрофически. Так, например, за поэтом-петрашевцем Сергеем Фёдоровичем Дуровым не доследили: он однажды попал на работу по разбору баржи, вмёрзшей в лёд, и вместе с другими арестантами работал, стоя по пояс в ледяной воде. После этого Дуров стал инвалидом. И об этом в «Записках из Мёртвого дома» красноречиво написано: рассказчик «с ужасом смотрел, как один из его товарищей гас у него на глазах словно свеча — вошёл он в острог красивый, бодрый, а вышел седой, полуразрушенный, без ног, с одышкой». От такой работы Достоевский был, к счастью, здесь избавлен.
Это ни в коей мере не означает, что он катался здесь как сыр в масле и бил баклуши. Достоевский тяжело работал: например, когда его направляли в инженерную мастерскую, он там крутил тяжёлое точильное колесо — его нужно было крутить много часов с определённой скоростью, прикладывая огромные усилия. Но главными тяготами были даже не эти физические работы, а ненависть со стороны каторжан к нему как к отставному военному и помещику.
Но ведь отсюда не следует, что каторга прошла без следа. Оставляя в стороне вопрос о ее влиянии на здоровье, литературный талант и пр. Правда, мысль, что он мог не в пример прочим перенести такое тяжелое испытание, что самое тяжелое в жизни пройдено, придавала ему бодрости, но эта бодрость не выходила за пределы личной жизни и личной деятельности. Во всех других сферах Достоевский как-то заметно сократился. Нечего и говорить, что повторение петрашевской истории стало для него совсем немыслимым после четырехлетнего пребывания в остроге. От активной борьбы с жизнью он отказался, хотя и прежде-то он брался за нее скорее от отчаяния, чем от какой другой причины. Он смирился, смирился в том смысле, что, видя целые годы вокруг себя непреодолимые преграды, слишком глубоко проникся сознанием своей личной слабости перед окружающими его условиями. Формула «как хочу, так и делаю» была уже совсем неприменима на каторге. Острог — это сила, совершенно придавившая, уничтожившая личное «я». И Достоевский как нельзя более проникся этим внушением. Все: темперамент, взгляды остались те же, — но известного рода трусливость, запуганность перед жизнью, и раньше бывшие в нем, резче, яснее выступили наружу и совсем оттеснили на задний план прежние взрывы своеволия. Мысль эта кажется простой, но, чтобы лучше убедиться в этом, обратимся к характеристике внутренней жизни Достоевского на каторге; тогда подавляющее впечатление последней станет, на наш взгляд, очевидным. Особенно мучило Достоевского то, что он был «не в своем обществе», — совсем чужим для всех своих невольных товарищей. Дворянство, образование создавали между ними непроходимую пропасть. Он всем понятен, и сам всех понимает, всем знаком, и все считают его за своего. Не то с благородным дворянином… Как ни будь он справедлив, добр, умен — его целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой; его не поймут, и, главное, не поверят ему. Он не друг и не товарищ, и хоть достигнет он наконец, с годами, того, что его обижать не будут, но все-таки он будет не свой, и вечно мучительно будет сознавать свое одиночество и отчуждение. Это отчуждение делается иногда совсем без злобы со стороны арестантов, а так, бессознательно. Не свой человек, да и только; а ничего нет ужаснее, как жить не в своей среде. Мужик же, переведенный из Таганрога в Петропавловский порт, тотчас же найдет там такого же точно русского мужика, тотчас же сговорится и сладится с ним, а через два часа они, пожалуй, заживут самым мирным образом в одной избе или шалаше». Волей-неволей Достоевскому пришлось примириться со своим уединением и сосредоточиться исключительно на жизни внутренней, жизни своего сердца. Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь мою, перебирал все до последних мелочей, вдумывался в мое прошедшее, судил себя один неумолимо и строго, и даже в иной час благословлял судьбу за то, что она послала мне это уединение, без которого не состоялись бы ни этот суд над собой, ни этот строгий пересмотр прежней жизни. И какими надеждами забилось тогда мое сердце! Я думал, я решил, я клялся себе, что уже не будет в моей будущей жизни ни тех ошибок, ни тех падений, которые были прежде. Я начертил себе программу всего будущего и положил твердо следовать ей. Во мне возродилась слепая вера, что я все это исполню и могу исполнить… Я ждал, я звал поскорее свободу; я хотел испробовать себя вновь, на новой борьбе. Порой захватывало меня судорожное нетерпение. Но мне было больно вспоминать теперь о тогдашнем настроении души моей». Тяжело это, конечно, чувствовать себя одиноким среди сотен товарищей, не иметь человека, с которым можно бы поделиться думами своего наболевшего сердца. Еще тяжелее укрощать в себе постоянно накапливающуюся энергию, судорожные порывы к деятельности, ограничивать свою жизнь одним углублением в себя самого, в воспоминания о прежних ошибках и заблуждениях, и наблюдать все ту же однообразную, уже опостылевшую обстановку. В этих грязных и мрачных палатах, среди чужих людей, не понимавших его, не веровавших в него, Достоевский все больше и больше в глубине души своей стал проникаться смирением. Могучим потоком лилось оно из постоянно читавшегося и перечитывавшегося Евангелия, из всей окружающей его обстановки, в сравнении с которой он мог не чувствовать себя таким маленьким, таким ничтожным. Сила жизни, представляемая этими высокими стенами острога, через которые нельзя пройти, этой жестокостью и вместе с тем — непреложностью установленных кем-то другим правил, которые распоряжаются тобой как хотят, без всякого внимания к личной твоей воле, без всякой заботы о личном твоем счастье; наконец, эта внушительная масса клейменых каторжных, не хотящих признавать тебя, верить в тебя, прямо тебя отрицающих, — все это произвело, да и не могло не произвести, на личность Достоевского подавляющее впечатление. Сама жизнь заставила его смириться, и в этом новом настроении духа он осудил самого себя, свои прежние увлечения, свою прошлую деятельность, потому что вся она имела источником сознание своей силы, служение своей воле, властное и требовательное отношение к жизни вообще. В этом раскаянии, в этом признании, что постигшая его кара вызвана его же собственными ошибками, заслужена, он находил своеобразное и вместе с тем вполне понятное утешение. Это не фатализм, но простой вывод из христианского учения: личность свободна, а значит и ответственна. Читая одно Евангелие, видя себя постоянно одиноким, маленьким, он смирился. Но отсюда до мистицизма еще далеко. Надо согласиться, что в «Записках из Мертвого дома» даже не пахнет мистицизмом, — а написаны они уже 10 лет спустя после каторги; в них даже удивительно трезвый, удивительно здоровый взгляд на человека и требования человеческой природы. Но уже с этого времени лично в отношении к себе Достоевский стал, прежде всего, проповедовать смирение, отрицать всякое властное, требовательное стремление в жизни. Жизнь большая, удивительно большая, неизведанной глубины вещь. Не тебе, маленькому, слабосильному человеку, восставать против нее. Ты и работать-то не умеешь и понимать жизни не умеешь: просто не знаешь ее. Что надо тебе? Своего счастья, удовлетворения всех своих желаний? Но разве этого достаточно? Разве это не худшее рабство в руках собственных страстей? Смирись прежде всего сам. Посмотри, чем жил ты, что в тебе есть, сколько там, на дне души твоей, мелочности, подлости, пошлости. И не подступайся к народу со своим идеалом счастья, не навязывай ему своего: он знать тебя не хочет, он не верит в тебя. Заслужи сначала его любовь, его расположение, его доверие. А способен ли ты хоть на это, хоть на эту дозу самоотречения и самоограничения, наградой за которые являются и любовь, и доверие? Господствующей мыслью миросозерцания становится подавление своего «я» и смиренное служение другим. Но вернемся к рассказу. Несмотря на смирение и самобичевание, неутолимая жажда жизни оставалась. Достоевский хотя и называл, но совсем не считал себя «отрезанным ломтем». Покинутая за Иртышом жизнь, оставленные там надежды исчезли не совсем. Только не забыли ли они меня, примут ли они меня опять в свою среду? Не отстал ли я от них? Посмотрите, с какой страстью набрасывается он на него… «Помню, я начал читать с вечера, когда заперли казарму, и прочитал всю ночь до зари. Это был номер одного журнала. Точно весть с того света прилетела ко мне; прежняя жизнь вся ярко и светло восстала передо мною, и я старался угадать по прочитанному, много ли я отстал от этой жизни? Я придирался к словам, читал между строчками, старался находить таинственный смысл, намеки на прежнее; отыскивал следы того, что прежде, в мое время, волновало людей, и как грустно мне было теперь на деле осознать, до какой степени я был чужой в новой жизни, стал ломтем отрезанным». Между тем проходили годы. Наступал и последний. Помню, как считал я тогда, сколько тысяч дней мне остается… На другое утро рано, еще перед выходом на работу, когда только еще начинало светать, обошел я все казармы, чтобы попрощаться со всеми арестантами. Много мозолистых, сильных рук протянулось ко мне приветливо. Иные жали их совсем по-товарищески, но таких было немного. Другие уже очень хорошо понимали, что я сейчас стану совсем другим человеком, чем они… и прощались со мной хоть и приветливо, хоть и ласково, но далеко не как с товарищем, а будто с барином. Иные отвертывались от меня и сурово не отвечали на мое прощание. Некоторые посмотрели даже с какою-то ненавистью»… Но все же годы испытания кончились. Срок каторги окончился 2 марта 1854 года.
Популярное в разделе
- Биография :: Арест Достоевского и каторга
- Достоевский в местах лишения свободы (Вячеслав Анатольевич Тихонов) / Проза.ру
- Сибирское перерождение Достоевского
- Последние вопросы
- Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского
- За что Достоевский оказался на эшафоте? | МИР ИСТОРИИ - WOH | Дзен
Достоевский биография Каторга За Что
Примечательно, что в царствование Николая I в России была распространена практика инсценировки казней: осуждённым зачитывали смертный приговор, готовили к казни, выводили на плац, соблюдая всю соответствующую процедуру, а затем... Не все выдерживали подобной сцены, психическое напряжение нередко лишало людей рассудка. Сохранилось и письмо Достоевского своему брату, где он в чувствах рассказывает о событиях пережитого «второго рождения».
С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон Семипалатинск и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А.
В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э. Тотлебена — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.
Костомарова в Петербурге для подготовки к поступлению в инженерное училище. Последующая учеба в училище тяготила юношу. Он не испытывал никакого призвания к будущей службе. Все свое свободное от занятий время Достоевский уделял чтению, а по ночам сочинял. Первую литературную славу ему принес его роман «Бедные люди».
С рукописью студента ознакомились Н. Некрасов и В. Через много лет Достоевский вспоминал слова Белинского в «Дневнике писателя»: «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни».
Сибирское перерождение Достоевского 25 января 2020 г. Петрашевцы Петрашевцы — участники встреч у Михаила Буташевича-Петрашевского в 1849 году. На этих встречах часто, в мирной, далекой от революционной атмосфере обсуждались гуманистические идеи социально-утопической мысли XIX века. Однако идеи эти во многом расходились с государственным устройством России. Некоторые представители «кружка», конечно, были настроены более решительно, однако большинство воспринимало встречи как некое светское собрание, на котором говорили о том, какие шаги необходимо сделать для создания справедливого, гуманного общества. Достоевский, в частности, был осужден не только за посещение собраний, но прежде всего за то, что неоднократно читал и таким образом был причастен к распространению знаменитого письма Белинского к Гоголю от 15 июля 1847 года, в котором Белинский в оскорбительной форме критиковал творчество и социальную позицию прославленного мистика. Именно там были написаны слова, ставшие яблоком раздора между властями и теми, кто поддерживал «коммунистов», как часто называли петрашевцев: «Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди довольно слышала она их! Говорил: «Я вольнодумец в том же смысле, в котором может быть назван вольнодумцем и каждый человек, который в глубине сердца своего чувствует себя вправе быть гражданином, чувствует себя вправе желать добра своему отечеству, потому что находит в сердце своем и любовь к отечеству, и сознание, что никогда ничем не повредил ему». Достоевский был осужден как «один из важнейших преступников». Эта инсценировка смертной казни стала заметной страницей социально-политической истории нашей страны. Так петрашевцы в январе 1850 года отправились в Сибирь. Тюремный замок Дорога в Омск лежала через Тюмень и Тобольск. Где же находился Достоевский в ожидании отправления в Тобольскую пересыльную тюрьму? Из заключения историко-культурной экспертизы объекта, составленной Е.
Несостоявшаяся казнь
- За что Достоевский оказался на эшафоте?
- The Сriminal — по ту сторону закона
- Федор Достоевский: каторга-любовь
- Смотрите также
- Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
- Омск - «гадкий городишка»