Святитель Василий Великий предостерегает: «Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи.
Опыт пощения по Типикону на первой седмице Великого Поста
В седмичные дни Великого поста на каждом богослужении читается молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. Типикон — отправная точка. Например, мы знаем, что первые три дня Великого поста нужно полностью воздерживаться от пищи. Даты начала Великого поста 2024 года, перечень разрешенной еды, правила поста — читайте в материале. По традиции в Великий пост читается Псалтирь.
Канон Минеи в Великий пост
Все же остальные посты имеют обоснование не в канонах, а в типиконе и только со временем стали иметь общецерковную практику. Правила трапезы для христиан в Великий пост предписывает Церковный Устав или Типикон. В первый день Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский пост к Великому. Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой.
Опыт пощения по Типикону на первой седмице Великого Поста
Великое славословие Великим Постом чаще всего читается, а не поется — вне зависимости от праздника Благовещения (кроме суббот и воскресений). Первый, второй и четвертый день Великого поста по Типикону держат строгий пост. Какие уроки из рекомендаций относительно Апостольского поста по Типикону может вынести для себя обычный мирской человек?
Что такое Типикон, в чем суть и зачем он нужен современному мирянину
Это указания: о службах престольных праздников с начала церковного новолетия 1 сентября до Недели Мытаря и Фарисея, когда начинается подготовка к Великому Посту; о храмовых празднованиях, которые падают на время подготовки к Святой Четыредесятнице, а также самого Великого Поста ; о случаях, когда «престол» приходится на дни от Пасхи до Троицы. Последняя, 60 глава раздела, содержит Пасхалию. Колокольный звон по указаниям Типикона Существуют следующие его виды: благовест когда звучат удары только в самых большой колокол, притом — одиночные ; перезвон — последовательные удары в разные колокола; трезвон — торжественный звон с одновременным использованием всех или нескольких колоколов; он звучит по большим праздникам. Художник: Косничев Александр Евгеньевич «Ростовские звоны» Уставы о постах в православной церкви Самым древним из Типиконов, содержащим указания о посте, считается Студийский времен прп. Феодосия Печерского. Феодор Студит держался мнения о приоритете духовного делания перед «удручением плоти», поэтому его правила поста были нестроги: например, почти во все постные дни включая многодневные посты, даже Великий Пост разрешалась рыба. Устав прп. Саввы Иерусалимский значительно более строг.
Когда с XIV в. Русская Церковь начала постепенно переходить на него, часть монастырей, а также прихожан, сохранили Типикон прп. Это было связано не с леностью к пощению, но — с природным фактором. Много десятилетий по Уставу прп. Феодора жил, например, Соловецкий монастырь, расположенный на Севере, где крайне сложно соблюсти полное воздержание от рыбы зимой, когда растительная пища практически отсутствует. Подобным же образом сейчас поступают христиане, живущие в горах например, Алтая , где лишь с трудом возможно земледелие, но реки изобилуют рыбой. Трапезы в Великий пост Согласно принятому сейчас Русской Церковью Иерусалимскому Уставу: по понедельникам, средам, пятницам Великого Поста необходимо «сухоядение», то есть употребление невареной пищи; горячая вареная пища разрешается только по вторникам, четвергам, субботним, воскресным дням; при этом по субботам, воскресеньям к ней можно добавлять растительное масло; рыбу благословляется вкушать лишь на Благовещение и Вербное Воскресенье.
Кроме того, на первой седмицей поста желательно вообще полное воздержание от пищи в понедельник. Страстная Седмица Это также время особо усиленного воздержания: первые три дня рекомендовано сухоядение. Великий Четверг, Пятница, Суббота В древней Церкви Великим Четвергом существовал обычай обильной трапезы, ввиду того, что это — память установления Тайной Вечери, когда большинство христиан к тому же причащались. Впоследствии традиция была осуждена, однако, современный Типикон все же разрешает пищу с растительным маслом. Великая Пятница — время полного воздержания от пищи, даже питья— до службы Выноса Плащаницы.
Можно варить, тушить, запекать и готовить на пару. Согласно каноническим правилам поста в будни пища принимается один раз в день, вечером. В субботу и воскресенье — дважды: в обеденное время и вечером. Соблюдать эти правила можно только после консультации с врачом и священником.
Можно ли есть морепродукты во время Великого поста? Монастырский устав поста Студийский и Иерусалимский создавался в традициях средиземноморской кухни, где морепродукты были самой простой, доступной и дешевой едой. К тому же греческая традиция приравнивает моллюсков, мидий, устриц, кальмаров к морским растениям. Морепродукты не запрещались, в отличие от рыбы, которую можно есть только в праздник Благовещения если он не приходится на дни последней недели Великого поста — Страстной седмицы и в Вербное воскресенье. А рыбная икра разрешена только в Лазареву субботу.
Первый нюанс - Вторник. Как вы думаете, в чем нюанс вторника заключается? Есть вторая песнь, но во Вторник нет Минеи - минейные каноны никогда не содержат вторую песнь, поэтому поется иначе. Пение канона во Вторник: во Вторник есть вторая библейская песнь, казалось бы она и должна служить припевом канона, но почему-то устав говорить иначе, он говорит: сначала спеть всю песнь целиком, а затем с припевом Слава Тебе, Боже наш - спеть все тропари, сначала ирмос, потом все тропари. Песнь при этом поется совершенно отдельно И еще один момент: при службе двух святых.
Песнь с трипеснцем поется также как и при одном святом - Минея на 6 - получается Ирмос 1, 2 Минеи, 2 тропаря... А вот песнь без Трипеснца поют по-другому: начинают они с ирмоса 1-го канона Минеи, затем 6 тропарей Минеи, не 4, а 6... При этом вот это правило, что ирмос переносится в конец 3 и 6 песни, - это правило исчезает, потому что ирмосы разные и смысла переносить никакого нет. При двух святых ирмос, конечно, другой, его поют только в 3 и 6 песне - в 3 и 6 песне стихи покрывают ирмосом, а в других песнях - не покрываются. Иногда у святых нет кондака, святые, которые попадают на великий пост, часто у них маленькая служба и нет кондака, в этом случае поется мученичен Октоиха. Эти мученичны напечатаны среди седальнов, то есть во втором Приложении Триоди. Отсюда возникает еще одно Правило о том, что если у святого кондак есть, то мученичен поется по 1-й кафизме, если у святого кондака нет, то мученичен поется по 6- песне канона. Светилен поется трижды, припев - Слава и ныне - и изменяются у него окончания, так же как и у троична: 1-е - по дню, 2-е - всем святым, 3 -... Примерно так Светильны напечатаны по гласам, а вам эти припевы напечатаны отдельной главой. Надо сначала найти эту главу с припевами.
В 6-ом гласе меняется начало. Это только в 6 гласе. В остальных семи гласах меняется окончание.
В 2024 году он начнется 18 марта и завершится 4 мая. Что во время поста можно есть, а что категорически запрещено — в календаре питания. Правила православного поста в России до сих пор определяет средневековый монашеский устав. Постные дни делятся на несколько «степеней строгости»: «Сухоядение» — употребление холодной, не проходившей термическую обработку пищи без добавления растительного масла. Разрешены хлеб, свежие, сушеные и квашеные овощи и фрукты, орехи. Можно варить, тушить, запекать и готовить на пару. Согласно каноническим правилам поста в будни пища принимается один раз в день, вечером.
В субботу и воскресенье — дважды: в обеденное время и вечером. Соблюдать эти правила можно только после консультации с врачом и священником.
О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ ИЗ ТИПИКОНА.
Православие — религия Пасхи, радости и полноты жизни. А я все чаще встречаю православных, которые признаются, что были бы счастливы никогда не слышать о Церкви. И это не из лености и небрежения, а от простого недоразумения, которое можно и нужно устранить. Быть православным не значит быть виноватым. Поститься не означает стать заложником совести. Пост — это честь быть причастным всецерковному подвигу. Как быть? Простым верующим — посмеяться над своими страхами и взять на себя труд самим «изваять» свой устав поста, ориентируясь на Типикон.
Да-да, я не оговорился, Типикон — книга святая и полезная, и если он рекомендует своим типиконным монахам сухоядение, значит, и нам следует этот день как-то выделить и отметить. Может быть, и не сухоядением, но какой-то маленький подвиг по силам следует понести. Не надо обольщаться. Сегодня мы знаем о свойствах продуктов питания гораздо больше, чем наши предки. Это знание плюс самонаблюдение с ориентиром на Типикон и дают тот самый личный и законный устав поста для мирянина. Мы себе можем это позволить. Ведь даже в общецерковном документе о посте , принятом в Шамбези в 2015 году, нет определения тому, что считать постными продуктами.
Для каждой местности и возраста они свои. Однако церковным богословам и иерархам надо бы найти силы и пастырскую волю объясняться с людьми, может быть, издавая не только пасхальные, но и великопостные послания, разъясняющие не только высокий смысл поста, но и его недоумения. Жить и так не просто, а мы еще и накладываем на людей «бремена неудобоносимые», которых никто от нас и не требует нести. И, в конце концов, не пора ли дать задание нашим богословам разработать современный работающий и соответствующий церковной реальности Типикон? Не Церковь для Типикона, а Типикон для Церкви. Не люди должны служить книге, слепо и с запретом на критическую мысль и понимание, а книга должна служить на пользу людям, должна работать. Служебная книга, даже самая уважаемая, должна служить.
Типиконопоклонство, как и любой другой вид идолопоклонства, всегда требует человеческой крови, и судьбы заложников совести тому пример. Если мы принимаем с предельной серьезностью тот факт, что пост — это дело всей Церкви, то мы никак не можем оставлять решение постных вопросов полностью на совести отдельного человека. Допустим, я, «премудрый и разумный», разобрался со своей проблемой «заложника совести», хотя мне и пришлось дорого за это заплатить. Но ведь есть люди, которые так и продолжают жить в этом режиме вечно виноватого, всем должного и обязанного, во всем ошибающегося, непрестанно оступающегося человека. Простой вопрос: как человек с этой исходной установкой будет горячо и радостно свидетельствовать об Истине Христова Благовестия? Способен ли такой христианин смело и решительно влиять на события в стране, изменять жизнь к лучшему, заражать других своим неиссякаемым жизнелюбием и любознательностью?
Самый продолжительный период этого поста — шесть недель, а наиболее короткий — неделя и один день. Начало его бывает в промежутке от 18 мая до 21 июня. Праздники Месяцеслова, приуроченные к воскресным дням. В том числе — Неделя Всех святых, в земле Российстей просиявших. В песнопениях Недели всех святых Церковь напоминает нам о подражании подвигам и добродетелям святых.
Марии Египетской положена одна трапеза в 9-й час около 15. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же В пятницу той же седмицы перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» стр. Трапеза же полагается одна в 9-й час. Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи причем безотносительно дня недели , но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду на преполовение Поста , в четверг и пятницу пятой седмицы на Стояние преп. Марии Египетской и на Похвалу Богородицы. В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», то есть если есть возможность, по три онгии[ 6 ] то есть по 100 гр. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей. На Страстной седмице Типикон в первые три дня, то есть в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» Глава 49, стр. Здесь очевидно противоречие, так как для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», то есть вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение глава 35.
Основная часть братии съедала половину тарелки, а остальное оставляла, — приводит пример отец Пантелеимон. Эта история показывает, что, когда есть общий устав, поститься проще: «Все пошли на службу — и я пошел; все читают Псалтирь по очереди — и ты встаешь в красный угол что-то из нее почитать». Что читать в пост? У преподобного Паисия Святогорца есть важная мысль про то, что не нужно стремиться читать особенно много духовных книг, напоминает отец Пантелеимон. Лучше всего когда ты, вдохновляясь прочитанным, переходишь от чтения к молитве. По традиции в Великий пост читается Псалтирь. В рамках одного псалма бывает множество перепадов настроения — псалмопевец может благодарить Господа и тут же говорить о своем ничтожестве, может говорить о врагах, которые на него ополчились, и восхвалять красоту Божьего мира. Бывает, что какие-то из этих стихов особенно цепляют. Зацепило — не торопись, помолись, подумай. Красота Псалтири в том, что в ней полным полно тех коротеньких слов, которые могут отозваться на любое настроение. Мирянин в отдельные моменты тоже пытается синхронизироваться с Церковью: «Один пришел в храм унылый, другой — сверхвеселый, а вышли из храма все ровненькие». В остальное время мирянин совершает путешествие по волнам поста на своей маленькой лодочке. Она идет по волнам, ее болтает. Если есть духовник, ты плывешь на маленькой лодочке рядом с большим кораблем. По его мнению, пост больше похож на марафон, чем на спринт: «С какой скоростью ты в состоянии его пробежать, этот марафон? Надеюсь, это не последний пост твоей жизни, и важно его пройти так, чтобы на следующий год понять, что тому-то я немножко научился». Если определено то, что ты в состоянии выдерживать, попробуй добавить еще чуть-чуть. Например, причащался прошлым постом в начале, в середине, в конце, а в этот пост стараешься причащаться каждую неделю. Многие монастыри хранят истории про то, как юный послушник решает поститься строжайшим образом, а потом на Страстной седмице его приходится отпаивать молоком».