История Московского императорского воспитательного дома начинается с человека, который на собственном опыте познал трудности жизни незаконнорожденного ребенка. Московский Воспитательный дом не только в екатерининское царствование был под непосредственным патронажем императрицы. В Санкт-Петербурге передвинули исторический дом на 52 2х-этажный корпус Императорского воспитательного дома на набережной Черной речки. Ансамбль Императорского воспитательного дома в Китайгородском проезде реставрируют с марта 2021 года, предполагается, что его адаптируют под современые нужды.
В Москве ускорят реставрацию Императорского воспитательного дома
В Петербурге исторический корпус Императорского воспитательного дома, который находится на набережной Черной речки, 1, решили не сносить при строительстве многоквартирного дома, а перенести на 52 метра. Петербурга А. А. Собчака было открыто государственное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом». В Санкт-Петербурге передвинули исторический дом на 52 2х-этажный корпус Императорского воспитательного дома на набережной Черной речки. Корпус Императорского Воспитательного дома построили в 1913 году. Учреждение воспитательных домов положительно увеличивает число незаконнорожденных детей и влияет, таким образом, на народную нравственность".
Императорский воспитательный дом на Черной речке могут передвинуть
Для этого внешний фасад здания укрепили металлической арматурой, после чего установили в подвале две железобетонные плиты толщиной 300 миллиметров. Всю получившуюся конструкцию поместили на роликовую систему, а затем «перекатили» дом на другое место со скоростью до четырех метров в минуту, пишет «Петербургский дневник».
Оказывается, так можно: не снести «случайно», не подшаманить в документах - а аккуратно передвинуть. Верхняя служила опорой, к ней прикрепили пять десятков домкратов. Нижняя же послужила трамплином.
В 1901 г. Детей школьного возраста обучали в сельских школах, «содержимых Воспитательным домом», там, где школ Ведомства учреждений императрицы Марии не было, детей помещали за плату в школы других ведомств. Наиболее способные девочки-ученицы по окончании сельских школ имели возможность бесплатно за 4 года получить специальности нянь и фельдшериц в состоящем при Воспитательном доме училище нянь. Способных к наукам мальчиков помещали в Мариинскую учительскую семинарию в Павловске. По достижении совершеннолетия питомцы приписывались к мещанским обществам уездных городов Санкт-петербургской, Новгородской и Псковской губерний и получали единовременные пособия: мужчины 35 руб. К январю 1902 г. При Воспитательном доме была освящена церковь св. Историко-документальное издание. С 1918 г.
У них нет опыта работы с охранными объектами культурного наследия. Мне вообще кажется , что это какая-то подставная фирма, за которой стоят более могущественные силы. Почему в таком случае правительство Москвы выставляет его на торги, распоряжается его судьбой? На мой взгляд, речь может идти о потере части нашей истории», - считает член Союза Московских архитекторов Владимир Киприн. Однако, как нам пояснили в Научно-методическом совете при Мосгорнаследии, инвестор не будет иметь никакого отношения к реставрации и реконструкции. Инвестор лишь финансирует проект. Инвестирование проекта вообще вызывает много вопросов. Так, муниципальным депутатом округа «Тверской» М. Депутат задавалась вопросами: «Проданный объект - «Воспитательный дом» является крупнейшим памятником народов России, архитектурным ансамблем 18-20 века, внесенным в реестр объектов культурного наследия федерального значения … Победителем прошедшего конкурса стало ООО «Горкапстрой Гарант»… На период 27 июня 2019 года, согласно данным ЕГРЮЛ: ООО «Горкапстрой Гарант» переименовано в ООО «Бецкой», юридический адрес изменен на : Москва, Китайгородский проезд, дом 9, строение 7. Таким образом, юридической лицо , ставшее победителем на торгах 26. Не нарушает ли появление иностранного собственника и иностранной администрации в компании , которой принадлежит объект культурного наследия Воспитательный дом, находящийся в непосредственной близости к высшим органам власти в РФ, режима безопасности и охраны государственных органов власти? Ответа на свои вопросы муниципальный депутат М. Москвы и в Министерство культуры РФ. К реставрационным работам охранных объектов привлечены только специалисты, имеющие лицензию Министерства культуры», - пояснил «НИ» доктор искусствоведения Андрей Баталов, который также является руководителем секции «Памятники архитектуры федерального значения» Научно-методического совета при Министерстве культуры РФ. К исследованию, проектированию и реализации проекта реставрации объектов культурного наследия допускаются лишь проектные и производственные организации, имеющие лицензию Министерства культуры РФ. Сопровождение проектирования, а затем производства, будет вести Научно-методический совет при Департаменте культурного наследия, то есть сообщество реставраторов различных специальностей», - отметил Андрей Баталов. Однако, эксперты все же отмечают: китайские инвесторы все активнее захватывают российский строительный рынок. Китайские инвесторы предпочитают выходить на российский рынок с партнером, поскольку такая модель позволяет минимизировать управленческие и девелоперские риски. И все же слухи и домыслы, которые в последнее время сопровождают концепцию реставрации и реконструкции Императорского воспитательного дома, продолжают будоражить около-архитектурные круги.
Впервые в истории Петербурга дом передвинули на 52 метра
сервисные апартаменты и luxury-отель. Справка: Двухэтажное здание одного из корпусов Императорского воспитательного дома на набережной Черной речки, 1, было построено в 1913 году в стиле «эклектика». Работы по реставрации Московского императорского воспитательного дома рядом с парком «Зарядье» в центре столицы займут три-четыре года, заявил первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия столицы Сергей Мирзоян. Работы по реставрации Московского императорского воспитательного дома рядом с парком «Зарядье» в центре столицы займут три-четыре года, заявил первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия столицы Сергей Мирзоян. Императорский воспитательный дом был построен в 1913 году в стиле эклектика, здание не является объектом культурного наследия.
Без роду и племени. Как в России появились первые Воспитательные дома
Приют на Москворецкой набережной Одно из крупнейших в России закрытых учебно-воспитательных заведений для сирот, подкидышей и беспризорных учредила в 1763 году Екатерина II. Инициатива основания Воспитательного дома принадлежала действительному тайному советнику Ивану Бецкому. Прежде специальных приютов для детей в России практически не было: небольшое число сирот принимали в монастырях и церковных приходах, однако там в первую очередь заботились о выживании подопечных, а не об их воспитании или тем более образовании. Единственным исключением являлась Холмская Успенская обитель — там настоящий приют для сирот организовал митрополит Иов. Бецкой попросил у императрицы для постройки Воспитательного дома землю, на которой находился Гранатный двор. Этот участок ограничивался рекой Москвой, улицей Солянкой, Китайгородской стеной, а также стеной Белого города, кирпичи которой, кстати, и были использованы при строительстве здания. Первый камень в основание будущего Воспитательного дома был заложен 21 апреля 1764 года — в день рождения Екатерины II. По проекту архитектора Карла Бланка вдоль Москвы-реки возводили три корпуса с внутренними дворами, один для мальчиков, другой для девочек и третий — общий центральный. Это было самое большое здание в Москве, длина фасада по набережной — 379 метров. Однако полностью замысел Бланка воплотить не удалось — ряд строений так и не достроили, а восточный корпус появился значительно позже, уже в ХХ веке, и по проекту архитектора Иосифа Ловейко. Воспитательный дом был рассчитан не только на детей, но и на их матерей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
С самого начала в приюте делался акцент не только на воспитание, но и на медицинскую помощь, — там работали доктора и повивальные бабки, а в 1771 году Прокофий Демидов учредил «Родильный институт», на организацию которого передал двести тысяч рублей. Некоторые историки говорят даже, что в Императорском Воспитательном доме зародилась российская педиатрия.
Нижняя же плита, которую установили на грунт, послужила трамплином — на нее опирались домкраты, с помощью которых приподнимали верхнюю плиту с домом.
Затем конструкцию установили на роликовую систему, по которой дом перекатили на новое место крыша подземного паркинга будущего дома. Ехал он со скоростью до 4 см в минуту: сначала на 7 метров вбок, затем — на 45 метров к набережной. В нашем же случае все силы прилагались к бетонной плите, что полностью исключило вероятность повреждений стен и конструкций здания».
Помимо прочего, так получилось дешевле — 100 млн рублей вместо полумиллиарда примечательно, что на ветеринарную лечебницу тоже набрасывали оценочную стоимость переезда в 100 млн. Предполагается, что в историческом корпусе сохранится офисная функция. Перемещение прошло без ущерба для него, но еще до переезда здание находилось в аварийном состоянии, так что сперва — ремонт.
На вопрос о том, можно ли масштабировать эту технологию на более крупные объекты, Шестаков отвечает: можно, но не методом «копипаст». Задача усложняется тем, что ни в России, ни в мире нет наработанного опыта по переносу зданий». Если застройщик говорит о рыночном прецеденте, то архитекторы в свое время опасались охранного.
Здание воспитательного дома никогда не обладало статусом объекта культурного наследия. Но по умолчанию оно защищено от демонтажа дореволюционным годом возведения — так диктует закон. Вскоре он однако должен измениться: Смольный хочет уйти от возрастного критерия и разделить здания в охранной зоне на средовые и несредовые, вне зависимости от того, насколько они старые.
Сейчас идут общественные обсуждения. Коллизии, при которых застройщик пытается подселить жилой комплекс к историческому зданию, — классика петербургской новой архитектуры. Дальше — развилка.
Иногда реализуют достаточно деликатный проект, ради которого ничего не надо сносить.
Затем, "полностью здоровые и окрепшие", в возрасте до 10 месяцев, питомцы направлялись вместе с принимающими их на грудное вскармливание и дальнейшее воспитание крестьянками в деревни. Специальные окружные врачи следили за здоровьем питомцев. В крестьянских семьях воспитанники оставались до 21 года, за что принимавшие их семьи получали плату, которая прекращалась по достижении питомцем 16-летнего возраста.
Ленинград и Петербург действительно могли разве что принять гостей из Москвы, здесь-то здания не двигали. Хотя сама возможность обсуждалась неоднократно: из последнего можно вспомнить строительство Большого Смоленского моста, ради которого на проспекте Обуховской обороны хотят снести несколько домов. Еще на стадии обсуждения архитектор Никита Явейн предлагал не демонтировать здание Невской ветеринарной лечебницы: «Конечно, меня сейчас одернут, что я миллионами кидаюсь, давайте [его] перекатим? Ну не будет 100 миллионов, за 50 миллионов».
На Черной речке «катать» пришлось двухэтажное здание весом 3 200 тонн, рассказали в City Solutions. Сначала фасад укрепили металлической арматурой, после чего в подвале здания смонтировали две железобетонные плиты толщиной 300 мм. Верхняя из них соединялась с обвязкой дома специальными балками и во время переезда служила опорой для здания, принимая на себя его вес.
Впервые в истории Петербурга дом сдвинули на 52 м
(Николаевский сиротский институт), наб. р. Мойки Санкт-Петербургский императорский воспитательный дом, благотворительное учреждение, был создан в 1770 г. для призрения незаконнорожденных детей, сирот и детей бедняков. Императорский Санкт-Петербургский Воспитательный дом был открыт в 1771 г. по предложению И. И. Бецкого. Московский Воспитательный дом не только в екатерининское царствование был под непосредственным патронажем императрицы. Как управлялся Воспитательный дом в царствование Екатерины II?
2.3 Петербургский воспитательный дом
Воспитанники грудного отделения Петербургского Императорского воспитательного дома в кроватках во время тихого часа. Фото: historymed. Крестьянским семьям, которые соглашались брать детей на воспитание, начислялась ежемесячное содержание - до 4 рублей в месяц. Деньги выплачивались, пока ребенок не достигал 15- для девочек и 17-летнего для мальчиков возраста. Няни Петербургского Императорского Воспитательного дома с детьми на руках в грудном отделении, 1913. Фото: citywalls. Такое украшение пломбировалось, поэтому "перевесить" его на другого ребенка было невозможно. При предъявлении пломбы выдавались деньги.
Сегодня этот метод может показаться негуманным, но в то время придумать другие способы "маркировки" приемных детей было сложно. Фотографий не было, запомнить в лицо каждого малыша сотрудники полиции не могли, и крестьяне часто этим пользовались, "подменяя" умершего приемного ребенка своим собственным, близкого ему по возрасту. В эпоху правления Екатерины Великой в России проходили коренные изменения, императрица также вошла в историю как учредитель самого престижного военного ордена Российской Империи - ордена Святого Георгия.
Но в тот момент никто не догадывался, что сносить их будут с историческими деталями. Согласно проекту, зданию должны были вернуть изначальный облик. История Воспитательного дома Здание заложили в 1764 году как благотворительное закрытое учебное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. После революции 1917 года приют закрыли, а его здания сначала заняли профсоюзные учреждения, потом институт акушерства и педиатрии, а в 1962 году туда въехала Военная академия.
В 2013 году здание освободилось и с тех пор пустовало.
В соответствии с этим обучение подразделялось по возрастам. В возрасте 6-9 лет изучали познание веры, чтение и письмо, рисование и танцы. В возрасте 9-12 лет — арифметику и геометрию, начала истории и географии, начала славянского языка, правила учтивости. В возрасте 12-15 лет — продолжение всего прежнего и в дополнение часть математики и механики, красноречие, натуральную историю, историческую географию, экономию и ведение бухгалтерских счетов. Для старших воспитанников 15-18 лет - окончание прежних наук, а также коммерция, право и экономия, художества и мастерства. Кроме того, ставятся вопросы о спокойствии духа, страстях и четырех темпераментах, что можно рассматривать как учет, говоря современным языком, психофизиологических особенностей детей. Бецкой подробно описывает черты представителей разных типов темперамента, указывая, что «Не моложе пятнадцати лет начинает оказываться свойство сложения, которое будет владычествовать в человеке. Подлинное познание онаго необходимо нужно». Уделяя должное внимание быту и содержанию детей, Бецкой говорит о необходимости гигиенического воспитания: «нельзя не упомянуть здесь, что посредством чистоты можно не только сохранить здоровье, но и завести порядок жизни, и к наблюдению благопристойности привыкнуть».
При Марии Федоровне обучение в Воспитательном доме начиналось с 6 лет. В этой возрастной категории 6—9 лет дети изучали чтение и письмо на русском и немецком языках, катехизис, прядение, вязание и другие несложные ремесла. Воспитанники 9—12 лет продолжали более углубленно изучать русский и немецкий языки, катехизис, знакомились с азами арифметики, географией России. Девочек учили шить белье и одежду, а мальчики начинали постигать портняжное и сапожное ремесла. Следующая возрастная категория воспитанников 12—15 лет изучала Закон Божий, более углубленно арифметику, языки русский и немецкий , географию, рисование. Воспитанникам в возрасте от 15 до 18 лет преподавались те же дисциплины, что и в предыдущей возрастной категории только уже на более высоком уровне. Отдельно следует отметить ориентацию не только на общеобразовательную, но и профессиональную подготовку воспитанников. Для воспитанников старшего возраста было введено обучение различным профессиям. Были устроены мастерские — переплетная, столярная, слесарная, сапожная, портняжная, позументная, ткацкая, вышивальная, кружевная и др. Для учеников, обладавших выдающимися способностями, предоставлялось право поступления в университеты и академии Медико-хирургическую академию и Академию Художеств.
Французские классы В 1808 г. Обучение продолжалось 6 лет и делилось на два класса. В каждый из них полагалось принимать 25 воспитанниц 11-12 лет. Девочек обучали «закону веры», арифметике, русскому, французскому и немецкому языкам, чистописанию и рисованию, истории, географии позднее добавили логику, риторику, педагогику и дидактику , музыке, танцам и «всяким женским рукоделиям», которые могли понадобиться для воспитания дворянок. По окончании теоретического курса воспитанницы проходили педагогическую практику в младших классах дома, а также в Смольном институте и училище ордена св. Латинские классы Способные воспитанники поступали в университеты и академии, прежде всего, в Медико-хирургическую. Однако, их успехи останавливались незнанием латинского языка. Для подготовки воспитанников в 1805 г. Из наиболее способных к наукам мальчиков разного возраста было отобрано 20 человек, в 1806 г. Эти воспитанники составили два Латинских класса — 1 низший и 2 высший.
В первый Латинский класс поместили тех воспитанников, которые еще не знали грамоты, но уже выделялись способностями среди остальных. Во второй класс были зачислены дети, уже проявившие успехи в начальных знаниях, и особенно те, кому легко давалась латынь. Первоначально в обоих Латинских классах преподавали Закон Божий, чтение и письмо на трех языках русском, немецком и латинском , грамматика этих языков и арифметика. Когда ученики второго Латинского класса начинали относительно свободно ориентироваться в этих предметах, то приступали к сочинениям и переводам на русском, немецком и латинском языках. Изучали также новые дисциплины: алгебра, геометрия, география, всеобщая история, история России, рисование, анатомия и физиология человека. Первый выпуск из Латинских классов состоялся в 1811 г. Несколько учеников высшего Латинского класса по приказанию императрицы поступили в Медико-хирургическую академию. Прием осуществлялся по результатам экзамена в присутствии министра народного просвещения графа А. Разумовского, президента Медико-хирургической академии Я. В последующие годы экзамены посещали попечитель учебного округа С.
Уваров и статс-секретарь Марии Федоровны Г. Из 22 студентов первого набора изначально поступило 25 человек, из них 2 умерло, 1 отчислен по болезни 13 окончили академию со званием лекарей, 3 - кандидатами. Отчисление студентов происходило как из-за нерадения, так и по причине обнаружившегося у некоторых из них природного отвращения к анатомии и хирургии, таких молодых людей определяли в писари. Очевидно, это имело в своей основе недостаточно продуманное зачисление в Латинские классы без учета личностных склонностей воспитанников. Впоследствии отношение к неуспевавшим студентам ужесточалось. Некоторые объясняли свое отставание в учебе нелюбовью к анатомии. Так, в 1827 г. Николай Векман подал прошение об увольнении из академии якобы потому, что он чувствует себя неспособным заниматься медициной. Однако Совет на основании мнения преподавателей постановил, что причина исключительно в нерадении. Воспитаннику не разрешили поступить в писари, что открывало ему путь к гражданской службе, а «употребили в фельдшеры».
Во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг. По сведениям о выпусках студентов набора 1811-1815 гг. Особым покровительством Марии Федоровны пользовались два ее первых пансионера - Ф. Депп и С. Лучших выпускников награждали книгами и хирургическими инструментами. Молодые врачи получали от Воспитательного дома капитал, положенный на имя каждого из принятых в академию. Воспитательный дом заботился и о трудоустройстве выпускников, их старались определять на места в учреждениях опекунского совета, где они были обязаны прослужить по назначению не менее 6 лет. Однако скоро штатных вакансий стало не хватать, таких невостребованных воспитанников передавали медицинскому начальству для распределения. Долго не могли получить места выпускники 1816 г. Так, лекарь Андрей Филисов был определен при Александровской мануфактуре подразделение Воспитательного дома , кандидат Кирилл Андреев помещен «при доме», еще двух кандидатов направили в Костромскую и Симбирскую губернии.
В 1820-1830-е гг. Выпускник 1832 г. Александр Маклерой год провел на стажировке в военном госпитале, еще два года находился при Александровской мануфактуре в помощь медикам. Отчаявшись получить штатное место, он попросил уволить его из Воспитательного дома для службы по морскому ведомству, на что немедленно получил согласие. Многие воспитанники Санкт-Петербургского воспитательного дома всю жизнь отдали служению медицине и внесли серьезный вклад в ее развитие. Прежде всего, следует упомянуть о первом пансионере императрицы Марии Федоровны в Медико-хирургической академии Филиппе Филипповиче фон Деппе 1793-1855. Именно по отношению к нему впервые в России прозвучало слово «педиатр». Филипп Филиппович родился 2 октября 1793 г. Когда Филипп окончил уездную школу в Везенберге, родители, не имея средств к дальнейшему обучению сына, обратились за помощью к императрице Марии Федоровне. По ее повелению Депп был принят в Санкт-Петербургский Воспитательный дом.
В 1805 г. Филипп Депп оказался самым способным учеником этого класса, и Мария Федоровна до конца своих дней гордилась им, считая Деппа наглядным примером справедливости своих педагогических взглядов. Окончив гимназию, но оставаясь под патронажем Воспитательного дома, Депп поступил в Медико-хирургическую академию. Он окончил ее в 1814 г. Далее была недолгая служба ординатором в Мариинской больнице для бедных. Шла война с Наполеоном, и Депп обратился к императрице с просьбой принять его добровольцем в Русскую армию. С 11 марта 1815 г. Депп находился в походах во Франции, Германии и Польше. Вначале он служил в госпитале, затем был прикомандирован к главной квартире фельдмаршала Барклая-де-Толли. Депп возвратился в Санкт-Петербург, чтобы продолжать службу в Мариинской больнице.
В 1816 г. В 1817 г. В 1821 г. Депп удостоился ордена св. Владимира 4 степени, в 1827 г.
Часть дефектов мы лечили, плюс сложная операция пересадки его на бетонную плиту».
Здание скрепили металлическими стяжками, а под ним залили железобетонную плиту. Затем перекатили дом на 42 метра — это итоговая дистанция. Использовали тележки из нескольких катков, дом катился на них по подготовленной площадке, а затем задние тележки переносились вперед и вновь подкладывались спереди. В качестве рабочей силы использовались мощные тянущие домкраты. Уникальная операция прошла успешно, расчеты оказались верными, каких-либо отклонений от плана не возникло. Картина дня.