После решения ЮНЕСКО в 2009 году праздник получил название «Международный день Навруз». Навруз — национальный праздник стран Азии, отмечается в День весеннего равноденствия, и символизирует новый год, начало новой и благоприятной жизни. Праздник Навруз у восточных народов связан с культом солнца, это новый год по астрономическому календарю. Но мусульманам следует знать, что Навруз праздником мусульман не считается, в силу того, что древние язычники в этот день поклонялись огню.
Международный день Навруз
Навруз Байрам – это древнейший земледельческий праздник, олицетворяющий приход весны и начало нового сельскохозяйственного года. Считается, что Навруз стал официальным религиозным праздником зороастрийцев в Ахаменидской Империи (VI—IV века до н. э.), его отмечали народы, населяющие Великую Армению, Ассирию (Месопотамию), Кавказ, Персию и северо-восток Африки – еще до того, как. 21 марта — Навруз: значение древнего праздника, традиции и запреты.
21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год
Наряду с ними было организовано несколько новых фестивальных конкурсов, таких как выставка традиционных блюд, шоу национальных костюмов и конкурс «Царица Навруза». Краткое описание некоторых ритуалов и обычаев, которые совершаются в последние годы: хонабуророн уборка в доме. За одну-две недели до Навруза женщины и их дочери подметают и убирают комнаты, опрыскивают благими ароматами, стирают занавески и ковры и т. Они также убирают кухни и дворы, моют и чистят всю домашнюю утварь. Перед Наврузом все должно быть чисто, как новенькое. Приближается новый год, и дом должен быть очищен.
В разных регионах страны его называют по-разному — бойчечак подснежник , сайри гули лола праздник тюльпанов , иди гули сурх праздник красных цветов , гули сияхгуш или Сиёвуш цветок Сиявуша или цветок с черными колосьями. Церемония состоит в следующем: группы детей и взрослых собирают подснежники, ирисы, тюльпаны, проходят мимо домов жителей сел и деревень и поют специальные поздравительные песни. Традиционные блюда Навруза также готовятся из различных злаков и трав, символизирующих плодородную природу и здоровую пищу. В центральных районах во время празднования весны во многих домах женщины готовят гандумкучу, состоящую из молотой пшеницы, бобов, гороха, щавеля, лука, мяты, соли и воды. В других регионах Таджикистана это блюдо называют далда кулаб, яван , баж бадахшан , гоуджа пенджикент.
Суманак сладкий пудинг, варево из пророщенной пшеницы — самая распространенная и традиционная еда Навруза, символизирующая достаток. За две недели до праздника выращивают зерна пшеницы до нескольких дюймов, а в день праздника несколько семей приносят свою проросшую пшеницу во двор Наврузгох — место проведения праздника, где в большом казане готовят суманак. Приготовление суманака — это тяжелая работа, которую трудно приготовить одному человеку, потому что содержимое казана следует регулярно перемешивать в течение 15—20 часов. Процесс приготовления суманака продолжается сутки, поэтому к приготовлению присоединяется много людей. Женщины, играющие на дойре даф, дафча, музыкальный инструмент типа бубна , поют народные песни о Наврузе, весенние и сатирические четверостишия, танцуют.
Есть такое поверье, что если вы радостно встретите Навруз, то весь год будете счастливы. Женщины обычно начинают развлекательную часть этого ритуала коллективным пением хорошо известной народной песни «Суманак варится, и мы веселимся». Оштикунони примирение — еще один обычай, который проводится перед празднованием Навруза.
Отсюда два очень важных ритуала Навруза: тщательная уборка накануне праздника и необходимость забыть вражду и ссоры. Также накануне праздника нужно получить благословение родителей и старших, раздать или простить долги.
По народному поверью, в ночь перед первым днем праздника все домочадцы должны были находиться дома, в противном случае им придется скитаться на чужбине семь лет; не положено было ходить в гости и принимать гостей. Вся семья, надев новые праздничные одежды, собирается за традиционным столом, на который ставят новую посуду, зеркало и зажигают свечи по числу членов семьи. Эти свечи нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Все, что выставляется на праздничный стол так или иначе, связано с символикой весеннего перерождения, плодородия, процветания, веселья и радости. Помимо многочисленных яств на нем обязательно присутствуют семь предметов, названия которых начинаются в персидском языке на букву "син" "с" : семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи.
Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке - монета; серке - уксус; сир - чеснок; сумах - специя; саману у других народов сумалак - блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед - ягода лоха; сабзе - зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы. В Афганистане в такой набор входят грибы сомарэк. Обязательно подают на стол большой праздничный хлеб или лепёшки, чашу с водой, на которой должен плавать зелёный лист, чашу с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыбу, петуха, молоко, простоквашу, сыр, крашеные яйца. В Иране на праздничном столе обязательно должен присутствовать сосуд с водой, в котором плавает живая рыбка, символизирующая счастливую жизнь, полную деятельности и движения. В праздник подается традиционный плов, но главными блюдами новогоднего стола везде остаются специальные кушанья: гуджа у некоторых народов халим или халиса и сумалак сумаляк, саману , которые готовят лишь раз в году, исключительно к новогоднему столу.
Гуджа делается из семи видов злаков с добавлением мяса, которые разваривают до однородной массы. Халим халиса представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. Сумалак - это халва, которая готовится из проросшей пшеницы с небольшими добавками муки и сахара. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима халисы — мужчины. Для приготовления сумалака с вечера собираются все женщины селения в городах - соседки по дому и в одном общем котле готовят кушанья, по строгой очередности помешивая котел.
Приготовленные яства делятся между хозяйками, и каждая несет свою часть домой, к своей семье. Как правило, на праздничный стол стараются подать как можно больше разнообразных блюд, сладостей.
Блюдом обязательно угощают всех гостей. Ограничений в этот праздник нет. Наоборот, по традициям, люди все вместе праздновали Навруз, вкусно ели и весело проводили время с семьей и близкими. Азат Ахунов исламовед По данным Духовного управления мусульман Москвы, упоминания о празднике нет ни в Коране, ни в Сунне пророка Мухаммада — это больше национальный праздник народов Средней Азии. Тем не менее там напомнили, что мусульманам к таким датам стоит относиться спокойно и взвешенно. У некоторых народов есть определенные традиции, но это не значит, что они нарушают нормы религии или выходят за рамки дозволенного. Некоторые склонны обвинять тех, кто отмечает подобные праздники, в неверии. Мусульманам совершенно не подобает такое поведение, ибо только Всевышнему известно об истинных намерениях людей», — обратили внимание авторы публикации.
Курдские сирийцы празднуют персидский Новый год, известный как Навруз. Крашеные яйца в первую очередь связывают с православной Пасхой, однако народы Средней Азии и Ближнего Востока тоже красят яйца в честь праздника Нового года и наступления весны. Это блюдо давно стало неотъемлемым угощением на праздничном столе по случая Навруза. Еще во времена язычников яйца рассматривали как символ рождения всего живого. По мнению исламоведа, невозможно точно сказать, какой народ стал первым подавать крашеные яйца на праздничном столе. Может быть и такое, что христиане со временем, скорее всего, переняли этот праздничный обычай. В целом это очень древняя традиция Ближнего Востока, поэтому говорить, что это исконно пошло от христианства, конечно, не стоит», — заметил Ахунов. Исламовед предположил, что главную роль в распространении традиции красить яйца сыграла иранская культура, оказавшая сильное влияние на другие народы.
Дни празднования Навруза в разных странах Хотя официальным днём начала празднования Навруз Байрама считается 21 марта, некоторые страны начинают веселится еще 20 числа. Первые обряды, связанные с этим важным для них событием, они начинают проводить именно в этот день, сразу после вечерней молитвы. Что касается сроков проведения праздника, то и тут у всех он разный. Некоторым народам хватает и одного дня, а некоторые веселятся и пируют от недели до 15 дней. А, например, в Афганистане и Иране принято праздновать Навруз Байрам первые 5 дней наступившего года, а также 13-тый. Дни празднования Навруза в разных странах: Казахстан. В этой стране Навруз отмечают 22 марта. Казахский Байрам немного похож на более привычную нам Масленицу. В праздничный день тоже принято накрывать стол и веселится на городской площади. Также в обязательном порядке все люди ставят на стол ключевую воду, домашнюю халву и зерна пшеницы. Люди, проживающие на территории этой страны, празднуют Навруз 20, 21 и 22 марта. Все эти дни являются официальными выходными и благодаря этому азербайджанцы успевают уделить время и молитвам, и общению со своими родными. Хотя официальным днем празднования весеннего праздника считается 21 марта, в некоторых городах и поселках гулянье растягивается до 15 дней. В эти дни люди собираются в чайных, где обязательно употребляют зерна поросшей пшеницы и ароматный плов. В этой стране принято праздновать Навруз Байрам с 21 по 24 марта.
ООН в одиннадцатый раз объявила 21 марта Международным днем Навруза
Сведения о Наврузе есть также в «Авесте» - главном зороастрийском тексте. В «Авесте» также приводится легенда о герое Сиявуше, которого похоронили в этот день. С приходом на территорию Ближнего Востока арабов и распространением ислама праздник не потерял своего значения, а органично вписался. Примерно так же, как и Масленица. В разных странах название праздника может звучать по-разному: Навруз, Новруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз — но смысл от этого, конечно, не меняется.
В каких странах празднуют Навруз Наступление нового года в мусульманских странах отмечается в день весеннего равноденствия. С 2010 года Навруз был признан и в Грузии, где живет много азербайджанцев.
Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам, в том числе и афганцев. По сообщению Бируни X-XI вв. День Навруза вернулся к тому времени, Которое установил для него Ардашир, Ты вернул его в прежнее положение, А раньше он блуждал и кружился. Ты повелел открыть сбор хараджа в Навруз Народу от этого памятная польза, От людей — хвала и восхваление, А от тебя — справедливость и дар, за который благодарят. Бируни объясняет, почему Навруз почитаем мусульманами: «это день, который почитают ангелы ибо в этот день они сотворены из огня и пророки ибо в этот день было создано солнце и почитают его цари ибо это первый день времени ». В одном из хадисов говорится: Абдаллах ибн Аббас рассказал внуку Абд ас Самаду ибн Али: «Мухаммаду, да будет мир над ним, подарили серебряную чашу с халвой по случаю Навруза». Он повелел небу, и небо излило на них дождь; поэтому люди взяли за правило лить в этот день воду».
Мухаммад съел халву, разбил чашу, кусочки серебра раздал ансарам и сказал: «О, если бы у нас каждый день был Навруз». Существует поверье, что с приходом Навруза на землю спускаются добрые ангелы ферешта. Они дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежды. Но ангелы, по легенде, обходили дома, в которых затаились вражда и где забывали прибраться к новому году. Отсюда два очень важных ритуала Навруза: во-первых, тщательная уборка накануне праздника и, во-вторых, необходимость забыть вражду и ссоры. Ведь тот, кого переполняет ненависть, не может радоваться. На Навруз в каждой афганской семье накрывается праздничный стол. Примерно за две недели до праздника на блюдах высевают пшеницу или чечевицу.
По-лакски он называется Яту-як, по-русски — Красный. Впереди — Кулинский район, куда мы и стремимся. Вокруг — бурые горы со снеговыми вершинами. Светло-коричневая грунтовая дорога стекает по темному склону и убегает к горизонту. Заехали в Вачи, райцентр. На часах одиннадцать утра. Маршрутка уходит дальше, в какой-то аул у Чирагского перевала. Ему лет сорок, он коренаст, спокоен и прост в общении. Как многие светские дагестанцы его возраста, предпочитает бороде щетину, носит черную кепку и вечно модные на Кавказе остроносые ботинки. А завтра посмотрим, как празднуют в селах. Правда, сейчас это уже не то, что в моем детстве. Размаха нет — многие за последние годы уехали в город. А кто-то молиться стал. Говорят: мы мусульмане, а Праздник Весны не наш, языческий!
В аккадской глиптике 2200 г. Особо примечательной является каменная древнесирийская печать, выполненная в «провинциальном вавилонском стиле, где впереди шествующих жрецов помещены фигуры быка, под ногами которого находится скорпион. Апофеозом события, несомненно, стало возведение ритуального города для празднования весеннего равноденствия - Новруза-Персеполя в Древнем Иране. Шедеврами монументального камнерезного искусства можно считать скульптурные изображения быков-щеду, помещенные по сторонам царских «ворот всех народов», а также парные скульптурные изображения протомов быков с изображением солнца между ними на капителях 20-метровых колонн Бонгард-Левин Г. Новруз, возникнув в необозримых глубинах времен, стал путеводной звездой на разноуровневых пространствах мировой культуры. Пожалуй, это единственное феноменальное явление духовности, которое не прерывалось на протяжении тысячелетий. И не только не прерывалось, но являлось мощным корнем, от которого произрастали многочисленные ответвления: словесные и пластические искусства, мифологические и религиозные воззрения, логические и философские обоснования действительности, эмпирически-интуитивные критерии, осмысление возможного сосуществования человека и природы, представления о гармонии, непрерывности, превращениях, ценности жизни и проч. В то же время не было более парадоксального в мироощущении и мироутверждении, предельно далекого от рационализма, чем Нов-руз, главным принципом существования которого было жертвоприношение, то есть принудительное убийство как животных, так и человека. Через жертвоприношение решалось основное противоречие: противоречие жизни и смерти. Праздник равноденствия - Новруз -праздник возрастающего света, отмечался весной. Осуществлялся он во благо того, чтобы Солнце могло беспрепятственно преодолеть опасный пороговый участок Вселенной, разделяющий темное прошлое и светлое будущее. В ритуалах же Новруза актуализировалось настоящее, причем в этом настоящем сливались и прошлое и будущее. Именно с начала и на протяжении всего I тыс. Особую значимость в связи с рассматриваемой идеей «Новру-за» приобретает то, что тексты древнетюркской наскальной письменности непосредственно соотносятся с погребальной обрядностью и своим содержанием манифестируют жертвенность данной смерти через перечень недополученных при жизни благ в результате борьбы за счастье народа тюркского эля. Археологических артефактов, которые являются носителем информации о различных сферах духовной деятельности населения Же- тысу, достаточно. Комплекс предметов, распространенный на городищах Шуйской и Таласской долин и датируемый широко "У1-ХП вв. Этот комплекс состоит из дастарханов, подставок и крышек для кухонных котлов, светильников, а также оссуариев-костехранилищ Бернштам А. Появление и функционирование урбанизированных обществ на территории юга и юга-востока Казахстана в раннем средневековье объясняется наличием здесь антропоморфных, зооморфных и других предметов зороастрийских культов согдийско-иранских этносов. В 50-х гг. Бернштамом была выдвинута идея симбиоза тюркской и согдийской культур, однопорядковости представлений о мире, выработанных этими этносами, что и обусловило жизнеспособность идей зороастризма на новой тюркской почве. Однако детальное рассмотрение артефактов как тюркской, так и согдийской культур свидетельствует о различных позициях в их миропонимании. К характеристике комплекса дастарханов, скульптурных подставок под котлы, светильников и т. Рассматривая изображения на дастарханах в плане ритуала, носителями которых являлись племена с идеологическими представлениями круга Авесты, а в целом индоиранской культуры и ее памятника - Ригведы, следует остановиться на цифровой характеристике пространства и в связи с этим атрибуцией последнего. В Ригведе, в ман-дале, описывающей жертвоприношение человека - Пуруши, присутствует цифровая характеристика события: «Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено, когда боги, совершая жертвоприношение, связали Пурушу как жертвенное животное». При ритуале ашвамедха, то есть принесения в жертву коня, устанавливался 21 жертвенный столб семь по три. Архаичность этого сюжета подтверждается античной мифопоэтической традицией в текстах о ритуальном убийстве Загрея-Диониса. Здесь также это событие маркируется числом семь: Загрей и Дионис растерзаны на семь частей Лосев А. Расчленение, разделение жертвы на определенное число частей, вербальное перечисление этих частей Елиза-ренкова Т. Попытки реанимации в раннем средневековье согдийцами-им-мигрантами древних культов, прижившихся в зороастрийских верованиях, связанных с новогодними ритуалами периода нахождения Солнца в дни весеннего равноденствия в созвездии Быка, не привели к действенным результатам и были окончательно утрачены. Новые волны кочевников тюрков в VI-X вв. Они владели Новым Новрузом и знали, в отличие от со-гдийцев, что прошел не только час Быка, но и Овна и уже более 500 лет длится эра Рыбы, такой же подвижной, как и они сами. И не случайно на каменных изваяниях тюрков, на поясах, пряжках и других предметах поясной фурнитуры, пластинах для лука и упряжи лошади царствует Рыба. На обширных территориях тюркской культуры I тыс. Две идеологии и культуры Старого и Нового Новруза столкнулись в пределах городов Жетысу, при этом без каких-либо попыток к симбиозу. В результате монументальные постройки согдийцев -замки и другие здания, утратившие свое идеологическое главенство, оказались заброшенными. На их развалинах, как на платформах, были возведены тюркские, хотя и не столь идеальные в плане строительной техники, но свои, отвечающие новым веяниям открытости, контактам со всем миром и многоязычию. Вместе со всеми инновациями обрел новый облик и Новруз. Из плана содержания он переходит в план выражения, приобретает научное обоснование. И не случайно Юсуф Баласагунский в своей поэме «Кутадгу билиг», то есть «Счастливое знание», описывает Новруз как появление Солнца в созвездии Рыбы. В то же время само описание этого праздника в поэме символизирует как начало года, так и начало книги, описывающей Вселенную как огромный, населенный многочисленным народом город. Однако уже у Ю. Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н. Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества. Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы. Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М. Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов.
Навруз 2023: какого числа будет, история и традиции праздника
Навруз (Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз — написание и произношение слова может варьироваться в зависимости от страны, переводится с персидского языка как "новый день") — это праздник весны и начала нового года у иранских и тюркских народов. Изначально «Навруз байрам» («праздник Навруз») был праздником Солнца у древних земледельцев. Навруз – древний праздник народов Востока, который имеет более шеститысячелетнюю историю и является доброй вестью о наступлении нового дня, пробуждении природы и духовном очищении человека.
Навруз-2024 — праздник Нового года и начала весны
Навруз — день весеннего равноденствия, праздник первого дня весны и обновления природы. Здесь многие из-за своего невежества считают навруз исламским праздником и даже поздравляют мусульман. Навруз — день весеннего равноденствия, праздник первого дня весны и обновления природы.
История происхождения
- Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз
- Навруз-2022: почему в этот праздник нужно подслушать разговор соседей
- Навруз - история и традиции праздника
- Навруз история и традиции самого древнего праздника весны - Иран Сегодня
- 21 марта в мире отмечают Навруз: история и традиции весеннего праздника
21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год
Навруз празднуют в день весеннего равноденствия, поэтому ежегодно праздник выпадает на 20–21 марта — это связано с возникновением у народов Средней Азии и Ирана календаря солнечного летоисчисления семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. В этот день бывший секретарь ООН Пан Ги Мун заявил: «Признание со стороны ООН Навруза Международным днём свидетельствует о значимости этого праздника не только в тех регионах, где он отмечается, но и во всем мире». В 2022 году мусульмане празднуют Навруз 21 марта. Отмечается, что в этот день важно навести порядок в доме и приготовить как можно больше традиционных угощений. Навруз – первый день иранского календаря, начало весны, соответствующий дню Ормазд месяца Фарвардин (перс.
Навруз, он же Новый год, он же Новый день
Среди народов, которые отмечают этот праздник, считают, что чем он щедрее, тем благополучнее пройдёт год. Как празднуют Навруз? Как велит древний обычай, накануне Навруза люди прибираются в своих домах. Навести порядок нужно во дворах и огородах. Очистить необходимо не только жилище, но и тело, одежду. Кроме того, перед праздником нужно выполнить все данные обещания, полностью рассчитаться со всеми своими долгами, попросить прощения за причинённый кому-то вред и обиду и самим простить своих обидчиков, помириться с родными, близкими и соседями. Но одалживать деньги в Навруз не принято, поскольку считается, что в этом случае дом может остаться без достатка. В этот день следует избегать ссоры и ругани. Убивать домашний скот также нельзя. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews. Мужчины же стремятся исключить в Навруз все виды бытовых и хозяйственных работ.
Одеваться в Навруз нужно во всё новое, светлое и яркое. Празднование, как правило, длится три дня. В старину праздник не обходился без джигитовки, скачек, состязаний борцов. Обязательный атрибут весеннего праздника — шумное, с пениями и танцами, угощение гостей праздничными блюдами. За столом есть традиция ставить крашеное яйцо на зеркало, — чтобы завершить старый уходящий год. Также на стол ставят свечи, оберегающие от злых духов. Свечи ставят по числу сидящих за столом, причём догореть свечи должны до самого конца. Ещё на стол ставят ёмкость с водой с плавающим зелёным листом и чашу с розовой водой. Сегодня это, скорее, просто дань традиции.
Накануне дня весеннего равноденствия персидские правители приносили дары солнцу, прося о плодородии своей земли и процветании страны. К ним принадлежат буддисты и незначительная часть христиан, однако в большинстве своём праздник отмечается мусульманами. Именно поэтому сложилось мнение, что Навруз принадлежит к исламским праздникам, хотя это предположение неверно. Навруз зародился в те времена, когда ислам ещё не распространился на землях, где сегодня отмечают торжество. Более того, арабские народы, большинство представителей которых — мусульмане, Навруз не празднуют, а в Сирии это торжество находится под запретом. Поскольку празднование Навруза широко распространено, можно встретить самые разные варианты его названия — Новруз, Наурыз, Нооруз и т. Согласно преданиям, в день 21 марта добрый дух одерживает победу над злыми зимними силами. С этого момента весна вступает в свои права, а солнце приобретает всё больше сил. Сама суть этого праздника направлена на очищение от грехов и обид, Навруз призывает открыть сердце добру и любви, согласию и счастью. Предания о празднике С Наврузом связано немало преданий. В иранской мифологии сохранились легенды, описывающие появление праздника. Как гласят они, в этот день был похоронен герой Сиявуш, которого смертельно ранил туранец Афрасияб. Подробное описание предания можно встретить в поэме «Шах-намэ» Фирдоуси.
Логика опроса предполагала выявить причину, по которой для узбекистанцев так важен Навруз. Для большинства участников опроса празднование Навруза является древнейшей национальной традицией. Сегодня, как и много веков назад, Навруз широко празднуют жители всех регионов страны, соблюдая традиции и обычаи праздника, которые, передаваясь из поколения в поколение, сохранились и дошли до настоящих дней неизменными. Этот древнейший праздник, олицетворяющий вечные духовные ценности узбекистанцев, стал частью национального самосознания и культурного кода узбекистанцев. В качестве другой причины, по которой для жителей страны столь важен праздник Навруз, многие участники называли свое детское восприятие данного события, которое неизменно торжественно отмечалось в их семьях, когда за праздничным столом встречались родственники и друзья. Участники исследования отмечали, что Навруз, как никакой другой праздник, создает в обществе атмосферу радости и надежды. В эти дни люди испытывают душевный подъем, получают заряд оптимизма и уверенность в достижении поставленных целей. Респонденты подчеркивали, что Навруз — это время, когда человек особенно сильно ощущает гармонию человека с окружающим миром, осознает неразрывную связь созидательного труда человека и циклов обновления природы, особенно остро чувствует необходимость заботливого и уважительного отношения к природе и ее богатствам. В преддверии праздника Навруз людям свойственно надеяться на лучшее, строить новые планы, верить в исполнение заветной мечты. В эти дни жители страны радуются обновлению не только в природе, но и во всех сферах жизни.
С древних времён жители, проживающие на территории современного Ирана и исповедующие зороастризм, отмечали праздник встречи Нового года в день весеннего равноденствия. Назывался этот праздник — Навруз в переводе с фарси «новый день». Древние орнаменты украсят вышитую карту Новосибирской области Навруз символизирует собой обновление природы и очищение души человека накануне нового сельскохозяйственного года. Прошло более двадцати столетий, практически во все страны Ближнего Востока пришёл ислам, в котором все праздники привязаны к лунному календарю. Но традиция отмечать Новый год в день весеннего равноденствия в этих странах жива до сих пор. Справедливости ради стоит сказать, что в некоторых странах, где официальной религией является ислам, этот праздник не отмечается. Но он широко празднуется в Иране, Афганистане, Албании. В Турции этот праздник отмечают в местах компактного проживания курдов. Его празднуют также там, где проживают живущие за пределами своих стран люди персидского и тюркского происхождения.
Да будет новый день, или что такое сумаляк
Навруз - Новый год по Природному календарю | история и традиции праздника. |
Навруз - Новый год по Природному календарю | Праздник Навруз считается семейным праздником, однако в этот день принято принимать гостей и самим ходить в гости. |
Какого числа отмечают Навруз в 2022 году. Что это за праздник - Толк 21.03.2022 | Навруз-праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ. |
Навруз - Новый год по Природному календарю | Что такое Наурыз? У иранских и тюркских народов это праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю, праздник весеннего равноденствия. |
Навруз-2024. Как мусульмане отмечают главный праздник весны
Вторая причина, по словам Игнатенко, "вероучительная". Ислам - религия единобожия, в то время как праздник Навруз - наследство, которое досталось народам, исповедующим ислам, от персидской культуры, а она, в свою очередь, строилась на религии и мировоззрении зороастризма, а потом перешла в ислам. Поэтому, по словам Антона Игнатенко, исламского в празднике Навруз "ничего нет", но некоторые народы, исповедующие ислам, сохранили или переняли древнюю традицию. С мусульманами его ассоциируют потому, что его отмечают в мусульманских странах.
В преддверии Навруза хозяйки стремятся приготовить семь праздничных блюд.
Компоненты для них должны быть в преимуществе растительными. Традиционным угощением на праздник стали выпеченные лепёшки, что готовят из пшеницы, проса, кукурузы и прочих злаков. Однако главным блюдом Навруза считается сумаляк, основой для которого становятся ростки пшеницы, предварительно пророщенные. К примеру, в Узбекистане гостей принято встречать словами-пожеланиями счастливого Навруза.
Гость отвечает взаимным приветствием и желает добра хозяевам дома. В Таджикистане на праздничном столе в Навруз можно увидеть не только традиционные блюда. Важнейшими элементами становятся зеркало, яйца и свеча, причём каждый из них символизирует один из аспектов праздника. Свеча ассоциируется со светом и огнём, освобождением от мрака, приходом тепла.
Зеркало и яйца стали символом ухода старого и наступления нового года. В Азербайджане Навруз также начинается словами приветствия. Одним из главных праздничных блюд у азербайджанцев считается рыба с головой, фаршированная орехами и кишмишем. Отмечать его во многих странах Азии стали ещё в далёком прошлом, много тысяч лет назад.
Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала.
Это может быть чеснок, яблоки, семена руты, маслины, уксус, специи и пророщенное зерно — сир, себ, сипанд, санджил, сирке, сумах и сабзи.
При этом в разных странах свои наборы еды. На Навруз готовят два блюда, которые едят исключительно в этот праздник, — гуджу и сумалак. Создание угощений занимает очень много времени: обычно на них уходит вся ночь перед праздником, и готовить такие кушанья принято в одиночестве. Гуджа состоит из семи злаков и мяса, которые варят множество часов, пока они не превратятся в однородную массу.
Кое-где вместо нее готовят халим — кашу из пшеницы, мяса, нута и овощей. Варить это обязательно должны мужчины. А вот сумалак, наоборот, готовят женщины. Это халва из самых молодых ростков пшеницы.
Их перемалывают, а потом варят в воде или хлопковом масле в огромном котле. Блюдо приходится непрерывно мешать, поэтому обычно за него берутся несколько женщин из разных семей. По готовности сумалак раздают всем, кто участвовал в процессе. Народы Центральной Азии и Ближнего Востока готовятся отметить один из древнейших праздников — Навруз.
Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России".
» История Навруза
Навруз 2023: какого числа, кто и как отмечает праздник | Навруз – древний праздник народов Востока, который имеет более шеститысячелетнюю историю и является доброй вестью о наступлении нового дня, пробуждении природы и духовном очищении человека. |
Навруз 2025: какого числа, история и традиции праздника | Навруз — праздник прихода нового года и весны по астрономическому солнечному календарю — приходится на период весеннего равноденствия. |
Навруз история и традиции самого древнего праздника весны | В Иране праздники Навруз длятся тринадцать дней. |