19 и 20 ноября Приморская сцена Мариинского театра впервые представит грандиозную оперу Модеста Мусоргского «Хованщина». Напомним, что с 13 по 17 марта на Исторической сцене Большого Мариинский театр представляет легендарную «Хованщину» в постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского. Мариинский театр во вторник открывает 230-й театральный сезон, сообщила пресс-служба учреждения.
Звезды Мариинки впервые исполнят в Киеве «Хованщину»
Полноценным героем спектакля является оркестр. Так ли уж важно, горит или не горит раскольничий скит. Мне кажется, здесь должен гореть весь оркестр», — подчеркивает Валерий Гергиев.
Без Шаляпина русская опера бы просто не существовала в том виде, в котором она сейчас есть — это однозначно была революция», — сказал Ванеев журналистам за несколько минут до выхода на казанскую сцену. Опера «Хованщина» в программе Шаляпинского фестиваля последовала за оперой «Борис Годунов» , где также в свое время пел Шаляпин, сделав и это произведение мировым достоянием. Обе музыкальных работы, напомним, отражают переломные моменты в истории России и были представлены в этом году казанской публике в хронологической последовательности. Особенно впечатляющи в «Хованщине» массовые сцены: когда хор Мариинского театра исполнял партии народа, стрельцов или тех и других вместе, в зрительном зале повисала абсолютная тишина, окутывая в то же время силой распеваемого звука каждого зрителя и вызывая у него мурашки.
Правда, обозвали [татар] по-всякому — ну, это ладно», — поделился впечатлениями со знакомыми во время первого антракта Ильшат Аминов в опере несколько раз упоминается тяжелое прошлое Руси во время татарского ига — прим. XLI Международный Шаляпинский фестиваль стартовал в этом году 30 января премьерной постановкой итальянца Джузеппе Морасси «Севильский цирюльник».
Одновременно с этим в Мариинский отправился другой спектакль Баранова и Федоровского, «Борис Годунов» Мусоргского, жемчужина, бережно сохраняемая Большим театром около 80 лет. В роли Бориса выступил Ильдар Абдразаков всемирно известный бас — солист Мариинки , солисты Большого, а оркестр и хор — Мариинского театра. Гергиев уже объявил о совместной поездке театров в Тихвин, на родину Римского-Корсакова, одного из главных как и Мусоргский русских композиторов. Таким образом, намечается вектор, по которому Гергиев предлагает двигаться Большому. Вспомним, что как таковой программы у дирижера на момент прихода в этот театр не было.
Недавно маэстро выступил с пространной речью, где в основном отмечал репертуарные лакуны Большого — иногда справедливо, а иногда не совсем. Например, «Пиковая дама» на самом деле довольно часто шла в Большом. Да и «Евгений Онегин» лишь потому отсутствовал в афише, что готовилась его новая за последние 10 лет уже третья постановка.
Вспомним слова вдохновителя «Могучей Кучки» Владимира Стасова, который писал: «Мы сделаем музыку достоянием народа». Народ в опере — основное действующее лицо. Эту идею бережно сохранил и донес до публики режиссер-постановщик Леонид Баратов. Огромное количество массовых сцен и жемчужины народных мелодий-напевов, плавно перетекающих один в другой, создали невообразимое по красоте зрелище. В общем-то и интонационно большая часть мелодий близка именно крестьянским песням. Различные лики народа, предстающие перед нами, дают возможность оценить, что не всё гладко и тихо на русской земле, много в истории есть тайного и опасного.
Часто один интонационный фон «наслаивается» на другой, дабы показать всю многоплановость ситуации, возникшей в связи с заговором и расколом. В первом действии выделим разудалую плясовую «Жила кума», хор стрельцов «Гой вы, люди ратные» и большой завершающий сцену хор а капелла «Ой ты, родная матушка-Русь». Кстати говоря, и в хоровой массе, как часто и в жизни, есть свои «запевалы», люди из народа, для которых характерны небольшие, но яркие сольные высказывания в спектале это Виталий Ишутин, Григорий Карасев, Олег Сычёв. Во втором действии самобытно и одержимо звучит хор раскольников «Победихом, посрамихом». В следующем акте хоровой эпизод «Батя-батя, выйди к нам» передает нам оттенки страдания, молитвенных причитаний. Перед нами предстает народ, размышляющий о своей судьбе. Все это выпукло прозвучало в спекакле. В четвертом действии акцент сделан на танцевальные номера, блестяще представленные Александрой Иосифиди и артистками балета. Особенно остро и трагично воспринимается зловещий контраст между развлекательной атмосферой в имении Хованского русские песни, танцы персидок и сценой его убийства.
Последний акт завершается хором-молитвой «Господь мой». Народ и вера — две неотъемлемые составляющие русской истории.
На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского
Спектаклем «Хованщина» на сцене Мариинского театра отметили юбилеи знаменитых петербургских солистов, обладателей баса и баритона — Геннадия Беззубенкова и Николая Путилина. В Мариинском театре напоминают, что вход в культурные учреждения в настоящее время разрешен только при наличии действующего QR-кода о прохождении вакцинации против COVID-19 либо QR-кода о перенесенном заболевании. Мариинский театр представит оперу «Хованщина» в Петербурге и Москве, посвятив эти показы 185-летию со дня рождения Модеста Мусоргского. 19 и 20 ноября Приморская сцена Мариинского театра впервые представит грандиозную оперу Модеста Мусоргского «Хованщина». Показы готовят совместно труппы Мариинского театра (Санкт-Петербург) и Приморской сцены.
За пультом — Гергиев: маэстро лично представит оперу «Хованщина» во Владивостоке
С 13 по 17 марта на Исторической сцене Большого театра «Хованщину» представят в постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского. Спектакль пройдёт с участием хора и оркестра ГАБТа. За дирижёрским пультом всех показов — Валерий Гергиев. Он начал работать над ней в 1872 году.
И тут как будто исполняется пророчество Марфы, переодевшейся гадалкой — что князя Голицына ждет опала. Это действие исполнено настоящего драматизма, арии всех героев звучат великолепно, надрыв передается с помощью музыки Мусоргского на самом высоком уровне.
А тем временем в Стрелецкой слободе пьяные стрельцы сначала предаются хмельному буйству, а затем узнав о приближении петровских войск, бросаются к князю Хованскому за защитой. Их хор, распростертые тела и отказ князя их выслушать, очень впечатляют, когда наперед знаешь их судьбу. И снова сцена заполнена ярким красным светом, он заливает ее всю, предвещая трагедию. А далее очень интересно построены сцены в подмосковном имении князя Хованского: декорации прекрасно изображают старинные боярские хоромы — со столом явств, иконами, поющим хором русских девушек в сарафанах и кокошниках. Но князь не доволен, его гнетут тяжелые думы, и он приказывает привести персидок.
Обращает на себя внимание то, что иконы при этом стыдливо задергивают специальной занавеской. А танец поистине великолепен в постановке хореографа Федора Лопухина, с рисунком главной персидки Татьяны Ткаченко и других танцовщиц. Но и тут в музыке Мусоргского звучит не только восточное умиротворение, но и тревожный мотив. В целом все действие пронизано мотивами трагических предчувствий. И вот уже князя якобы призывает царевна Софья, но как только он, помолившись у вновь открытых икон и поклонившись, будто прощаясь, всем в пояс, выходит, как тут же погибает от кинжала наемника.
А в Москве ожидают расправу над заговорщиками — площадь вновь полна народа в красных отсветах: стрельцов и всех приспешников Софьи ждет наказание.
Сюжет оперы сложен по мотивам известных исторических событий 1682 года. На фоне разгара и подавления стрелецкого бунта во главе с князем Иваном Хованским, пытавшимся посадить на престол своего сына Андрея, проходит как личная трагедия брошенной любимым Андреем староверки Марфы, так и драма всего движения старообрядничества, когда упорные верующие предпочитали смерть в огне жизни во грехе. Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.
Лютеранка из немецкой слободы Эмма пытается скрыться от преследующего ее, одержимого страстью Андрея Хованского. Раскольница Марфа, бывшая возлюбленная Андрея, останавливает насилие. Вернувшийся князь Иван Хованский вмешивается в происходящее и отдает девушку на растерзание стрельцам. Но Андрей готов скорее убить ее, чем допустить это.
Расправу прекращает глава раскольников Досифей. Старообрядец дарит Эмме свое благословение и спасает от поругания: отец и сын Хованские отступают перед волей своего властного союзника. Ее фаворит князь Василий Голицын знает про план Хованского. Чтобы свергнуть Петра, он готов даже на встречу с соперником Хованским. Но Шакловитый сообщает заговорщикам, что Петр узнал о предательстве, «обозвал хованщиной и велел сыскать». Царь готов покарать зачинщиков. Раскольники скрываются от петровских войск в скиту. Досифей убеждает их, что смерть станет им очищением. Беглецы закрываются в старой церкви, и Марфа поджигает ее.
Животный интерес Эпическую оперу оформил знаменитый сценограф Федор Федоровский. Свои декорации он сделал бережно, взяв за основу оформление спектакля Коровина, а затем Головина.
Редкое явление – «Хованщина» в Мариинском
На сцене Мариинского театра оперу показали в 1911 году. Нынешний спектакль режиссер Леонид Баратов осуществил в традициях той первой императорской премьеры. Особое внимание создатели уделили реалистическим деталям, размаху массовых сцен и монументальности декораций. Дирижирует Валерий Гергиев. Спектакли в Санкт-Петербурге В Петербург ежегодно приезжают с гастролями лучшие театры страны, ведущие актеры и режиссеры.
С удовольствием приехал, чтобы немного подышать этим воздухом молодым молодые мои годы! Я сыграл Досифея более чем в 200 спектаклях. Конечно, роль изменилась: двадцать лет назад это была одна роль, теперь она совершенно другая, тем более что я пел обе редакции оперы. Мы, к сожалению, не были современниками Шаляпина. Но в книгах четко описаны все его пожелания, как он это делал исполнял роль , и, конечно, еще в студенческие годы всё было прочитано. Без Шаляпина русская опера бы просто не существовала в том виде, в котором она сейчас есть — это однозначно была революция», — сказал Ванеев журналистам за несколько минут до выхода на казанскую сцену.
И хотя премьера постановки была много лет назад, с годами спектакль обрастает новыми нюансами, деталями, но основные традиции бережно сохраняются. Это глыба, которой уже более 100 лет. Разные технические возможности театров, разная геометрия залов. Монтаж декораций занял более двух суток. Это очень масштабно. Однако работа пройдёт под руководством маэстро Гергиева, а в главных партиях выступят солисты Мариинского театра, уже неоднократно певшие эту оперу, поэтому значительной разницы не будет. Мусоргский сам не называл это оперой. Это музыкальная драма. О наших пра-пра-прабабушках, пра-пра-прадедушках, которые также жили на Руси. История о наших корнях и о том, как Русь пытались растащить. Как её старались разбить с помощью внешних сил под видом прогресса. Всё, что потом Петр I собирал. Вот, о чём эта история. В ней нет одного главного лица, их много, и они все значительны. Это история бунта. Как прошли эти годы? Но в какой-то момент я понял, что мы растём вместе.
Опера «Хованщина» в Мариинском театре Опера «Хованщина» в Мариинском театре Народная музыкальная драма Легендарной без всякого преувеличения постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра. Операманами она по праву считается академичной, точно реализующей замысел композитора — как музыкальный, так и драматический. Режиссёр не пытается перенести сюжет, основанный на исторических событиях, в другую эпоху, не выбирает нарочито провокационные костюмы или сценические ходы, словом, следует за партитурой.
Мариинский и Большой театры объединятся в одном спектакле
Нынче вечером — 101 год спустя — в Мариинском вновь звучала музыка Мусоргского, но на этот раз — Хованщина. Еще раз убедилась в том, что Хованщина в Мариинском театре – это сокровище. Благодаря завоёванной всемирной известности Мусоргского, «Хованщина» была поставлена в 1911 на сцене Мариинского театра, а спустя год — Большого. Путь к мировой известности оказался окольным: значительную его часть «Хованщина», повторив судьбу «Бориса Годунова», прошла в редакции Римского-Корсакова.
Батя, батя, выйди к нам
На фоне режиссерского беспредела, царящего в современном оперном театре, постановка «Хованщины» режиссера Леонида Баратова 1960 года, которая продержалась в театре более полувека (обновленная последний раз в 2000 году Юрием Александровым). 15 декабря Мариинский театр Бессмертная опера «Хованщина», как выразился современный классик, остается на сцене Мариинского много лет — может быть, потому, что это был первый спектакль поставленный В.А. Гергиевым в статусе главного дирижера В. Еще раз убедилась в том, что Хованщина в Мариинском театре – это сокровище. Мариинский театр во вторник открывает 230-й театральный сезон, сообщила пресс-служба учреждения. редкий спектакль где плохие певцы все равно не в состоянии полностью испортить впечатление, а лишь ослабляют его.
"Хованщина" в Мариинском театре
Это была первая крупная художественная акция Гергиева в новой роли. За такой долгий срок спектакль не разболтался — ни музыкально, ни сценически. Так может быть, дело в добротной режиссуре Леонида Баратова 1952 , выдающегося мастера сцены, работавшего в крупнейших музыкальных театрах страны? Внимание к реалистическим деталям, размах массовых сцен сообщали его постановкам историческую достоверность, монументальность. Баратовская «Хованщина» выдержала и редакцию Римского-Корсакова, и перемену ее на партитуру Шостаковича незначительные коррективы в постановочный план тогда внес сам Баратов. К фестивалю Мусоргского в 1989 году спектакль отредактировал режиссер Эмиль Пасынков, а Валерий Гергиев освежил музыкальное восприятие, раскрыв неоправданные купюры. Реставрировались и знаменитые декорации Федора Федоровского, продолжившего в советское время традиции великих театральных художников Константина Коровина и Александра Головина. Позднее сценическая версия подновлена была Юрием Александровым и Юрием Лаптевым 2000.
Народные, хоровые сцены имеют в опере огромное значение. Выпукло нарисованы и характеры персонажей: надменный Хованский, величественный Досифей, сильная и страстная староверка Марфа. Историческая достоверность, монументальность, внимание к деталям, размах массовых сцен — всё было отражено в выдающейся постановке «Хованщины» в режиссуре Леонида Баратова, премьера которой состоялась 13 июля 1952 года на сцене Кировского ныне Мариинского театра. К 150-летию со дня рождения Модеста Мусоргского в 1989 году Валерий Гергиев осуществил капитальное возобновление спектакля — реставрировались знаменитые декорации Фёдора Федоровского, продолжившего традиции великих театральных художников Константина Коровина и Александра Головина, восстанавливались исторические костюмы, партии готовили молодые певцы.
Случилось то, чего так долго ждали: Валерий Гергиев дирижировал оркестром театра. Событие было отмечено пятикратно, Валерий Абисалович не терпит полумер. Пять вечеров подряд на Исторической сцене шла «Хованщина» Мусоргского.
Отметим, что спектакль заканчивается в полночь, и если солисты меняются, то дирижер — нет, это колоссальная нагрузка. Валерий Абисалович держит слово. Правда, новой постановкой это все же можно назвать условно: Мариинский театр привез свой спектакль в середине прошлого века его поставили звезды Большого — режиссер Леонид Баратов и художник Федор Федоровский , своих солистов, но спектакль шел с хором и оркестром Большого. Одновременно с этим в Мариинский отправился другой спектакль Баранова и Федоровского, «Борис Годунов» Мусоргского, жемчужина, бережно сохраняемая Большим театром около 80 лет. В роли Бориса выступил Ильдар Абдразаков всемирно известный бас — солист Мариинки , солисты Большого, а оркестр и хор — Мариинского театра.
Сук утверждал, что хор слишком сильно увлекается драматизмом, «теряя палочку дирижёра», и требовал «статичного» пения, что, по мнению Шаляпина, было немыслимо. В результате последний вызвал из Петербурга Даниила Похитонова , который вместе с Коутсом дирижировал постановками в Мариинском театре. Он справился со своей задачей, и премьера прошла успешно. Отзывы о спектакле, в основном, касались Шаляпина как режиссёра.
В одном из них, за авторством музыковеда Юлия Энгеля , отмечалось, что «он [Шаляпин] больше заставляет вникать в музыку и считаться с ритмом» [110]. Другие постановки и варианты оркестровки править За пределами России править Евгения Збруева исполняет партию Марфы 1911 Впервые за пределами России «Хованщина» была показана в Париже , в Театре Елисейских Полей , таким образом было положено начало к обретению статуса всемирно известной оперы. Предыдущую оперу Мусоргского Франции открыл Камиль Сен-Санс , который привёз только что изданный клавир. Уже в 1890-х годах французские музыковедческие журналы писали о Мусоргском, тогда как в России его постановки шли, в основном, в частных операх [111]. Это настоящая опера, задуманная в старинной форме: арии, дуэты, хоры, сцены — всё сохраняет свою самостоятельность» [112]. Постановщиком «Хованщины» в Париже стал Сергей Дягилев [91]. Для премьеры в столице Франции собственную версию заключительного хора в сцене самосожжения раскольников написал Игорь Стравинский. В постановке использовалась редакция Римского-Корсакова, дополненная не вошедшими в неё фрагментами, восстановленными а в отдельных случаях реконструированными и оркестрованными Стравинским и Морисом Равелем [2]. Дирижировал спектаклем Эмиль Купер , художником был Фёдор Федоровский.
Во Франции следующая постановка «Хованщины» состоялась в Опере Гарнье на французском языке [38]. Вслед за этим началась всемирная оперная слава. Трижды за шесть лет поставлена в Лондоне: в 1913 в Друри-Лейн на русском языке; затем Роза Ньюмарч перевела её на английский, после чего на сцене того же театра в 1917 и 1919 годах показали новые версии «Хованщины». В 1923 году опера показана в Барселоне , в 1924 — в Франкфурте-на-Майне. Спустя два года «Хованщина» впервые показана в Милане в театре Ла Скала [38]. Вторая итальянская постановка состоялась в 1933 году в сценической редакции дирижера Витторио Гуи [113]. В 1931 году опера была оркестрована Борисом Асафьевым , его версия является близкой к авторскому замыслу [91] [38] [114]. В 1949 в Ла Скала состоялась очередная постановка оперы под руководством Исая Добровейна , он же и дирижировал оркестром миланского театра. Постановщиками были Иосиф Туманов и Николай Бенуа [116].
Венскую постановку Альфреда Кирхнера 1989 года считают выдающейся за счёт работы дирижёра Клаудио Аббадо. В постановках конца 1990-х — начала 2000-х годов в Барселоне и Брюсселе используется оркестровка Шостаковича с финалом Джей Дэвида Джексона англ. В начале XXI века Владимир Федосеев и Альфред Кирхнер ставят «Хованщину» в Цюрихе с оркестровкой Римского-Корсакова; в швейцарской постановке музыковедом отмечается «одновременная трактовка истории как бесконечной власти». В 2001 году опера показана в Театре Бастилии. В 2007 году состоялась премьера новой постановки в Баварской опере , отличной чертой которой является введение фигур Петра и Софьи их исполняют драматические актёры без пения и явный показ насилия на сцене.
Мариинский театр привезет "Хованщину" из Милана в Москву
Опера «Хованщина» | В 17:00 в Большом концертном зале Псковской областной филармонии она прозвучит в исполнении солистов оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. |
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове | В Пскове выступили артисты Мариинского театра, подробности читайте в материале ФедералПресс. |
Газета «Суть времени»
- За пультом — Гергиев: маэстро лично представит оперу «Хованщина» во Владивостоке
- Опера «Хованщина» 2022, Санкт-Петербург — дата и место проведения, программа мероприятия.
- Стала известна новая дата концерта Симфонического оркестра Мариинского театра и оперы «Хованщина»
- Мариинский театр открывает 230-й сезон оперой "Хованщина"
- Мариинский театр покажет спектакль «Хованщина» в Москве в марте
- Редкое явление – «Хованщина» в Мариинском - новости Санкт-Петербурга
На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского
ХОВАНЩИНА в Мариинском театре | Станислав Кочановский. Официальный сайт. | Мариинский театр совместно с международным культурным проектом «Русские сезоны» приглашают ценителей классики посмотреть выдающуюся музыкальную драму – оперу М. П. Мусорского «Хованщина». |
Приморская сцена Мариинского театра впервые представит легендарную оперу Мусоргского Хованщина | Грандиозным закрытием фестиваля станет опера "Хованщина" в исполнении Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева», — сообщил глава региона. |
Хованщина Мариинского театра | Государственный академический Мариинский театр совместно с международным культурным проектом «Русские сезоны» 11 апреля проведут онлайн-показ оперы «Хованщина». |
«Хованщина»: опера-памятник в Мариинском
И если они аплодируют — это здорово. Значит, не зря мы этим занимаемся. И попадает ли «Хованщина» в это число? ПС: «Хованщине» 100 лет, и хорошо, что он приехал к нам.
Но для меня более дорогие спектакли — это эксклюзивы приморской сцены. Это «Царская невеста» - наша собственная постановка. В чем-то оригинальная постановка «Войны и мира».
Очень дорого концертное исполнение оперы моего отца «Идиот» по Достоевскому. Эту музыку никто до нас не исполнял, и мировая премьера прошла в январе, второй раз — в день рождения Достоевского, 11 ноября. ИС: Сейчас — около 5 тысяч человек.
Мариинский театр мы между собой называем «Империей». Только в Петербурге у нас есть три сцены, на которых идут спектакли. Есть и концертные залы, на которых в один день идет до 15 представлений.
Общее число оперного репертуара в пошлом году достигло 95 названий. Это очень трудно поддерживать. И на приморской сцене мы тоже уже имеем 23 названия.
ИС: Я бы с удовольствием приписала себе такой героизм, но я не могу этого сделать. Идея возродить русскую классику в том первозданном виде, в котором она была написана, создана и задумана — принадлежит Валерию Абисаловичу Гергиеву. Гергиев, по моему искреннему мнению, уникальное явление в искусстве, мире.
Будучи очень молодым дирижёром, он завоевал первое место на конкурсе имени Караяна и возглавил Кировский театр.
Мусоргский писал оперу до самой своей смерти и совсем немного не успел. Либретто "Хованщины", в отличие от других опер Мусогского, не основывалось на литературном первоисточнике, было целиком написано самим композитором и считается выдающимся литературным произведением.
Путь "Хованщины" на сцену был долгим и сложным из-за цензуры, которую не устраивало в произведении важная роль раскольников. В опере много плавных, свободно льющихся мелодий, часто напоминающих протяжные народные песни.
Симона Боливара, ранее называвшегося Молодежный оркестр Венесуэлы им. Симона Боливара, который выступал в Концертном зале Мариинского театра в 2010 году.
Помимо сложных симфонических произведений известных композиторов и камерной музыки, в репертуар оркестра входит специальная программа латиноамериканской музыки, состоящая в основном из произведений венесуэльских композиторов", - говорится в сообщении.
Мариинский театр представит в Пскове оперу «Хованщина» в рамках фестиваля музыки Мариинский театр представит в Пскове оперу «Хованщина» в рамках фестиваля музыки 29. Мероприятие пройдет в марте при участии артистов Мариинского театра. Коллектив под управлением Валерия Гергиева представит оперу «Хованщина», входящую в золотой фонд мировой классической музыки.
Мариинский театр представит онлайн народную музыкальную драму «Хованщина»
К 150-летию со дня рождения легендарного русского баса Федора Шаляпина на новой сцене Мариинского театра прозвучала опера "Хованщина" под управлением Валерия Гергиева. Еще раз убедилась в том, что Хованщина в Мариинском театре – это сокровище. «Хованщина» впервые прозвучала в частной опере 9 (21) февраля 1886 года. А сцене Мариинского театра она была поставлена только в 1911 году. Днём в Псковской филармонии состоится концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева. Благодаря завоёванной всемирной известности Мусоргского, «Хованщина» была поставлена в 1911 на сцене Мариинского театра, а спустя год — Большого. Заказ билетов на оперный спектакль Хованщина Мариинского театра в Большой театр в Москве, наш сервис поможет сделать покупку по лучшим ценам онлайн или по телефону 7(495)789-41-85.