Новости где майя жили

Некоторые города майя имеющие высочайшую историческую и культурную ценность включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Потомки майя остались жить в Южной Мексике и Гватемале. В начале 2010-х учёные нашли странные останки там, где жили индейцы майя: продолговатые черепа заставили многих заговорить об их инопланетном происхождении.

Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении

На этой обширной территории майя жили в трех отдельных субрайонах с отчетливыми экологическими и культурными различиями: северные низменности майя на полуострове Юкатан. Между 350 и 900 годами нашей эры некоторые царства майя жили комфортно, с устойчивыми сельскохозяйственными системами и отсутствием продемонстрированной продовольственной безопасности. Из прочитанных текстов стало известно, как жили обычные люди: вся деятельность великой цивилизации 10-15 веков назад зависела от природных циклов, поэтому календарям придавали особое значение. Тикаль, город майя, был небольшим густонаселённым городом, в то время как многоэтнический Теотиуакан обладал всеми признаками настоящей империи. Археологи разыскали потерянный город майя на юге полуострова Юкатан в Мексике.

Лидары и дроны помогли обнаружить спрятанные в джунглях поселения древних майя

Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным. Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале в 8 в. На самом верху социальной лестницы находились правитель и его ближайшие родственники, далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом — простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи. Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга.

При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины. Обжигалась керамика не в печах, а на открытых кострах. Гончарным ремеслом занимались как простолюдины, так и аристократы. Последние расписывали сосуды сценами из мифологии или дворцовой жизни. Письмо и изобразительное искусство. Испанский епископ францисканец Диего де Ланда 1524—1579 , прибывший на Юкатан в 1549, при переводе катехизиса работал с майяским писцом над системой передачи иероглифов латинским алфавитом. Однако письменность древних майя отличалась от алфавитного письма, поскольку отдельные символы часто представляли не фонему, а слог. В результате возникших расхождений между искусственным алфавитом Ланды и майяским письмом последнее было признано не поддающимся дешифровке.

Сейчас известно, что майяские писцы свободно комбинировали фонетические и семантические знаки, особенно когда такое сочетание открывало возможности для игры слов. Писцы, составлявшие интеллектуальную элиту майяского общества, изготавливали сотни манускриптов. Они писали птичьими перьями на листах бумаги из древесной коры, которые складывались «гармошкой» под переплетами, обтянутыми шкурой ягуара. Католические миссионеры считали эти книги еретическими и предавали их огню. Сохранилось всего четыре манускрипта майя, известные как Мадридский, Парижский, Дрезденский и Грольерский кодексы. В Дрезденском кодексе имеется раздел, содержащий нечто вроде календаря земледельца, где даются предсказания на будущий год и указываются жертвоприношения, необходимые для получения хорошего урожая. Предсказание засухи передано одновременно письменным способом и рисунком умирающего от жары оленя с высунутым языком. Кроме того, в Дрезденском кодексе представлены расчеты движения планеты Венеры.

Мадридский кодекс дает советы, как наилучшим образом сочетать с календарным циклом разного рода деятельности, например охоту или вырезание масок. Писцы являли свое искусство не только на бумаге, но также на камне, раковинах, керамических сосудах. Надписи, выполненные в технике штука, гарантировали большую сохранность, и потому царские генеалогии майя предпочитали запечатлевать на камне. Тексты на керамике, тоже выполненные знатью, отличались более личным характером. На керамических изделиях нередко указывалось имя владельца, предназначение изделия тарелка, блюдо на ножках, сосуд для жидкости и даже содержимое, например какао или маис. Керамика, расписанная таким образом, часто преподносилась в дар. Художники-керамисты иногда работали совместно с мастерами письма по камню. Для росписей использовались красный, синий, зеленый и черный цвета.

Лучше всего стенные росписи майя сохранились в городе Бонампак на территории нынешней Мексики. Здесь изображены приготовления к битве, сама битва и воины с длинными копьями, сражающиеся бок о бок, принесение пленников в жертву и праздничный ритуальный танец. Религиозные верования. В пантеоне майя были представлены боги земли, дождя, ветра, молнии и прочих природных сил и явлений. С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки, четыре бога дождя. Их необходимо было задабривать, чтобы они не наслали ливень и град. В религии майя не присутствовало христианских концепций греха, наказания и искупления — она была предназначена поддерживать равновесие природных стихий и обеспечивать плодородие земли. Даже в 20 в.

Тем не менее, Кнорозов пошел на это, говоря, что хоть Энгельс и писал, что в Америке не было государственности, это неправда, раз было письмо, значит, была и государственность. Я, конечно, упрощаю, но, в общем, идея была такая. И действительно Кнорозов это доказал, и его работа изменила исследования американистики во всем мире, не только у нас. И тогда ему была присуждена вместо кандидатской сразу докторская степень. Это очень высокий показатель, особенно в гуманитарных науках. Кнорозов показал, что общество индейцев в Северной Америке развивалось абсолютно по тем же законам, как и в Старом Свете. Стало очевидно, что законы развития общества везде одинаковы. Ведь регион Америки, где жили майя, был изолирован и не имел контактов со Старым Светом. Человеческий коллектив развивается в любой точке Земного шара независимо по одним и тем же законам, и это, конечно, потрясающая вещь, которую Кнорозов подарил миру.

И, конечно, его открытие — это большое подспорье для историка, помогающее понять, в чем суть исторических процессов. Скажем, у археологов в Старом Свете существуют понятия "камень", "бронза", "железо". По их логике, без этого цивилизация не развивается. Но Америка не знала никакой бронзы и железа, да, они умели плавить медь и обрабатывать металлы, но это не имело никакого хозяйственного значения. Получается, что даже принципы классификации в истории, которые существовали до тех пор, были неправильными. Оказалось, государственность прекрасно создавалась в Мезоамерике и Андском регионе без железных и бронзовых орудий. Хотя до этого считалось, что это абсолютно необходимые элементы для развития цивилизации. О науке и технологии Общество, для того чтобы выживать, должно развивать науку и технологии. И кстати, это тоже очень важный вопрос.

Часто любят говорить твердолобые физики и математики, что наука появилась только в конце XIX-го века, а до этого вообще непонятно, что было. Можно подумать, что какая-нибудь геометрия Лобачевского без Евклида вообще когда-нибудь бы появилась. Это осмысление людьми законов природы. Для того чтобы выжить, надо знать астрономию, уметь считать, понимать сельское хозяйство, медицину и передать эти знания следующим поколениям. Вот это и есть общий принцип развития любой цивилизации и любой культуры. Об ошибках цивилизаций По текстам майя мы видим не только их достижения, но и какие ошибки они совершали, как они закостенели в ощущении себя самыми умными. Только люди подумают: "Мы самые умные", — все, перестают развиваться. На каком-то этапе майя показалось, что им все дано и они все теперь знают. На самом деле, эта ошибка подстерегает все великие цивилизации.

Собственно, то, что делают сейчас Соединенные Штаты: не развиваются, а считают, что они уже самые могущественные и умные. Майя достигли своего расцвета в Х-м веке, дальше они не развивали науку, не совершенствовали свою систему управления. У них тогда были отдельные города-государства, которые воевали друг с другом, делали альянсы против друг друга... В результате, как мы знаем, ничего хорошего из этого не вышло. У майя было генетическое устройство власти: то есть правителем мог быть только тот, чей дедушка или прапрадедушка еще через поколение правил. Власть, хоть и мужская, но передавалась по материнской крови, которая несла в себе душу предков.

Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент.

Благодаря современным технологиям археологи смогли обнаружить самый древний и самый большой монументальный комплекс майя из всех, когда-либо найденных ранее. Лазерное картографирование - это метод, позволяющий экспертам взглянуть на местность, которую по разным причинам очень трудно исследовать. Подобный способ позволяет найти и удалённо составить подробнейшую карту местности, покрытой к примеру, густым лесом. Что это за комплекс и какие сюрпризы ожидали там учёных? Этот монументальный комплекс цивилизации майя был обнаружен в штате Табаско, Мексика. Структура получила название Агуада Феникс Aguada Fenix. Выглядит эта группа сооружений, как большая платформа. Высота её от десяти до пятнадцати метров, а площадь, которую комплекс занимает — превышает полтора километра.

От центра проложены в разных направлениях девять дорог. Эксперты считают, что возраст комплекса около 3000 лет. Радарное сканирование Агуады, самой старой и самой большой структуры майя, когда-либо найденной. Масштабы комплекса просто огромны! Это не только самое раннее и крупнейшее церемониальное сооружение майя, но оно настолько велико, что занимает гораздо больше места, чем Великие пирамиды Гизы в Египте!

Около 61 тыс.

В течение 12 дней учёные облетали на самолёте примыкающую к Тикалю территорию площадью 2144 кв. Мощные лазерные лучи проходили сквозь густую растительность и отражались от твёрдых поверхностей — развалин каменных построек. Так учёным удалось установить, где находятся скрытые от глаз сооружения. Эль-Пальмар, изучением которого я занимаюсь достаточно давно, оказался в 40 раз больше, превратившись в крупный населённый пункт», — сообщил Gizmodo один из авторов исследования, археолог из колледжа города Итака США Томас Гаррисон. На исследованной территории учёные обнаружили 61 480 объектов: каналы, фермы, тротуары, оборонительные укрепления, широкие дороги, а также террасы, построенные на крутых склонах для посадки сельскохозяйственных культур. Это сооружение нам только предстоит исследовать», — подчеркнул Гаррисон.

Изучив её, исследователи сделали вывод, что в этой местности на 1,6 кв. При столь большой плотности населения, по мнению учёных, необходима развитая инфраструктура, требующая грамотного управления, распределения воды, продуктов питания и других ресурсов.

Потомки майя

Выглядит эта группа сооружений, как большая платформа. Высота её от десяти до пятнадцати метров, а площадь, которую комплекс занимает — превышает полтора километра. От центра проложены в разных направлениях девять дорог. Эксперты считают, что возраст комплекса около 3000 лет. Радарное сканирование Агуады, самой старой и самой большой структуры майя, когда-либо найденной. Масштабы комплекса просто огромны! Это не только самое раннее и крупнейшее церемониальное сооружение майя, но оно настолько велико, что занимает гораздо больше места, чем Великие пирамиды Гизы в Египте! Аэрофотоснимок главного плато Агуада Феникс. Технологии, с помощью которых было сделано открытие, с успехом используются в ряде областей, включая археологию. Это позволяет учёным сэкономить время и силы, не путешествуя по труднодоступным местам в поисках памятников и сокровищ. Фактически это открытие было сделано ещё в 2017 году, но только сейчас учёные стали делиться деталями этой потрясающей находки.

Часть участка Aguada Fenix, раскопанного Мелиной Гарсия. Самое древнее поселение майя, из известных на сегодня, датируется 950 годом до нашей эры. Агуада Феникс может быть на пятьдесят лет старше. Чтобы прийти к этим выводам, археологи использовали лазерные и радиоуглеродные системы датирования.

По расчетам ученых, высота некоторых пирамид могла достигать 15 метров. Многие постройки города Майя полностью разрушены и находятся под землей. Несмотря на это, археологам удалось обнаружить места для игры в мяч и отдыха, а также для проведения религиозных ритуалов. Руины древнего города Окомтун Древний город Окомтун располагался на высоком плато, и на сегодняшний день окружен заболоченными землями. Самым большим сооружением на территории города был прямоугольный акрополь со сторонами по 80 метров и зданиями высотой до 10 метров.

На северной части акрополя располагалась 25-метровая пирамида, самая большая в Окомтуне. Для справки стоит уточнить, что акрополем называется возвышенная и укрепленная часть любого древнего города. Одна из каменных колонн, обнаруженных археологами У ученых нет сомнений в том, что город Окомтун играл большую роль в жизни Майя — скорее всего, он процветал в период между 250 и 1000 годами нашей эры. Более точно о том, в какое именно время древний город был заселен больше всего, ученые смогут сказать только после анализа фрагментов керамической посуды. Если об Окомтуне станут известны другие интересные подробности, мы обязательно об этом расскажем — подпишитесь на наш Telegram-канал , чтобы не пропустить.

Считалось, что к местным жителям нужно относиться как к рабам или как к балласту. Либо они помогают намывать золото, либо мешают. Они грубые, жестокие и бесчувственные… у них нет ни ремесел, ни искусств, ни нормальных человеческих манер», — повествуется в одной из хроник. То есть, на средневековый взгляд завоевателей, это были полулюди-полуживотные, годные лишь для рабского труда; дикари, попрятавшиеся в густых лесах на задворках цивилизации. Тем не менее острая нужда в новых рабах и ресурсах гнала конкистадоров в глубь Месоамерики, где они, в конце концов, открыли для себя майя и ацтеков.

К своему изумлению, здесь они столкнулись с высокоорганизованными обществами, строившими города, занимавшимися торговлей и сельским хозяйством и имевшими большинство атрибутов, характерных для настоящей государственности. Разумеется, среди конкистадоров находились люди вдумчивые, рассудительные и наблюдательные — такие, как, например, сам Кортес или Берналь Диас дель Кастильо — по сути летописец и хронист, старавшийся оставить для потомков описания всех перипетий, связанных с покорением Мексики. Оба не скрывали восхищения увиденным, особенно на первых порах. Их поразили и масштабы и развитость американской цивилизации. Многое им показалось необъяснимым и неописуемым, иногда даже не находилось слов, чтобы хоть как-то охарактеризовать увиденное. Поэтому не удивляйтесь моей манере изложения, так как я не всегда знаю, как описать все эти чудеса, которых мы раньше не видели, о которых мы ничего не слышали и о которых даже не помышляли в самых смелых мечтах», — написал Диас, впервые увидев Теночтитлан — огромный город, окруженный цепью высоких вулканов. Еще больший шок пришельцы испытали в самой столице: их не могли не поразить многочисленные дворцы, храмы, сложенные из кирпича и покрытые штукатуркой жилые дома; бесчисленные сады и каналы; рынки, где крестьяне обменивали плоды своего труда на изделия городских ремесленников. Взору испанцев открылась цивилизация, которая по блеску и масштабам не уступала европейской, а кое в чем даже превосходила. Но не только высокие стандарты развитого общества поразили непрошеных гостей. Привыкшие к средневековым жестокостям, дети немилосердной и несентиментальной эпохи, конкистадоры и на вновь открытых землях насаждали террор, а проще говоря, устроили настоящий геноцид покоренных коренных народов.

Но даже они, чьи руки были по локоть в крови, содрогнулись, увидев в империи ацтеков и, в меньшей степени, на земле майя жуткие по иному не скажешь сакральные кровопускания и жертвоприношения. Берналь Диас впервые увидел эти кошмарные ритуалы, практикуемые среди майя Юкатана, еще будучи участником экспедиции Эрнандеса де Кордобы: Они приводили нас в огромные, выстроенные из блоков здания, которые были их храмами, посвященными каким-то богам. Стены этих храмов украшали изображения каких-то змей, пресмыкающихся и неких дьяволоподобных существ, видимо, их идолов. Перед стенами находились жертвенники, испачканные запекшейся кровью. У служивших в этих храмах жрецов были спутанные, косматые волосы со следами крови, отовсюду несся тошнотворный трупный запах. Как же объяснялись все эти жестокие традиции? Согласно фундаментальному учению христианской церкви, все люди произошли от Адама и Евы, а также от сыновей Ноя после Великого Потопа. Но откуда взялись эти американские общества? Произошли ли они от главной ветви человечества, перебравшись в Новый Свет в незапамятные времена, или же эти народы переселил сам дьявол, оторвав их от истинной веры и превратив в жалкую пародию на христиан? Происхождение и история экзотических народов стали источником не только академических, но и богословских споров в течение всего XVI столетия.

Дело дошло до того, что в 1537 году папа Павел III в своей булле «Sublimis Deus» Вышний Бог официально декларировал, что американские индейцы — вполне разумные люди, и их нужно считать «настоящими людьми». Булла запрещала относиться к ним как к безмозглым животным, а также выказывала уверенность, что коренные жители Америки вполне способны приобщиться к цивилизованной жизни и стать частью христианского мира. По сути, папа через свою буллу рекомендовал и даже требовал не только установления в Америке новых экономических отношений читай: экономической эксплуатации , но и безусловного обращения в христианство целой части света. Для монахов-миссионеров, военных и администраторов насаждение веры было делом как богоугодным, так и сулящим быстрое продвижение по карьерной лестнице, а для людей с авантюрным складом души еще и новым захватывающим приключением. Крещение народов Америки преследовало грандиозную цель — основание на многолюдном континенте «Нового Иерусалима»; причем успех данного предприятия во многом компенсировал бы потери католицизма в борьбе с протестантизмом в Европе. Первыми в евангелизации Америки стали францисканцы. Встрепенувшийся после успешной испанской реконкисты орден, фаворит и любимец испанской короны и самого Кортеса, основал в 1524 году свою первую миссию в Мексике, в будущем Мехико. Францисканцы, энергичные, вооруженные тысячелетней убежденностью люди, нацелились на полную христианизацию мира до Второго Пришествия — события, обуславливающего их детерминистический взгляд на цикличность истории. Кстати, взгляд очень даже родственный воззрениям майя. Для того чтобы успешно выполнить свою задачу и покончить с индейской культурой, францисканцам предстояло изучить и понять традиции и верования народов, которые они хотели обратить в католическую веру.

Наиболее известным францисканцем-миссионером, побывавшим среди ацтеков, являлся брат Бернардино де Саагун. Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики. В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс». Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты. Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны. Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда. Неоднозначная и противоречивая фигура де Ланда еще не раз появится на страницах этой книги. Прежде всего, он известен тем, что в 1562 году, узнав о возвращении части вновь обращенных в христианство к старой практике «идолопоклонства», де Ланда подверг страшным пыткам и экзекуциям тысячи майя, сжигая и вешая их без разбору. Дело дошло не только до разрушения бесчисленных святилищ и идолов, но даже битья и разламывания утвари, жертвенных костей и прочей «языческой мерзости».

Уже много позже, отозванный на родину из-за чрезмерного усердия и превышения полномочий, он создал скорее, в качестве искупления грехов большое и детализированное описание народа, который совсем недавно истязал и выжигал каленым железом. В своем труде де Ланда подробно рассказывает о религиозной практике майя, их обычаях, ремеслах, одежде, об их сельскохозяйственной деятельности и письменности — в общем, об их будничной, повседневной жизни. Очевидно, что к труду де Ланда нужно подходить осторожно, учитывая его собственный неоднозначный взгляд на майя и то обстоятельство, что труд этот неоднократно переписывался, и ученые до сих пор не располагают первоисточником. И все же «Сообщение о делах в Юкатане» остается до сих пор единственным более или менее правдивым, полным в отличие от сухих бюрократических отписок произведением, проливающим свет на общество майя в первые десятилетия после начала испанского завоевания. В своем труде де Ланда даже пытается провести археологический и ретроспективный анализ истории майя, он повествует об их преданиях и мифах, что делает этот труд еще более любопытным. Диего де Ланда. Один из немногих известных портретов Де Ланда прибыл на север Юкатана в 1549 году. Человек экстраординарный, энергичный, любознательный, он быстро выучил язык майя и в первые годы своей миссии много путешествовал по полуострову, посещая множество деревень и беседуя с местными жителями. Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов. К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа.

Общаясь с ними, миссионер сначала научился записывать дни недели и месяцы древнего календаря, сопроводив иероглифы испанской транскрипцией. Затем он выяснил соответствие дат календаря майя с датами юлианского календаря, что оказалось очень кстати: три столетия спустя ученые воспользуются данными де Ланда для точной корреляции двух календарей. И еще: один из знатных людей майя, названный на испанский манер Гаспаром Антонио Чи, показал де Ланда написание некоторых иероглифов, которые впоследствии также послужат ключом к дешифровке письменных памятников майя. Де Ланда постарался точно охарактеризовать особенности общества майя, их социальную иерархию, роль жрецов, хранителей древних знаний и даже попытался заглянуть в прошлое этого народа. Он пришел к верному выводу, что расцвет майя остался позади, и по какой-то причине развитие их общества затормозилось и даже пошло вспять. Особенно поразили де Ланда архитектурные памятники: Имя и репутация Юкатана сильны, прежде всего, из-за множественности, величественности и красоты зданий, в то время как слава других земель Индий — в золоте, серебре и богатстве. Его величие такое же, как у Перу или Новой Испании. По правде говоря, все эти здания и их число даже более значимы, чем все то, что мы к этому дню открыли вИндиях; их так много, и они так хорошо построены из обточенного камня, что заставляют удивляться кого угодно. В следующем пассаже де Ланда описывает урбанистические достоинства городов майя, планировку которых археологи называют достойной современного «города-сада». Поделился де Ланда и своими наблюдениями об устройстве общества майя: До того как испанцы, пришли в эту страну, местные обитатели жили в основном в городах весьма цивилизованным образом.

Они очищали свои земли от сорняков и высаживали очень полезные растения. Место их обитания выглядело следующим образом: в центре города располагались их храмы и красивые площади, а вокруг храмов стояли дома их властителей и жрецов… а вокруг городов располагались дома людей из низших классов. Де Ланда старательно описывал все свои посещения городов майя, не забывая делать зарисовки и планы наиболее выдающихся архитектурных памятников, таких, как большая пирамида Эль-Кастильо Кукулькана в Чичен-Ице и городская площадь в Тихоо. На зарисовке пирамиды Эль-Кастильо, например, де Ланда обозначил ступени, грани и их ориентацию по сторонам света. Он указал, что просторные городские площади были когда-то вымощены известняковыми плитами и что широкая и красивая лестница ведет к колодцу, находящемуся на высоте двух бросков камнем. В этот колодец по обычаю сбрасывали живых людей, задабривая богов во времена засухи. Майя также бросали туда множество различных предметов, таких, как драгоценные камни, и вообще любые вещи, которые считали ценными. Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице Описания услышанного и увиденного свободны от мифов о жертвоприношениях красавиц-девственниц, которым, якобы, устраивали специальный отбор. Скорее всего, это выдумки более позднего времени. Де Ланда обратил внимание, что и во время конкисты Чичен-Ица и остров Косумель по-прежнему оставались священными, «действующими» сакральными местами для майя: «Для них Косумель и Чичен-Ица — места такие же почитаемые, как для нас Иерусалим или Рим».

Женский монастырь в Чичен-Ице От добросовестного и внимательного де Ланда не ускользала ни одна деталь. Так, он заметил и его это впечатлило , что одежда на героях бесчисленных барельефов и скульптур в точности походила на ту, которую носили майя в XVI столетии. А однажды он оказался в ситуации, когда: В одном здании находилась вместительная урна, в которой мы обнаружили пепел и кости сожженного человеческого тела, и в пепле виднелись три красивые каменные бусины, похожие на те, что сейчас используют вместо денег. Данный факт указывает на то, что именно индейцы были строителями этих зданий.

Памятники культуры майя встречаются на землях нынешних мексиканских штатов Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, почти всего Табаско и западной половины Чьяпаса, а также в Гватемале, Белизе и на западе Гондураса и Сальвадора.

Современнные майя живут в Мексике, Гватемале п-ов Юкатан и Белизе. Язык ветви майя семьи майя-киче. По религии католики. Археологам известны сотни поселений того времени и десятки столиц городов-государств, среди которых выделяют две группы.

Почему исчезла древняя цивилизация Майя?

Ведь регион Америки, где жили майя, был изолирован и не имел контактов со Старым Светом. Народ майя никуда не исчез, он отправился на полуостров Юкатан, где впоследствии возникли новые города, некоторые из которых просуществовали до прихода испанцев. Последний город майя назывался Тайясаль и в нем жило 60 000 человек — он был уничтожен европейскими завоевателями только в 1600-е годы. Благодаря современным технологиям археологи смогли обнаружить самый древний и самый большой монументальный комплекс майя из всех, когда-либо найденных ранее. Где жили майя. Народ майя облюбовал теплые и комфортные для проживания территории, входящие в состав современной Мексики и Центральной Америки. Майя жили в каменном веке: имеется в виду, что основы металлургии этому продвинутому народу постичь так и не удалось.

В Гватемале обнаружили затерянные города майя

Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики, Гватемалы, Гондураса.

Просто они ассимилированы и не чувствуют себя таковыми. Особенно это касается метисов, которых очень много и которые называют себя просто мексиканцами. Зато в Гватемале живёт 23 народа, называющих себя майя, но, скорее, говорящих на разных майянских языках. Довольно сильно отличающихся друг от друга. Сегодня коренные индейцы майя занимаются всякого рода традиционными ремёслами: изготовляют сети, гамаки, верёвки, корзины, мебель, шляпы, глиняную посуду, луки со стрелами.

Возделывают маис кукурузу , сахарный тростник, жгут древесный уголь и т. Кстати, существует так называемая Сапатистская армия национального освобождения.

Также они практиковали ритуальное кровопускание: религиозные и политические лидеры прокалывали мягкие части тела, а затем смазывали кровью почитаемых идолов. Вопреки достижениям во многих сферах общественной жизни, майя не владели металлургией, технически находясь в каменном веке и не зная более совершенных орудий. Но у них были свои способы ведения борьбы с противниками. Например, воины майя использовали в качестве метательного оружия гнезда шершней и ос, помещенных в сосуды из тыкв-горлянок. Будучи удачно брошенными, насекомые создавали панику в рядах врага. Одним из признаков привлекательности народ считал косоглазие.

Чтобы намеренно развить его, ребенку на уровне глаз привязывали каучуковый шарик. Кроме того, майя специально деформировали лобную кость черепа, придавая ей сплющенную форму. Для этого ко лбу младенца через пять дней после рождения плотно прикрепляли деревянную дощечку. По мнению майя, удлиненная форма головы придавала человеку благородный вид. К тому же за лоб такой головы было удобнее цеплять лямки, с помощью которых переносили тяжести. Знатные люди, помимо того, искусственно изменяли форму носа, создавая орлиный профиль иногда с помощью глиняных или восковых накладок. Согласно одному из предположений, так лицо было больше похоже на початок кукурузы — основную сельскохозяйственную культуру, которую выращивали майя.

Эта область представляла собой идеальный район для заселения, считают ученые. Она объединяла возвышенности, на которых можно строить поселения из местного известняка, и низменности, часто заболоченные, пригодные для сельского хозяйства.

Карта бассейна Мирадор — Калакмуль. Изображение: Richard D. Hansen et al. Лазерные импульсы лидара способны проникать даже сквозь самую плотную растительность и воспроизводить особенности рельефа и построек. Ученые составили комплексную карту территории, основанную на времени, которое требуется свету для возвращения к приемнику. Погрешность съемки составила менее 15 см по горизонтали и 30 см по вертикали, а цифровые модели рельефа и местности, построенные учеными, описывают всю территорию, окружающую Эль-Мирадор, с разрешением 0,5 м. Что показало сканирование? Лазерное сканирование выявило 60 тыс. Здания и сооружения объединены в 964 поселения: 775 из них расположены на территории южной низменности бассейна, а еще 189 — в окружающем ее карстовом хребте.

Большинство строений относятся к среднему с 1 000 до 400 гг. Расположение поселений майя, открытых в джунглях Гватемалы.

Livescience: цивилизация майя никуда не исчезала, их потомки живут до сих пор

В поселении мы прокатились над озером на тарзанке, удивились в какой гармонии майя живут с окружающей природой, искупались в подземном сеноте. Майя жили в каменном веке: имеется в виду, что основы металлургии этому продвинутому народу постичь так и не удалось. А что случилось с самим народом майя, и где сегодня живут потомки строителей грандиозных пирамид? Группа ученых из разных стран обнаружила город цивилизации майя на дне крупнейшего в Гватемале озера Атитлан.

Древние города майя в Мексике и потомки таинственной цивилизации

В джунглях Мексики найден давно забытый город цивилизации майя Майя вступали в брак в раннем возрасте: мальчики в районе восьми лет, девочки в 12-14 лет.
Древняя цивилизация майя: новые артефакты рассекречены правительством Мексики В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет.
Племена майя: история, цивилизация, исчезновение, религия и жертвоприношение - Археологи в Мексике обнаружили остатки древнего города майя глубоко в джунглях полуострова Юкатан.
Народ Майя: кто это такие, культура, тайны и загадки цивилизации Также учёные доказали, что у майя были устойчивые сельскохозяйственные системы, которые позволяли им жить стабильно, без угрозы голода.

В джунглях Мексики обнаружен затерянный город майя

Но сперва ответим на вопрос, где жили племя майя, попробуем поискать их родину на карте Америке. Народ майя никуда не исчез, он отправился на полуостров Юкатан, где впоследствии возникли новые города, некоторые из которых просуществовали до прихода испанцев. Там, где жили майя, был жаркий климат, поэтому они в основном выращивали маис, лишь иногда употребляя в пищу мясо диких животных. В этот период процветали такие большие центры, как Исапа на Тихоокеанском побережье, где заметен переход от привнесенных элементов ольмекской культуры к тем элементам, которые в будущем образуют культуру майя.

В Гватемале обнаружили затерянные города майя

Майя жили в основном на территории Центральной Америки и полуострова Юкатан. В данной статье речь пойдет о племени майя: где жили (на карте), чем занимались и почему исчезли. В Мексике группа исследователей под руководством археолога Ивана Спраича при проведении изысканий на территории экологического заповедника Баламку обнаружила ранее неизвестный науке город майя. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. На юге мексиканского штата Чьяпас живет племя лакандонов, являющихся прямыми потомками древнего индейского народа майя.

В джунглях Мексики найден давно забытый город цивилизации майя

Спускаться по ступеням вниз — целое приключение. Почти ползком, держась за тонкую веревку, мокрые с головы до ног, мы преодолевали пологий уклон. Другая сторона пирамиды так и осталась под корнями деревьев, как и большая часть древнего города. Коба — огромный комплекс из подземных сооружений, храмов, домов, алтарей и полей для игры в мяч. Майя играли в особую игру с мячом, которая продолжалась несколько дней без перерыва и заканчивалась жертвоприношением. Стать участником жертвоприношения — было для этого народа особой честью. Для духовного и физического очищения майя использовали специальные, наиболее развитые для того времени, бани под названием темаскаль.

Вокруг Коба, как огромные глазницы, зияют подземные озера и колодцы — сеноты. Майя использовали их в качестве источника пресной воды и для совершения обрядов жертвоприношения. Они считали воды сенотов священными. Расстояние от поверхности земли до воды — 26 метров, которые ты преодолеваешь, спускаясь по лестнице. Глубина — 40 метров.

Задачей было его правильно предсказать и дать рекомендации людям, как правильно поститься в этом случае, какие приносить жертвы и т. Баченина: - То есть астрономия была приспособлена под религиозные нужды? Беляев: - Ее основой и были религиозно-мифологические представления. Баченина: - Еще изобретения?

Беляев: - Солнечные и лунные затмения это, конечно, прекрасно. Кроме того, были рассчитаны циклы Венеры. Она вообще для мезоамерики очень важная звезда. По-видимому, цикл Марса они рассчитали. То есть наблюдения плюс последующие расчеты. Это очень важно. Одно дело, просто наблюдать. Лунные фазы наблюдаются легко. Другое дело, планеты.

Передвижение планет важно, потому что надо иметь возможность не только наблюдать, но и потом построить на основе этого модель. Мне кажется, это показывает высокий уровень развития математики и астрономии. Календарь сам по себе довольно сложный, с расчетами лунных циклов и некоторых циклов, которые мы до сих пор не понимаем. Вот есть там такой цикл 819 дней. До сих пор непонятно, что это за цикл, с чем он связан — с каким-то астрономическим явлением или каким-то еще. Календарь, астрономия — это одно из достижений. И второе достижение — это, безусловно, сама по себе письменность майя и все, что связано с письменностью — культура книжная, культура грамотности. Баченина: - А почему вы про колесо не говорите? Беляев: - С колесом как раз не очень.

В мезоамерике колесо знали, известны игрушки на колесиках, но колесо не применялось ни в каком виде в технологии индустриальной. Баченина: - И у майя тоже? Беляев: - И у майя тоже. Причем не применялось не только для транспорта, но не применялось и как основа для гончарного круга. Вот это тоже интересно. Баченина: - А что применялось как основа для гончарного круга? Беляев: - Ничего. Керамика была лепная. Ее лепили либо вручную… Вот вся эта изящная, прекрасная керамика лепилась либо вручную, либо была керамика, которую делали в формах.

Баченина: - А как мололи кукурузу? Беляев: - Кукурузу мололи не на таких жерновах круглых, как у нас, а это такая зернотерка, она называется метате слово, пришедшее из ацтекского языка. Она напоминает такую скамеечку небольшую с углублением внутри. Туда насыпались зерна. Брали такой цилиндрический каменный пестик и растирали. И там все растиралось, не только кукуруза, но и все, что надо растереть. Баченина: - И для каждого, наверное, были свои скамеечки. Нельзя же какао растирать там, где перец чили. Беляев: - Если это были какие-то не очень богатые горожане, то они делали и то, и другое.

Баченина: - Помыли посуду - и вновь растирать.

Они обнаружили в Белизе долото из жадеита и ручку из палисандра. Его открытие говорит о том, что этот минерал не был священным камнем, из которого изготавливались только религиозные предметы и украшения для знати, но и ресурсом для создания дорогих и статусных, но вполне обыденных орудий труда», — прокомментировала находку одна из исследовательниц Хезер Маккиллоп. Назначение жадеита вызывает споры в мире ученых уже несколько лет. Предметы из этого полупрозрачного зеленоватого минерала на севере территории, где жили майя, можно найти только в гробницах правителей, пирамидах и древних храмах. Однако на юге жадеит, очевидно, использовали и по менее торжественным поводам, ведь его встречают даже в низкокачественных бусах.

Важное открытие 2021 года: Извержение вулкана не уничтожило цивилизацию Майя Достижения цивилизации майя Цивилизация майя в свое время была доминирующей на территории Мезоамерики — исторической области, которая простиралась с современной Центральной Америки и самой южной части Северной Америки. Представители этого народа были очень развитыми и изобрели собственную календарную систему, а также построили огромные пирамиды и достигли высот в математике и других науках. Пирамида народа майя Из-за чего именно погиб народ майя, точно неизвестно. Предполагается, что это произошло в 9 веке нашей эры. Скорее всего, исчезновение цивилизации связано с совокупностью разных факторов, включая гражданскую войну, засуху и климатические изменения. Последний город майя назывался Тайясаль и в нем жило 60 000 человек — он был уничтожен европейскими завоевателями только в 1600-е годы. Подробности об этом событии вы можете узнать из нашей статьи «В чем секрет Тайясаля — самого непобедимого города майя». На нашем Дзен-канале уже более 100 тысяч человек, присоединяйтесь к нашему сообществу! А если вам интересно, как возникла цивилизация майя, как она развивалась и как в ней были устроены политика и религия, читайте материал моего коллеги Андрея Жукова «Кем были майя: секреты и история древней цивилизации». Уверен, вы узнаете много нового.

20+ интригующих фактов о народе майя, о которых интеллигентно умолчали школьные учителя

Племена майя: история, цивилизация, исчезновение, религия и жертвоприношение Но сперва ответим на вопрос, где жили племя майя, попробуем поискать их родину на карте Америке.
Цивилизация Майя: территория, культура, факты, история В исследовании, недавно опубликованном в журнале Ancient Mesoamerica, археологи сообщают об открытии огромного 2000-летнего поселения майя.
21 неожиданный факт о майя, которые могут быть интересны не только историкам Геологи обнаружили на севере Гватемалы поселения майя, которые простираются на территории около 1700 квадратных километров, сообщает LiveScience.

Археологи обнаружили на Юкатане затерянный город майя с архитектурой в стиле пуук

В джунглях Мексики найден давно забытый город цивилизации майя Главная» Журнал кругосветки» Майя: где жили и куда исчезли.
Краткая хронология цивилизации майя: от становления до упадка. | Пикабу Археологи в Мексике обнаружили остатки древнего города майя глубоко в джунглях полуострова Юкатан.
С помощью лидара нашли древний церемониальный комплекс Майя — Wylsacom Чичен-Ица была разгромлена, часть ее жителей смешалась с победителями и стала называться «людьми майя», часть укрылась в глухих лесах Петена, где и основала Тайясаль.

Древний город майя нашли в джунглях Мексики (фото)

В честь камня эту древнюю деревню ученые назвали Октун, что в переводе с языке юкатекских майя означает «каменная колонна». Колоны и другие местные находки. Согласно руководителю исследовательской группы Ивану Прайцу, город принадлежал классическому периоду 250-1000 гг. Загадочная постройка в форме круга. Поселение находится на труднодоступной возвышенности полуострова, где много болот.

Удивительно, но послание было услышано. Герреро от общения с земляками отказался, а Агиляру удалось добраться до Косумеля, где он «умилившись, преклонил колени и возблагодарил Господа, после чего спросил: верно ли, что сегодня среда! Оказалось, что его коленопреклонение случилось не в среду, а в воскресенье. Впоследствии экспедиция Кортеса обогнула полуостров, высадилась в прибрежном районе Табаско и наголову разбила недовольных и крайне негостеприимных местных жителей. Поверженные вожди тотчас выплатили победившим испанцам контрибуцию в виде золота, провизии и женщин.

Среди «призов» оказалась девушка, которую испанцы нарекли доньей Мариной. Марине суждено было стать возлюбленной Кортеса и родить ему сына. Интересно, что она говорила как на языке майя, так и на языке науатль, на котором разговаривали ацтеки. Агиляр также за время плена выучил язык майя. Вдвоем они стали незаменимыми переводчиками Кортеса, особенно по дороге в Теночтитлан в частности и во время завоевания ацтекской империи вообще. На счастье Кортеса, внутриполитическая обстановка в империи была нестабильной, и объяснялось это в основном ненавистью покоренных ацтеками народов к своим угнетателям. Эти народы охотно помогали Кортесу, что явилось главной причиной его успехов. Он начал поход на Теночтитлан во главе отряда в несколько сот человек. По пути его армия обросла тысячами добровольцев из числа местных жителей.

Своим величием и богатством Теночтитлан затмил все города, виденные испанцами в Америке. До городского ядра в 200 тысяч человек, занимавшего большой остров посреди озера Тескоко, можно было добраться по нескольким радиальным дорогам-мостам, перекинутым от берега к острову. Без сомнения, это было одно из чудес света той эпохи. Отдаленно сравниться с ним могли лишь Константинополь и Венеция. В Лондоне тогда насчитывалось приблизительно 50 тысяч жителей, а в Севилье — и вовсе 30 тысяч. Города и городки майя по сравнению с Теночтитланом выглядели жалкими деревушками. Что касается богатства, то количество золота, находившееся у ацтеков, сравнить попросту не с чем… Высадка на Юкатан стала первым шагом к завоеванию империи ацтеков. На многие годы полуостров превратился в удобный плацдарм, а его береговая линия сделалась причалом для многих сотен испанских кораблей, слетавшихся на «золотой мираж». После падения Теночтитлана в 1521 году новости о фантастической добыче Кортеса привлекли к «Новой Испании» тысячи европейских авантюристов.

Не все народы были еще покорены, не все они были ограблены, и не все золото удалось у них отобрать «первопроходцам». Алчные взоры новых и новых конкистадоров устремились на другие народы, в том числе и на майя. В период с 1524 по 1527 год грубый и жестокий подчиненный Кортеса лейтенант Педро де Альварадо в ходе варварских и кровопролитных кампаний покорил города-государства Киче, Какчикель и несколько маленьких крепостей в высокогорье Гондураса. При поддержке племен, ненавидевших майя, используя тот же принцип, что и Кортес — «разделяй и властвуй», — его способный ученик де Альварадо сначала натравил Какчикель на Киче, а затем спокойно разобрался с самим Какчикелем. После высокогорья пришла очередь равнинных майя. На этот раз оставить свое имя в скрижалях истории выпало Франсиско де Монтехо, кстати, участнику экспедиции Грихальвы 1518 года. Он не участвовал в нападении на Теночтитлан, так как отбыл на родину с грузом награбленных ценностей, предназначавшихся королевской казне и лично королю Карлу V. Так называемая «королевская доля» составляла пятую часть добычи — золота, серебра, мозаики и красивых благородных перьев. Это были не только трофеи, отняты у народов, живших по берегам Мексиканского залива, но и дары, преподнесенные Монтесумой Кортесу в надежде предотвратить захватнический поход испанцев на Теночтитлан.

В тот груз входили и некоторые сокровища, отнятые у майя на Юкатане, — например, книги с листами из обработанной коры деревьев, скорее всего, они попали к испанцам на острове Косумель. Среди них оказался и знаменитый «Дрезденский кодекс» — самая информативная из четырех дошедших до нас книг майя, названная так по месту современного хранения. Доставив королевские сокровища в Испанию, Монтехо затем провел семь лет в ожидании специального разрешения на свои собственные завоевания в Новом Свете, а также соответствующего титула. В конце концов ему присвоили титул аделантадо Юкатана от исп. По сути Монтехо получил лицензию, индульгенцию и даже своеобразный заказ на захват и освоение богатств полуострова. Причем это разрешение на эксплуатацию заморских земель можно было передать по наследству своим отпрыскам. Чем не дворянский титул? Две страницы из Дрезденского кодекса. Страница справа — колонка с так называемыми венерианскими таблицами эфемеридами Мечта о завоевании «своей» Америки вылилась в 20 лет лишений и разочарований.

Монтехо, в отличие от Кортеса и Альварадо, не умел создавать коалиции и временные альянсы и использовать противоречия, возникавшие в стане врага. Некоторые майя сразу же оказали жестокое сопротивление новым захватчикам, другие просто спрятались в густых джунглях. Несмотря на то, что вожди майя сдались испанцам без слов, их «подопечные» выходили из джунглей лишь для нападений на испанские гарнизоны, которые оставил Монтехо. В следующем году он покинул восточное побережье и перебрался на западное, где, на месте прибрежного торгового поста майя Шикаланго, основал Саламанку по названию своего родного города. Это был первый испанский населенный пункт, основанный на Юкатане. В начете 1530-х годов экспедиция основала вторую базу, на этот раз в Кампече. В течение нескольких лет люди Монтехо строили дороги и укрепления, оживляя монотонный и скучный ландшафт Юкатана, а также налаживали дружеские связи с многочисленными местными царьками. Сын Монтехо, Франсиско-младший, на некоторое время захватил крупный город майя Чичен-Ицу, превратившуюся к тому времени обезлюдевший город-призрак, поглощенный джунглями. Покорение майя в этих местах стало казаться делом малоперспективным, не сулящим никаких особых материальных приобретений.

Усердная и не обещавшая мгновенного обогащения работа здесь, на Юкатане, выглядела нелепой, особенно после новостей и слухов, доносившихся откуда-то с далекого юга. В южноамериканских Андах начала свою фантастическую эпопею команда Франсиско Писсаро. Любопытно, что первый контакт с инками произошел так же, как и с майя: люди Писсаро перехватили торговый плотик, дрейфовавший неподалеку от того побережья, где сейчас находится Эквадор. К изумлению испанцев, плотик был нагружен драгоценными металлами. Стало ясно, что империя инков куда как богаче, чем империя ацтеков, и вскоре люди Монтехо ринулись на поиски Эльдорадо. К 1535 году на Юкатане не осталось ни одного испанца. Сам же шестидесятисемилетний Монтехо, одряхлевший и уставший, отошел от дел и ни о каких авантюрах уже не помышлял. В тех землях нет ни единой речушки, хотя есть озера; холмы там скалистые и безводные. Вся земля покрыта хилым кустарником, и она такая каменистая, что не найти ни одного квадратного фута почвы.

Золота открыто не было, и вообще ничего такого, из-за чего можно было бы разбогатеть. Местные жители большей частью распутнее и коварнее, чем где бы то ни было в уже открытых землях. При этом они еще не убили ни одного христианина в честном бою, а только исподтишка. Ни разу они еще не объявили войны, и всего добиваются хитростью. После того как в 1540 году Монтехо-младший возобновил завоевание Юкатана, люди, которые за ним последовали, уже не питали никаких иллюзий относительно новых открытий. Все, на что они рассчитывали, — поработить коренное население, поселиться в укрепленных пунктах и жить за счет порабощенных. По видимости, с 1515 года, если не раньше, у испанцев появился грозный союзцик. Сами того не ведая, они развязали против коренных народов Америки настоящую биологическую войну: азиаты, многие тысячелетия назад пересекшие Берингов пролив и расселившиеся по всей Америке, совершенно лишились иммунитета против болезней, свирепствовавших в Старом Свете. Над юкатанскими майя раздался погребальный звон — на испанских каравеллах вместе с конкистадорами прибыла оспа, а вместе с корабельными крысами — чума.

К 1547 году, всего за тридцать лет, население Юкатана сократилось на три четверти. Деморализованные, изнуренные, подавленные постоянным натиском испанцев и эпидемиями, майя сдались. В1542 году среди руин древнего города Тихоо испанцы основали будущую столицу Юкатана — Мериду. Дальше больше — в 1546 году Тутуль Шиу, правитель Мани самого могущественного государства того времени на северо-западе установил теплые отношения с испанцами и даже принял христианство. За ним последовали многие другие, и, даже несмотря на короткую вспышку сопротивления на востоке, к концу 1547 года вся северная часть полуострова была завоевана окончательно. Осев всерьез и надолго на завоеванных землях, испанцы — конкистадоры и просто поселяне — отнеслись к культуре порабощенных народов без всякого любопытства разве что в случае крайней административной необходимости. Куда больший интерес к искусству коренных жителей Америки неожиданно проявился за тысячи километров — в Старом Свете. Гуманисты, антиквары, схоласты и простые обыватели Европы XVI века, затаив дыхание, слушали романтические истории о покорении далеких, загадочных земель. Главную интригу создавали, конечно, многочисленные артефакты, подобные тем, что привез Монтехо.

Текстиль, изделия из перьев, маски, инкрустированные бирюзой, орнаменты из золота — все это увидел и оценил Альбрехт Дюрер в 1520 году на выставке в Брюсселе. Я увидел среди них прекрасные произведения искусства, которые заставляют восхищаться утонченностью и гениальностью народов, населяющих неведомые земли».

Зона дождей смещается к Югу и не достигает Центральной Америки, в результате происходит засуха. Таким образом, было получено очередное доказательство того, что именно засуха уничтожила индейцев Майя. Эта теория нашла подтверждение в неожиданном месте на Северном Полюсе.

Северный Полюс Пол Маевский, изучавший климатические изменения на планете, заинтересовался выводами Дика Гилла. Маевского не прельщает работа в уютном теплом кабинете, он изучает химический состав льда в далекой холодной Гренландии. Снег, формирующий гренландский ледяной покров, хранит историю климата на Земле и может рассказать о том, какой была погода много лет назад. Мы почувствуем холод и сильный ветер, но мы не сможем определить концентрацию углекислого газа и содержание азота в воздухе. Как ни странно, изучая химический состав, можно установить не только это, но даже выяснить, какая погода и климат были в прошлом, а также с какой скоростью происходит изменение климата.

Снег может рассказать о месте происхождения температуры воздуха в момент выпадения", - Пол Маевский. Таким образом, Маевский получает подробную картину климатических изменений прошлого. Узнав о теории Дика Гилла, он решил проверить образцы льда, сформировавшегося в X веке и выяснить, какие климатические изменения происходили в Северном полушарии много лет тому назад. Если растительность бурная, значит, климат был теплым и влажным, если окажется, что зелени мало то, по всей вероятности, в этот период была засуха", - Пол Маевский. Маевский удивился, когда изучил состав векового льда.

В исследованном образце содержание аммиака оказалось крайне низким. Такой засухи, как в то время, на Земле не было уже две или даже три тысячи лет. Значит, анализ льда подтвердил правоту Дика: в то самое время, когда Майя погибли, во всем Северном полушарии стояла холодная погода, а в регионе, в котором жили индейцы, наступила засуха. Но сообщество археологов это не убедило. Если и была такая засуха, то почему сами Майя не оставили никаких сообщений об этом бедствии?

Изображение на камнях рассказывают нам о великих битвах, о правящих династиях и могущественных божествах и никаких свидетельств засухи. Исследователь решил выяснить, сохранились ли письменные упоминания о засухе. Резьба на каменных строениях и памятниках не содержала информации о засухе, но если бедствие так долго терзало индейцев, то наверняка где-нибудь остались записи об этом. Удача улыбнулась Гиллу, он изучил древнюю рукопись, одну из немногих, которую не уничтожили испанцы. В манускрипте на последней странице был иероглиф, обозначающий засуху, голос из прошлого.

Несмотря на все представленные доказательства, археологи по-прежнему сомневались в правоте Гилла. Существующие теории об исчезновении развитых цивилизаций содержат весьма туманные и запутанные объяснения ученых, привыкших все усложнять. Моя версия кажется примитивной и не заслуживающей внимания" - Дик Гилл, исследователь цивилизации Майя. Оказалось, что главное доказательство, которое искал Дик, находилось совсем рядом. Подтверждение теории Дика исходило от троих геологов, которые вообще не изучали теорию древних цивилизаций.

В частности, нас интересуют интенсивность дождей в этот промежуток времени". Ученых интересует придонный ил, который хранит информацию о прошлом Земли. Геологи изучают осадочные отложения, которые в течение многих тысяч лет слой за слоем формировались на дне озера. Первая же проба донного грунта повергла ученых в изумление, они обнаружили следы жестокой засухи. Почти у самого основания видны светлые известковые кольца, которые относятся к периодам сильнейшей засухи, когда в озере понижался уровень воды или оно полностью пересыхало.

Неожиданное доказательство на дне озера В лаборатории их ждал еще один сюрприз, на этот раз его преподнесли раковины улиток. В стенках раковины содержится два вида кислорода, тяжелый и легкий. Если период был дождливым, то преобладает легкий кислород, если засуха, то тяжелый. Проведя химический анализ раковин, геологи обнаружили тяжелый кислород. За последние 7000 лет это была самая сильная засуха.

К сожалению, ученые не могут определить точное время этого стихийного бедствия, но им сопутствует удача. Копаясь в известковых отложениях, геологи сделали ценную находку - зерно. Его отправили на анализ. В тот момент я понял, что засуха по-времени совпадает с гибелью Майя в X веке нашей эры" - геолог Марк Бренер. Наконец-то я получил подтверждение своей гипотезы.

Начала формироваться в предклассическую эру 2000 до н. Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров. Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий