Советская система воспитания в садиках ориентировалась на принцип: «Все лучшее детям». Лучшие традиции советской школы и опыт воспитания детей и молодежи необходимо применять и в XXI веке. В Госдуме планируют вернуть принципы воспитания советского времени. Советская власть впервые в истории России озаботилась проблемой всеобщего воспитания и образования детей. Советские методы воспитания, как наказывали детей в СССР.
Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевернули с ног на голову
– О «правильном воспитании» молодёжи государство в последние годы твердит постоянно. дело не в «оправдании» или «порицании» СССР – а в самих принципах воспитания, о которых в интернете постоянно идут острые дискуссии. Ростки советского опыта в воспитании подрастающего поколения пробиваются в образовательную систему России сквозь толщу болонского ила и грязевую сель.
Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября
Но тогда про «горение» можно забыть. Хотя иногда может возникнуть шанс радоваться, пока и если ваш учитель именно так станет себя вести. Самообслуживающий труд Потребительский характер общества и гиперопека, свойственная многим родителям после их тревожного детства 90-х годов, не могли не привести к избыточным обслуживающим схемам обеспечения быта детей в школе. По мере выхода на школу родителей следующего поколения, которое менее тревожно, возврат к самообслуживанию возможен. Я не вижу здравых доводов против, кроме чванства и психологии «потреблямса». И ручной труд в школах хотят все чаще. Надеюсь, старые проблемы обеспечения кабинетов труда материалами уже не являются препятствием, ибо появились новые, более цивилизованные варианты школьной логистики. Слово учителя — закон Помяните добрым словом и забудьте.
У учителя никогда не было особых прав в нормативном поле. Но у него был авторитет, потому что семья относилась к учителю с пиететом, который воспринимался как безусловный атрибут учителя и учениками. Даже в мою бытность учеником учитель уже не был неприкасаемым. Но тогда это были первые осторожные попытки критически относиться к их «непререкаемости». На учителей еще не смели огрызаться, но за глаза уже критиковали. В «приличных семьях», оберегая уши собственных детей. Но уже не во всех.
Когда я пришел в школу учителем — а это середина 80-х — мы уже начали попадать под огонь публичной критики. Часто заслуженно. Но адекватно воспринимали критику те, кто и так был адекватен. В массе учителя были в шоке от факта низвержения с пьедестала небожителей. Уже широко известна модель «двойного негативного отбора» педагогов: в педвуз идут те, кто никуда больше не смог попасть, а в школу из педвуза, когда никуда больше не взяли. Модель игнорирует тех, кто целенаправленно идет в педагоги, но не лишена оснований в остальном. А из тех, кто осознанно идет в педагоги, довольно много весьма инфантильных выпускников, которые морально не готовы искать себя в новых сферах, считая, что школьную среду они уже хорошо знают и не хотят ее покидать.
Естественно, это не осознанный выбор, а подсознательный, но суть от этого не меняется. Пиетет перед учителем формировался тогда, когда он в массе был на голову более образован, чем все вокруг. Примерно после войны этот разрыв уже не был столь разителен и стремительно сокращался. Сегодня учительство в массе нельзя считать самым образованным слоем граждан. Жесткое проведение реформ Фурсенко и Ливановым без терпеливого обсуждения смысла и целей привели к жесткому противостоянию в обществе, сняли традиционный барьер уважительности перед школой, учителем. И теперь школа живет в условиях постоянной критики, которая далеко не всегда обоснована и оправдана. Новообразование российской государственности послесоветского разлива — образ люмпенизированной Марьванны.
Авторитет по факту статуса «учитель» исчез. Нормативная незащищенность учителя реализовалась в проблемы разрешения конфликтных ситуаций в школе. Все пути для нас открыты, все дороги нам видны Формально это было и осталось. По факту не было и нет. Преимущественно наши амбиции определяются семьей, опираются на семейные ценности, на семейные возможности. Бывают исключения, но они не являются определяющими. Может ли система образования на это повлиять, должна ли?
Правила едины, и поэтому формально все равны. Но образование происходит внутри человека. Он сам формирует свое образование, свою картину мира, свои ценности, свое место в мире, свои амбиции. Система образования может создать условия, в которых любой желающий может использовать все ресурсы системы. Система должна это сделать. Но система не может вылепить человека, хотя все структуры системы образования пытаются повлиять через воспитание на систему ценностей ученика, на его модели поведения. Но амбиции на место в мире больше зависят от установок семьи, чем от воздействия школы.
Важно отдавать себе отчет, что количество и масштаб «дорог» стремительно растет.
Сегодня такой подход считается неправильным, поскольку каждый человек имеет право делать так, как подсказывает ему сердце. Безусловно, он не должен допускать неуважительного отношения к окружающим, но любить он никого и ничего не обязан. Стоит отметить, что принцип «из-под палки» наоборот заставляет человека ненавидеть даже то, что он любил бы по своей воле. Если найти правильные слова и дать ребенку возможность определиться со своими предпочтениями, он вырастет доброжелательным и отзывчивым. Ведь только сердце, а не страх и долг могут сделать человека достойной личностью. Угрозы Вместо того чтобы объяснить, как не надо делать, советские родители придумывали всевозможные угрозы и запугивания.
Распределения больше нет, зато есть свобода выбора. Но и никаких гарантий. Самостоятельность и свобода Сегодняшних 30-летних «воспитывал» двор. С 4 лет дети гуляли самостоятельно, стайками. Играли в резиночки, классики, казаки-разбойники, ножички. Ели яблоки-дички и закапывали «секретики», прыгали по гаражам. Лет с 6 ходили в магазин с бидоном за молоком и сметаной. Сдавали бутылки и на собранную мелочь покупали мороженое. В 7 лет ребенку вешался ключ на шею — все, считай взрослый. Сегодня такое в страшном сне не приснится! Не потому что тогда было плохо — многие родители с любовью и ностальгией вспоминают свое дворовое детство — а потому что страшно до чертиков. Родители неустанно следят за отпрысками: донимают звонками и сообщениями, отслеживают по GPS, мониторят оценки в электронном дневнике. Дети все больше времени проводят в гаджетах, что очень сильно тревожит и родителей, и бабушек. Патриотизм С детского сада малыши учили стихи о вожде и знали день его рождения. Школьники стремились попасть в почетные пионеры и носить красный отутюженный галстук. А если успел побывать «октябренком», то юность удалась на славу. Главной ценностью советского ребенка была любовь к Родине, служба Отечеству, ради которого и «даешь пятилетку за три года», и осваивать целину всегда готов. Для современных детей Ленин — это широкая улица или площадь, где можно почилить. А ценности и партию каждый выбирает сам. Хорошо ли это? Время покажет.
Только в 1935 году Совнарком и Центральный комитет Всесоюзной коммунистической партии большевиков постановили делать это 1 сентября. В качестве праздничного дня дата стала восприниматься только после войны. Во многом этому способствовала педагогическая пропаганда, в первую очередь агитационные плакаты. Официально 1 сентября объявили Днем знаний только в октябре 1980 года. Но, конечно, и до этого первый учебный день был важной темой для авторов открыток и плакатов. Поэтому зачастую детей с открыток провожали в школу и подбадривали знакомые литературные герои. В этой работе также обращают на себя внимание молоток и пила, которые понадобятся в учебе не меньше, чем букварь и глобус. Трудовое воспитание было неотъемлемой частью советского образования. Упитанный, скромно, но аккуратно одетый и причесанный, веселый — такой малыш символизировал собой собирательный и идеальный образ ребенка Страны Советов», — пишет кандидат исторических наук Елена Теплова в работе «Визуальные образы советского детства». Задача образцового советского учителя — дать детям необходимые знания и, что самое важное, привить любовь к труду», — цитата из исследования «Образы детей в советском плакатном искусстве от военного времени до 1980-х». Ребята должны были привыкать и уметь работать руками, а не только головой.
Воспитай меня строго: выживет ли ребенок с советским воспитанием в современном обществе?
Поделились Ростки советского опыта в воспитании подрастающего поколения пробиваются в образовательную систему России сквозь толщу болонского ила и грязевую сель либерально-рыночного остракизма. На этой неделе Госдума приняла за — 380 без единого голоса «против» закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части трудового воспитания обучающихся. После десятилетий неустанной настойчивости коммунистов, требовавших вернуть в школу воспитание вообще, и трудовое воспитание в частности, Министерство просвещения согласилось с требованием КПРФ. В фурсенковско-ливановском законе об образовании появилось новое положение: «…С учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда». Уважение к труду — не для правящего олигархата, класса эксплуататоров и «прихватизаторов». Они испытывают презрение к труду, что выразилось в двухлетнем споре вокруг Знамени Победы, когда единороссы с подачи Кремля хотели убрать со священного для нашего народа стяга Серп и Молот — символы труда рабочих и крестьян. Неприязнь к трудящемуся выражается со стороны руководства РФ в мизерных зарплатах, издевательском МРОТ, унизительных пенсиях людям, проработавшим десятилетия на благо Родины. Оголтелые рыночники мечтали слепить из россиян тупых потребителей бургеров. Не вышло! Жизнь наказывает их, как они выражаются, вызовами.
И выяснилось, что стране потребовались не пожиратели котлет, а рабочие и инженеры, строители и военные, защитники Родины — убежденные патриоты, творцы, высокодуховное сообщество людей с русским высокоморальным стержнем, коллективистски сплоченные, преданные стране граждане. Манкурты и стяжатели, отнявшие у нашего народа средства, предприятия, целых 30 лет развития, совершенствования, научного прогресса, смылись, испугавшись СВО, в считаные сутки в недружественные страны вслед за своими счетами, замками, яхтами. Только эта мишура ничего не стоит, если не будет мира на земле и счастья созидательного труда. И вот, кажется, наступает прозрение. Трудовое воспитание возвращается в школы.
Надеюсь, старые проблемы обеспечения кабинетов труда материалами уже не являются препятствием, ибо появились новые, более цивилизованные варианты школьной логистики. Слово учителя — закон Помяните добрым словом и забудьте. У учителя никогда не было особых прав в нормативном поле.
Но у него был авторитет, потому что семья относилась к учителю с пиететом, который воспринимался как безусловный атрибут учителя и учениками. Даже в мою бытность учеником учитель уже не был неприкасаемым. Но тогда это были первые осторожные попытки критически относиться к их «непререкаемости». На учителей еще не смели огрызаться, но за глаза уже критиковали. В «приличных семьях», оберегая уши собственных детей. Но уже не во всех. Когда я пришел в школу учителем — а это середина 80-х — мы уже начали попадать под огонь публичной критики. Часто заслуженно.
Но адекватно воспринимали критику те, кто и так был адекватен. В массе учителя были в шоке от факта низвержения с пьедестала небожителей. Уже широко известна модель «двойного негативного отбора» педагогов: в педвуз идут те, кто никуда больше не смог попасть, а в школу из педвуза, когда никуда больше не взяли. Модель игнорирует тех, кто целенаправленно идет в педагоги, но не лишена оснований в остальном. А из тех, кто осознанно идет в педагоги, довольно много весьма инфантильных выпускников, которые морально не готовы искать себя в новых сферах, считая, что школьную среду они уже хорошо знают и не хотят ее покидать. Естественно, это не осознанный выбор, а подсознательный, но суть от этого не меняется. Пиетет перед учителем формировался тогда, когда он в массе был на голову более образован, чем все вокруг. Примерно после войны этот разрыв уже не был столь разителен и стремительно сокращался.
Сегодня учительство в массе нельзя считать самым образованным слоем граждан. Жесткое проведение реформ Фурсенко и Ливановым без терпеливого обсуждения смысла и целей привели к жесткому противостоянию в обществе, сняли традиционный барьер уважительности перед школой, учителем. И теперь школа живет в условиях постоянной критики, которая далеко не всегда обоснована и оправдана. Новообразование российской государственности послесоветского разлива — образ люмпенизированной Марьванны. Авторитет по факту статуса «учитель» исчез. Нормативная незащищенность учителя реализовалась в проблемы разрешения конфликтных ситуаций в школе. Все пути для нас открыты, все дороги нам видны Формально это было и осталось. По факту не было и нет.
Преимущественно наши амбиции определяются семьей, опираются на семейные ценности, на семейные возможности. Бывают исключения, но они не являются определяющими. Может ли система образования на это повлиять, должна ли? Правила едины, и поэтому формально все равны. Но образование происходит внутри человека. Он сам формирует свое образование, свою картину мира, свои ценности, свое место в мире, свои амбиции. Система образования может создать условия, в которых любой желающий может использовать все ресурсы системы. Система должна это сделать.
Но система не может вылепить человека, хотя все структуры системы образования пытаются повлиять через воспитание на систему ценностей ученика, на его модели поведения. Но амбиции на место в мире больше зависят от установок семьи, чем от воздействия школы. Важно отдавать себе отчет, что количество и масштаб «дорог» стремительно растет. Попытка по старой схеме затащить всех на одну вершину, с которой видны всем одинаково все дороги, становится все менее и менее реалистичной. Традиционная схема «Ввести в школу новый предмет» вроде бы уже выходит из практики пугающих «новаций». Мы неизбежно идем к разбиванию учебных курсов на уровни, чтобы сбалансировать востребованность и нагрузку. Является ли это чем-то новым, нетипичным для «лучшей советской школы»? Для честного человека — нет.
Покойный и очень уважаемый коллегами наш завуч по английскому языку не раз и весьма горделиво заявлял, что ему «двоек» не ставили, сознавая полную математическую непроходимость.
По советскому примеру в американских школах стали вводить больше научных дисциплин. Однако некоторые американские ученые увидели, что разница между двумя странами в подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни не сводится к количеству уроков, посвященных алгебре, геометрии, физике. Среди них был профессор Ури Бронфенбреннер.
Задача, которую он поставил перед собой, была сформулирована на обложке его книги: «У американцев и русских два различных подхода к образованию детей». Русская система образования производит более образованных детей, и они становятся более совершенными гражданами. Хотя эта книга впервые вышла в свет в 1970 году, ее содержание является актуальным для нашего времени, когда стали очевидными последствия разрушения советской системы воспитания детей и насаждения западных стандартов общественной жизни. Обращение к работе американского педагога представляется уместным в Международный день защиты детей.
Путешествие Ури Бронфенбреннера в мире советского детства Как настоящий ученый, профессор Бронфенбреннер добросовестно проработал многочисленные исследования по методам образования и воспитания советских детей. В своей книге он ссылался на пособия видных советских педагогов. Их рекомендации внедрялись в практику воспитательной работы. Профессор обратил особое внимание на труды А.
Макаренко, которые он высоко оценил и которые легли в основу советской педагогики. В книге Бронфенбреннера приведены перечни основных направлений воспитательной работы, изложенные в пособиях для преподавателей и воспитателей. Задачи по воспитанию детей от 7 до 11 лет включали «понимание, что такое хорошее и плохое поведение». Профессор не упомянул соответствующего стихотворения Маяковского, которое было известно всем советским детям.
Далее были перечислены: «Правдивость, честность, доброта. Атеизм: наука против предрассудков. Прилежание в труде и заботе о собственности. Дружба со школьными товарищами.
Любовь к своей местности и своей Родине. Интерес и тяга к знаниям и трудовым навыкам. Прилежание в учебе. Организация умственной и физической работы.
Стремление применить свои знания и способности в жизни и работе. Вежливость и сердечность. Приличное поведение на улице и в общественных местах. Культурная речь.
Осознание прекрасного в природе, поведении людей и творческом искусстве. Художественное творчество. Забота об укреплении собственного тела. Соблюдение норм санитарии и гигиены.
Спортивная и физкультурная подготовка». Поскольку этот текст из книги Бронфенбреннера является переводом с английского языка, в отдельных формулировках, взятых профессором из русского оригинала, могут содержаться неточности. Свою книгу У. Бронфенбреннер проиллюстрировал рисунками из пособий по воспитанию октябрят.
На одном из рисунков для детей младшего возраста был запечатлен мальчик, который помогал одеть свою маленькую сестренку. Надпись под рисунком гласила: «Почему Федя считается хорошим братом? На другой картинке мама явно ругала мальчика и хвалила девочку, которые только что вошли в квартиру. В отличие от брата, девочка вытерла ноги перед порогом дома.
Профессор включил в книгу пять правил для октябрят: «1. Октябрята — будущие пионеры. Октябрята — прилежны, хорошо учатся, любят школу, уважают взрослых. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Октябрята — честные и правдивые ребята. Октябрята — хорошие друзья, читают, рисуют и весело живут». В книге были помещены фотокопии плакатов, иллюстрирующих 10 заповедей пионера. Под первым плакатом, на котором были изображены пионеры в строю под пионерским знаменем, была подпись: «Пионер чтит память тех, кто отдал жизнь в борьбе за свободу и процветание Советской Родины».
Второй плакат изображал мальчика славянской внешности с красным галстуком на шее. Слева от него была девочка, похожая на китаянку, также с красным галстуком. Справа же расположился чернокожий мальчик. У него также был красный галстук.
Подпись гласила: «Пионер дружит с детьми всех стран мира». На третьем плакате пионер с мелом в руке стоял у классной доски и писал цифры арифметической задачи. Этот рисунок иллюстрировал заповедь «Пионер прилежно учится, дисциплинирован и вежлив». На четвертом плакате пионер и пионерка находились у станка и орудовали какими-то инструментами.
Надпись гласила: «Пионер любит трудиться и бережет народное добро».
Почему-то советские воспитатели считали, что из-за похвалы чадо обязательно вырастет самовлюблённым эгоистом. А советские граждане в первую очередь должны были думать о партии и государстве, а не о себе. Но по факту отсутствие комплиментов увеличивает риск формирования у ребёнка заниженной самооценки и привычки обесценивать себя и свои не столь крупные достижения. Перехваливать не стоит, но умеренные комплименты хуже точно не сделают. Ещё одно разрушительное для самооценки юного человека поведение, перенятое многими от их мам, росших в СССР. Сравнивание ребёнка с кем-то из соседских детишек, малышей-друзей или родственников только занижает ещё не до конца формировавшееся мнение чада о себе. Но зато ребёнок чётко запоминает, что он плохой, ведь вокруг него все почему-то такие идеальные... Если будете продолжать говорить ребёнку, мол, у Маши оценки лучше, а у Пети — физические способности, вырастите человека с проблемами в психике.
Разве стоят устаревшие каноны воспитания таких жертв? Такого от людей, выросших в СССР, можно наслушаться вдоволь.
Как в СССР: депутаты предложили вернуть в школы трудовое воспитание
Лучшие традиции советской школы и опыт воспитания детей и молодежи необходимо применять и в XXI веке. Основная база советского метода воспитания детей была создана в 20-х и 30-х годах прошлого века легендарным советским педагогом Антоном Семеновичем Макаренко. Лилит Мазикина поразмыслила о вечном – воспитании детей – и определила, как и чем отличается советское воспитание восьмидесятых-девяностых и современное воспитание. Самое простое, что закрепилось у нас на подкорке головного мозга благодаря традиционному воспитанию, — это привычка к качественной пище. 17 установок советского воспитания, которые уже давно устарели, но многие так и не могут от них отказаться. Данные исследования “Советский человек”, СССР/РФ, 1989 и 1999 годы / ©Иллюстрация РИА Новости.
Воспитание в СССР
Советское воспитание подростков — а каким оно было? 00:00. Вспоминаем о том, как мы жили несколько десятилетий назад. На мой взгляд, это случилось тогда, когда были попраны советские принципы воспитания в угоду вседозволенности и безответственности. Воспитание гражданина в советское время было едва ли не более важной задачей школы, чем собственно образование. Лучшие традиции советской школы и опыт воспитания детей и молодежи необходимо применять и в XXI веке. Ростки советского опыта в воспитании подрастающего поколения пробиваются в образовательную систему России сквозь толщу болонского ила и грязевую сель. Рассказываем о 5 фактах, которые разрушают стереотипы о счастливом детстве советского подрастающего поколения.
Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября
Отличия воспитания в советское и нынешнее время | Самое простое, что закрепилось у нас на подкорке головного мозга благодаря традиционному воспитанию, — это привычка к качественной пище. |
Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского - Workingmama | были, но было и много хорошего, такого, что смело можно взять на вооружение в наше время. |
Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября
Советское воспитание. Учебники советского периода 80-х годов — это не только понятный и доступный материал, удобное восприятие и простота. Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно». Рассказываем, почему советское воспитание – это плохой пример.
Как большевики радикально реформировали школу, а потом устали от экспериментов
Самое простое, что закрепилось у нас на подкорке головного мозга благодаря традиционному воспитанию, — это привычка к качественной пище. Я не имею прав 100% утверждать и говорить о советском воспитании, так как я был совсем мелким, когда СССР де-факто начал разваливаться потихоньку, хотя краем еще и застал. – О «правильном воспитании» молодёжи государство в последние годы твердит постоянно. Как уже было сказано, методика советского воспитания не является категорически неприемлемой в наши дни. С течением времени взгляды на воспитание детей, приоритеты в воспитании и его способы меняются. В СССР никто из взрослых дома не говорил о половом воспитании со своими детьми.
История начальной военной подготовки в советских и российских школах
Любые занятия утверждались Министерством образования — будь то лепка из пластилина, аппликация, пение или рисование. В воспитательном процессе всячески поощрялось чтение. Младшим читали вслух воспитательницы: особо популярными авторами были Чуковский, Маршак, Михалков. Любовь к книге прививалась с первых лет жизни, наверное, поэтому Советский Союз считался самой читающей страной мира. Детсадовцы постарше декламировали стихи известных поэтов, а также разыгрывали сценки из книг. Государство пристально следило, чтобы к детям допускались только профессионалы — в руках этих специалистов сосредоточивалось будущее страны!
С 30-х существовали утвержденные требования к воспитанию в дошкольных учреждениях: появились программы подготовки и курсы для будущих воспитателей. Открывались факультеты в технических учебных заведениях, где можно было пройти обучение для работы с детьми, издавались спецжурналы. За что и сколько советским родителям приходилось платить Оплата садиковских будней никому не била по карману. Поборов «на моющие и шторы» не было. За счет родителей лишь частично покрывались расходы на питание.
Сумма рассчитывалась на основании совокупного семейного дохода. Минимум платили те, чей доход не превышал 60 рублей на каждого члена семьи. Чуть больше детсад обходился тем, кто зарабатывал от 120 руб. Зависела сумма и от времени пребывания ребенка в учреждении: 10-14 часов или сутки. В крупных городах платить приходилось на рубль—два больше, чем в селе.
Но в любом случае, детский сад не бил по карману даже малоимущим.
Минимум свободного времени Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус. Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена. Не баловать детей Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать. В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями.
Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто. Родителей предупреждали, что избалованные дети превращаются в асоциальные элементы, а уж до совершения преступления после этого всего один шаг. Непритязательность в быту считалась одним из важных признаков сознательного советского человека. Любовь к природе Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов. Чтобы приблизить природу к городским детям, во многих школах организовывались живые уголки, в которых можно было встретить самую разную живность. Среди молодого поколения всячески поощрялись аквариумистика и любовь к котам и собакам. Моральные ценности Этическое воспитание было важной частью педагогического процесса.
Поэма Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» стала настоящим гимном нравственности нескольких поколений советской детворы. Так как религию в СССР не жаловали, то моральные ценности объясняли не на примере заповедей, а посредством особой системы ценностей советского человека и строителя коммунизма.
Трудовое воспитание было неотъемлемой частью советского образования. Упитанный, скромно, но аккуратно одетый и причесанный, веселый — такой малыш символизировал собой собирательный и идеальный образ ребенка Страны Советов», — пишет кандидат исторических наук Елена Теплова в работе «Визуальные образы советского детства». Задача образцового советского учителя — дать детям необходимые знания и, что самое важное, привить любовь к труду», — цитата из исследования «Образы детей в советском плакатном искусстве от военного времени до 1980-х». Ребята должны были привыкать и уметь работать руками, а не только головой. На плакате также отображено представление о преемственности между старшими и младшими школьниками и необходимости передачи навыков с малых лет. Умение не только чинить порвавшуюся одежду, но и самостоятельно шить вещи представлялось в СССР важным навыком. В условиях, когда выбор вещей в магазинах был несопоставимо скромнее, чем сейчас, это действительно помогало советским женщинам и их детям сохранять и обновлять свой гардероб. Однако Стране Советов нужны были не одни только рабочие и колхозники, ученые и инженеры.
Культурно-просветительская работа велась на всех уровнях общества победившего социализма, и школы не стали исключением. В конце концов, важно именно всестороннее развитие ребенка. Выросшие и добившиеся мировой славы еще в царской России Пётр Чайковский, Илья Репин и Фёдор Шаляпин, аплодирующие с картин отличнику, оставались признанными авторитетами и для советских граждан.
Также девушка с детства знала, что в доме обязательно должен быть неприкосновенный запас самых важных вещей. Например, туалетная бумага, спички и батарейки и еда с длительным сроком годности консервы, крупы, соль. Дженни также с раннего детства слышала рассказы о пустых магазинных полках в СССР, потому ее не сильно напугал дефицит товаров в супермаркетах в связи с коронавирусной паникой.
Воспитание детей в СССР
Такое было отношение», — вспомнил Цыганов. В пример герой интервью привел историю, произошедшую с ним на катке. Тогда Цыганов серьезно разбил коленку во время катания, и его донес на руках до дома незнакомый мужчина.
И никто не собирался вникать, что у ребенка просто может быть гуманитарный или технический склад ума. Всегда нужно слушаться старших В СССР детей учили смотреть на старших, слушаться их и выполнять все их требования. Никто не интересовался мнением ребенка — это было не в почете.
Сейчас все по-другому. Родители стараются приобщать своего ребенка к делам, и правильно делают, ведь только так можно вырастить самостоятельную личность! Важно уметь говорить своему ребенку, что взрослые тоже могут ошибаться, но чаще они лучше видят ситуацию, поэтому лучше прислушиваться.
Лучшие традиции советской школы и опыт воспитания детей и молодежи необходимо применять и в XXI веке. Об этом заявила глава Минобрнауки Ольга Васильева. Руководитель ведомства отметила хорошее современное военно-патриотическое воспитание и предложила продолжать воспитательный процесс при изучении литературы, истории и других предметов, передает РИА Новости. Ольга Васильева, министр образования и науки РФ: «Советская школа имела очень хорошие традиции именно воспитания. Идея самая простая — люди должны оставаться людьми в любой ситуации. Все новое — хорошо забытое старое.
Ещё одно разрушительное для самооценки юного человека поведение, перенятое многими от их мам, росших в СССР. Сравнивание ребёнка с кем-то из соседских детишек, малышей-друзей или родственников только занижает ещё не до конца формировавшееся мнение чада о себе. Но зато ребёнок чётко запоминает, что он плохой, ведь вокруг него все почему-то такие идеальные... Если будете продолжать говорить ребёнку, мол, у Маши оценки лучше, а у Пети — физические способности, вырастите человека с проблемами в психике. Разве стоят устаревшие каноны воспитания таких жертв? Такого от людей, выросших в СССР, можно наслушаться вдоволь. Вот только не стоит этот советский метод воспитания переносить в современность. Подобные фразы портят психику и создают убеждение, что заслужить внимание и любовь близких можно, только не проявляя себя. В результате человек вырастает жертвенным и без собственных желаний. Для ребёнка вы будете большим авторитетом, если не станете напоминать о "своём месте", а будете воспринимать и общаться на равных.
Советское воспитание: очевидные плюсы и откровенные минусы
Документ сокращал срок действительной военной службы на год до двух лет в сухопутных войсках и возвращал НВП. Она проводилась с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно без отрыва от производства и учебы - в общеобразовательных школах начиная с 9 класса , средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях профтехобразования; на учебных пунктах, которые создавались на предприятиях, учреждениях, организациях, совхозах и колхозах; в учебных организациях ДОСААФ. В рамках курса НВП изучались строевая, огневая, тактическая, медицинская, топографическая и инженерная подготовка, защита от оружия массового поражения и в целом гражданская оборона, общевоинские уставы ВС СССР. Классы делились на группы юношей и девушек, последние проходили подготовку по программе санитарных дружинниц. Всего на НВП в учебной программе отводилось 140 часов. С 1967 года в пионерских лагерях также проводилась всесоюзная пионерская военно-спортивная игра "Зарница" для учащихся с 4-го по 7-й классы, еще не охваченных программой НВП. В дальнейшем появилась схожая игра для старшеклассников - "Орленок".
В организациях ДОСААФ, где имелись военно-технические школы и аэроклубы, желающих бесплатно обучали вождению мотоциклов, грузовых автомобилей, гусеничной техники, прыжкам с парашютом, управлению спортивными самолетами, радиотехническому делу и другому. Преподавателями НВП военными руководителями, военруками , как правило, становились офицеры запаса, имевшие высшее или среднее военное образование. Была разработана новая программа занятий.
Не баловать детей Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать.
В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями. Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто. Родителей предупреждали, что избалованные дети превращаются в асоциальные элементы, а уж до совершения преступления после этого всего один шаг. Непритязательность в быту считалась одним из важных признаков сознательного советского человека.
Любовь к природе Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов. Чтобы приблизить природу к городским детям, во многих школах организовывались живые уголки, в которых можно было встретить самую разную живность. Среди молодого поколения всячески поощрялись аквариумистика и любовь к котам и собакам.
Моральные ценности Этическое воспитание было важной частью педагогического процесса. Поэма Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» стала настоящим гимном нравственности нескольких поколений советской детворы. Так как религию в СССР не жаловали, то моральные ценности объясняли не на примере заповедей, а посредством особой системы ценностей советского человека и строителя коммунизма. Детей учили жить не для себя, а для пользы всего общества, соблюдать чистоту, быть вежливыми, уважать старших и не стремиться к материальным благам.
Большую роль всегда отводили семье, как важной ячейке советского общества. Можно сказать, что все эти ценности не слишком отличались от христианских, но были иначе сформулированы.
Архангельск - Татьяна Авилова, кандидат физико-математических наук, основатель группы «История рода в истории страны», г. Москва - Анна Антипова, организатор генеалогического клуба "В поисках рода", г. Москва Встреча пройдет по адресу: Москва, Бобров переулок, дом 6, строение 2 Тургеневская гостиная , Библиотека-читальня им.
Добрым воспитательницам проще было научить детей любить бессмертного вождя мирового пролетариата, знакомство с которым здесь, в саду, у большинства и происходило. Нам читали рассказы про Ленина, мы учили про него стихи, например, такие: Всегда мы помним Ленина И думаем о нем. Мы день его рождения Считаем лучшим днем! Потом мы шли в школу. Первый, кого мы там встречали, снова был В. Ленин, точнее, его изваяние в виде бюста. Мы открывали букварь — и на первой странице видели предисловие: «Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин…». Имя вождя органично входило в наше сознание, мы хотели быть октябрятами, нам нравилось носить звездочки с портретом Владимира Ильича, на котором он был «маленький, с кудрявой головой». А потом нас принимали в пионеры. Страшно подумать, но мы давали клятву. Перед лицом своих товарищей мы торжественно обещали «горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия». Мы выкрикивали: «Всегда готов! Мы носили красные галстуки, отличники — тщательно выглаженные, а двоечники и хулиганы — неуважительно мятые. У нас были пионерские собрания, на которых кого-нибудь обязательно за что-то отчитывали, доводя до слез. Нашим долгом было помогать отстающим ученикам, заботиться о ветеранах, собирать макулатуру и металлолом. Мы принимали участие в субботниках, по графику делали уборку в классе и столовой, учились вести домашнее хозяйство и «молоток в руках держать» на уроках труда, или даже работали в колхозах, ведь именно труд должен был выковать из нас коммунистов. Труд необходимо чередовать с отдыхом: коммунистическая партия заботилась и об этом. Большинство из нас летние месяцы проводили в пионерских лагерях, путевки в которые выдавались нашим родителям по месту работы. Чаще всего это были лагеря в ближайших пригородах. Лишь детям сотрудников крупных предприятий выпадало счастье отдохнуть на Черноморском или Азовском побережьях. Наиболее знаменитым пионерским лагерем, разумеется, был «Артек», в котором все было «самое-самое». Иногда путевки в него доставались отличникам и победителям олимпиад. В пионерских лагерях мы просыпались под звуки горна, делали утреннюю зарядку, ходили строем, пели гимн пионеров «Взвейтесь кострами, синие ночи…», ну и влюблялись, конечно.