Новости баядерка сюжет балета

Хореограф-постановщик балета Андрис Лиепа преобразил структуру спектакля и придал классическому сюжету новый вид, что сделало постановку уникальной и единственной в своем роде. К моменту заказа балета «Баядерка» Мариус Петипа уже около тридцати лет проработал в России, руководя одной из лучших трупп в мире.

Краткое содержание балета «Баядерка» Людвига Минкуса

Появляется Великий брамин. Одержимый местью, он рассказывает Дугманте о любви Солора и Никии. Раджа разгневан, но менять решение он не намерен: его дочь выйдет замуж за Солора, а баядерку ждет смерть. Брамин не ожидал такой развязки, он хотел погубить своего соперника, но точно не свою возлюбленную. Великий брамин грозится Дугманте гневом богов, но раджа непреклонен. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Дочь раджи слышала разговор своего отца и брамина и намерена действовать. Гамзатти сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает станцевать ее в день торжества. Никия польщена такой честью и соглашается. Но Гамзатти преследует свои цели — она намеренно показывает портрет жениха — Солора. Никия протестует: Солор поклялся ей в верности, он любит только ее.

Гамзатти требует, чтобы баядерка отказалась от Солора. Но Никия лучше умрет, чем расстанется с ним. В ярости она обнажает кинжал и заносит его над Гамзатти. Подоспевшая невольница едва удерживает ее. Гордая дочь раджи клянется, что баядерка умрет.

Солор выезжал на гигантском бутафорском слоне, охотился на плюшевого тигра, а несчастную Никию кусала тряпичная змея.

Настоящими вершинами спектакля стали предсмертный танец Никии — эдакий «жестокий романс» — и гран-па теней на фоне Гималайских гор. Но только Петипа добился почти стихотворной простоты и гармонии.

Гамзатти решает разлучить влюбленных Солора и Никию и освободить себе место в его сердце. Она призывает Никию и требует, чтобы та отказалась от Солора. Но Никия не может отказаться от любви Солора.

Гнев Гамзатти не знает предела, она все равно выйдёт замуж за Солора, и никто не посмеет ей в этом помешать. И вот уже начинается праздник в честь помолвки Солора и Гамзатти, где красавица Никия должна танцевать. Но Никии передают большой букет цветов. Она уверена, что это от её возлюбленного Солора. Танцовщица не может предположить, что стала жертвой чудовищной интриги, и букет прислан от Гамзатти.

Никия радостно хватает букет цветов, но оттуда появляется змея — от её укуса Никия падает и умирает. Финальная сцена балета «Баядерка» Солор вынужден жениться на Гамзатти. Но тень его любимой преследует его, он не в состоянии видеть никого, кроме образа своей прекрасной умершей возлюбленной. Тем временем свадьба начинается, но в момент, когда брамин соединил руки Солора и Гамзати, раздаётся оглушительный удар грома, всё сотрясается и землетрясение разрушает дворец, погребая всех под своими обломками. Там, в том мире, освобождённые от человеческих предательств и преступлений, Солор и Никия вместе.

Премьера Премьера балета состоялась 23 января 4 февраля 1877 года в помещении Большого Каменного театра в Петербурге [1] в бенефис Екатерины Вазем , исполнительницы главной роли Никии. Балетмейстер спектакля — М. Петипа , дирижёр А. Папков , художники М. Бочаров , А.

Вагнер , Шишков , И. Андреев , А.

Как создавался балет Баядерками называли индийских девушек, которые служили танцовщицами в храмах, куда их отдавали родители по причине того, что они были нелюбимыми и нежеланными. Есть различные версии, которые объясняют, почему возникла идея создания спектакля на экзотический для России того времени сюжет. Доподлинно это неизвестно, поэтому споры между историками театра ведутся до сих пор. Идея создания «Баядерки» принадлежит главному хореографу российской императорской труппы — Мариусу Петипа. По одной из версий, он решил поставить в России такой спектакль под влиянием фразцузского балета «Шакунтала», создателем которого был его старший брат Люсьен.

Автором музыки к французской постановке был Эрнест Рейер, автором либретто, в основу которого легла древняя индийская драма Калидасты, — Теофиль Готье. Прообразом главной героини стала Амани — танцовщица, прима индийской труппы, гастролировавшей по Европе, которая покончила с собой. Готье решил поставить балет в память о ней. Но доказательств того, что это действительно так, нет. Поэтому нельзя утверждать, что именно под влиянием «Шакунталы» родилась «Баядерка» балет. Содержание её очень сильно отличается от сюжета парижской постановки. К тому же балет Петипа-младшего вышел на российскую сцену только через 20 лет после постановки в Париже.

Существует ещё одна версия возникновения у Мариуса Петипа идеи создания «Баядерки» — мода на восточную в частности, индийскую культуру. Автором музыки стал австриец чешского происхождения, служивший у российского императора, композитор, скрипач и дирижёр — Людвиг Минкус. Литературная основа Разработчиком либретто балета был сам Мариус Петипа совместно с драматургом С. По мнению историков, литературной основой «Баядерки» послужила та же индийская драма Калидасты, что и в постановке «Шакунтала», но сюжеты этих двух балетов очень отличаются. По мнению театроведов, в либретто включена ещё баллада В. Гёте «Бог и баядерка», по ней во Франции был создан балет, где главную партию танцевала Мария Тальони. Персонажи балета Главные герои: баядерка Никия и знаменитый воин Солор, трагическую историю любви которых рассказывает этот балет.

Фото центральных персонажей представлено в данной статье. А также воины, баядерки, факиры, народ, охотники, музыканты, слуги...

Либретто балета Баядерка

Сюжет балета, основанный на мотивах древнеиндийского эпоса, сегодня представляется завораживающей восточной сказкой о любви, верности и коварстве. среди них Тальони и даже его родной брат Люсьен. В 1876 году Петипа привлекла идея балета «Баядерка».

Можно и без Курентзиса: Пермский театр оперы и балета поставил «Баядерку»

«Баядерка» (1877) Но последняя премьера в Красноярском театре оперы и балета – «Баядерка» Людвига Минкуса – напрочь разбила все стереотипы.
Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви «Баядерка» – это красивая история о несчастной любви, ставшая одной из самых известных в русском балете.
Балет Баядерка : содержание, авторы, отзывы | "Баядерка" была впервые представлена Императорским балетом в Императорском Большом Каменном театре в Санкт-Петербурге 4 февраля 1877 года.
Баядерка — Репертуар театра оперы и балета — Воронежский государственный театр оперы и балета «Баядерка» стала «мостиком» между эпохами романтизма и классицизма в балете.
Баядерка - Самарский театр оперы и балета - спектакли - Кино-Театр.Ру «Баядерка» (1877) — последний трагический балет Мариуса Петипа и первый в ряду его шедевров.

Балет Баядерка

Баядерками европейцы называли индийских танцовщиц, участвовавших в религиозных церемониях и празднествах. Они давали обет служения божеству и вся их жизнь была связана с храмом. Сюжет, основанный на древней индийской поэме, повествует о трагической любви храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора. Ради любви Никия готова нарушить свой священный обет и бежать из храма.

В порыве ревности и гнева он хочет подойти к ним, но удерживается, обещая отомстить. Он прячется и подслушивает их разговор.

Потом уходит. Солор богат, он предлагает Баядерке бежать с ним. Она согласна, но взамен просит клятву верности. Они счастливы. В это время подбегает факир с известием, что охотники возвращаются.

Двери пагоды растворяются, и баядерки идут к пруду за водой. Никия, не замеченная ими, поспешно входит в пагоду, и Солор видит, как она становится опять к окну. Услыхав приближение молодых девушек, Солор прячется за деревья. Охотники с триумфом приносят убитого тигра. Кшатрия Толорагва рассказывает Солору, каким образом им удалось убить дикого зверя, но Солор рассеянно слушает и задумчиво смотрит на окно своей возлюбленной.

Все уходят, но Солор рассчитывая скоро вернуться. Им вслед смотрит Великий брамин. Он призывает всех богов в свидетели своей будущей мести. Действие второе. Картина вторая.

Театр представляет великолепную залу во дворце раджи Дугмант. Раджа сидит на тигровой коже, на подушках. По его приказу баядерки его развлекают дивертисмент. После танцев раджа посылает за своей дочерью Гамзатти, которая приходит в сопровождении подруг. Раджа собирается назначить день свадьбы Гамзатти и своего подданного храброго воина Солора.

Гамзатти не виделась со своим женихом, она сомневается в его чувствах. Через несколько минут является Солор. Когда он входит, дочь раджи опускает на лицо покрывало. Раджа напоминает воину о предстоящей свадьбе. Тот в замешательстве.

Девушка приближается к отцу, и он снимает с нее вуаль. Ее красота прекрасна. Но, вспомнив о прекрасной баядерке, которую клялся вечно любить, Солор отворачивается. Раджа непреклонен к смущенным отказам воина. Дочь раджи в недоумении смотрит на своего нареченного, теряясь в догадках, чему приписать его печаль.

Но волю отца она намерена исполнить. Свадьба назначена через три дня. Судра служитель докладывает о приходе Великого брамина. Брамин пришел сообщить большую тайну. Раджа всех удаляет и они с брамином остаются наедине.

Великий брамин с живостью рассказывает о том, что происходило в прошедшую ночь. Он объявляет, что Солор не любит Гамзатти, но обожает баядерку. Раджа возмущен поведением своего будущего зятя. Он сообщает брамину о намерении погубить баядерку. Брамин, желавший только смерти Солора, пугается за жизнь любимой баядерки, и говорит радже, что смерть ее разгневает и вооружит против них бога Вишну.

Раджа, однако, не хочет ничего знать и объявляет брамину, что завтра, во время празднества в честь Бадрината, Никия будет, по обыкновению, танцевать с цветами. В одну корзинку с цветами спрячут змею, которая выползет, потревоженная движениями танцовщицы, и смертельно ужалит ее. Услыхав эти слова, брамин вздрагивает всем телом. Гамзатти, все слышавшая за своей портьерой, хочет видеть баядерку и приказывает своей невольнице немедленно сходить за нею. Раджа, совершенно удовлетворенный задуманной местью, уходит с брамином.

Гамзатти горюет. Она хочет услышать от самой баядерки, правда. Невольница прибегает с вестью о приходе Никии. Баядерка с поклонами приближается к дочери раджи. Гамзатти смотрит на нее и находит ее прекрасной.

Она приглашает Никию танцевать у нее в день свадьбы.

Картина 2 Раджа Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой лучшего воина Солора. Она счастлива, а Солор в растерянности: он не смеет отказаться от высокой чести, однако он любит Никию и дал ей клятву любви и верности. Для посвящения Гамзатти в Невесту во дворец приглашают Никию. Появляется и великий брамин и рассказывает о любви Никии и Солора. Раджа разгневан но решения не меняет: Солор будет мужем Гамзатти а Никия должна умереть.

Брамин не ожидал такой развязки и грозит радже карой богов за содеянное. Гамзатти подслушала разговор и приказывает привести к ней Никию и ,как бы случайно показывает портрет своего жениха. Никия в отчаянии. Гамзатти молит её отказаться от Солора. В гневе Никия заносит кинжал- невольница едва удерживает её. Гамзатти решает, что Никия должна умереть.

Картина 3 Помолвка Гамзатти и Солора. Никия обязанная по обряду танцевать на этом празднике, не может скрыть своего горя.

В «Баядерке» Сергея Боброва ушла излишняя затянутость и бесконечные повторы отдельных сцен, спектакль стал более динамичным и воспринимается на одном дыхании. Конечно же, его успех был бы невозможен без мастерской работы артистов. И не только солистов: «Баядерка» - настоящий триумф кордебалета, его многочисленность и хорошая подготовка — непременное условие этого балета. А знаменитая композиция «Тени», где два десятка балерин на протяжении пятнадцати минут синхронно повторяют движения — просто незабываемое зрелище! Если говорить об артистах, то не обошлось и без казусов. Накануне премьеры театр распространил рекламную листовку с цитатой из энциклопедии.

Где черным по белому говорится, что баядерка — это «танцовщица в Индии, сакральная проститутка, добровольно вступившая на путь свободной любви во имя своего божества». Надо было видеть, какое бурное негодование вызвала такая нелестная характеристика у исполнительниц главной роли Натальи Хакимовой и Анастасии Чумаковой! И верно, зачем зрителям знать, что баядерки в Индии были на самом деле храмовыми проститутками, а отнюдь не романтическими созданиями? Балет-то не об этом! Хотя, думаю, так или иначе, скандальный рекламный трюк вызвал интерес у кого-то из публики. Но листовку из распространения ради спокойствия солисток пришлось изъять.

«Баядера» – первая премьера сезона

это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. История любовных треугольников баядерки Никии начинается с момента тайного свидания девушки и Солора. Балету Мариуса Петипа «Баядерка» уже почти полтора века, а его сюжет довольно прост.

Баядерка: история о любви

В основе «Баядерки» была любовная драма, завязкой напоминающая сюжет «Шакунталы»: знатный воин Солор влюблялся в баядерку, то есть храмовую танцовщицу, Никию. По мнению историков, литературной основой «Баядерки» послужила та же индийская драма Калидасты, что и в постановке «Шакунтала», но сюжеты этих двух балетов очень отличаются. Балет «Баядерка» − одна из самых знаменитых классических постановок − последний балет-феерия. В основе постановки − романтическая восточная легенда о несчастной любви храмовой танцовщицы (баядерки) Никии и храброго воина Солора. Или, если иначе, историк балета Ю. Слонимский вспоминает: «В первом акте Никия участвует в общем танце баядерок, где никак не выделена и имеет небольшое, очень скромное соло». Баядерка (балет) — У этого термина существуют и другие значения, см. Баядерка (значения). Баядерка Сцена из I акта, 1900 Композитор Людвиг Минкус Автор либретто Сергей Худеков Хореограф Мариус Петипа Последующие редакции Александр Горский Количество. Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января (по ст. стилю) 1877 года в петербургском Большом (Каменном) театре.

Можно и без Курентзиса: Пермский театр оперы и балета поставил «Баядерку»

«Баядерка» (1877) 14 декабря в Пермском театре оперы и балета состоялась знаковая премьера классической постановки легендарного балета Мариуса Петипа «Баядерка».
Баядерка — Википедия В основе «Баядерки» была любовная драма, завязкой напоминающая сюжет «Шакунталы»: знатный воин Солор влюблялся в баядерку, то есть храмовую танцовщицу, Никию.
Триумфальная премьера балета «Баядерка» в Красноярском оперном В конце января Большой театр представил возобновление балета Баядерка, приуроченный к возвращению шедевров Золотого Фонда театра на Историческую сцену.
Баядерка - Самарский театр оперы и балета - спектакли - Кино-Театр.Ру «Баядерка» – это красивая история о несчастной любви, ставшая одной из самых известных в русском балете.

Баядерка (балет)

Вы точно человек? Сюжет: В первой части рассказывается про воинов, которые решили пойти на охоту и приглашают с собой самого знаменитого и популярного воина по имени Солор.
Баядерка — Репертуар театра оперы и балета — Воронежский государственный театр оперы и балета Баядерка — балет в трёх действиях и пяти картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса.
Похожая на Болливуд: на сцену Михайловского театра блистательно вернулась «Баядерка» Коварный раджа приказывает служанке вынести баядерке корзинку с цветами, внутри которой спрятана ядовитая змея.
Триумфальная премьера балета «Баядерка» в Красноярском оперном История любовных треугольников баядерки Никии начинается с момента тайного свидания девушки и Солора.
Похожая на Болливуд: на сцену Михайловского театра блистательно вернулась «Баядерка» Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания.

WorldPodium в соц. сетях:

  • Балет «Баядерка»: содержание, интересные факты, видео, история
  • Энциклопедия балета
  • «Баядерка» (1877) • Arzamas
  • Казахский национальный театр оперы и балета
  • Действие первое

Краткое содержание «Баядерки»

  • Баядерка (балет)
  • Баядерка | MAMT
  • Действие первое
  • Баядерка (балет)
  • Действие первое
  • Балет "Баядерка": содержание, авторы, отзывы

Краткое содержание Балета Баядерка

Танцевальная драматургия ухудшалась, приходила в упадок. В те годы увлечение техникой распространялось по преимуществу из Италии, откуда пришли название первой танцовщицы — балерина и новый танцевальный костюм. Усложнение техники потребовало укорачивание юбки танцовщицы до колен, а энергичная манера исполнения движений заставила изготовлять эти юбки из упругой ткани. В новых условиях посыл при вращении стал играть более важную роль, чем воздушность прыжка и полёта. Вращательные движения вызвали необходимость уплотнения носка балетных туфель, в которые стали вшиваться стёганные матерчатые подушки, опиравшиеся на пробковую основу. Техника танца отвлекала внимание исполнителей от создания образа. В балете стала быстро распространяться условная пантомима это было нечто похожее на язык глухонемых — определённые жесты обозначали мысли и намерения исполнителей , не требовавшая ярких актёрских данных и легко усвоенная артистами, но малопонятная рядовому зрителю и доступная лишь балетным завсегдатаям. Это ещё более отдалило балет от широких масс, превращая его в кастовое искусство. Пётр Дмитриевич Боборыкин в своей книге «Театральное искусство» писал в 1872 году: «Если б в новое время балетная хореография не ударилась в чистую виртуозность… танцы могли сливаться на сцене в одно художественное целое с пантомимой.

Большинство же приёмов жестикуляции, введённых в новую хореографию, чисто условного характера. Они стоят вне всякого соответствия реальной правде или даже осмысленному символизму. Они зависят от произвола балетных хореографов». В Петербурге, где влияние зарубежных течений было сильнее, пантомима прочно вошла в балет. В Москве же были очень сильны реалистические художественные традиции Малого театра, и она прививалась медленнее. Однако крупнейшие русские балетные артисты в обеих труппах стремились обходиться без условной пантомимы, которая очень неблагоприятно отражалась в работе над образом и вела к театральному штампу. Значительно выросла за истекшее десятилетие техника классического танца. Появилась воздушная поддержка.

Характерный танец начал приобретать народную манеру исполнения. Использование для оформления спектаклей новинок зарубежной промышленности и техники неблагоприятно отразилось на развитии русской декорационной живописи. Водопровод, газовое и электрическое батарейное освещение, рефлекторы открывали новые возможности для создания феерических театральных эффектов. Это особенно ощущалось в балете и отодвигало декорационную живопись на задний план, подчиняя её техническим новшествам. Следствием этого было соединение в одном лице машиниста-механика сцены и художника-декоратора. В этом отношении особенно прославился московский декоратор и машинист Карл Вальц. Нововведения вызвали интерес публики, но в художественном отношении декорации этого периода значительно уступали оформлению предыдущих лет. Изменения в жизни общества, последовавшие за отменой крепостного права, обострили художественные разногласия между артистическим и демократическим зрителем.

Отступавшая буржуазно-дворянская эстетика стремилась удержать свои позиции в балете, уделяя основное внимание развлекательности танца в ущерб идейному содержанию. Этот путь должен был привести балет к гибели. Наступавшая демократическая эстетика требовала коренного переворота в искусстве, в том числе и в балете. Передовая интеллигенция ждала от балета не развлекательности, а служения обществу. Реализм стал главенствующим художественным направлением, и балетмейстеры лихорадочно и безрезультатно искали пути создания реалистических спектаклей. При этом они не учитывали, что балет — искусство условное и что реализм в балете значительно отличался от реализма в литературе и живописи. Кризис балета продолжался. Но, несмотря на свои неудачи, деятели балета продолжали поиски, и их упорство было залогом будущей победы.

Московская балетная труппа, пользуясь своим отдалением от столицы, вела открытую борьбу за новые пути развития балета. Уже в эти годы её деятельность стала привлекать неодобрительные взоры петербургского начальства, и дальнейшая судьба балета в Москве ставилась под угрозу. Петербургская балетная труппа под нажимом своего зрителя принуждена была отказаться от открытой борьбы и внешне капитулировать перед «балетно-консервативным союзом», но в действительности эта борьба продолжалась, хотя стала носить скрытый характер. Всё это подготавливало дальнейшее развитие русского балета, приведшие его к мировому первенству. С-1 Упорное стремление московской балетной труппы найти новые пути, которые приблизили бы балет к запросам зрителей, не встречало поддержки у петербургской дирекции. Несмотря на это, руководители балета в Москве продолжали свои поиски. В тот период значительно повысился интерес общества к серьёзной музыке. Это было связано с деятельностью открывшихся в Петербурге и в Москве консерваторий.

Разрыв между симфонической и оперной музыкой, с одной стороны, и музыкой балетных спектаклей, с другой, становился всё более очевидным. Основным сочинителем балетных партитур в те годы был Минкус. Алоизий Федорович Минкус 1827-1907 С-2 родился в Вене, где и получил музыкальное образование. Свою деятельность как создатель музыки для танцев и как дирижёр он начал в родном городе, руководя оркестром, пытавшимся конкурировать с оркестром знаменитого Иоганна Штрауса. В 1853 году Минкус принял предложение князя Юсупова и, приехав в Россию, стал руководить его крепостным оркестром. В 1855 году Минкус был приглашён скрипачом сначала в оркестр петербургской итальянской оперы, а затем на то же положение в Московский Большой театр. Здесь он впервые выступил как балетный композитор, написав в 1862 году музыку к балету «Два дня в Венеции». Последующие удачные музыкальные композиции создали ему имя, и в 1864 году Минкус был назначен «штатным балетным композитором» московских театров.

В 1867 году композитор пишет музыку к балету Сен-Леона «Золотая рыбка». Однако широкое признание пришло лишь после появления в Москве балета «Дон Кихот». Как и партитуры пуни, музыка Минкуса на всём протяжении сценической жизни этого спектакля подвергалась постоянным изменениям, дополнениям и искажениям, так что до нас дошла лишь небольшая часть сочинения, но она-то и есть наиболее известная и популярная. Как музыкант Минкус был изобретательнее и требовательнее к себе, чем пуни. Об этом свидетельствует отзыв критики, находившей музыку, написанную для «Баядерки», «слишком серьёзной» для балета. Однако партитуры Минкуса, несмотря на их большую танцевальность и мелодическое богатство, всё же не выходили за пределы своего узкого назначения и не выдерживали никакого сравнения с балетными сценами в операх русских композиторов. Эта музыка служила хореографу подспорьем для зримых композиций, которые он стремился создать, такую музыку часто называют прикладной служебной.

Для спектакля были созданы костюмы с кружевом и ювелирными украшениями. Новосибирский академический театр оперы и балета открылся 12 мая 1945 года. Здание театра является крупнейшим зданием театра в РФ. Оно представляет собой сложный и уникальный архитектурный комплекс и на сегодняшний день имеет статус культурного наследия РФ.

Русский балет. Балет в России достиг истинного расцвета,[1] став одной из визитных карточек страны и русского искусства. На сцене Театра оперы и балета имени С. Санкт Петербург.

Но я не пишу рецензию на постановку, а хочу поделиться своими яркими впечатлениями о посещении театра, о его внутреннем убранстве, о музыке, и конечно, о самом балете. Я чувствую, воспринимаю и наслаждаюсь этой музыкой и красивым зрелищем на сцене. Впечатления нереальные! Завораживающая хореография в великолепном исполнении талантливых артистов! Открывается занавес, артисты и оркестр погружают в прекрасный мир искусства, доставляя истинное наслаждение и на время заставляя забыть о реальном мире. Музыка Минкуса просто завораживает и не отпускает до самого конца балета. Своей эмоциональностью, ритмическим разнообразием, подчеркнутой театральностью она способствует созданию яркого зрелищного спектакля. В театре я отдыхаю душой, заряжаясь положительной энергией, которая так необходима в бешеном ритме или унылой обыденности повседневной жизни. Сюжет балета пропитан индийским народным колоритом, в центре событий - любовный треугольник.

Баядерка. Спектакль театра "Кремлевский балет"

У меня есть преимущество, в отличие от Мариуса Петипа, потому что я был на Шри-Ланке, в Индии, где наблюдал индийскую культуру вживую, а не через изображения", - сказал Дуато. Хореограф рассказал, что в первых двух актах много его собственной хореографии, однако третью финальную часть он постарался сохранить в оригинале, такой, какой ее создал Людвиг Минкус. Работа над спектаклем в театре началась в конце августа, когда в Новосибирской области была снята часть ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса. Для репетиций балета в полном соответствии с замыслом Дуато в Новосибирск специально прилетали солисты из театра Санкт-Петербурга, чтобы поделится опытом постановки "Баядерки".

Публика была в восторге: красивая музыка и сложная хореография, роскошные костюмы и удивительные декорации, захватывающий сюжет, яркие характеры и немного волшебства. После премьеры спектакль выдержал много постановок, как в России, так и за рубежом, и стал одним из наиболее популярных балетов.

Редактируя балеты Петипа, важно соблюсти баланс: мало couleur locale — страдают и «Тени», уменьшается контраст.

Именно это и происходит в версии Натальи Макаровой, вымаравшей ключевые характерные номера балета — «Индусский танец» и вариацию Ману. Макарова в прямом смысле сглаживает перепады рельефа «Баядерки»: изгибающийся пандус, с которого в картине «Тени» у Петипа змейкой сходят девушки, заменен на невысокую наклонную подставку без изгибов, а выразительные мрачные скалы — на невзрачный зеленый сад. Величественное шествие с небес на землю превращено в обыкновенную прогулку, эффект от мистического явления идеального белого балета в повседневной суете земного мира сведен на нет. Любопытно, что на афишах отсутствуют всякие упоминания об авторах номеров, со временем дополнивших оригинальную хореографию «Баядерки»: в списках авторов не значатся ни Николай Зубковский, ни Владимир Пономарев, ни Вахтанг Чабукиани — присутствует лишь горделивая фраза «Наталья Макарова по Мариусу Петипа». Замечательной балерине, впрочем, так и не удалось стать толковым хореографом: собственный танцевальный текст Макаровой в последней картине — к моменту ее отъезда из Ленинграда уже давно отсутствовавшей в мариинском спектакле — несколько суматошен и невнятен. Премьерная публика Музтеатра, судя по всему, видела «Баядерку» впервые в жизни и даже эту покоцанную, сжатую и не слишком умную версию великого балета Петипа принимала с восторгом — которого, впрочем, оказался вполне достоин не только безупречно проведший свою роль Сергей Полунин в партии Солора, но и весь исполнительский ансамбль, вплоть до призванных в ряды Теней учениц Московского хореографического училища. К публике вопросов нет: в конце концов, сегодняшняя ценовая политика Большого театра не способствует ознакомлению широких зрительских масс с достижениями балетного хозяйства.

Есть — к театральному начальству. Понятно, что Музтеатру очень хотелось иметь «Баядерку» в репертуаре: сохранившиеся спектакли «золотого классического века» можно по пальцам пересчитать, а их присутствие в афише — знак принадлежности к высшей театральной лиге, попасть в которую так стремился в последние годы МАМТ с его амбициозной репертуарной политикой купили лицензию на спектакли Ноймайера — и станцевали лучше, чем в Большом, купили лицензию на балеты Килиана — и опять победили в соревновании со старшим коллегой, отлично станцевали «Майерлинг» Макмиллана — и собираются в этом году поставить его же «Манон». Понятно, что худруку балетной труппы Игорю Зеленскому не слишком хотелось работать с редакциями «Баядерки», уже представленными на отечественном рынке в Большом идет версия Юрия Григоровича, в Мариинке — Пономарева—Чабукиани. Но почему бы тогда не заказать новую редакцию какому-нибудь знающему человеку? Очевидно, что самым эффектным ходом было бы возвращение на сцену реконструкции оригинального спектакля Петипа, осуществленной в 2002 году в Мариинке Сергеем Вихаревым и вследствие местных интриг исчезнувшей из репертуара, — но Музтеатру, боюсь, ее не потянуть в силу объективных причин: народу в труппе не хватит. Но зачем было привозить в Москву именно версию Макаровой — только из-за магии имени? В 1988 году в Лионе американец Энди Дегроут сотворил «Баядерку», действие которой происходит в Хиросиме 1945-го, Брюсселе 1993-го и на дискотеке в Токио в 2021-м.

Десять лет назад голландец Адриан Лютейн поставил «Баядерку» для голландской труппы «Интроданс» — мне довелось видеть акт «Теней», в котором хореограф, используя прежний «змеиный» ход, придумал оригинальное пластическое решение: тени были гнущимися, вьющимися, мягкими — и при этом не менее пугающими и не менее прекрасными, чем у Петипа. Быть может, Музтеатру стоило предложить отанцевать либретто Сергея Худекова? По крайней мере, был бы хоть какой-то шанс. Премьерой макаровской «Баядерки» МАМТ добровольно признался в готовности довольствоваться вторыми ролями на столичной балетной сцене — до недавнего времени казалось, что у Музтеатра амбиции все-таки несколько выше. Действие перенес в Индию, главной героиней сделал храмовую танцовщицу Никию, пострадавшую от коварства возлюбленного, воина Солора. Тот по ходу действия клянется в любви два пальца воздетой руки, устремленные в небо , обещает жениться те же пальцы, указующие на воображаемое обручальное кольцо , но в итоге предпочитает дочь раджи Гамзатти большая сцена с радостными танцами. Никии, по долгу службы явившейся танцевать на помолвку, по приказу соперницы вручают корзинку с ядовитой змеей раскрашенная гуттаперча, чья «активность» зависит от ловкости пальцев танцовщицы.

Солор, потрясенный смертью баядерки, употребляет опиум посредством кальяна и погружается в наркотические грезы, в процессе коих ему являются тени умерших дев с Никией во главе грандиозное гран-па с виртуозными танцами обоих. Тень баядерки вопиет о возмездии указание на небо всеми пальцами воздетой руки , и оно-таки наступает: начинается землетрясение, храм, где собираются соединить свои судьбы Солор и Гамзатти, рушится, погребая их под обломками. Чтобы зритель не сомневался, по чьей вине произошла катастрофа, Петипа заранее указывает на виновницу — тень Никии мелькает то тут, то там, отвлекая жениха от невесты. Занимательная история, рассказанная кудесником русской сцены, быстро стала блокбастером, лишившись, правда, сцены разрушения храма. Редакторы сочли, что реальное наказание вполне может быть замешено метафорическим, танцевальным. Мнения коллег не разделила прославленная балерина Наталья Макарова, в 1980-м вернувшая означенную сцену в постановку Американского балетного театра. В этом варианте спектакль отныне будут представлять и в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, украсившем свои афиши изображением несравненной Натальи Романовны в роли баядерки.

Если версию Макаровой востребовали ради «наказания», не стоило было и затевать постановку. Финальные объяснения героев имеют смысл лишь при показе масштабных разрушений тяжесть наказания должна быть соразмерна тяжести преступления , а небольшая сцена «Стасика» для таковых не приспособлена. Посему возмущение природы изобразили, не прибегая к машинерии, с помощью видеопроекции, причем взамен бурных катаклизмов в духе канала «Дискавери» публика получила супрематическое движение белых пятен и красных полос. Остальное оформление художники — Пьер Луиджи Самаритани и Иоланда Соннабенд — очаровательная полянка, где горит священный огонь, уютные покои раджи, лужайка перед дворцом, сияющие цветами радуги костюмы — выдержано в реалистическом духе и соответствует масштабам театра. То есть вопреки величественному замыслу Мариуса Ивановича, выпускавшего на сцену бутафорского слона в натуральную величину, тяготеет к камерной, почти интимной драме. Апофеозом живописного интима становится некогда близкий космическому путешествию выход теней, обернувшийся бесхитростной девичьей прогулкой. Вместо схождения с Гималаев читай: длинного, уходящего в бесконечность пандуса тени спускаются с мини-пригорка аккурат в раскидистые кусты.

На столь прелестном фоне страсти героев рискуют стать домашней разборкой ветреного мужчины и его верных подруг. В том, что этого не произошло, — заслуга премьера «Стасика» Сергея Полунина, изобразившего своего персонажа почти Чайльд Гарольдом. Этот Солор зависает в прыжках, словно раздумывая, стоит ли ему возвращаться на грешную землю, устремляет вдаль затуманенный взор и явно переживает разлад между мечтой и действительностью. Последняя материализуется в обликах Гамзатти Эрика Микиртичева и Никии Наталья Сомова , и вместе, и врозь посягающих на прайвеси воина. Первую он роскошным жестом отбрасывает в руки раджи получайте, папа, свою активную дочку. А вторая к финалу своего земного пути утомляет героя настолько, что даже всплакнуть над телом он не в состоянии — не дожидаясь конца агонии, тихо ускальзывает в кулису. Дамы, разумеется, пребывают в тени великолепного Полунина, хотя в сольных фрагментах выглядят достойно.

Но если на сцене в это время присутствует премьер, безропотно отдают ему львиную долю зрительского внимания. В достоинства спектакля, кроме Полунина, стоит записать компактность хорошо для детских утренников , два антракта пригодятся для корпоративных вылазок и прекрасные возможности для муштры женского кордебалета — «теневой» ансамбль, единый в 32 лицах, публика проводила овацией. В список недостатков можно занести отсутствующие хиты — индусский танец и танец «Ману», а также неожиданный просчет мастера балетных аранжировок Джона Ланчберри. Музыку Лео Минкуса, конечно, трудно назвать шедевром, однако и там попадаются неплохие мелодии вроде предсмертного танца Никии. И надо же так случиться, что именно этот лирический оазис исказили странные паузы, по мысли сэра Джона означающие прерывистое дыхание героини, но на деле мешающие и балерине, и оркестру. Коммерсант «Баядерку» придавило камнями 21 октября 2013, Татьяна Кузнецова «Баядерка» — балет про недозволенную любовь храмовой танцовщицы к храброму воину, про ее убийство знатной соперницей и про гнев богов, обрушивший храм на злоумышленников,— был поставлен Мариусом Петипа в 1877 году. Балету повезло: он подвергался разным редакциям, но успешно пережил советскую власть, потеряв только акт с финальным катаклизмом.

А главный шедевр спектакля — сцена «Тени», в которой обкуренному герою-воину привиделась погибшая баядерка в окружении множества таких же невинных душ,— получил самостоятельную жизнь в качестве одноактного балета. Многоактную «Баядерку» мечтает иметь в репертуаре каждый театр: это пропуск в высшую балетную лигу. В принципе, ставить этот балет не возбраняется любой большой труппе; однако, если ее профессиональный уровень недостаточно высок, неизбежен шумный конфуз — как у недоученной Элизы Дулитл на скачках в Аскоте. Такую неприятность лет шесть назад пережил и музтеатр Станиславского — а ведь его тогдашний балетный худрук Михаил Лавровский поставил всего лишь акт «Теней».

Андрис Лиепа неоднократно сам танцевал «Баядерку» на сценах знаменитых российских театров. Этот балет — уникальное явление в мире искусства. Его исполнение требует слаженной хореографии одновременно большого количества танцоров. Лиепа изменил структуру балета, убрав ряд сцен и дополнив постановку яркими, масштабными декорациями, создающими настоящую восточную атмосферу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий