Книга памяти о советских войнах, погибших в Афганистане. Здесь расположен сосканированный вариант афганской книги памяти.
Сколько советских военнослужащих погибло во время Афганской войны 1979-1989 гг.?
Сколько погибло в Афганской войне наших советских ребят, совсем еще мальчишек! Сколько матерей проливали слезы у цинковых гробов! Война СССР в Афганистане длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней. В этом году отмечается 32 годовщина со дня вывода советских войск из Демократической республики Афганистан.
Статистика потерь Советской Армии в Афганистане не включает умерших от ранений в госпиталях в СССР
Именно Афганистан первым признал советскую власть в 1919 году. Число погибших советских генералов по публикациям в прессе обычно составляет четверо погибших, иногда называется цифра в 5 погибших и умерших в Войска Звание, должность Место Дата Обстоятельства Вадим Николаевич Хахалов ВВС. Именно Афганистан первым признал советскую власть в 1919 году. Вторая жизнь советских солдат, пропавших в Афганистане. Десять лет советская армия сражалась в Афганистане против моджахедов.
» Потери в войне 1979-1989 гг.
Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа. По официальным данным, за время афганской войны погибли свыше 15 тысяч советских военных, более 400 пропали без вести или попали в пленOriginally published a. МО СССР опубликовало цифры погибших советских солдат с разбивкой по годам. В 15.00 начался ввод советских войск в Афганистан в соответствии с приказом министра.
Родные погибшего в Афганистане солдата из РТ через 37 лет узнали подробности его последнего боя
В 1987 году афганское правительство во главе с Мохаммадом Наджибуллой сформулировало новую политику "национального примирения", предложив оппозиции прекратить боевые действия и сесть за стол переговоров. Но руководство моджахедов отказалось от переговоров, провозгласив войну до победного конца. Остававшиеся в стране советские войска продолжали оказывать поддержку правительству ДРА. С 15 мая по 15 августа 1988 года более 50 тыс. С декабря 1988 года по 15 февраля 1989 года была выведена вторая половина воинских частей 40-й армии. Через два дня эта трасса была передана под охрану афганских правительственных войск. На западном направлении советские подразделения 4 февраля оставили Шинданд и 12 февраля - Герат. С 11 до 14 февраля на территорию Туркестанского военного округа были выведены все части, находившиеся на участке от перевала Саланг до Хайротона. Вывод 40-й армии был завершен 15 февраля 1989 года, последними Афганистан покинули командующий армией генерал-лейтенант Борис Громов и пограничные отряды прикрытия.
В октябре 1991 года советское руководство приняло решение прекратить с 1 января 1992 года военную помощь афганскому правительству. В апреле 1992 года режим Наджибуллы пал сам он был убит , власть перешла к переходному совету моджахедов, провозгласившему Исламское Государство Афганистан.
В такой войне не было просто погибших — павшие объявлялись шахидами, умершими за веру. При этом в идеологической концепции Советского Союза партизаны всегда выступали как благородные борцы за свободу, противостоящие империализму. В руководстве понимали, как обстоит дело.
Еще до ввода войск Юрий Андропов подчеркивал: «пришлось бы воевать в значительной степени с народом … , бороться против народа, давить народ и стрелять народ». Народ воевал неподалеку от своих домов. Моджахеды знали тайные тропы и удобные для засад ущелья, уходили из окружения, прятались в пещерах и черпали воду из родников — или даже спускались с гор и скрывались среди мирного населения. Нападая из засады или исподтишка, они часто заставали советских солдат врасплох. Те же старались отыгрываться за счет профессионализма, организованности и технического превосходства — в распоряжении 40-й армии, конечно, имелась как артиллерия, так и авиация.
Но советские части были укомплектованы слишком большим количеством техники, не адаптированной под борьбу с рассеянными в горах отрядами, — и попросту не имели выработанной тактики контрпартизанской борьбы. Методы работы приходилось вырабатывать прямо на месте, там же — модифицировать оружие и технику. Коварству противника сопутствовали условия, привычные для афганцев, но крайне тяжелые для неподготовленного человека: разреженный горный воздух, скачущее давление, песчаные бури, перепад температур от палящего полуденного зноя до ночного холода — местами разница доходила до 40 градусов. Солдатам угрожали ядовитые змеи и насекомые, малярия, дизентерия и гепатит отправляли тысячи советских военных на койки госпиталей. Усугублялась жестокость — душманы от слова «враг» на местных языках подвергали пленных интернационалистов страшным пыткам, оставляя их товарищам растерзанные тела для устрашения.
Советские солдаты в ответ озлоблялись и тоже позволяли себе отнюдь не дружественное отношение к местному населению. Братья по вере Зато афганцам сопереживали мусульмане из соседних регионов: как вспоминал в интервью 2014 года командир группировки Панджшерского ущелья Джалаладдин Мокаммаль, моджахеды регулярно получали данные о планах советских войск. Предатели находились не среди солдат, а в высших эшелонах командования и власти. Среди них был, к примеру, не кто иной, как Джохар Дудаев — будущий лидер чеченских сепаратистов тогда служил на авиабазе в Баграме. Кроме того, по словам Мокаммаля, информацию предоставляли главы южных республик СССР — для них Афганистан был возможным прецедентом выхода восточной страны из-под советского влияния.
Вдоль афгано-пакистанской границы были разбиты тренировочные лагеря, в которых готовили воинов джихада — как бежавших от преследования афганцев, планирующих вернуться, так и стремящихся на священную войну радикальных юношей со всех концов исламского мира. В 1985 году таких «интернационалистов» на территории страны насчитывалось от 16 до 20 тысяч. В числе иностранных бойцов был и будущий основатель «Аль-Каиды» международная террористическая группировка, запрещена в РФ Усама бен Ладен — в 1979 году он бросил университет в родной Саудовской Аравии и отправился в Пакистан участвовать в борьбе с неверными. Кроме того, у Пакистана имелся не только религиозный, но и удачно совпадающий с ним политический интерес: помощь моджахедам была для них возможностью сблизиться с могучей сверхдержавой. Больше всего в эффективности афганских исламистов были заинтересованы Соединенные Штаты.
Заокеанские помощники США начали поддерживать афганскую оппозицию еще в 60-х — в их интересах было не допустить, чтобы в стране укрепился просоветский режим. Если верить официальным документам, до ввода в Афганистан советских войск исламисты получали от американцев исключительно гуманитарную помощь — медикаменты, еду, обмундирование. Но уже с начала 1980 года власти США запустили полноценную программу поддержки моджахедов — и в течение следующих месяцев те стали получать от Америки столько же, сколько от Саудовской Аравии. Первое время им не поставляли американское оружие — партнеры исламистов закупали советское вооружение у Египта и других стран. В числе поставщиков был и Китай, с которым у СССР к тому времени сложились весьма напряженные отношения.
Основная часть помощи афганским группировкам шла через Пакистан. Вследствие этого с него сняли санкции, наложенные в связи с ядерной программой, и уже в 1980-м договорились о финансовой помощи в размере более 100 миллионов долларов. Новый договор, заключенный в следующем году, предусматривал отправку в Пакистан более 3,2 миллиарда долларов в течение пяти лет. Вместе с оружием моджахеды получали камеры для съемок своих атак на советские войска — записи были гарантией того, что помощь продолжится. В основном их вооружали теми моделями оружия, к которым подходила советская амуниция, — так исламисты могли снабжать сами себя с помощью грабежей.
Взорванный боевиками грузовик Фото: AP Вскоре американская администрация перестала скрывать, что действует в Афганистане, — в страну начали отправлять новейшие зенитно-ракетные комплексы и другое оружие. Объем американской поддержки моджахедов с 1980 по 1984 год, по данным The New York Times, составил 625 миллионов долларов. В 1985 году США обеспечили Афганистан «Стингерами» — они всего четырьмя годами ранее встали на вооружение в Штатах, и на тот момент их еще ни разу не экспортировали. Как вспоминает Милтон Бирден, руководивший резидентурой ЦРУ в Афганистане и Пакистане с 1986 по 1989 год, первую группу моджахедов тогда вывезли на обучение в Лондон — и уже в сентябре они впервые сбили американскими ракетами отряд советских вертолетов Ми-24 «Крокодил», ранее почти неуязвимых для оружия боевиков. Многие историки считают, что это было одним из факторов, лишивших СССР надежды на окончательную победу в Афганистане.
Не зная броду Одновременно с неудачами в войне в СССР стали понимать, что изначальная оценка ситуации в Афганистане была неправильной — в огромном количестве аспектов. Ставка на то, что одно лишь присутствие советских войск подавит смуту, была принципиально неверной — афганцы, привыкшие воспринимать любых иностранных солдат как захватчиков, усилили сопротивление, и те, кто до этого не присоединялся к джихаду, теперь поверили в необходимость священной войны.
Безвозвратные потери СССР составили 15051 человек, это по официальным данным.
Но страна-агрессор всегда в разы уменьшает свою убыль. А сколько русские убили афганцев, кто-нибудь вообще считал? Говорят, Общее число погибших в период Афганской войны 1979—1989 годов составляет, по разным оценкам, от 1 млн до 2 млн человек, в основном это были мирные жители.
Там среди десятков заколоченных в деревянные ящики «цинков» лежал и Андрей Бобровский. Мы разминулись... Через несколько недель я поехал в Баграм, где дислоцировался 345-й десантный полк, в котором служил Андрей. Встретился с его сослуживцами, узнал о последних часах его жизни. На те боевые Андрей, по идее, не должен был идти — до отпуска оставалось чуть больше месяца специально подгадывал под рождение ребенка — и мог спокойно «лечь на сохранение». В Афгане это был неписаный закон: когда до отпуска или замены оставалось два месяца, человека не бросали в пекло, чтобы не случилось чего перед отлетом домой. А идти надо было — без связи на боевых ну никак нельзя. Если бы не Андрей, то кто-то из новичков или такой же «сохранщик», как он, пошел бы.
Бобровский махнул рукой: «Крайний раз, чего уж там». Крайний оказался последним. Цепочка людей растянулась по склону горы, упрямо карабкаясь вверх — к темноте нужно было занять господствующую высоту. Впереди саперы, за ними связь — таков боевой порядок. Разрывы мин легли в голове колонны — видимо, душманы заранее пристреляли этот участок из минометов. В ответ ударила наша артиллерия, которая накрыла «духовские» позиции, но колонна десантников задержалась на месте. Осколками ему перебило ноги. Казалось, что ранение не такое уж тяжелое.
Андрей, которому жгутами перетянули ноги и уложили на плащ-палатку, даже шутил: «Как падишах еду». Но кровь продолжала сочиться сквозь бинты, и с каждым часом он терял силы. Андрея несли всю ночь, несмотря на запрет перемещаться в горах в темное время суток. Спешили успеть на КП, где находилась полевая операционная. Он уже молчал, ослабевший, но продолжал улыбаться товарищам. Утром, едва первый луч солнца осветил десантников, Андрей умер. Последними его словами были: «Эх, жаль... Шампанское мы откупорили и выпили по глотку с его однополчанами.
Оставшееся вино закопали в прокаленную афганскую землю. Смотрим с Татьяной фотографии.
Потери в Афганской войне (1979—1989)
Янка, сейчас уже взрослая Яна Андреевна, никогда не видела своего папу живым — только на фотографиях. Она родилась три месяца спустя после прихода в их дом похоронки со скупой казенной фразой: «Старший лейтенант Андрей Владимирович Бобровский пал смертью храбрых при выполнении интернационального долга 21 декабря 1987 года... Отдельно курсантские из рязанского училища связи, кировобадские ныне это город Гянджа в Азербайджане , где он служил лейтенантом, вместе с женой — медовый месяц в Юрмале, афганские... Фотографий много, и на каждой — его открытое, доброе лицо, знакомый высокий лоб, бобровские лучики в уголках глаз. Таня очень любила эти глаза... Вся их совместная жизнь сложилась всего из нескольких месяцев, вырванных из частых разлук. Поженились в апреле, а в декабре Андрюши уже не стало.
Хорошее всегда быстро кончается, правда? Пролетел в моей жизни ярко, красиво и быстро, как комета. Но след оставил навсегда», — смахивает она накатившуюся слезу. Знаю, что в ее словах нет преувеличений — Андрей был моим другом и именно таким он мог выглядеть в глазах любимой женщины. Познакомились мы еще в 85-м, когда Андрей приезжал в отпуск из Кировобада, где он служил командиром взвода связи в 104-й десантной дивизии, к нашему общему другу. Взаимные симпатии возникли сразу — так иногда бывает, когда незнакомые люди при первой встрече проникаются необычайным доверием и расположением друг к другу.
Уж не помню, о чем мы тогда говорили: о литературе, просто о жизни, о какой-то чепухе болтали. Нам было по 24 года, и мир казался прекрасным, полным надежд и оптимизма. Андрей пригласил приехать к нему в отпуск — под предлогом дегустации азербайджанских вин. Я пообещал, а он засмеялся подшучивающе: «Врешь ведь, не приедешь». Мы заключили пари по этому поводу — на бутылку шампанского. В Кировобад действительно съездить не удалось.
Он напомнил о себе сам, прислал открытку, исписанную мелким почерком. В конце был постскриптум: «Должок за тобой, но отдашь уже через два года — уезжаю за загаром на юга». В декабре 87-го в длительную командировку в Афган довелось поехать и мне. На дно дорожной сумки спрятал бутылку шампанского через таможню разрешали провозить тогда только пиво. Думал — обрадую Андрея и встречей, и шипучим вином. Не сложилось...
В тот день, 27 декабря, когда я сошел с трапа военно-транспортного Ил-76 на раскаленную бетонку кабульского аэропорта, кто-то из «аборигенов» показал пальцем на стоящий неподалеку серый Ан-12: «Тот самый "черный тюльпан", как в песне Розенбаума»...
Санитарные потери — 53 753 раненых, контуженных, травмированных; 415 932 заболевших. Из заболевших — инфекционным гепатитом — 115 308 чел. Из 11 294 чел. По данным профессора Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимира Сидельникова, в итоговых цифрах не учтены военнослужащие, умершие от ран и болезней в госпиталях на территории СССР. В исследовании, проведённом офицерами Генерального штаба под руководством профессора Валентина Рунова приводится оценка безвозвратных людских потерь 40-й армии в 26 000 человек. По официальной статистике, за время боевых действий на территории Афганистана попало в плен и пропало без вести 417 военнослужащих из них, 130 были освобождены в период до вывода советских войск из Афганистана.
В Женевских соглашениях 1988 года условия освобождения советских пленных зафиксированы не были.
Максимальный уровень погибших в бою зафиксирован в 1981 году, когда ВС ДРА понесли потери 6721 человек погибшими. Наджибулла сообщил, что «с начала боевых действий в 1978 году до настоящего времени» то есть до 7 июня 1988 в стране погибли 243,9 тыс. По другим данным 1986 года, на тот момент погибли 18 тысяч человек из числа военнослужащих [12]. Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Наиболее часто встречается цифра в 1 млн погибших; имеющиеся оценки колеблются от 670 тыс.
Они долго и крепко обнимаются, затем выходят к встречающим. Офицер поднимается на борт грузовика лицом к согражданам и долго не может вымолвить ни слова. Наконец снимает кепи, вытирает им лицо и буднично, совсем не торжественно произносит: «Вот мы и дома…». Организованный вывод Согласно Женевским соглашениям, вывод войск начался 15 мая 1988-го. К концу января 1989-го в Афганистане еще находились 30 тысяч солдат и офицеров. Порядка 70 тысяч к тому времени уже вернулись домой. Сороковая армия на тот момент оставалась грозной силой. Четыре дивизии, в том числе воздушно-десантная, отдельный парашютно-десантный полк, 24 артиллерийских дивизиона, четыре авиационных полка, четыре вертолетные эскадрильи, а также несколько батальонов специального назначения. Армия не «бежала», как злорадно писали тогда в западной прессе, а организованно уходила. Обеспечивая вывод войск, подразделения ОКСВ охраняли коммуникации, режимные зоны и другие объекты. Чтобы понять, сколько внимания советское командование уделяло безопасности, достаточно взглянуть на цифры. К охране дорог на восточном направлении привлекли 26 батальонов. Более четырех с половиной тысяч военнослужащих на 199 сторожевых заставах и постах. Три батальона выполняли аналогичные задачи на западном направлении вывода. Военные аэродромы по всему Афганистану охраняли 25 батальонов.