Народные промыслы России. Но народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим. Центром льняного промысла испокон веков в России считается Вологодчина.
Современные народные промыслы в России
Некоторые предприятия существуют с дореволюционных времён, однако большинство образовалось под влиянием «коллективизации» в советское время. Как правило, предприятия имеют производственные помещения, дорогостоящее оборудование, отделы разработки новых изделий, организованную систему закупки материалов и сбыта готовой продукции. В рыночных условиях не всем им удаётся быть прибыльными, недостаёт опыта, понимания рынка и умения продавать. Крупным предприятиям помогают Министерство промышленности и торговли РФ, Ассоциация «Народные художественные промыслы России», выделяются средства, предоставляются гранты, льготы, оказывается помощь в продвижении изделий на рынок. Крупные предприятия могут рассчитывать на господдержку и, конечно, сами учатся жить в условиях конкуренции. Кустарное производство Другому участнику НХП, кустарю-надомнику, приходится тяжелее. Как правило, кустари — энтузиасты ремесла. Некоторым из них секреты мастерства достались по наследству от семьи, другие постигли премудрость ремесла сами, проведя много времени за книгами, в музеях и мастерских, воссоздавая утраченное и забытое народное искусство. Кустарей никто не опекает, от государства помощи нет, они рассчитывают только на себя. Вызовы времени Труд кустаря — особый труд.
Дело не в том, сколько ушло материала на изготовление вещи, хотя исходные материалы стоят сегодня недёшево. Главная ценность изделия — созданный образ. Кустарные изделия — плод творчества, наблюдательности, фантазии, вкуса мастера, его знания традиции и технологии. Именно эти качества позволяют создавать шедевры народного искусства. Что же дальше? А дальше надо продавать изделия, зарабатывать на жизнь. Мастер-кустарь может произвести ограниченное количество предметов, а сегодняшний рынок изделий НХП существенно недооценён. Вот и стоит перед мастером дилемма, продолжать традицию подлинного мастерства или упростить, сымитировать, сэкономить на материалах или современных технологиях. Второе, к сожалению, приводит к упадку ремесла.
Пример — раньше в полхов-майданских матрёшках наводку контур и разживки делали пером и тушью, а сегодня — фломастером. Вроде бы и там, и там, контур есть, но разница в том, что фломастер даёт одинаковую толщину и нечёткость линии, а пером можно было передавать больше детали разной толщины и интенсивности, которые и создавали знаменитую полхов-майданскую прорись. Победил всё-таки фломастер — им дешевле, но, главное, быстрее можно наводить рисунок.
Можно ли говорить о формировании неонародного тренда в стиле и моде? Об этом и многом другом в авторской программе Натальи Лосевой "Все будет ru" на радио Sputnik. Ждем ваших вопросов и комментариев. Гости: - Наталья Душегрея, основатель и дизайнер бренда "Душегрея"; - Сергей Коломийцев, председатель правления Ассоциации организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников "Наследие и традиции".
Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее. Дымковская игрушка Рядом с городом Вятка была слобода Дымково, сейчас - это один из районов города. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки.
Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом. Филимоновская игрушка Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки — разнообразные свистульки. Отличительная особенность — удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины.
Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером. Филимоновские свистульки-козули выделяются на фоне других промыслов яркими красками Абрамцево-Кудринская резьба Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название — Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы. Вятские кружева О вятских кружевах известно с восемнадцатого века.
Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц.
Альбом впервые знакомит читателя с произведениями традиционного коми народного искусства, истоки которого уходят вглубь тысячелетий. Основу альбома составляют коллекции Коми республиканского историко-краеведческого музея, музея археологии и этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук, музея археологии Сыктывкарского государственного университета.
Майстровский, Марк Яковлевич. Земля мастеров : Очерки о нар. У художественных промыслов Тверского края интересная многовековая история.
Эта книга расскажет о некоторых из них: о великой культуре обработки дерева, которой владели наши предки, о таинствах гончарного ремесла, о загадочных древних символах старинной вышивки, об изысканном искусстве кружевниц, о праздничном разноцветье узорного ткачества, о сложной судьбе уникальнейшего из древних ремесел — золотного шитья. Резьба по дереву и кости Искусство резьбы восходит к быту древних славян, селившихся в древности по берегам Волги, Дона, Днепра, озера Ильмень. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству мифов и сказок "жили" в те далекие времена.
Северную резьбу по кости иностранные путешественники так и называли "резьбою русов". Уханова, И. Уханова; Гос.
Эрмитаж, 2005. Альбом рассказывает об изделиях мастеров - косторезов севера России - из Архангельска и деревни Холмогоры. В издании опубликовано более 80 тоновых фотоиллюстраций произведений косторезного искусства из собрания Государственного Эрмитажа, Музея этнографии народов СССР и Государственного Русского музея.
Абросимова, Александра Андреевна. Абросимова, Н. Изделия культурно-бытового назначения Русские мастера издавна великолепно умели обрабатывать дерево, кости и рог.
Из книги вы узнаете о видах обработки этих материалов: например, о геометрической и плоскорельефной резьбе, резьбе по бересте и мозаике, домовой корабельной и скульптурной резьбе. Читатель узнает о резьбе, названной по региону промысла: холмогорской, тобольской, хотьковской, чукотской резьбе и гравировке. Эта книга рассчитана на обучающихся традиционным русским ремеслам, поэтому большая ее часть посвящена описанию технологий обработки дерева, кости и рога.
В книге есть фоновые иллюстрации. Вышивка Насколько вышивание является древним ремеслом — точно не определено, но оно всегда популярно. У всех народов в основу вышивки положены национальные мотивы и орнаменты.
Лебедева, Серафима Христофоровна. Лебедева ; Нац. Кузебая Герда.
Удмуртская народная вышивка, имея некоторое сходство с вышивкой других народов, имеет свои примечательные черты. Большая ее часть выполнена на холсте. Наиболее древняя вышивка в Удмуртии выполнена счётной техникой: выполнялась на холсте по счёту нитей без канвы, часто без пялец.
Как и у других народов, особо богатой вышивкой отличалась свадебная одежда невесты и служила оберегом от злого глаза и порчи. Автор в своей книге представляет читателю небольшую часть коллекции удмуртской вышивки, хранящейся в фондах Национального музея УР им. Цветные фотографии подлинных изделий введут его в прекрасный мир народного творчества, в мир знаков и символов.
Деревянная игрушка В России существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Один из них располагался в Архангельской и Вологодской губерниях, другой — в Нижегородской губернии. Но столицей деревянных игрушек, несомненно, можно назвать город Сергиев Посад и село Богородское, расположенное недалеко от него.
По берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и вологодской губерниях игрушки, изготовленные северными мастерами, своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Основные мотивы производства для северных мастеров — это кони, птицы, куклы-бабы и разнообразные погремушки. В Нижегородской губернии, славившийся резьбой по дереву, производились лучшие образцы корабельной и кормовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» изготовление деревянных ложек , точение веретён и городецкая резьба.
Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семёнов, Лысково, Пурех, Федосеево. В городе Сергиев Посад и селе Богородское мастера предпочитали использовать жанровые изображения, игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций и включали несколько «действующих» лиц. Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.
В игрушечном промысле существовало разделение труда. Одни деревни специализировались на изготовлении белья, то есть неокрашенной игрушки, а другие - на росписи. В начале ХХ века игрушки стоили на рынке немало - четвертак, скупщики же покупали их у мастеров за 18 рублей сотню.
По некоторым данным, мастер-игрушечник вырабатывал товара за месяц рубля на два. Тарановская ; ред. Формы и типы русской народной деревянной игрушки, рожденные талантом и увлеченностью мастеров, поражают своим многообразием.
Полено, чурка, щепка, дощечка - вот с чего начинали мастерить игрушку и на Севере, и в поволжье, и под Москвой. Книга включает увлекательный рассказ о национальных особенностях деревянной игрушки: о ее своеобразной пластике, сказочных образах, цветовой гамме, о способах изготовления и вековых традициях промыслов. Издание содержит 93 цветных и тоновых фотоиллюстраций.
Русская игрушка : Из коллекции худож. Россия, 1987. Альбом познакомит читателя с русской народной игрушкой, с ее прошлым и настоящим.
Перед нами раскроются страницы русской потешной летописи, они расскажут о значении игрушки, о промыслах и мастерах-игрушечниках России, об уникальной коллекции Художественно-педагогического музея игрушки АПН СССР. Сила культурной традиции сохранила русскую народную игрушку и центры ее производства до сих пор.
XXXV Выставка-ярмарка
Вятские кружева О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия. Новые народные промыслы Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.
Роспись ёлочных игрушек Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками. Фабрика «Ариэль» Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариэль». Она находится в Нижнем Новгороде.
Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин. Самый узнаваемый народный промысел в России Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является золотая хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень.
Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки. Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей. Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские.
Именно там зародился знаменитый гжельский промысел — эти места издревле славились глиной.
Считается, что и первый русский фарфор был сделан как раз из гжельской глины. В начале XIX века изделия стали расписывать синей краской из окиси кобальта, выдерживающей высокие температуры обжига. Именно с синим цветом до сих пор и ассоциируется гжель. Гжельский фарфоровый завод находится в Раменском районе Подмосковья. Там устраивают экскурсии и мастер-классы для путешественников. Обычно яркие узоры и сюжеты украшали деревянные прялки, а впоследствии — и мебель, и игрушки. Мастера сначала грунтовали дерево, а потом ярко расписывали его, изображая бытовые сюжеты и сценки. Также были популярны изображения животных.
Бирюзовые реки, ленточные боры, упоительная тишина и другие секреты региона Палехская миниатюра Миниатюра появилась в Палехском районе — сегодня это часть Ивановской области. В этих краях жило много талантливых иконописцев, но после революции им нужно было искать новые способы заработка. В 20-х годы XX века местные мастера основали Палехскую артель. Члены артели занимались росписью по дереву и папье-маше.
Фабрика «Климо». Фото: А. Кущенко В Подольске изготавливают игрушки с росписью и сейчас, но уже более быстрым способом — на предприятии «КЛИМО», с помощью современных станков. На фабрике можно увидеть процесс изготовления матрёшек, а для маленьких посетителей работники проводят мастер-классы. Ещё здесь работает Музей русской народной деревянной игрушки, где представлено более 250 работ местных мастеров. Посещение музея входит в программу экскурсии. В XVIII веке в округе насчитывалось несколько десятков светёлок, где наёмные работницы ткали шали на станках. Одна из таких «фабрик» принадлежала И. Лабзину из села Павлово. Дело предпринимателя успешно развивалось и после его смерти: бразды правления производством передавались Лабзиными из поколения в поколение. Внёс изменения в семейный бизнес лишь правнук основателя фабрик Яков, который решил производить ещё и шерстяные шали с набивным рисунком. Владелец мануфактуры не прогадал: предприятие разрослось до такой степени, что к началу XX века насчитывало около двух тысяч работников, а склады с готовыми платками и шалями располагались по всей стране. Выставка, посвящённая 225-летию народного промысла в Павловском Посаде. На ней изготавливают платки с учётом двух веков истории народного промысла России. Изделия отличаются проработанностью и детализированностью рисунков. Изображения могут быть выполнены в флористической и анималистической тематике, а край павловопосадских платков традиционно украшен бахромой. Купить народный предмет одежды можно в одном из 140 магазинов мануфактуры, но лучше приехать в подмосковный город на экскурсию, посетить Музей истории русского платка и шали и купить самый красивый аксессуар в одной из местных лавок. Гжель Где: село Речицы, Московская область Самая узнаваемая традиционная русская роспись, несомненно, гжельская. С XIV века Гжелью называли местность, объединявшую около 30 населённых пунктов, где были найдены природные залежи глины. Эти земли принадлежали царскому роду, крепостного права здесь никогда не было, поэтому местные жители занимались ремеслом. На протяжении шести веков они развивали народный промысел и создавали великолепные изделия. Фото: группа ВК объединения «Гжель» Глиняные фигурки с характерной росписью стали выходить из-под рук местных мастеров при Петре I. Тогда в моду вошёл Делфтский фаянс, который европейские умельцы украшали бело-синими изображениями. Русские ремесленники позаимствовали популярную цветовую гамму и начали создавать собственные росписи. Вскоре гжельская майолика стала одним из самых востребованных народных промыслов страны. В XIX веке появилось несколько десятков предприятий, на которых мастера создавали посуду с популярной росписью.
Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов
Гости подмосковного стенда выставки «Россия» познакомились с народными художественными промыслами и геральдикой региона. Команда РИА Новости создала увлекательный сюжет, погружающий пользователей в мир народных промыслов"."Игра ремесел. Подмосковье представило изделия народных промыслов на выставке «Россия» на ВДНХ. 4 августа в Куртамышском СУВУ прошло мероприятие «Народные промыслы России». Воспитанницы узнали, что с незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Роспатент совместно с Ассоциацией «Народные художественные промыслы России» запустили проект — «Народные промыслы #RUCRAFTS». В комплект демонстрационных материалов "Народные промыслы России" входят описания понятных и близких детям промыслов и ремесел: народные игрушки, лаковые миниатюры, росписи по дереву, посуда, платки.
Прошел IV Всероссийский Фестиваль народных промыслов «Заповедный сувенир»
В правительстве региона рассказали, что вятские предприниматели представили свою продукцию на выставке народных промыслов "ЛАДЬЯ. Зимняя сказка – 2022" в Москве. проект о народных художественных промыслах России. Каталог предприятий, новости, полезные статьи. В субботу, 17 июня, на территории мультимедийного исторического парка «Россия – Моя история» прошёл первый День народных художественных промыслов. Новая эстетика народных промыслов, фото № 2. Есть интересная интерпретация орнамента с райской птицей Сирин, использованная для оформления интерьера кофейни.
6 удивительных народных промыслов Русского Севера
Затем пигмент смывают с выпуклых частей — так резьбе придают дополнительный объём. При этом бывают и работы, покрытые лаком без предварительного морения. Поднос «Алтайское лето». Мастер: В. Кравцов Увы, найти сувенир, выполненный в этой технике, не так-то просто. Раньше в Подмосковье работал завод по производству оригинальных абрамцево-кудринских изделий, но после развала СССР фабрика закрылась, а ремесло пришло в упадок.
Резьбу с растительными элементами продолжили создавать выпускники Абрамцевского колледжа в городе Хотьково , где до сих пор обучают искусству художественной обработки дерева, однако их изделия имеют мало общего с произведениями мастеров времён расцвета промысла. К счастью, ситуация уже меняется. В 2023 году группа ремесленников решила восстановить традиции абрамцевской резьбы и уже успешно продаёт свои работы в Сети. Матрёшка Где: Подольск, Московская область Когда речь заходит о традиционных русских сувенирах, нельзя не упомянуть о знаменитой «кукле в кукле». Сейчас матрёшек можно найти в любой лавке с национальными подарками, а раньше изготовление этой игрушки считалось сложным народным промыслом.
Подольские мастера стали торговать вырезанными на токарном станке фигурками с росписями в XIX веке. Тогда это были ещё не матрёшки, а, например, грибы, пирамидки или яйца. Деревенские жители изготавливали и перепродавали их купцам, которые отвозили изделия в Москву на радость гостям города, желающим привезти домой сувенир. Промысел расцвёл настолько, что уже к концу столетия в Подольской губернии насчитывалось более 800 кустарных производств таких игрушек. Сама же матрёшка была придумана В.
Звёздочкиным, мастером из небольшой деревни под Подольском, попавшим под протекцию семейства Мамонтовых. В 1900 году он отправил только что изобретённую игрушку, состоящую из шести элементов, последовательно вставляющихся друг в друга, на выставку в Париж. Звёздочкин потрудился не только над формой, но и над оформлением необычной игрушки: нанёс на каждый деревянный элемент роспись в виде женщины в платке. Старания мастера оправдались: матрёшка покорила сердца иностранцев и стала всемирно известным русским сувениром. Фабрика «Климо».
Фото: А. Кущенко В Подольске изготавливают игрушки с росписью и сейчас, но уже более быстрым способом — на предприятии «КЛИМО», с помощью современных станков. На фабрике можно увидеть процесс изготовления матрёшек, а для маленьких посетителей работники проводят мастер-классы. Ещё здесь работает Музей русской народной деревянной игрушки, где представлено более 250 работ местных мастеров. Посещение музея входит в программу экскурсии.
Воспитанники с неподдельным интересом знакомились с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев — дымковской и филимоновской игрушками, хохломскими и городецкими изделиями, гжельской посудой, русскими матрёшками, жостовскими подносами. Такие тематические выставки знакомят детей с традициями и культурой нашего народа, развивают устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, формируют уважение к труду и таланту мастеров, воспитывают чувства причастности детей к наследию прошлого.
Такие тематические выставки знакомят детей с традициями и культурой нашего народа, развивают устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, формируют уважение к труду и таланту мастеров, воспитывают чувства причастности детей к наследию прошлого.
Местные династии иконописцев завоевали славу искусных мастеров по всей России. Мастерские палешан Сафоновых, Белоусовых, Каравайковых и Париловых в свое время заслужили право являться поставщиками Императорского двора, а их иконы были знамениты тонким, изысканным письмом. В 1882 году Братья Белоусовы успешно выполнили царский заказ на роспись Грановитой палаты Московского Кремля, за что получили высокие царские награды. Палехская лаковая миниатюра начала ХХ века унаследовала лучшие традиции духовного искусства предшествующих поколений.
Современные народные промыслы в России
Конечно же, подлинные образцы традиционных народных изделий говорят сами за себя, недаром они прошли через десятилетия и столетия. Но, чтобы лучше разбираться и видеть их, важно научиться обращать внимание на детали, зачастую почти неуловимые элементы, отличающие данный предмет, данный стиль, данное направление от других. Путеводитель по русским ремёслам поможет вам в этом. Меню Меню Путеводителя по русским ремёслам устроено по принципу «матрёшки». Сверху расположены выпадающие рубрики меню, кликнув на которые, вы видите подрубрики, содержащие частные темы, и так до статей. Кроме меню, искать нужные статьи и темы вы можете с помощью поиска в нижней части каждой страницы Путеводителя. Там же расположены символы социальных сетей, в которых можно поделиться ссылкой на соответствующую страницу. Приятного вам просмотра! Магазин «Русские ремёсла» В ходе работы над Путеводителем по русским ремёслам было и бывает много встреч, общения и разговоров с мастерами. Чем больше слушаешь мастера, тем лучше понимаешь создаваемые им образы, лучше видишь детали, входишь в резонанс с его произведениями, глубже понимаешь традиционную народную Красоту. Красота — страшная сила.
Удержаться и не приобрести маленькие шедевры зачастую просто невозможно. Так создалась коллекция народных художественных промыслов, собственно, из которой и появилась идея создать интернет-магазина для того, чтобы этой Красотой любовалось больше людей. Магазин получился необычный, единственный в своём роде. В основе ассортимента — изделия талантливых мастеров-кустарей. Критериев выбора мастеров и изделий для магазина два — традиция и мастерство. Коллекция магазина постоянно пополняются новыми изделиями и именами. Авторские права For English or other language use Google translator in the footer. Что мы знаем о ремёслах? Если спросить взрослого или ребёнка, русского или иностранца, что они знают о русских ремёслах, то наиболее частым ответом будет: « матрёшка », « хохлома », « гжель »… ну, может, ещё « палехская шкатулка », « жостовский поднос » или « павловопосадский платок »… А знаете ли вы, что матрёшка не «древняя русская кукла», а гжель изначально была не сине-белой, а цветной, а хохлома бывает не только «золотой», но и зелёной, и даже голубой , а задолго до села Жостово подносы расписывали в Нижнем Тагиле, а село Палех прежде всего было известно как крупнейший центр владимирской школы иконописи, мастера которого, оставшись после революции без работы, специально ездили в Федоскино , центр традиционной лаковой миниатюры , чтобы освоить необычное для них ремесло в новых исторических условиях. Новые статьи.
Считается, что они же первыми стали покрывать росписью, помимо посуды из папье-маше, металлические подносы. К 1825 году братья Вишняковы уже открыли магазины по продаже изделий.
Предприниматели превратили народный промысел в успешный бренд: жостовские подносы, сахарницы и другая кухонная утварь стали визитной карточкой Жостова и окрестностей. Жостовскую роспись легко узнать по чёрному фону и ярким изображениям, филигранно выполненным кистью мастера. Правда, посуда может быть и других цветов, например красной или синей.
Одно остаётся неизменным — полевые цветы, которые становятся основой любой композиции. Сюда можно наведаться с экскурсией, чтобы узнать о промысле больше и увидеть своими глазами, как создаются шедевры, а заодно попробовать расписать поднос самостоятельно — на мастер-классе. А если ехать в пригород не хочется, можно купить жостовский сувенир в Москве — фирменный магазин с изделиями местных умельцев есть на Пятницкой улице.
Абрамцево-Кудринская резьба Где: село Абрамцево, Московская область Немногие знают, что знаменитое село раньше называли ремесленной столицей Подмосковья, наряду с деревней Жостово. Сюда в конце XIX века со всей округи съезжались мастера резьбы по дереву. Работали они прямо в стенах усадьбы Абрамцево : тогдашний её владелец меценат С.
Мамонтов стремился развивать народный художественный промысел и потому всячески привечал умельцев. Супруга благотворителя, в свою очередь, создала школу, чтобы обучать местных детишек грамотности, а заодно и умению превращать деревянные бруски в произведения искусства. Мастерская, открытая при школе, впоследствии стала «кузницей» высококлассных специалистов по резьбе.
Процесс работы. Поленова младшая сестра живописца В. Поленова , которая вывела ремесло на новый уровень: по её эскизам стали создавать резную мебель.
Предметы интерьера с затейливыми орнаментами пользовались в столице большим спросом. Одним из самых одарённых выпускников мастерской был резчик из соседней деревни Кудрино В. Именно из-за его искусных изделий в названии народного промысла появилось указание на этот населённый пункт.
Абрамцево-Кудринская резьба относится к виду плоских рисунок поверхностный, без значительных углублений. Узнать изделия можно по флористическим узорам: основу композиции составляют орнаменты из лепестков со скруглённым краем. Готовые предметы не расписываются красками, а лишь тонируются морилкой.
Затем пигмент смывают с выпуклых частей — так резьбе придают дополнительный объём. При этом бывают и работы, покрытые лаком без предварительного морения. Поднос «Алтайское лето».
Здесь вручную делают и черненую посуду, и столовое серебро, и ювелирные украшения, и церковную утварь... О предметах церковной утвари, выполненных в технике северной черни узнайте здесь. А вот подробный рассказ о технологии легендарной северной черни: в Великом Устюге 3. Вологодский лён Единственная натуральная ткань, которую отечественные производители вырабатывают из нашего сырья сегодня — лён. Центром льняного промысла испокон веков в России считается Вологодчина. Лён хорош всем. Он «дышит», он экологичен, к льняной ткани не притягивается пыль — для астматиков, аллергиков это очень важно.
Лён гигроскопичен — отлично впитывает влагу. В льняной одежде в жару — прохладно, в холод — тепло. Прочная льняная ткань не выгорает на солнце и не желтеет… Слава Богу, в России умеют лён выращивать, обрабатывать, ткать и шить из льняной ткани великолепные изделия. Посмотрите, сколько всего делали из долгунца на Русском Севере: от одежды до кораблестроения 4. Шемогодская резьба Лапти, ступни, туеса, пестери, берестяники, канаты для рыболовных снастей — много всего делали на севере из бересты. А вот свободного времени на всякие безделушки у крестьян не было. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них.
Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал nn. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм.
У вас включен VPN?
Роспатент совместно с Ассоциацией «Народные художественные промыслы России» запустили проект — «Народные промыслы #RUCRAFTS». Народные художественные промыслы – это преимущественно кустарное производство художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, имеющее определенную преемственность и локализацию. Подмосковье представило народные художественные промыслы на выставке «Россия».
Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов
Обычно для изготовления изделий а это могут быть и фигурки людей, и подстаканники, и ювелирные украшения мастера используют чистые пластичные металлы — золото, медь, серебро. Существует два вида скани — ажурная для изящных ювелирных изделий и напаянная на готовую основу для украшения бытовых предметов — подносов, ваз и т. Этот вид промысла применяли при изготовлении самых разных вещей. До сих пор там существует фабрика, выпускающая изделия из разных видов металлов с применением техники скани. Костромская скань. Однако в конце XVIII столетия уроженцы Архангельской губернии, переселившиеся в Томскую область, стали родоначальниками искусства создавать очень оригинальные и узнаваемые изделия из тисненой и резной бересты.
Томская береста. В качестве орнамента, как правило, изображаются веточки, листики, цветочки. Расположено оно в Московской области, и даже на его гербе запечатлены деревянные фигурки — мужик и медведь. Первые такие игрушки в селе начали делать ориентировочно во второй половине XVIII века, а окончательно сформировался этот промысел к началу XIX столетия. Самые частые герои, изображаемые мастерами богородской игрушки — мужик чаще всего с топором и мишка.
Встречаются и животные — белки, зайцы, курицы, петухи. Такие игрушки обычно вырезают из мягких пород дерева. Богородская игрушка.
Традиционные павловопосадские платки украшены симметричными рисунками цветов прежде всего розами и георгинами. Цветы на ткань наносились методом древнерусской набойки. Чтобы украсить ткань рисунком, использовали резные дощечки — «манеры» для контура и «цветки» для фона. Для создания сложного узора мастера порой накладывали доски до 400 раз. Павловопосадская платочная мануфактура — единственное предприятие, где изготавливают традиционные русские платки методом набойки. Ежегодно здесь выпускается около 1000 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов и скатертей из натуральных волокон. Мануфактуре придан статус народного художественного промысла России. На предприятии действует собственный музей. Здесь вам расскажут об истории павловопосадской шали, старинных и современных методах производства. Также вы сможете приобрести изделия в магазине. Детали: platki. Вышивкой занимались всей семьей, причем работали не только женщины, но и мужчины. Технология крестецкой белой строчки — заполнение узором сетки, сделанной при помощи выдергивания нитей утка из основы ткани или путем вырезания отверстий. Таким строгим геометрическим орнаментом вышивались одежда, накидки, полотенца, скатерти, занавески, постельное белье, создавались даже живописные панно.
Одной из участниц стала Екатерина Шарова. В этом году она победила в региональном этапе конкурса «Мама-предприниматель» и теперь активно развивает свой бренд экокосметики «Уральское разнотравье». Люди выражали живой интерес к нашему стенду, активно покупали нашу продукцию. Это очень заряжает и мотивирует развивать свое дело дальше и так же принимать участие в других подобных мероприятиях», — прокомментировала производитель косметики «Уральское разнотравье», участница выставки «Ладья» Екатерина Шарова. Мероприятие проводится в целях поддержки отечественных производителей, совершенствования художественного уровня и мастерства, повышения квалификации специалистов отрасли, популяризации народного искусства Ассоциацией «Народные художественные промыслы России».
Народные ремёсла имеют отслеживаемую историю, тесную связь с традициями народной культуры и местом своего появления и бытования. Народные промыслы основаны на филигранном искусстве художественной обработки природных материалов: дерева, берёсты, глины, камня, металла, кожи, текстиля. Ремёсла сегодня В наши дни народные промыслы являются частью современной культуры и развиваются в рамках индивидуальной кустарной деятельности или промысловых объединений. Сегодня в России зарегистрировано более 200 крупных предприятий НХП, одновременно с ними в нашей стране работает более 800 кустарей-одиночек и семейных артелей, создающих изделия народного творчества, продолжающих и развивающих традиции мастеров прошлого. Количество направлений и стилей русских ремёсел сегодня исчисляется многими сотнями. Всё больше и больше энтузиастов проводит время в музеях, с книгами, встречается с известными мастерами-наставниками, чтобы восстановить утраченные ремёсла, вернуть нам былую красоту народного искусства. Некоторые предприятия существуют с дореволюционных времён, однако большинство образовалось под влиянием «коллективизации» в советское время. Как правило, предприятия имеют производственные помещения, дорогостоящее оборудование, отделы разработки новых изделий, организованную систему закупки материалов и сбыта готовой продукции. В рыночных условиях не всем им удаётся быть прибыльными, недостаёт опыта, понимания рынка и умения продавать. Крупным предприятиям помогают Министерство промышленности и торговли РФ, Ассоциация «Народные художественные промыслы России», выделяются средства, предоставляются гранты, льготы, оказывается помощь в продвижении изделий на рынок. Крупные предприятия могут рассчитывать на господдержку и, конечно, сами учатся жить в условиях конкуренции. Кустарное производство Другому участнику НХП, кустарю-надомнику, приходится тяжелее. Как правило, кустари — энтузиасты ремесла. Некоторым из них секреты мастерства достались по наследству от семьи, другие постигли премудрость ремесла сами, проведя много времени за книгами, в музеях и мастерских, воссоздавая утраченное и забытое народное искусство. Кустарей никто не опекает, от государства помощи нет, они рассчитывают только на себя. Вызовы времени Труд кустаря — особый труд. Дело не в том, сколько ушло материала на изготовление вещи, хотя исходные материалы стоят сегодня недёшево. Главная ценность изделия — созданный образ. Кустарные изделия — плод творчества, наблюдательности, фантазии, вкуса мастера, его знания традиции и технологии. Именно эти качества позволяют создавать шедевры народного искусства. Что же дальше? А дальше надо продавать изделия, зарабатывать на жизнь.