Гагарин – первый космонавт СССР и мира, ставший символом развития советской авиации и науки.
Гагарин, Юрий Алексеевич
9 марта летчику-космонавту СССР, Герою Советского Союза Юрию Гагарину исполнилось бы 90 лет. 27 марта исполняется 55 лет со дня гибели двух легендарных летчиков — Героя Советского Союза Юрия Гагарина, первого космонавта Земли, и Героя Советского Союза Владимира Серегина — летчика-испытателя. Уже в пятидесятые Советскому Союзу удалось достигнуть значительных успехов, среди которых запуск первого искусственного спутника земли в 1957 году, также нашим ученым удалось первыми сделать снимок обратной стороны Луны в 1959 году. Полет Гагарина стал триумфом советской космической программы, он стал национальным героем Советского Союза и Восточного блока, а также мировой знаменитостью.
9 марта 1934 года родился Юрий Гагарин
После окончания войны семья Гагариных перебралась в город Гжатск, где Юрий снова смог приступить к учебе. Будущий космонавт был способным учеником, интересовался музыкой, фотографией, очень любил читать. В 1949 году Гагарин окончил шесть классов и поступил ремесленное училище в подмосковных Люберцах. Одновременно юноша учился в вечерней школе рабочей молодежи. Тогда же Юрий начал играть в баскетбол и даже стал капитаном команды. В 1951 году Юрий Гагарин получил специальность «формовщик-литейщик» и окончил седьмой класс в школе рабочей молодежи. Московское областное управление трудовых резервов направило его на учебу в Саратовский индустриальный техникум. В 1955 году Юрий получил диплом с отличием по специальности «литейное производство». Во время учёбы в Саратове произошло знакомство Гагарина с небом. Занимаясь в Саратовском областном аэроклубе, он выполнил 196 полетов на самолёте ЯК-18, налетав 42 часа 23 минуты.
Учёба в лётном училище После окончания аэроклуба Юрия Гагарина направили в Оренбург в Первое Чкаловское Высшее авиационное училище летчиков. Во время учёбы он летал на самолётах: ЯК-18; МиГ-15бис. Он выполнил 586 полетов, общий налет составил 166 часов 41 минуту. Получив квалификацию летчика-истребителя, Юрий Гагарин отправился к месту службы в Заполярье в истребительный авиационный полк Северного флота. К тому времени у молодого летчика уже была семья. В 1957 году Гагарин женился на Валентине Горячевой, сотруднице Центра управления полетами.
Выпускные экзамены, прошедшие 17—18 января 1961 года, все шестеро сдали на отлично. Однако лучшим оказался именно Гагарин — его в итоге и назначили командиром отряда космонавтов. Первый человек в космосе Руководство СССР ожидало полета американцев в космос в 20-х числах апреля, поэтому решило сработать на опережение. Корабль «Восток-1» пришлось запускать на орбиту в менее безопасном для пилота состоянии, чем планировалось изначально.
Из его конструкции были убраны такие элементы, как система аварийного спасения на старте, система мягкой посадки корабля и дублирующий тормозной механизм. Последнее решение было обосновано тем, что даже при полном отказе тормозов «Восток-1» провел бы на орбите не более 10 дней, а затем, вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы, сам бы вернулся на Землю. Однако ситуация повернулась так, что, если бы базовый тормоз отказал, Гагарин мог вернуться на поверхность планеты уже мертвым. Дело в том, что при запуске отказал другой механизм — система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени — из-за чего ракета поднялась не на 180-200 километровую высоту, а на 302 километра выше уровня моря. При отказе тормозов на такой высоте Гагарину пришлось бы провести в космосе от 20 до 50 дней, а не 10 суток, как планировали конструкторы корабля, создавая систему жизнеобеспечения пилота «Восток-1». К счастью, этого не произошло. Произнеся свое легендарное «Поехали! На орбите он сообщал о своих ощущениях, видах Земли, звезд и солнца. Также космонавт смог первым из людей увидеть состояние невесомости: карандаш, которым он делал записи, «улетал» от него. Проведя там в общей сложности 108 минут, «Восток-1» начал снижение.
Спуск происходил по баллистической траектории, в результате чего Гагарин испытывал 8—10-кратные перегрузки. Будучи прекрасно подготовленным, космонавт сумел их вынести, однако факт того, что его корабль при соприкосновении со слоями атмосферы начал гореть, не мог его не беспокоить.
В 1957 году они вместе служили в Мурманской области на Кольском полуострове в п. Кстати, в это время Юрий Алексеевич еще не был знаменит Фуражка на голове Ахмета Николаевича Гассиева будет подарена Юре Гагарину для того, чтобы он имел возможность отдать честь при раппорте во время встречи с членами госкомиссии. Июнь 1961 года.
Кстати, эта фотография является случайным снимком. Август 1965 г.
Развит весьма гармонично. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Любит повторять: «Как учили!
Смущается, когда «пересолит» в своих шутках. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память». Изначально на первый полёт в космос претендовали 20 человек, формировавшие первый отряд космонавтов СССР. После нескольких экзаменов Гагарин был назначен командиром отряда, а к началу апреля его окончательно выбрали для первого полёта в космос. Дублёром стал Герман Титов.
Группа будущих космонавтов на Байконуре перед стартом Ю. Гагарина, апрель 1961 г. Слева направо: Г. Нелюбов, В. Быковский, Ю. Гагарин, А.
Николаев, Г. Титов, П. Попович Корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту стартовал в 9:07 по московскому времени 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур. В момент старта корабля первый космонавт планеты произнёс легендарную фразу «Поехали! Фраза эта стала привычной для Гагарина после многочисленных тренировок. Лётчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Галлай, руководивший тренировками, давал им старт именно словом «Поехали!
В ней приведена стенограмма переговоров космонавта, имевшего позывной «Кедр», с главным конструктором «Востока-1» Сергеем Королёвым он общался с Гагариным с позывного «Заря». Юрий Гагарин и Сергей Королёв, 1964 год ««Заря». Полёт проходит нормально, орбита расчетная.
История одной катастрофы. Почему погиб Юрий Гагарин?
Подвиг и жизнь Юрия Гагарина: 89 лет со дня рождения первого космонавта Подвиг и жизнь Юрия Гагарина: 89 лет со дня рождения первого космонавта 09. Будущий покоритель космоса происходил из многодетной крестьянской семьи: его отец, Алексей Иванович Гагарин, был плотником, а мать, Анна Тимофеевна Матвеева, работницей молочно-товарной фермы. Известно, что родители души не чаяли в своих четверых детях и много занимались ими. Через год после того, как Юра пошел в школу, началась Великая Отечественная война, и деревня, в которой он жил, почти на полтора года оказалась в немецкой оккупации. Его уже достаточно взрослых брата и сестру нацисты увезли на работы в Германию, где те чудом остались живы. После войны они вернулись домой. Тогда же семья решила переехать в город Гжатск. В 1949 году Гагарин уехал в Москву к родственникам, где через пару лет поступил в Саратовский индустриальный техникум и записался в клуб авиалюбителей.
Именно там будущий покоритель космоса познакомился с трудами Константина Циолковского — полученные благодаря им знания сыграли едва ли не определяющую роль в его судьбе. Армия После окончания техникума юноша отправился в военное авиационное училище летчиков имени К. Ворошилова, где учился у известного в то время летчика-инструктора Акбулатова. Гагарин показывал выдающиеся результаты, однако посадки самолетов давались ему плохо: летательный аппарат все время клевал носом, и этот незначительный огрех едва не стоил карьеры будущему космонавту. Требования к курсантам были очень высоки, и Гагарина уже собирались отчислить, когда начальник училища понял, в чем проблема начинающего пилота. Дело в том, что из-за невысокого роста у юноши были проблемы с углом обзора для посадки. Специально для него сиденье самолета переоборудовали, и с того момента проблем с приземлением у Гагарина больше не было.
Окончив авиационное училище в 1957 году, молодой офицер начал служить в Мурманской области.
Осенью 1961 года он поступил на инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Жуковского, который окончил в 1968 году с отличием по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним» и получил квалификацию «летчик-космонавт-инженер».
Гагарин был назначен дублером командира космического корабля "Союз-1" Владимира Комарова, который совершил первый полет на новом корабле, закончившийся трагической гибелью космонавта. В дальнейшем Юрий Гагарин проводил общественно-политическую работу, но не забывал и про полеты. Юрий Алексеевич был заместителем Начальника центра подготовки космонавтов.
Родители старались пресечь амбиции своего сына, но сделать им этого в конечном счёте так и не удалось. В 1949-м году 15-летний Юрий Алексеевич Гагарин переехал жить и обучаться в столицу. Москва — Саратов Переехать в Москву Гагарин решил, как я уже сказал, после окончания шести классов Гжатской школы. Учителя и родители советовали ему доучиться еще один год, чтобы была возможность поступить в любое училище, в которое только ему захочется. Но Гагарин следовал своим намеченным целям и не собирался от них отклоняться.
Когда Юрий Алексеевич поведал родителям о своих планах, они, переступив через себя — с болью и тоской в душе все-таки собрали Юру в дальний путь. Отец верил, что его сын не пропадет. После нескольких часов дороги вместе со своим старшим братом Валентином, Юрий Алексеевич впервые ступил на землю столицы. Москва… Сердце Советского Союза. Красивая… Гагарин с детства любил нашу столицу, постоянно собирал фотографии и открытки с достопримечательностями.
Мечтал посетить и увидеть вживую экспонаты Третьяковской галереи. По пути в дом Савелия Ивановича Гагарин восхищался широкими улицами, проспектами города, обилием колоритных людей, машин… Как только Гагарин расположился в своей комнате, в уютной квартире своего дяди, оставив все вещи и приведя себя в порядок, он двинулся со своими сестрами гулять по городу. Те показали ему Кремль, Мавзолей, Большой театр и сводили, как давно хотел Юра, в Третьяковскую галерею. Он был восхищен величием и духом этого места. Покидать город он уже не хотел ни за что.
У Савелия Ивановича был скромный заработок, поэтому Юра не хотел его обременять. Он решил, что когда поступит, будет жить в общежитии, параллельно с этим подрабатывая на заводе. Свои планы Гагарин наметил давно, еще в Гжатске. Спустя несколько дней после того, как Тоня и Лида показали ему все красоты столицы, они свезли Юру в Люберцы на местный завод сельскохозяйственных машин. Там, как заранее узнал Савелий Иванович, местное техническое училище набирало молодежь на разные профессии, в том числе и на токаря, как хотел Юра.
К сожалению, оказалось, что для обучения этому делу требовалось семилетнее образование. У Гагарина же было окончено всего шесть классов. Однако Юре повезло. Он встретился с начальником училища, и тот, увидя желание работать и энтузиазм в глазах Юрия, принял его, правда на литейщика. Гагарин немного опечалился, но тут же взял в себя в руки и понял, что это единственный в его случае вариант для достижения цели.
На следующий день всем поступившим выдали форму завода: фуражку, фартук, бархатную гимнастерку и ремень с ослепительной пряжкой. Еще через несколько дней ребят впервые повели в производственный цех. Там было жарко, всюду кипела работа, было шумно. Юра первое время, по всему видимому, побаивался за себя на производстве, поэтому он всегда старался держаться рядом с мастером, начальником завода — Николаем Петровичем Кировым. Насчет этого в письме, которое он отправил своей семье после первого дня на заводе, Юра сказал: «Но ты не волнуйся, мама, вели мы себя дисциплинированно, от Николая Петровича не отходили...
Спустя пару месяцев учебы своего сына, Анна Тимофеевна отправилась на завод в Люберцы, где обучался Юрий Гагарин. Когда она приехала, её встретил воспитатель — Никифоров Владимир Александрович. Тот, после недолгих разговоров, стал знакомить её с училищем, водил по коридорам общежития. И когда они дошли до комнаты, где жил Гагарин, он с гордостью показал место где живет её сын. Юрий Алексеевич всегда отличался филигранной точностью, аккуратностью, любовью к чистоте и порядку.
Я бы сказал, что его собранность, и ответственность приводили, в какой-то мере, даже к излишнему идеализму. Но это было вовсе неплохо. Когда Гагарин стал в свободное время учиться пилотированию самолетов, он всегда по нескольку раз проверял все системы летательных аппаратов и с швейцарской точностью управлял ими в воздухе. Небо было его стихией. Но это потом, пока Гагарин был самым обычным трудягой-студентом.
Отдать должное, на преподавателей Гагарину везло. В школе его сплошь и рядом окружали фанаты своего дела. То, с каким энтузиазмом и огнем в глазах проводил уроки физики Лев Михайлович, передавалось Юрию Алексеевичу. Он стал отличником в точных науках. Еще в школе, как раз таки Лев Михайлович посоветовал юноше, в ходе личных бесед, прочитать труды Константина Эдуардовича Циолковского.
Гагарин снова охвачен одержимостью автора. А после полета Юрий Алексеевич стал удивляться проницательности Циолковского и тому, с какой точностью за столько лет до первого полета в Космос, он смог предсказать такое огромное количество технологий. Это посильнее Жюля Верна, и Герберта Уэллса и других наших фантастов. Все сказанное ученым подтверждалось наукой и его собственными опытами. Циолковский писал, что за эрой самолетов винтовых придет эра самолетов реактивным.
И они уже летают в нашем небе…» — Юрий Алексеевич Гагарин в своей книге «Дорога в космос» о влиянии на него трудов Циолковского. Поняв и проникшись умственными способностями Гагарина, воспитатель посоветовал маме побеседовать со своим сыном насчет поступления в вечернюю школу, чтобы у того было полностью законченное среднее образование. Когда Юра вернулся со смены и встретил свою маму, он бросился к ней в объятья. Минут двадцать они просидели не проронив ни слова. После этого Анна Тимофеевна завела разговор насчет вечерней школы.
Юрий недолго раздумывая согласился. Пробыв у сына до вечера, Анна Тимофеевна собралась и поехала домой, попутно навестив родственников живущих в Москве. Юре она оставила домашних солений, которые вместе с отцом они закатывали осенью. Гостинцами Юра поделился со всеми ребятами в комнате. По-началу ребятам учеба в «вечерке» давалась с трудом.
Как-никак совмещать занятия в ремесленном было довольно выматывающе. Однако Юра смог вдохновить ребят, самого себя и в конечном счете постепенно из табелей пропали двойки, потом тройки, а потом были вовсе одни пятерки. Юрий Алексеевич окончил вечернюю школу с отличием, проявив особый успех в математике и физике. После окончания 7-го класса в вечерней школе, Юре было предложено продолжить учебу в Ленинградском физкультурном техникуме. Об этом он написал в письме своим родителям.
Вообще, после того, как Юра уехал от своих родителей, он всегда продолжал поддерживать с ними связь. Ежедневно отправляя им письма. Гагарина это только еще больше сблизило с родителями. Он стал ценить каждую минуту, каждую секунду, проведенную с ними. Новость о том, что сын думает стать физкультурником, родители приняли «в штыки».
Отец говорил: "… Что же это за работа — бегать? Ты ему напиши, Нюра, что мужчине такое не к лицу". Но новость о том, что ученики могут быть направлены в Саратовский техникум по специальности, обрадовала родителей. К счастью, Юрия Алексеевича литейное отделение имелось и там. Недолго думая, ребята пришли к своему директору.
И тот дал им все нужные документы, оформил бесплатные билеты на поезд и отправил их вместе с воспитателем Никифоровым Владимиром Александровичем в Саратов. Студенты были хоть отнюдь не маленькими Гагарину и его сверстникам на тот момент было 17 лет , но директор завода все равно боялся за них — как-никак новый город. В письмах родным Юрий Алексеевич восторгался величием и могуществом реки Волги. Жил он тогда в общежитии при Саратовском индустриальном техникуме, которое находилось по адресу: г. Саратов, ул.
Мичурина, д. Сегодня этот техникум гордо несет имя Юрия Алексеевича Гагарина. И вот трое друзей из Люберец стали учиться в одном из самых лучших техникумов Союза. За время учебы там Юра все также продолжал писать письма родителям. Он рассказывал о своих увлечениях, друзьях, планах, даже присылал свои фотографии, например где он играл в составе местной баскетбольной команде техникума.
В Саратове Гагарин познакомился с театром. Часть денег со стипендии он всегда откладывал на билеты интересных ему премьер. Учился также слаженно, поражал преподавателей своими способностями и познаниями в математике и физике, помогал сокурсникам в сложных для них предметах, да так, что те выходили вперед и становились отличниками. С Гагарина стали брать пример. Начал он еще много читать книг, особенно историй из Великой Отечественной войны.
Рассказ о герое-летчике задел его тонкие нити души. Гагарин в письмах и со своими сокурсниками стал обсуждать идею о полетах на самолете. Жила уже тогда в нем искорка героизма и тяги к подвигам. Перейдя в 1954-м году на четвертый курс обучения, с гордостью своей маме в письме он заявил о наборе четверокурсников в местный аэроклуб. В аэроклуб объявили прием четверокурсников техникумов.
Аэроклуб—это то, о чем только можно мечтать!
Июнь 1961 года. Кстати, эта фотография является случайным снимком. Август 1965 г.
И еще несколько фото с первым космонавтом планеты ниже. Узнать подробнее Читайте также:.
Что случилось 27 марта 1968 года
Всё равно с заключением Госкомиссии я не согласился и, как потом выяснилось, был прав — остальные все врали. В 1991 году, когда 30-летие первого полета человека в космос отмечалось, о гибели Гагарина рассуждали все, кому не лень, и версии самые абсурдные выдвигали: что летчики якобы пьяные были, что они охотились… Вынести это невозможно было, и мы к руководству страны обратились с просьбой собранные комиссией документы открыть и заново расследование провести. Нам разрешили. После этого, используя современную вычислительную технику, аэродинамическую трубу, академик Сергей Михайлович Белоцерковский всё проверил. Расчеты подтвердили: самолет, летевший на скорости 750, мог спуститься за 55 секунд с высоты 4,2 тыс. Только одна трасса возможна одна!
В 2013 году я к Путину обратился: «Владимир Владимирович! Всё, как я сказал: несанкционированный самолет рядом со «спаркой» прошел, перевернул ее, а дальше меня попросили фамилию этого летчика-испытателя не называть…. Он, кстати, жив. Ему уже за девяносто. В 1988 году Героем Советского Союза стал… Оказалось, что руководитель подготовки космонавтов Николай Каманин об этом знал, авиаконструктор Андрей Туполев знал, но когда письмо товарищей, которые мою версию подтверждали, к первому зампредседателя Военно-промышленной комиссии при совмине СССР Николаю Строеву попало в 1954—1966 годах он был начальником ЛИИ , тот распорядился: «Вопрос этот не поднимайте — погубите летчика.
Он это неумышленно сделал». Вот что на самом деле произошло. Теперь тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов, но меня огорчает другое: что люди, работавшие в комиссии, знали правду, но делали вид, что это не так.
В течение трех лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть его личного времени. По свидетельству Н. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем. В результате Гагарин набрал лишние 8-9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом. Вновь начавшаяся подготовка к космическому полету, полеты на самолетах и необходимый режим смогли остановить этот процесс. В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. В 1964 году Гагарин назначен командиром отряда советских космонавтов.
Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Жуковского и поэтому некоторое время не имел летной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Кроме того, историческое значение полета в космос сделало его узнаваемой персоной и за рубежом. Гагарин являлся президентом Общества советско-кубинской дружбы, почетным членом Общества «Финляндия - СССР» и посещал многие страны мира с миссией мира и дружбы. В 1966 году Гагарина избрали Почетным членом Международной академии астронавтики, в июне того же года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз». Он был назначен дублером Комарова, который совершил первый полет на новом корабле. Полет из-за неисправности солнечной батареи был прерван досрочно, а закончился гибелью космонавта из-за неполадок парашютной системы. Весьма вероятно, что если бы был жив Королев, Гагарин был бы основным пилотом «Союза-1», поскольку Королев обещал ему полет на корабле нового типа. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 Гагарин совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчета на посадку, характерного для летчиков низкого роста, имевших перерыв в полетах.
Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии. Юрий Гагарин приложил немало усилий для осуществления лунных космических полетов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не имел права самостоятельно летать на истребителе, хотя и был заместителем начальника ЦПК по летной подготовке, а поэтому добился направления на восстановление квалификации как летчик-истребитель. Несмотря на занятость, Гагарин находил время и для хобби, которыми были катание на водных лыжах и коллекционирование кактусов. Гибель Юрия Гагарина 27 марта 1968 года Гагарин погиб в авиационной катастрофе, выполняя тренировочный полет на самолете МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. Серегина, вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области. Для расследования причин катастрофы была создана Государственная комиссия. Отчет составил 29 томов и был засекречен; его детали до последнего времени были известны только из статей и интервью отдельных ее членов. Суть выводов комиссии была такой: экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки совершил резкий маневр и вышел из облачного слоя, пикируя практически вертикально. Несмотря на попытки летчиков вывести машину в горизонтальный полет, самолет столкнулся с землей и экипаж погиб.
В ходе расследования отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил. К 50-летнему юбилею полета Гагарина в космос были рассекречены выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели. Наиболее вероятной причиной падения самолета, согласно данным Архива президента РФ, был назван резкий маневр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край облачности. В условиях усложненной метеорологической обстановки это привело к попаданию самолета в закритический режим полета и сваливанию. Исследования группы специалистов под руководством С. Белоцерковского показали, что наиболее вероятной причиной резкого маневра стало сближение и резкое уклонение от другого самолета, с возможным попаданием в его вихревой след. Находясь в облачном слое, летчики не могли видеть высоты полета. Руководствуясь неточными метеорологическими данными и показаниями приборов, летчики предполагали, что успеют вывести самолет из падения, но запас высоты оказался недостаточен. После выхода из облачного слоя - катапультироваться было уже поздно.
В 2013 году Алексей Леонов сообщил, что в результате рассекречивания документов следственной комиссии эта версия полностью подтвердилась: в зоне полета Гагарина и Серегина несанкционированно оказался самолет Су-15, который на форсаже ушел на свой эшелон, пройдя на расстоянии 10-15 метров от самолета Гагарина и тем самым вогнав последний в спираль, выйти из которой летчики не успели. Рост Юрия Гагарина: 157 сантиметров. Отец - Алексей Иванович Гагарин 1902-1973 , плотник. Мать - Анна Тимофеевна Матвеева 1903-1984 , работала на молочнотоварной ферме. Сестра - Зоя Алексеевна Гагарина в замужестве Бруевич, 1927-2004 , работала медсестрой в Гжатской больнице. Гагарина г.
Прошел он туда без сдачи экзаменов, так как у него был диплом свидетельствующий об отличном окончании техникума. Да и похвалы из аэроклуба были не лишними. Зачем земля, когда есть небо? В начале материала я как-то сказал, что полет за пределы нашей планеты разделил жизнь Гагарина на две части. Однако до этого события периодом, принесшим в его жизнь много нового, стало поступление в Авиационное училище. За годы обучения в нем Гагарин нашел дело своей жизни, верность которому он пронес до конца своих дней. Точно также, как и жена Гагарина Валентина смогла сохранить верность мужу, даже после его гибели… В письмах родителям Юрий Алексеевич всегда хорошо отзывался о командирах училища, всегда в подробностях расписывал занятия, не стеснялся и делиться своими успехами. Но, как и у всех, не всегда у Гагарина все шло так, как хотелось бы. Во время учебы в авиационном училище был момент, что Гагарина чуть не отчислили. Он умел мастерски маневрировать самолетом, но вот посадка ему давалась с трудом. Очень часто Гагарин задевал землю кармой самолета, а все из-за его маленького роста. У него был ограниченный угол обзора, из-за которого рассчитать примерное расстояние до земли было сложно. Первым об этом догадался инструктор училища Анатолий Колосов, спасший в конечном счете Гагарина от отчисления. На экзамене, чтобы компенсировать недостаток роста, Колосов подложил под кресло подкладку. И перед полковником Григорием Константиновичем Серковым, заместителем полковника Полшкова, ученик показал себя достойно, осуществив четкий и безошибочный полет. Был довольно один комичный момент в этой истории. У пилотов есть давняя традиция, что прошедший контрольный полет летчик, дарит принимающему экзамен пачку самых дорогих, самых лучших сигарет. Когда Гагарин достал из массивной папки, выступавшей в роли подкладки на сиденьи в кабине пилота, пачку сигарет. Та была изрядно помята. Серков ответил ему: «Видно, задолго готовился к полету, товарищ Гагарин. Поздравляю вас с успешной сдачей экзамена». После этого Юрию Алексеевичу также было присвоено офицерское звание. Однако вернемся к 1955-му году, к тому времени, когда Гагарин только-только поступил в 1-е военное авиационное училище в Чкалове ныне Оренбурге. Когда настала пора отпуска, в ноябре 1955-го Юрий Алексеевич — статный, повзрослевший приехал к своим родителям. Анна Тимофеевна давно стала обращать внимание на часто мелькающее имя Валентины, будущей жены Гагарина в его письмах. После разговора об этом мама конечно же была рада, что её сын нашел свою первую настоящую любовь. Валентина родилась 15 декабря 1935-го года и училась в местном медицинском училище, расположенном неподалеку от авиационной академии, где учился Гагарин. Юрию Алексеевичу будущая жена понравилась сразу. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Её застенчивость, голубое платье, удивительная улыбка, внутреннее тепло и красота сразу запали молодому курсанту глубоко в душу. Свадьбы у пары было целых две: первую они сыграли сразу после того, как закончили учебу, в Чкалове с родственниками Валентины и их общими друзьями, а вторую свадьбу пара сыграла уже в Гжатске, где были приглашены все родственники и друзья Гагарина. А все потому, что хотелось пригласить всех, но не все могли бы приехать в какое-то определенное место. Поэтому чтобы никого не обидеть, Юрий и Валентина пришли к такому решению. Спустя полгода, сдав все экзамены, к нему приехала Валентина. Пока молодожены были в разных городах, каждый день они писали друг другу письма. Выводя каждую букву, подбирая слова Юра старался максимально подробно выразить то, что он чувствует к своей супруге. Это было больше, чем просто любовь. Он уважал, ценил свою жену, как и она его. Всегда старался её чем-то радовать. День встречи оба ждали с трепетом в сердце и теплом в душе. Валя закончила учебу и получила специальность фельдшера. Молодая пара первое время жила в маленькой комнате, которую им любезно согласилась дать местная учительница на время своего отпуска. Потом им дали комнату в гарнизонном доме, принадлежавшем местному военному комиссариату. Это было их первое семейное жилье. Они его обустраивали, даже делали ремонт, чтобы было не так холодно во время полярной зимы. Юра заготовил кучу дров, чтобы было чем топить печь темными морозными вечерами. За время своего пребывания там, Гагарины сблизились со своими соседями, с семьей Бориса Федоровича Вдовина. Его жена помогала Валентине более подробно ознакомиться с военным бытом, а Юра много времени проводил по вечерам за чашкой крепкого чая с Борисом Федоровичем. Они обсуждали буквально все — от новостей из прессы до перспектив полета человека в космос. В возможность этого тогда мало кто верил. Буквально за два года до полета в космос в жизни Юрия и Валентины Гагариной случилось самое долгожданное событие — у пары 17 апреля 1959-го года родилась их первая дочурка Лена. Как только закончился май и наступил первый месяц лета, пара приехала к родителям, но буквально на недельку. Как только наступил день перед отъездом в Оренбург, когда все вещи были собраны, ночью недалеко от их дома, в поселении случился пожар. Вся семья: Алексей Иванович с сыновьями Юрием и Валентином бросились бороться с огнем, отстаивать другие дома. К счастью у них все получилось. Вернулись они под утро, когда уже наступил рассвет. Еще около часа мужчины продолжали обсуждать произошедшее и только потом уснули. Жена за три часа до поезда разбудила Юрия и увидела, что тот был весь красный и горячий у него был жар. Валентина подумала, что её муж обгорел, когда тушил пожар. Однако все было относительно хуже — Юрий заболел корью. Пока Гагарин не поправился, они жили в доме у родителей. Болел он долго. Много обсуждал с родными космос. В 1957-м году в Советском Союзе по проекту Сергея Павловича Королева был запущен на околоземную орбиту первый искусственный спутник земли. Буквально недавно оправившийся от войны, Советский Союз стал первой космической державой. Все граждане СССР много обсуждали это, грезили о будущем космонавтики. Никто даже подумать не мог, что всего через четыре года СССР войдет в историю как страна, запустившая первого человека в космос. И никто в то время не мог представить, что этим человеком станет простой, но безумно смелый и амбициозный парень Юра Гагарин. Родители тогда не знали, что перед тем как идти в отпуск, их сын откликнулся на предложение вступить в первый отряд космонавтов. Не знали они об этом до самого дня полета в космос. Историю первого отряда вы можете почитать здесь, в одном из моих предыдущих материалов. После того, как Юрий Алексеевич поправился, они вместе с женой и дочерью вернулись в часть. Всего через месяц он отправил родителям письмо, где сказал, что приедет в Москву на медицинские обследования. Мать и отец обрадовались возможности вновь скоро увидеть свое чадо. Он им много рассказывал о подробных и частых исследованиях, от чего Анна Тимофеевна часто недоумевала, что же они такого в нем все ищут. В 1960-м году перед своим днем рождения 9-го марта Гагарин сообщил, что вместе со своей женой и дочерью будут переезжать в городок под Москвой. Повторюсь, никто не знал о предстоящем полете: ни родители, ни друзья, никто из близких, кроме одного человека — его жены Валентины. Звездный час И вот наконец настал день полета. Ради своего «звездного часа» Гагарин находился в космосе 1 час 48 минут предшествовало огромное время подготовки и отбора претендентов. Испытать шанс стать первым человеком, покорившим космос, откликнулось более трех тысяч летчиков-истребителей со всего Советского союза. Это было мероприятие огромных масштабов. Еще на этапе изучения медицинских карт было отсеяно более двух тысяч человек. В лаборатории было приглашено около двухсот человек, из которых лишь двадцать вошли в отряд и лишь двое были допущены до первого полета. Юрия Гагарина выбрали первым из-за безупречной биографии, оптимистичного настроя и стрессоустойчивости. Герман Титов стал капитаном второй экспедиции в рамках программы «Восток». До 10-го числа еще никто точно не знал, кто станет «счастливчиком». Среди всего отряда, несмотря на дружеское, я бы даже сказал родственное отношение друг к другу, обладал дух соперничества. Все осознавали масштаб доверия партии к каждому из претендентов, но никто не ссорился. На одном из предпоследних правительственных собраний, на которых присутствовали все конструкторы, инженеры и потенциальные космонавты, при всех было вынесено решение, что кандидатов на первый полет будет двое. Ими стали Гагарин и Титов. По рассказам Сергея Павловича Королева и его знакомых Гагарин был выбран из-за того, что он был любознательным, искренним. Не знаю, было ли именно это на самом деле. Но в один из дней, когда Гагарин и Титов находились на заключительных испытаниях в барокамере, на вопрос о самочувствии Герман ответил, что все хорошо. Он боялся не пройти до конца. А вот Гагарин наоборот, в подробностях расписал свои негативные ощущения от эксперимента. Для Королева было важно, чтобы космонавт «без прикрас» докладывал о своем личном состоянии, а также о состоянии всех систем космического корабля, ну и о ходе самого полета конечно же.
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Западной области сегодня — в Смоленской области. Пошел в школу в 1941 году, но из-за немецкой оккупации лишь в 1943 году продолжил обучение. После переезда в город Гжатск закончил шестой класс и поступил в ремесленное училище. В 1951 году Юрий поступил в индустриальный техникум Саратова. Он стал посещать аэроклуб, а уже через год совершил свой первый полет на самолете Як-18. В 1957 году он окончил Оренбургское училище летчиков. Пройдя медицинскую комиссию, в марте 1960 года стал одним из кандидатов в космонавты.
«Занимает особое место в истории человечества»: космонавты — о значении полёта Юрия Гагарина
Для мира он не просто первый человек в космическом пространстве — его характер приводили в пример множество раз, а все обстоятельства его гибели не раскрыты до сих пор. В 1955 году Гагарина призвали в армию, и он попал в Чкаловское авиационное училище им. Обучение юный лётчик проходил под руководством уникального по тем временам инструктора Ядгара Акбулатова, который регулярно критиковал Юру, но всегда отмечал его талант руководить людьми. За этот талант Гагарин едва не поплатился жизнью. После назначения на должность заместителя командира взвода Гагарин взвинтил требования к лётчикам и сделал их практически невозможными. Сам Юрий считал, что, только дойдя до предела человеческих возможностей, можно понять, где проходит та самая черта, после которой либо авария, либо героическая посадка. Ночной кошмар Гитлера: как советский подводник уничтожил 10 тысяч нацистов За такие выходки Гагарину едва не свернули шею. И это не фигура речи — сокурсники избили его поздно вечером, и юный замкомвзвода месяц лежал в больнице. Требования к лётчикам Гагарин подкреплял личными результатами — отменно летал, умел "крутить" фигуры высшего пилотажа, учился только на отлично, но... Когда руководство училища приняло решение отчислить Гагарина за неумение садиться, за него вступился его наставник — лётчик-инструктор Ядгар Акбулатов. Он заметил, что низкий рост Гагарина не позволяет нормально изучать обстановку, и из кусков парашюта ему сшили специальную накладку на пилотское кресло.
После того как Гагарин примерил изделие, все посадки стали совершаться на ура. Он вполне мог бы дослужиться до командира полка и пойти гораздо дальше, но в декабре 1959 года на стол к специальной комиссии, члены которой отбирали кандидатов для первого полёта в космос, попало его личное дело. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Вынослив, целеустремлён, ощущает коллектив как единый механизм. Любимое слово — "работать".
Его знают от мала, до велика. Историю космического полета изучают с начальных классов школы и уже никогда не забывают, ведь в честь первого в мире полета в Космос нашего Юры Гагарина объявили праздник — День космонавтики. После космического путешествия Гагарин стал мировой знаменитостью. И все равно, в жизни он оставался веселым, улыбчивым и добродушным парнем. По его словам, эта фотокарточка стала подарком от двоюродного брата, который учился когда-то в Чкаловском военном авиационном училище в одно время, но в разных группах с Гагариным.
С марта 1967 года инженер-полковник Владимир Серегин командовал полком, занимавшимся летной тренировкой космонавтов при Центре подготовки космонавтов ВВС. Киржач, произошла авиакатастрофа, в которой, совершая тренировочный полет на МиГ-15, погиб Юрий Алексеевич Гагарин. У Балатона Серегин выдержал бой с 6 «фокке-вульфами». Будучи раненным, на изрешеченном самолете дотянул до аэродрома, где совершил посадку на одно шасси. Сбил в том бою один истребитель Юрий Алексеевич Гагарин в 1964 году был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов ВВС. Длительный перерыв в летной практике был вызван учебой космонавта в Военно-воздушной академии имени Жуковского и защитой дипломной работы. Кроме того, на Юрии Гагарине была огромная общественная и политическая нагрузка — после первого полета в космос он стал сверхпопулярной фигурой не только в Советском Союзе, но и в мире. Постоянные визиты, встречи с общественностью, с политическими деятелями, учеными и деятелями культуры отнимали у Юрия Гагарина очень много времени. Но, как человек увлеченный авиацией, он мечтал вернуться к полетам. Поэтому, когда появилось определенное свободное время, Юрий Гагарин вернулся к полетам и стал тренироваться на МиГ-15УТИ со своим старшим товарищем полковником Владимиром Серегиным. С 13 марта по 22 марта 1968 года Юрий Гагарин совершил 18 полетов с летчиком-инструктором общей продолжительностью в 7 часов. Для того, чтобы приступить к самостоятельным вылетам, Юрию Гагарину оставалось всего 2 полета. Согласно имеющимся сведениям, он был выпущен 19 марта 1956 года заводом «Аэро Водоходы» в Чехословакии. В июле 1962 году самолет прошел первый ремонт, а в марте 1967 года — второй ремонт. После последнего ремонта двигатель наработал 66 часов 51 минуту, тогда как его межремонтный ресурс составлял 100 часов. На выполнение назначенного задания было выделено не менее 20 минут, но в 10:31 Юрий Гагарин сообщил на землю о том, что задание окончено и попросил разрешения развернуться и лететь на аэродром. После этого связь с экипажем пропала. Вскоре стало ясно, что у самолета должно было закончиться топливо, поэтому на поиски машины были подняты вертолеты. В результате трехчасовых поисков, около 14:50 по московскому времени, в 65 километрах от аэродрома Чкаловский были обнаружены обломки самолета МиГ-15УТИ. На следующее утро на место происшествия прибыли члены Государственной комиссии. Обнаружили останки Владимира Серегина и Юрия Гагарина, которые были опознаны их сослуживцами и родственниками. Также обнаружили личные вещи двух летчиков, включая бумажник с водительскими правами и фотографией Королева, кусок летной куртки Гагарина с его талонами на питание. Для расследования причин катастрофы была создана Государственная комиссия, которая включала в свой состав летную, инженерную и медицинскую подкомиссии. По официальной версии, самолет совершил резкий маневр и сорвался в штопор, но вывести его в горизонтальный полет летчикам не удалось и самолет столкнулся с землей. Технических неисправностей в самолете выявлено не было, как и каких-либо посторонних веществ в крови погибших пилотов. Отчет, подготовленный подкомиссиями, остался засекреченным, поэтому до сих пор точно неизвестны подлинные причины катастрофы, унесшей жизни первого космонавта и прославленного летчика — испытателя. Удалось лишь установить, что катастрофа произошла в 10:31 по московскому времени — сразу после того, как Юрий Гагарин пообщался с землей и сообщил о выполнении задания. Генерал-лейтенант авиации Сергей Михайлович Белоцерковский 1920-2000 руководил инженерной подготовкой советских космонавтов, служил в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского, где прошел путь от преподавателя до заместителя начальника академии по учебной и научной работе. Именно он был руководителем дипломного проекта Юрия Гагарина. По версии генерала Белоцерковского, причиной катастрофы стал срыв самолета в плоский штопор в результате воздействия спутного следа от другого самолета. Катастрофе сопутствовали плохие погодные условия, определенные недостатки в самой конструкции самолета, плохая организация радиолокационного наблюдения за полетами, наличие просчетов в планировании. Космонавт генерал-майор авиации Алексей Архипович Леонов считает, что Юрий Гагарин и Владимир Серегин погибли в результате того, что рядом с их самолетом прошел другой самолет — Су-15. Его пилот, не видя Гагарина, опустился ниже 400 метров под облака, включил форсаж и пролетел рядом, на расстоянии 10-15 метров на скорости звука, в результате чего был перевернут самолет Гагарина и Серегина. Этот факт, как считает Алексей Леонов, советское правительство предпочло скрыть, чтобы не подвергать наказанию летчика Су-15 — ведь Гагарина и Серегина было уже не вернуть, а летчик на Су-15 тоже был профессионалом, подчиненным Андрея Туполева. Если бы эта версия была бы рассекречена, то, учитывая общественное мнение, пришлось бы наказать этого офицера очень жестко — народ требовал бы самого серьезного, возможно — высшего наказания для виновника гибели советского космонавта номер один. В 1963-1972 гг. Белоцерковский считал, что в тех условиях Кузнецов мог и должен был отменить учебный полет Серегина и Гагарина, но этого не произошло. Сам Гагарин за минуту до столкновения, когда он вел переговоры с землей, находился в нормальном состоянии. Скорее всего, самолет под его управлением попал в след другого самолета либо столкнулся с каким-то посторонним объектом — зондом, стаей птиц. Даже горизонтальный порыв ветра, как считают эксперты, мог стать причиной крушения самолета. Кстати, сам генерал Кузнецов, руководивший Центром подготовки космонавтов ВВС, отмечал, что у полковника Серегина, скорее всего, были проблемы со здоровьем. В то время он часто жаловался на тошноту и сердечные боли. Во время полета у Серегина мог произойти сердечный приступ, из-за чего полковник расстегнул ремни кресла и парашюта. Гагарин, который был отвлечен управлением самолетом, не заметил, что происходит с инструктором, а тело Серегина, тем временем, стало перемещаться по кабине и сдвинуло органы управления, заблокировав некоторые из них. Гагарин не стал катапультироваться, а пытался около 10 минут кружить над Новоселово, рассчитывая, что Серегин придет в себя. В результате космонавт погиб вместе со своим другом, не став бросать сослуживца в беде. Генерал-лейтенант авиации Степан Анастасович Микоян, заслуженный летчик-испытатель СССР, считал, что попадание самолета Серегина и Гагарина в след проходящего самолета крайне маловероятно. По мнению Микояна, скорее всего самолет столкнулся с посторонним объектом — метеорологическим зондом. То есть, герметичность кабины была нарушена еще до того, как произошло столкновение самолета с землей. Кроме того, на месте падения самолета, как отмечал Микоян, было собрано только две трети фонаря кабины, что также указывает на столкновение с каким-то посторонним объектом еще в воздушном пространстве. Полковник Игорь Кузнецов, участвовавший в расследовании обстоятельств катастрофы, считает, что к моменту столкновения с землей летчики уже были без сознания — они потеряли его, потому что, заметив разгерметизацию кабины, стали резко снижаться. Перепад высоты привел к тому, что оба пилота оказались в обморочном состоянии и потеряли управление самолетом. Помимо версий, выдвигавшихся профессиональными летчиками и авиационными инженерами, и тогда, и сейчас широко распространены «народные» версии гибели Юрия Гагарина, которые имеют самое разное и порой совершенно причудливое содержание. Например, «в народе» рассуждали о том, что Серегин и Гагарин якобы полетели выпившими, употребив по стакану водки. Но эта сомнительная версия была опровергнута результатами экспертизы — алкоголь и иные вещества в крови и останках погибших летчиков обнаружены не были.
Posted 12 апреля 2023,, 07:47 Published 12 апреля 2023,, 07:47 Modified 12 апреля 2023,, 08:26 Updated 12 апреля 2023,, 08:26 Госархив Оренбуржья в День космонавтики опубликовал редкие снимки с Юрием Гагариным 12 апреля 2023, 07:47 К 62-летию первого полета человека в космос региональный Государственный архив опубликовал редкие фотографии Юрия Гагарина с его друзьями, семьей и коллегами. Юрий Гагарин — человек, ставший первым в мировой истории, кто совершил полет в космос. Его знают от мала, до велика. Историю космического полета изучают с начальных классов школы и уже никогда не забывают, ведь в честь первого в мире полета в Космос нашего Юры Гагарина объявили праздник — День космонавтики. После космического путешествия Гагарин стал мировой знаменитостью.
«Занимает особое место в истории человечества»: космонавты — о значении полёта Юрия Гагарина
За первый полёт в космос Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание майора досрочно (Гагарин взлетал в звании старшего лейтенанта). Среди них — Герой Советского Союза (1961), значок «Летчик-космонавт СССР» (1961), 1961), медаль «За освоение целинных земель» (1961), орден «За заслуги в области воздухоплавания» (Бразилия, 1961), медаль «Золотая звезда Героя Труда» (Вьетнам, 1962) На фото: Юрий. В тот роковой день не вернулся домой еще один летчик-испытатель и Герой Советского Союза Владимир Серегин.
Юрий Гагарин: человек с голубыми глазами
Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. добавлена вчера в 20:10. Юрий Гагарин, Герой Советского Союза, был космонавтом, который стал первым человеком, отправившимся в космос. Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Владимир Джанибеков сравнил по значимости полет Юрия Гагарина с победой в Великой Отечественной войне (ВОВ). Траурная церемония прощания с Героями Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР Юрием Алексеевичем Гагариным и летчиком, инженер-полковником Владимиром Сергеевичем Серегиным. Фото: РИА Новости/ Лев Поликашин.