Пока идет возня возле предполагаемой гробницы Александра Македонского между Грецией и Македонией, на пространствах Рунета появилась доморощенная сенсация, связанная с именем великого полководца. Александр Македонский – «cын Зевса». Македонскому, харизматичному и талантливому полководцу, потребовалось всего лишь одиннадцать лет, чтобы изменить мир. Будучи безжалостным в бою, Александр Македонский был противником порабощения народов на завоеванных территориях.
Установлена причина смерти Александра Македонского
Изображение Александра Македонского и мумии. Ученые из Университета Аристотеля в Салониках под руководством доктора Томаса Герасимидиса в ходе многолетнего исследования установили причину смерти Александра Македонского. Александр родился в Пелле, столице Македонского царства, в шестой день древнегреческого месяца Гекатомбаион, что, вероятно, соответствует 20 июля 356 года до нашей эры (хотя точная дата неизвестна).[10] Он был сыном македонского царя Филиппа II и его четвертой жены. Александр родился в македонской столице Пелла. Доктор Томас Герасимидис, почетный профессор медицины из Университета Аристотеля в Салониках, и его команда огласили итоги многолетнего исследования, в рамках которого была установленна возможная причина смерти Александра Македонского.
Александр Македонский
Впрочем, есть и другой вариант. Ледник сошел не 12 — 14 тыс. Последние и могли составить древнейшую карту, поскольку еще застали Великий ледник… Здесь надо иметь в виду, что когда Птолемей пишет «Александровы и Кесаревы Алтари находятся на повороте Танаиса», это не означает, что эта река — современный Дон. В те времена Танаис - это река от истока Оки до излучины Волги у нынешнего Волгограда и далее до устья Дона. А «поворот Танаиса» - это не что иное, как впадение Оки в Волгу, там как раз река поворачивает с запада на юг. Нехитрый пересчет птолемеевых указаний широты и долготы как раз и показывает на этот поворот. Суть в том, что нулевой меридиан у римского географа проходил по самой западной точке Канарских островов, и потому, зная это, локализовать топонимы, гидронимы и населенные пункты не очень сложно.
Вполне возможно, что Птолемей опирался на более древние источники, где нулевой меридиан проходил через Гелиополис — столицу Атлантиды, а параллель — на 3-7 градусов ниже нынешнего экватора, по самой южной точке исчезнувшего материка. Вовсе не обязательно, чтобы сам царь Александр добирался до этих мест, но его отряды вполне могли это сделать, к тому же, шли они не по дикой пустынной местности, а по хорошо освоенной местными скифо-русскими племенами территории. Где-то в районе современной Тулы они и поставили город, назвав его в честь своего великого царя. На карте Джовио Александровы Алтари вообще находятся где-то у истоков Десны, неподалеку от Смоленска, который во времена Птолемея уже существовал. Надо учитывать, что на самом деле карта не слишком точна, поскольку была составлена со слов русского купца, который сам картографом не был и называл те или иные координаты приблизительно. Потому получается, что, например, Днепр Борисфен здесь растянулся от Черного моря аж до Онежского озера.
Вообще, город Александровы Алтари считался у древних словен и русов сакральной столицей — здесь, в храме Велеса хранилась знаменитая «Золотая грамота» царя Александра Македонского вождям этих племен. И потому храм Велеса мог быть где-то на севере. Да и излучина Дона, как собственно, вообще степи и равнины Центрального Черноземья от Волгограда до Харькова и Ворошиловграда, не могли быть «серединой Рипейских гор». Другой город — Кесаревы Алтари — скорее всего, согласно расчетам, был поставлен где-то в районе современного Воронежа. Хотя на карте Джовио этот город изображен, вроде бы, уже в излучине Дона, между Ростовым и Волгоградом, на самом деле, если карту вытянуть по вертикали, город поднимется значительно выше. Вообще, изучение древних карт, да если еще они сопровождаются обширными комментариями и с указанием координат, занятие увлекательное и наиполезнейшее.
Прочитаешь такое сочинение, например, «Географию» Птолемея, и узнаешь, что, оказывается, не только восточно-европейская равнина, но и Сибирь, были густо заселены еще задолго до начала нашей эры, что здесь обитали множество различных племен, стояли города, шла активная торговля со всем тогдашним миром. В связи с книгой и картой П. Джовио возникает любопытный вопрос - итальянский ученый указал на карте, а значит, и в книге, оба Алтаря, причем, и книгу, и карту он составлял по рассказам русского купца и дипломата. Но вот в русских сочинениях эти города почему-то отсутствуют. Однако сам факт их указания на карте 1525 г. Получается, что согласно письменным источникам, эти города благополучно простояли почти 1375 лет — от первого их упоминания Птолеемем в 150 году и до последнего итальянским ученым П.
Джовио, точнее, русским купцом и дипломатом Дмитрием Герасимовым — в 1525 году. Сколько лет они существовали до и после, сложно сказать. Во всяком случаем, можно предполагать, что эти города были основаны еще самим великим Александром Македонским или его воинами. А исчезли уже во времена великого царя Ивана Грозного а, скорее всего, во времена великой Смуты 1603 — 1613 г. Получается, что этим городам в начале XVII в. И они пережили нашествия гуннов, аваров, угров, татаро-монгол.
Вполне возможно, потому, что величайший полководец в истории человечества пользуется у потомков непререкаемым авторитетом. Основным источником знаний об Александре является труд древнегреческого историка и географа Флавия Арриана 90 — 180 г. Однако, как выясняется, они описали не все деяния Александра Филипповича, особенно его походы не только в Северное Причерноморье, но и далее на северо-восток, в междуречье Дона и Волги, и даже в Сибирь, дошел до Амура и Северного Ледовитого океана. Что он здесь делал? Воевал со скифами. Правда, не очень успешно, поэтому, видимо, авторы трудов об Александре посчитали неуместным писать о полководце, который якобы не проиграл за свою жизнь ни одного поражения.
Оказалось, что это не так. Речь, конечно, идет не об убийстве Александра Филипповича, а разгроме его огромной армии. И пришлось Александру Великому выдать скифам, русам и славянам «Золотую грамоту», в которой он признавал их воинскую доблесть, неуступчивость и храбрость. Правда, ученые-академики-ортодоксы объявляют сие фальшивкой, но это и не удивительно — они готовы объявить фальшивкой все, что касается древнейшей истории славян и русов, но с ними спорить бесполезно, для таких лжеученых сохранение устоев важнее исторической истины. Но, главное, почему академическая наука, особенно европейская, не желают признавать эту грамоту — в ней великий полководец завещал скифам, русам и славянам те земли, на которых они обитают ныне, то есть, во времена Александра, и должны принадлежать им на вечные времена. А это — практически вся Европа, Британия, Малая Азия, вся восточно-европейская равнина.
Именно поэтому «Золотую грамоту» и называют фальшивкой… Отметим, что многие античные и средневековые авторы, не только европейские, но и арабские, и персидские в своих сочинениях постоянно упоминают о том, что Александр Македонский воевал не только со скифами, но и русами, при этом, именно с последними он испытывал наибольшие проблемы. Отметим, что Низами сочинял поэму не «с потолка», а опирался на древние персидские, индийские, древнегреческие и древнеримские источники. Факт существования русов в те времена подтверждает подлинный документ начала I в. В этом тексте, кстати, четко разделены свевы свеи и русы, то есть, это были различные племена, к тому же, совсем не родственные… В науке утвердилось мнение, будто скифы являются ираноязычным народом, что как раз и является фальсификацией. Как и другая экзотическая версия — якобы скифы были тюрками. Впрочем, она легко опровергается — найдено множество изображений скифских мужчин и женщин, типично европеоидной внешности, мужчины носили бороды и длинные волосы, как и славяне.
Кроме того, «академики» пытаются доказать, будто скифы обитали только в Северном Причерноморье, но почему-то вдруг забыли, что эти народы в далекой древности населяли территорию от Атлантического до Тихого океана. Подтверждением тому служат географические названия — первым наименованием Балтийского моря было не Венедское, а Скифское море. Доказательство находим в книге Адама Бременского «Деяния архиепископов Гамбургской церкви» написана около 1075 года , при этом он ссылается на франкского историка Эйнхарда 770 — 840 : «Восточное море, море Варварское, море Скифское или Балтийское это одно и то же море, которое Марциан и другие древние римляне называли Скифскими, или Меотийскими, болотами, гетскими пустынями или скифским берегом. А море это, начинаясь от Западного океана и пролегая между Данией и Норвегией, простирается на восток на неизвестное расстояние…». Странно, что «ученые-академики», хорошо зная труды Адама Бременского, вдруг забыли его сведения о Балтийском море и народах, обитавших на его берегах. Более того, первоначальное название Северного Ледовитого океана — Скифский океан, об этом свидетельствуют древние китайские хроники, которые рассказывают о живших на севере от Китая людей высокого роста, имеющих светлые глаза и светлые волосы.
Да и древние индийские хроники и сказания свидетельствуют, что знаменитый Рама, выведший арийские племена с восточно-европейской равнины в Индию, был по происхождению скифом и родился где-то на далеком севере. Имя — «Рама» - говорит о его северном происхождении и переводится как «лесной». На севере России до сих пор густой хвойный лес называется «раменным». Снова процитируем Помпея Трога: «Скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности происхождения... Скифы одержали верх над египтянами и всегда казались народом более древнего происхождения…Скифы владычествовал над всей Азией трижды…Первый период длился полторы тысячи лет и конец уплате дани скифам. Эти данные подтверждает позднее историк 5 в.
Павел Оросий: «За 1300 лет до основания Рима царь ассирийский Нин... Игнорируемый российскими академиками русский историк Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» издана в 1693 г. Историю скифов, которую изложил в своих книгах Помпей Трог уже в наше время подтверждают археологические изыскания. Васильева в книге «Великая Скифия» пишет: «Сопоставляя даты основание Рима — 753 г. Но это время и есть период Ямной культуры и ее непосредственных предшественников, время, когда арии южнорусских степей расселялись по всем направлениям на юг, создавая новые царства! Давно доказано, что она относится к восточным, скифским культурам.
Мало того, носители этой культуры достигли и Британских островов, где тоже оставили свой след. В частности, ирландская кельтская сага о Гойделе Гласе Гойделе Зелёном рассказывает о том, что в незапамятные времена их предки прибыли откуда-то из Европы, из «Скифии». И не только ирландская. Вот что гласит шотландское предание «Ветвь Омелы»: «На благословенные острова, наши Кланы привели друиды, ведомые Богами из Великой Скифии, а в Великую Скифию, предки Наши пришли, из-за гор поросших репьём, с берегов Священной Белой реки, где стоит город Богов». Ремезов неподалеку от будущего Омска. Асгард - сакральный город Богов для всех скандинавских, и, как выясняется, скоттов и пиктов, их изначальная прародина.
И, оказывается, что это не миф, а реальный город, находившийся на территории России. Во всяком случае, Сибирь была не диким варварским краем, какой ее рисуют лжеакадемики, здесь бурлила жизнь, процветала торговля, стояли богатые густонаселенные города, руины которых находят на территории всей Сибири от границ с Китаем и Монголией до самого Ледовитого океана…Именно отсюда и пришли предки пиктов и скоттов… Скотты и пикты появились на территории Британии около 400 — 300 гг. Подтверждение находим в документе, который академическая наука старается не афишировать. А ведь это настоящая сенсация. В 1320 г. Шотландия провозгласила независимость от Англии, которую одобрили всем миром, а король Шотландии Роберт I Брюс подписал.
Весь документ цитировать не станем, только один фрагмент, касающийся нашей темы: «Святой Отец и Господь, мы знаем и из хроник и древних книг, что среди прочих известных народов, шотландцы славились более всех. Наши предки приплыли из Великой Скифии, через Тирренское море и Геркулесовы столбы.
Традиции моего народа Все ученые, первооткрыватели, полководцы когда-то были детьми. Как показывает история, великие люди были такими же непоседливыми и шаловливыми детьми, кто-то из них приносил немало проблем родителям. А кто-то наоборот взрослел раньше времени.
Многие из этих военных теоретиков порой не имели высшего образования, не оканчивали школ, а некоторые вообще считались умственно отсталыми, однако все трудности и ярлыки не остановили их на пути к достижению славы и признания. Александр Македонский Когда Александр родился 21 июля 356 г. Ведь его отцом был сам Филипп, царь Македонии. А в этой горной стране царей считали потомками знаменитого Геракла, сына главного греческого бога Зевса. Мама Александра Македонского, царица Олимпиада.
Кстати, зваться Олимпиадой она стала с легкой руки мужа, так назвавшего ее в честь спортивных игрищ. Александр родился в тот самый день, когда в далеком городе Эфессе сгорел удивительный храм богини Артемиды, считавшийся одним из семи чудес света. Его строили 120 лет на деньги всех горожан Эфеса. Вообще то известно что храм сжег один из местных жителей Герострат , и когда его спросили для чего это ты сделал, он ответил: -Для славы. Кто меня знал прежде?
А теперь каждый будет помнить мое имя. Едва лишь вспомнят о храме, так сразу и скажут: "А поджег его житель Эфеса Герострат"" Вот как некоторые люди жаждут славы и какие преступления готовы совершать ради этого. Маленький Александр тоже мечтал о славе. Но он хотел прославиться великими делами С детства любил он читать "Илиаду", книгу в которой рассказывалось о богах и героях. И он тоже старался совершать благородные поступки.
У Олимпиады и Филиппа было двое детей: сын Александр и дочь Клеопатра. Любовь Филиппа к жене довольно быстро переросла в отчуждение: македонский царь не любил змей и властных женщин. Но так случилось, что только Олимпиада смогла родить ему здорового наследника. По свидетельству античных авторов, его сводный брат Филипп был слабоумным. Других сыновей, о которых историкам точно известно, у Филиппа не было или по крайней мере ни один из них не был готов управлять царством отца.
По обычаям древних греков, Александр до семи лет жил на женской половине дома с матерью и кормилицей. Кормилица Ланика была из знатной македонской семьи, её младший брат Клит Чёрный командовал в войсках Филиппа отрядом всадников. Возвращаясь из боевых походов, Клит часто приходил к сестре, играл с Александром и рассказывал ему о сражениях. Александр рос крепким, ловким и смелым мальчиком. В детстве он всегда побеждал своих сверстников в драках и спортивных состязаниях.
Но больше всего он мечтал о войне и победах. Когда во дворец приходили вести о том, что Филипп завоевал какой-нибудь город, Александр сначала радовался, а потом становился мрачным и говорил: -Отец ты совершил все уже подвиги, завоевал все земли! На мою долю ничего уже не остается-сокрушался мальчик. Однажды в Македонию прибыли послы персидского царя.
Где блеск их величавый? О них осталась лишь дурная слава. Не в рай цветущий — в леденящий ад Ушли они. Не вечен и Хафтвад! Римский историк Тит Ливий сообщил о той высокой оценке, которую дал Александру другой знаменитый в истории полководец — Ганнибал : Сципион … спросил, кого считает Ганнибал величайшим полководцем, а тот отвечал, что Александра, царя македонян, ибо тот малыми силами разбил бесчисленные войска и дошёл до отдаленнейших стран, коих человек никогда не чаял увидеть. Наполеон Бонапарт восхищался не столько военным гением Александра, сколько его государственными талантами: Что меня восхищает в Александре Великом — это не его кампании, для которых мы не имеем никаких средств оценки, но его политический инстинкт. Его обращение к Амону стало глубоким политическим действием; таким образом он завоевал Египет. Сенека назвал Александра несчастным человеком, которого гнала в неведомые земли страсть к честолюбию и жестокость, и который старался подчинить себе всё, кроме страстей [129] , ибо из наук он должен был узнать, «как мала земля, чью ничтожную часть он захватил» [130]. По-разному оценивали Александра на Востоке. В дальнейшем официальные персидские историографы старались изобразить Александра потомком Ахеменидов, чтобы обосновать теорию наследственной преемственности персидского трона [131]. Нередко предполагается, что Александр скрывается под именем Зуль-Карнайн в Коране , где он характеризуется как праведник. Псевдоисторический роман « История Александра Великого » был переведён на пехлевийский язык , а через него, вероятно, и на арабский язык до появления Корана, и был известен в Мекке [132]. Впоследствии личность Александра пользовалась популярностью в мусульманском мире, и ему нередко старались приписать немакедонское происхождение. Например, североафриканские арабские авторы возводили его корни к территории Магриба, а испанские — к Пиренеям [133]. Средневековый персидский поэт Фирдоуси в поэме Шахнаме включает Александра в ряд правителей Ирана, нейтрально повествует о его философской беседе с мудрецами, но устами царя Ардашира озвучивает негативную оценку завоевателя см. Александр был популярным персонажем и в еврейской традиции — в частности, в Библии, раввинистической литературе и у Иосифа Флавия. В Книге пророка Даниила , которую Александр якобы читал [сн 10] , он не назван прямо, но рассматривается как часть божественного плана по спасению еврейского народа [134]. В Первой книге Маккавейской Александр представлен как умеренно враждебный завоеватель, одним из преемников которого стал Антиох IV Эпифан , организатор преследований приверженцев иудаизма [135] [136]. В раввинистической литературе отношение к Александру смешанное [137]. Источники В походах Александра сопровождало множество интеллектуалов, включая историка Каллисфена и нескольких философов. Многие из них впоследствии опубликовали воспоминания о своём великом современнике. Так, придворный Александра Харет Митиленский написал «Историю Александра» в десяти книгах, которая описывала прежде всего личную жизнь Александра, но сохранилась лишь в незначительных фрагментах [138]. Его сочинение было построено не по хронологическому принципу, а представляло собой скорее сборник анекдотов [138]. Кроме того, философ-киник Онесикрит из Астипалеи, путешествовавший со штабом армии до самой Индии, подробно описал завоевания царя [140]. Особый интерес у Онесикрита вызвала Индия, и он подробно описывал виды местных животных и растений, обычаи народов [140]. Несмотря на обилие небылиц и выдуманных историй, в античную эпоху сведения Онесикрита служили одним из важнейших источников при описании Индии географами в частности, Онескирита широко использует Страбон [140]. Воспоминания о войне оставил и Неарх , командовавший флотом при возвращении из Индии [141]. Совершенно иная судьба постигла штабного историографа Каллисфена из Олинфа — в 327 году его казнили по обвинению в подготовке заговора. Из-за этого последние из его подробных записей описывают события битвы при Гавгамелах [139]. Его «Деяния Александра» носили ярко выраженный апологетический характер и задумывались как оправдание царя перед греческой аудиторией [138]. Впрочем, уже в античную эпоху незавершённое сочинение Каллисфена подвергалось критике за предвзятость и искажение фактов Тимеем из Тавромения и Полибием [138]. Далеко не сразу после смерти Александра свои воспоминания систематизировал полководец Птолемей , ставший к этому времени уже правителем Египта [сн 11]. Птолемей создавал образ Александра как гениального полководца [142]. Предполагается, что благодаря военному прошлому Птолемея его сочинение содержало множество точных подробностей, связанных с военными действиями [142]. Не сразу написал историю походов Александра и находившийся в его войсках инженер возможно, архитектор Аристобул, в которой он уделил много внимания географическому и этнографическому описанию завоёванных земель. Несмотря на то, что Аристобул начал писать историю в возрасте 84 лет, он точно записал все расстояния, денежные суммы, а также дни и месяцы событий [142]. Известно, что последние две работы содержали богатейший фактический материал [8]. К сожалению, за исключением немногочисленных фрагментов все сочинения, написанные современниками Александра, утеряны [143]. Лишь в небольших фрагментах дошло до наших дней и сочинение Клитарха — младшего современника Александра, который, вероятно, не участвовал в походах с ним, однако попытался собрать воедино разрозненные свидетельства очевидцев и уже опубликованные труды [141]. Его сочинение «Об Александре» состояло по меньшей мере из 12 книг и по стилю приближалось к героическому роману [144]. Несмотря на критику сочинения Клитарха античными историками, его произведение пользовалось большой популярностью в древности [144]. К этому же времени относится формирование цикла фантастических преданий, связанных с Александром, хотя легенды вокруг личности великого завоевателя начали появляться ещё при его жизни [145]. Все вместе они создали традицию правдивых и вымышленных сведений об Александре, которая в историографии известна как «вульгата» [144]. Не сохранились также «Эфемериды» записи придворного журнала царя и «Гипомнемата» заметки самого Александра с планами дальнейших завоеваний. Благодаря тому, что интерес к личности Александра не угасал, греки, а затем и римляне писали о нём и значительно позднее, опираясь на работы предшественников. Именно эти сочинения частично сохранились до наших дней и служат основными источниками для изучения жизни и деятельности царя. Большинство из них так или иначе опирались на сочинение Клитарха [141] и, в некоторой степени, на труды Тимагена. К сочинениям благожелательной по отношению к Александру традиции относятся «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского , «История Александра» Квинта Курция Руфа и «История Филиппа» Помпея Трога последняя работа сохранилась в сокращении, составленном Юстином [147]. В значительной степени независим от этой традиции Арриан , которого считают наиболее достоверным источником по жизни Александра [147]. Большую ценность представляет биография Александа в Сравнительных жизнеописаниях Плутарха , который подбирал материалы в соответствии со своими представлениями о роли личности в истории [148]. Романы об Александре. Александр в фольклоре Е. Костюхин о средневековом восприятии Александра. В раннем западноевропейском средневековье история переосмысляется и приобретает новую закономерность, прошлое оказывается тесно связанным с настоящим и похожим на него. Так, Приам называется первым королём франков, Александр Македонский — греческим, а Цезарь — римским Карлом Великим, они ходят по белу свету с двенадцатью пэрами и громят сарацинов [149]. Многие из событий, который описаны в «Романе» как реальные, у античных историков обнаруживаются только как озвученные планы. При этом «Роман» писался даже по большему количеству материалов, чем пять сохранившихся сочинений об Александре [141]. Автор «Романа» неизвестен. В одной из рукописей автором назван Каллисфен, но он не мог написать это сочинение, поскольку Александр казнил его см. Существует предположение, что первые версии романа до окончательной обработки появились на Востоке, где существовала насущная необходимость обосновать завоевания Александра и установление там правления греков [151]. Фактические сведения в романе часто искажены, хронология нередко нарушена [8]. В классическом виде роман состоял из 10 частей [сн 12] , хотя в более ранних версиях, возможно, касающихся Греции тем практически не было [152]. Ещё в античности роман был переведён на латинский язык Юлием Валерием Полемием; вслед за ним появились переводы на коптский , сирийский [153] , среднеперсидский , армянский языки, геэз конец XIV века [154] , возможно, арабский и другие языки. Многие из них имели немного сходства с оригиналом — так, в сирийской литературе существовали две совершенно различных версии романа [155] , а эфиопская версия романа представляет собой во многом оригинальное сочинение, которое едва ли можно назвать переводом [154]. В первой половине XII века Альбериком из Пизансона был написан роман на старофранцузском языке, поскольку было очень велико количество людей, не владевших латинским языком. Он нёс на себе отпечаток новых веяний в литературе и был близок к рыцарскому роману. В более поздних редакциях романа окончательно сложился идеализированный образ Александра как полководца мужественного, но гуманного [156]. Впоследствии различные редакции переводились на многие языки и пользовались большой популярностью в средневековой Европе. Александр спускается на дно моря в стеклянном сосуде. Роман об Александре был известен ещё в Киевской Руси — сделанный в XII или даже XI веке [157] перевод с одной из византийских редакций содержится в ряде рукописей [158]. При этом в текст были введены некоторые эпизоды из Библии и греческой литературы, отсутствовавшие в византийских редакциях романа [159]. Около 1490-91 годов [160] монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин включил в сборник светских рассказов перевод одной из версий романа, известный как «Сербская Александрия» [158]. По мнению Я. Лурье , это «типичный средневековый рыцарский роман» [158]. Неизвестно, откуда этот роман появился в монастыре, но по ряду признаков источником называется южнославянская редакция романа, составленная, вероятно, в Далмации по греческим и западноевропейским версиям [161]. При переводе на русский язык вероятно, Ефросин был лишь составителем, редактором и переписчиком, но не переводчиком непонятные читателю южнославянские слова заменялись, изменялись и некоторые сюжетные мотивы, а основная часть романа разделена на сказания [162]. Кроме того, из-за незнания на Руси сюжетов Троянской войны « Илиаду » нередко считали книгой о разорении Иерусалима , многочисленные отсылки к Гомеру сократили [163]. Составители «Сербской Александрии» искусственно христианизировали образ великого завоевателя, приписали ему изречения в христианском духе и представили его как борца за веру [164].
Филипп полюбил другую женщину и привёл её жить во дворец. Матери Александра ничего не оставалось делать, как возвратиться на родину, в Эпир. Александру было всего 20 лет, когда был убит его отец, в возрасте 46 лет. Незадолго до своей смерти, Филипп завоевал всю Грецию, объединив отдельные греческие города-государства и планировал направить войска для завоевания Персии. Молодой царь Александр должен был быстро принять решение, чтобы обеспечить спокойствие и безопасность внутри государства, так как противники, узнавшие о смерти его отца, уже начали подготавливать восстание. Греческие города также сочли удобным случаем, чтобы скинуть македонское господство. Александр не колебался ни минуты, он начал действовать с молниеносной скоростью во всех направлениях. После того, как внутри государства и на северных рубежах Македонии было завершено подчинение Греции разгромом восставших Фив Александр стал готовить поход на Персию. Войско Александра состояло из 32. Армия состояла не только из македонцев, Здесь были фессалийцы, пеонийцы, фракийцы, иллирийцы, критяне и греки, рождённые в малой Азии. И всем этим огромным механизмом управляет молодой Александр. Он как верховный главнокомандующий руководит боевыми действиями, применяя мудрую тактику, которая привела к крупнейшему военному результату древних времен. В бою, которым лично управлял сам Александр, хотя была опасности быть убитым, войско Александра одержало первую победу над персами. Гордиев узел Теперь, когда путь в Азию был открыт, молодой главнокомандующий армией решил разобраться в «запутанном деле». Весной 333 года до н. Александр прибыл в город Гордий древняя столица Фригии , здесь в древнем храме находился прославленный узел, с которым, по преданию, была связана судьба Азии.
10 удивительных фактов о жизни и смерти Александра Македонского
Александр, которому в то время было всего 20 лет, был провозглашен королем знатью и армией. Взойдя на трон, он решил устранить всех своих внутренних врагов и потенциальных претендентов на трон. Он и его мать приказали казнить своих двоюродных и сводных братьев, которых они считали угрозой. Известие о смерти короля Филиппа вызвало серию восстаний в Фивах, Афинах, Фессалии и фракийских племенах к северу от Македонии. Александр собрал македонскую кавалерию численностью 3000 человек и вынудил фессалийскую армию сдаться.
Он также добился успеха в разгроме фракийских племен. В 334 году до н. Александр Македонский во главе своей армии в битве на реке Граник сражался против Персидской империи. Проявив великую доблесть и мужество, он разгромил войска персидских сатрапов Малой Азии.
После этой победы он принял капитуляцию персидской провинции и Сардинскую казну. Македонская армия Александра столкнулась с персидскими войсками под командованием самого царя Дария III на горном перевале в Иссе на северо-западе Сирии в 333 году до н. Несмотря на то, что армия Дария значительно превосходила армию Александра, сражение, известное как битва при Иссе, завершилось большой победой Александра. После битвы Александр захватил в плен жену Дария — Статиру I, его дочерей — Статиру II и Дрипетис, а также его мать — Сизигамбис, но относился ко всем захваченным женщинам очень уважительно.
Александр вступил в Египет в начале 331 года до нашей эры. Он осадил Газу по пути в Египет и очень легко завоевал Египет.
Они пришли к выводу, что Александр умер от острого панкреонекроза - заболевания поджелудочной железы, вызванного осложнением острого панкреатита. Такая болезнь может стать следствием обильного питания и употребления вина. Симптомы панкреонекроза исследователи обнаружили в трудах Арриана, Птолемея, Плутарха, Квинта Курция и других историков древности. Источники указывают на то, что болезнь Александра длилась всего 14 дней. В первый же день Александр испытал сильные боли в животе, сопровождавшиеся высокой температурой. Врачи вызвали у него рвоту - это был весьма распространенный в то время метод лечения. Затем последовали холодные ванны, вероятно для того, чтобы у пациента спала температура. На второй день Александр был истощен, его знобило, и по-прежнему болел живот.
Александр Македонский решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход. Успешная осада Тира открыла ему дорогу в Египет, и зимой 332-331 года греко-македонские фаланги вышли в долину Нила. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей. Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял неординарный шаг - провозгласив себя сыном египетского бога Аммона, отождествлявшегося греками с Зевсом, он становился в глазах египтян законным правителем фараоном.
Другим способом укрепления власти в покоренных странах явилось переселение в них греков и македонян, что способствовало распространению греческого языка и культуры на огромных территориях. Для переселенцев Александр специально основывал новые города, обычно носившие его имя. Наиболее известный из них - Александрия Египетская. После проведения финансовой реформы в Египте Македонский продолжил поход на Восток.
Греко-македонское войско вторглось в Месопотамию. Дарий III, собрав все возможные силы, пытался остановить Александра, но безуспешно; 1 октября 331 персы были окончательно разгромлены в сражении при Гавгамелах близ современного Ирбиля, Ирак. Победители заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану. Дарий III бежал, но вскоре был убит Бессом, сатрапом Бактрии; Александр приказал похоронить последнего персидского владыку с царскими почестями в Персеполе.
Держава Ахеменидов перестала существовать. Александр был провозглашен «царем Азии». После занятия Экбатаны он отправил на родину всех желавших этого союзников-греков. В своем государстве он замыслил создать новый правящий класс из македонян и персов, стремился привлечь на свою сторону местную знать, что вызывало недовольство его соратников.
В 330 году были казнены старейший военачальник Парменион и его сын, начальник кавалерии Филота, обвиненные в причастности к заговору против Александра. Перейдя через восточно-иранские области, войско Александра Македонского вторглось в Среднюю Азию Бактрию и Согдиану , местное население которой во главе со Спитаменом оказало ожесточенное сопротивление; его удалось подавить лишь после гибели Спитамена в 328 году.
Кто мог построить такое укрепленное поселение? Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что первоначальными обитателями восточно-европейской равнины были именно скифы, никаких финно-угров в те времена здесь и в помине не было. Скифов сменили славяно-русы, и только потом здесь появились меря, да и тех было немного. О родстве скифов и славян говорит и общая для обеих этнических групп гаплогруппа — R1a1. То есть, у них был один общий, арийский, предок.
На каком-то этапе они разделились, стали смешиваться с другими племенами, однако общая гаплогруппа все равно осталась… Напомним, что та же Y-гаплогруппы R1a1 преобладала и у представителей Фатьяновской культуры ок. То есть, они жили там, где через три тысячи лет возникла Московская Русь. Причем, процесс передачи знаний и культуры шел беспрерывно на протяжении всего этого времени. Кстати, и антропологически фатьяновцы были предками восточных славян, обитавших на восточно-европейской равнине. Но это еще не все. Фатьяновская культура была одним из подразделений «культуры шнуровой керамики», или, как ее еще называют, «культура боевых топоров» 3200 — 2300 до н. Даже ученые-ортодоксы и те вынуждены признать, что данная «культура» была далеким предком славянских народов.
И у мужчин здесь доминирующей была гаплогруппа R1a1. Как и у ее предшественницы «ямной культуры 3600 — 2300 до н. Дальше продолжать не станем, и так понятно, что на протяжении почти 6-ти тысячелетий на территории Русской равнины обитают одни и те же родственные племена, имя которым — славяне и русы. И все разговоры о том, что, якобы, славяне появились только в 6-м веке н. Как и славянского языка и его древнейшего предка. Многие античные авторы упоминают о том, что скифы имели отличные законы, написанные на медных таблицах, значит, у них была своя письменность. Но какая?
И где их памятники письменности? Не мог же такой многочисленный и древний народ не иметь письменности, вообще, алфавита. А может, они найдены, эти медные таблицы, только академическая наука скрывает их от общественности, как это она делает на протяжении нескольких сотен лет, дабы сохранить в неприкосновенности устои? Вполне это допускаю. Знаменитый историк Геродот в своей «Истории» рассказывает о скифском царе Анахарсисе, которого эллины включили в совет семи величайших мудрецов. Но ведь мудрец должен был уметь читать и писать, и не только на древнегреческом, но, в первую очередь, на своем родном языке. Кстати, тот же Анахарсис упомянут Диогеном Лаэртским как поэт, сочинивший целую поэму в стихах в 800 строк.
Античные авторы свидетельствовали о том, что скифские правители вели переписку с азиатскими правителями, в частности, персидским царем Дарием. В скифских курганах и на территории городов обнаружено немало разного рода табличек и даже массивных плит с загадочной письменностью, которая пока до сих не расшифрована. Но то, что это была письменность скифская, сомнению не подлежит. Не могли же скифы захоронить в своих курганах чужие таблички с чужими письменами. О языке скифов можно отчасти судить по тому, на каком языке говорили сарматы. Их тоже почему-то тоже причислили к ираноязычным. На боспорских монетах савроматов I в.
Причем, надпись на сосуде гласит: «Иван окой окоймил либо оковал , Таруля се это поял поимел ». Попросту говоря, Иван сделал этот золотой сосуд и подарил его некоему Таруле. Что автор и отразил в своей надписи. Кстати, имя «Иван» оказалось на сосуде I в. Более того, слово «окой» тоже оказалось в русском языке, и в том же значении — окоемка, каемка и т. И как после этого доверять академической науке, которая утверждает, будто сарматы были ираноязычным народом. Странная логика у ученых-ортодоксов — ираноязычный народ говорит на одном из славянских наречий.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что мы, русские, тоже являемся ираноязычными… Похоже, со скифами такая же «околесица». Однажды вдруг выяснится, что ираноязычные либо тюркоязычные недавно какой-то «ученый» вдруг вывел, что скифы были тюрками, правда, не учел, что в 5 — 6 тыс. Кстати, некоторые античные авторы, в частности, Геродот, так и пишут: «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом». Но если сарматы говорили на славянском языке, значит, и скифский язык был славянским. Другое дело, что азбука была разная, но совсем не обязательно, чтобы родственные племена, говорящие на одном языке, имели и одинаковый алфавит… Скифы были не отсталыми кочевниками, а вполне оседлым, образованным народом, имеющим высокую культуру и глубокие научные знания. Вот что пишет все тот же Арриан: «…и сами скифы, и лошади их были тщательно защищены броней …». Если уж они умели выплавлять золото и делать из него шедевры сосуды, диадемы и т.
При этом, «передовые» римляне, как ни странно, делать этого не умели! И были очень удивлены, когда восточные варвары вандалы, сарматы, скифы, русы оказались закованными в броню, в то время как сами римляне имели только легкие защитные латы. Хотя в науке считается, что у них были пластинчатые и чешуйчатые сверхпрочные доспехи, но почти никто не говорит, что все это римляне позаимствовали именно у скифов и сарматов! Потому так быстро и рухнула Римская Империя, что закованные в броню катафрактарии скифов, сарматов и русов просто смяли римских воинов, защищенных лишь легкими латами, а те, кто был хорошо защищен тяжелыми доспехами, оказались неповоротливы, потому представляли собой легкую мишень для нападавших. Кстати, именно от скифов нам достались две привычки, которые стали нашей неотъемлемой традицией — питие хмельных напитков и обязательная баня. Мы не прямые потомки скифов, дальние родственники, но идентичность скифской и древнерусской культур вполне допустима, поскольку одни из предков русов и славян - скифы - долгие века соприкасались и взаимодействовали между собой на восточно-европейской равнине. А это означает, что история Руси и русского народа начинается задолго до призвания венедского князя-берсерка Рюрика.
Если верить современным ученым, восточно-европейская равнина была в те времена дикой тайгой, где обитали первобытные племена незнамо какого происхождения. Однако труды целого ряда античных и средневековых историков подобную точку зрения опровергают. Подтверждением тому служит «Руководство по географии» знаменитого римского географа Птолемея 83 — 163. Странно, что это его сочинение не включено в школьные и вузовские программы, в том числе, и в качестве пособия по истории России. Но вернемся к Александру Филипповичу. Он воевал со скифами и русами не только в Причерноморье и на средне-русской возвышенности, но и в Сибири. Да, да, именно так.
Тот же Арриан, описывая поход великого полководца в Индию, пишет: «Он дошёл до земли индов, живущих по соседству с арахотами. Войско истомилось, проходя по этим землям: лежал глубокий снег и не хватало еды... Страна их лежит на крайнем севере, вся завалена снегом и недоступна для других народов по причине чрезвычайных холодов. Большая часть её представляет собой безлесную равнину». Еще конкретнее высказался римский историк Курций Руф первый век н. Войско, заведенное в сии пространные пустыни, где большее время года лежат чрезвычайные снега, вечная мгла покрывает небо, и день столь уподобляется ночи, что едва можно различить ближайшие предметы, претерпевало все бедствия: голод, стужа, чрезмерная усталость и отчаяние овладело всеми. Множество погибли в непроходимых снегах, во время страшенных морозов множество ознобило ноги.
И это — Индия? Но даже после таких откровений академическая наука утверждает, что Александр дошел только до Индии и повернул обратно!? Вот только где ученые-академики обнаружили в Индии «непроходимые снега, страшенные морозы и лед»? Даже на севере Индии такого никогда не бывало. Если бы в Индии такое произошло, вымерли бы десятки тысяч человек, была бы объявлена вселенская катастрофа. Кстати, знаменитый картограф и историк С. Ремезов 1642 — 1722 на своей карте «Чертежная книга Сибири» 1701 г.
Понятно, что написал сие русский историк не с потолка, а изучив множество древнейших документов. Кстати, а какое оружие спрятал Александр? Судя по описаниям Арриана и других античных авторов, у Александра было какое-то мощное оружие, с помощью которого его воины в течение нескольких часов могли разрушать каменные стены и башни. Любопытно, что память об Александре Македонском хранилась на Руси многие века. А вот в Индии, где он, вроде бы, побывал, о нем никакой памяти практически не осталось, ни документов, ни легенд и сказаний. По сообщению выдающегося историк В.
Александр Македонский - биография, фото, личная жизнь полководца
В каком веке жил Александр Македонский?. Аватар пользователя Александр Таманский. Ну а чем можно объяснить такой интерес художников (прежде всего их заказчиков) к Александру Македонскому именно в 16 веке? Александр Македонский (Александр III Великий, у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн) — македонский царь с 336 г – Самые лучшие и интересные новости по теме: Искандер Зулькарнайн, александр македонский, истории на развлекательном портале. Александр стал македонским царем в 20 лет и в короткий срок создал империю, простиравшуюся от Греции до Индии. Александр Македонский жил в 356-323 годах до н.э. Он был выдающимся полководцем, правил Македонией, подчинил ей Грецию, Сирию, Палестину и Египет, завоевал Среднюю Азию и начал захватывать Индию. Александр Македонский (356–324 гг. до н. э.) – македонский царь, великий полководец, основатель Македонской империи, более известный на Западе как Александр Великий.
Великие завоеватели
Александр Македонский взошел на престол в 20 лет и умер всего через 12 лет, завоевав одну из крупнейших империй древнего мира. Александр Македонский был великим полководцем. Александр Македонский называл в честь себя города. Александр Македонский Ἀλέξανδρος ὁ Μέγας. Александр Македонский (Александр III Великий, др.-греч.
Правила комментирования
- Александр Македонский
- АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ)
- Первые годы правления.
- Александр Македонский - Македонский Царь - Биография
10 удивительных фактов о жизни и смерти Александра Македонского
Александр начинает созидать свою империю, объединяя греко-македонские и персидские порядки, проводит военную реформу, впервые набирая и персидских воинов. Александр Македонский (Александр III Великий, др.-греч. Александр Македонский (Александр III Великий, у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн) — македонский царь с 336 г. до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти.
Жизнь и смерть Александра Великого (Македонского)
Александр был сыном македонского царя Филиппа II. великий полководец. сопровождалось хорошими предзнаменованиями дал команду не трогать дом этого великого поэта войско Александра состояло из 32.000 пехоты гордиев узел на протяжении веков в центре внимания находится. Александр Македонский родился в июле 356 года до н. э. от брака македонского царя Филиппа и царицы Олимпиады. Потомки Александра Македонского Великого. Александр III Македонский (Пела, Греция, 20 или 21 июля 356 г. — Вавилон, 10 или 13 июня 323 г.), более известный как Великий Александр (греч.
Персидский поход.
- В какую Индию ходил Александр Македонский (Константин Воротной) / Проза.ру
- Александр Македонский - человек, завоевавший полмира
- Персидский поход.
- Создатель «греческого мира». 15 фактов об Александре Македонском
Александр Македонский: тайна могилы величайшего завоевателя древнего мира
Вооружившись дипломатией и грубой силой, Филипп приступил к завоеванию большей части Греции. У своего родителя сын постигал искусство ведения боя, как и непростую науку управления. От матери Олимпии, которая также пользовалась у Александра немалым авторитетом, достался ему пылкий горячий нрав. Она была могущественной женщиной, можно сказать очень загадочной», — профессор Пол Картледж, историк античности, специалист по истории Афин и Спарты. Олимпия была почитательницей различных религиозных культов, в том числе культа Диониса — бога вина и страсти. По слухам, она восхваляла бога, танцуя в безумном забытье, впадая в странные трансы.
В каком-то смысле Олимпия была такой же впечатляюще грозной, как и ее муж. Она была очень умной, политически ловкой, невероятно стойкой женщиной. Античный барельеф матери Александра Македонского — Олимпии Олимпиады Эпирской Она относилась к своему сыну с хозяйским покровительством. Несомненно, она очень любила его. Но она была для него часовым, оберегавшим его законные интересы.
От самой матери и пошла молва о том, что сам царь богов, Зевс, возникший пред ней в личине змея, стал отцом её ребёнка. И потому Александра опьяняло предположение — он не такой, как все, не обыкновенный человек. Аристотель — учитель Александра Македонского Кроме отца и матери, был и ещё один наставник — Аристотель — философ, натуралист, имя которого неразрывно связано с Древней Грецией. Именно он открыл Александру науки, древнегреческую культуру, поэзию Гомера. Философ Аристотель — воспитатель Александра Македонского Аристотель привил ему любовь к гомеровской «Илиаде», истории троянских воинов.
Её ядром являются герои, чьи великие свершения и легендарная сила снискали им власть и славу. Среди них Ахилл — идеал греческого воина, который между обычной долгой жизнью и мгновением славы на поле битвы выбрал раннюю смерть и вечную славу. Очень трудно недооценить силу влияния Ахилла на Александра, ведь он считал, что это его мифический предок по линии матери. И, пожалуй, с ранней юности Александр видел в Ахилле образец для подражания, полагая, что такой человек, как он, всегда стремившийся быть лучшим, быть среди первых как пишет Гомер , должен действовать и действовать в двух смыслах этого слова: перенять его черты и стать его соперником. Всё, на что способен был Ахилл, у Александра получалось куда лучше.
Когда же в шестнадцатилетнем возрасте он возвратился, у отца была новая жена, которая родила ему ещё одного наследника. Александр был не просто обижен, он был вне себя. Отец и сын вели отчаянные перепалки. Это могло озлобить Александра, породив очень непростую атмосферу глубокого соперничества, когда сын отчаянно стремится превзойти своего отца. Вероятно, это универсальная психологическая черта, свойственная многим культурам.
Вражда между отцом и сыном настолько обострилась, что Александр удалился в изгнание. В конце концов, они примирились, но это перемирие продлилось недолго. В 336 году до нашей эры, летней ночью, Филипп и члены царской фамилии собрались, чтобы отпраздновать свадьбу его дочери. У входа царь останавливается, чтобы поприветствовать толпу. Вдруг к нему прорывается человек и наносит ему смертельный удар.
Считается, что это был его отвергнутый возлюбленный. Как у многих греков в те времена, у Филиппа были любовники обоих полов. Филипп умер мгновенно. Нападавшего тут же убили, не дав ему под пыткой раскрыть сообщников в высших сферах. Действовал ли он один или с ним заодно были другие заговорщики?
Некоторые историки полагают, что убийство могла организовать коварная мать Александра — Олимпия. Все-таки она была отвергнута ради более молодой женщины. Она не будет терпеть это, даже в Македонии не было страшнее ярости оскорбленной женщины», — Робин Джеймс Лейн Фокс, классицист, историк античности. А что же Александр? Мог ли он сыграть какую-то роль в смерти своего отца?
Если говорить о том, кому приписывалось или кому было выгодно убийство Филиппа, наиболее часто называли имя Александра. На момент своей смерти Филипп должен был отбыть в Азию, чтобы начать великий завоевательный поход. Александра в эти планы не включили. Он должен был остаться дома, предположительно, в качестве регента, но тогда ему не досталась бы слава, которая приходит с участием в таком масштабном походе. А славу Александр жаждал превыше всего.
Любые подозрения могли разгневать македонскую знать, он нуждался в ее поддержке, и он заручился ею. Воцарение Александра Македонского Александра, которому было всего 20 лет, провозгласили царем. Воссев на трон, Македонский унаследовал громадную армию. Но и не меньшие государственные проблемы. Только год спустя ему удалось погасить волнения в Греции и утвердиться как правителю.
Ему уже не хватало одной лишь Македонии. Усиливающееся нетерпение и растущие амбиции заставляли идти дальше. Он обратил своё внимание на Персидскую империю — давнего неприятеля. Персидская империя — исконный враг Древней Греции Она раскинула свои пределы между Турцией и Пакистаном. Сто пятьдесят лет назад именно персы уничтожили огнём греческую столицу и не пощадили Афинских храмов.
Это военное преступление не было забыто. Накануне своей смерти Филипп, отец Александра, планировал вторгнуться в Персию, теперь Александру выпал шанс отомстить. Маниакальные амбиции Александра подогревались колоссальными успехами его отца. Он стал искрой, которую зажег Филипп, очень яркой искрой и даже больше — всепожирающим пламенем. Это же всепожирающее пламя едва не поглотило Александра.
На протяжение всей его недолгой жизни призрак Филиппа не давал ему покоя, он побуждал его ко все более великим свершениям, в стремлении доказать, что он также хорош или даже лучше своего отца. В компании этого призрака Александр ступил на тропу славы. Поход Александра Македонского Шёл 334-й год до н. Так начался поход длиной в долгих одиннадцать лет, который принесёт новые завоевания и перекроит карту Древнего мира. Поход Александра Македонского за бессмертной славой Александр задержался у стен легендарной Трои, чтобы почтить память героя Ахиллеса.
Он навестил гробницу Ахилла. Как и в великой мистической битве за Трою, Александр готовится к своей собственной эпической битве. Его противник — один из самых богатых и могущественных людей на земле — царь Дарий III. Персидский властитель не представлял, какие силы противостоят ему. Отец оставил Александру золотое наследие — одну из наиболее обученных и дисциплинированных армий Древнего мира.
Юный царь — яркий и вдохновенный лидер. В этом он даже превосходит своего отца. Возможно, секрет военного гения Александра заключается в том, что он был в высшей степени решительным, смелым человеком, бесстрашным, порой до безрассудства. Он всегда без промедления устремлялся в бой. Захватчики продвигаются маршем на юг к городу Исса, что ныне в Турции.
Он мог мимолетно оценить ситуацию и затем придумать план, позволяющий преодолеть препятствия, которые загнали бы в тупик любого другого командующего», — полковник Ланс Бетрос, военная академия Вест-Пойнт, США. Александр быстро оценивает своего врага: пехотинцев защищают лучники — это верный признак того, что Дарий не верит в своих пеших воинов. Битва при Иссе Александр делает первый ход, используя одно из самых мощных оружий в своем арсенале — страх. Это выглядело устрашающе: его солдаты били по своим щитам копьями и двигались вперед, издавая бесконечный и леденящий кровь боевой клич. Это внушало ужас войскам противника.
Александр форсирует реку и выходит на противоположный берег. В последовавшем хаосе левый фланг персов пал. Мозаика из Помпеи — Битва при Иссе Мозаика из Помпеи почти с фотографической точностью запечатлела эту монументальную битву. Считается, что это точная копия картины конца IV века до нашей эры. Встретившись, наконец, лицом к лицу со своим заклятым врагом — Дарием, Александр пронзает копьем его телохранителя.
Персидские воины, в гуще которых находится Александр, объяты ужасом и страхом. Перед лицом несокрушимого мстителя Дарий спасается бегством. О чем думали персы, увидев, что царь — их великий царь, так убегает с поля боя. Этот момент оказал невероятное психологическое воздействие, и как только это произошло, битва была выиграна. Но Александр не знает пощады.
К концу дня на поле брани осталось более 50 тысяч убитых персов.
Но личностный фактор тоже играл не последнюю роль. Во всех основанных Александром городах ему должны были оказывать почести наравне с богами.
Кроме того, его сверхчеловеческое стремление завоевать весь мир и объединить Европу и Азию, буквально овладевшее им в последние месяцы жизни, говорит о том, что он сам верил в созданную им же легенду, считая себя скорее богом, чем человеком. Тайна смерти Александра Смерть настигла Александра посреди его грандиозных планов. Несмотря на свой образ жизни, он умер не во время сражения, а на своей постели, готовясь к очередному походу, на этот раз на Карфаген.
В начале июня 323 года до н. Причина столь внезапной смерти Александра до сих пор остается одной из самых главных загадок древнего мира. Персы, которых он беспощадно разгромил, утверждали, что полководца покарало небо за осквернение могилы царя Кира.
Вернувшиеся домой македонцы говорили, что великий полководец умер от пьянства и распутства источники донесли до нас сведения о его 360 наложницах. Римские историки считали, что его отравили неким азиатским ядом замедленного действия. Главным аргументом в пользу этой версии считают плохое здоровье Александра, который, возвращаясь из Индии, якобы часто впадал в обмороки, терял голос и страдал от мышечной слабости и рвоты.
В 2013 году британские ученые в журнале «Клиническая токсикология» выдвинули версию, будто Александр был отравлен препаратом, изготовленным на основе ядовитого растения — белой черемицы, применяющийся греческими врачами для вызова рвоты. Самая распространенная версия гласит, что Александра скосила малярия. В поисках Александра До сих пор неизвестно, где похоронен Александр.
Сразу после его смерти начался раздел его империи между его ближайшими сподвижниками. Чтобы не тратить время на пышные похороны, Александра временно захоронили в Вавилоне. Через два года его выкопали, чтобы перевезти останки в Македонию.
Но по дороге на траурный кортеж напал сводный брат Александра, Птоломей, который силой и подкупом отобрал «трофей» и перевез его в Мемфис, где и захоронил его вблизи одного из храмов Амона. Но видимо Александру было не суждено обрести покой. Еще через два года новую гробницу вскрыли и переправили со всеми соответствующими почестями в Александрию.
Легенда была воплощена в жизнь. В 333 до н. Наконец, греческие города были свободны, но Дарию удалось бежать. Требовалось не только укрепить позицию Македонии среди греков, но и захватить земли варваров и персов полностью, создав таким образом Македонскую империю. Именно эти два желания подвигли Александра принять ряд военных решений: в ходе боевых действий периода 332-325 гг. Завоеваны Финикия, Сирия и Египет, жители своего завоевателя назвали сыном Амона. Подобный титул получали лишь представители семейной династии фараона.
Снова была одержана победа над войском Дария, после чего началось завоевание столиц персидской империи: Вавилона, Сузы, Персеполя и Пасаргады. После смерти Дария от руки Бессо, завоевание персидской империи в 327 году до н. Персидский царь Далее Александр двинулся к югу, где древний Вавилон и Сузы, одна из столиц Персидской империи, открыли ему свои ворота. Персидские сатрапы, потеряв веру в Дария, стали переходить на службу к Царю Азии. Из Суз Александр через горные переходы направился к Персеполю, центру исконно персидской земли. После неудачной попытки прорваться с ходу Александр с частью своего войска обошёл отряды сатрапа Персии Ариобарзана, и в январе 330 до н. Персеполь пал.
Македонская армия отдыхала в городе до конца весны, а перед уходом дворец персидских царей был сожжён. По знаменитой легенде пожар организовала гетера Таис Афинская, любовница военачальника Птолемея, подзадорив пьяную компанию Александра с его друзьями. В мае 330 до н. Александр возобновил преследование Дария, сначала в Мидии, а затем в Парфии. В июле 330 до н. Бактрийский сатрап Бесс, убивший Дария, назвал себя новым царем Персидской империи. Бесс пытался организовать сопротивление в восточных сатрапиях, но был захвачен соратниками, выдан Александру и казнён им в июне 329 до н.
Поход в Индию После победы над персами Александр Македонский не стал возвращаться в родные пенаты, а двинулся в Индию. В сражении он победил войско индийского царя Пора и хотел дойти до Мирового океана. Но тут взбунтовалось его войско. Македоняне не хотели больше воевать, они требовали возвращения на родину, обвиняли своего царя в чрезмерной жажде богатства и славы.
По легенде, новоявленный царь начал носить персидскую одежду и даже женился сразу на двух персиянках — Статире и Парисатиде. За несколько лет своего правления Александр Македонский женил около сотни македонян на местных жительницах. Однако сразу после гибели завоевателя все заключенные им браки признали фиктивными и аннулировали. На самом деле миф об ароматах всего лишь восходит к традиции древних греков приписывать царю божественные качества. В те времена считалось, что боги способны издавать исключительно благоухание, а так как Александр Македонский открыто убеждал всех в своем прямом родстве с Зевсом, легенда об ароматах тела полководца наверняка была сильно преувеличена его поклонниками. По легенде, едва новый правитель утвердился на престоле древнего государства, он наткнулся на говорящее дерево с двумя головами, каждая из которых предсказала царю «гибель в чужой стране, где будут стоять чужаки». Предсказание сбылось в точности: вскоре Александр Великий погиб в Вавилоне.
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ( Александр Македонский)
Тогда же он начал испытывать трудности с дыханием и признался, что чувствует себя истощенным. В последующие дни здоровье великого завоевателя только ухудшалось. У него начались галлюцинации, ему все труднее было общаться с окружающими. Доктор Герасимидис утверждает, что причиной смерти стал тяжелый сепсис, вызванный панкреонекрозом. В своем исследовании команда также объясняет, почему она отвергла другие, ранее высказанные теории.
Так, греческие ученые утверждают, что хотя малярия и сопровождается лихорадкой, она обычно не вызывает смерти таким образом и так быстро, как она описана в древних источниках. Теория о пневмонии была отвергнута, поскольку это заболевание редко сопровождается острой болью в животе. Брюшной тиф был исключен из списка "подозреваемых", поскольку в то время не было эпидемии.
После подчинения Карии, где Александр воспользовался борьбой за власть местных аристократических группировок, в его руках оказалась вся западная часть Малой Азии. Разгромив писидов, занял Фригию; по преданию, в Гордии, древней фригийской столице, ударом меча разрубил запутанный узел, скреплявший колесницу мифического царя Мидаса, — существовало поверье, что развязавший его станет властелином мира. Несмотря на попытку персов помешать дальнейшему продвижению македонян, перенеся военные действия в Эгейский бассейн захват о-вов Хиоса и Лесбоса , Александр продолжил поход вглубь Персидской державы.
Он беспрепятственно пересек Пафлагонию и Каппадокию, перешел хребет Тавр через перевал Киликийские ворота и подчинил Киликию. Летом 333 до н. Завоевание Сирии, Финикии, Палестины и Египта. Осенью 333 до н. Недалеко от него на р. Пинар 12 ноября состоялась битва, в которой Александр, располагавщий всего 60 тыс.
Александр предоставил царской семье почетное положение и щедро одарил свою армию. Победа при Иссе сделала его владыкой всего Переднеазиатского Средиземноморья. Отказавшись от преследования Дария III, успевшего бежать за Евфрат, Александр направился на юг, чтобы, отрезав персов от Средиземного моря, помешать их контактам с антимакедонскими кругами в Греции и закрепиться на завоеванных территориях. Ему подчинилось большинство городов Финикии Арвад, Библ, Сидон и др. Лишь Тир отказался допустить македонян в свои стены. В июле-августе 332 до н.
В то же время военачальники Александра окончательно сломили сопротивление персов в Эгеиде: они разбили вражеские отряды на западе Малой Азии, уничтожили у Геллеспонта персидский флот и овладели всей островной Грецией. Военные успехи позволили Александру отвергнуть, вопреки совету престарелого полководца Пармениона, мирные предложения Дария III, пообещавшего отдать ему часть Персидской державы и руку одной из своих дочерей. Взяв Тир, греко-македонская армия вступила в пределы Палестины. Власть Александра признали самаритяне, но Иудея и южнопалестинский город Газа остались верны персам. Захват и разгром македонянами Газы, однако, заставил иудейскую верхушку подчиниться; при этом Иудее удалось сохранить политическую автономию и даже получить налоговые льготы. В декабре 332 до н.
Александр беспрепятственно овладел Египтом см. В Мемфисе, древнеегипетской столице, состоялось провозглашение его фараоном. Проводил гибкую политику по отношению к местному населению: всячески выказывал уважение египетским храмам, старался соблюдать туземные обычаи. Гражданское управление страной оставил за египтянами, но армию, финансы и пограничные области передал под контроль македонян и греков. В Дельте Нила основал Александрию, ставшую оплотом греко-македонского влияния в Египте лично занимался планировкой нового города. Совершил экспедицию в оазис Сива в пустыне к западу от Нила, где находилось святилище верховного египетского бога Аммона, которого греки отождествляли с Зевсом; храмовый оракул объявил его сыном Аммона.
Однако ему пришлось отказаться от намерения сделать идею божественного происхождения основой своей политической пропаганды, поскольку она была враждебно встречена его окружением; в македонской армии начала формироваться оппозиция во главе с Парменионом. Завоевание Месопотамии и Ирана. Весной 331 до н. Александр двинулся в Финикию, где подавил восстание самаритян. Планируя создать Новую Македонию, которая бы обороняла Палестину от кочевников и охраняла бы торговый путь вдоль восточного берега Иордана в Южную Аравию, основал на севере Заиорданья несколько городов Дион, Гераса, Пелла , населив их своими ветеранами и греко-македонскими колонистами. В сентябре 331 до н.
Сатрап Вавилонии Мазей открыл македонянам ворота Вавилона; Александр принес щедрые жертвы вавилонским богам и восстановил разрушенные Ксерксом 486—465 до н. В декабре 331 до н. Разбив сатрапа Персиды Ариобарзана, Александр захватил Персеполь, династическую резиденцию Ахеменидов, и личную сокровищницу Дария III; в наказание за поруганные Ксерксом во время греко-персидских войн эллинские святыни отдал город на разграбление солдатам. В конце мая 330 до н. С другой стороны, активно проводил политику сближения с местной персидской аристократией, предоставляя ей высокие посты в администрации; сохранил за Мазеем и Абулитом управление Вавилонией и Сузианой, а сатрапом Персиды назначил знатного перса Фрасаорта.
В наше время медицинские эксперты предполагают, что Александра могли убить или банальная малярия, или лёгочная инфекция, или печёночная недостаточность, или брюшной тиф. Тело Александра было сохранено в чане с мёдом Плутарх сообщает, что тело Македонского было забальзамировано египтянами в Вавилоне. Ведущий викторианский египтолог А. Уоллис Бадж предполагает, что останки царя погрузили в мёд, чтобы предотвратить разложение. Через пару лет после смерти Александра его тело было отправлено обратно в Македонию. Там, по мнению историка, его перехватил и отправил в Египет Птолемей I, один бывших генералов Македонского. Обладание телом Александра, по мнению Птолемея, делало его правопреемником престола великой империи. Саркофаг Александра Македонского Как многие великие завоеватели в истории, Александр просто не мог насытиться властью. Его целью было ни много ни мало - мировое господство. Македонский был милостив, если города покорялись без сражения. Если же они сопротивлялись, царь мог проявить просто невероятную жестокость. О его личности можно долго спорить. Неоспоримо то, что он воистину был героем. Александр всегда сражался в первых рядах, не прячась за спинами своих воинов. Это же невероятное честолюбие часто толкало его на неадекватные поступки и заставляло быть беспощадным даже к близким людям. Семейная чета выглядела вполне счастливой. А сам доктор отличался изысканными манерами, занимался благотворительностью и никогда не отказывал приятелям в небольшой сумме денег. Идеальный человек, если бы не некоторые странности. По словам Генриха Шпатца, после учебы в Пражском университете он несколько лет отслужил военным врачом. Потом вышел в отставку и решил обосноваться вместе с супругой в Германии. Его выбор пал на Вюрцбург, чему местные жители оказались несказанно рады: во всем городе было трудно найти человека популярнее Шпатца. Еще бы — ведь он такой умный, написал несколько трудов по военно-полевой медицине и инфекционным болезням, но при этом совсем не заносчивый, а наоборот — приветливый и радушный. Его дом всегда был открыт для гостей, но только в дневное и вечернее время. Докторские визитеры, во сколько бы ни закончили пировать, никогда не оставались на ночлег: их всегда вежливо, но настойчиво выпроваживали. Хозяева даже раскошеливались на извозчиков, только бы гости покинули дом. Не оставляли ночевать и единственную прислугу. У доктора, конечно же, имелись объяснения такого странного поведения. Он ссылался на то, что любит свою жену так сильно, что как можно больше хочет оставаться с ней наедине. В 1831 году, когда Шпатц вдруг почти за бесценок распродал имущество и покинул Вюрцбург, местные жители очень удивились. Перед отъездом доктор сообщил, что его пригласили читать лекции в Пражском университете. То, что произошло через несколько дней, заставило горожан полностью изменить свое мнение о Шпатце. После отъезда доктора в полицию пришли два молодых врача, его ассистента. Они заявили, что супруги Шпатц — вампиры, которые постоянно пьют чужую кровь. Под маской благодетели они подбирали нищих и бездомных, приводили их в свой дом, где давали кров и еду. Вскоре обласканные бедолаги бесследно исчезали. При этом доктор говорил ассистентам, что он нашел им жилище в других местах или что они, получив необходимое, ушли сами. Молодые люди верили Шпатцу до тех пор, пока бесследно не исчез ветеран войны, инвалид Иохим Фабер. Он служил у доктора привратником и неоднократно обращался к Шпатцу за помощью. Фабер не мог сам покинуть город, так как не имел на это средств, да и найти работу человеку, не имеющему одной руки, сложно. Дом Шпатца было решено обыскать, в результате чего в подвале нашли останки, в общей сложности, 18 человек. Было очевидно, что все они подверглись каким-то хирургическим операциям и обескровлены. Одно из обезображенных тел не имело руки. Экспертиза установила, что рука была ампутирована при жизни жертвы. Исходя из этого полицейские сделали вывод, что это останки Иохима Фабера. Остальных опознать не удалось. Местная полиция срочно связалась с представителями закона из Праги, чтобы те вернули доктора в Вюрцбург. Но оказалось, что в Пражском университете никогда ничего не слышали о Генрихе Шпатце. Врач-убийца бесследно исчез. Однако с исчезновением доктора история не закончилась. Прошло полгода, и один из его помощников, приходивших с доносом в полицию, свел счеты с жизнью, повесившись на потолочной балке. Незадолго до этого молодой врач, оставив семью, уехал в соседний пригород, где снял подвальное помещение. Там он жил в полном одиночестве, никого к себе не допуская. Однажды обеспокоенная жена решила его навестить. То, что она увидела, повергло ее в шок. Вместо цветущего, молодого мужчины ей открыл дверь бледный, иссохший старик. Как позже рассказывали соседи, он не выходил на улицу, боясь солнечного света. Питался он свиной кровью, которую ему доставлял мясник, что не могло не вызвать проблем с желудком.
Его вывели на поле, чтобы испытать в беге, однако никто не смог оседлать его. Филипп рассердился и отказался купить коня. Присутствовавший при этом юный Александр воскликнул: - Эх вы, трусы! И бесстрашно вскочил на необъезженного скакуна. Как не бросался конь из стороны в сторону, как ни пытался сбросить ездока- нечего у него не вышло. Александр понял, что Буцефал просто боится своей тени, и успокоил его. Гордый и ликующий, он резко остановил коня. Собравшиеся громко и радостно закричали. Александр спрыгнул на землю, и Филипп обнял сына. С тех пор могучий конь Буцефал стал Александру Македонскому верным товарищем. Он участвовал вместе с хозяином во многих знаменитых битвах, и множество легенд хранит его имя. Олимпиада одобряла старания Филиппа вырастить сына воином. С ранних лет Александр изведал все прелести спартанского воспитания, с его суровой воинской школой, стоическим отношением к голоду и холоду, большим физическим нагрузкам, постоянным ссадинам и ушибам во время тренировок. Сама же мать учила сына еще и другому. Под ее влиянием Александр стал прекрасно разбираться в искусстве ведения интриги, научился влиять на людей и управлять ими. Школа дипломатии, пройденная под руководством матери, в будущем очень помогла Александру. Может быть, именно стараниями Олимпиады из него получился великий правитель, о котором до сих пор с восторгом и преклонением вспоминают многие народы. В 16 лет юноша командовал уже конницей, а в 20 лет стал царем. Со своими войсками он отправился в Грецию, потом завоевал Персию, покорил Малую Азию и Египет, совершил военный поход в Индию.. В результате в его владении оказалась огромная держава-он завоевал полмира! За 15 лет сражений им не была проиграна ни одна битва. Всегда шел впереди своих воинов. Так и продолжалось бы его блистательное правление, если бы во время одного из походов не заболел малярией и после умер. Было Александру Македонскому всего 32 года. Интересные факты: Александр Македонский обладал феноменальной памятью. Например, он помнил каждого воина из своей армии. А это около 30 000 человек. Античные авторы утверждают, что Александр Македонский и его воины были защищены доспехами из материала, который назывался линоторакс. Он изготавливался из нескольких слоев льна, которые скреплялись клеем. Линоторакс хорошо защищал от стрел и холодного оружия, при этом, не стеснял движений, как металлические панцири. Британский историк Питер Конноли уже в двадцатом веке восстановил этот материал. Оказалось, что такое снаряжение весит около 3,5 кг, в то время как металлическая кираса почти в два раза больше.