Сретение 2023: что нельзя делать 15 февраля. Многие люди интересуются историей и смыслом праздника Сретения Господня, что он означает и когда празднуется. Сегодня, 15 февраля, отмечается один из двунадесятых, а значит, самых главных христианских праздников – Сретение Господне. Сретение Господне — это двунадесятый непреходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля, 2 февраля по старому стилю. Сретение Господне – один из древнейших христианских праздников, отмечается с IV века.
Сретение Господне: самарцам рассказали смысл и традиции праздника 15 февраля 2023 года
«Сретение в переводе означает «встреча», – говорит преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Владимир Якунцев. Православные христиане 15 февраля отметят один из древнейших двунадесятых праздников — Сретение Господне. Какого числа будет праздник Сретения Господня в 2025 году. В чем суть и традиции этого торжества и что можно и нельзя делать в день Сретения. Как отмечается Сретенье Господне. Так как праздник означает встречу Иисуса с Богом, то он посвящен Христу и является одним из Господских. один из двунадесятых (главных из 12) церковных праздников, который символизирует встречу Ветхого Завета в лице Симеона с Новым - с христианством в облике маленького Иисуса. Православный праздник Сретение Господне, который христиане отмечают 15 февраля (2 февраля по старому стилю), напомнит о традициях, царивших среди иудеев.
Сретение Господне
Также крестьяне верили, что если уже в этот день наступала оттепель, то весна будет холодная и сырая. Если мела метель, то весна будет поздней. А если же на Сретение Господне проглядывало солнце, это предвещало приход последних морозов. Если солнце в этот день не выглядывало вовсе, то следовало ожидать холодные дни. Исходя из народных традиций, в Сретение Господне запрещены любые работы, кроме тех, что служат людям во благо.
Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! Итак, эти библейские слова — есть ни что иное, как знамение. Некое чудесное, сверхъестественное событие, удостоверяющее слова Господа. И то, что «Дева во чреве приимет и родит Сына», — это действительно и чудесно, и сверхъестественно! Но если же это сделает «молодая женщина», то, очевидно, что никакого чуда и ничего превосходящего естество в этом нет. Ведь женщины, особенно молодые, зачинали и рожали от века, и никто в этом чего-то особо выдающегося из общего порядка вещей не видел. Поэтому по иудейскому толкованию этого места Священного Писания здесь никакого знамения, якобы, нет. А оно, согласно слову Господа Ис.
Таким образом, иудеи, пытаясь здесь оспорить православие, лгут и на Библию, и на Господа! Но продолжим повествование о Сретении, которое также есть Встреча Ветхого и Нового Заветов Перевод семидесяти был сделан в третьем веке до Р. Иисус и Симеон. Картина современного художника Андрея Алексеевича Шишкина 19602 г. Столько он прожил, поддерживаемый благодатью Святого Духа, ради исполнения того пророчества ангела, что он увидит Деву и Ее Младенца. Но с другой стороны, для старца такое долголетие и долголетнее ожидание было, конечно, тяжелым и тягостным. Ведь Давид говорит: «Лета наша яко паучинапоучахуся, дние лет наших, в нихжеседмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь» Пс. Что в полной мере испытал праведный Симеон, прожив в несколько раз больше восьмидесяти лет и от всей души ожидая исполнения вышеуказанного пророчества.
И этот его труд и ожидание были прообразом ветхозаветного закона Моисеева. Который более тысячи лет трудился, пытаясь спасти человека, и не мог этого сделать, «ибо делами закона не оправдается никакая плоть» Гал. И как сей праведник, уставший от множества дней, отходит, так и все отжившее свой век ветхозаветное. Поэтому те слова, которые произносит старец о себе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля», — это также сказано и о Ветхом Завете. И не случайно, что эти слова за православным богослужением читаются или поются в конце вечерни, которая символизирует ветхозаветное время. Более точно оно звучит на церковно-славянском языке: «Се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израиле, и в знамение пререкаемо» Лк. И действительно, вышел Господь на проповедь, и одни — простые, смиренные рыбари «востали», то есть стали великими апостолами; а другие — гордые первосвященники, фарисеи и саддукеи, мнящие себя чем-то «великим», но не принявшие Христа, этим сами себя унизили, став Его изначальными врагами! А слова «в знамение пререкаемо» указывают на образ воинской брани.
Когда воины одного войска всячески стремятся защитить свое знамя от врага, а другие, противящиеся им, изо всех сил пытается вырвать сие знамя из рук противника, навести этим на него страх и тем одержать полную победу. Так и в истории христианской Церкви: иудеи пытались вырвать у нас наше Знамя, воздвигая на Него ту исконную иудейскую хулу, что Он, якобы, «не Христос»; язычники клеветали, что Он, якобы, «не Бог», а атеисты лгали и лгут, что Его, якобы, «нет и никогда не было». Интересный факт Но христианство победило всю эту ложь, хулу и клеветы на Христа. В частности, победило с помощью христианской апологетики, защищающей нашу Церковь от не христиан. И утверждающую для них ту непреложную истину, что Господь Иисус Христос есть истинный Мессия и истинный Бог, Который был, есть и будет вечно! Это оружие действительно прошло душу и сердце Богородицы, когда Она стояла у Креста Христова. Поэтому не было большей той скорби, которую Она испытала, видя Его распятие! И конечно же, как когда-то враг, хотя и безуспешно, но искушал Спасителя в пустыне Мф.
Пытался, но с тем же «успехом»! Владычица осталась непоколебимой и душой, и сердцем, не только не издав ни одного стона ропота, но даже не приняв ни одного самого малого ропотного помысла! Явив этим, что Она есть Вторая Ева , Которая не только не виновна в грехе первой, но является Помощницей Спасителю в деле искупления рода человеческого! Ему было 360 лет. Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара сейчас — город Задар в Хорватии. Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в немецком городе Ахене хранится десница правая рука праведного Симеона Богоприимца. Десница правая рука праведного Симеона Богоприимца —покоится в кафедральном соборе города Ахен в Германии.
На ее пламени потом же сжечь бумажные круги, а пепел развеять по ветру. Обряд в Сретение Господне на удачу Купить 15 февраля в храме шесть свечей, освятить их, а также посвятить воду. Все это принести домой, переступая порог, читать молитву Богородице, а затем выпить принесенной воды. После этого немного налить ее в емкость, поставить на стол со скатертью хорошо бы тканевой , а вокруг зажечь 6 свечей. Глядеть на воду и говорить такие слова: «Водица, горе унеси, а удачу принеси.
Стану я, помолясь, тебе покорясь, сделай меня счастливчиком навсегда. Уйдет от меня беда»! Пусть свечи до конца догорят, а водой из стакана нужно умыться. Огарки отнести в храм и положить туда, где собираются все церковные огарки. Обязательно дать милостыню трем нуждающимся.
Обряд в Сретение, чтобы помириться с человеком Если вы кого-то обидели и хотели бы помириться, нужно встретиться с этим человеком в день Сретения Господнего и поприветствовать его первым. Затем про себя сказать такие слова: «Обида ушла, обида прошла, дружбой обернулась. Так будет всегда. На то воля Божия»! Если же обиженного вами человека невозможно встретить в этот день, то можно взять его фото и отнести в храм, а выйдя из него, произнести вышеприведенные слова.
Обряд на встречу весны Но и конечно, главный обряд на Сретенье — это встреча весны. Для этого пеклось печенье в виде жаворонков. С ними детишки шли на возвышенности или же лезли на крышу дома, чтобы кинуть оттуда тестовую птичку. Приговаривали при этом такие слова: «Жаворонки на Сретенье прилетели, весну привели, а зиму прогнали. Летите и метель от нас гоните, а тепло приносите».
Птичек не поднимали с земли, — их могли съесть собаки или же потом птицы поклевать. Гадания в праздник Сретения 15 февраля 15 февраля хозяйки пекут блины и птичек из сдобного теста. На них чаще всего и ворожат. Как и в другие торжества, особенно популярны в праздник Сретения гадания на будущее и гадания на любовь. Гадание в Сретение 15 февраля по жаворонкам Нужно испечь сорок жаворонков — предвестников весны и в каждом запечь разные предметы, которые и расскажут будущее человеку, съевшему такое угощение.
Попалась монетка — жить в богатстве. Кусочек сахара — веселое времяпрепровождение. Щепотка соли — тоска, грусть. Конфетка — подарок. Творог — успех на профессиональном поприще.
Капуста — постоянная беготня и суета. Яблоко — большая любовь. Перец — интересные события. Вишня — романтическое свидание. Соленый огурец — верный друг.
Бумажная купюра — карьерный рост и успех. Колечко — замужество или женитьба. Гадание в праздник Сретения по свечам Необходимо в церкви отстоять службу, а свечу не гасить. Пойти с ней домой. Если пламя не гаснет в течение всего пути, то ожидается удача и успех во всех делах.
Потухла свеча сразу же при выходе из ворот храма — на человеке сглаз. Упали три капли на руку — к исполнению желания. Много капель на руке — к большим деньгам. Свеча повернулась к несущему — к радости, от него — к неприятностям, вправо — к новому члену семьи, влево — к измене. Свечу, на которой проводилось гадание, нужно поломать и закопать подальше от людских глаз.
Гадание 15 февраля по блинам Нужно приготовить 15 февраля столько блинов, сколько намечается в доме гостей вместе с хозяевами и плюс один. В каждый положить разные начинки, которые и предскажут, что ждет человека в течение года. Щепотка соды — будет много нервничать и волноваться. Щепотка соли — какие-то неприятности станут причиной расстройств.
Безусловно, праздник Сретения Господне посвящен Иисусу Христу. Однако первые христиане чествовали в этот день и Богородицу. До сих пор в тропаре праздника, в прокимнах на утрене и литургии обращения к Богородице занимают центральное место. Кстати, именно из-за этого на праздничную службу церковнослужители облачаются как в белое, так и в голубое.
Белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Марии. Особая традиция на Сретение Господне - освящение свечей. Данная традиция пришла православную церковь от католиков в 1646-м. Ее учредил Киевский святитель Петр в своем требнике, где подробно описал весь процесс таинства. Известно, что таким способом в свое время Римская церковь пыталась отвлечь людей от языческого праздника, прославлявшего огонь. Так, римляне отмечали Луперкалии, а, например, славяне — Громницы. В народе верили, что сретенские свечи защищают от пожара.
В православии к сретенским свечам относятся особо бережно. Их хранят на протяжении всего года, чтобы зажигать во время молитвы. Народные поверья на Сретение Господне - 2023 Часто церковные и языческие обычаи перемешиваются друг с другом и формируют определенные народные поверья, а также традиции. Одним из праздников, где есть оба начала, считается как раз Сретение Господне. Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда пошли поговорки: "На Сретение зима с весною встретилась", "В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила". Последние зимние морозы перед началом весны также называют сретенскими.
Обычно после праздника погода начинала налаживаться, а крестьяне приступали к подготовительным работам перед посевом и занимались домашним хозяйством. Люди верили, что в зависимости того, кто победит зима или весна , будет определяться урожайность всего следующего года и погодные условия. Например, если на Сретение Господне сильные морозы, то зима непременно задержится, а если тепло, то природа сулит хорошую жатву.
Праздник «Сретение Господне»
В древние времена бытовал также дикий по меркам современных людей обычай. Считалось, что для того, чтобы человека весь год не мучали головные боли, в праздник Сретенья Господня ему нужно поджечь волосы. Однако повторять это сегодня не советуют. Впрочем, если сильно хочется повторить обряд - можно отрезать небольшой клочок и сжечь. Священники советуют в этот день просто сходить в церковь и помолиться о здоровье своих родных и близких. В чем смысл Сретения по народному календарю В народе церковные и языческие традиции Сретения переплелись воедино. По народным приметам, в этот день проходит первая встреча весны с зимой: «На Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила», гласят поговорки.
Потому последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. Фото pixabay. Считалось, что во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний.
Христологический характер Сретения фиксируют и древние формуляры римской литургии. Их смысловым центром являются библейские перикопы: из пророка Малахии см. Сходные сведения дают и древнеармянские Лекционарии. Первое название бытует в Византии со времени официального введения там Сретения, но также и в григорианской традиции Рима. Второе же отмечается в богослужебной практике традиции папы Геласия, что сопряжено с ярко выраженной апологетической ролью праздника.
В римском праздновании Сретения особенно в архаичный период, когда еще были сильны языческие религиозные традиции акцентировался обряд очищения, совершенный в Иерусалимском храме над Девой Марией, и сам день 2 февраля стал называться Очищение Блаженной Девы Марии. Это именование превалирует в средневековых латинских источниках и окончательно фиксируется римским Миссалом 1570 года, закрепившим реформы Тридентского собора 1545—1563. В истории и современной календарной традиции известны и другие эортонимы. Западносирийская литургия дает Принесение Господа во храм. В древности существовали и именования, возвеличивавшие роль ветхозаветных праведников в событиях сорокового дня Богомладенца Иисуса: праздник Симеона и Анны,праздник Симеона или просто Симеон. Существует и более нейтральный эортоним — праздник Сретения Симеоном и Анною Спасителя. По своему смыслу праздник Сретения относится к праздникам Господским. И официальные богослужебные заголовки — с момента введения его в календарь греческого Востока — не оставляют на этот счет сомнений.
В византийских исторических и гомилетических текстах, безусловно, доминирует название Сретение Господне Сретение. Вместе с тем в некоторых рукописных и печатных иерусалимских и русских Уставах праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников — в главе о совершении службы этих праздников в воскресный день, прямо именуясь иногда как день Сретения Пресвятыя Богородицы. То есть Типикон маркирует данное празднование как Богородичное: его богослужебное чествование не отменяет службу воскресения любого , при взаимном с ним совпадении, тогда как двунадесятый Господский праздник никогда не переносится и доминирует над чествованием того дня из подвижного праздничного цикла. С другой стороны, как праздник Богородичный Сретение Господне не только не отменяет собой службу воскресенья причем любого воскресенья в случае совпадения с ним, но, напротив, воскресные песнопения предшествуют сретенским. На девятой песне канона утрени изымаются праздничные припевы, и вместо них поется «Честнейшую», по окончании вместо праздничного отпуста обычен отпуст воскресный. Эта явная противоречивость литургического статуса вполне закономерно приводит к непрекращающимся спорам [6] , в ходе которых Сретение определяется компромиссно и двусмысленно как Господский неполный, Господско-Богородичный праздник. Думается, несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого праздника не может свидетельствовать о том, что праздник — Богородичный. Ткаченко и А.
Лукашевича [7]. Значит, праздник Сретения с тематической точки зрения нужно квалифицировать как Господский. Обязательного упоминания требует уставное умаление рассматриваемого празднования, если оно приходится на понедельник первой седмицы Великого Поста. В данном случае — вопреки прямому указанию Священного Писания — современный Типикон заставляет делать перенос и праздновать Сретение не на сороковой день от Рождества Христова, а на тридцать девятый. Эта кодификация оказывается несогласованной с заметкой о возможном предпразднстве в Сыропустную неделю, что вроде бы вполне логично полагает сам праздник на следующий день. Данное противоречие легко преодолевается, если знать, что Маркова глава, описывающая празднование Сретения в Чистый Понедельник, была когда-то в славянской Уставе: она появляется в печатной Постной Триоди 1589 года, в первых изданиях Типикона 1610 и Минеи февраля 1622 и удерживается там вплоть до последней четверти XVII века [8]. Впервые два расходящихся предписания — как следствие спешной правки — встречаются в типикарной редакции 1682 года. Итак, праздник Сретения имеет устойчивое место в месяцеслове — 2 февраля и празднуется по чину великого двунадесятого праздника.
Он, как правило, насчитывает один день предпразднства и семь — попразднства, а также обычно отдание. Святоотеческая экзегеза праздника Сретение Господне. Византийская книжная миниатюра. Многие праздничные гомилии, атрибутированные традицией знаменитым отцам Церкви III—IV веков, нужно признать неподлинными. В них чрезвычайное внимание уделяется участникам события Сретения. Так, святитель Мефодий Патарский пишет: «Старец Симеон, сбросив немощь возраста и облекшись силою надежды, поспешил встретить пред лицем закона Подателя закона, самовластного Учителя, Бога Авраамова, Защитника Исаакова, Святого Израилева, Наставника Моисея, обещавшего открыть ему, как бы сзади см. Он весь исполнился желания, весь — надежды, весь — радости и стал уже сам не свой, а Того, Кто был предметом его надежды. Святой Дух возвестил ему, и он, еще прежде прибытия в храм, окрыляясь очами ума, восхищался, как бы уже обладая желаемым.
Побуждаемый такими чувствованиями, он быстро восходит по ступеням и входит в древний священный храм, но, не заботясь о храме, распростирает священные объятия для Владыки храма, говоря и вместе воспевая такие слова, приличные вожделенному торжеству: Тебя я желаю, Владыка Боже отцев и Господи милости, сподобившего собственною славою и силою, промышляющею о всех, и милостью снисхождения к нам, как бы примирительным посредничеством, установить дружественное согласие между небесными и земными; Тебя я ищу, Создателя всех; на Тебя взираю, объемлющего все словом Своим; Тебя сретаю, владычествующего над жизнью и смертью; Тебя ожидаю, Законодателя и Преемника закона; Тебя алкаю, воскрешающего мертвых; Тебя жаждаю, облегчающего страждущих; Тебя желаю, Творца и Искупителя мира; ты — Бог наш, и Тебе мы покланяемся; Ты — святый храм наш, и к Тебе мы возносим молитвы; Ты — законодатель законов, и Тебе мы повинуемся; Ты — Бог первый, и прежде Тебя не было другого Бога, родившегося от Бога Отца см. Много говорится и об Анне Пророчице: «Анна — венец вдов: обликом жена, чином пророчица; во вдовстве пребывает, в Царстве Небесном обретается; телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен; согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая; постится и не чревоугодничает; молится и не рассеивается; постоянно пребывает в храме, а не скитается по чужим домам; воспевает псалмы, а не пустословит; пророчествует, а не баснословит; посвящает себя божественному, непристойному не предается. Анна превзошла восхваляемую апостолом Павлом вдовицу» святитель Амфилохий, епископ Иконийский. Святые отцы неустанно также прославляют и Божию Матерь: «Радуйся, вечно нескончаемая радость наша Пресвятая Дева ; к Тебе опять я обращаюсь. Ты — начало, средина и конец нашего торжества; Ты — драгоценный перл царства, истинный тук всякой священной жертвы, одушевленный жертвенник хлеба жизни.
Ирмос 9 песни, глас 3. В законе сени и писаний образ видим, вернии, всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. Припев: Богородица Дева, надежда христиан, покрой, сохрани и спаси надеющихся на Тебя. В тени Закона и Писаний образ видим, верные : всякое существо мужского пола, разверзающее утробу матери, посвящено Богу. Поэтому Перворожденное Слово безначального Отца, Сына, перворождаемого не знавшей мужа Матерью, мы величаем. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста , что случается весьма редко, праздничное богослужение, по Уставу, переносится на предыдущий день — 1 февраля, Прощёное воскресенье. Согласно требнику , в праздник Сретения Господня, перед началом Божественной литургии, в конце чинопоследования шестого часа перед Царскими вратами совершается «Чин благословения свеч на Сретение Господне», на котором происходит освящение свечей, называемых «сретенскими».
Впрочем, если сильно хочется повторить обряд - можно отрезать небольшой клочок и сжечь. Священники советуют в этот день просто сходить в церковь и помолиться о здоровье своих родных и близких. В чем смысл Сретения по народному календарю В народе церковные и языческие традиции Сретения переплелись воедино. По народным приметам, в этот день проходит первая встреча весны с зимой: «На Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила», гласят поговорки. Потому последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. Фото pixabay. Считалось, что во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний. Искренние мольбы будут услышаны и выполнены. В старину говорили: не отстоял церковную службу на Сретение — готовься к большим бедам. Что категорически нельзя делать на Сретение Поскольку Сретение - большой праздник, с ним связаны не только традиции, но и запреты.
Сретение Господне: история, традиции и смысл праздника
Сретение Господне – это двунадесятый праздник Русской Православной Церкви, который отмечается 15 февраля по современному календарю, что соответствует 2 февраля по старому стилю. Предпразднство Сретения Господня начинается 1-го февраля, а попразднство оканчивается 9-го февраля, если не случится в это время великого поста, потому что тогда Сретение празднуется столько дней, сколько до поста остается. Сретение Господне — это двунадесятый непреходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля, 2 февраля по старому стилю.
Сретение Господне: коротко о празднике
15 февраля весь православный мир отметит Сретение Господне – это один из великих двунадесятых праздников. Главная Новости Стиль жизни Сретение Господне-2024: зачем святить свечи и печь «голубей» из сдобного теста. Большой христианский праздник Сретение Господне отмечается 15 февраля. 15 февраля весь православный мир отметит Сретение Господне – это один из великих двунадесятых праздников. Сретение Господне – это один из важных православных праздников, который отмечают в феврале.
Когда отмечают день Сретения Господня
- Что такое Сретение Господне и в чем смысл этого праздника?
- Священник объяснил, как правильно встретить Сретение Господне
- Что такое Сретение Господне и в чем смысл этого праздника?
- Сретение Господне: самарцам рассказали смысл и традиции праздника 15 февраля 2023 года
- Что означает праздник Сретение Господне в православии
Народные приметы 15 февраля
Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Главная Новости Стиль жизни Сретение Господне-2024: зачем святить свечи и печь «голубей» из сдобного теста. Большой христианский праздник Сретение Господне отмечается 15 февраля. Сретение Господне — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. В праздник Сретения Господня, перед началом Божественной Литургии, в конце чинопоследования 6 часа, на амвоне перед, Царскими Вратами происходит освящение свеч, и последующая их раздача верующим.
15 февраля - Сретение Господне: история светлого праздника, значение и запреты
Лишь в 544 году Церковь установила отмечать Сретение Господне праздника Сретения для верующихФилософское значение праздника – это встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета и Нового. Предпразднство Сретения Господня начинается 1-го февраля, а попразднство оканчивается 9-го февраля, если не случится в это время великого поста, потому что тогда Сретение празднуется столько дней, сколько до поста остается. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. Таким образом, и праздник «Сретенье Господне» – это воспоминание события, через которое Бог ясно говорит о спасительной миссии Своего Сына. Праздник Сретения Господня-один из древнейших праздников христианской церкви, отмечаемый с 4 века нашей эры в Иерусалиме. Сретение Господне: что означает этот праздник, когда он у православных в 2024 году в России и по миру, каковы традиции празднования и народные приметы.
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- 15 февраля 2024 — Сретение Господне - Православный журнал «Фома»
- Сретение Господне — Русская вера
- Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать
- Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать
Сретение Господне: что это за праздник
Страдания и смерть на Кресте Спасителя стали жертвой ради человечества и ключом к Небесному Царству. Сретение описано в Евангелие от Луки. Но прежде библейской встречи нужно рассмотреть ветхозаветный обряд посвящения Богу каждого первенца-мальчика. Мать считалась нечистой 40 дней после рождения мальчика и 80 дней после рождения девочки. В Ветхом Завете иудеи огромное значение придавали внешней чистоте. Поэтому женщина во время кровотечения считалась нечистой. В течение этого периода она не имела права посещать Иерусалимский Храм. Когда же установленный срок истекал, мать приносила в Храм очистительную жертву Богу. В Ветхом Завете в жертву приносили животных.
В данном случае это мог быть годовалый ягненок и голубка. Если семья не могла пожертвовать ягненка по причине бедности, то в жертву приносили 2 голубок. Обряд посвящения касался непосредственно новорожденных мальчиков. Родители приносили младенца в Храм на 40-й день. Совершался обряд посвящения мальчика Богу. Причем это священнодействие было не просто религиозным обрядом, а законом для всего еврейского народа. Обряд посвящения был установлен в память об освобождении евреев из египетского рабства и в знак благодарности Богу. Иосиф Обручник с Девой Марией и Младенцем Иисусом на сороковой день пришли в Иерусалим, чтобы совершить все полагающиеся ритуалы.
Таким образом, Спаситель с первых дней Своего воплощения исполнял все предписания иудейского Закона.
Все встречи и моменты в жизни Господа, конечно, важны, но некоторые события, вехи, знаки имеют одну ценную особенность — они указывают на спасительную миссию Иисуса Христа. Несколько примеров. Бог через Ангелов возвещает о спасительной миссии рождённого Христа: «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» — Лук. Крещение Господне. Преображение Господне. Бог открывает ученикам Божественность и сыновство Иисуса. Через беседу Христа с явившимися Моисеем и Илией ученикам открывается путь страданий Христа как Мессии, посланного для спасения мира. Таким образом, и праздник «Сретенье Господне» — это воспоминание события, через которое Бог ясно говорит о спасительной миссии Своего Сына.
Бог Отец через благочестивого Симеона, исполнив его Духом Святым, возвещает всем, что младенец Иисус — спасение всем людям. Эта истина настолько ясна, величественна и важна, что требует её постоянного повторения, что и воплощается, в том числе и в праздновании этого события. Слова старца Симеона об Иисусе, как посланном от Бога Спасителе, прозвучали очень своевременно. Израильский народ томился не только под гнётом Рима, но и под гнётом закона Моисеева, осуждающего каждого грешника на вечные муки.
Болотов убедительно устанавливает неразрывную взаимосвязь между догматической борьбой с монофизитами продолжавшейся при Юстиниане и реформами литургического характера: «В Армянской [монофизитской.
Всякий знает, что это древнейший обычай. Тогда и Сретение Господне представляет интереснейшее явление в истории Церкви. Известно, что Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной Церкви; отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до дней Юстиниана оно праздновалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви , то богословы антимонофизиты стали обращать внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения, как на какое-то выражение монофизитских идей» [25].
Нам известно так называемое «Послание к армянам из Иерусалима Григория, епископа Арцруниев», которое, говоря об упорном нежелании Иерусалимской Церкви праздновать Рождество Христово по-православному, то есть 25 декабря, свидетельствует, что понадобилось особое послание, санкционированное именем имп. Юстиниана, чтобы заставить иерусалимлян принять этот праздник. Но календарная реформа Рождества неотделима от реформы Сретения, и думается, что именно это обстоятельство позволило позднейшим хронистам приписать богословствующему императору и само учреждение праздника Сретения Господня. Послание имп. Юстиниана, сохранившееся на грузинском языке, озаглавлено как «Чтение о праздниках Благовещения и Рождества, Сретения и Крещения, написанное в Иерусалим православным царем Юстинианом».
Вследствие этого они заблуждаются, прежде всего, насчет бывшего 25 марта Благовещения Пресвятой Приснодеве... Если от Рождества сосчитать сорок дней, по прошествии которых, как учит евангелист Лука, пророк Симеон воспринял Господа, получится 2-го февраля; в этот день, а не 15 февраля [так в тексте! Как видим, внутренняя достоверность этого интересного послания из которого здесь приведены лишь небольшие фрагменты , — даже если сомневаться в его формальной подлинности, т. Юстиниану, — прекрасно согласуется как с сообщением Никифора Каллиста, так и со всей известной нам историей богословских движений VI века. Главное — это генетическая зависимость литургической жизни Церкви от развивавшейся ее же вероучительной жизни, — а вовсе не от стихийных катаклизмов!
Эти выводы достаточно логичны и подкреплены конкретным материалом, — может заметить здесь внимательный читатель, — но обратите внимание на то существенное обстоятельство, что все вышеприведенные свидетельства о Сретении принадлежат авторам, жившим несколькими веками позднее описываемых ими событий и опиравшимся на противоречившие друг другу исторические традиции. Неужели же нет современников и очевидцев, описавших те бедственные времена? Ясно, что последнее слово в споре между благочестивой легендой и опирающейся на источники объективной исторической традицией должно непременно остаться за ними, ибо невозможно вообразить, чтобы набожный средневековый историк, живописующий страшную драму мора и гибели десятков тысяч людей, в том числе своих родных и друзей, не поведал бы о радости внезапного прекращения бедствия после впервые совершенного в храме Святой Софии сретенского богослужения! Ведь если первое для него — гнев и наказание Божие, то второе — милость и избавление, и он никогда не забывал древнее наставление архангела Рафаила: «О делах Божиих объявлять похвально» Книга Товита 11:11! Чума в Византии и праздник Сретения: свидетельства очевидцев К счастью, блестящая эпоха императора Юстиниана I документирована едва ли не с большей полнотой, чем другие периоды византийской истории, и мы можем обратиться к двум, наиболее авторитетным, свидетелям интересующих нас событий.
Первый из них — знаменитый придворный историк Прокопий Кесарийский м. Пережив в Константинополе пощадившую его чуму, Прокопий посвятил ее пространному и патетическому — и одновременно жуткому в своем буквализме — описанию две главы! Приведем из них лишь важнейшие для нас фрагменты, отсылая любознательных читателей к полному русскому переводу Прокопия. Может быть, люди со смелым умом могут найти причины всему тому, что небо посылает на землю; так и делают те, которые способны высокопарно объяснять причины непостижимого и составлять странные системы о природе, хотя знают сами, что в словах их нет ничего здравого. Одних поразил он летом, других зимою; третьих в иные времена года.
Оттуда взяла два направления: одно к Александрии и к другим частям Египта, другое к смежной с Египтом Палестине; потом охватила она всю землю. И вот что тут происходило: Многим являлись призраки демонов, под всякими видами человеческими. В этом положении им казалось, что они получали удар в какую-либо часть тела от человека, который с ними встречался. В начале число умирающих было не много более обыкновенного; потом смертность стала возрастать более и более, так что в день умирало до пяти, даже до десяти тысяч человек и более. Дав в распоряжение Феодору палатийских воинов и деньги, царь поручил ему иметь попечение о погребении мертвых.
Не имея более сил рыть могилы для такого множества умирающих, они всходили на башни, стоящие у стены в Сиках, снимали с них кровли и как ни попало бросали в них тела. Навалив их... Оттого распространилось по городу зловоние, которое более и более беспокоило жителей, особенно когда ветер дул от башен. Здоровые, сидя дома, или пеклись о больных, или оплакивали умерших. Попадался ли кто навстречу, он верно нес мертвого.
И в этом царственном городе, где имеет пребывание верховная власть над Римской державой, граждане сидели дома в одежде самых простых людей. Таковы были действия чумы в Византии и в других областях Римских. Как видим, Прокопий обстоятельно рассказывает о распространении болезни, говорит о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи! Вывод может быть только один: во время и по окончании столь губительного бедствия император Юстиниан был занят облегчением участи своих несчастных подданных, оставшихся в живых, а отнюдь не литургическими реформами, неуместными в данной ситуации! Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом — весьма отличный.
Начался он в Эфиопии... Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели. Так что и я, описавший это,... Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31]. И вновь, как и у Прокопия, — ни слова о празднике Сретения.
Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения. Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г. А ее начало, согласно Евагрию, относится ко второму же году «по взятии Антиохии персами». Отсчитывая, таким образом, четыре года от завоевания Антиохии 540 г. Неудивительно, что эти даты фигурируют у некоторых историков, в том числе у цитируемого далее кардинала Цезаря Барония 544-й год [32].
Прокопий и Евагрий, пережившие все ужасы чумного мора, были бы весьма озадачены утверждением минейной легенды о том, что бедствия «кончились в тот же день», т. Рассмотренные византийские источники красноречиво свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий шестого века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как акцентируемое нами сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553-го года [35], так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола , разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Так завершается византийская церковно-историческая традиция в отношении праздника Сретения, — традиция, как мы убедились, фактологически корректная и заслуживающая доверия. Можно было бы ожидать, что именно она послужит в дальнейшем основанием для официальной церковной версии об установлении Сретения. К сожалению, этого, по каким-то причинам, не произошло.
История формирования уже знакомой нам позднесредневековой легенды, которой до сих пор вынуждены поучаться христиане на праздник Сретения Господня, не является целью настоящей работы. Попытаемся лишь кратко наметить характерные пути ее становления. Чума в Византии и праздник Сретения: истоки и формирование легенды Обращаясь к истокам этого странного сказания, устанавливающего причинно-следственную связь между богослужебным чествованием сорокового дня земной жизни Спасителя и чумой, поразившей Византийскую империю в середине VI -го века, обнаруживаем, что его первоначальные варианты принадлежат, очевидно, западным летописцам, чья осведомленность в церковной жизни Константинополя не может быть сопоставлена, разумеется, с осведомленностью рассмотренных выше византийских авторов, живших внутри своей церковно-исторической традиции. Не будучи «свободными исследователями», но — церковными историографами, они, тем не менее, не перешли здесь тот важный рубеж между достоверной традицией и псевдоблагочестивым вымыслом, отсутствие которого в отечественной церковной историографии прошлого и нашего времени столь неприятно поражает интеллигентного читателя. Действительно, знаменательное ибо первое по времени сообщение Павла Диакона устанавливает между чумой и праздником Сретения лишь формально-хронологическую связь, хотя заинтересованный историк легко может истолковать эту предельно лаконичную, к сожалению, фразу в желательном для него контексте.
Но прежде библейской встречи нужно рассмотреть ветхозаветный обряд посвящения Богу каждого первенца-мальчика. Мать считалась нечистой 40 дней после рождения мальчика и 80 дней после рождения девочки. В Ветхом Завете иудеи огромное значение придавали внешней чистоте. Поэтому женщина во время кровотечения считалась нечистой. В течение этого периода она не имела права посещать Иерусалимский Храм. Когда же установленный срок истекал, мать приносила в Храм очистительную жертву Богу. В Ветхом Завете в жертву приносили животных. В данном случае это мог быть годовалый ягненок и голубка.
Если семья не могла пожертвовать ягненка по причине бедности, то в жертву приносили 2 голубок. Обряд посвящения касался непосредственно новорожденных мальчиков. Родители приносили младенца в Храм на 40-й день. Совершался обряд посвящения мальчика Богу. Причем это священнодействие было не просто религиозным обрядом, а законом для всего еврейского народа. Обряд посвящения был установлен в память об освобождении евреев из египетского рабства и в знак благодарности Богу. Иосиф Обручник с Девой Марией и Младенцем Иисусом на сороковой день пришли в Иерусалим, чтобы совершить все полагающиеся ритуалы. Таким образом, Спаситель с первых дней Своего воплощения исполнял все предписания иудейского Закона.
В жертву были принесены две голубки — семья Иосифа, обыкновенного плотника, не могла похвалиться богатством. Сретение Господне — встреча в Иерусалимском Храме После совершения необходимых обрядов и жертв Святое Семейство уже покидало храм.
Когда православные отмечают Сретение Господне
- История и смысл праздника Сретение Господне, что означает и когда празднуется
- Сретение Господне что за праздник - Российская газета
- Сретение Господне: самарцам рассказали смысл и традиции праздника 15 февраля 2023 года
- Что такое Сретение Господне и почему мы его празднуем?