Крупный ученый-юрист, анализируя композицию судебной речи, пишет: «Именно здесь-, имеется широкое поле для проявления способности к логическому мышлению, созданию убедительных психологических догадок». Короткие фразы отдают разговорной речью и неумением преобразовать её в письменную. Среди речевых ошибок можно выделить собственно речевые (лексические и стилистические) ошибки, связанные с неправильным употреблением слова, и грамматические ошибки, в основе которых лежит нарушение норм управления и согласования.
Русский язык.Синергия.Ответы
Нередко даже самая сильная речь адвоката утрачивает свою эффективность из-за допущенных ошибок. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 3. Речь была произнесена адвокатом С.А. Андреевским в ситуации заседания суда присяжных с целью защиты подозреваемых братьев Келеш. Прокурор решил заранее парализовать влияние защитной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм.
Речевые ошибки: виды, причины, примеры
Изменение лексической сочетаемости фразеологизма. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма 12 Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить … Бросились искать приезжего. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой... Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи... Мы его расспрашиваем, а он словно воды... Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как... Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло 2.
Школьный стадион прислонился к старому парку.
Крупный ученый-юрист, анализируя композицию судебной речи, пишет: «Именно здесь-, имеется широкое поле для проявления способности к логическому мышлению, созданию убедительных психологических догадок». Но догадка — эти «предположение, допущение, гипотеза, домысел, подозрение».
На суде же нужны не предположения и подозрения, а выводы, убедительные мнения, решения, доказательства. Значит, в данном случае правильнее употребить вывод, заключение, обоснование. Довольно часто без учета семантики используется юристами слово пояснить.
Пояснить — значит «ввести ясность, сделать что-либо ясным», а в обвинительном заключении читаем: Давая заведомо ложные показания, Рыбинцев пояснил, что он на машине не выезжал и преступления не совершал наиболее удачным здесь будет заявил. Есть юридический термин показать, который следует употреблять в сочетании со словами обвиняемый, подсудимый Значит, в примере Обвиняемый пояснил допущена та же ошибка надо: показал. Здесь вовремя будет привести слова адвоката Н.
Вдумаемся в то, что он сказал в речи по делу Далмацкого: «Под давлением фактов Еременко впоследствии признал фальшивость первоначального показания» Нет, Еременко верить опасно, тем более, что и процессуально он не свидетель, а обвиняемый, чьи показания требуют особо тщательной проверки». Нередко используются в несвойственном им значении слова обратно, занимать, достаточно. Обратно — значит «назад, в обратную сторону» не опять.
Не потому, что они кричат — просто интонация почти не поддаётся контролю и всегда очень многое говорит о человеке. Во-первых, соблюдение норм, в том числе и интонационных. Интонация должна быть не английской, как сейчас модно, а русской. В русском языке в конце законченного повествовательного предложения тон в большинстве случаев должен идти вниз, сегодня же часто слышишь, что он идёт вверх, — и для слушателя это сигнал о том, что предложение не закончено, смысл не исчерпан и дальше будет ещё что-то. Слушатель ждёт — а его обманывают. Во-вторых, речь должна быть богатой, то есть разнообразной. Можно соблюдать нормы и при этом говорить короткими предложениями из трёх слов: Солнышко светит ярко; На перемене открыли окно.
В-третьих, речь должна быть яркой, экспрессивной, эмоциональной. Она не должна быть банальной. Натитник 2 шаг Какие орфоэпические проблемы поднимает лингвист, отвечая на вопросы журналиста? Словарь, допускающий некоторые ранее запрещённые варианты, стал вызывать споры в сфере образованных людей. Чем это объясняется? Доктор филологических наук М. Каленчук, которая принимала участие в работе над словарём, пояснила, что нормой в языке становится то, что не противоречит внутреннему языковому закону.
По многим социальным причинам в язык могут проникать разные заимствования, но история развития языка уже доказала, что навязать языку то, что ему не нужно, что не взаимодействует с его внутренним законом, невозможно. Язык — устойчивая система, которая умеет себя защищать. Проходит время, и всё, что было случайным, вытесняется. А то, что остаётся, ассимилируется и поддаётся законам русского произношения, и на этот процесс в большой степени влияет речевая практика. В интервью поднимался вопрос о связи речевых норм с профессиональной деятельностью. Конечно, существует профессиональный жаргон, который обособляет некоторые группы людей. Язык принимает это явление , но тут возникает другая проблема, связанная с общей культурой речи и культурой человека вообще.
В своей профессиональной среде человек может допускать варианты, не принимаемые нормой, но за рамками этой среды нужно помнить о речевой норме и не стараться подчеркивать свою профессиональную обособленность, так как это может охарактеризовать его как малокультурного человека. Не менее сложным является в реальной жизни вопрос о том, как образованному человеку относиться в процессе общения к неграмотной речи. На первый взгляд, самое разумное — это толерантность, может мягко решить некоторые моменты речевого взаимодействия. Но тогда как же быть с уважением к языку и к себе, как его носителю, и к себе, как человеку? Толерантность нужна везде, но только не в языке. Язык — это культура, и если не будет языка в его литературном варианте — не будет и культуры.
Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность — стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка — просторечные; косяк — разговорное; ляп — профессионально-жаргонное.
Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке. Совершив косяк, директор завода сразу же стал его исправлять. При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами. Вчера мне было печально. Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. В безличном предложении эти слова не способны заменять друг друга так же, как и в двусоставном. Употребление омонимов Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно.
Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно. Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж — это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст. Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи особенно устной омофонов одинаково звучащих, но по-разному пишущихся : молот — молод, плач — плачь, стучатся — стучаться, тушь — туш; омоформ слов, совпадающих по звучанию и написанию в отдельных формах : лечу — от лететь, от лечить; пара — от пара, от пар. Употребление многозначных слов При употреблении многозначных слов как и при употреблении омонимов очень важен контекст.
Именно благодаря контексту ясно то или иное значение слова. Но бывает и иначе. Аудитория не соответствовала требованиям лектора. Аудитория — помещение или аудитория — слушатели? Многословие Плеоназм — избыточное употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов. Все гости получили памятные сувениры. Сувенир — подарок на память, поэтому памятные в этом предложении — лишнее слово.
Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. Примеры, имеющиеся в таблице, показывают... Примеры показывают... Использование лишних слов. Слова просто не нужны в данном тексте. Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин «Дружба». Операция — это способ, которым выполняется действие...
Операция — способ выполнения действия...
Частность грамматических ошибок, связанных с употреблением различных форм глаголов и деепричастий
Человек, идущий навстречу своему счастью, подобен подсолнуху, поворачивающемуся навстречу солнцу. Толстой, любивший беседовать на философские темы с простыми людьми, однажды спросил старого крестьянина: «В чем счастье? Тот ответил: «Все в тебе и все сейчас». Великому писателю так понравилось это высказывание, что он любил повторять его в качестве примера народной мудрости. Таким образом, источник счастья в самом человеке, и быть счастливым нужно именно сегодня, не откладывая жизнь на потом. Если хотите быть счастливым, будьте, ведь счастье в вас! Какие части хрии рассуждения, которое разъясняет и доказывает какой-либо тезис использованы в данном тексте? Приведите эти части текста и назовите 10. Прочитайте и проанализируйте предложения 1 и 2:Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа данной проблемы очевидна. Укажите случаи смешения стилей, прокомментируйте их, исправьте предложения.
Прочитайте и проанализируйте словосочетания, приведенные ниже: 1. В каких из них допущены ошибки? Как можно исправить ошибки в данных словосочетаниях? Прочитайте и проанализируйте текстовые фрагменты 1-4:Страна восходящего солнца не перестает удивлять по-прежнему. Есть тоска веселая... Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. Найдите и назовите художественно-выразительные средства, которые использованы в данных фрагментах. Прочитайте предложение: «От такого совета толку нет кроме вреда». Какое коммуникативное качество в нем нарушено в предложении? Как можно исправить ошибку?
Прочитайте предложения 1-4:Я надел пальто и вышел на улицу. Защитная речь адвоката была блестящей. Мебель в комнате была затейливая, из целостного дерева. Мы готовы предоставить Вам слово. В каких из приведенных ниже предложений неверно употреблены выделенные слова?
Часто встречаются люди, имеющие, кажется, всё, однако несчастные.
А другие, даже несмотря на трудности и испытания, заряжают своей радостью, бодростью окружающих. Человек, идущий навстречу своему счастью, подобен подсолнуху, поворачивающемуся навстречу солнцу. Толстой, любивший беседовать на философские темы с простыми людьми, однажды спросил старого крестьянина: «В чем счастье? Тот ответил: «Все в тебе и все сейчас». Великому писателю так понравилось это высказывание, что он любил повторять его в качестве примера народной мудрости. Таким образом, источник счастья в самом человеке, и быть счастливым нужно именно сегодня, не откладывая жизнь на потом.
Если хотите быть счастливым, будьте, ведь счастье в вас! Какие части хрии рассуждения, которое разъясняет и доказывает какой-либо тезис использованы в данном тексте? Приведите эти части текста и назовите их.
Эти маленькие хищники любят мясо и молоко. В деревнях зверьки ловят мышей. Домашние Барсики и Муськи преданны своим хозяевам 9 Прославленный памятник Чижику-Пыжику снова украли Известный памятник Чижику-Пыжику снова украли 10 Рядом с домом была лавка. Скамейка или магазинчкик?
Нередко это случается, когда основная мысль не была сформулирована в начале выступления четко и определенно, и затем она поправляется или уточняется на протяжении всей речи. Логические ошибки могут возникнуть в результате неумелой аргументации.
Если аргументы недостоверны, обладают только вероятностью, то с их помощью невозможно обосновать достоверный вывод. Эта ошибка называется основным заблуждением, когда в качестве аргумента используется заведомо ложное положение, несуществующий факт и тому подобное в надежде, что этого никто не заметит. Опытный оратор, обнаружив хотя бы один непроверенный или сомнительный аргумент в речи оппонента, может легко опровергнуть всю систему его рассуждений. Вспомните, как это сделал Я. Киселев в речи по делу Бердникова: «В полуправду вкраплены фактик, другой, а то и третий, каждый из них чем-то подтвержден… Часть фактов верна, значит, и другая верна. А это вовсе не так» см. В качестве аргументов не могут использоваться недоказанные, высказанные кем-то предположения, например, ложные показания подсудимого, свидетелей. Ошибка порочный круг состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из этого же тезиса. Ошибки в демонстрации вызываются отсутствием логической связи между аргументами и тезисом.
Это так называемое мнимое следование. Ошибки в выборе языковых средств Логика рассуждения находит выражение в конкретных языковых средствах, и это делает возможным определить типичные логические ошибки, к которым ведет неточный выбор языковых средств. Одной из причин нелогичности высказывания является употребление слов без учета их значения, например: В нагрудном кармане его брюк обнаружено две фотокарточки надо: в переднем кармане. Нечеткая дифференциация понятий, подмена понятий также нарушает логику изложения: Брак изделий - сапоги яловые в количестве 19 штук - возложить на ответчиков. Или: Возвращаясь из рейса, Короткое задремал, что явилось результатом его столкновения со стоящим недалеко от обочины столбом надо: возмещение стоимости бракованных сапог, в количестве 19 пар;…что явилось причиной его наезда на стоящий….
Результат поиска
Речевые ошибки (К10) № Вид ошибки Примеры 1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Адвокат произнёс обдуманную, артистически разыгранную ЗАЩИТИТЕЛЬНУЮ речь, благодаря которой подсудимый был помилован присяжными. Адвокат произнёс обдуманную, артистически разыгранную ЗАЩИТИТЕЛЬНУЮ речь, благодаря которой подсудимый был помилован присяжными.
Виды речевых ошибок в деловом письме
Неверно употреблены слова в предложениях 2 и 3. Причина ошибки – неправильное использование паронимов: защитная-защитительная, ьные варианты: Защитительная речь адвоката была блестящей. Исправляем речевые ошибки. Стилистические ошибки: виды и примеры. Стилистическая ошибка – это употребление слов, словосочетаний, конструкций, неуместных в данном стиле, нарушение требований точности, ясности, краткости, выразительности высказывания. Речевые ошибки. Речевая ошибка — это нарушение лексических норм, т. е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова. Крупный ученый-юрист, анализируя композицию судебной речи, пишет: «Именно здесь-, имеется широкое поле для проявления способности к логическому мышлению, созданию убедительных психологических догадок».
2. Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости?
- [Синергия]Русский язык и культура речи.Компетентностный тест Синергия/МТИ 2023г (Решение → 72136)
- Как избежать речевых ошибок в сочинении на ОГЭ и ЕГЭ?
- Урок 3: Виды речевых ошибок
- Марина Анатольевна Лошева
Русский язык и культура речи.Промежуточные + итоговый тесты Синергия/МТИ 2024г
Разговор с этим человеком играл важное значение. Красивые портьеры украшали комнату. Я хочу поднять тост за здоровье именинника. Содержимое пакета нужно залить горячим кипятком.
Чтобы увеличить впечатление читателя, автор ведет повествование от первого лица. В повести Гоголя «Шинель» повествуется о жизни чиновника Башмачкина. Наше агентство предоставляет студентам много свободных вакансий.
Эта победа досталась мне дорогой ценой. Ты не видишь очевидных фактов. В этом магазине дорогие цены.
Задания 1 Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости. Ответы: 1 — играл важную роль или имел большое значение, 2 — великолепные портьеры, 3 — поднять бокал или произнести тост, 4 — горячей водой или кипятком, 5 — чтобы усилить впечатление, 6 — рассказывается о жизни, 7 — много вакансий, 9 — ты не замечаешь, 10 — высокие цены. Именно Софья пустила слух о том, что Чацкий с ума спятил.
Мой брат закончил школу с медалью. Ты довел меня до белого колена. В магазины города было завезено тридцать тонн морковки.
Наша физичка заболела, поэтому занятие перенесли. От длительного перехода я так устал, что был ни жив ни мертв. Уважаемые студенты!
Срочно сдайте зачетки в деканат. Я скрипя сердцем подписал этот договор. Суд принял решение о дележе имущества между супругами.
Сестра лила крокодиловы слезы, когда героиня фильма погибла.
Скамейка или магазинчкик? Рядом с домом была лавка старьевщика. Чтобы повысить квалификацию сотрудников...
Старушка украла старый чайник, ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.
Речь Плевако оказалась решающей для присяжных заседателей. Они единодушно высказались за оправдание старушки. Какой приём в речи Плевако оказался, по вашему мнению, наиболее сильным? Как он сочетался с другими речевыми средствами? Отметьте в речи Плевако слова и обороты высокого, торжественного стиля.
В еловом лесу очень хорошо дышится. Неудачный выбор одного из синонимов Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили. Адвокат добивался, чтобы его подзашитного оправдали. Употребление лишнего слова речевая избыточность В своёмстихотворении «Смерть поэта» М. Лермонтов обличает тех, кто был виновен в гибели А. В стихотворении «Смерть поэта» М. Лермонтов обличает тех,кто был виновен в гибели А. Пропуск необходимого слова,приводящий к искажению мысли или подмене понятий речевая недостаточность В читальный зал в одежде не входить. В читальный зал в верхней одежде не входить. Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов В рассказе А. Чехова« Ионыч» рассказывается об Ионыче. В рассказе А. Чехова «Ионыч» говорится повествуется, идёт речь о враче. Неуместное употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах. Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в долларах. Смешение лексики разных исторических эпох Пётр Первый снял пиджак , засучил рукава и принялся за работу. Слово пиджак появилось в русском языке только в 19 веке. Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным. Тренировочные упражнения. Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. Вокруг была кромешная темнота. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. Спят березки в подвенечном саване. В парке стоит прекрасная архитектура. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос. Задание 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов. Проявить желание, проявить заботу, проявить дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении. Задание 3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их. Они работали как самые отъявленные специалисты. Наши воины совершили много геройских подвигов. Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма. Шолохов изобразил образы трех коммунистов. Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает. Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов. С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы. Налицо незаконное растаскивание казенного имущества. Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной. За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде. Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок. Он учился в музыкальной консерватории. Состоялся обмен имеющимся опытом. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. Эрмитаж — ценнейшая сокровищница культуры. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. Пожар способствует ожогам. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. Вы можете задать интересующие вас вопросы. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу. Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки. В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры. Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание. Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты. Публика сканировала: «Браво, Сильвини! Вся публика была уже в триумфе. На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений. Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. Моей подруге вырезали аппендицит. Задание 6. Найдите избыточные словосочетания. Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия. Задание 7. Исправить стилистические ошибки , указав нарушение лексической сочетаемости: 1.
«Класть», а не «ложить»: самые частые ошибки в нашей разговорной речи
К искажению или затемнению смысла высказывания иногда приводит речевая недостаточность, возникающая в результате немотивированного пропуска слов и проявляющаяся в лаконизме изложения в ущерб содержанию. Одной из причин речевой недостаточности в письменной речи является перенесение в нее особенностей разговорной: пропуск структурно и семантически значимых единиц. Например: Больные надеются, мы им поможем в письменной речи здесь необходим союз что:... Точность текста требует не только знания семантики слов, но и умения учитывать их сочетаемость - способность соединяться с другими словами в контексте. Именно в контексте, в сочетании с другими словами реализуется семантика слова, обретается четкость и определенность. Известно, что сочетаемость слов определяется их лексическими особенностями, грамматическими свойствами, стилистической окраской.
В соответствии с этим можно выделить три вида сочетаемости: лексическую, грамматическую синтаксическую и стилистическую. Границы между ними в конкретных актах коммуникации весьма нечетки; все виды сочетаемости органически взаимосвязаны. Стилистическими законами регулируется сочетаемость стилистических синонимов, круг словесных связей у которых с другими словами, как правило, не совпадает. Например, сочетаемость нейтрального слова будущий и его книжного риторического синонима грядущий. Первое сочетается с гораздо большим числом существительных год, месяц, неделя, день, понедельник, экзамен, каникулы, отпуск, приезд и т.
Сочетания же прилагательного грядущий с существительными неделя, понедельник, экзамен, каникулы, отпуск и др. В официально - деловом стиле используется большое количество готовых, стандартных выражений - клише. И вот здесь встает проблема клише и штампов в речи юриста: уместность и необходимость клише при составлении документов и неуместность речевых штампов, которые причиняют вред. Использование клише — это одна из особенностей языка права, она заключается в том, что в речи юриста встречаются составные юридические термины, выступающие как единое целое. Клише позволяют обеспечивать точность языка права.
Клише — это определенный языковой стандарт, готовый устойчивый оборот, речевой стереотип, конструктивная единица текста. В использовании этого средства в деловых документах порой возникает даже необходимость, например: довожу до вашего сведения, принимая во внимание, на основании изложенного и т. Их антиподом в речи выступают штампы, которые воспринимаются как явление негативное, использование которых влечет за собой не соблюдение таких требований официально-делового стиля, как точность, краткость, стандартность. Бездумное повторение выражения можно отнести к психологическому явлению. Нередко в процессуальных актах употребляются уродливые штампы вместо клише, например: «уголовное дело производством прекращено вместо производство уголовного дела прекращено» или «отложить дело слушанием, а надо отложить слушание дела».
В чем здесь ошибки? В словосочетаниях перепутаны управляющие и управляемые слова. В праве есть понятие "возбуждение уголовного дела", далее ведется "производство дела". Значит, прекращается производство дела, то есть прекращается разбирательство, а не само дело. Такая же ошибка в штампе "при отложении дела слушанием": назначается слушание дела, и откладывается тоже слушание дела.
Исправим: "при отложении слушания дела". Соответствующий норме вариант использован в ст. Штампы в профессиональной речи юристов чаще всего появляются в результате избыточных словосочетаний, которые образуются в речи из-за стремления к уточнению каких-либо обстоятельств. Например: «следователь следственного отдела» - следователь РОВД и прокуратуры работает только в следственном отделе, поэтому «следственный отдел» - лишнее. Штампом является и выражение "из уголовного дела по обвинению" ст.
Слово "уголовный" употребляется в праве в четвертом значении: "связанный с применением государством мер наказания к лицам, совершившим общественно опасное деяние"; значит, уголовные дела всегда связаны с обвинением, и поэтому словосочетание "по обвинению" становится лишним, создает многословие. Правильно построено клише "дела по обвинению" Значит, прекращается производство дела, то есть прекращается разбирательство, а не само дело. Таким образом, ошибочно соединенные слова, употребляемые бездумно, выражают мысль многословно, неточно. Заключение Стилистическая целесообразность употребления языковых средств, их соответствие потребностям и целям общения - важные принципы культуры речи. Эти принципы лежат в основе и нормализаторской деятельности лингвистов.
Культура речи - часть общей культуры человека, поэтому по качеству его письменной и устной речи можно судить о его духовном развитии и внутренней культуре.
Это свидетельствует о том, что причина была такая слабая, что она вызывала только перетлевание, дымление, чад и не вызывала даже огня. Андреевский подробно останавливается на особенностях горения папиросы, которая иногда может долго тлеть, а иногда случай может остановить ее тление. Защитник указывает на незначительный размер страховой премии, которую владельцы фабрики потратили на возврат долгов. Таким образом, у братьев Келеш не было никакого корыстного умысла. В итоге Андреевский противопоставляет мнимым поджигателям братьям Келеш других поджигателей, - их врагов, которые раздули это дело. В начале речи автор использует обращение, чтобы обратить внимание присяжных заседателей: «На долю братьев Келеш выпало, господа присяжные заседатели, большое несчастие». Автор создает иллюзию диалога с присяжными для установления доверительного отношения: «в чем вы легко убедитесь», «Если вы ее проследите, то вы непременно увидите, что здесь пожар мог произойти только случайно».
Автор использует сравнение, ясно обрисовывающего несостоятельность обвинения: «Каждое обвинение можно сравнить с узлом, завязанным вокруг подсудимого. Но есть узлы нерасторжимые и узлы с фокусом». Автор активно прибегает к вопросительным конструкциям, чтобы натолкнуть присяжных на путь логического рассуждения: «Это вопрос: да был ли еще самый поджог? Кто и как мог туда проникнуть? Для меня важен другой вопрос: могли прибегнуть к такой причине, к такому медленному и неверному средству человек, который желает, умышляет, заботится, устраивает так, чтобы пожар произошел непременно? Он ли, бросив папиросу в табак, может себя считать обеспеченным, что пожар непременно произойдет? Автор использует олицетворение, чтобы придать своей речи образность: «Такие шутки выкладывает только случай, а не умысел». Накаливанию ситуации в речи способствует перечисление глаголов: «такому медленному и неверному средству человек, который желает, умышляет, заботится, устраивает так, чтобы пожар произошел непременно».
Для придания экспрессии автор речи использует эллипс и противопоставление: «Иной раз табак горит успешно, иной - нет: дотлеет до какого-нибудь крутого кор... Список литературы 1.
Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи особенно устной омофонов одинаково звучащих, но по-разному пишущихся и омоформ слов, совпадающих по звучанию и написанию в отдельных формах. Так что, выбирая слова для какой-либо фразы, мы должны обращать внимание и на контекст, который в некоторых речевых ситуациях призван раскрывать смысл слов. Употребление многозначных слов. Включая в свою речь многозначные слова, мы должны быть очень внимательны, должны следить, понятно ли именно то значение, которое мы хотели раскрыть в этой речевой ситуации. При употреблении многозначных слов как и при употреблении омонимов очень важен контекст. Именно благодаря контексту ясно то или иное значение слова. И если контекст отвечает своим требованиям законченный в смысловом отношении отрезок речи, позволяющий установить значения входящих в него слов или фраз , то каждое слово в предложении понятно. Но бывает и иначе.
Пример: Он уже распелся. Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко. Встречаются следующие виды многословия: 1. Плеоназм от греч. Пример: Все гости получили памятные сувениры. Сувенир — подарок на память, поэтому памятные в этом предложении — лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака. Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.
Тавтология от греч. Пример: Руководители предприятий настроены на деловой настрой. Расщепление сказуемого. Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться — вести борьбу, убирать — производить уборку. Пример: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора. Может быть, в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы печатных изданий. Пример: В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест.
Лексическая неполнота высказывания. Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова. Пример: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. У Куприна, может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает и даже не одного слова. При выборе слова необходимо учитывать не только его семантику, лексическую, стилистическую и логическую сочетаемость, но и сферу распространения. Употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения лексические новообразования, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы , всегда должно быть мотивировано условиями контекста. Новые слова. Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками. Пример: А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей.
Устаревшие слова. Архаизмы — слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами, — должны соответствовать стилистике текста, иначе они совершенно неуместны. Пример: Ныне в университете был день открытых дверей.
Все звери в наших краях заготавливают — заготовляют запасы на зиму. Артисты очень любят примеривать — примерять костюмы. Дети, посещающие дошкольные учреждения простуживаются — простужаются чаще тех, которые воспитываются дома. Старайтесь разрезывать — разрезать торт ровно. На ускоренных курсах девушек учили бинтовать — забинтовывать любые раны. Он не любил беспокоить — обеспокаивать своими просьбами.
Своими проступками ты опозоривал — позорил нашу семью в течение нескольких лет. Он брезгал — брезговал родными. Партнершу по танцам следовало подымать — поднимать одной рукой. Не могли бы вы прочесть — прочитать отрывок из романа «Евгений Онегин». Слышали — слыхали ли вы что-нибудь о реформе ЖКХ? Объясните свой выбор. Вызывай — вызови мастера по ремонту факса. И вызывай — вызови прямо сейчас, мы не можем работать без факса. Отправляйте — отправьте эта документы с курьером.
И отправляйте — отправьте побыстрее, пока курьер не ушел. Заканчивай- закончи писать отчет сам. И заканчивай —закончи как можно скорее, у нас нет времени. Открывай- открой , пожалуйста, окно.
Адвокатские речи, перевернувшие ход уголовного процесса и приведшие к оправданию подсудимого
Зимаков Е.В. - Речевые ошибки | Ниже приведены примеры типичных речевых ошибок в русском языке и особенность употребления этих слов. |
Ошибки в сочинении ЕГЭ: речь и грамматика Как не потерять баллы за сочинение — презентация | После выступления первого адвоката с убедительной и блестящей речью вышел второй и построил свою речь практически на обвинении подзащитного первого адвоката. |
Речевые ошибки: виды, причины, примеры | Блог 4brain | 2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи. |
Русский язык и культура речи.Промежуточные + итоговый тесты Синергия/МТИ 2024г
Ответы : Помогите определить тему и проблему | речевая ошибка. |
Речевые ошибки: виды, причины, примеры | Среди речевых ошибок можно выделить собственно речевые (лексические и стилистические) ошибки, связанные с неправильным употреблением слова, и грамматические ошибки, в основе которых лежит нарушение норм управления и согласования. |
: рПНПЭШ РП ТХУУЛПНХ СЪЩЛХ (gfaq) : тБУУЩМЛБ : | Если говорить неправильно или допускать ошибки в речи или тексте, есть риск быть недопонятым, понятым превратно или показаться смешным и необразованным. |
9 хронических речевых ошибок в ЕГЭ по русскому языку | правильности русской речи. |
Виды речевых ошибок в деловом письме | В предложении Выслушав речь адвоката, у свидетелей возникли сомнения в собственной правоте нарушена синтаксическая норма, так как деятель (подлежащее) — сомнения — не может выполнять названное добавочное действие — слушать речь адвоката. |
Результат поиска
Речевые ошибки | Сайт учителя русского языка и литературы | Короткие фразы отдают разговорной речью и неумением преобразовать её в письменную. |
ГДЗ номер 211 с.259 по русскому языку 11 класса Львова Учебник — Skysmart Решения | Речевые ошибки. 10 класс. Запросить права на редактирование. |
Речевые ошибки. 10 класс - Google Документы | Причина ошибки: неправильное употребление паронимов защитный — защитительный, целостный — цельный. Исправленные варианты: Защитительная речь адвоката была блестящей. |