Еще одна жительница блокадного Ленинграда Елена Тихомирова присоединилась к обсуждению по видеосвязи. Смотрите онлайн видео «Блокада Ленинграда глазами детей» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве, опубликованное 27 января 2024 г. 11:36 длительностью 00:04:02 на видеохостинге RUTUBE.
Просмотр новости
С 1 февраля 2024 года в отделе «Детство» открылась выставка рисунков «Блокада глазами детей», посвященная 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. К этой важной памятной дате 26 января в Воробьевской библиотеке-клубе прошло мероприятие «Блокада Ленинграда глазами детей». И если гибель одного малыша можно назвать трагедией, то для того, что случилось с детьми Ленинграда в годы блокады, сложно подобрать определение.
«Блокада Ленинграда глазами детей»
- Блокада Ленинграда глазами детей – Учительская газета
- Выставка рисунков "Блокада Ленинграда глазами детей"
- «Блокадный дневник»: петербуржцы поделились своими воспоминаниями о тех страшных 900 днях
- Выставка рисунков"Блокада Ленинграда глазами детей"
- Нина Мельникова: воспоминания о блокадном детстве - Гатчинская правда
Please wait while your request is being verified...
Какими были их мысли, настроения рассказали девочки, которые с родителями подготовили стихи. Итогом мероприятия стала выставка рисунков на тему «Блокада глазами детей». Воспитанники почтили память погибших минутой молчания под звуки метронома. Мы помним!!!
Шостаковича и историей ее создания.
В этот же день учащиеся школы, как и многие приозерцы, зажгли сотни свечей в память о погибших, но не сдавшихся ленинградцах. Во всех классах школы прошли уроки мужества, посвященные этой памятной дате. Итогом памятной декады стала выставка рисунков «Блокада глазами детей 21 века». Подвиг ленинградцев бессмертен, и мы отдаем дань вечного уважения и вечной благодарности защитникам Ленинграда.
Шувалова, зам.
Блокада Ленинграда - одна из самых тяжёлых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны, которая продолжалась 872 дня с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. В память об этих событиях в Муромском СРЦН организовано участие детей в областном конкурсе рисунков «Блокадный Ленинград глазами детей» как дань героическому прошлому народа Ребята постарались отобразить в рисунках своё видение истории, свое отношение к великому подвигу жителей блокадного Ленинграда. Глядя на творчество современных мальчишек и девчонок, мы понимаем, что даже дети, не видевшие ужасов войны, не могут остаться равнодушными к трагическим событиям тех лет. Те, кто об этом знает, этого никогда не забудет. Материал подготовлен инструктором по труду В.
С 23 января по 30 января в детской библиотеке проходит Неделя Памяти, посвященная 74 годовщине снятия блокады Ленинграда. Сотрудники информационно—справочного центра Алёшкина Е. Затаив дыхание, школьники слушали рассказ о войне, о блокаде, о мужестве и самоотверженности жителей города на Неве.
Ребята узнали о том, как маленькие ленинградцы в блокадном городе сражались с голодом, холодом, смертью, как с первых дней войны старались помочь взрослым: вставали за станки вместо ушедших на фронт родителей, строили оборонительные укрепления, ухаживали за ранеными.
Детские воспоминания блокадников
В Петербурге открылась выставка о блокадном Ленинграде глазами современных детей. В рамках военно-патриотического месячника ребята просмотрели посмотрели документальный фильм «Блокада Ленинграда глазами детей», посвящённый 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Но кому-то надо было, чтобы мы выжили и рассказывали детям в школах, на уроках мужества о жестокой блокаде Ленинграда.
Блокада Ленинграда - глазами современных школьников
Слишком разные задачи у Красной армии и у армий империалистических стран! Когда же он случился, Лидия оказалась просто не готова: окоп вырыть не успела. Немецкие самолеты летали над самой землей и сбрасывали бомбы. Защиты не было: ни зениток, ни убежищ. Девушка уткнулась лицом в раскопанную землю. К горлу подкатывал ком, неизвестно, чего было больше в ее чувствах: ненависти к оккупантам или страха и боли? Она встала и пошла по дороге в сторону Стрельны, с удивлением отметив, что так сделали почти все.
Словно во сне она слышала голос, раздававшийся из громкоговорителя: «Немедленно возвращайтесь! Кто не вернется, будет судим по законам военного времени! Девушка шла, тихо повторяя про себя: «К школьникам это не относится! Завод делал противотанковые снаряды. Девушка работала в ОТК, выбраковывала сталь. Пресс Бринелля — механизм несложный.
Крутишь рукоятку, нагнетаешь масло. Маленький шарик вдавливается в плоскую поверхность снаряда. Затем надо определить диаметр ямки и выбить маркировку — твердость стали данной партии. Лидия старалась быть предельно внимательной, чтобы не ошибиться. Город бомбили теперь постоянно. Вражеские снаряды падали и недалеко от завода, из-за чего на несколько минут гас электрический свет.
Посторонних разговоров в цехе почти не было. Лишь иногда старшие сверстницы рассказывали о своих женихах, которых проводили на фронт. Мама хотела, чтобы я получила образование, а для этого надо было учиться. Я была против. У меня — рабочая карточка, а так я становилась нахлебником в семье. Голод уже начинался, хотя самое страшное было впереди.
К тому же мне хотелось быть сопричастной общему делу освобождения Родины от врага. Теперь ее норма хлеба — 125 граммов, как у мамы, бабушки и брата. Мама пыталась выкупить по карточкам оставшиеся продукты. В магазинах — страшная давка. Что делать, у всех положение одинаковое. Отцу удалось достать немного касторового масла.
На нем можно жарить хлеб. А в квартире холодно и нет электричества. Но надо было жить и помогать другим. Дети во время блокады Ленинграда День 3 декабря выдался необычным. Вечером пришла тетя Лиза, живущая неподалеку, и сразу с порога: «Поздравляю с именинницей». Лидия схватилась за голову: «У мамы же сегодня день рождения и именины.
Как это я забыла? Немедленно был накрыт стол, белая скатерть напомнила о далеких мирных днях. Каждый получил по крошечному кусочку хлеба с вареньем. В декабре на людей стало страшно смотреть: серые худые или опухшие лица, отрешенные глаза. Каждый день Лидия видела, как мимо их дома эти истощенные голодом люди везут гробы, ящики, просто саночки с телами умерших родных, по направлению к Волковскому кладбищу. Ей казалась, что эта вереница с каждым днем делалась все длиннее.
Это было мучительно. Еще мучительнее было видеть глаза людей, бесцельно простоявших в очередях с 4-5 утра до самого вечера. На улице темно, метет снег, а люди, покачиваясь, плетутся домой, где их ждут голодные рты. Когда же это закончится? Она сидела за столом и писала: «Это, наверное, как кризис в болезни. Хуже не будет.
Это надо пережить, потом все наладится. Скорей бы. А то сил становится с каждым днем меньше. Мне стыдно писать это, здоровой 16-летней девушке». Она провела ладонью по лицу. Оно опять опухло.
А папа весь сгорбленный, он выглядит совершенным стариком, на работу ходит с палочкой, а ему ведь 46! Мама совсем больна, сердце… Транспорта нет, и ей приходится каждый день ходить пешком на работу в капеллу, а это так далеко. Зачем из-за школы я бросила завод, зачем? Она прислушалась… Мертвая тишина. Мертвый город. Ни звона трамвая, ни сигнала автомобиля, ни гудка паровоза, ни звука человеческого голоса.
Дома тоже тишина, радио молчит. Лидия с надеждой посмотрела на него: «Сказали бы хоть что-нибудь ободряющее». И вдруг словно исполняя ее желание, радио ожило, голос диктора громко проговорил: «Послушайте статью: «Зверские издевательства фашистских палачей над…». Слова резали ее сердце, как нож: «Господи! Нет, пусть уж лучше тишина! Ночью ее разбудили гулкие раскаты.
Начинаешь невольно задумываться: а было ли у них детство? Думаю, что нет. Их детство закончилось с приходом войны на родную землю. Война закалила характер маленьких ленинградцев, воспитала в них новые качества, присущие взрослому человеку.
На момент начала полномасштабной блокады, в Ленинграде оставалось огромное количество детей: от малышей до подростков. Думая о них сейчас, невозможно даже представить себе: как дети, которые ещё вчера наслаждались беззаботной жизнью, в один момент повзрослели и помогали взрослым везде, где не хватало рабочих рук. Всего один изменил их детство и «перевернул» жизнь. Голод — самое страшное, что было в то время.
Была лишь одна дорога — Дорога Жизни. Она пролегала через Ладожское озеро и была шансом на спасение для целого города. Под налетами авиации и артиллерийскими ударами, борясь со страхом провалиться под лёд, в город привозили продукты питания и лекарства. Обратно вывозили раненых и тяжело больных, эвакуировали стариков и детей.
Люди пухли от голода — рабочим давали всего 250 граммов хлеба, служащим и детям — 125. В те дни Ленинград, как никогда, нуждался в помощи. Многие жители мала до велика совершали подвиги: помогали при разгрузке продуктов и медикаментов, посещали госпитали, помогали тяжело больным солдатам, строили баррикады и тушили пожары, трудились на заводах.
Очнулась я уже в больнице — одна, в темноте, не понимая, где я.
Было темно, страшно, над дверью тускло горела синяя лампочка. Я начала плакать. Пришла нянечка, стала меня утешать, говорила, что я здесь не одна, что я болею, что обо мне знают и не оставят меня, что в этой комнате еще много кроватей, и на них тоже лежат дети. С тех пор я боюсь темноты...
В эвакуации - После больницы меня взяла к себе тетя. Потом отправили уже с другим детским домом в эвакуацию. Из Ленинграда нас вывезли осенью 1942 года по «Дороге жизни». Сначала везли на машине, потом на барже по Ладоге.
Над головами носились немецкие самолеты, но мы к ним уже привыкли и не обращали внимания: разбомбят, так разбомбят... Я о самолетах не думала, я боялась одного - потерять галоши и свой чемоданчик с вещами. Потом нас долго везли на поезде, и немцы обстреливали и бомбили вагоны. Во время бомбежек поезд останавливался, мы выбегали и прятались в лесу.
Во время обстрелов заползали под полки. Так мы доехали до Новосибирска, а потом нас отвезли в Алтайский край, в село Баево. Здесь войны уже не было. Мы жили в длинном деревянном доме.
Кормили нас супом и кашей из тыквы и кукурузы, но есть все равно хотелось всегда. Я научилась плавать в реке Кулунде и ловко ныряла на дно за ракушками. Найти такую ракушку для нас было большой радостью и гордостью. Еще одной радостью было пение: сколько мы знали и умели петь хором русских народных песен!
В детском доме я прожила три года. Там пошла в первый класс, хотя меня сначала не хотели брать — такая я была маленькая. У нас не было ни книг, ни тетрадей, ни ручек. Писали мы на газетах карандашом, к которому ниткой было примотано перышко.
Книга была на весь класс одна. Из военного детдомовского детства я на всю жизнь сохранила любовь к чтению, пению и плаванию... До меня уже тогда дошло, что я круглая сирота. Но сразу нас родственникам не отдали — мы были очень слабыми от голода, и нас нельзя было перекармливать.
Всем составом нас отправили в детскую больницу, где потихоньку начали кормить. Как только мы пришли в больницу, думали, вот, сейчас наконец наедимся. Не тут-то было! Перед нами поставили тарелочку с булкой.
Впервые за долгое время я увидела белую булку. Мы эти булки сразу расхватали и думали, что еще положат, но — нет! Нас потихоньку начали приучать к нормальной еде, и только когда мы наконец перестали постоянно хотеть есть, отдали нас родственникам. А у меня вместе были и детство, и война, - говорит Нина Григорьевна с горькой улыбкой.
Повзрослев, Нина Григорьевна Мельникова закончила педагогическое училище, долгие годы преподавала географию в школе.
Ее участники говорили о блокаде Ленинграда, цитировали стихи и смотрели видеосюжеты. О тех страшных днях из первых уст рассказали пережившие их женщины — дети блокадного города. Среди всех войн, которые выпали на долю нашего государства, самое страшное — то, что произошло в Ленинграде. Страшнее этих событий, пожалуй, не было», — открыла мероприятие народный учитель Российской Федерации Ольга Ройтблат. Она напомнила, что Тюменская область в годы Великой Отечественной войны была в составе Омской, поэтому в документах значится та территория. По словам Ольги Ройтблат, в военные годы более 18 тысяч детей были привезены в Тюмень. Эти дети были из разных регионов, в том числе из Ленинграда. Ослабленных и голодных ребят везли в Сибирь, и именно здесь им старались вернуть детство — учили, воспитывали, лечили.
Блокада глазами ребенка
Бессмертная память. Чечина; художник-оформитель М. Тихонов; художник В. Ребята постарше дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы — «зажигалки», помогали в госпиталях, выступали с концертами перед ранеными. При этом они оставались детьми — любопытными, изобретательными, часто безрассудно смелыми — когда были силы отправляться исследовать родной, но изменившийся до неузнаваемости город.
Старшая дочь Савичевых, несмотря на голод и сильное истощение, до последнего дня продолжала трудиться на заводе и сдавать кровь для раненых.
Вскоре после нее с работы не вернулась Нина, но в этот раз Таня не стала ничего записывать в дневнике — она верила, что сестра жива. Нина действительно выжила: ее с другими работниками завода в спешке эвакуировали из города прямо с работы. Но Таня этого уже не узнала. Страшные записи продолжали появляться одна за другой«Б»: Бабушка умерла 25 янв. Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.
Судя по всему, после смерти мамы Таня потеряла надежду на то, что Нина и ее брат Михаил, пропавший без вести, когда-нибудь вернутся живыми. Последние записи в ее дневнике располагались под буквами «С», «У» и «О». Таня написала: «Савичевы умерли». Через пару лет не осталось и самой Тани. Измученная дистрофией, цингой и туберкулезом, 1 июля 1944 года девочка тихо умерла в доме инвалидов в Горьковской области, уже будучи в эвакуации.
Дневник Тани Савичевой после ее смерти нашла вернувшаяся в Ленинград Нина. Сегодня девять листочков, исписанных карандашом, хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, а их содержимое известно во многих странах и продолжает напоминать нам об ужасах войны. Там ее мать умерла, и опекунство над Леной взяла ее тетя — балерина Ленинградского малого оперного театра Елена Бернацкая, которую впоследствии девочка стала называть матерью. Свой дневник Лена начала вести 22 мая 1941 года. Сначала он был похож на обычные девичьи записки, тон их был бодрым, слог — живым.
Но с началом войны, а затем и блокады Ленинграда, характер записей изменился. Лена стала откровенно описывать тяготы жизни в осажденном городе: ужас и голод, постоянные бомбежки, крошечные пайки хлеба и, наконец, смерть самого близкого человека. Вот несколько строк из ее дневника: «Когда я утром просыпаюсь, мне первое время никак не сообразить, что у меня действительно умерла мама. Кажется, что она здесь, лежит в своей постели и сейчас проснётся, и мы будем с ней говорить о том, как мы будем жить после войны. Но страшная действительность берёт своё.
Мамы нет! Мамы нет в живых. Нет и Аки. Я одна. Прямо непонятно!
Временами на меня находит неистовство. Хочется выть, визжать, биться головой об стенку, кусаться! Как же я буду жить без мамы. А в комнате запустенье, с каждым днём всё больше пыли. Я, наверно, скоро превращусь в Плюшкина...
Елена Бернацкая умерла 7 февраля 1942 года. Лена до последнего ухаживала за ней, хотя понимала, что дни ее «мамы» сочтены: «Эти последние дни, 5, 6, 7 февраля, мама почти совсем со мной не разговаривала. Она лежала, закрывшись с головой, очень строгая и требовательная. Когда я бросилась со слезами к ней на грудь, она отталкивала меня: «Дура, что ревёшь. Или думаешь, что я умираю».
Вот давай-ка мы лучше на горшок с тобой сходим. Ну-ка, сними одеяло. Так, теперь сними левую ногу, теперь правую, прекрасно». И я снимала с кровати на пол ноги, когда я дотрагивалась только до них, это ужасно. Я понимала, что маме осталось недолго жить.
Ноги — это были как у куклы, кости, а вместо мышц какие-то тряпки.
Еще одна жительница блокадного Ленинграда Елена Тихомирова присоединилась к обсуждению по видеосвязи. Сейчас она возглавляет общественную организацию «Жители блокадного Ленинграда» и тоже помнит эту страшную страницу в своей жизни. Она рассказала о том, как проходила эвакуация людей из блокадного города.
В 1945 году она попала в Тюмень и училась здесь в школе, а в 1946 году вернулась в Ленинград. Председатель Общероссийской общественной организации содействия развитию педагогических кадров «Всероссийское педагогическое собрание» Валентина Иванова предложила поставить памятник блокадникам на Текутьевском кладбище в Тюмени, а также включить тему блокады Ленинграда в школьную программу. И очень бы хотелось, чтобы мы передали будущим поколениям эту память. Мы благодарны нашим советам ветеранов педагогического труда за огромнейшую работу по увековечиванию роли учительства в тяжелые суровые годы.
Я рада, что сегодня наши ветераны выступают лекторами, руководителями музеев и пытаются донести важный материал до молодежи и педагогов», — подытожила председатель Тюменской межрегиональной организации профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Валентина Худякова.
Мне он уже несколько раз приснился, и все в таких снах, что в действительности ничего такого не может быть... Дома она приберет все, помоет, как простая хозяйка, а потом оденется лучше и идет на работу, как прекрасная дама. Да, он очень большой эгоист во всем. Он отказывается от дежурства, хочет все как-то получше, от меня же требует беспрекословного повиновения и, в то же время, любви и простоты. Как и другие физические страдания, его нельзя передать полностью на словах или в письме: его надо испытать. Это страшное чувство: хочется есть. Хочется есть что-нибудь — хлеб, картошку, дуранду, мясо, сахар, шоколад — лишь бы есть, лишь бы побольше. Остальные чувства и мысли притупляются, думаешь о еде, о прошлой еде, о будущих счастливых временах. В будущем ставишь себе первую проблему насытиться.
Раньше у него был разговор, обычно полушутливый, что, возможно, придется есть кошек, но дальше шутки не шло. Я обмерла. Папа сказал, что очень хочет есть, а потому принес для себя, и чтоб я не волновалась. Я не могла выдержать непреодолимое чувство отвращения, гадливость наполняла меня, я расплакалась и уехала к Маме. Вернулись мы вдвоем. Понемногу я успокоилась. Действительно, ведь все это лишь предрассудки. Это было вкусно, совсем без привкуса, жирно, питательно, но ели мы, скрывая от других, ели, редко глядя друг другу в глаза. О, как просто все это случилось. Болела Мама, Папа жил на Почтамте, был в стационаре и немножко подправился, потом вдруг заболел поносом, ничего не ел, стал чахнуть и...
Я провела у него предпоследнюю ночь, Мамочка — последнюю. Правда, без гробика, но мы себя так плохо с Мамочкой чувствовали, а ведь так трудно, помощи никакой. Милый Папочка, прости, что мы тебя зашили в одеяло и так похоронили. Миша Тихомиров, 15 лет: «Весеннее — недоступно» Жил в Ленинграде с сестрой Ниной, которая была младше его на год, и родителями. Мать и отец работали школьными учителями. Миша собирал в блокадном городе микроскоп и вел дневник с 8 декабря 1941-го по 17 мая 1942, не пропустив ни одного дня. Вел до самой своей смерти: 18 мая он погиб от снаряда, который упал на трамвайную остановку. Записи брата сохранила его младшая сестра Нина. Миша назвал ее Нинель. Дневники 1941-1945 10 декабря 1941-го: Клея по городу нет.
При случае запасем еще. Пока он идет у нас замечательно с разными острыми приправами. Я получил замечательный коллективный подарок: альбом для рисования и великолепно изданную книгу «Античное и новое искусство» с замечательными репродукциями творений великих мастеров. Потом начался обед, состоявший из двух тарелок густого супа с капустой, каши из разваренных бобов сои с лапшой кажется, никогда не ел такой вкусной! К кофе было выдано по кусочку вареной почки, тресковых консервов, хлеба, меда. Из всего этого каждый состряпал десяток миниатюрных бутербродов и с наслаждением, медленно, съел. Кроме того, ко сну мама выдала по нескольку конфет. Организм почувствовал сытость! Люди по городу ходят как тени, большинство еле волочит ноги; на «больших дорогах» к кладбищам масса гробов и трупов без гробов, трупы, просто лежащие на улицах, — не редкость. Они обычно без шапок и обуви...
Трудно будет выдержать этот месяц, но надо крепиться и надеяться. Слухи из разных источников, поэтому, я полагаю, это можно принять как факт. Жители же совсем спокойны: то ли привычка, то ли перенесли неизмеримо больше. На первый взгляд все это весеннее, веселое, но война и блокада — два слова, объясняющие все. Весеннее — недоступно. И понятно: трава уже большая, скоро будут листья на кустиках уже есть , а погода!..
Лента новостей
- Детские воспоминания блокадников — По ком звонит колокол
- Сообщите новость
- «Дистрофиков привезли!»
- Как выживали дети в блокадном Ленинграде
- Блокада Ленинграда - глазами современных школьников
- «Никогда себе не прощу ту краюшку хлеба». История блокады Ленинграда глазами ребенка
Блокада глазами ребенка
27 января является Днём воинской славы России — это День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Именно, им – детям блокадного Ленинграда, посвящен фильм «Блокада Ленинграда глазами детей», который посмотрели ребята 3 А класса. Дети осажденного Ленинграда вспоминают, как это было. 18 января 1944 года была прорвана блокада Ленинграда – Самые лучшие и интересные новости по теме: Блокада, война, дети на развлекательном портале Глядя на фотографии детей блокадного Ленинграда, каждому из нас становится не по себе.
Блокада Ленинграда глазами современных детей
Подведены итоги проведения Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград» и конкурса творческих работ учащихся «Блокадный Ленинград глазами современных детей». Блокада Ленинграда стала тяжким испытанием не только для взрослых, но и для детей. Она посвящена годовщине освобождения Ленинграда от блокады. Подведены итоги проведения Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград» и конкурса творческих работ учащихся «Блокадный Ленинград глазами современных детей». В рамках данного события во второй младшей А группе было проведено НОД «Блокада Ленинграда глазами детей», цель которого воспитание нравственно-патриотических качеств у подрастающего поколения. Полное снятие фашистской блокады для Ленинграда — это как второе рождение, возрождение к жизни после страшных испытаний.