Современному человеку сложно себе представить, что можно писать без ручки и бумаги.
Общее слово к словам пергамент береста бумага
Пергамент берёста бумага общее название. Общее название к словам пергамент береста бумага. От слова «папирус» произошло название бумаги в некоторых языках: papier — во французском и немецком, paper — в английском, papel — в испанском. Например, принято решение построить на Троицком раскопе большой Центр имени Валентина Лаврентьевича Янина — строительство вот-вот начнется, все бумаги подписаны, поэтому огромный участок нужно полностью пройти за два сезона.
береста; папирус; пергамент; камень; дерево; глиняные таблички. презентация
Стоградусная температура убивает бактерии. Вода идет на полив и удобрение садов. Кашицу без химии окрашивают экологически безопасными красителями. Шарики из однородных комочков хранят или транспортируют. По потребности их равномерно распределяют на сетке для сушки.
Все, бумага готова к использованию. Процесс может быть не только ручным, но и машинным. На промышленной линии бумага становится более гладкой. Left Писцы древности Иероглифы с камня на папируc В глубокой древности мастера бумажных дел разделяли и мелко перетирали волокна крапивы.
Путем встряхивания в специальных формах волокна тесно переплетались. Готовый лист выкладывали на гладкую поверхность и прижимали тяжелой каменной плитой. После сушки из крапивных заготовок получалась бумага. Для ее изготовления не требовалось много усилий и ценного сырья.
Традиции такого производства не ушли в прошлое. Жесткую, фактурную, похожую на картон бумагу из крапивы, папоротника, шелковицы, льна, ревеня, проваренного в щелочи тополиного пуха, коры кустарников, сухих банановых «хвостиков» и сегодня вручную отливают в художественно-прикладных целях народные умельцы. Инструментами им по-прежнему служат деревянная рамка, вилка и молоток-киянка, валик, струбцина или пресс, а также обычные таз или кастрюля. Отличие от старинных методов состоит лишь в том, что натянутые на рамки сетки изготовлены из полимеров.
Тростниковое чудо Способы изготовления двух самых известных предшественников бумаги тоже подсказала человеку природа. Первым из них огромную роль в развитии культуры, науки и просвещении сыграл папирус др. Болотистая долина Нила изобиловала многолетним водным растением семейства осоковых высотой до пяти метров. Из него делали одежду, обувь, канаты, циновки, мебель, лодки, его даже употребляли в пищу.
Древнегреческий философ Теофраст в своей «Естественной истории» записал рецепт, как готовить из тростника писчий материал. Папирус оказался великолепным способом хранения записей. Он легок, удобен в транспортировке. На нем записывали объемные тексты — астрономические познания, трактаты по медицине и математике.
Среди сохранившихся свитков есть архивные и исторические документы, гимны, проза. Таким способом сохранилась история, которую Джузеппе Верди положил в основу оперы «Аида». Собрания свитков греки назвали библиос др. Отсюда слово библиотека.
Особенно славилась библиотека египетского города Александрии с более чем 30 тысячами томов гр. Технология изготовления папируса Основные компоненты папируса: целлюлоза — 57, лигнин — 27, минералы — 9, вода — 7 процентов. Изготавливали его так. От нижней части срезанного трехгранного стебля отделяли твердую оболочку, сердцевину разрезали на полоски.
Отсортированные по ширине и толщине полоски два-три дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления водорастворимых веществ.
Первыми переняли древнюю технологию жители греческого города Пергама. Они усовершенствовали процесс выделки шкур и во II веке до н. Процесс этот был чрезвычайно дорогим и трудоёмким: шкуру промывали, удаляли самый грубый и жёсткий волос, несколько дней вымачивали в известковом растворе, очищали, сушили и вычёсывали.
Затем натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от кожи мездру подкожную клетчатку. После этого шкуру шлифовали, натирали мелом и выглаживали пемзой. Новый материал был прочным и долговечным, не темнел, не пересыхал, не трескался и не ломался. И главное, его можно было использовать много раз.
Благодаря пергаменту до нас дошли древнейшие документы, которым в отличие от папируса время не нанесло непоправимого ущерба. Например, в сохранившемся молитвеннике Х века учёные обнаружили несколько слоёв записей, сделанных вдоль и поперёк, стёртых и зачищенных. Сейчас с помощью рентгена документ почти расшифрован, и в нём обнаружился древнейший трактат самого Архимеда! В странах Юго-Восточной Азии тоже перепробовали много способов сохранения текстов.
Например, их выжигали на узких бамбуковых пластинах и скрепляли шнурами в «бамбуковые книги». Но такие книги занимали много места, а шнуры перетирались. Писали на шёлке, но он был слишком дорог. Использовали и более дешёвый носитель — листья пальм, которые сшивали затем в «книгу».
Кстати, бумажный лист современной книги называется так в память о своём пальмовом прототипе. Наконец, китайский император Лю Чжао, неудовлетворённый ни одним способом записи текстов, приказал найти им достойную замену. Чиновники крепко озаботились, и один из них — Цай Лунь — придумал-таки ту самую бумагу, способ производства которой со времени её изобретения в 105 году н. По методу Цай Луня в качестве сырья можно было использовать древесные волокна, солому, траву, мох, тряпьё, паклю и даже растительные отходы.
Некоторые историки утверждают, что Цай Лунь подсмотрел процесс изготовления бумаги у бумажной осы. Эта оса строит гнёздо из бумаги, которую делает сама, пережёвывая и смачивая клейкой слюной волокна древесины. Но даже если сам способ «изобрели» осы, Цай Лунь первым подметил, расшифровал и сумел применить его. Обе Америки — Северная и Южная, — отрезанные океаном от Евразии, создавали свои способы письменности.
Их «послания» состояли из верёвок, к которым привязывали ряды шнурков. Смысл кипу зависел от типа и числа узелков, цвета и количества нитей, их расположения и переплетения. И хотя узелковый метод письменности в том или ином виде был в ходу в разных уголках Земли, его принято считать изобретением инков.
Старая бумага вектор. Свиток без фона. Старинный свиток фон.
Пергамент в древности. Пергаментная бумага в древностт. Пергамент из кожи в древности. Пергамент материалы для письма. Пергамент для письма из кожи. Пергамент материал для письма в древности.
Берестяные свитки древней Руси. Писчий материал береста на Руси. Рукопись на бересте. Пергамент в древней Греции. Папирусный свиток Рим. Старинная бумага.
Свиток горизонтальный. Старый свиток. Берестяные книги древней Руси. Береста книга в древности на Руси. Бумага из бересты. Бумага из березовой бересты.
Слайды по истории. Рамка береста. Бумажные носители информации. Бумажный информационный носитель. Древние носители информации. Бумага как носитель информации.
Свитки на бересте. Новгородская берестяная грамота 12 век. Берестяные грамоты Новгорода 12 века. Рамка в виде свитка. Сверток пергамента. Делопроизводство в древнерусском государстве.
Основной материал для письма — пергамент. Делопроизводство в древней Руси. Что писали в книгах в древности. Чем писали в древности на бересте. Развернутый свиток. Текст на пергаменте.
Береста для письма в древности. Пергамен береста бумага. Свитки из дерева. Берестяной пергамент. Фон Папирусная бумага на дереве. Книги древней Руси береста.
Береста из древней книжной Руси. Писали книги на бересте. Книги на бересте в древней Руси.
Конечно, это лишь один из многих бытовавших в средневековой России вариантов приготовления чернил из дубовых орешков. Иногда с целью умерить брожение в чернила добавляли немного хмелевого отвара, а также имбирь и гвоздику, предотвращавшие от загнивания и образования слизи.
Железо, служившее для получения чернил, расходовалось весьма медленно, и его крупные куски вместе с грубо измельченными чернильными орешками образовывали так называемое «чернильное гнездо», пополняемое по мере убывания свежим приливом — как правило, из концентрированного отвара коры обычно ольховой, иногда дубовой или ясеневой. Такое гнездо могло прослужить до 7—10 лет. Позднее, с XVII в. Перед употреблением его обычно сильно прогревали, завернув в бумагу, пока не побелеет «аки мука». Однако подобные чернила со временем оказывают разрушительное воздействие на носитель, буквально разъедая бумагу, что, в конце концов, приводит к утрате текста.
Кроме уже упомянутых дубовых орешков и ольхи, в рецептах русских чернил встречаются и другие растительные вещества со схожими свойствами. Так, например, известен способ приготовления чернил из чаги, которым и сегодня пользуются в некоторых сибирских скитах: грибы очищают от коры, разрезают на небольшие пластины и несколько раз кипятят с кусками дерева в течении 2—3-х дней, каждый раз предварительно охлаждая настой; затем в получившийся буро-коричневый отвар добавляют камедь лиственницы. В записной книжке Ивана Блинова среди прочих записей находим «состав для варки чернил» следующего содержания: «Черных орешков, гуммиарабику, уксусу, или кислова квасу, жженова купоросу, соляной кислоты, гранатовой корки, сажи легковесной, лиловаго фруксину». Впрочем, для русской чернильной рецептуры использование гранатовой корки нехарактерно; в то же время в рецептах чернил, встречающихся в армянских рукописях, применение корки граната распространено достаточно широко. Отметим, что железо-галловые чернила, хотя и были чрезвычайно популярны, никогда полностью не вытесняли в России древнейшие чернила атраментум, которые, несмотря на экспансию фабричных чернил, вплоть до последнего времени применялись некоторыми беспоповцами и часовенными.
Помимо черных, в ходу были красные чернила всевозможных оттенков. Византийцы изготовляли свои знаменитые пурпурные чернила, которыми мог пользоваться лишь император, из морских улиток или моллюсков Murex brandaris. Для более массового производства обычно употреблялись киноварь, свинцовый сурик и вещества органического происхождения. Теми же компонентами пользовались и русские мастера. Беспоповцы Печорского бассейна, писавшие на бересте глухариными перьями, в качестве чернил нередко применяли сок ягод.
Краски и связующие Кроме 2-х основных видов чернил в «книжном строении» в ход шли сусальное и твореное золото, серебро, различные пигменты и красочные смеси, а также всевозможные связующие. Рецепты красок и связующих в избытке содержатся во всевозможных сборниках, а также трактатах и руководствах, предназначавшихся для художников — живописцев и книгописцев. Так, черный цвет получали из древесного угля, белый — из обработанных уксусом свинцовых пластин, синий — из ультрамарина, лазурита и т. Что касается связующих, то наиболее полные сведения о них можно почерпнуть в средневековых западноевропейских рецептах, памятуя об их теснейшей связи с греческой и в целом восточнохристианской технологией. Наиболее часто встречающиеся связующие для книжной живописи — камедь и яичный белок.
Иногда также применялся желток. При работе с листовым золотом рекомендуется использовать пергаменный и рыбий клеи, а также комбинацию пергаменного клея с камедью. Чернильницы чаще всего изготовлялись из различных металлов: обычно из бронзы, реже — из меди или серебра. Известны средневековые чернильницы из камня, керамики, стекла, дерева, кости, рога — последний и сам по себе мог выполнять роль чернильницы. Чернильницу часто носили на поясе.
Данному обычаю многие сотни лет, упоминание о нем встречается в Библии Иез. Для разлиновки пергаменных листов применяли круглую свинцовую пластинку, а позднее — грифель. Строки размечали циркулем. Несколько позже византийцы стали использовать для этой цели пункторий лат. Точки от пунктория соединялись линейкой-канон греч.
Бумагу линовали по преимуществу ти е ра е ксой она же «карамса». Впрочем, первое упоминание о ней в России относится лишь к XVI в. Тиракса, как правило, представляла собой хорошо выструганную доску 3—5 мм толщиной, в которой на расстоянии 1—3-х см от ребер шилом проделывались небольшие парные отверстия; в отверстия продевалась толстая нить и для большей неподвижности приклеивалась к доске; затем готовую тираксу обычно покрывали тонким слоем воска. Достаточно было положить лист на тираксу, несколько раз провести по нему рукой, и на бумаге отпечатывалось необходимое количество строк. Другая разновидность тираксы имела вид обычной доски с нанесенными на нее на одинаковом расстоянии друг от друга параллельными надрезами: лист точно также прикладывался к рельефной поверхности, слегка продавливался, и на нем отпечатывались линии.
Первое упоминание о ноже-«бритве книгочия» греч. Что касается пюпитра, то его делали из дерева с добавлением незначительного количества металлических деталей. В самых общих чертах он представлял собой стойку, на которую крепилась конструкция, состоявшая из двух соединенных между собой плоскостей — данные плоскости можно было сводить под разными углами. Симптоматично, что стойка пюпитра нередко изготовлялась в виде вертикально вытянутой рыбы — распространенного с древнейших времен христианского символа. Переплет По завершении работы над рукописью она сшивалась конопляными либо льняными нитями и «одевалась» в переплет.
Переплет — лицо книги, ее защита и украшение. Элементы переплета: крышки передняя и задняя ; корешок — закрывает место сшива листов; форзацы — листы, соединяющие книжный блок с переплетными крышками. Переплетенная книга, как правило, имеет каптал — хлопчатобумажную или шелковую тесьму с утолщенной кромкой, прикрепляемую к корешку книжного блока с целью более прочного скрепления листов книги и ее украшения. Однако позднее ранние кодексы были перешиты на ремни, а еще позднее — на шнуры на западноевропейский манер. Корешок длительное время оставался плоским.
Защитные пергаменные листы в начало и в конец древнерусской рукописи подшивались довольно редко. С XVI столетия на внутренние стороны крышек стали наклеивать бумажные форзацы. В случае если рукопись имела особо роскошную миниатюру или иное украшение, при переплете манускрипта, чтобы предохранить рисунок, вклеивался сдвоенный лист бумаги с «окном», прорезанным по величине иллюстрации. Это окно затягивалось тонкой шелковой тафтой, чаще зеленоватого или розового оттенков. Ткань помещалась между двумя склеенными листами, а края, как правило, орнаментировались.
Крышки переплетов славянорусских рукописных и старопечатных книг до конца третьей четверти XVII столетия изготовлялись исключительно из дерева — липы, дуба в основном средняя полоса или сосны как правило, на севере , иногда использовался кипарис чаще юг и средняя полоса. Для крышек большого формата в них вделывали шпонки. Позже получили распространение картонные переплеты для небольших по объему рукописей. Крышки и корешок сшитой книги оборачивали в кожу чаще в телячью или бычью или в ткань в бархат, парчу, шелк, атлас или в простой холст.
Пергамент береста
В результате острого дефицита папируса, местные мастера взялись за изобретение материала для свитков. В результате недолгих изысканий они остановили свой выбор на тонко выделанной коже телят. Название пергамента изначально звучало как «charta pergamena», что означало «пергамские листы». Спустя несколько столетий за ним прочно закрепилось название «пергамент». Процесс изготовления пергамента Изготовление пергамента - очень сложный и длительный процесс, именно это и обусловило высокую стоимость книг из этого материала. Для начала снятую с молодого животного шкуру промывали чистой водой, после чего опускали её в чан с зольным щелоком золение шкур. Спустя определённый промежуток времени выделанная кожа вынималась из раствора и просушивалась вдалеке от солнечного света, но обязательно на ветру. Обезжиривали подготовленную таким образом кожу мелом, втирая его в поверхность материала. После этого кожи длительное время скоблились и выравнивались пемзой. Качество пергамента зависело от того, где его изготавливали.
Дешевле всего была выделанная кожа для древних книг, изготовленная в южных районах. Там тщательно обрабатывали только внутреннюю мясную часть шкуры, в результате чего одна её сторона была покрыта щетинками. На севере Европы шкуры пергамент подвергался двухсторонней обработке, был белым и гладким с обеих сторон, поэтому и стоил он в разы дороже. Чем писали на пергаменте В книгах и документах, изготовленных из пергамента, записи делали перьями: гусиными, лебедиными или павлиньими. Чернила были самыми разнообразными. Самыми прочными считались те, которые готовили из чернильных орехов с добавлением камеди. Чуть позже стало модно писать текст разноцветными чернилами. В 11-м веке приоритет отдавали красным чернилам, в 13 к ним добавили синие и зелёные цвета. К середине 14-го века в обиход вошли золотые и серебряные чернила, которые использовали для написания заглавных строк и «святых имён» в евангелии и псалтыре.
П ергамент — материал для письма, изготовленный из выделанной кожи животных, как правило, телячьей, овечьей или козьей шкуры. При производстве пергамента кожи не дубили, а тщательно вычищали, скоблили и высушивали под напряжением, получая листы тонкой и прочной кожи белого или желтоватого цвета. Хотя выделанная кожа животных употреблялась для письма и раньше, изобретение пергамента обычно связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго 197-159 до н. По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. Фактически же поставки папируса были прерваны из-за вторжений в Египет сирийского царя Антиоха IV Епифана, который в 170-168 гг. Так пергамент стал альтернативой папирусу не только в Пергаме, но и во всём Средиземноморье, основным материалом для книг в средневековье, и продолжал использоваться даже после изобретения печати в середине пятнадцатого века. Для письма на пергаменте потребовался другой тип чернил. Чернила для папируса, основанные на саже, также продолжали использоваться, но они легко смывались и даже стирались с пергамента, потому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было стереть, только соскоблив их.
Долгое время пергаментные свитки существовали совместно с папирусными. Несмотря на очевидные достоинства пергамента: прочность, долговечность, возможность многократного использования, смывая или соскабливая ранее написанный текст, у него были существенные недостатки: сложность изготовления и дороговизна. Эти недостатки так и оставались до времени появления бумаги — пергамента постоянно не хватало ни в античном мире, ни в средневековье. В тоже время именно благодаря палимпсестам - рукописям на пергаменте поверх смытого или соскобленного текста до нас дошли некоторые произведения античных авторов, которые с помощью технических средств можно прочесть под более поздними текстами. В конце I в. Несмотря на очевидное их преимущество перед свитками, широко распространены они стали только к 3 в. В позднем средневековье пергамент повсеместно заменяется бумагой, и используется только для написания традиционных и официальных документов оригиналы королевских указов, соглашений, дипломов и т. К этому времени меняется и способ чтения свитков: если античные рукописи сворачивались в горизонтальный свиток, то в позднем средневековье и впоследствии свитки стали вертикальными. Это напрямую связано с тем, что свитки более не являлись книгами, а предназначались для записи небольших по объему текстов.
В настоящее время пергаментные свитки являются единственным признаваемым религиозными евреями способом записи Торы и священных текстов иудаизма. Производством пергамента в Израиле занимаются крупные компании, под наблюдением квалифицированных раввинов. В частности, раввины следят, чтобы на пергамент шли шкуры только кошерных животных. Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу.
Чернильницы чаще всего изготовлялись из различных металлов: обычно из бронзы, реже — из меди или серебра. Известны средневековые чернильницы из камня, керамики, стекла, дерева, кости, рога — последний и сам по себе мог выполнять роль чернильницы. Чернильницу часто носили на поясе. Данному обычаю многие сотни лет, упоминание о нем встречается в Библии Иез. Для разлиновки пергаменных листов применяли круглую свинцовую пластинку, а позднее — грифель. Строки размечали циркулем. Несколько позже византийцы стали использовать для этой цели пункторий лат. Точки от пунктория соединялись линейкой-канон греч. Бумагу линовали по преимуществу ти е ра е ксой она же «карамса». Впрочем, первое упоминание о ней в России относится лишь к XVI в. Тиракса, как правило, представляла собой хорошо выструганную доску 3—5 мм толщиной, в которой на расстоянии 1—3-х см от ребер шилом проделывались небольшие парные отверстия; в отверстия продевалась толстая нить и для большей неподвижности приклеивалась к доске; затем готовую тираксу обычно покрывали тонким слоем воска. Достаточно было положить лист на тираксу, несколько раз провести по нему рукой, и на бумаге отпечатывалось необходимое количество строк. Другая разновидность тираксы имела вид обычной доски с нанесенными на нее на одинаковом расстоянии друг от друга параллельными надрезами: лист точно также прикладывался к рельефной поверхности, слегка продавливался, и на нем отпечатывались линии. Первое упоминание о ноже-«бритве книгочия» греч. Что касается пюпитра, то его делали из дерева с добавлением незначительного количества металлических деталей. В самых общих чертах он представлял собой стойку, на которую крепилась конструкция, состоявшая из двух соединенных между собой плоскостей — данные плоскости можно было сводить под разными углами. Симптоматично, что стойка пюпитра нередко изготовлялась в виде вертикально вытянутой рыбы — распространенного с древнейших времен христианского символа. Переплет По завершении работы над рукописью она сшивалась конопляными либо льняными нитями и «одевалась» в переплет. Переплет — лицо книги, ее защита и украшение. Элементы переплета: крышки передняя и задняя ; корешок — закрывает место сшива листов; форзацы — листы, соединяющие книжный блок с переплетными крышками. Переплетенная книга, как правило, имеет каптал — хлопчатобумажную или шелковую тесьму с утолщенной кромкой, прикрепляемую к корешку книжного блока с целью более прочного скрепления листов книги и ее украшения. Однако позднее ранние кодексы были перешиты на ремни, а еще позднее — на шнуры на западноевропейский манер. Корешок длительное время оставался плоским. Защитные пергаменные листы в начало и в конец древнерусской рукописи подшивались довольно редко. С XVI столетия на внутренние стороны крышек стали наклеивать бумажные форзацы. В случае если рукопись имела особо роскошную миниатюру или иное украшение, при переплете манускрипта, чтобы предохранить рисунок, вклеивался сдвоенный лист бумаги с «окном», прорезанным по величине иллюстрации. Это окно затягивалось тонкой шелковой тафтой, чаще зеленоватого или розового оттенков. Ткань помещалась между двумя склеенными листами, а края, как правило, орнаментировались. Крышки переплетов славянорусских рукописных и старопечатных книг до конца третьей четверти XVII столетия изготовлялись исключительно из дерева — липы, дуба в основном средняя полоса или сосны как правило, на севере , иногда использовался кипарис чаще юг и средняя полоса. Для крышек большого формата в них вделывали шпонки. Позже получили распространение картонные переплеты для небольших по объему рукописей. Крышки и корешок сшитой книги оборачивали в кожу чаще в телячью или бычью или в ткань в бархат, парчу, шелк, атлас или в простой холст. Кожа, как правило, употреблялась дубленая, но порой использовали и толстый пергамен. С начала XV в. Накатка — роликовый штамп. Среди композиций, украшающих среднюю часть позднесредневекового кожаного переплета, — Распятие с предстоящими; Адам и Ева; Самсон со львом; лев и единорог как по отдельности, так и в паре ; пеликан с птенцами; орел со змеей над Константинополем; двуглавый орел; дерево перидексий; ваза с цветами и пр. Практиковалось и тиснение золотом. С конца XVI в. Теснились не только переплеты, но и некоторые обрезы. Обрезы книг также окрашивали — как правило, в красный или золотой цвет. Начиная с XV столетия, с усвоением техники готического переплета, русские переплетчики стали использовать металлические замки до того в качестве застежек применялось «византийское» кольцо на ремне. Переплеты подносных и вкладных книг нередко покрывались поверх ткани окладом из золота или серебра с драгоценными камнями и жемчугом. Иногда подобные переплеты украшались миниатюрами. Таковы главные «смысловые перспективы» письменных атрибутов в новозаветной книгописной традиции, в основе которых лежит не что иное, как символика евхаристической Жертвы. Литература 1. Арутюнян А. Краски и чернила по древнеармянским рукописям. Ереван, 1941. Гренберг Ю. Греческие и южнославянские ерминии и типики в списках XV—XIX веков о технике иконописи, настенной живописи и рукописной книги. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла. Гудков А. Иван Гаврилович Блинов: «книжных дел мастер» из Городца. К 70-летию со дня кончины. Вопросы истории и теории христианского искусства. Дионисий Фурноаграфиот.
Самые необычные находки Сделай оригинальные букмарки из бумаги бересты для своих любимых книг Бумага. История первая Оформи фотографии в стильных рамках из пергамента для создания выразительной галереи что делать?
Более серьезных открытий в тот период сделать не удалось, так как началась Великая Отечественная война. Работы продолжились в конце 40-х годов XX века. В ней содержался перечень феодальных повинностей в пользу трех жителей города. Эта грамота подтвердила гипотезу историков о возможности подобных находок. В дальнейшем события 26 июля стали поводом для утверждения ежегодного праздника, отмечаемого в Новгороде, — Дня берестяной грамоты. На этом открытия не закончились. В том же году археологи нашли еще девять берестяных документов. Впоследствии открытия берестяных грамот стали обычным явлением.
Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена
Предшественниками бумаги были папирус и пергамент. Лист пергамента. Пергамент береста бумага. Бумага из бересты. Береста бумага на Руси. Ребятам рассказали, о том, как видоизменялись материалы, из которых изготавливались книги (глина, папирус, береста, пергамент, бумага). Им поведали, что первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Федоров, а самым первым человеком. это материал для письма из недублёной сыромятной кожи древняя рукопись на таком материале. Береста- это верхний слой коры берёзы. Бумага- делается из дерева. прототипы бумаги.
Пергамен, бумага, береста...
Пергамент это в древней руси определение кратко | Например, принято решение построить на Троицком раскопе большой Центр имени Валентина Лаврентьевича Янина — строительство вот-вот начнется, все бумаги подписаны, поэтому огромный участок нужно полностью пройти за два сезона. |
Россиянам не придется писать на бересте: Минпромторг рапортует о нормализации цен на офисную бумагу | это различные материалы, которые в разные времена и культуры использовались для написания текстов и хранения документов. |
Что обозначают слова пергамен, береста, бумага | хлопок) - это листовой материал, получаемый из специально обработанных, переплетенных наподобие войлока волокон целлюлозы - природного полимерного вещества растительного происхождения. |
Носители информации: их виды, история и будущее | Пергамент ЧТО ТАКОЕ ПЕРГАМЕНТ Изготовление пергамента Галилео. |
Общее слово к словам пергамент береста бумага
И в древности, и сейчас для обработки камня применяют молоток и зубило: тогда — примитивные, сейчас — эргономически оптимальные. Розеттский камень с текстом, написанным иероглифами, демотикой и по-гречески базальт, ок. По крайней мере, первая табличка, найденная в районе шумерского города Киш, что неподалеку от Вавилона, относится примерно к 3500 году до н. Дешевизна исходного материала — глины, простота процесса письма, возможность обжига глины для пущей сохранности написанного — всё это предопределило широкие временные рамки применения глиняных табличек. Последняя известная клинописная табличка датируется 75 годом н.
Писали на табличках по влажной глине, нанесенной на деревянную подложку, трехгранными тростниковыми или костяными палочками. Получались клинообразные штрихи, отсюда и название письменности — клинопись. По прилагаемым усилиям этот процесс гораздо легче, чем резьба по камню, к тому же глина позволяла наносить относительно мелкие элементы, поэтому клинопись заменила громоздкие пиктограммы. Функционально глиняные таблички использовались в торговом процессе, где выполняли роль бухгалтерской и товаросопроводительной документации.
Помимо чисто утилитарной функции они служили и духовным целям: их использовали для записи литературных произведений. Из таких табличек составлялись целые собрания наподобие упомянутой ранее Угаритской библиотеки. В повседневной жизни для бытовых записей применяли восковые таблички. Подложкой для них служило то же дерево, но иногда и более благородные материалы.
Например, самая древняя такая табличка была найдена на территории античной Этрурии. Она относится к началу VII в. Размеры дошедших до нас табличек колеблются от 14,5x12 до 31x17,5 см 9. Писать на восковых табличках было удобно, как и стирать написанное.
Знаки наносили острой металлической палочкой — стилусом. Они могли быть мелкими, то есть возникли условия для появления алфавитного письма. Восковые таблички были в ходу как во времена Гомера и Цицерона, так и раннего и позднего Средневековья. Более того, есть исторически подтвержденные сведения, что ими еще пользовались в XIX веке уже нашей эры.
Для полиграфистов интересен тот факт, что таблички часто складывали воском внутрь и соединяли по нескольку штук кожаным ремешком — получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг 10. Это свойство предопределило незавидные конкурентные позиции восковых табличек в сравнении с папирусом. Временной диапазон практического применения папируса для письма едва ли не шире, чем у восковых табличек. Самые древние из известных рукописей на папирусе относятся к началу III тысячелетия до н.
Пик популярности папируса приходится на VIII в. Последний датированный документ, записанный на папирусе, происходит из канцелярии Папы Римского Виктора II и помечен 1057 г. На папирусе писали тонким тростниковым стержнем с сечением от 1,5 до 2,5 мм и длиной от 17 до 23 см. Конец этого стержня отбивался или разжевывался так, что создавалась своего рода кисточка: в зависимости от поворота, ею можно было провести тонкую или толстую линию.
К III веку до н. Писали на папирусе черной тушью, которая изготавливалась из сажи, и красной тушью рис. Папирус позволял воспроизводить на нем любые системы письма. Книги на папирусе представляли собой свитки.
Распространенным стандартом был свиток длиной в среднем около 6 м 14. Фрагмент Книги мертвых Ани папирус, ок. Ее обработка намного проще. Но ее знали и в Древней Индии, и в античном Риме, и в средневековой Европе, и даже в Северной Америке до появления там европейцев 15.
В России писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы, а потом затирая их сажей, углем или листьями растений, сок которых окислялся и становился видимым. Русская берестяная грамота внешне представляет собой продолговатый лист бересты, обычно обрезанный по краям рис. Запись текста, естественно, была алфавитной. Берестяная грамота «от Жизномира к Микуле», повествующая о судебном разбирательстве.
Начало XII в. Сосуществование бересты и папируса объясняется географическими причинами: от африканского тростника до российской березки порядка 3 тыс. Там, где папирус не растет, самое место березе — друг другу они не конкуренты. Но им обоим конкурентом стал пергамент — писчий материал из шкуры животных.
Использование кожи в качестве материала для письма известно с глубокой древности в Египте — со II тыс. На пергаменте и папирусе греки и римляне писали чернилами с помощью заостренного тростника. Чернила делались из смеси сажи и гуммиарабика или чернильных орешков 19. Однако чернила для папируса, основанные на саже, легко смывались и даже стирались с пергамента, поэтому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса.
Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было удалить, только соскоблив их 20. По форме пергаментные записи сначала были подобны папирусным свиткам, но поскольку писчий материал позволял отдельные листы складывать пополам, стало возможно сшивать такие листы и получать целостный продукт, которому дали название «кодекс». По свидетельству Ю. Крижанича Juraj Krizanic, ок.
Так, в 1999 году исполнилось 500 лет со времени написания Геннадиевской Библии — первого в России полного рукописного свода книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета на славянском языке 22. Диапазон размеров книг на пергаменте достаточно широк. Например, экземпляр так называемого «Корана Османа» выполнен в формате 68x53 см 23. Однако значительная часть пергаментных книг имеет меньшие габариты.
Ширина и длина фрагмента Корана, поступившего в Азиатский музей Петербургской академии наук в 1826 году, равны 20 и 27,5 см соответственно 24.
Чернила Необходимым компонентом любого книгописания являются чернила греч. Рецептов изготовления чернил бытовало очень много. Древнейшие чернящие красители лат. Приблизительно с IV в. Появление новых чернил было связано с процессом перехода от папируса как основного писчего материала к пергамену, на котором чернила типа атраментум держатся недостаточно прочно и легко размываются. Существовал и третий вид чернил, называвшийся инкауст греч. Данные чернила представляли собой сгущенный путем уваривания и высушенный на солнце отвар дубовых орешков или галлов шарообразные наросты на нижней поверхности листьев дуба, производимые личинками орехотворки — Cynips quercus folii , к которому добавлялось небольшое количество atra-mentum. В изготовленные таким способом чернила, если они казались недостаточно черными, могли положить раскаленный кусок железа, в результате чего получался новый переходный тип чернил.
От блестяще-черных атраментум и красноватых железистых чернила инкауст отличались желтовато-коричневатым тоном. Цвет букв византийских рукописей варьируется от бледно-коричневого до блестяще-насыщенного черного, что естественным образом связано с различной рецептурой применяемых чернил. Византийцы употребляли и сажевые чернила, и чернила инкауст, и, конечно, железистые. В готовые чернила подмешивали гуммиарабик камедь акации. Также известно о весьма редкой разновидности греко-римских чернил, которую добывали из чернильного мешка каракатицы Sepia officinalis — так называемой «чернильной рыбы». Чернильная рецептура на Руси Древнерусская чернильная рецептура чрезвычайно обширна. Однако все известные нам рецепты восходят не далее середины XV в. Книгописцы X—XII вв. Первые называли на Руси «чернилами копчеными», а вторые — «чернилами вареными».
Помимо дубовых орешков, в качестве дубильных веществ танинов также использовали шишки и кору ольхи. Несколько позже древнерусские переписчики стали готовить железо-галловые чернила — на основе отвара дубовых орешков и железного лома. Для изготовления железо-галловых чернил брали измельченные чернильные орешки; затем от 12 дней до месяца настаивали их в теплом месте в кислом растворе квасе, вине, кислых щах, «жестоком уксусе», «пошлом меде» с добавлением железных опилок, время от времени «подкармливая» смесь медом, задававшим новую пищу бродильному ферменту; а в конце, «ради утверждения», клали в готовые чернила вишневую камедь. Конечно, это лишь один из многих бытовавших в средневековой России вариантов приготовления чернил из дубовых орешков. Иногда с целью умерить брожение в чернила добавляли немного хмелевого отвара, а также имбирь и гвоздику, предотвращавшие от загнивания и образования слизи. Железо, служившее для получения чернил, расходовалось весьма медленно, и его крупные куски вместе с грубо измельченными чернильными орешками образовывали так называемое «чернильное гнездо», пополняемое по мере убывания свежим приливом — как правило, из концентрированного отвара коры обычно ольховой, иногда дубовой или ясеневой. Такое гнездо могло прослужить до 7—10 лет. Позднее, с XVII в. Перед употреблением его обычно сильно прогревали, завернув в бумагу, пока не побелеет «аки мука».
Однако подобные чернила со временем оказывают разрушительное воздействие на носитель, буквально разъедая бумагу, что, в конце концов, приводит к утрате текста. Кроме уже упомянутых дубовых орешков и ольхи, в рецептах русских чернил встречаются и другие растительные вещества со схожими свойствами. Так, например, известен способ приготовления чернил из чаги, которым и сегодня пользуются в некоторых сибирских скитах: грибы очищают от коры, разрезают на небольшие пластины и несколько раз кипятят с кусками дерева в течении 2—3-х дней, каждый раз предварительно охлаждая настой; затем в получившийся буро-коричневый отвар добавляют камедь лиственницы. В записной книжке Ивана Блинова среди прочих записей находим «состав для варки чернил» следующего содержания: «Черных орешков, гуммиарабику, уксусу, или кислова квасу, жженова купоросу, соляной кислоты, гранатовой корки, сажи легковесной, лиловаго фруксину». Впрочем, для русской чернильной рецептуры использование гранатовой корки нехарактерно; в то же время в рецептах чернил, встречающихся в армянских рукописях, применение корки граната распространено достаточно широко. Отметим, что железо-галловые чернила, хотя и были чрезвычайно популярны, никогда полностью не вытесняли в России древнейшие чернила атраментум, которые, несмотря на экспансию фабричных чернил, вплоть до последнего времени применялись некоторыми беспоповцами и часовенными. Помимо черных, в ходу были красные чернила всевозможных оттенков. Византийцы изготовляли свои знаменитые пурпурные чернила, которыми мог пользоваться лишь император, из морских улиток или моллюсков Murex brandaris. Для более массового производства обычно употреблялись киноварь, свинцовый сурик и вещества органического происхождения.
Теми же компонентами пользовались и русские мастера. Беспоповцы Печорского бассейна, писавшие на бересте глухариными перьями, в качестве чернил нередко применяли сок ягод. Краски и связующие Кроме 2-х основных видов чернил в «книжном строении» в ход шли сусальное и твореное золото, серебро, различные пигменты и красочные смеси, а также всевозможные связующие. Рецепты красок и связующих в избытке содержатся во всевозможных сборниках, а также трактатах и руководствах, предназначавшихся для художников — живописцев и книгописцев. Так, черный цвет получали из древесного угля, белый — из обработанных уксусом свинцовых пластин, синий — из ультрамарина, лазурита и т. Что касается связующих, то наиболее полные сведения о них можно почерпнуть в средневековых западноевропейских рецептах, памятуя об их теснейшей связи с греческой и в целом восточнохристианской технологией. Наиболее часто встречающиеся связующие для книжной живописи — камедь и яичный белок. Иногда также применялся желток. При работе с листовым золотом рекомендуется использовать пергаменный и рыбий клеи, а также комбинацию пергаменного клея с камедью.
Чернильницы чаще всего изготовлялись из различных металлов: обычно из бронзы, реже — из меди или серебра. Известны средневековые чернильницы из камня, керамики, стекла, дерева, кости, рога — последний и сам по себе мог выполнять роль чернильницы. Чернильницу часто носили на поясе. Данному обычаю многие сотни лет, упоминание о нем встречается в Библии Иез. Для разлиновки пергаменных листов применяли круглую свинцовую пластинку, а позднее — грифель. Строки размечали циркулем. Несколько позже византийцы стали использовать для этой цели пункторий лат. Точки от пунктория соединялись линейкой-канон греч. Бумагу линовали по преимуществу ти е ра е ксой она же «карамса».
Впрочем, первое упоминание о ней в России относится лишь к XVI в. Тиракса, как правило, представляла собой хорошо выструганную доску 3—5 мм толщиной, в которой на расстоянии 1—3-х см от ребер шилом проделывались небольшие парные отверстия; в отверстия продевалась толстая нить и для большей неподвижности приклеивалась к доске; затем готовую тираксу обычно покрывали тонким слоем воска. Достаточно было положить лист на тираксу, несколько раз провести по нему рукой, и на бумаге отпечатывалось необходимое количество строк.
До появления бумаги в Древней Руси в качестве основных материалов для письма использовались пергамент, береста, а также деревянные дощечки церы , покрытые воском.
Главным материалом для письменных памятников до XIV в. Ему на Руси присвоили названия: «кожа», «телятина», «харатья». Книги из пергамента являлись очень дорогими, так как для создания одной книги требовалось 100-180 шкур животных, а сам процесс их преобразования в писчий материал был очень сложным и трудоемким. Однако пергамент обладал и рядом преимуществ: прочность, долговечность, возможность нанесения текстов с двух сторон и повторного использования после удаления верхнего слоя.
В качестве орудия письма использовались перья: гусиные, лебединые и очень редко павлиньи, а также различные чернила. На пергаменте были написаны официальные документы, религиозные тексты, летописи и литературные произведения. Наиболее легкодоступным материалом для письма являлась береста - верхний слой коры берёзы, которая иногда подвергалась небольшой обработке. Ее чаще всего использовали для личной переписки, а иногда из бересты создавали целые книги.
Тексты на бересте наносили с помощью стержней из кости, металла и дерева, которые называли «писалами». Церы представляли собой небольшие деревянные дощечки выпуклые по краям, которые покрывались воском. Тексты «писалами» процарапывались на воске. Их можно было легко стереть и нанести новые тексты.
Хан Батый для сбора дани организовал первую всенародную перепись населения Руси на бумаге, которая в то время применялась в завоёванном монголо-татарами Северном Китае, а также в Средней Азии и Персии. До середины XVI века на Руси использовалась только импортная бумага. Бумага собственного производства появилась в России в 60-х гг.
Поделки из березовой коры своими руками.
Поделки на коре березы. Сшивание бересты. Берёста — верхний слой березовой коры.. Скрученная береста.
Верхний слой бересты. Берестяной иллюстрации. Берестяные грамоты древней Руси для детей. Рукопись на бересте.
Старинная бумага. Старинный лист бумаги. Бумага под старину для печати. Состаренные свитки.
Фон для презентации Березки. Береза мультяшная. Прозрачные картинки для презентаций. Фон Березки детский.
Свиток бересты. Береста с надписями. Декор крафтовой бумаги. Бумага крафт камуфляж 0,7х10м.
Бумага в виде бересты. Береза Скрапбукинг. Фон береста для фотошопа. Пергамент для фотошопа.
Старая бумага вектор. Рулон бересты. Birch Bark texture. Download book Birch Bark pdf.
Береста 70. Бумага упаковочная "лошадки" 70х100 см. Бумага упаковочная супер Люкс, металл, 70х100см арт. Обёрточная бумага Восток Караван.
Чечевички у березы.
Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
Береста отменяется: как в России ищут замену белой офисной бумаге | История бумаги в России берёт своё начало во второй половине 16-го столетия, во времена царствования на Руси Ивана Грозного. |
История бумажной отрасли в России | это жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей, изготовление которой осуществляется по специальной технологии из бумаги-основы путем обработки серной. |
Литературный калейдоскоп. Выпуск #31: История книги – бамбук и береста | СОБМ | От слова «папирус» произошло название бумаги в некоторых языках: papier — во французском и немецком, paper — в английском, papel — в испанском. |
Берестяные грамоты — 2023: бояре, капуста, Мир, Жир и Пир | Пергамент, глиняные таблички, береста, пальмовые листья – с этих древних аналогов бумаги начинается экспозиция «Бузеона». «В музее мы показываем всю историю бумаги от ее изобретения на Востоке и распространения по миру до сегодняшних дней». |
Что такое папирус, пергамент и береста? Все о древних письменных носителях
От бересты до бумаги в России. Пергамент является результатом сложного и длительного технологического процесса, появился после бумаги и даже назывался сначала бумагой. Производство бумаги осуществляется на мануфактурах вблизи рек и озер, а в качестве сырья используется древесина и тряпичные отходы.
История бумаги на Руси.
Добрые новости. Добавить народную новость. Пергамент береста бумага. БЕРЕСТА ПАПИРУС ПЕРГАМЕНТ КНИГА БУМАГА Лишнее слово — "КНИГА", потому что все остальные слова обозначают материал для письма, а книга состоит из одного из этих материалов. Современные носители информации: бумага; дискета; диск; кассета.
Эта удивительная бумага
Берестяные грамоты — Википедия | это жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей, изготовление которой осуществляется по специальной технологии из бумаги-основы путем обработки серной. |
История создания бумаги презентация | хлопок) - это листовой материал, получаемый из специально обработанных, переплетенных наподобие войлока волокон целлюлозы - природного полимерного вещества растительного происхождения. |
Музей «Бузеон»: сохраняя историю бумаги и бумажного производства | Разместите свою новость на сайте Разместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России , и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. |
Понятие и значение слова пергамент: объяснение
- Пергамен, бумага, береста...
- Пергамент это в древней руси определение кратко
- Папирус как прототип бумаги
- Дефицит офисной бумаги: где искать виноватых?
Происхождение слова «пергамент»
- Музей «Бузеон»: сохраняя историю бумаги и бумажного производства
- Из каких источников информации Вы узнаёте о наших ближайших мероприятиях?
- Лист пергамента картинки
- Берестяные грамоты — 2023: бояре, капуста, Мир, Жир и Пир • Arzamas
- Вам будет интересно
- История папируса
Эта удивительная бумага
Готовую обожженную глиняную табличку с текстом письма обмазывали слоем сырой глины и на ней писали имя адресата. Затем дощечку повторно обжигали или высушивали на солнце. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе. Позднее египтяне, греки и римляне использовали для письма и металлические пластины. Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме.
Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Однако производство металлических пластин занимало много времени и требовало больших затрат, поэтому они использовались в особых случаях и были доступны только высшему сословию. Более доступный материал для письма был придуман в Древнем Риме. Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости.
От краев дощечки на расстоянии 1—2 см делали углубление на 0,5—1 см. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом, который был с одной стороны заостренным, а другой его конец имел форму лопатки и мог стирать надпись. Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две диптих или три триптих штуки или по нескольку штук кожаным ремешком полиптих и получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг. В античном мире и Средневековье восковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси и назывались они церы.
В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней например, с записями французских королей. Из русских цер сохранился так называемый Новгородский кодекс, датируемый XI в. Кстати, выражение «с чистого листа» - «tabula rasa» произошло благодаря тому, что периодически воск с дощечек счищали и покрывали им заново. Папирус, пергамент и береста - прототипы бумаги. Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное древними египтянами.
Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до н. Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе. Сырьем для изготовления папируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности.
На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса шлифовали и выглаживали при помощи раковины или куска слоновой кости. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках, а в более позднее время — соединялись в книги. В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Производство папируса в Египте было весьма велико.
И при всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли храниться более 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительно благодаря уникальному климату этой местности. И, несмотря на это, он применялся очень долго вплоть до VIII века н. В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных - пергамента.
С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы. На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных. По свидетельству греческого историка Ктесия в V в.
Оформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям! Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Скачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний! Подпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах.
Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют, создайте свой вариант запроса в верхней строке. Последние ответы Plese 27 апр. Установи соответствие между созвездиями которые примечательно на весеннем небе, и их названиями? Л345 26 апр. Получили название из - за хорошо развитого экзоскелета. По всей видимости, предки челюстноротых но не круглоротых, как часто считали ранее. Иногда рассматри..
Рисунки в таких книгах были красного, золотого, синего и зеленого цвета. Пергамент был очень дорогим, поэтому его использовали только для важных государственных указов, религиозных трудов и летописей. Рукопись состоит из 294 листов размером 35 на 30 сантиметров. Для ее изготовления потребовалось 175 шкур телят. Чтобы он лучше крепился, на дощечки наносили специальные насечки. А иногда церы соединяли между собой: протягивали кожаные ремни через специальные круглые отверстия. Обычно церы были небольшого размера. Их, как и современные тетради, можно было носить с собой на занятия. Писали на таких дощечках с помощью стилосов или писал — палочек с закругленным концом. Их обычно делали из металла, кости или дерева. Иногда на поверхности писал специально вырезали азбуку, чтобы быстрее ее выучить.