В нашем издании, помимо "общего" чина елеосвящения, совершаемого по традиции во время Великого поста, в качестве приложения помещен чин елеосвящения, совершаемого над одним больным "поскору". Суть Елеопомазания (Соборования) состоит в том, что священник семикратно помазует человека освященным маслом. Новости Новости епархии Правящий Архиерей Служение Архиерея События. Вы здесь: Главная Новости В ЦРИ «Бутово» для пациентов и сотрудников в четверг пятой седмицы Великого поста совершено таинство Соборования.
Чинопоследование елеосвящения (Соборование)
Таинство соборования, которое часто проводят в храмах Русской церкви во время Великого поста, может помочь лучше подготовиться к празднику Воскресения Христова, РИА Новости, 09.04.2024. Для исцеления читается краткий чин елеосвящения, а сам больной должен при этом искренне каяться в своих прегрешениях. Следующая публикация Новости Свято-Троицкого кафедрального собора: «Слава Богу за все!». В отношении болящих Церковь даже установила специальное таинство елеосвящения (соборование). Правда ли, что: В средние века церковные правила были намного мягче, это только в последние сто лет запретов напридумывали. Например, венчаться можно было, сколько хочешь. Иван Грозный вообще 8 раз ж Смотрите видео онлайн «БОЛЬНОМУ СОБОРОВАТЬСЯ. Сами молитвы, входящие в чин елеосвящения, говорят не о предсмертном напутствии, а о возвращении к жизни, — жизни, очищенной от грехов, устремленной к Богу.
В пост уместно кое-что напомнить про елеосвящение...
1. Одобрить «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору» к употреблению в тех случаях, когда Таинство Елеосвящения необходимо совершить над больными людьми, находящимися на стационарном лечении. Суть Елеопомазания (Соборования) состоит в том, что священник семикратно помазует человека освященным маслом. Публикуем ссылку на «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору» (для совершения над больными людьми, находящимися на стационарном лечении).
Please wait while your request is being verified...
Таинство Елеосвящения, или Соборования — это священный обряд, при котором болящего помазывают освященным маслом и молятся об его исцелении. И вообще, вещество Таинства — есть такой чин соборования «поскору», то есть когда один священник приходит и соборует человека, чтобы не читать весь длинный, пространный вот этот чин соборования, там читаются выдержки. В настоящем издании, помимо «общего» чина елеосвящения, совершаемого по традиции во время Великого поста, в качестве приложения помещен чин елеосвящения, совершаемого над одним больным «поскору».
Как часто можно соборовать тяжело больного человека?
Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. И по молитве вземлет иерей стручец и, омочив и во святый елей, помазует болящаго крестообразно: на челе, на ноздрях, на ланитех, на устех, на персех, на руках на обе стране, глаголя молитву сию: Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего или: рабу Твою имярек, от обдержащия его или: ю телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его или: ю благодатию Христа Твоего. Молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии: предстательствы честных Небесных Сил безплотных: силою Честнаго и Животворящаго Креста: честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна: святых славных и всехвальных апостолов: святых славных, и добропобедных мучеников: преподобных и богоносных отец наших: святых и исцелителей безсребренников, Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты: святых и праведных богоотец Иоакима и Анны: и всех святых. По скончании же помазания иерей, взем святое Евангелие, и разгнув е, возлагает писмены на главе больнаго, и глаголет молитву сию: Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, не хотяй смерти грешнаго, но яко обратитися, и живу быти ему. Не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго или: пришедшия к Тебе во гресех, и просящаго или: просящия у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже держу на главе раба Твоего или: рабы Твоея имярек: и молюся Ти, и прошу милостивное и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже, Спасителю наш, пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениих оставление даровавый, и Манассиину еже о покаянии молитву приемый: Сам и раба Твоего или: рабу Твою имярек, кающагося или: кающуюся о своих си согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его или: ея прегрешения. Ты бо еси Бог наш, Иже и седмьдесят крат седмерицею оставляти повелевый падающим в грехи: зане яко величество Твое, тако и милость Твоя, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков.
Снемше же Евангелие с главы больнаго, дает целовати е. И начинает чин, егда случится вскоре вельми больному дати Причастие. Аще же ни, Слава, и ныне: Господи, помилуй трижды Благослови. И отпуст: Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере; силою Честнаго и Животворящаго Креста; святаго славнаго и всехвальнаго апостола Иакова, брата Божия и перваго архиереа Иерусалимскаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец.
О еже проститися ему или: ей всякому согрешению, вольному и невольному, Господу помолимся. Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. И молитва: Владыко Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия, и возводяй низверженныя, телесныя скорби исправляяй человеков; молимся Тебе, Боже наш, яко да наведеши милость Твою на елей сей, и на помазующияся от него во Имя Твое: да будет им во исцеление души же и тела, и во очищение и изменение всякия страсти, и всякаго недуга, и язи, и всякия скверны плоти и духа. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть, и всякую немощь таящуюся. Буди врач раба Твоего или: рабы Твоея имярек, воздвигни его или: ю от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна или: целу и всесовершенну , даруй или: ю его Церкви Твоей благоугождающа и творяща или: благоугождающу и творящу волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Представители Церкви призывают не рассматривать соборование только как ритуал, который обязательно дает физическое исцеление. Его главная цель гораздо глубже — стать спасением для души каждого верующего, научить смирению и покаянию. Пройдет болезнь или нет, зависит только от Божьей воли. Недуг может остаться с человеком, а это значит, что он дан ему для избавления от страстей, приобретения важных христианских благодетелей.
Кому следует принимать участие в обряде Участвовать в елеосвящении разрешено всем верующим людям, достигшим возраста 16 лет. В некоторых случаях ритуал также проводится для детей от 8 лет. Малышам, которые еще не достигли 7-летия, соборование не требуется, поскольку они считаются безгрешными. Таинство необходимо только больным крохам.
Существуют обстоятельства, в которых соборование проводится обязательно: во время тяжелой болезни. В подобных случаях собороваться можно в любое время; при вероятности скорой смерти. Если человек прикован к постели, обряд может проходить вне храма, по месту его жительства или в больнице. Соборование объединяется вместе с исповедью для того, чтобы облегчить уход души из тела; накануне Великого и Рождественского поста.
Таинство проводится в церкви. Присутствовать на нем обязательно стоит тем мирянам, которые имеют проблемы со здоровьем, утратили прежнюю веру, пребывают в скорби, чувствуют за собой старые прегрешения и испытывают муки совести. Чтобы участвовать в обряде, человек должен пребывать в сознании, не иметь помутнения рассудка. Беременные мирянки, желающие собороваться, могут посещать церковь без ограничений.
При этом нужно учитывать, что служба длится достаточно долго и во время ее проведения придется стоять. Поэтому следует ориентироваться на собственное состояние и самочувствие.
Плюс ещё же взимается за это плата, поэтому здесь тоже этот момент играет роль, как мне кажется. То есть это всё оплачивается, это тоже некая копеечка в храм. Но, повторяю, если мы хотим таких именно каких-то осознанных перемен, то это любое Таинство требует вот этой катехизации. Может быть, собирать прихожан в течение года, и одной из тем этих бесед, которые мы все практикуем на наших приходах, брать именно Таинство соборования, потому что о нём, мне кажется, реже всего говорят. Люди хотят венчаться — сначала встречаются с ними перед этим Таинством, всё объясняют, перед крещением, перед Причастием. А перед соборованием почему-то ничего не происходит. Борисова — Но вообще, мне кажется объяснить, что такое Таинство, тоже бывает полезно — даже для человека, который всю сознательную жизнь ходит в церковь.
Дело в том, что мы какие-то несовершенные такие инструменты в руках Божьих. Мы очень быстро привыкаем к каким-то важным вещам, они потихонечку замыливаются, становятся привычными. Вот нужна встряска. Почему у нас периодически бывают какие-то серьёзные кризисы в жизни? Потому что если бы их не было, то вообще непонятно, где бы мы все очутились. То есть пока не встряхнут тебя, ты не придёшь в себя и не поймёшь, что, вообще, что-то надо с собой делать, как-то надо опять вернуться к истокам и вспомнить, что к чему в храме. Так вот, что к чему в храме и почему важно всё время напоминать себе вообще о смысле Таинства. Почему именно вот эта тайна, эта таинственность, эта вот необходимая краска нашей жизни, о которой мы всё время забываем. Потому что даже вот этот символ современного храма — прихожане с горящими телефонами, в которых они читают текст богослужения — это тоже, в моём ощущении, в какой-то степени нивелирует смысл таинственности того, что происходит.
Ну, хочется тебе узнать текст — сядь ты дома, открой интернет и прочитай. Это же очень просто. Но включись ты не в чтение текста, а во что-то другое очень важное, что в этот момент происходит, пока ты читаешь эти буквы. Ну, мне так кажется, я могу ошибаться. Константин Кокора — Вот вы сказали, что сейчас символ — вот эти горящие телефоны. Я рад — в том смысле, что это уже большой шаг навстречу именно осознанности и принятию именно умом Таинства. Потому что по мне гораздо хуже, когда человек это вообще делает абстрактно. Он пришёл, от всего отключился, то есть в своём мире, со своими целями, а, может быть, даже бесцельно здесь стоит, и всё. Сами Таинства, вы правы, имеют вот эту, простите за тавтологию, таинственную сторону, таинственную форму.
В отличие от обрядов, мы не знаем, каково будет результирующее действие этого Таинства. То есть, например, если я причастился, это не значит, что в моей жизни теперь всё будет по-христиански, или что мне это пошло на пользу. То же самое с Таинством соборования: мы испрашиваем вот эту благодать для исцеления, но мы не знаем, каковы будут результаты. Напоминать друг другу об этом необходимо и вообще держать себя, вот так скажем, в форме, не привыкая к тому, что каждый день происходит Причастие и возможность исповеди, необходимо каждому из нас, и священникам в том числе. Потому что привыкание — это самая, наверное, такая незаметная и страшная болезнь. Я вот, когда пришёл в алтарь, я помню, один из алтарников, который был опытнее меня, мне сказал, что самое худшее будет, если ты привыкнешь сюда заходить, как к себе домой. То есть, когда для тебя это перестанет быть чем-то новым. В этом смысле интересно словосочетание «Новый Завет». Отец Георгий Чистяков обращает внимание, что он не просто Новый по отношению к Старому, а он вечно Новый, Новейший, то есть никогда не оскудевающий и не устаревающий.
И вот Таинство, как новая встреча мистическая со Христом, может быть именно в этом смысле осознанно. Как встреча евангельского Христа с евангельским бесноватым ли, сухоруким ли, паралитиком ли — вот с этими людьми, которые понимали, что если не сейчас, то, наверное, никогда. Нам дано гораздо больше: мы со Христом можем встречаться вообще каждый день. Но насколько это будет полезно — вот это вопрос. Потому что мы можем участвовать в этом, но не сам механизм участия даёт нам благодать, а тот стиль жизни, так скажем, или тот уровень, на который нас оно возводит, насколько мы можем ему отвечать. Борисова — Клирик Крестовоздвиженского храма в Митине священник Константин Кокора проводит с нами сегодня этот «Светлый вечер». И мы говорим о Таинстве елеосвящения, о Таинстве соборования, и вообще о смысле церковных Таинств в нашей жизни. Вот вы священником стали, уже пройдя какой-то путь прихожанина. И вы как прихожанин тоже, наверное, участвовали в Таинстве елеосвящения.
Из своего опыта восприятия того, вы можете поделиться чем-то, что могло бы для кого-то из наших слушателей стать ключом даже не к пониманию, в вот к тому, чтобы на себя примерить участие в этом Таинстве? Константин Кокора — В первую очередь, слышать и вслушиваться в тексты, которые будут произноситься. Я сказал, что акцент в этом Таинстве именно на слышание Слова Божьего, на том, что Господь от меня хочет видеть как результат моего исцеления. Потому что часто мы обращаем внимание на эти вот именно видимые знаки помазания вот этим елеем. И, как вы правильно сказали, подчас чрезвычайно превозносим именно само вещество Таинства — берём себе домой. А дальше можем о нём забыть, или вообще не должным образом хранить, или вообще относиться к нему не так, как к Таинству. Попытаться именно помолиться и осознать действенность, точнее, действительность этого Таинства, то есть почувствовать, что действительно мне нужно это исцеление, я в нём нуждаюсь — во мне что-то плохое. Прежде этого, конечно, нужно почувствовать себя именно нуждающимся. Как я сказал, Христос никого не игнорировал, никому не отказывал в таинстве исцеления, но Он не делал чудеса напоказ, просто так.
Поэтому я должен понять: а с чем, вообще, я хочу расстаться в своей жизни? То есть какие недуги, какие пороки во мне, которые я не могу никак в себе ослабить. В Таинстве очень важно понять, что если мы не выдерживаем чего-то, например, я прихожанам говорю, что можно сесть — немощным людям. То есть не неважно, ты стоишь или сидишь, важно куда твой ум и куда твоё сердце сейчас обращены. Но это вроде такие простые вещи, как бы сказать, даже банальные, но их важно себе самому объяснить и проговорить. Борисова — Нет, это очень важно. И даже как-то мы стесняемся об этом говорить, и мы привыкли, что, да, в православных храмах за богослужением люди стоят, сидят только обычно пожилые или больные люди. Константин Кокора — Да и они часто даже себе отказывают в этом. Борисова — Да.
Но дело в том, что вот, может быть, как такой наглядный урок. В самые первые годы моего вхождения в церковную жизнь я поехала в Пюхтицкий женский монастырь. Тогда у нас был Советский Союз, поэтому границ не было, и в Эстонию можно было просто сесть в Москве на поезд и поехать, без всяких виз и других ограничений. Но поезд приходил на станцию, где нужно было выходить, без чего-то пять утра. Потом нужно было каким-то образом найти там, потому что в 10 километрах от этой станции находится монастырь, нужно было найти способ туда добраться, потому что никаких автобусов ещё в такое время нет. И вот я добралась наконец до этого монастыря, а ворота закрыты, потому что спят ещё монахини. И вот я ходила там вокруг этой монастырской стены, несколько кругов сделала, наконец, открыли ворота. Ну и, естественно, как обычно, приезжаешь, идёшь в храм, потому что тут начинается богослужение. И собрались все сёстры разного возраста, и очень пожилые, и недужные.
Вот я стою, а рядом со мной на стульчике сидит пожилая матушка-монахиня. Я стою, идёт служба, а я, как лошадь, начинаю засыпать, потому что просто вот бессонная ночь, все эти ожидания. И она меня дёргает за юбку.
Чинопоследование елеосвящения. Соборование
И ектения: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Господи, помилуй, трижды. Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении и оставлении грехов раба Божия или: рабы Божией , имярек. О еже проститися ему или: ей всякому согрешению, вольному и невольному, Господу помолимся. Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. И молитва: Владыко Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия, и возводяй низверженныя, телесныя скорби исправляяй человеков; молимся Тебе, Боже наш, яко да наведеши милость Твою на елей сей, и на помазующияся от него во Имя Твое: да будет им во исцеление души же и тела, и во очищение и изменение всякия страсти, и всякаго недуга, и язи, и всякия скверны плоти и духа. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть, и всякую немощь таящуюся. Буди врач раба Твоего или: рабы Твоея имярек , воздвигни его или: ю от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна или: целу и всесовершенну , даруй или: ю его Церкви Твоей благоугождающа и творяща или: благоугождающу и творящу волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. И по молитве вземлет иерей стручец и, омочив и во святый елей, помазует болящаго крестообразно: на челе, на ноздрях, на ланитех, на устех, на персех, на руках на обе стране, глаголя молитву сию: Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего или: рабу Твою имярек , от обдержащия его или: ю телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его или: ю благодатию Христа Твоего.
Молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии: предстательствы честных Небесных Сил безплотных: силою Честнаго и Животворящаго Креста: честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна: святых славных и всехвальных апостолов: святых славных, и добропобедных мучеников: преподобных и богоносных отец наших: святых и исцелителей безсребренников, Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты: святых и праведных богоотец Иоакима и Анны: и всех святых. По скончании же помазания иерей, взем святое Евангелие , и разгнув е, возлагает писмены на главе больнаго, и глаголет молитву сию: Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, не хотяй смерти грешнаго, но яко обратитися, и живу быти ему. Не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго или: пришедшия к Тебе во гресех, и просящаго или: просящия у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже держу на главе раба Твоего или: рабы Твоея имярек : и молюся Ти, и прошу милостивное и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже, Спасителю наш, пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениих оставление даровавый, и Манассиину еже о покаянии молитву приемый: Сам и раба Твоего или: рабу Твою имярек, кающагося или: кающуюся о своих си согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его или: ея прегрешения. Ты бо еси Бог наш, Иже и седмьдесят крат седмерицею оставляти повелевый падающим в грехи: зане яко величество Твое, тако и милость Твоя, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Снемше же Евангелие с главы больнаго, дает целовати е. И начинает чин, егда случится вскоре вельми больному дати Причастие. Аще же ни, Слава, и ныне: Господи, помилуй трижды. И отпуст: Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере; силою Честнаго и Животворящаго Креста; святаго славнаго и всехвальнаго апостола Иакова, брата Божия и перваго архиереа Иерусалимскаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец. Читайте также: Соборования Духовный смысл Таинства Елеосвящения Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается , но может совершаться и в любой другой день церковного года.
Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни. Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния равно как и с Таинством Евхаристии , имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха. Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви где это Таинство называли «последним помазанием. Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души.
Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи. В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь — и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении. Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая — причем, страдая во Христе, — подлинно очищается и освящается. При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть.
И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять. Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли » Мк. Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте » Мф. Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного » Иак. Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха. Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей — это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, — считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом. В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей.
Кроме того, полный чин Елеосвящения состоит из двух больших частей — предварительной, в которую включены только псалмы и песнопения но не священнодействия , и основной, во время которой читаются отрывки из Апостола и Евангелия и священники возносят Богу молитвы и совершают священнодействия. Но аллилуиарий все-таки подразумевает продолжение, а без покаянных тропарей получается, что его нет», — пояснил член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства священник Михаил Желтов. Помимо этого, включение покаянных тропарей вносит баланс в использование гласов: аллилуиарий в начале чина поется на шестой глас, а тропарь «Скорый в заступлении» — на четвертый глас.
Сегодня Елеосвящение может проводиться в разные дни. Обязательно этот обряд проходит в период Великого поста, когда в нем может принять участие каждый мирянин. Представители Церкви призывают не рассматривать соборование только как ритуал, который обязательно дает физическое исцеление. Его главная цель гораздо глубже — стать спасением для души каждого верующего, научить смирению и покаянию. Пройдет болезнь или нет, зависит только от Божьей воли. Недуг может остаться с человеком, а это значит, что он дан ему для избавления от страстей, приобретения важных христианских благодетелей. Кому следует принимать участие в обряде Участвовать в елеосвящении разрешено всем верующим людям, достигшим возраста 16 лет. В некоторых случаях ритуал также проводится для детей от 8 лет. Малышам, которые еще не достигли 7-летия, соборование не требуется, поскольку они считаются безгрешными. Таинство необходимо только больным крохам. Существуют обстоятельства, в которых соборование проводится обязательно: во время тяжелой болезни. В подобных случаях собороваться можно в любое время; при вероятности скорой смерти. Если человек прикован к постели, обряд может проходить вне храма, по месту его жительства или в больнице. Соборование объединяется вместе с исповедью для того, чтобы облегчить уход души из тела; накануне Великого и Рождественского поста. Таинство проводится в церкви. Присутствовать на нем обязательно стоит тем мирянам, которые имеют проблемы со здоровьем, утратили прежнюю веру, пребывают в скорби, чувствуют за собой старые прегрешения и испытывают муки совести. Чтобы участвовать в обряде, человек должен пребывать в сознании, не иметь помутнения рассудка. Беременные мирянки, желающие собороваться, могут посещать церковь без ограничений.
Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения. В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы. Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких. Новые чинопоследования Последование святаго елеа совершаемое поскору Чин Елеосвящения, представленный в современном Требнике, должен совершаться без сокращений и с благоговением. Следует обратить особое внимание на качество елея, используемого в таинстве. По той причине, что символизм этого вещества в Священном Писании и у святых отцов Церкви связан только и исключительно с плодом масличного дерева, а не других растений, масло Елеосвящения должно быть оливковым. Смешение его с маслами, полученных из иных растений, а тем более — замена оливкового масла иным, допускается лишь в крайнем случае. Елей в таинстве смешивается, согласно традиции ранней Церкви, с водой — или, как указано в Требнике, с вином, вытеснившим в византийской практике воду в чине Елеосвящения. По Требнику, чин Елеосвящения совершается над больным, возле его одра. Весьма желательно совершение чина Елеосвящения, или Соборования, собором пресвитеров, то есть несколькими в идеале — семью священниками вместе. Согласно церковной традиции, принимать Елеосвящение можно только один раз в течение одного заболевания. Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер. В пастырской практике встречаются случаи невозможности совершить над больным полный чин Елеосвящения — например, в условиях реанимационного отделения. В связи с этим Священный Синод благословляет совершение в таких случаях сокращенного чина Елеосвящения, в котором канон и прочие песнопения, некогда входившие в совершавшиеся отдельно вечерню и утреню о болящем, прочитываются священником заранее или же опускаются , а цикл из семи помазаний, восходящих к практике совершения семи литургий, заменяется одним. Читайте также: Чистота души и плоти: самая полная инструкция по тому, что нужно для венчания в церкви В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми. В современной греческой традиции общее Елеосвящение совершается лишь раз или два в году: после утрени Великого четверга, а также, как правило, в навечерие Рождества Христова. Оно отличается от обычного порядка Елеосвящения тем, что, поскольку в нем могут участвовать все верные, а не только тяжело больные, оно происходит в храме, и во время него седмеричный цикл Апостолов, Евангелий и молитв не сопровождается помазаниями, но помазание бывает лишь одно: в конце чина все молящиеся поочередно подходят к Евангелию для целования, и тогда предстоятель однократно помазывает им лоб и руки. Сходная практика совершения общего Елеосвящения — с однократным помазанием вместо семикратного — была широко распространена на Руси до середины XVII века. Правом совершать общее Елеосвящение обладали только архиереи и игумены важнейших монастырей. После XVII века общее Елеосвящение стало особенностью богослужения крупнейших соборов — например, Успенского собора Московского Кремля, — где это священнодействие вплоть до 1917 года продолжало совершаться раз в году, в Великий четверг. Практика совершения общего Елеосвящения только единожды в году, после утрени Великого четверга — обычно вечером в Великую среду — сохранилась и в зарубежных приходах русской традиции, а также в некоторых храмах в России. В частности, в храмах РПЦЗ общее Елеосвящение сохранило характер исключительно архиерейского священнодействия. Однако во 2-й половине XX века в Русской Православной Церкви широко распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной седмице, но и на других седмицах Великого поста, причем общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с семью помазаниями. В свете сказанного о русской дореволюционной и современной греческой традициях допускается совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования. Учитывая тесную связь общего Елеосвящения с празднованием Пасхи, совершение этого чина дозволяется только в период Великого поста или, в случае обоснованной пастырской необходимости множество желающих и в виде особого исключения, в дни предпразднства Рождества Христова, когда устав предписывает особенно строгий пост, — но не в прочие посты и обычные дни года. Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему. Кому следует принимать участие в обряде Участвовать в елеосвящении разрешено всем верующим людям, достигшим возраста 16 лет. В некоторых случаях ритуал также проводится для детей от 8 лет. Малышам, которые еще не достигли 7-летия, соборование не требуется, поскольку они считаются безгрешными. Таинство необходимо только больным крохам. Существуют обстоятельства, в которых соборование проводится обязательно: во время тяжелой болезни. В подобных случаях собороваться можно в любое время; при вероятности скорой смерти. Если человек прикован к постели, обряд может проходить вне храма, по месту его жительства или в больнице. Соборование объединяется вместе с исповедью для того, чтобы облегчить уход души из тела; накануне Великого и Рождественского поста. Таинство проводится в церкви. Присутствовать на нем обязательно стоит тем мирянам, которые имеют проблемы со здоровьем, утратили прежнюю веру, пребывают в скорби, чувствуют за собой старые прегрешения и испытывают муки совести. Чтобы участвовать в обряде, человек должен пребывать в сознании, не иметь помутнения рассудка. Беременные мирянки, желающие собороваться, могут посещать церковь без ограничений. При этом нужно учитывать, что служба длится достаточно долго и во время ее проведения придется стоять. Поэтому следует ориентироваться на собственное состояние и самочувствие. Если у женщины критические дни, она временно не допускается к ритуалу и должна собороваться в другое время. Существует широко распространенное заблуждение относительно данного обряда. Многие считают, что соборование проводится только для тяжелобольных и перед смертью, поэтому всячески избегают его. На самом деле таинство елеосвящения необходимо как заболевшим, так и физически здоровым людям с духовными недугами. Православная Жизнь Таинство Елеосвящения как никакое другое обросло за века множеством предубеждений и суеверий. Да что говорить, даже в отношении значения и смысла Соборования среди наших прихожан единого мнения нет. Школьное богословие определяет Соборование как «Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные».