8 февраля – 295 лет со дня основания Санкт-Петербургского государственного университета, ставшего преемником Академического университета, основанного вместе с Петербургской академией наук Петром I в 1724 году. Санкт-Петербургский государственный университет – старейший и один из крупнейших вузов России. В следующем году он отметит свое трехсотлетие – в 1724 году Петр I издал указ о создании.
Please wait while your request is being verified...
В настоящее время эта версия официально принята руководством университета. Согласно другой версии, современный СПбГУ — преемник Санкт-Петербургского университета, который был создан в 1819 году в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института при этом следует иметь в виду, что Главный педагогический институт был восстановлен независимым от Университета уже в 1828 году. За дату основания в этом случае принимается 8 20 февраля 1819 года , стоящая на докладе министра духовных дел и народного просвещения, князя Александра Николаевича Голицына , озаглавленном «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге» и содержащем проект «Первоначальное образование С. С 1821 по 1914 г. Бубнова ; октябрь 1937 г. Жданова ; 1969 г.
В настоящее время эта версия официально принята руководством университета и государства Постановление Правительства Российской Федерации от 01.
Согласно основной исторической версии, современный СПбГУ — преемник Санкт-Петербургского университета, который был создан в 1819 году в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института, ведущего свою историю от Учительской семинарии, основанной в 1786 году при этом следует иметь в виду, что Главный педагогический институт был восстановлен независимым от Университета уже в 1828 году, а затем министерством просвещения было принято решение об окончательном закрытии в 1858 году, последний выпуск был в 1859. За дату основания в этом случае принимается 8 20 февраля 1819 года, стоящая на докладе министра духовных дел и народного просвещения князя Александра Николаевича Голицына, озаглавленном «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге» и содержащем проект «Первоначальное образование С. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Царствование императора Александра I. Первое время Университет жил по Уставу Главного педагогического института, пока 4 16 января 1824 года в нём не был введён в действие изменённый по обстоятельствам Устав Московского университета. Там же.
После этого на протяжении своей истории университет сменил множество названий Названия Санкт-Петербургского университета. С 1821 по 1914 год он назывался Императорский Санкт-Петербургский университет; 1914 год — февраль 1917 года — Императорский Петроградский университет; февраль 1917 года — июнь 1918 года — Петроградский университет; июнь 1918 года — октябрь 1919 года — Первый Петроградский университет; октябрь 1919 года — январь 1921 года — Петроградский университет; январь 1921 года — январь 1924 года — Петроградский государственный университет; январь 1924 года — апрель 1933 года — Ленинградский государственный университет; апрель 1933 года — октябрь 1937 года — Ленинградский государственный университет имени А.
Герман и К.
Арсеньев; по философии и истории А. Галич и Э. С 1804 г.
Университет занимал часть здания 12 коллегий - замечательного памятника русской архитектуры первой половины XVIII в. Трезини, - а в 1830 г. Первоначально в воссозданном Университете было три факультета: историко-филологический, философско-юридический позднее юридический и физико-математический, которые делились на разряды; в 1854 г.
В таком составе факультетов Университет просуществовал до 1918 г. Впервые в российских университетах было проведено разделение факультетов на отделения, осуществлявшие более узкую специализацию студентов. Эта мера сыграла весьма заметную роль в истории отечественной высшей школы.
В ноябре 1819 г.
Спортивный комплекс Санкт-Петербургского университета включает в себя 2 стадиона, крытый плавательный бассейн, 27 спортивных залов игровые и тренажерные залы, залы борьбы, бокса, скалолазания, аэробики, тир , открытые баскетбольные, волейбольные, тренажерные площадки и футбольное поле. В СПбГУ действуют секции академической гребли, альпинизма, алтимата, бадминтона, баскетбола, волейбола, легкой атлетики, настольного тенниса, плавания, регби, танцевального спорта, тенниса, хоккея, черлидинга и шахмат. В СПбГУ действует несколько спортивных объединений, в том числе спортивный клуб «Балтийские орланы» спортивное ориентирование, киберспорт, фехтование, многоборье, футбол, клуб туристов, альпинистский клуб «Барс», секция яхтинга, гребной клуб. Имеется театр-студия Санкт-Петербургского государственного университета, организованная в 1944 году. На сцене театра-студии начинали свой творческий путь многие знаменитые актеры и режиссеры.
Новости СПбГУ: 100 лет Институту наук о Земле
Более 350 вузов-партнеров. Университет обладает серьезной материальной базой для проведения научных исследований, куда в частности входят обсерватория, ботанический сад, шесть музеев, научная библиотека им. Горького, издательство, а также полевые базы практик. Историческим главным зданием университета является здание Двенадцати коллегий, в Старом Петергофе расположен Петродворцовый учебно-научный комплекс, на базе дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача» —- Загородный кампус Высшей школы менеджмента. Вниманию наших посетителей мы предлагаем прогулку по сердцу Санкт-Петербургского университета — комплексу зданий расположенных на Васильевском острове. Здание Двенадцати коллегий Университетская наб.
Оно и состоит из вплотную приставленных друг к другу двенадцати одинаковых корпусов. Со стороны двора проходит двухъярусная аркада, над нею на втором этаже знаменитый университетский коридор длиной почти 500 метров. Ректорский флигель Университетская наб. На его месте построили каменное трехэтажное здание, где находилось питейное заведение. В 1840-1842 гг.
Щедриным в стиле необарокко.
Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин. Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов. Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио. Общество естествоиспытателей, в 1893 г. За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Комиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окрестностей. В 1901 г. В этот период возникли и новые научные общества. В начале 1888 г.
Председателем общества стал профессор геологии А. Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека. В 1889 г. Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов. Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые. При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г. Главной своей задачи — прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г. Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством. Весной 1886 г. Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов.
Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III. Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности. Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год. Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А. Ульянов, по приказу министра было закрыто. Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием. Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г. Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г.
На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов. Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г. Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г. Книпович, С. Кареев, И. Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А. Впервые рабочие поддержали студенческое движение.
При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий. Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М. Ростовцев, Н. Кареев были ее активными членами. После событий 9 января 1905 г. Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку.
В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений. Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г. Таким образом, в 1905 г. События 1905 г. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором.
Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей. До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений. В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод. Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами. Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня». Слава богу, серьезных пожаров в университете не было. Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад? Статус студента первой половины XIX века был переходным.
Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами. Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся. Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство. Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог. Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг. Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие. В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян. Много ли было в университете студентов? В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г.
Последний набор студентов Педагогического института 1816 г. Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г. Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг. В 1835 г. Этот рост продолжался до 1848 г. За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600. Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов. Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний.
Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи. Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка. С 1810-х гг. Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг. Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг. Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней. При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами. Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации. Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков.
В конце 1850-х гг. За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей. В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете. Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически. Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату. Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий. Оставшись без средств, он обратился за помощью к дяде, но не встретил поддержки. По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде, Петрица лишил себя жизни». При Николае I министерство просвещения вырабатывает детализированную систему норм и запретов для студентов. В создании подробного свода предписаний не было ничего удивительного, так как в то время студент, будь ему 16 лет, как самому юному воспитаннику Петербургского университета по ведомости студентов за 1849 г.
В инструкции инспектору студентов говорилось, что молодые люди, учащиеся в университете, находятся в тех летах, когда «воображение, страсти и физические силы достигают высшего периода развития», отчего происходят необдуманные поступки». Правила поведения, составленные на латинском языке, выдавались всем студентам в момент торжественной церемонии зачисления в университет. Принимая их, молодые люди обещали строго им следовать, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку. Однако, как с иронией замечали сами студенты, эти правила не многим были понятны из-за слабого знания латыни. Правительство упорно отстаивало воспитательный характер университета, желая видеть в нем учебное заведение, в котором преподавание находилось бы под бдительным надзором начальства, а молодежь воспитывалась бы в духе религиозного смирения и преданности престолу. Повседневные отношения студента с преподавателями и администрацией, определенные уставом 1835 г. Если учившиеся за собственный счет могли по желанию покинуть стены университета, казенные стипендиаты не могли и этого, ибо в случае оставления университета казеннокоштному студенту полагалось возвратить сумму, потраченную на обучение. Основанием для исключения могла быть болезнь или неспособность к учению. Однако и неспособность нуждалась в подтверждении, поэтому обычной практикой было оставление неуспевающих на том же курсе на второй год. По окончании 3-х или 4-х-летнего курса обучения зависимость выпускников устанавливалась еще на 6 лет, в течение которых они должны были служить учителями гимназий, уездных или начальных училищ, смотря по способностям.
Неотъемлемой стороной студенческого быта дореформенного университета был каждодневный и весьма изощренный надзор инспекции. Надзор этот состоял из части «нравственной, учебной, полицейской», а в отношении казеннокоштных студентов еще и хозяйственной. Для наблюдения за нравственностью студентов, инспектор, согласно инструкции, обязан был знать характер и способности каждого из них, особенно пристально наблюдая за теми, кто уже замечен с дурной стороны. Особым предметом забот инспектора было получение сведений о своекоштных студентах: о том, где и с кем они живут, какие имеют «способы к существованию», чем занимаются вне лекций. Как правило, на студентов, живущих у родителей и ближайших родственников, инспекция обращала меньше внимания, чем на студентов, вынужденных снимать жилье. Для наблюдения за ними, инспектор и его помощники имели право посещать квартиры своекоштных студентов, что и делалось «в разные часы и всегда неожиданно». Например, только за декабрь 1849 г. Распространенным поводом для конфликтов с инспекцией была форменная одежда, «непорядок» в которой мог грозить нарушителю выговором или даже карцером. В «Правилах для студентов С. Сверх того, во всех публичных собраниях, на гуляниях и на улице полагалось ходить при шпаге и быть застегнутыми на все пуговицы и крючки воротника.
Пестрые брюки и галстуки при форменной одежде носить запрещалось. Студенты были обязаны при встречах отдавать честь членам царской фамилии и генералам «особым образом»: становясь во фронт и сбросив с плеч шинель, как это требовалось от офицеров. Этот ритуал комично выглядел со стороны, поскольку руки у студента, в отличие от офицера, были часто заняты. Оже де Ранкур рассказывает в своих мемуарах, как его товарищ, возвращаясь с лекций со стопкой книг и тетрадей под мышкой, встретил генерала и, согласно предписанию начальства, поспешил сбросить шинель. При этом «книги рассыпались, а с ними вместе и шинель упала на тротуар, рассмеялся генерал, рассмеялся и студент». А вот студентам Маркову и Сологорскому было не до смеха, когда попечитель округа вызвал их к себе для выяснения, «не кроется ли в молодых людях дух вольнодумства, дерзости или непокорности к властям». Поводом для допроса была встреча Маркова и Сологорского на улице с Николаем I, при которой студенты от растерянности не отдали государю чести. Иерархия наказаний, практиковавшихся в российских университетах, восходит к традициям университетов Средневековья. Почему-то эта часть особенно детализировалась в уставах Дерптского и Виленского университетов 1803 г. Среди видов наказаний практиковались как мягкие: выговор ректора, ограничение свободы передвижения это важно было для казенных студентов, живших на территории университета , так и суровые: карцер и исключение из университета.
Самым серьезным наказанием было не просто исключение исключенный обычным порядком имел шанс вновь поступить в тот же или другой университет , а исключение без права поступать в какой бы то ни было российский или заграничный университет. Министерство народного просвещения уведомляло о таких «негодяях» европейские университеты, воплощая принцип «единого университетского пространства». Исключенному не разрешалось оставаться в университетском городе, кроме тех случаев, когда он проживал в нем вместе с родителями. Но родителям с этого момента предписывалось иметь за своими сыновьями «неотступное наблюдение». В уставах средневековых университетов эта форма наказания называлась consilium abeundi, или «совет удалиться». Правда, известны лишь единичные случаи применения этой нормы в столичном университете за всю первую половину века. До начала 1830-х гг. Позже главным мотивом исключения становится «политическая неблагонадежность». Архивные документы свидетельствуют о том, что случаи «политической неблагонадежности» студентов доводились до сведения Николая I, многие из подобных дел хранят его резолюции. В ведомостях о студентах Петербургского университета 1840-1850-х гг.
Они мало менялись с годами: несоблюдение формы, неисполнение приказаний, ссоры между студентами, «нескромные поступки», такие как посещение немецкого клуба на Васильевском острове, куда вход студентам был запрещен, пьянство. Кроме того, наказывались неявка на лекции без уважительной причины, грубые ответы профессорам во время лекций, несоблюдение приличия в кабинетах для занятий. В качестве особо тяжкого проступка в ведомости отмечены «дерзкие объяснения» студента историко-филологического факультета П. Годзянского в Правлении университета, за что виновному было определено 7-дневное заключение в карцер. Другой студент был наказан за ослушание и дерзкий ответ помощнику инспектора; третий — за курение папирос в кабинете для занятий. Двухдневным карцером закончилась для воспитанника историко-филологического факультета Н. Осипова карточная игра. Что касается проживания студентов, то до начала 1820-х гг. Расселение же своекоштных студентов, которые стали стремительно прибывать во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг. Выбор квартиры определялся ее дешевизной, а дешевое жилье можно было найти в любом конце города, кроме центральной части.
Некоторые студенты селились у родственников. Так или иначе, в Петербурге не сложилось подобия «Латинского квартала», как в Париже или малых университетских городах Германии. Живя по 10-12 человек в комнате, казеннокоштные студенты часто болели. Особенно плачевной была ситуация в первые годы существования Педагогического института, когда из-за большого набора студентов одновременно учились студенты старшего и младшего выпусков, почти 200 человек в университетских покоях создалась перенаселенность. Сырые и душные комнаты, отсутствие физической активности, усиленный режим занятий, все это объясняет небывалое количество болезней и даже смертей среди студентов Педагогического института. Только за 1804—1809 гг. Массовыми болезнями были чесотка и головная боль от топки печей, от занятий в душном помещении. Причинами смерти становились чахотка или брюшной тиф. Обычный недельный рапорт профессора, назначенного смотрителем студентов: «… Все благополучно, только студент Левицкий занемог и отправлен в Обуховскую градскую больницу, а студент Новицкий сегодня в 6 часу пополудни скончался в доме института». Однако условия в градской больнице были плохими: слишком мало Институт мог перечислять городу денег за лечение студентов, и они не раз просили Конференцию профессоров забрать их, чтобы умереть «в своих покоях».
Эта удручающая картина не была чем-то уникальным: в то время, когда в Институте скученно жили и учились казенные студенты, их быт в основных чертах повторял обстановку кадетских корпусов и других закрытых учебных заведений, с той только разницей, что студенты были взрослее — от 18 до 23 лет. Поскольку смерть студента, как и его жизнь, является неотъемлемой страницей социальной истории университета, стоит обратить внимание на то, что ритуал похорон студента уже в начале XIX века отсылает не к военным, а к нарождающимся академическим традициям. На следующий день, 12 апреля, он был погребен на Смоленском кладбище. Похороны Потакинского были скромными, но после отпевания была устроена гражданская панихида, которая подчеркивала «ученый статус» покойного. Рапорт гласит: «Провожали тело его все студенты вместе с некоторыми профессорами, над гробом говорены были студентами Язвицким, Сфериным и Александровским на российском и греческом языках речи». Труд и досуг, болезнь и смерть, траур и праздник — эти структуры повседневности постепенно приобретали для университетского человека специфическое обличье и значение. Для студенческого быта очень важны по крайней мере, по воспоминаниям студентов всех времен формы проведения досуга, то есть времени, свободного от занятий. При избытке развлечений, существующих сегодня, трудно представить, в чем студенты лет 150 назад находили свои развлечения. Главная радость для казеннокоштного студента того времени а их было большинство — выйти за территорию университета. Сами увольнения в город по особому «билету» были возможны только в субботние и воскресные дни при условии хорошего поведения.
Разумеется, это правило нарушалось на каждом шагу: журналы инспекторов пестрят описаниями самовольных отлучек. Некоторые описания весьма красноречивы. Так, в 1806 г. Петербургский полицмейстер Ф. Эртель распорядился выслать его из города, но по выяснении, что задержанный — студент и пользуется правом неподсудности обычной полиции, он был отдан в руки университетскому начальству. Соловьев, как говорит тот же источник, «от содержания его чрез целую неделю в уединенном покое на хлебе и воде хотя с начала на несколько времени и исправился было, но после опять настолько ослабел, что редкий стал проходить день, в который бы он не напивался до безобразия». Поскольку для науки от такого студента проку не было, Конференция профессоров, истощив все усилия, обратилась к попечителю с предложением удалить пьяницу, определив его в военную службу, что и было сделано. Места обычных студенческих «загулов» за оградой университета были более или менее постоянны. Это были самые дешевые трактиры, где студентов кормили и поили в долг. Таких заведений было достаточно в Загибенном переулке.
Название переулка исчезло в 1860-х гг. Студенты 1830-х гг. Популярными ресторациями Васильевского острова были кухмистерская «Лондон» и заведение Гейде, оба на 7-й линии, ресторан Тиханова на набережной напротив Николаевского моста. В этих «точках» студентам наливали в долг. По положению, можно было довести долг до 10 руб. Много ли это? По таксе, это примерно десять «скверных обедов у Гейде», с пивом, но без вина. Вход в ресторации был платным, даже если студенты ничего не собирались заказывать, но в Загибенном переулке эти суммы были символическими. Своекоштные студенты из дворян могли себе позволить отобедать в приличных ресторанах в центре города, они ходили в театр, играли на Бирже, расположенной рядом с университетом. Конфликты студентов с окрестными жителями были тоже частью повседневности.
На Васильевском острове много лет шла «маленькая война» студентов с местными немцами-мастеровыми. Мемуарист сообщает, как об обычном, повторяющемся событии, о том, что студенты ходили на 27-ю линию «кататься с ледовых гор одного из Шустерклубов», при этом «били немцев, сидя на их спинах, спускались с гор» и вообще производили на Васильевском острове всевозможные «шалости». Эти «забавы» повторяли модель «разгульного поведения» немецких буршей, державших в страхе маленькие города Германии. Вечером студенты отправлялись на Невский проспект «показать себя». В целом, их проделки того времени были мелким хулиганством, до уголовщины не доходило: студенты «то, идя пьяною ватагою по Николаевскому мосту, сбивали и бросали в Неву с прохожих шапки, то перевешивали вывески магазинов, то залезали в колодцы и пугали подъезжающих лошадей, неожиданно вскакивая и осаждая их за узду назад, то выходили на балконы плясать в костюме Адама, то забирались на чужие свадьбы, пользуясь тем, что на свадьбах обыкновенно гости со стороны жениха не знакомы с гостями со стороны невесты». Из немецких университетов в Дерптский, оттуда — в Петербургский вместе с переходящими студентами переносились обычаи студенческих дуэлей, пирушек, собратств. Это рождало поразительную картину, когда «корпоративные практики» существовали, и отдельные национальные «корпорации»-землячества немцев, поляков, русских в стенах университетов действовали, но студенческой корпорации как общности всех студентов университета — еще не было. Влиятельных корпораций в Петербургском университете в пору их расцвета было три: сначала образовалась из остзейских немцев корпорация Baltika, в пику ей из «продвинутых» русских студентов сложилась корпорация Ruthenia, потом образовалось сообщество студентов-поляков — Ogul общество. Корпорации имели своих лидеров, свои символы, свои цвета. Они, помимо инспекции и университетского суда, регулировали повседневную жизнь и даже нравственность своих членов.
Студент, совершивший недостойный поступок, подлежал суду чести Ehregericht. Если проступок признавался извинительным, студент подвергался временному исключению из среды корпорантов: то есть он оставался в университете, но товарищи не имели права кланяться и говорить с ним в продолжение определенного времени, пока все случившееся не предавалось забвению. За более серьезные проступки против нравственности виновный подвергался вечной изоляции, то есть до окончания курса никто из членов корпорации с ним не общался. Наиболее пунктуальны в соблюдении обычаев были представители немецкой Балтики, члены русской корпорации лишь подражали им. Жизнь корпоранта была весьма насыщенной, даже если он не посещал лекций, а это, увы! Белов, будущий этнограф и беллетрист, едва поступив в университет в 1836 г. С утра он приходил в шинельную, служившую в то же время и курильней. Здесь составлялись компании для кутежей, шли толки о добывании денег; студенты узнавали о литературных и других новостях. Затем начинались длительные уроки фехтования. Вечером корпорант непременно участвовал в кнейпах маленьких вечеринках корпорации, с трубками и вином , а изредка — в коммершах больших праздниках и шествиях, в которых непременно участвовала вся корпорация.
На этих празднествах обязательно устраивалось пение немецких студенческих песен Burschenlieder вперемешку с русскими студенческими песнями, сочиненными Н. Вот образчик корпоративного фольклора: Проведемте, друзья, эту ночь веселей, И пусть наша семья соберется тесней. Налей, налей бокалы полней! И пусть наша семья соберется тесней! Старшие корпоранты назывались буршами. Причем, бурши были простые и так называемые кор-бурши, которые по решению конвента сходки имели право носить фуражки цветов корпорации. Это были, конечно, не форменные студенческие фуражки, а маленькие шапочки без козырька, которые можно было надеть только в дружеском собрании. Но если в провинциальном Дерпте полиция сквозь пальцы смотрела на студенческие пирушки и забавы, то в Петербургском университете, где строго следили за тем, чтобы панталоны были установленной ширины, а «погончики», введенные для казенных студентов, с установленной выпушкой, за «цветную шапочку» или увлечение кнейпами можно было легко угодить в карцер. Расцвет корпоративной активности в противоположность академическим занятиям в 1830-40-е гг. Численность и организованность студенчества постепенно превращали его в особое субобщество внутри города, а администрация университета этого вроде бы не замечала.
С другой стороны, в то время стремление к научным занятиям часто не находило удовлетворения из-за остававшегося до середины XIX века низкого уровня преподавания. Белов, — но нас трудно винить за наше равнодушие к учению потому, что в наше время мы не слышали живого слова с кафедр различных факультетов». Привнесенные остзейскими студентами традиции немецких корпораций выразились в увлечении дуэлями как средством выяснения отношений. До этого времени ссора между студентами оканчивалась простой русской дракой. Если студент оскорблял своего товарища словом или поступком, то он должен был драться с ним на дуэли. Для исполнения этого корпоративного ритуала студенты брали уроки фехтования. А непосредственно перед дуэлью готовилось оружие. Шпага была элементом форменной одежды студента, но для поединка клинки специально затачивались у оружейного мастера, так что риск получить рану был нешуточным. Однако как-то обходилось без несчастных случаев, по крайней мере, о дуэлях, которые бы завершились серьезной раной или смертью спорщиков, университетские документы умалчивают. Это вполне соответствует общероссийской дуэльной статистике, когда «поединок чести» заканчивался в девяти случаях из десяти обменом выстрелами в воздух или примирением.
Впереди большие проекты, главный из которых - создание единого кампуса. Кропачев видит задачу не только в "физическом" объединении факультетов, различных служб и подразделений Университета на одной площадке. Важно, по мнению ректора, добиться реального единения. О сделанном за последние годы Н. Кропачев рассказал 7 февраля в интервью главному редактору "Леноблинформа" и газета "Вести" А.
Балугьянский , А. Куницын , М. Плисов, К. Герман, К. Арсеньев , А. Первоначально в составе университета 3 факультета: историко-филологический, философско-юридический позднее юридический и физико-математический, которые делились на разряды; в 1854 был открыт факультет восточных языков — в таком виде СпбГУ просуществовал до 1918. Впервые в российских университетах было проведено разделение факультетов на отделения, вводившие более узкую специализацию студентов. Срок обучения составлял 3 года. Студенты должны были носить форменную одежду — синий мундир с красным воротником и петлицами, и синюю фуражку с малиновым околышком. При университете действовали Учительский институт и Благородный пансион. В 1860 были организованы курсы для подготовки учителей средней школы. В 1863 был принят новый университетский устав, действовавший до 1884. Согласно уставу университет был автономной корпорацией профессоров с руководящим органом — Советом, в который входили все профессора. Совету принадлежало право выбора ректора, проректора, деканов, а так же профессоров на вакантные кафедры — право утверждения в должности оставалось за министром. Петровский зал Во 2-й пол.
Санкт-Петербургский государственный университет (СПБГУ)
Шахматов, В. Шимкевич, и многие другие. В университетской церкви был крещен Александр Блок. Он родился в квартире деда, ректора Университета А. Бекетова — в так называемом «ректорском флигеле». Блока с Л. Менделеевой, дочерью Д.
Описание университетской церкви оставил знаменитый русский философ Константин Николаевич Леонтьев. О «домашней» обстановке и особой атмосфере храма он вспоминал так: «В этой зале или большой комнате с паркетным полом было очень чисто, светло и просторно; общество молящихся было избранное. После революции храм был закрыт и в его помещениях сначала разместился студенческий клуб, а затем — аэродинамическая труба. В 1977-1983 годах по инициативе КГИОП находившиеся в аварийном состоянии храмовые помещения были частично отреставрированы, после чего там разместился Музей истории университета. В 1990 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Университет, и по его благословению инициативная группа верующих обратилась к администрации с просьбой о возрождении университетской церкви. Обращение подписали около тысячи универсантов, в том числе известные ученые: А.
Алексеев, Л. Гумилев, О. Ладыженская, Д. Лихачев, А. Панченко, И. Стеблин—Каменский и многие другие.
В 1996 году настоятелем был назначен выпускник физического факультета Университета, кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, протоиерей Кирилл Копейкин. В храме начались богослужения, университетская община занялась восстановлением исторических храмовых интерьеров. Силами православной общины были собраны материалы для канонизации настоятеля университетского храма, священномученика протоиерея Владимира Лозино-Лозинского, выпускника историко-филологического факультета университета, расстрелянного в 1937 году и причисленного к сонму российских новомучеников на Архиерейском Соборе 2000 года. Ранее, в 1992 году, был причислен к лику святых другой универсант - святой мученик Юрий Новицкий, профессор юридического факультета Петроградского университета, расстрелянный в 1922 году вместе со святым митрополитом Вениамином. В 2002-2003 годах в храме был произведён косметический ремонт, в результате которого был частично освобождён алтарь, открыты проёмы диаконских дверей алтарной преграды, восстановлена перегородка, отделявшая алтарное пространство от ризницы, воссоздана солея, изготовлены новый престол и жертвенник. В 2007 году храм торжественно отпраздновал своё 170-летие.
В настоящее время молитвами святых небесных заступников Университета и трудами университетской общины продолжается восстановление храма. Ведутся проектные работы по восстановлению алтаря и иконостаса. Создан Научно-богословский центр междисциплинарных исследований, который возглавил настоятель университетских храмов святых апостолов Петра и Павла и святой мученицы Татьяны протоиерей Кирилл Копейкин. Возрождение университетских храмов, их просветительская, социальная и благотворительная деятельность вносят свой вклад в повышение общественного статуса и духовной роли Санкт-Петербургского государственного университета. Если вы хотите стать модератором страницы заполните форму Аспирантура и докторантура На основные образовательные программы аспирантуры СПбГУ на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра.
В настоящее время эта версия официально принята руководством университета и государства. Согласно другой версии, современный СПбГУ — преемник Санкт-Петербургского университета, который был создан в 1819 году в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института при этом следует иметь в виду, что Главный педагогический институт был восстановлен независимым от Университета уже в 1828 году. За дату основания в этом случае принимается 8 20 февраля 1819 года, стоящая на докладе министра духовных дел и народного просвещения князя Александра Николаевича Голицына, озаглавленном «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге» и содержащем проект «Первоначальное образование С. Первое время Университет жил по Уставу Главного педагогического института, пока 4 16 января 1824 года в нём не был введён в действие изменённый по обстоятельствам Устав Московского университета.
Международная деятельность СПбГУ первым из российских университетов вошёл в престижную Коимбрскую группу европейских университетов и в настоящее время является её единственным членом от России [49] [50].
Ежегодно более 3 тыс. В Санкт-Петербургском университете также действуют 8 программ по модели двух дипломов — это возможность получить международный опыт и стать обладателем второго диплома университета-партнёра. Программы по модели двух дипломов Программа.
Мечникова, А. Ковалевского, И.
Сеченова и многих других. В 60-е гг. Восточный факультет стал центром изучения ориенталистики в Российской империи. Петербургский университет начал традицию женского образования в нашей стране. А 1878 г. В университете свое студенчество провели известные деятели культуры: И.
Тургенев, Г. Успенский, Л. Андреев, Д. Мамин-Сибиряк, В. Вересаев, А. Блок, Н.
Гумилев, М. Глинка, И. Стравинский, А. Глазунов, Е. Мравинский, М. Врубель, Н.
Рерих, А. Бенуа, И. Билибин, В. Поленов, Н. Ге, И. Грабарь, С.
Дягелев и многие другие. Универсантами были четыре руководителя правительства страны — Б. Штюрмер, А. Керенский, В. Ленин, В. Путин, а также два президента: В.
Путин и Д. Санкт-Петербургский университет в XIX веке Университет — старейшее высшее учебное заведение России, был основан 28 января 1724 г. Петром I в составе Академии наук в историографии для этого периода закрепилось название «Академический университет». Уварова был возрожден под именем Санкт-Петербургского университета в системе министерства народного просвещения. Возрожденный университет унаследовал от института все: профессоров и студентов, структуру факультетов, объемы и программы преподавания, помещения, библиотеку и учебные кабинеты. Председателем Правления и непосредственным начальником университета становился попечитель учебного округа.
В марте 1819 г. Первоначально университет руководствовался временными правилами, составленными Уваровым и прежним уставом Главного Педагогического института. Только в 1824 г. С 1821 г. В ноябре 1819 г. Из них только один имел удовлетворительный гимназический аттестат, поэтому остальные были подвергнуты экзаменам.
К 1829 г. Занятия начинались в 8 часов утра и продолжались с двухчасовым перерывом до 6 часов вечера. Лекции были двухчасовые, таким образом, студенты должны были слушать по 3 — 4 лекции ежедневно, кроме воскресенья. Первоначально учебный год совпадал с календарным, а затем был установлен с августа по июнь с месячным перерывом на каникулы. Срок обучения составлял три года. Студентам полагалось носить форменную одежду — синий мундир с красным воротником и петлицами и синюю фуражку с малиновым околышком.
В 1831 г. Еще до 1819 г. Лекции по политической экономии и праву читали профессора М. Балугьянский, А. Куницын, М. Плисов; по статистике и географии К.
Герман и К. Арсеньев; по философии и истории А. Галич и Э. В лекциях этих профессоров присутствовали идеи критики крепостного права, феодального строя, феодальной государственной системы и даже заявления о преимуществах конституционного способа правления над абсолютной монархией. Все это резко расходилось с реакционным курсом политики последних лет царствования Александра I, наиболее ярко проявляющемся в деятельности министерства народного просвещения под руководством князя А. После отставки Уварова с поста попечителя учебного округа на его место был назначен член Главного правления училищ Д.
Рунич, ярый сторонник подобного курса. Осенью 1821 г. Над четырьмя профессорами: Германом, Раупахом, Галичем и Арсеньевым было устроено позорное судилище, в результате которого им было запрещено читать лекции в университете Куницын был уволен еще раннее. В сложившейся обстановке ректор Балугьянский подал в отставку и то же вскоре покинул университет. Выражая свое несогласие с обскурантистским курсом нового попечителя из университета ушли востоковеды Шармуа и Деманж, экономист Плисов, минеролог Панснер. Он так же добился перевода университета из здания Двенадцати коллегий в тесное и мало приспособленное помещение университетского Благородного пансиона на Кабинетной улице, почти на окраине города, где университет вынужден был ютиться до 1837 г.
Поскольку многие профессора имели казенные квартиры в здании Двенадцати коллегий или жили поблизости на Васильевском острове, то осенью и весной во время ледостава и ледохода они оказывались отрезанными от университетских аудиторий. Итогом деятельности Рунича стала его отставка в 1826 г. Из спешно набранных Руничем взамен ушедших профессоров, по отзывам современников, только один был по настоящему талантлив. Это О. Сенковский, блестящий арабист, получивший профессорскую должность в 22 года. Он вместе с вернувшимся в университет иранистом Шармуа положил начало формированию научного востоковедения в стенах университета.
Достаточно острой оставалась проблема подготовки кадров высшей квалификации для замещения профессорских вакансий. Хотя университеты имели право присуждения ученых степеней, так как еще в 1819 г. Тем не мене правительство сочло необходимым в 1827 г. Совет Петербургского университета выбрал 8 студентов, большинство которых были первокурсниками. После испытаний проведенных в Академии наук шестеро были признаны достойными и летом 1828 г. Трое из них: историк Михаил и зоолог Степан Куторга и юрист Калмыков через несколько лет заняли профессорские кафедры в родном университете.
На физико-математическом факультете преподавание вели: профессор астрономии, академик В. Вишневский, прославившийся выполненным им 1806-1815 гг. Кафедра физики и химии была общей, и возглавлял ее профессор химии М. Соловьев, а физику читал Н. Щеглов, автор известного учебника, секретарь Вольного Экономического общества и издатель журнала новостей в области естественных наук и сельского хозяйства. На курс общей и частной физики отводилось по 2 часа в неделю позднее 8 часов.
После смерти Н. Шеглова в 1831 г. Щеглову, закончившему университет в 1823 г. Кафедру математики занимал профессор Д. Лекции по минералогии читал Д. Соколов, по ботанике Г.
Бонгардт, по зоологии ученик Кювье А. На философско-юридическом факультете философию преподавал профессор российской словесности Толмачев, римское право — В. Шнейдер, политическую экономию и науку о финансах — Бутырский, естественное право — философ П. Историко-филологический факультет представлял профессор географии и статистики, автор ряда научных трудов и учебных пособий Е. Здесь разворачивалась педагогическая деятельность крупного антиковеда академика Ф. Грефе, преподававшего греческую и римскую словесность.
Всеобщая история после изгнания Раупаха перешла к французскому эмигранту Дегурову, но он, став ректором, прекратил чтение лекций, поручив их так же, как и российскую историю, Рогову, читавшему довольно бесцветно. Изменения в преподавании истории произошли только с появлением на исторической кафедре Н. Устрялова, впервые организовавшего в добавление к лекциям и практические занятия по изучению важнейших источников отечественной истории. В 1834 г. Его деятельность в университете была недолгой, как и стремление к ученому поприщу, тем не менее среди литературных произведений великого писателя есть несколько статей по истории и ее преподаванию, отражающих содержание университетских лекций. На лекцию Гоголя в университетскую аудиторию однажды пришел Пушкин, восторженно встреченный студентами.
В начале 1830-ых гг. Вместо устаревшего схоласта Толмачева на кафедре русской словесности появились П. Плетнев и А. Никитенко, внесшие свежую струю и поощрявшие литературные опыты студентов. На одной из лекций Плетнева студент П. В целом период 1819-1835 гг.
Санкт-Петербургский университет получил надлежащий статус и стал действовать наряду с другими университетами в рамках системы высших учебных заведений, подчиняющихся министерству народного просвещения, осуществляя руководство делами всего Санкт-Петербургского округа, в который так же входили Псковская, Новгородская, Олонецкая, Вологодская и Архангелогородская губернии. Всего за эти годы 284 человека закончили курс университетского образования, среди них было немало будущих известных ученых. Например, знаменитый профессор истории Московского университета Т. Грановский, профессора Петербургского университета В. Григорьев, А. Никитенко, Н.
Устрялов, известный археолог и нумизмат П. Савельев и многие другие. В определенной степени такое сравнительно небольшое количество студентов определялось тем обстоятельством, что выпускники университета получали чины 14 -12 классов по Табели о рангах, в то время как выпускники университетского же Благородного пансиона, проходящие более облегченный курс наук, могли получать чины до 10-го класса включительно. Население столицы полуфеодальной страны, каковой была Россия начала XIX века, среди которого был высокий процент дворянства и чиновников, предпочитало отдавать своих детей в более привилегированные учебные заведения. Тем не менее наблюдалась постоянная тенденция к увеличению числа желающих получить университетское образование. К 1835 г.
Несмотря на разгром 1821 г. При университете существовал ряд кабинетов с разнообразными коллекциями и учебным материалом. Минералогический кабинет создан в 1805 г. Постельс передал коллекцию из 280 экземпляров горных пород, собранных во время кругосветного плавания. В нумизматическом кабинете было 838 монет и медалей, в ботаническом музее — около12 тысяч образцов растений и семян, в зоологическом музее — 8048 предметов, в физическом кабинете — 146 машин и приборов. Университетская библиотека имела к этому времени 5914 изданий.
Развитие учебно-вспомогательных кабинетов сдерживалось недостаточностью отпускаемых денежных средств, так как ежегодно на пополнение библиотеки и кабинетов и на содержание лабораторий выделялось всего 6 тысяч рублей. Николаем I был утвержден новый устав российских университетов. С 1-го января 1836 г. Следует заметить, что в отличии от западноевропейских университетов, русские университеты в XIX — начале XX века подчинялись единым уставам, унифицирующим их структуру и перечень преподаваемых дисциплин. Структура и принципы управления университетом подверглись значительным изменениям. Срок полномочий выборных ректора и деканов был продлен до 4 лет.
Право утверждения деканов было предоставлено министру народного просвещения, а ректора — непосредственно императору. Прямым начальником над университетом оставался попечитель учебного округа, который утверждал избираемых Советом университета профессоров, вместе с тем он мог и непосредственно назначать профессоров на вакантные кафедры по своему усмотрению. Совет состоял из всех профессоров, которые делились на ординарных и экстраординарных. Профессор прослуживший 25 лет получал звание заслуженного и выходил в отставку с сохранением своего полного жалованья, освобождая место для более молодого ученого; впрочем, совет мог избрать его еще на 5 лет и даже повторить это избрание. Административно — хозяйственным органом оставалось правление, состоящее из ректора, деканов и синдика заведующего канцелярией. Последний, так же как инспектор, ведавший студенческими делами, назначался попечителем и контролировал работу совета.
Раннее он лишь присутствовал на заседаниях совета. По уставу 1835 г. Поскольку в Петербургском университете в течении XIX века медицинский факультет отсутствовал, оставалось только два первых факультета. Коренному преобразованию подвергся юридический факультет. Из преподававшихся здесь предметов философия, история и политическая экономия были исключены, но зато было расширено преподавание собственно юридических дисциплин. Этот факультет составили 8 кафедр: римское право; гражданские законы общие, особенные и местные; законы полицейские и уголовные; энциклопедия, законоведение и российское государственное право; международное право; законы благоустройства и благочиния; законы о государственных повинностях и финансах; церковное право.
Бывшие историко-филологический и физико-математический факультеты были преобразованы соответственно в 1-ое и 2-ое отделения философского факультета. В течении 1836-37 учебного года 1-ое отделение философского факультета делилось на три разряда: историко-политических наук, общей словесности, восточной словесности. В дальнейшем сохранялось только разделение на два последних разряда. На базе разряда восточной словесности в 1855 г. Здесь к физике было присоединено преподавание физической географии и открыта новая кафедра технологии, сельского хозяйства, лесоводства и архитектуры. Кроме этих двух существовали следующие кафедры: математики, астрономии, химии, минералогии и геогнозии, ботаники, зоологии.
На протяжении почти тридцатилетнего действия устава 1835 г. В 1839 г. А министерство иностранных дел на свои средства учредило кафедру валахо-молдавского языка для подготовки чиновников для Бессарабии знающих, молдавский язык. Эта кафедра существовала почти 20 лет, до 1858 г. По аналогии с ней в 1845 г. Туда поступали молодые люди, специально присылаемые с Кавказа для приготовления к разного рода государственной службе в этом регионе.
Общим предметом для всех факультетов было объявлено богословие. Срок обучения в университете был увеличен до четырех лет. В январе 1837 г. В том же году студентам было предоставлено право носить шпаги и треугольные шляпы и при встрече с генералами отдавать им честь по-офицерски. В 1850 г. Вследствие этого стали учреждаться разного рода государственные и частные стипендии для студентов.
Например, князь Николай Юсупов пожертвовал 10 тысяч рублей, с тем чтобы на проценты от этой суммы были учреждены две стипендии для беднейших студентов, которые получат на вступительном испытании высшие балы по русской словесности и истории. При открытии факультета восточных языков 11 стипендий выделило министерство народного просвещения и 10 — министерство иностранных дел. Средний размер стипендии составлял 300 рублей в год. С 1860 г. Студенты стали жить на частных квартирах, но и там они находились под наблюдением университетского инспектора. Например, только в 1855 г.
Устав предъявил жесткие требования к научной квалификации преподавателей, отныне лица, претендующие на профессорскую должность обязаны были иметь докторскую степень, а на должность адъюнкта — магистерскую. Упорядочивалась процедура получения ученых степеней и проведения публичных диспутов по защите диссертаций. Студентам, отлично окончившим университет, степень кандидата присуждалась без особых испытаний, остальные должны были выдержать кандидатские экзамены и написать кандидатское сочинение или удовольствоваться званием действительного студента. Всего за период с 1836 по 1863 гг. Для получения докторской и магистерской степени было необходимо и выдержать экзамен и защитить диссертацию. Вследствие этого начались регулярные диспуты по обсуждению представляемых в факультеты диссертаций.
Всего с 1836 по 1864 гг. Среди получивших в это время ученые степени были знаменитые ученые: химик Д. Менделеев, математик П. Чебышев, ботаник А. Бекетов, историки М. Стасюлевич и М.
Сухомлинов, филолог В. Ламанский и многие другие. В 1855 г. В еще большей степени оживлению научных интересов в среде студенчества способствовало такое важное новшество устава 1835 г. Задачи выдвигались весьма серьезные, требующие от студентов самостоятельной научной работы. Первым был удостоен золотой медали в 1838 г.
Среди удостоенных медалей были: в 1847 г. Стоюнин, впоследствии знаменитый педагог и литературовед; в 1852 г. Пыпин и О. Миллер; в 1854 г. Фамицын, впоследствии крупнейший ботаник. В 1860 г.
Писарев, знаменитый литературный критик. В 1863 г. Важным событием в жизни университета стало его возвращение в здание Двенадцати коллегий, произошедшее в 1837—38 гг. В результате этой перестройки здание в основных чертах приобрело свой современный вид. Наружные аркады с восточной стороны и часть западной были заложены и превращены в помещения. Второй этаж западной галереи был остеклен и превращен в колоссальный коридор, протянувшийся почти во всю длину здания и объединивший отдельные корпуса.
Со стороны набережной Невы проделали вход и устроили лестницу, связавшую верхние этажи с новым вестибюлем. В центре были устроены парадная лестница, зал торжественных собраний и церковь. Крупнейшей реорганизацией университета в эпоху действия Николаевского устава стало открытие факультета восточных языков. Попечитель Петербургского учебного округа М. Мусин-Пушкин, раннее бывший попечителем в Казани и усердно насаждавший там ориенталистику, выступил с предложением сосредоточить преподавание восточных языков в Петербурге. Этот проект получил высочайшее одобрение и указом от 22 октября разряд восточной словесности был преобразован в новый факультет с 9 кафедрами: арабского, персидского, турецко-татарского, монголо-калмыцкого, китайского, еврейского, армянского, грузинского и маньчжурского языков.
В таком составе факультет восточных языков начал с 1855-56 учебного года свою деятельность, в 1858 г. Первым ректором, выбранным по новому уставу был историк И. Шульгин, а с 1840 по 1861 гг. Несущий на себе отблеск пушкинской эпохи, друг Пушкина и Гоголя, он пользовался уважением молодежи и как человек честный, чуждый чиновничьим интригам, в меру консервативный, был популярен среди своих коллег. Казенная квартира ректора Ректорский флигель , которую он занял с 1841 г. XIX века одним из популярных петербургских литературных салонов.
Здесь часто бывали писатели и поэты Н. Гоголь, И. Крылов, В. Белинский, И. Тургенев, И. Панаев, П.
Вяземский , В. Одоевский , Е. Баратынский и многие другие маститые и начинающие литераторы. В 1839-1840 гг. Некрасов, а еще раннее университетский Благородный пансион закончил его друг и соратник, писатель и журналист И. Время действия устава 1835 г.
Особенно успешно развивались точные и естественные науки. В течении всего этого периода кафедру физики занимал академик Э. Его основные научные интересы и выдающиеся открытия относятся к области электричества и магнетизма. Создание петербургской математической школы связано с именами крупнейших математиков того времени: И. Сомова, В. Буняковского и П.
Академик Буняковский, ставший профессором в 1846 г. Чебышев проявил себя и как талантливейший механик. На основе своих же разработок в области теории механизмов, он создал целую серию оригинальных механизмов, превращающих простейшие движения в более сложные. Для Чебышева всегда было характерным стремление сблизить математику с практикой, использую математические расчеты, например, при черчении географических карт или даже в кройке тканей для одежды. C 1839 г. Савич — один из крупнейших русских астрономов XIX столетия.
Его докторская диссертация была связана с решением важной геодезической проблемы — определением высоты уровня Каспийского моря, а его исследование об ускорении силы тяжести по русской дуге меридиана послужило образцом для всех подобных работ в России и за границей. В это же время на кафедре химии начал работать А. С его именем связан ряд важных открытий в области органической химии: определение элементарного состава нафталина и хинной кислоты, выделение хинона и нового алкалоида теобрамина.
20 февраля в 1819 году был основан Петербургский университет
2024 год — год СПбГУ! Старейшему университету в стране исполняется 300 лет. На этом приятные новости не заканчиваются. В день основания СПбГУ на Ростральных колоннах зажгут факелы, на Дворцовом мосту развесят фирменные флаги и украсят городской транспорт. В 2017 году Санкт-Петербургский университет вошел в предметные рейтинги Times Higher Education — по социальным и гуманитарным наукам, а также бизнесу и экономике[37][38]. Российская академия наук и Санкт-Петербургский государственный университет отмечают 300-летие.
Разделы статьи
- СПбГУ исполнилось 300 лет
- Санкт-Петербургский университет — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
- Наука отмечать. Как измерить возраст СПбГУ
- Годом СПбГУ объявлен 2024 год в Санкт-Петербурге
- Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
- История Санкт-Петербургского государственного университета
Санкт-Петербургский государственный университет в России — история и современность
СПбГУ отсчитывает возраст с 1724 года и называет себя «первым университетом в России». Санкт-Петербургский государственный университет – ведущий и старейший университет в России. Статья расскажет обо всех особенностях и нюансах поступления в СПбГУ, в том числе на бюджет. Как поступить в СПбГУ в 2022 году.
Разделы статьи
- Классика не стареет: об учреждении Санкт-Петербургского государственного университета
- Время первого
- Новости по тегу: СПбГУ
- СПбГУ – первый университет страны
- Санкт-Петербургский университет
СПбГУ исполнилось 300 лет
Юбилей Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) празднуют в четверг, 8 февраля, сообщает сайт вуза. Как случилось, что Петербургский академический университет, основанный в 1724 году, просуществовал всего 40 лет, кто были его первые студенты и выпускники? Санкт-Петербургский государственный университет – старейший вуз России, основанный в 1724 году. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Год основания. 1724.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Санкт-Петербургский государственный университет в России — история и современность
- СПбГУ - все о поступлении 2023 •
- Классика не стареет: об учреждении Санкт-Петербургского государственного университета
- Видео: СПбГУ поступление | Новости России
- Санкт-Петербургский университет - Википедия
Статус сПбГу в системе российского высшего образования, основные вехи истории университета.
Считается, что современный СПбГУ — преемник Академического университета, который был учреждён указом Петра I от 28 января (8 февраля) 1724 года (в 1758—1765 годах ректором университета был М.В. Ломоносов). Власти Северной столицы приняли решение объявить 2024 год Годом Санкт-Петербургского государственного университета. 300-летие со дня основания отмечает сегодня Санкт-Петербургский государственный университет. Юбилейная медаль Санкт-Петербургского университета «Где высоко стоит наука, стоит высоко человек!». В феврале 2019 года Санкт-Петербургский государственный университет — первый университет России — встречает внушительный юбилей — 295 лет со дня основания. Санкт-Петербургский государственный университет учрежден указом Петра I от 22 января 1724 г., введенным в действие указом Правительствующего Сената от 28 января 1724 г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г.
Санкт-Петербургский университет
Санкт-Петербургский государственный университет — статья из свободной большой энциклопедии. один из крупнейших в России научно-образовательных, научных и культурных центров мирового значения. Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербургский государственный университет — один из крупнейших и старейших университетов России. Санкт-Петербургский государственный университет основан по указу Петра I от 22 января 1724 года, введенным в действие указом Правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 телем и собственником имущества. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – ведущий классический университет России, один из двух вузов страны, имеющих право на разработку и внедрение собственных образовательных стандартов. Санкт-Петербургский государственный университет — первый университет России, основанный Петром I в 1724 году.
Please wait while your request is being verified...
Санкт-Петербургский государственный университет - Научный Корреспондент | Смотрите онлайн видео «Новости СПбГУ: 100 лет Институту наук о Земле» на канале «МОСТ СПбГУ» в хорошем качестве, опубликованное 25 апреля 2022 г. 16:06 длительностью 00:03:05 на видеохостинге RUTUBE. |
Please wait while your request is being verified... | единственный российский вуз, который перешагнул 290-летний рубеж своей истории. |
История. Знания. Сила. СПбГУ отмечает 300 лет со дня основания | 300-летие основания Санкт-Петербургского государственного университета. В Санкт-Петербурге стартовал XV Конгресс антропологов и этнологов России. |
Ленинградский государственный университет им. А.А.Жданова | 1819 г. - никогда не вызывала сомнения ни у его профессоров, ни у историков русской науки и просвещения в течение всего XIX и большей части XX века. |
20 февраля В 1819 году был основан Петербургский университет | 300-летие со дня основания отмечает сегодня Санкт-Петербургский государственный университет. |
195 лет назад -8 февраля 1819 года, реорганизован Санкт-Петербургский университет
Правда, поскольку 8 февраля у студентов каникулы, празднования из года в год переносят на конец месяца. Впоследствии дату удалось зафиксировать официально, на государственном уровне. А совсем недавно, в декабре 2018—го, вышло распоряжение правительства РФ о создании оргкомитета по празднованию 300—летия университета в 2024 году. Это даже написано в Большой российской энциклопедии", — утверждает Тихонов. Две стороны юбилейной медали "Первый классический университет, который имел факультеты, — московский, он был создан в 1755—м. Петербургский же в 1724—м. То есть уже тогда использовалось слово "университет", но сущность его была другой. Ведь и сейчас, подчеркивает ученый, есть университеты при РАН, где готовят академиков. Наш собеседник вспомнил, как была выпущена медаль к 150—летию петербургского университета которое отмечалось, соответственно, в 1969 году , и традиционно сама ленинградская профессура отсчитывала историю с 1819—го.
Такое бывает", — считает еще один наш собеседник, доцент и кандидат исторических наук Дмитрий Рущин.
Введенского, социолога М. Ковалевского, юристов В. Сергеева, А. Градовского, экономиста И. Кауфмана и многих других занимают видное место в истории гуманитарных наук. Санкт-Петербургский университет сыграл важную роль в развитии отечественной общественно-политической мысли и культуры. Здесь учились представители утопического социализма М. Буташевич-Петрашевский, критик и мыслитель Д. Писарев, демократ, писатель и философ Н.
Чернышевский, известные политические деятели различной ориентации: П. Кропоткин, Д. Благоев, П. Столыпин, А. Керенский, П. В 1891 г. Памятная медаль «В память открытия С-Петербургского университета». Тургенев, Г. Успенский, Л. Андреев, Д.
Мамин-Сибиряк, В. Вересаев, Я. Райнис, поэты А. Блок, Н. Гумилев, композиторы и музыканты М. Глинка, И. Стравинский, А. Глазунов, Е. Мравинский, художники М. Врубель, Н.
Рерих, А. Бенуа, И. Билибин, В. Поленов, Н. Ге, И. Грабарь, Г. Верейский, театральные деятели С. Дягелев, А. Сумбатов-Южин, В. Качалов, А.
В 2022 году Олимпиада состоится примерно в сентябре. Для получения более подробной информации, пожалуйста, напишите по адресу olimpiadarki spbu. Пожалуйста, обратите внимание, что язык проведения мероприятий - русский. В исполнении Галины Жуковой прозвучат знаковые произведения из репертуара маэстро: прелюдия, фуга и вариация Сезара Франка в транскрипции для фортепиано Акилеса Делле Винье, Соната ля мажор соч. Сотрудничала с Princeton Chamber Symphony, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, камерным оркестром Carpe Diem и симфоническим оркестром Мурсии. Обладатель наград международных конкурсов пианистов и лауреат многочисленных фестивалей. Начало концерта в 19:00.
XXIX ; последующие общие уставы Императорских российских университетов утверждены в 1835, 1863, 1884 гг. Изначально включал 3 факультета: историко-филологический, философско-юридический и физико-математический. По Уставу 1835 г. В 1850 г. В 1854 г. В 1835 г.
Трезини , в 1834—1837 перестроено по проекту архитектора А. В конце 1860-х — 1890-х гг. Организованы ботанический сад 1864 и астрономическая обсерватория 1880. В 1894 г. В 1878 г. В начале 20 в.
В июне 1918 г. В 1920-х гг. В 1930 г. Тогда же на базе историко-лингвистического факультета создан Ленинградский историко-лингвистический институт с 1933 Ленинградский институт истории, философии, лингвистики , с 1937 факультеты института вновь в составе университета. В 1931 г. К 1941 г.
В первые месяцы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. С 15 июля все преподаватели, сотрудники и студенты ЛГУ, не входившие в военные формирования университета и способные к труду, систематически направлялись на строительство оборонительных рубежей Ленинградский университет. Всего за время войны в военных действиях участвовали 2,5 тыс. В июне 1941 — июне 1944 гг. В 1950 г. В 1956 г.
К 1991 г. Редакция отечественной истории В феврале 1992 г. В 1993 г. С 2009 г. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». В соответствии с этим законом Санкт-Петербургский университет — федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования; определён как уникальный научно-образовательный комплекс; получил право устанавливать собственные образовательные стандарты, проводить дополнительные испытания по всем образовательным программам и выдавать дипломы собственного образца; ректор университета назначается и снимается с должности Указом Президента РФ.
С 2010 г. Коллегиальный орган управления СПбГУ — Конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся; выборный представительный орган — учёный совет; непосредственное управление университетом осуществляет ректор: в 1986—1993 гг. Меркурьев избран учёным советом ЛГУ , в 1994—2008 гг. Вербицкая с мая 1993 и. Кропачев в 2008 избран на конференции трудового коллектива и обучающихся СПбГУ; назначен на должность ректора Президентом РФ в 2009, переназначался в 2014, 2019.
Кузница кадров: в Петербурге 2024 год объявлен годом СПбГУ в честь 300-летия вуза
Выпускники этого направления проходят обучение для следующей деятельности: ветеринарная инспекция организация и управление ветеринарной деятельностью научные исследования лабораторные исследования, с последующей систематизацией результатов выполненных работ, составление научно-технических отчетов и другой установленной документации контроль за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в области вет-сан экспертизы. Профессиональные дисциплины:.
Бенуа, И. Билибин, В.
Поленов, Н. Ге, И. Грабарь, Г.
Верейский, театральные деятели С. Дягелев, А. Сумбатов-Южин, В.
Качалов, А. Брянцев и ряд других выдающихся представителей отечественной и мировой культуры. В 1916 г.
Ученые Университета приветствовали Февральскую революцию, видя в ней залог прогресса науки и культуры, улучшения условий своей деятельности. Однако этим надеждам на перемены не суждено было сбыться: в условиях войны и надвигавшейся хозяйственной катастрофы Временному правительству было уже не до высшего образования. И к осени 1917 г.
Неудивительно поэтому, что Октябрьскую революцию большинство научной интеллигенции, в том числе и ученые Университета, не поддержало. Конфронтация с Советской властью имела своим следствием многочисленные необоснованные аресты университетских ученых по подозрению в антисоветской деятельности. Но самые большие потери Университет понес от голода и тяжелых условий жизни в Петрограде в годы гражданской войны.
Значительная часть его сотрудников была вынуждена покинуть страну и оказалась в эмиграции. И все же Университет сумел благодаря своим замечательным ученым выстоять и сохранить высокое положение в научно-педагогической жизни общества. В условиях радикальной ломки старой высшей школы университетская профессура выступила против насаждения революционных методов обучения, смогла отстоять и традиционные методы обучения, подготовить себе достойную научную смену.
Жизнестойкость университетского коллектива в эти нелегкие годы проявилась не только в его способности преодолевать многочисленные трудности, выходить с наименьшими потерями из навязанных сверху структурных и идеологических преобразований, но и в активном научном творчестве, в организации новых научных институтов, кафедр, лабораторий, появлении новых научных направлений и школ. При этом университетские ученые занимались не только фундаментальными проблемами науки, но и охотно откликались на запросы и нужды практики. Начавшееся с конца 20-х годов наступление против старой интеллигенции не обошло стороной и Ленинградский университет, многие ученые которого были арестованы в связи с "академическим делом".
Одна за другой в Университете проходили кампании по выявлению "чуждых элементов" и "врагов народа". Многие видные ученые ЛГУ были в эти страшные годы репрессированы. Тем не менее, профессора и преподаватели прилагали все усилия, чтобы поддержать присущий Университету высокий уровень подготовки специалистов.
Удивительной психологической особенностью тех лет было то, что ученые, несмотря на весь ужас положения, работали много, упорно, даже с увлечением, получали важные научные результаты. Великая Отечественная война явилась для Университета, как и для всей страны, суровым испытанием его физических, интеллектуальных и нравственных сил. В первые же дни войны на фронт ушли сотни универсантов, а с конца июня началась запись добровольцев в народное ополчение.
Более 2 500 универсантов - студентов, аспирантов, преподавателей и служащих - сражались на фронтах, многие из них не вернулись с этой самой кровопролитной войны в истории человечества. Одновременно на всех факультетах, кафедрах и лабораториях развернулась научно-исследовательская работа по выполнению оборонных заказов. Сотрудники и студенты ЛГУ помогали укреплять обороноспособность города, несли дежурство в командах местной противовоздушной обороны, возводили оборонительные укрепления на подступах к Ленинграду.
Не прекращались и учебные занятия, хотя число студентов сократилось в несколько раз. Голодная смерть и болезни вырвали из университетского коллектива более 30 профессоров и 60 доцентов. В марте 1942 г.
ЛГУ был эвакуирован в Саратов, где в сложнейших условиях наладил свою научную и учебную деятельность. Оставшийся в осажденном Ленинграде небольшой коллектив сотрудников сумел сохранить огромные научные и культурные ценности Университета. В июне 1944 г.
ЛГУ вернулся из эвакуации в родной город. В короткий срок были восстановлены сильно пострадавшие от бомбежек и обстрелов университетские здания и помещения, и 2 октября 1944 г. Первые послевоенные годы в жизни Университета характеризовались взлетом научно-исследовательской мысли, появлением новых ярких имен, выдающимися научными открытиями.
Особенно бурно развивались в это время астрофизика, математика, механика, физика, химия, биология, геология. Однако поступательное развитие науки в ЛГУ, как и в стране в целом, было заторможено целым рядом идеологических кампаний. Под флагом развернувшейся в сране кампании по борьбе с "буржуазным космополитизмом" шельмовались и изгонялись из Университета многие известные ученые.
Избиение университетских кадров достигло своего апогея в период "ленинградского дела". Принятый в середине 50-х годов политическим руководством страны курс на десталинизацию и демократизацию советского общества самым положительным образом отразился на характере научно-педагогической деятельности ЛГУ. В университетской науке шло в это время интенсивное слияние смежных дисциплин, внедрение математических методов в области естественных и гуманитарных наук.
На основе целого ряда правительственных постановлений были организованы новые проблемные лаборатории и институты.
Создание одиночных фотонов — следующий шаг в кибербезопасности — они передают информацию так, что ее невозможно перехватить. Это совсем шикарно. Это новый кампус в Петергофе. То, что это общежитие, выдает разве что студенческое чувство юмора. Так, в душ «советуют ходить с арбузом», отдыхать, видимо сами томичи, — в Томске.
По факту — это загородный отель, если забыть про учебу. Сейчас как раз каникулы. Тут тебе и теннис, и аэрохоккей и спортзал. А корпуса Высшей школы менеджмента — памятники архитектуры XIX века, старинные усадьбы и даже конюшни, приспособленные под современные нужды.
Вечером состоится встреча Попечительского совета и праздничный концерт в Мариинском театре. По словам губернатора города Александра Беглова, Петербург является колыбелью отечественной науки и высшего образования. Университет примет участие в мероприятиях Дня города на отдельной площадке, и тема его 300-летия найдёт отражение в празднике выпускников «Алые паруса». К юбилею первого университета России запланировано проведение более 30 мероприятий. Некоторые из них уже состоялись.