Государственная дума в третьем, окончательном чтении приняла поправки в закон «О полиции», расширяющий полномочия сотрудников МВД. Глава 3. Обязанности и права полиции.
Принят новый закон о расширении полномочий полиции. Что важно знать
Президент России Владимир Путин подписал поправки в закон о полиции, которые, в частности, возлагают на полицейских обязанность сообщать близкому родственнику или близкому лицу пострадавшего сведения об оказании первой помощи. Президент России Владимир Путин подписал поправки в закон о полиции, которые, в частности, возлагают на полицейских обязанность сообщать близкому родственнику или близкому лицу пострадавшего сведения об оказании первой помощи. Настоящее издание содержит текст Федерального закона «О полиции» с изменениями и дополнениями на 1 октября 2023. Наконец, в законе «О полиции» предлагается включить норму, согласно которой сотрудники МВД не подлежат преследованию за действия, совершенные при выполнении должностных обязанностей.
Путин подписал закон о новых обязанностях полицейских
В федеральный закон "О полиции" внесены изменения | Расширяются полномочия полиции, меня очень сильно беспокоят полномочия связанные с проведением личного досмотра, досмотра автотранспорта. |
Госдума приняла закон, разрешающий полиции вскрывать автомобили | Глава 3. Обязанности и права полиции. |
Госдума внесла изменения в закон о полиции | ОТР | Госдума на заседании 8 декабря приняла в III чтении поправки в федеральный закон «О полиции», которые расширяют полномочия правоохранителей. |
Путин подписал закон о новых обязанностях полицейских | Глава 3. Обязанности и права полиции. |
Госдума приняла закон, разрешающий полиции вскрывать автомобили // Новости НТВ | ForPost проанализировал комментарии читателей к новости о расширении полномочий полиции, выделил главные страхи и попросил бывшего главу президентского Совета по правам человека, юриста Михаила Федотова объяснить, обоснованна ли эта тревога. |
Федеральный Закон О полиции на 01 октября 2023 г
Президент России Владимир Путин поручил запретить сотрудникам полиции штрафовать бизнес за нарушение обязательных требований, оценку соблюдения которых осуществляют надзорные органы. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. Госдума поддержала в третьем, окончательном чтении законопроект о расширении полномочий стражей порядка, поправки в закон «О полиции» были внесены кабмином РФ в Госдуму в мае 2020 года, пишет ТАСС. Закон «О полиции» наделяет сотрудников правоохранительных органов правом на задержание 13 категорий лиц: начиная от подозреваемых в совершении преступления и заканчивая теми, кто скрылся из психиатрической лечебницы или попытался совершить суицид.
Федеральный закон "О полиции": текст с посл изм. на 1 октября 2022 года
Сотрудник полиции также не будет нести ответственности за вред, причиненный гражданам и организациям при вскрытии транспортного средства, если такая мера применялась в рамках закона. Также в законопроекте говорится, что сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, а также в связи с реализацией прав, предоставленных полиции, если эти действия осуществлялись в рамках закона. Кроме того, силовикам по решению главы территориального органа дается право оцеплять территории и жилые помещения, если "будет основание полагать", что там совершается преступление. Проект закона, как сообщается в пояснительной записке, "разработан в целях уточнения полномочий полиции, а также усиления гарантий защиты прав и законных интересов граждан".
Статья 10.
Взаимодействие и сотрудничество 1. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем 1.
Полиция в своей деятельности использует достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями. Полиция использует беспилотные воздушные, подводные и надводные суда и аппараты, беспилотные транспортные средства и иные автоматизированные беспилотные комплексы далее - беспилотные аппараты , технические средства, средства аудио-, фото- и видеофиксации при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности. Часть в редакции, введенной в действие с 15 августа 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 440-ФЗ.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных. Глава 3. Обязанности и права полиции Статья 12. Обязанности полиции 1.
Пункт дополнительно включен с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 487-ФЗ Положения пункта 45 части 1 настоящей статьи в части предоставления федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти в органы прокуратуры Российской Федерации первичных статистических данных о состоянии преступности применяются с 1 января 2027 года - пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 487-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 439-ФЗ, Федеральным законом от 28 декабря 2022 года N 559-ФЗ, Федеральным законом от 25 декабря 2023 года N 626-ФЗ. Иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон. Порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел путем издания нормативного правового акта, в том числе совместно либо по согласованию с заинтересованными федеральными государственными органами. Часть в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2021 года Федеральным законом от 5 апреля 2021 года N 80-ФЗ.
Права полиции 1. Порядок принятия решения о пресечении функционирования беспилотных аппаратов в указанных целях, а также перечень должностных лиц полиции, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Пункт дополнительно включен с 13 декабря 2019 года Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 404-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 августа 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 440-ФЗ. Права полиции реализуются должностными лицами полиции в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел путем издания нормативного правового акта, в том числе совместно либо по согласованию с заинтересованными федеральными государственными органами. Требования запросы, представления, предписания уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 22, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании запросе, представлении, предписании , но не позднее одного месяца с момента вручения требования запроса, представления, предписания. Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ. Порядок объявления предусмотренного пунктом 12 части 1 настоящей статьи официального предостережения предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, включая порядок его направления вручения , форма официального предостережения предостережения , а также перечни категорий должностных лиц, уполномоченных объявлять официальное предостережение предостережение , определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Часть дополнительно включена с 27 октября 2019 года Федеральным законом от 16 октября 2019 года N 337-ФЗ Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения Статья 14. Задержание 1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность.
До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию далее - задержанное лицо , его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника родственника или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Часть в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2020 года Федеральным законом от 6 февраля 2020 года N 12-ФЗ. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица.
Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката защитника и переводчика с момента задержания. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника родственника или близкого лица о своем задержании и месте нахождения.
Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство консульство соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника родственника или близкого лица задержанного лица. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается либо по объективным причинам не может подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись.
Права полиции реализуются должностными лицами полиции в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов с момента проникновения письменно уведомляется прокурор, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок уведомления. Вскрытие транспортного средства 1.
В котором, напомним, словосочетание «полиция обязана» табуировано. Ну, а уж если полицейский увидит у вас в глазах что-то недоброе, и заподозрит вас в чем-то нехорошем, то обязаны ему будете вы. В том числе, похоже, и представиться полицейскому. Статья 13 ФЗ «О полиции», где ведется речь о правах полиции, после слов «проверять документы» вдруг оказалась дополнена фразой: «требовать от граждан в случае их обращения прим. Кто-то может возмутиться: «А в чем проблема назвать полицейскому свои данные? Для некоторых категорий россиян никаких проблем не существует в принципе. Не проблема предъявлять документы при беспричинной проверке. Не проблема получать зарплату с задержкой в два месяца. Не проблема посидеть, если посадили за решетку. Не проблема выселиться из квартиры, если кому-то помешал. Другие, напротив, борются за свои конституционные права, которые вскоре — вангуем! Именно за свои, а не за непрерывно расширяющиеся права карательного аппарата всея Руси. И права, предусмотренные ст. Конституция главенствует над всеми законами. Она гласит: «Никто не обязан свидетельствовать против себя». Не хотите давать полицейскому показания? Никакие, в том числе, персональные данные?
Разбираем новый закон о полиции: что теперь изменится для граждан
В отличие от закона «О милиции», в законе «О полиции» нет положений о социальной защите сотрудников МВД России. Что мы имеем на сегодняшний день согласно Закону «О полиции»? Ждет ли наc всплеск полицейского произвола с принятием нового закона о полиции. 2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Госдума приняла резонансные поправки в закон «О полиции»
При этом, как показывает практика Конституционного Суда Российской Федерации, право не свидетельствовать против себя самого предполагает, что лицо может отказаться не только от дачи показаний, но и от предоставления органам дознания и следователю других доказательств, подтверждающих его виновность в совершении преступления. В свою очередь свидетельский иммунитет в отношении близких также является крайне важным — его отсутствие бы приводило к непреодолимому конфликту между обязанностью дать правдивые показания и разрушением семейных связей. С правом отказаться от дачи показании протии себя и своих близких связана и обязанность правоохранительных органов разъяснять соответствующие положения Конституции России перед началом допроса. В противном случае такие показания не могут быть признаны допустимыми. Ключевая разница между осмотром и досмотром заключается в том, что во втором случае полицейский может исследовать салон изнутри, трогая ваши вещи.
Осмотр — это визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза. Всего закон предусматривает три основания для осмотра: Если у него имеются подозрения, что автомобиль или груз используются в противоправных целях — это может быть как ориентировка, так и иная информация. Существует необходимость сверки маркировки машины с записями в регистрационных документах. Либо если имеются признаки того, что перевозимый груз не соответствует данным, которые указаны в сопроводительных документах.
Осмотр машины или груза обязательно осуществляется с участием водителя или граждан, которые сопровождают груз. При осмотре не обязательно участие понятых или и применения технических средств полицейским. Результаты осмотра отражаются в акте, который составляется в произвольной форме, но должен включать в себя дату и место составления, данные полицейского, составившего документ, и сведения о лицах, присутствующих при осмотре, а также информацию об автомобиле и грузе. Досмотр автомобиля — это обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности.
Досмотр проводится так, чтобы не нарушать конструктивную целостность автомобиля — это значит, что инспектор ДПМ может разбирать какие-то элементы машины, которые после легко вернуть на место или перемещать вещи. Основаниями для досмотра являются: Проверка данных о том, что в вашем автомобиле имеются оружие, взрывчатка, наркотики либо ядовитые или радиоактивные вещества; Полицейским необходимо проверить сведения о наличии в вашей машине орудий или предметов административных правонарушений; Сотрудники имеют основания для задержания лиц, передвигающихся на транспортном средстве. Досмотр автомобиля осуществляется в присутствии двух понятых и как правило в присутствии владельца. Водитель и пассажиры при этом обязаны покинуть салон машины.
О досмотре транспортного средства составляется протокол, копия которого вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Досмотр представляет собой обследование вещей проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Личный досмотр может производить лишь полицейский того же пола, что и досматриваемое лицо, с обязательным присутствием двух понятых также того же пола, за исключением случая, если у полиции есть достаточные основания полагать, что у гражданина имеются при себе оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия — в такой ситуации досмотр можно производить без понятых В случае же досмотра вещей, находящихся при гражданине например, ручная кладь или багаж понятые могут не присутствовать, если при этом применяется видеозапись. О личном досмотре и досмотре вещей полицейские обязаны составить протокол или же сделать запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.
Осмотр Правоохранители смогут осматривать места происшествия, участки местности, помещения, транспортные средства, предметы, документы и иные объекты «в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях». До последнего времени сотрудники МВД могли производить осмотр только в некоторых специальных случаях. Основанием для осмотра может быть не только возможное наличие оружия, наркотиков и других запрещенных веществ. Полицейские вправе начать процедуру, если заподозрят хищение. Что предлагалось, но не попало в закон «О полиции»: Госдума рассматривала поправки в закон «О полиции» с весны 2020 года. Авторы законопроекта предлагали наделить полицейских правом применить огнестрельное оружие при попытке задерживаемого совершить действия, которые можно расценить как угрозу нападения.
Расширен круг лиц, которым может позвонить задержанный Законом также усовершенствована процедура применения полицией таких мер административного правового принуждения, как задержание, а также проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, находящиеся в собственности граждан и юрлиц. В частности, расширен круг лиц, которым вправе позвонить задержанный, чтобы сообщить им об этом и о своем месте нахождения ч. Так, право на телефонный звонок распространено на родственников, не являющихся близкими задержанному, — он может позвонить близкому родственнику родственнику или близкому лицу, причем разговор должен проходить в присутствии сотрудника полиции. Позвонить задержанный, имея право на один телефонный разговор, также может лишь одному близкому человеку», — отметила Ольга Рогачёва. По мнению Дмитрия Салыкина, данное требование о праве задержанного на один телефонный разговор только в присутствии сотрудника полиции выглядит оправданным, поскольку по смыслу закона это право предоставляется лишь с целью сообщить о факте задержания и месте нахождения задержанного.
Доставление представляет собой принудительное препровождение гражданина, подозреваемого в совершении правонарушения, для составления протокола об административном правонарушении. При это доставление возможно лишь тогда, когда такой протокол не может быть наставлен на месте выявления правонарушения. Сотрудники полиции вправе доставить гражданина в случае, если предполагаемое правонарушение относится к их компетенции, а также когда к ним обратились другие должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в случае выявления таких правонарушений. К примеру, если кто-то проводит шумные ремонтные работы ночью и тем самым нарушает региональный закон, то местные чиновники вправе обратиться к полиции за помощью, чтобы зафиксировать правонарушении и при наличии оснований доставить нарушителя для составления протокола. В соответствии с законом полиция вправе доставлять граждан в служебное помещение органов внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Кроме того, доставлять могут также подозреваемого в совершении преступления. В таком случае гражданин доставляется в орган дознания или к следователя, а доставление фактически является элементом задержания. Основные нормы закона: Статья 27. В соответствии с положениями статьи 22 Конституции Российской Федерации до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Закон «О полиции» наделяет сотрудников правоохранительных органов правом на задержание 13 категорий лиц: начиная от подозреваемых в совершении преступления и заканчивая теми, кто скрылся из психиатрической лечебницы или попытался совершить суицид. При задержании полицейский обязан назвать гражданину свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, а также разъяснить ему причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права: право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. При задержании гражданина и его личные вещи, а также автомобиль, досматривают. Не позднее трех часов с момента задержания задержанный имеет право на телефонный разговор. В случае задержания гражданина полицейские обязаны составить протокол о задержании, в котором указать дату, время и место, основания и мотивы задержания, сведения о факте уведомления близких задержанного и другие сведения. Копия этого протокола обязательно должна быть вручена гражданину. Во время задержания граждане содержатся в специально отведенных помещениях под охраной. Они также должны обеспечиваются питанием и медицинской помощью, а также определенными минимальными условиями содержания. Важно заметить, что административное задержание, то есть задержание, которое производится в случае подозрения гражданина в совершении административного правонарушения, отличается от «обычного» задержания. Так, срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения задержанного, в то время как срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, а именно с момента доставления в полицейский участок. Иными словами, в правовом государстве не допускается произвольное лишение свободы задержание или арест Значение термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле является автономным и затрагивает различные ограничения свободы, Включая, к примеру административное задержание даже на срок до 3 часов, несмотря на то, что оно носит кратковременный характер. Во-первых, любое задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: 1 производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с 2 необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или 3 помешать ему скрыться после его совершения.