Апокалипсис (толкование) часть 03 Олег Стеняев - Апокалипсис (толкование) 8lm. Биография Олега Стеняева: фото, личная жизнь, последние новости 2019, проповеди, толкование Евангелия, лекции. Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Библии. рассказывает протоиерей Олег Стеняев: "Библия показывает нам действия Христа в мире человеческом.
Книга Бытие. Глава 1. Протоиерей Олег Стеняев. Библия 📺 14 видео
Протоиерей Олег Стеняев Церковное учение О МЫТАРСТВАХ # 1. О ЦЕННОСТИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ. Толкование Библии. Православные Книги Олега Стеняева – покупайте на OZON по выгодным ценам! Быстрая и бесплатная доставка, большой ассортимент, бонусы, рассрочка и кэшбэк. Электронная библиотека книг» Олег Стеняев» Беседы на Апокалипсис» Текст книги (страница 1). Евангелие от Матфея Глава 1 Протоиерей Олег Стеняев Толкование Библии Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея Глава 1 Протоиерей Олег Стеняев Толкование Библии Толкование Нового Завета.
Введение в Новый Завет 1
Официальный канал протоиерея Олега Стеняева. Здесь собраны публичные выступления, лекции, проповеди отца жать канал можно перечислив любую сумму. смотреть 321 видео - Библия И Толкования - Толкование Библии Ветхий Завет Олег Стеняев.
Стеняев Бытие Беседы
Метод толкования Апокалипсиса должен быть столь же своеобразен, как и самое его содержание. Преданием нашей Православной Церкви установлено, что Апокалипсис cв. Иоанна Богослова, есть предвозвещение будущей судьбы Церкви и мира. Протоиерей Олег Стеняев делает акцент и на личном апокалипсисе каждого отдельного человека, который он переживает на протяжении своей жизни. Книга Откровение Иоанна Богослова — это наиболее таинственная книга в Библии, в которой содержатся тайны Апокалипсиса и говорится о кончине этого мира.
Каждый имеет конкретную задачу. Матфей благовествует евреям, исполняя повеления Христа: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» Мф. Первое Евангелие является таковым. Марк — это проповедь в Риме, абсолютная инкультурация, краткие фразы, свойственные латинянам. Это детское Евангелие для новоначальных. Лука — это обобщение, исторический анализ. Иоанн, о котором некоторые отцы говорили: «Как небо отстоит от земли, так Иоанн выше Матфея, Марка и Луки», провозглашает Божественность Иисуса Христа, свидетельствует о Боговоплощении. Вспомним его слова: «И слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» Ин. Таким образом, мы устанавливаем, что каждое из четырех Евангелий находится на своем месте. Одно дополняет другое, и в этом богатство нашей традиции. Я уже сказал, что предпочтение надо отдавать отцам Церкви. Почему у нас не один комментарий на Евангелие, а целая россыпь? Порой мы видим, как по-разному экзегеты толкуют одно и то же событие. Например, на вопрос о том, с кем боролся Иаков, я насчитал 12 позиций в толкованиях отцов Церкви. На самом деле, это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие экзегетические объяснения. Мне лично было бы тяжело общаться с таким православным христианином, который прочитал только один комментарий. Например, Феофилакта и всё. Так же не видно богатства всей традиции, это очень узкое восприятие. Хотя Амвросий Оптинский говорил начинать с Феофилакта Болгарского. И я сам стараюсь раз в год перечитывать Феофилакта. Это тот фундамент, без которого нет экзегезы. Феофилакт не был отцом Церкви, но он делал компиляцию из отцов. Он убирал из трудов святителя Иоанна Златоуста то, что там было на злобу дня. Златоуст очень любит, комментируя Матфея, уйти к вопросу о ристалищах, страниц на пять, а под конец опять вернуться к Матфею. Работа Феофилакта была колоссальна. Он вычленил из трудов разных отцов то, что относится к священным текстам. Но мы имеем четыре разных Евангелия и массу комментариев. В этом и заключается богатство традиции. И как каждый из евангелистов дополняет другого, так и каждый экзегет из Отцов Церкви дополняет других экзегетов. Чтобы лучше понять, почему могут быть разные комментарии, давайте обратим внимание на такую вещь, как драгоценный камень. Если мы держим в руке драгоценный камень, то видим слева бирюзовый цвет, по центру — янтарные блестки, справа — изумрудный оттенок. Как только я поверну этот камень, вся палитра меняется. Там, где был янтарный, оказался изумрудный. Там, где был изумрудный, теперь бирюзовый. Таким образом, каждый современный экзегет должен быть обречен на плагиат. Не надо бояться этого слова. Как икона делается по списку, и никто не имеет права ничего добавлять, так и нормальная современная экзегеза строится на разных взглядах на одни и те же темы. В Средние века были сборники, которые назывались катены. Это были такие цепочки текстов. Давался библейский текст и вокруг него разные объяснения отцов Церкви. То же самое Учительное Евангелие, известное многим, — это сборник разных авторов, разных периодов отцов Церкви. В этом богатство традиции. Каждый современный экзегет должен быть обречен на плагиат. Не надо бояться этого слова Если из этого текста вы вынесете только одну фразу «назад к отцам», значит он не напрасен. Как в свое время святитель Ириней Лионский говорил: «Зачем искать истину на стороне, когда в Церкви, как в огромной сокровищнице, она собрана воедино? Это вхождение в благодатную вселенную церковной экзегезы, исчерпать которую мы не способны. Евангелие от Луки — это в некотором смысле срединное Евангелие. Таким оно будет оставаться в истории Церкви, в истории народа Божиего. Таким мы его воспринимаем, и это очень важное положение. Евангелие от Луки впитало в себя законодательные и исторические тексты. Последнее, на что мне хотелось бы обратить внимание, это то, что каждый человек рождается в определенное время. Кто-то в 1940-х, кто-то в 1960-х, кто-то в 2000-х. Мы приходим в мир, который уже существует, и хотим понять свое положение в истории. Но мы не способны, отталкиваясь от человеческого опыта, понять, откуда и куда все это движется. Но есть книга, она называется Библия. И первые слова в этой книге — «В начале сотворил Бог небо и землю» Быт. А конец этой книги описывает конец мира — Апокалипсис. Библия — это книга, которая объясняет, откуда и куда всё это движется. То, чего не может объять опыт отдельно взятого человека. Эта книга сообщает нам наше положение в этом мире, помогает распознать, куда всё это движется и ради чего. Четыре евангелиста. Эрстен В свое время еще средневековые экзегеты обратили внимание на то, что в Ветхом Завете есть законодательные, пророческие, исторические и учительные книги. Точно так же и в Новом Завете. Четыре Евангелия относятся к законодательным книгам, Деяния апостолов — к историческим, Апостольские послания — к учительным, Апокалипсис — к пророческим. Такое совпадение неслучайно, ибо никогда Писания не изрекались по воле человеческой. Но их изрекали люди Божии, будучи движимы Духом Святым. Святой Дух и есть подлинный автор всех книг Библии. Он раскрывает смысл Божественных глаголов. Как говорил Христос: «Лучше будет для вас, если Я пойду и умолю Отца, и Он пошлет вам Духа Святого, Который научит и наставит вас на всякую правду, и напомнит вам все, что Я говорил» см. Поэтому, приступая к чтению Священного Писания, мы читаем молитву «Царю Небесный». Амвросий Оптинский говорил: «Кто читает Писание и разумеет, тому великая награда от Бога. Кто читает Писание и не разумеет, но продолжает читать, тому еще более великая награда от Бога». Один человек, который читает и разумеет, может испытывать интеллектуальный комфорт. Как в свое время отец схоластики Фома Аквинский сказал: «Я больше всего благодарен Богу за то, что каждую страницу, которую я прочитал, я понял». Честно скажу, я не всегда понимаю то, что я читаю.
В текстах присутствуют имена Евера, Израиля, Авраама. Эта древняя библиотека была создана за 2400—2250 лет до Р. В действительности же эта книга написана позднее новозаветных книг Библии I век по Р. Говоря о древности библейских текстов, мы можем вспомнить само Слово Божие, в котором сказано: Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим Иер. Книги Нового Завета написаны после Рождества Христова на древнегреческом разговорном языке, доступном для понимания простых людей. Древнейшие тексты Нового Завета сохранились в достаточном количестве, известно 76 папирусов, древность которых не вызывает у ученых сомнений. По свидетельству святого Иринея Лионского, Апостол Иоанн написал Евангелие во время своего пребывания в Ефесе во дни императора Домициана 81—96 годы по Р. Самым последним открытием в области библейской папирологии явились данные, полученные Карстеном П. Тиде, экспертом из Германии. Он провел экспертизу фрагмента текста Евангелия от Матфея, хранящегося в Оксфордском колледже Магдален Великобритания. Полученная датировка текста, известного под кодовым наименованием Р—64, потрясла современных библистов. Православная Церковь, признавая богодухновенность всех книг Ветхого и Нового Заветов, предавала анафеме тех, кто не принимал этих книг или сомневался в их богодухновенности. Что значит богодухновенность? В Писании сказано: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым 2 Пет. Свидетельствуя о том же, Блаженный Августин учил: Вспомните, что это все то же Слово Божие, Которое простирается во всем писании, что это все тот же самый Глагол, Который звучит из уст всех священнослужителей, Глагол, Который, будучи изначально Богом у Бога, не имеет там нужды в слогах, ибо там не подвержен времени О граде Божием. С распространением религии древних евреев за пределы Палестины стал необходим перевод книг Ветхого Завета на языки других народов. Греческий перевод был сделан по заказу Александрий-ской библиотеки во II веке до Р. Этот перевод назван Александрийским, или Переводом семидесяти толковников — по-гречески Septuaginta по числу переводчиков, работавших над ним. В целом греческий и сохранившийся еврейский тексты схожи. Однако существующие различия заслуживают внимания, потому что Септуагинта опирается на очень древний еврейский текст. Именно этот перевод был воспринят христианской Церковью, и именно с него в IX веке по Р. Древнееврейский список не имел знаков для обозначения гласных букв и знаков препинания. Пока язык сохранялся в традиции народа, трудностей при чтении Ветхого Завета не возникало. Однако после вавилонского плена, когда евреи стали говорить по-арамейски, древний язык Писания стал непонятен для многих из них, появились разночтения и возникла необходимость сверить тексты и внести в них такие изменения, которые позволяли бы читать их в соответствии с древней традицией, а именно: вставить гласные и расставить знаки препинания. Эта работа была начата в V веке по Р. Кроме расстановки гласных и знаков препинания масореты сличили древние рукописи и толкования, установили размеры и пунктуацию стихов. Эти книги получили название масоретских. Александрийским переводом, принятым к этому времени христианской Церковью, иудеи в своей работе не пользовались. Сами масореты считали, что еврейский текст был в восемнадцати местах искажен книжниками, которые достаточно вольно излагали и такие тексты, как Быт. Особое внимание иудейские переводчики уделяли мессианским местам Ветхого Завета. Масореты, однако, использовали еще и другой прием обработки текста, так что читалось больше слов, чем фактически было в манускрипте. Они просто добавляли лишнюю согласную. Эта буква, в отличие от остального неприкосновенного текста, стояла над строкой и поэтому называлась литера суспензиа плавающая буква. В Еврейской энциклопедии мы читаем: Постановка одного слова вместо другого имела место еще в глубокой древности, но делалось это сначало только устно, затем стали отмечать такие места на полях частных манускриптов. Самым известным описателем особенностей масоретского текста был иудейский раввин Моисей Бен Ашер 850—900. Он принадлежал к династии переводчиков из Тиверии. Эта школа отличалась особенно нетерпимым отношением к христианству. Я думаю, понятны те духовные ориентиры, которые вопреки здравому смыслу используются сторонниками так называемого современного русского перевода священных библейских книг и богослужебных текстов. Возникает вопрос, почему сторонники новых переводов так быстро отказались от прекрасного русского синодального перевода, составленного в прошлом веке в России трудами и молитвами святителя Филарета Дроздова , и полностью проигнорировали древнеславянский текст Библии. Русский синодальный перевод был закончен в 1876 году, и при его подготовке использовался не только еврейский текст, но при необходимости всегда сличали и дополняли на основе греческого, латинского, славянского и других текстов; например, третья книга Ездры переводилась с латыни, а при подготовке окончания книги Иова использовался только славянский свод. Эти общие сведения о Библии дают ответы на вопросы: почему мы отдаем предпочтение славянскому тексту и в чем преимущества русского синодального перевода? Приступая же к чтению и размышлению над книгами Ветхого Завета, вспомним слова святителя Василия Великого и последуем им: Какой слух будет достоин великости повествуемого? С каким приуготовлением надобно приступать душе к слышанию таких предметов? Ей должно быть чистою от плотских страстей, не омраченною житейскими заботами, трудолюбивою, взыскательною, вникающею во все, из чего только можно занять понятие о Боге, достойное Бога Шестоднев. Творение мира Кому из нас хотя бы один раз в жизни не приходилось наблюдать восход солнца? На какое-то мгновение ночь словно еще больше сгущается, и эта последняя попытка мрака задержать рассвет оказывается чудесным контрастом для первых лучей дневного светила. Природа вздрагивает, и наступает утро. Каждый день мир, освеженный ночным воздухом и прохладой, вопиет о том, что он только что родился. И мы реально ощущаем, как Господь снова наполняет мир своей любовью. Ночные светила вспыхивают последний раз — и солнце берется за свою обычную работу. Кто создал этот удивительный мир? Кто Он, создавший его? Но кто Он — Творец Мироздания, к Которому так многие и так по-разному возносят свои молитвы. Да и можем ли мы обращаться к Нему? Ответ прозвучал много веков назад: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых Исх. И что означают взывания и молитвы наши, обращенные к Богу Отцу, если сказано: когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло Ис. Кто может изменить нашу падшую природу, дать нам иное сердце и иную судьбу? Недавно мне пришлось беседовать с иудеем и я спросил его: как он может надеяться на спасение, если не может исполнить весь Закон. Ведь сказано в Писании: Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! Истинная религия начинается там, где есть Совершенная Жертва, которая может удовлетворить Божественное Правосудие, а без этого никакими постами, молитвами и благотворительностью душу человеческую от греха не очистить. В этом смысле молитвы иудеев, мусульман, язычников и еретиков, обращенные к Творцу вселенной, граничат с богохульством: могут ли не очищенные в струях Крови Сына Божия приступать к Богу Отцу, пред Которым трепещут херувимы и серафимы, архангелы и ангелы? В Евангелии сказано: Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его Ин. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех 1 Тим. Вся Книга Бытия есть яркое свидетельство того, что древние праведники общались с Богом Отцом во Христе. И все сложные ритуалы и обряды, которые они совершали, есть не что иное, как взгляд на Голгофский Крест. Сказано: К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы 1 Пет. Книга Бытия в этом смысле есть прежде всего История Домостроительства Божия, история строительства, в которомкамень краеугольный — Сам Христос, а Его праведные — живые камни См. Это история сотворения Нового Неба и Новой Земли. Библия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю Быт. Следовательно, все другие теории о происхождении мира — ложь. Вселенная не вечна, она не возникла из других, ранее существовавших элементов, она творится волею Творца и продолжает существовать его Промыслом: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются Неем. Да, именно Триединый Бог из небытия в бытие извел этот мир. Еврейский глагол бара творит наиболее полно передает значение первичного творческого акта См. Этот глагол встречается только тогда, когда говорится о создании прежде не существовавшего и возникшего из небытия по воле Творца. Дьявол не является творцом, поэтому он сам — падшее творение, зло не имеет собственной сущности, это — извращенное дьяволом творение: Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв... Для сил зла материя и есть то поле, на котором враг... Но это произошло значительно позже, а изначально все творение Божие было хорошо весьма Быт. Бог Милосерд по Своей природе и все, что Он творит, есть благо. В материальной природе нет ничего скверного и нечистого по существу. Сказано: Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто Рим. Следовательно, грех проистекает не из сотворенного Богом, а из зла, которого Бог не творил. Святые Отцы учат, что грех возникает там, где мы начинаем рассматривать материальное в отрыве от Целого. Один молодой мужчина испытывал блудную страсть к девице. Он обратился ко мне за советом, как ему преодолеть эту страсть. Я предложил ему встретиться с родителями этой девушки, навестить ее там, где она работает, учится, вместе сходить на церковную службу. Будучи послушным человеком, он все это исполнил. И это помогло ему увидеть в девушке не только объект вожделения, а творение Божие во всей его многогранной красоте, на которое он не смеет посягать своими нечистыми помыслами. Это помогло ему преодолеть в себе самом соблазн блуда. Дьявол всегда хочет разорвать, раздробить, разъять на части, ухватиться за какой-то отдельный наш недостаток, свести к нему все многообразие личности и тем самым извратить нашу природу. И еще раз нет! Человек не может быть сведен к таким примитивным и пошлым проявлениям. Вспомни, грешник! Ты сын своего народа, своей семьи, ты — христианин, ты создан по образу и подобию Божию. Весь этот огромный мир, в котором ты живешь, созданный Господом за шесть дней, создан для тебя. Творение не может отрываться от своего Творца и игнорировать Его Законы. Итак, Бог не творил мир, который пребывает в разобщении со своим Создателем и Его Волею. Следовательно, всякий признающий Господа Бога Творцом мироздания, признает Его и Владыкою вселенной, Царем мира видимого и невидимого. И нет другой Власти, кроме Власти Творца. Посему подлинно законной можно признавать только ту власть, которая не мыслит себя вне подчинения Власти Бога. В этом смысле самая легитимная власть в теперешней России — это власть Патриарха. Сотворение Человека Тема грехопадения — очень важная тема. По сути дела, не поняв сути этой проблемы, мы не сможем понять Тайны Спасения, ибо когда мы говорим о Спасении, мы должны знать, кто кого и от чего спасает. Впрочем, мы только соучастники Тайны Спасения, открывающие своим свободным выбором доступ Спасителю нашему Господу Иисусу Христу в сердце и в жизнь нашу. Но говоря о падении, знаем ли мы, кто пал? Кем и чем был человек до своего выпадания из рая сладости? Все эти вопросы тесно связаны и посему рассматривать их следует в следующем порядке: сотворение человека, грехопадение, спасение. О сотворении первого человека в Библии сказано так: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою Быт. Все сотворенное принадлежит только Ему. Он Один обладает всем, и все лишь от Него и Им существует. Само славянское слово Бог происходит от санскритского Бхагаван, что означает обладающий всем, господин богатства, распределитель даров. Из богатства Своей благости Бог щедро одарил первого человека. О совершенствах его Адама говорилось много, начиная со времен первых богословов. Как всякое творение Божие, первозданный человек был сотворен хорошо весьма и без греха: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле Быт. Итак, мы видим, что Бог не просто создал человека по образу и подобию Своему. Он сотворил мужчину и женщину, чтобы они плодились и размножались, наполняли землю и владычествовали над ней и всем обитающим на ней. И был помещен первозданный человек в особом месте на земле — в раю. Об этом сказано так: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал Быт. Рай — это понятие не столько географическое, хотя и сказано, что он на Востоке, сколько понятие особой близости первозданного человека к Господу своему. О постоянстве этих отношений свидетельствует текст:... Это было постоянство отношений Бога Творца, собеседующего со Своим творением. Мы можем только догадываться, каков был этот рай в Едеме, сад Господа Ис. Говоря о рае, преподобный Иоанн Дамаскин восклицал:... Ибо Эдем переводится: наслаждение. Лежа на востоке — выше всей земли, будучи благорастворенным и освящаемый кругом тончайшим и чистейшим воздухом, красуясь вечно цветущими растениями, насыщенный благовониями, наполненный светом, превышая мысль о всякой чувственной прелести и красоте, он — истинно божественное место, и жилище, достойное того, кто создан по образу Божию; в нем не пребывало ни одно из бессловесных существ, а один только человек — создание божественных рук Точное изложение православной веры. Сотворенный Господом человек предназначен был для того, чтобы владычествовать над миром, быть, по истолкованию святых отцов, царственным священством здесь, на земле, и Он же Сам, Бог наш, вводит человека в рай, то есть в это царственное и священное достоинство: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал Быт. Господь Сам передает сотворенный Им мир человеку, помещая его в раю, чтобы тот хранил его и возделывал. Бог создал человека для этой удивительной участи — быть более, чем совершенным: Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его Пс. Так можем ли мы хотя бы приблизительно представить себе, чем был человек до своего грехопадения? Нередко мы слышим о том, что кто-то обладает феноменальной памятью или даром предвидения, или какими-то другими необычайными способностями, и удивляемся этому. Однако удивляться-то и не следовало бы, потому что это некогда было естественной частью человеческой жизни. Это лишь слабый отблеск тех совершенств, которыми обладал первозданный человек. Святые отцы говорят, что о совершенствах первого человека прежде всего свидетельствует то, что Адам нарекал имена всем животным Быт. Бог сотворил животных, а Адам, созданный по образу Творца, дает им имена — он как бы сотворит Самому Богу, раздвигая границы творения. Древние греки говорили: Тот, который дал всему имя, был самый мудрый человек на земле. Этим человеком был Адам, совершенный человек. Вначале Господь сотворил одного Адама. Он создал его из праха земного. Возникает вопрос: почему Господь Бог не использовал для столь уникального творения какой-нибудь другой материал? Почему именно прах земной? Святитель Московский Филарет по этому поводу говорил: Мысль о происхождении из персти должна быть для человека неисчерпаемым источником смирения на земле и на небесах Беседы на Книгу Бытия. Господь, подобно горшечнику, творит человека, и у пророка Иеремии мы читаем:...
Обращаясь с наставлением к юному епископу Тимофею, апостол Павел писал: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением и учением» 1 Тим. А боговидец Моисей, поставляя Иисуса Навина, говорил ему: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся к ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» Нав. Как правильно заниматься изучением Священного Писания? Я думаю, что надо начать с Евангельского и Апостольского чтений дня, указания на которые есть в каждом церковном календаре — а такие календари сегодня есть у всех. В старину было принято: после утреннего правила человек открывал календарь, смотрел, какое сегодня Евангельское чтение, какое Апостольское чтение, и читал эти тексты — они были своего рода назиданием ему на этот день. А для более интенсивного изучения Священного Писания очень хорошо время поста. Обязательно надо дома иметь Библию, подобрать для себя такой экземпляр, который будет удобен для ваших глаз, который в руках приятно держать. И чтобы обязательно была закладка. И под закладку надо читать фрагмент Священного Писания от начала до конца. Конечно, рекомендуется начинать с Нового Завета. А если человек уже воцерковлен, ему надо хотя бы раз прочитать целиком всю Библию. И когда человек будет время поста использовать для интенсивного изучения Священного Писания, это принесет ему Божие благословение. Давно замечено, что, сколько бы раз человек ни читал один и тот же библейский текст, в разные периоды жизни он открывается новыми гранями. Точно так драгоценный камень, когда его поворачиваешь, сияет то синим, то бирюзовым, то янтарным.
Толкование Библии, прот. Олег Стеняев
Олег Стеняев Описание книги Толкование самой загадочной книги Нового Завета из уст богослова и русского священника… Что значит для прошлых поколений православных христиан Апокалипсис? Что значит эта таинственная книга для поколений будущих? Заповедное приоткрывается в картине пророчеств о конце Света, о грядущих испытаниях, которые были указаны миру на заре становления христианства, как мировой религии.
Также о. Олег регулярно служит молебен и проводит беседы в 17 часов по понедельникам на Чешском подворье при Храме святителя Николая в Котельниках. Известен проповедью православия среди сектантов представителей нетрадиционных религий. Состоит председателем редакционного совета газеты «Миссионерское Обозрение» приложение к газете «Православная Москва» , и ведущим программ на радио «Радонеж». Около 1999 года, по благословению епископа Белгородского Иоанна Попова совершил миссионерское путешествие в Индию. В 2000 году был направлен в Чечню, где проводил беседы с солдатами и мирными жителями, и совершил несколько крещений, в том числе и бывших мусульман. В 2007 году с группой паломников совершил паломническую поездку в Израиль на Святую Землю.
Явленные иконы кем написаны? Людьми или это сверху дано нам?
Апокалипсис — самая таинственная книга Библии. В этой книге говорится об очень многом, когда Иоанн Богослов увидел Откровение, он видел современный нам мир, например сказано, что когда он смотрел на современный город то он видел стеклянное море смешанное с огнем… В этой книге говорится о разных политических системах, много пророчеств об Америке, есть пророчества о России… Слушать онлайн аудиокнигу «Апокалипсис. Толкование» Олега Стеняева на сайте co-libry.
Но откуда мог знать пророк Захария о готовящемся предательстве, если жил задолго до описываемых в Евангелии событий?
В своих беседах отец Олег показывает, что Библейское Откровение является ключом для понимания и решения многих наших политических, социальных, семейных и личных проблем. Ветхий Завет в Новозаветной Церкви прот. И уже нелегко нам переноситься в тот строй души и в ту обстановку, в каких создавались эти боговдохновенные книги и какие представлены в самих этих книгах. Отсюда рождаются недоумения, смущающие мысль современного человека. Особенно часто возникают эти недоумения при желании согласовать научные взгляды современности с простотой библейских представлений о мире. Встают и общие вопросы о том, насколько соответствуют ветхозаветные взгляды новозаветному мировоззрению.
И спрашивают: зачем Ветхий Завет? Что касается врагов христианства, то издавна выступления против христианства начинаются с нападений на Ветхий Завет. И нынешнее воинствующее безбожие считает сказания Ветхого Завета наиболее легким материалом для этой цели. Те, кто прошли через полосу религиозных сомнений и, может быть, религиозного отрицания, особенно те, кто прошел советскую антирелигиозную учебу, указывают, что первый камень преткновения для их веры был им подброшен из этой области. Данный краткий обзор ветхозаветных Писаний не может ответить на все возникающие вопросы, но, думается, он указывает руководящие начала, при которых можно избежать ряда недоразумений. Зачем приносят жертвы?
Андрей Десницкий Зачем в Библии описывают всякие жертвы? В примитивном древнем язычестве, конечно, люди думали, что к божеству или духу, как к начальнику, без подарка-взятки обращаться неудобно. Но почему жертв требовал и Единый Бог, Которому и так принадлежит вся вселенная? И почему, наконец, смерть Христа на кресте описывается как жертва особого рода - кто, кому и зачем ее принес?.. Отчего так мелочен Ветхий Завет? Андрей Десницкий Открывая Библию, человек ждет прежде всего великих откровений.
Но если он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие мелочных предписаний: ешь мясо только тех животных, у которых раздвоенные копыта и которые жуют при этом жвачку. К чему все это? Неужели Богу есть дело до того, какое мясо едят люди? А к чему эти бесконечные ритуальные подробности: как Ему приносить разные жертвы? Разве это главное в религии? Сорокин Вопрос о происхождении Торы является в современной библеистике одним из наиболее сложных и запутанных.
При этом приходится иметь в виду два аспекта проблемы: вопрос об источниках Торы, то есть о тех текстах, которые предшествовали появлению её окончательного варианта, и вопрос о кодификации, то есть о признании известного текста или группы текста Торой… К сожалению, сегодня в храмы приходит много людей, которые либо вовсе никогда не открывали Евангелие, либо читали его поверхностно. Но если чтение Нового Завета все-таки осознается большинством христиан как необходимость — странно, если было бы по-другому, то знакомство со Священным Писанием Ветхого Завета ограничивается «Законом Божиим» протоиерея Серафима Слободского… Как читать Библию? Последовательность текстов соответствует хронологии истории Спасения. Книга состоит из трех частей. Предлагаемая первая часть начинается с Пятикнижия и заканчивается Книгой Песни Песней, традиционно приписываемой Соломону. Все библейские тексты снабжены кратким научным комментарием.
В вводном разделе рассказывается об истории создания Библии и о ее влиянии на мировую культуру. К книге приложены краткая библиография, схема библейских источников, хронологические таблицы истории Древнего Востока и карты. Предназначена для самого широкого круга читателей, интересующихся миром Библии… Как читать Ветхий Завет? Христианская традиция чтения и понимания1 Ветхого Завета дорога для меня. Она имеет безграничное значение для нас, поскольку мы остро ощущаем, что в течение многих лет, если не веков, будучи православными, мы так или иначе пренебрегали чтением книг Священного Писания и, в частности, книг Ветхого Завета. Я думаю, что начать следует с главного утверждения: речь идет о том убеждении, которое ставит нас в определенную связь с великой церковной традицией, представленной как Отцами Церкви, так и святыми писателями книг Нового Завета.
Это убеждение сводится для нас к пониманию Ветхого Завета в соответствии с апостолом Павлом ср. Читаем Ветхий Завет Константин Корепанов Очень часто приходится слышать, что христианину для полноценной христианской жизни необходима только Священная история Нового Завета — Христос сказал все, чем можно вполне напитать свою жизнь духовную. Гладкова Января 18. С величайшим интересом прочел я и ваше предисловие к высокопочтенному труду объяснения Евангелия, и отрывки объяснения. Прежнее время вашего заблуждения и состояние духовной неудовлетворенности и тоски по истине Божией послужили к удивительному изощрению вашего логического, философского ума и к очищению сердечного ока, к самой тонкой отчетливости и ясности в суждениях и предметах, касающихся веры. Я получил великое духовное удовлетворение при чтении вашего объяснения.
Ваш искренний почитатель Введение в Новый Завет Иоаннис Каравидопулос Первое издание учебника «Введение в Новый Завет», которым начиналась серия «Библейская библиотека», на протяжении вот уже более 20 лет удовлетворяет потребности как студентов, изучающих богословие, так и всех, кто читает Священное Писание. В этот период, начиная с 1983 года и до сего дня, список книг по библеистике на греческом языке пополнился трудами, которые хотя и не содержат в себе чего-то революционно нового в решении общих и частных вопросов новозаветной библеистики, тем не менее предлагают свежий материал и новые аспекты для изучения. В настоящее, третье издание учебника был включен этот материал, с тем, конечно, ограничением, чтобы не уклониться от цели серии «Библейская библиотека», и поэтому новые данные приводим главным образом в разделе изданий текста и переводов Нового Завета. Само собой разумеется, что вся старая и новая специальная библиография приводится в начале каждой главы настоящего «Введения в Новый Завет» Введение в Новый Завет В. Сорокин Библию читало и читает множество людей, и каждый читает её по-своему. Для одних это исторический источник, для других - замечательнейший образец поэтического жанра… Наследие Христа.
Что не вошло в Евангелия?
Апокалипсис. Толкование
Например, мы знаем, что у Моисея было очень обостренное чувство справедливости. Когда будущему вождю Израиля исполнилось сорок лет, он вышел посмотреть, как живут его братья. Увидев, что египтянин бьет еврея, Моисей сразу заступился за последнего. Когда в другой день пророк стал свидетелем ссоры между двумя евреями, он попытался как-то разнять их. Оказавшись уже в земле Мадиамской, Моисей вступается за дочерей Иофора, которых не пропускали к колодцу. Бог избирает людей, когда видит в них, с одной стороны, обостренное чувство справедливости, с другой стороны — способность к руководству. А руководить может тот, кто обуздал, укротил самого себя, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Иак.
Про Моисея мы знаем из Писания, что он был самым смиренным человеком на земле в свое время. Иисус призывает рыбаков — людей, скажем так, одного цеха. Почему здесь как бы происходит смена? Уже не пастухи призываются стать вождями народа Божия, а рыбаки? Все-таки, согласитесь, каким бы ни было крупным стадо, оно не сравнится с сетью, которая заброшена в море. В удачные моменты рыбной ловли сеть захватывает огромное, несчетное количество рыб.
Так вот, то, что могли сделать духовные наставники в ветхозаветные времена, это вести еврейский народ ко спасению. Здесь, действительно, опыт пастырей, которые имели не такие уж крупные, большие стада, мог пригодиться. А когда проповедь Евангелия распространилась всей Римской империи, по всему миру, здесь, конечно, был необходим другой размах. И святитель Иоанн Златоуст в одной из бесед прямо говорит: «Кто вышел на проповедь? Что они сделали? Закинули сеть Евангельского благовествования, и через несколько столетий вся Римская империя оказалась уловленной в эти сети».
Христос говорит ученикам, что сделает их ловцами человеков Мф. То есть Господь силен трансформировать любой опыт человека для того, чтобы этот опыт был реализован уже в домостроительстве спасения рода человеческого. И тому есть множество примеров. Даже в древнем православном молитвослове мы находим слова: «Как прежде служили сатане льстивому, наипаче послужим Тебе, Господи». Повторюсь, Господь может трансформировать наш прошлый негативный опыт. И, изменив характер нашего отношения ко греху, Он как бы противопоставляет нас ему.
В этой ситуации прошлый греховный опыт оказывается неким подспорьем. Когда человек знает, что был мертв, а во Христе ожил, он стремится этой радостью делиться с другими людьми. Примером может послужить «Исповедь» Блаженного Августина, в которой он раскрыл весь свой прошлый негативный опыт и прославил Бога за то, что из глубины воззвав к Создателю, он был Им услышан. Далее мы читаем: «Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. Кто-то может смутиться этим примером, тем, что Иаков и Иоанн оставляют в лодке своего отца. Однако, Господь не призвал бы людей, относившихся к родителям неуважительно.
До Августа были войны, и после него были войны. Христос рождается именно тогда, когда прекратились войны. Смотрите, что пишет Беда Достопочтенный: «Господь выбрал временем Своего рождения время наилучшего мира, потому что причиной Его рождения в мире было то, чтобы род человеческий получил дары верхового мира. Ведь об этом написано: Он есть мир наш, соделавший из обоих одно; то есть Он — тот, кто установил ангелам и людям единый дом Бога в качестве благочестивого Посредника и Примирителя. Итак, наш Господь был рожден во время мира, так что в это время Он мог учить, что обещанное пророчество относится к Нему: да умножится Его власть и миру да не будет конца». Это отсылка к книге Исаии, главе 9-й, стиху 7-му. Для Беды Достопочтенного и других авторитетных отцов очень важно обозначить, что Бог приходит в этот мир тогда, когда мир пребывает в мире.
Теперь проведем другую параллель. Что такое храм? Это попытка приблизиться к Богу со стороны людей. Таким образом, есть движение Бога в этот мир, и есть движение человечества к Богу. Храм — это выражение такого движения. У меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим. Вот, у тебя родится сын: Он будет человек мирный; Я дам Ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон.
И мир и покой дам Израилю во дни его». Здесь игра слов. Соломон в переводе с еврейского означает «мир», «шалом». Только такой человек может приблизится к Богу. Давид вел войны Господни, так сказано в Библии. Но даже он, будучи пророком, не мог соблюдать меру. И он не мог построить храм и приблизиться к Богу.
К Богу может приблизится мирный человек, таким был сын Давида Соломон. Но и Сам Бог не хочет приближаться к миру, который пребывает в конфликте. И Он рождается в этот мир, когда на земле нет войны. Евангелие от Луки — это Евангелие, которое начинается с оценки значимости того, что такое мир, когда сообщается о том, что Христос рождается во дни императора Августа. Это был благословенный период. И слава Божия смогла проникнуть в этот мир в Боговоплощении Христа как ответ на прекращение кровопролития хотя бы 14 лет, это тоже важно. Евангелие от Луки — это очень актуальное Евангелие.
Оно продолжает разговаривать с нами, бросает вызов тем, кто запутался в человеческих, националистических и политических спекуляциях. Это отрезвляющее Евангелие, которое помогает нам сбросить с себя морок культа Марса, бога войны, и восславить Христа. Евангелие от Луки очень актуально. Оно продолжает разговаривать с нами Назначение религии заключается в том, что мы, христиане должны осолять этот мир. Осолять означает предохранять мир от гниения, разложения. В этом назначение соли. Мы должны это делать, иначе соль потеряет силу.
А соль, потерявшая силу, это уже песок, который выбрасывается вон. Евангелие от Луки содержит некоторые темы, которые отсутствуют в других Евангелиях. Это притча о блудном сыне, притча о милосердном самарянине и рассказ об исцелении десяти прокаженных в более подробном виде. Как я уже сказал, это первая книга Нового Завета, в которой соблюдается хронология. Таким образом, повествование Евангелия от Луки перетекает в повествование Книги Деяний, которая тоже написана Лукой. Иисус и Апостолы. James Tissot Конечно, мы ценим каждый текст Священного Писания.
Современная научная библеистика утверждает, что исходным текстом всех Евангелий был сборник высказываний Христа, но это глупость. В самом начале Лука пишет о том, что источников было много, а не один. С этого начинается Евангелие от Луки, бросая вызов библейскому критицизму. Мы находим здесь такие слова: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». Вопреки так называемой научной библеистике, Лука сообщает, что источников было много. Существовал целый жанр так называемых апокрифических текстов. Но Лука пишет, что многие у нас и из нас стали составлять повествования.
На момент написания Луки было Евангелие от Матфея и от Марка. Евангелие от Иоанна еще не было написано, оно было написано самым последним. Таким образом, мы видим, что на главное место у Луки ставятся свидетельства самоочевидцев Слова, то есть тех апостолов, которые видели Христа своими глазами, слышали своими ушами, осязали своими руками. Самоочевидец — это знаковое выражение для Луки. В той же Книге Деяний описывается, что, когда Иуда повесился, надо было избрать нового апостола. Его выбирали, исходя из принципа, что он должен быть свидетелем всех событий, начиная от Крещения Господня до Его Вознесения на небо. Для Луки, как и для первой общины, важно свидетельство самоочевидцев Слова.
И так как Павел встречался с наиважнейшими, входя в Иерусалим, и общался с Девой Марией, то мы видим из самого Евангелия от Луки свидетельство самоочевидцев Слова. То, что эти тексты сохранились в Церкви, что Церковь именно эти четыре Евангелия признала каноническими, очень важно. В Книге Бытия описывается, что, когда Бог создал рай, в котором поместил человека, рай омывали четыре реки. В понимании отцов Церкви рай — это состояние души спасенного человека. Но чтобы поддерживать это состояние, нам нужны эти четыре реки: Матфей, Марк, Лука и Иоанн, которые будут орошать нашу душу, нашу совесть и наше сознание. Отцы Церкви обращали внимание на число четыре и говорили, что это сверхмера. Казалось бы, не лучше ли было бы создать одно Евангелие?
Такую попытку предпринял преподобный Ефрем Сирин. Он соединил четыре Евангелия в один текст, который назывался Четвероевангелие, и прокомментировал его. Но Церковь решила, что Евангелий должно быть четыре, потому что Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» Мф. В Законе Божием сказано, что любое слово верно при устах двух-трех свидетелей. Четыре — это сверхмера. Иногда люди задают вопрос: почему в каких-то деталях Евангелие не совпадает? Но любой дознаватель скажет вам, что если свидетели говорят абсолютно одинаково, то налицо сговор, то есть это все фальсификация.
Но они могут говорить одинаково, но расходиться в деталях. Один видел события с этой стороны, другой — с другой стороны. И вот это уже свидетельство истинности показаний. Каждый из четырех евангелистов дал описание событий, как их видели самоочевидцы: Матфей, Иоанн, Петр в Евангелии от Марка и свидетельства Девы Марии и других, с которыми общался апостол Павел. Как я уже сказал, апостол Павел был единственным, кто имел системное образование.
В этой книге говорится об очень многом, когда Иоанн Богослов увидел Откровение, он видел современный нам мир, например сказано, что когда он смотрел на современный город то он видел стеклянное море смешанное с огнем… В этой книге говорится о разных политических системах, много пророчеств об Америке, есть пророчества о России… Слушать онлайн аудиокнигу «Апокалипсис. Толкование» Олега Стеняева на сайте co-libry. Приятного прослушивания!
Столько открывается! Буду слушать все. Ответить » Александр, 12 января 2016 1. Слушать всем!!! Как хорошо сказано о людях божьих, которые стоят или падают, все равно остаются людьми божьими. Ответить » Сергей, 22 января 2016 Прослушал комментарий на седьмую главу Даниила. Узнал много нового особенно по истории древнего мира.
Бытие Гибель Первого Мира Лекция 2 Главы 1 3 Священник Олег Стеняев Скачать mp3
Олега Стеняева. Библия и толкования Священного Писания. Библейские толкования протоиерея Олега Стеняева. Толкование Библии. Протоиерей Олег Стеняев. Официальный канал протоиерея Олега Стеняева. Здесь собраны публичные выступления, лекции, проповеди отца Олега.
Введение в Новый Завет 1
Вспоминая забытую историю. О том, с какими искажениями смысла можно встретиться в некоторых новых переводах священных текстов, как не попасть в ловушку сектантов и какую все же Библию читать, рассказывает протоиерей Олег Стеняев. Биография Олега Стеняева: фото, личная жизнь, последние новости 2019, проповеди, толкование Евангелия, лекции. Читать онлайн книгу «Беседы на Евангелие от Луки» автора протоиерея Олег Стеняев полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Протоиерей Олег Стеняев делает акцент и на личном апокалипсисе каждого отдельного человека, который он переживает на протяжении своей жизни. Книга Откровение Иоанна Богослова — это наиболее таинственная книга в Библии, в которой содержатся тайны.
Евангелие от Матфея. Глава 16. Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Библии. Толкование Нового Завета
Особенно часто возникают эти недоумения при желании согласовать научные взгляды современности с простотой библейских представлений о мире. Встают и общие вопросы о том, насколько соответствуют ветхозаветные взгляды новозаветному мировоззрению. И спрашивают: зачем Ветхий Завет? Что касается врагов христианства, то издавна выступления против христианства начинаются с нападений на Ветхий Завет. И нынешнее воинствующее безбожие считает сказания Ветхого Завета наиболее легким материалом для этой цели. Те, кто прошли через полосу религиозных сомнений и, может быть, религиозного отрицания, особенно те, кто прошел советскую антирелигиозную учебу, указывают, что первый камень преткновения для их веры был им подброшен из этой области. Данный краткий обзор ветхозаветных Писаний не может ответить на все возникающие вопросы, но, думается, он указывает руководящие начала, при которых можно избежать ряда недоразумений.
Зачем приносят жертвы? Андрей Десницкий Зачем в Библии описывают всякие жертвы? В примитивном древнем язычестве, конечно, люди думали, что к божеству или духу, как к начальнику, без подарка-взятки обращаться неудобно. Но почему жертв требовал и Единый Бог, Которому и так принадлежит вся вселенная? И почему, наконец, смерть Христа на кресте описывается как жертва особого рода - кто, кому и зачем ее принес?.. Отчего так мелочен Ветхий Завет?
Андрей Десницкий Открывая Библию, человек ждет прежде всего великих откровений. Но если он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие мелочных предписаний: ешь мясо только тех животных, у которых раздвоенные копыта и которые жуют при этом жвачку. К чему все это? Неужели Богу есть дело до того, какое мясо едят люди? А к чему эти бесконечные ритуальные подробности: как Ему приносить разные жертвы? Разве это главное в религии?
Сорокин Вопрос о происхождении Торы является в современной библеистике одним из наиболее сложных и запутанных. При этом приходится иметь в виду два аспекта проблемы: вопрос об источниках Торы, то есть о тех текстах, которые предшествовали появлению её окончательного варианта, и вопрос о кодификации, то есть о признании известного текста или группы текста Торой… К сожалению, сегодня в храмы приходит много людей, которые либо вовсе никогда не открывали Евангелие, либо читали его поверхностно. Но если чтение Нового Завета все-таки осознается большинством христиан как необходимость — странно, если было бы по-другому, то знакомство со Священным Писанием Ветхого Завета ограничивается «Законом Божиим» протоиерея Серафима Слободского… Как читать Библию? Последовательность текстов соответствует хронологии истории Спасения. Книга состоит из трех частей. Предлагаемая первая часть начинается с Пятикнижия и заканчивается Книгой Песни Песней, традиционно приписываемой Соломону.
Все библейские тексты снабжены кратким научным комментарием. В вводном разделе рассказывается об истории создания Библии и о ее влиянии на мировую культуру. К книге приложены краткая библиография, схема библейских источников, хронологические таблицы истории Древнего Востока и карты. Предназначена для самого широкого круга читателей, интересующихся миром Библии… Как читать Ветхий Завет? Христианская традиция чтения и понимания1 Ветхого Завета дорога для меня. Она имеет безграничное значение для нас, поскольку мы остро ощущаем, что в течение многих лет, если не веков, будучи православными, мы так или иначе пренебрегали чтением книг Священного Писания и, в частности, книг Ветхого Завета.
Я думаю, что начать следует с главного утверждения: речь идет о том убеждении, которое ставит нас в определенную связь с великой церковной традицией, представленной как Отцами Церкви, так и святыми писателями книг Нового Завета. Это убеждение сводится для нас к пониманию Ветхого Завета в соответствии с апостолом Павлом ср. Читаем Ветхий Завет Константин Корепанов Очень часто приходится слышать, что христианину для полноценной христианской жизни необходима только Священная история Нового Завета — Христос сказал все, чем можно вполне напитать свою жизнь духовную. Гладкова Января 18. С величайшим интересом прочел я и ваше предисловие к высокопочтенному труду объяснения Евангелия, и отрывки объяснения. Прежнее время вашего заблуждения и состояние духовной неудовлетворенности и тоски по истине Божией послужили к удивительному изощрению вашего логического, философского ума и к очищению сердечного ока, к самой тонкой отчетливости и ясности в суждениях и предметах, касающихся веры.
Я получил великое духовное удовлетворение при чтении вашего объяснения. Ваш искренний почитатель Введение в Новый Завет Иоаннис Каравидопулос Первое издание учебника «Введение в Новый Завет», которым начиналась серия «Библейская библиотека», на протяжении вот уже более 20 лет удовлетворяет потребности как студентов, изучающих богословие, так и всех, кто читает Священное Писание. В этот период, начиная с 1983 года и до сего дня, список книг по библеистике на греческом языке пополнился трудами, которые хотя и не содержат в себе чего-то революционно нового в решении общих и частных вопросов новозаветной библеистики, тем не менее предлагают свежий материал и новые аспекты для изучения. В настоящее, третье издание учебника был включен этот материал, с тем, конечно, ограничением, чтобы не уклониться от цели серии «Библейская библиотека», и поэтому новые данные приводим главным образом в разделе изданий текста и переводов Нового Завета. Само собой разумеется, что вся старая и новая специальная библиография приводится в начале каждой главы настоящего «Введения в Новый Завет» Введение в Новый Завет В. Сорокин Библию читало и читает множество людей, и каждый читает её по-своему.
Для одних это исторический источник, для других - замечательнейший образец поэтического жанра… Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия? Только ли Библию оставил Христос людям? Только ли через Библию Христос приходит и обращается к нам? В книге ставятся вопросы о соотношении Писания и церковного Предания, о христианском восприятии истории, о соотношении материи и Духа. Назначение книги — уберечь людей и протестантов, и православных, и светских исследователей от слишком упрощенного понимания Православия и пояснить, что именно делает Православие религиозной традицией, существенно отличной от протестантизма.
Новый Завет.
Во-первых, она одна, без мужа — это грех феминизма. Во-вторых, она вступила в беседу со змеем, хотя создана для Адама и никого иного вообще не должна знать без согласия мужа нарушается принцип семейного домостроя. В-третьих, она внимательно слушает, что ей говорит змей, и отвечает ему любопытство.
Стоило ли Еве начинать этот разговор? Если бы она уклонилась от него, совсем иная судьба была бы у рода человеческого. Этот пример показывает нам, как надо дорожить целомудрием веры, опасаться, как бы не осквернить чистоту нашего православного вселенского исповедания. Слово Божие запрещает нам общаться с еретиками, принимать их в свои дома: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся Тит.
Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его 2 Ин. А Ева принимает участие в дискуссии, возражает против неправильной постановки вопроса в этот момент она очень похожа на батюшек-экуменистов на очередных сборищах ВСЦ. Диавол же уже имеет ответ для нее: И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло Быт.
Диавол предлагает людям присвоить себе Божественное право решать, что такое добро и зло. Однако обратите внимание, как сформулирован во-прос змея: Подлинно ли сказал Бог? Диавол всегда, когда пытается нас погубить, ставит под сомнение слово Божие. Церковь Православная предавала анафеме всех тех, кто ставил под сомнение святость, богодухновенность книг Ветхого и Нового Заветов.
Диавол очень хитер. Вначале он ставит под сомнение Ветхий Завет, потом что-то в Новом, а потом — было бы начало только положено — человек вообще остается без Откровения. Это был его первый шаг в отступлении от веры. Затем он стал ставить под сомнение христианство — это был его второй шаг.
Третьим шагом стал уход к язычникам, поклонявшимся Перуну. Но и это был еще не конец! Каждый человек и ныне сам решает свою участь — избирает свет или тьму. Бог не деспот: Он не насилует волю человека.
Но человек должен постоянно помнить, что в любом выборе он решает один и тот же вопрос — выбирает ли он Господа или выбирает дьявола. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел Быт. Святитель Иоанн Златоуст говорит: Жена по обольщении змием подумала сама про себя: если дерево и хорошо на вкус и может так услаждать взор, и есть в нем некоторая невыразимая красота, да и вкушение от него доставит нам высочайшую честь, то почему же нам не вкусить от него? Беседы на Книгу Бытия.
Ева не понимает, что, вкушая от этого дерева, она бросает вызов Творцу, отрекается от Господа. Она верит змею больше, чем Богу. И что же происходит с Евой? Первая похоть — это похоть чрева: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи.
Человек всегда хочет обладать всем, все иметь вокруг себя или в себе. Раз и навсегда мы должны понять, как мы уже говорили выше, что единственный собственник во вселенной — это Господь Бог. Все, что мы имеем, мы имеем из Его рук. Нам на земле ничего не принадлежит, мы только пользуемся не принадлежащими нам благами.
Существуют три различных юридических понятия: собственник, владелец, распорядитель. Два последних — меньше первого. Человек может обладать только правами двух последних — он может быть владельцем и распорядителем имущества по милости или попущению Бога Творца и Собственника тварного мира. Человек даже по своей физической возможности не может обладать всем.
Некоторые люди собирают себе такие сокровища, такие богатства, что можно подумать, будто они собираются жить не одну, не две, а несколько десятков жизней. В одной книге я прочитал, что жена Рокфеллера, умирая, попросила принести ее любимое платье и так вцепилась в него, что после смерти пришлось обрезать его ножницами. Женщина, имевшая огромное состояние, унесла с собой из этой жизни только маленький кусочек материи! Воистину, человек приходит в этот мир наг и наг уходит.
Это фундаментальная истина — все принадлежит Богу! Вторая похоть — это похоть очей: Оно приятно для глаз, — говорится далее о дереве. Это очень опасная похоть. Взор человека постоянно блуждает то в одном, то в другом направлении.
Диавол это знает. Сейчас в нашем городе, да и в других городах российских, мы видим огромное количество рекламных объявлений, рассчитанных на разжжение именно этой похоти. И человек видит на рекламной фотографии счастливых здоровых молодых людей. И человек действительно призван к тому, чтобы входить в полноту подобия Божия, ведь он и создан по образу и подобию своего Творца.
Но диавол всегда предлагает нам форсировать этот естественный процесс. Если хотите, диавол — это первый революционер-диссидент, который предлагает с помощью каких-то решительных мер, резких скачков добиться именно той цели, к какой человек стремится. Человек стремится к тому, чтобы уподобиться Господу своему, а диавол предлагает ему немедленный результат. Послушайте, что говорят нам современные сектанты, послушайте их еретические проповеди.
Если у вас есть какие-то духовные проблемы, они берутся их разрешить тотчас. На самом деле человек, общаясь с еретиками, теряет спасение. Он теряет здоровье не только физическое, но и духовное. И самое страшное — он теряет благодать.
А ведь и сейчас, когда лукавый пытается совращать нас в разные секты, безбожники, еретики, язычники прямо говорят: если придешь в нашу секту, спасешь не только себя, но и свою семью, весь свой род. Этим людям представляется, что те или иные упражнения, медитации, чтение различных книг могут обогатить их внутренний мир, спасти семью. Они даже не догадываются, какой ужасный яд скрывается за так называемым религиозным возрождением, предлагаемым еретиками, за так называемым пробуждением сознания, открытием чакр и пробуждением кундалини, предлагаемыми язычниками. Лжеименные знания И следующий соблазн, следующая похоть, которая одолевает Еву, — это вожделение: И увидела жена, что дерево...
Лжеименное знание — это серьезная проблема, проблема многих так называемых интеллигентных людей. Интеллигентность — это такое мудреное слово, смысл которого мало кому понятен. Современный человек хочет знать все! Ему хочется почитать Библию, Коран и Бхагавад-Гиту.
И многое-многое другое. Мне часто приходится посещать квартиры прихожан, приглашающих меня освятить их жилище или совершить молебен на дому, причастить болящего. И я часто поражаюсь тому обилию книг, которые имеются в православных домах: рядом с Библией стоят Коран, Бхагавад-Гита, Агни-Йога, иудейские книги. Это можно было бы понять, если бы все это находилось в квартире православного миссионера, который должен изучать все это, чтобы помочь людям отойти от тех или иных заблуждений.
Но когда простой мирянин, не имеющий на то специального благословения, читает все подряд — это очень опасно. Работая с людьми, оказавшимися в различных сектах, я обнаружил определенные закономерности. Лжеименные знания уводят человека из Церкви и вредят его душе. Я спросил у одного своего знакомого, зачем ему все эти книги.
Он ответил, что как интеллигентный человек он должен все это знать. В дальнейшей беседе выяснилось, что все эти книги вовсе не мертвым грузом лежат в его доме. У него, хотя он сам и считал себя православным, были серьезные заблуждения. Действительно, человек не может знать всего, бесплодная погоня за знанием вредит не только рассудку, но прежде всего душе.
Если ты осознаешь, что православная вера — это истинная вера, Православная Церковь — это та самая Церковь, о которой Господь сказал: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее Мф. Вспомните, что сказано в Деяниях Апостолов о том, как поступили люди, ранее занимавшиеся магией, а затем обратившиеся в христианскую веру: они собрали все свои колдовские книги и сожгли их. И даже нашлись люди, подсчитавшие, сколько можно было выручить за эти книги, если не сжигать, а продать их. Но они сожгли их: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.
А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне Деян. Так и мы должны поступать с еретической литературой: или передать ее тем православным священнослужителям, которые по долгу своего служения изучают сектантскую литературу, или сжечь, чтобы зараза эта не пристала к кому-нибудь из наших родных и близких. В православном Требнике в последовании об исповедании мы находим вопросы, которые священник должен задавать на исповеди, и среди них есть такой очень важный вопрос: Рцы ми чадо, не был ли еси еретик или отступник, не держался ли еси с ними их капища, посещая, поучения слушая или книги их прочитывая?
Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать их поучения, читать их книги. И если мы считаем себя православными, то должны твердо и решительно удаляться от лжеименных знаний — еретических, языческих, экуменических и безбожных. Грех — не личное дело грешника Когда праматерь наша Ева прельстилась, она ела сама и дала также мужу своему, и он ел. Мы уже говорили, что если ересь, или грех, или что иное, происходящее от диавола, касается нас, то через нас они касаются и наших семей, наших домов.
Ева согрешила сама, поверив змею больше, чем Богу, и ввергла в этот грех и своего мужа. Диавол никогда не довольствуется только твоей душой, а использует ее для воздействия на окружающих тебя людей. Нельзя думать, что если ты грешишь, то это — твое личное дело. Как спасение одного человека имеет значение для многих других, так и грех одного человека касается многих.
Доброе, благополучное духовное состояние распространяется на многих людей. Но и грех, явившись в сердце одного человека, заражает все большее и большее количество людей. Иногда люди не понимают, почему на предприятии, в коллективе они не могут успешно работать. А это происходит оттого, что здесь кто-то грешит, здесь имеет место нераскаянный грех.
Так было и во дни Израиля, так происходит и сейчас. Когда один человек сотворил блудодеяние, погибал весь народ израильский, пока благочестивый воин, по имени Финеес, не пронзил копьем блудников. И тогда остановился гнев Божий Числ. В Священном Писании сказано: Бог ревнитель, наказывающей детей за вину отцов до третьего и четвертого рода Исх.
Вот как далеко распространяется тлетворное, зловонное действие греха одного человека. И когда люди недоумевают, почему их дети рождаются больными, калеками, полуживыми, им следует напомнить об этом. Значит, был у них самих или в их роду нераскаянный, неостановленный грех. Недавно мне довелось посетить интернат для слаборазвитых детей, детей с атрофированными конечностями, которые ползли нам навстречу за рождественскими подарками.
И когда я спрашивал, чьи эти дети, мне отвечали: сын алкоголика, сын наркомана и так далее. Грех — это не твое личное дело. Не можешь уладить какие-то конфликты в семье — иди в храм, на исповедь, расскажи священнику о своих проблемах. Это будет самая лучшая помощь, которую ты можешь оказать своему дому, своей семье.
Ева сорвала запретный плод и ела — и зараза греха передалась и ее мужу. Она дала и ему, и он тоже ел. И далее сказано: И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания Быт. Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу восклицает: Смотри, из какой славы и в какое унижение низверглись они!
Те, которые доселе жили как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло — грех. Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение Беседы на Книгу Бытия. Великий стыд и ужас овладел сердцами наших прародителей Адама и Евы, они ощутили, что случилось что-то непоправимое, чего своими силами они исправить не смогут.
Даже в самом падшем, в самом греховном состоянии, в котором может очутиться человек, голос совести, голос Божий, который живет в каждом из нас, не умолкает, продолжает звучать. Мне приходилось встречаться в Бутырской тюрьме и других местах заключения с людьми, совершившими очень тяжкие преступления. Каждый человек знает, что такое грех, потому что закон Божий написан в серд-це каждого человека. В Послании апостола Павла к римлянам сказано: Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую Рим.
Немецкий философ Кант говорил: Больше всего меня поражают и заставляют верить в Бога две вещи — звездное небо над головой и нравственный закон во мне. И вот, глаза прародителей открылись, и они увидели, что наги... Всякий может ошибиться, но зачем упорствовать! Сразу же после того, как совершилось грехопадение первых людей, Господь поспешил к ним на помощь: И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая Быт.
Что случилось с Адамом? Что случилось с Евой? Они прячутся от Бога?! Это действительно безумие.
Это уже не тот Адам, это уже не та Ева — это люди с поврежденным сознанием. Они вдруг оказались на непостижимо низкой ступени религиозного сознания: они предполагают, что от Бога можно спрятаться! От Бога, который вездесущ, Адам и Ева прячутся в кустах! Однажды, когда я служил в Тамбовской епархии, мне довелось зайти в дом к одному из прихожан во время поста.
Встал, подошел к иконам и занавесил их. Это был простой поселянин, имевший весьма примитивное представление о религии, о Боге. Именно в этот момент я вспомнил, как Адам и Ева прятались в кустах. Мы должны раз и навсегда понять, что от Бога нельзя спрятаться!
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Господь вездесущ. Господь все видит, Господь все слышит, Он знает любое самое тайное движение нашей мысли, движение нашего сердца, наших чувств. Над нами всегда открыта книга, в которую записывается каждое наше деяние.
Бог всегда видит нас, слышит каждого из нас, ему ведомы любые наши мысли, даже самые сокровенные, до конца неведомые нам самим. Диавол не является таким вездесущим. Он только наблюдает за нами: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?
Современная научная библеистика утверждает, что исходным текстом всех Евангелий был сборник высказываний Христа, но это глупость.
В самом начале Лука пишет о том, что источников было много, а не один. С этого начинается Евангелие от Луки, бросая вызов библейскому критицизму. Мы находим здесь такие слова: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». Вопреки так называемой научной библеистике, Лука сообщает, что источников было много.
Существовал целый жанр так называемых апокрифических текстов. Но Лука пишет, что многие у нас и из нас стали составлять повествования. На момент написания Луки было Евангелие от Матфея и от Марка. Евангелие от Иоанна еще не было написано, оно было написано самым последним.
Таким образом, мы видим, что на главное место у Луки ставятся свидетельства самоочевидцев Слова, то есть тех апостолов, которые видели Христа своими глазами, слышали своими ушами, осязали своими руками. Самоочевидец — это знаковое выражение для Луки. В той же Книге Деяний описывается, что, когда Иуда повесился, надо было избрать нового апостола. Его выбирали, исходя из принципа, что он должен быть свидетелем всех событий, начиная от Крещения Господня до Его Вознесения на небо.
Для Луки, как и для первой общины, важно свидетельство самоочевидцев Слова. И так как Павел встречался с наиважнейшими, входя в Иерусалим, и общался с Девой Марией, то мы видим из самого Евангелия от Луки свидетельство самоочевидцев Слова. То, что эти тексты сохранились в Церкви, что Церковь именно эти четыре Евангелия признала каноническими, очень важно. В Книге Бытия описывается, что, когда Бог создал рай, в котором поместил человека, рай омывали четыре реки.
В понимании отцов Церкви рай — это состояние души спасенного человека. Но чтобы поддерживать это состояние, нам нужны эти четыре реки: Матфей, Марк, Лука и Иоанн, которые будут орошать нашу душу, нашу совесть и наше сознание. Отцы Церкви обращали внимание на число четыре и говорили, что это сверхмера. Казалось бы, не лучше ли было бы создать одно Евангелие?
Такую попытку предпринял преподобный Ефрем Сирин. Он соединил четыре Евангелия в один текст, который назывался Четвероевангелие, и прокомментировал его. Но Церковь решила, что Евангелий должно быть четыре, потому что Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» Мф. В Законе Божием сказано, что любое слово верно при устах двух-трех свидетелей.
Четыре — это сверхмера. Иногда люди задают вопрос: почему в каких-то деталях Евангелие не совпадает? Но любой дознаватель скажет вам, что если свидетели говорят абсолютно одинаково, то налицо сговор, то есть это все фальсификация. Но они могут говорить одинаково, но расходиться в деталях.
Один видел события с этой стороны, другой — с другой стороны. И вот это уже свидетельство истинности показаний. Каждый из четырех евангелистов дал описание событий, как их видели самоочевидцы: Матфей, Иоанн, Петр в Евангелии от Марка и свидетельства Девы Марии и других, с которыми общался апостол Павел. Как я уже сказал, апостол Павел был единственным, кто имел системное образование.
Он учился у ног Гамалиила. Гамалиил — это праведник своего поколения, известная фигура в иудаизме. Достаточно сказать, что его внук, Гамалиил II был тем самым человеком, который отлучил христиан от синагоги, оборвал «пуповину» между синагогой и Церковью. Праведный Гамалиил и апостол Павел.
Витраж в соборе святого Винцентия монастыря Шалон-сюр-Сон Франция. Самое интересное заключается в том, что мы чтим память Гамалиила в наших святцах. Так как Гамалиил был человеком системным, то Павел был наиболее образованным. Отец церковной истории — все-таки именно апостол Лука, который систематизировал свидетельства Павла, а Павел, в свою очередь, систематизировал свидетельства Девы Марии и других, с кем он общался.
Отец церковной истории — именно апостол Лука Видно, что Павел чаще общается с Иаковым, братом Господним. Таким образом, то, что не сказали Матфей и Марк, сказал Лука, собрав свидетельства наизнаменитейших из христианских лидеров того времени. Мы об этом можем прочитать в Послании к Галатам. Таким образом, Евангелие от Луки — это еще одна возможность посмотреть на Христа, вслушаться в Его наставления, бросить взгляд на Него, понять, как Его видела Пресвятая Дева, Иаков и другие знаменитейшие.
Скорее всего, Павел мало что взял у Петра. Если вы внимательно читаете Новый Завет, то знаете, что у Петра и Павла были, мягко говоря, тяжелые взаимоотношения. Апостол Петр возглавлял партию уверовавших из иудеев. Павел возглавлял партию уверовавших из язычников.
Он пишет: «…и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное трудное для понимания , что невежды и неутвержденные, к собственной погибели, превращают извращают, искажают , как и прочие Писания». Во второй главе Послания к Галатам Павел очень резко высказался по поводу Петра, что он поступает не прямо по истине Евангелия, обвиняет его и Варнаву в лицемерии. Но Бог сделал так, что в смерти они оказались едины. Один и тот же император Нерон приговорил к смерти и Павла, и Петра.
И мы празднуем их память в один день — день первоверховных апостолов Петра и Павла. Для нас важно понять, что свидетельство Матфея — это одно. Свидетельство Марка — это свидетельство Петра. А свидетельство Луки или Павла — это свидетельство остальных апостолов, которых опрашивал Павел, и прежде всего свидетельство Девы Марии.
Евангелисты не повторяют друг друга, а дополняют. Каждый имеет конкретную задачу. Матфей благовествует евреям, исполняя повеления Христа: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» Мф. Первое Евангелие является таковым.
Марк — это проповедь в Риме, абсолютная инкультурация, краткие фразы, свойственные латинянам. Это детское Евангелие для новоначальных. Лука — это обобщение, исторический анализ. Иоанн, о котором некоторые отцы говорили: «Как небо отстоит от земли, так Иоанн выше Матфея, Марка и Луки», провозглашает Божественность Иисуса Христа, свидетельствует о Боговоплощении.
Вспомним его слова: «И слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» Ин. Таким образом, мы устанавливаем, что каждое из четырех Евангелий находится на своем месте. Одно дополняет другое, и в этом богатство нашей традиции. Я уже сказал, что предпочтение надо отдавать отцам Церкви.
Почему у нас не один комментарий на Евангелие, а целая россыпь? Порой мы видим, как по-разному экзегеты толкуют одно и то же событие. Например, на вопрос о том, с кем боролся Иаков, я насчитал 12 позиций в толкованиях отцов Церкви. На самом деле, это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие экзегетические объяснения.
Мне лично было бы тяжело общаться с таким православным христианином, который прочитал только один комментарий. Например, Феофилакта и всё.
Может быть сохранились какие то церковные записи того времени, это были последние числа сентября 1963года. Просто хотелось бы уточнить , чтобы правильно подавать по имени. Ответ: Здравствуйте, вы сами ответили на свой вопрос, что крестили вас как Георгий, с этим именем и подавать записки.
Протоиерей ОЛЕГ СТЕНЯЕВ
смотреть 321 видео - Библия И Толкования - Официальный канал протоиерея Олега Стеняева. Здесь собраны публичные выступления, лекции, проповеди отца Олега. Толкование Библии.
Рекомендуемые видео
- Какая Библия верная? Протоиерей Олег Стеняев
- Рекомендуемые видео
- Толкование Евангелие Олега Стеняева Скачать mp3
- Протоиерей Олег Стеняев: О чтении Священного Писания | Православная газета
- Протоиерей Олег Стеняев — биография, личная жизнь и лекции священника