Новости концепция патриотического воспитания граждан российской федерации

Реализация государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" создала предпосылки по дальнейшему совершенствованию системы патриотического воспитания.

ПВО представляет Концепцию патриотического воспитания граждан России на 2017—2022 гг.

В рамках реализации федеральной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы, ожидается достижение значимых итогов, направленных на укрепление гражданской идентичности и патриотизма. Статья анализирует государственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы, ее цели, задачи, результаты и воздействие на различные сферы общественной жизни. В рамках проекта «Патриотическое воспитание» ведется воспитательная работа в школах и колледжах, проводятся мероприятия патриотической направленности. В 2024 году на реализацию федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» планируется направить из бюджета 45,85 млрд рублей. Государственная концепция патриотического воспитания граждан в российской федерации. Анализируются основные положения Государственной концепции па-триотического воспитания граждан в Российской Федерации.

Новый подход к патриотическому воспитанию детей

Крайне важной и актуальной представляется разработка концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и укрепления общероссийской гражданской идентичности с учетом новых угроз национальным интересам России. Этот проект направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. По итогам заседания члены Ассоциации приняли решение – инициировать разработку проекта федерального закона «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» и внести его на рассмотрение в Государственную Думу. Не менее 24% граждан Российской Федерации будут вовлечены в систему патриотического воспитания через: Создание патриотического движения Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь».

Концепция патриотического воспитания

В Российской Федерации действует система патриотического воспитания граждан Российской Федерации, которая включает соответствующие государственные учреждения. Главная» Новости» План патриотического воспитания граждан российской федерации на 2021 2025 годы. * Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы»; * Общеобразовательная программа МКОУ «Сангишинская ООШ»; 5. Содержание программы. Концепция), предложенная Партией Великое Отечество - документ, содержащий систему взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание в России. Увеличение финансирования

Между тем В ходе поездки председатель ГД также заявил, что при комплексной застройке территорий необходимо учитывать интересы жителей и сдавать объекты только со всей необходимой инфраструктурой. По его словам, строительные организации должны понимать ответственность перед людьми, "чтобы плотность застройки не была высокой, были стоянки, озеленение, скверы, детские площадки". Он отметил, что развитая социальная структура повышает привлекательность жилья.

Это также вопрос наличия в обществе и государстве чётких нравственных ориентиров, понимание того, что является табу, разрушает мораль и этику. Во-вторых, российская идентичность — фактор консолидации социума, определяющий мировоззрение человека, стиль, ценностно-смысловые рамки его жизни, целевые установки, убеждения, мотивы и предпочтения.

Российская идентичность не является раз и навсегда данной или врождённой. Она переопределяется много раз в течение жизни человека, трансформируется под влиянием ситуации, в ходе социального взаимодействия людей, под воздействием воспитания и образования. Управление этим процессом даёт возможность оказывать влияние на социум в целом, тем более, что в современном мире нарастает конкуренция моделей идентичностей. В-третьих, формирование российской идентичности — очень сложная педагогическая задача.

Её решение предполагает помощь ученику в выработке непротиворечивой формулы российской идентичности, максимальное расширение количества значимых для него социальных форм идентичности, обогащение его разнообразной палитрой ценностно-смысловых ориентиров и моделей поведения. Уважение к человеку с иной формулой идентичности является основой толерантного поведения и межкультурного диалога, а значит — гражданского мира и согласия в российском обществе. Эта задача требует индивидуального подхода к личности школьника, учёта интересов социума, высокого такта, общей культуры учителя. Она не терпит насилия над личностью, навязывания стереотипов, однозначного самоопределения, что вызывает реакцию отторжения, формирует циничную, нетолерантную личность, приводит к конфликту идентичностей в себе.

Последний является продолжением внешнего конфликта между «своими» и «чужими». Он преодолевается через умение увидеть обе системы ценностей в более широкой общности, в рамках которой снимается их противостояние. Указ Президента Российской Федерации от 09. Ценности — это внутренний стержень любой идентичности и культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания.

Приобщение к ценностям культуры составляет сущность процесса образования. Традиционные формы идентичности формируются у ребёнка в ближнем окружении семья, соседи, друзья, землячество и т. История семьи может стать предметом изучения в ходе проектно-исследовательской деятельности обучающихся по проблеме: «История моей семьи в истории моей страны», «Выдающиеся женщины мужчины в моём роду», «Семейные династии». Такая история — это живая связь времён и поколений.

Для её изучения требуется максимально задействовать личный жизненный опыт школьников. Сегодня воспитание в духе уважения к семье и семейным ценностям становится приоритетным направлением в системе воспитательной работы в школе, особенно в условиях демографического кризиса и девальвации традиционных семейных морально-этических ценностей у значительного числа населения стран Запада. Локально-региональная форма идентичности По мере взросления ребёнка большую роль в его жизни начинают играть знакомые. Это соседи, друзья, приятели, одноклассники, товарищи по спортивной секции, музыкальной школе, дому детского творчества, коллеги родителей по работе.

Иными словами, это односельчане или горожане родного города, жители края, — все, кто живёт рядом, близко, недалеко. Локально-региональная форма идентичности связана с ощущением принадлежности к малой родине — селению, городу или даже его части небольшой исторической области, региону. Это ценности дружбы и товарищества, добрососедства и приятельских отношений, гостеприимства, взаимопомощи, любви к родной земле. Наиболее эффективный современный метод формирования этой традиционной формы идентичности — участие школьников в поисково-исследовательской, проектной деятельности, туристско-краеведческих, этнографических, лингвистических и археологических экспедициях и фестивалях, в проведении силами учащихся различных экскурсий, в том числе виртуальных, путём составления экскурсионных образовательных маршрутов.

Этнокультурная и религиозно-культурная формы идентичности Ребёнок к 9-10 годам начинает осознавать свою принадлежность к тому или иному народу, этносу, начинает интересоваться традициями и обычаями, языком и литературой своего народа, его праздниками, героями, историей, особенностями одежды, пищи, характера, привычками, а также чётко отделяет себя от представителей других народов. Самоидентификация человека как члена этнического сообщества связана с уважением этнических ценностей: активным владением языком,поддержанием определённого стиля жизни этноса, почитанием общих предков, уважением к этическим нормам, культурным традициям, фольклору и праздникам, с представлениями об общности происхождения, поведенческих реакций, психологического склада. В светском государстве, каким является Российская Федерация, перед системой образования не стоит задача непосредственного формирования этой формы идентичности. Изучение историко-культурных основ мировых религий или одной из традиционных религий России не предполагает обучение основам какой-либо религии.

Гражданско-государственная форма идентичности Становление этой формы идентичности является сегодня одной из наиболее важных и одновременно сложных задач. Решение проблемы формирования российской гражданской идентичности на методологическом уровне лежит в плоскости формирования многоуровневой идентичности личности. Эта модель предполагает всесторонне учитывать то обстоятельство, что в процесс обучения вовлечены обучающиеся, которые являются представителями разных общностей — культурно-исторических, этнокультурных, локальных, этнографических, религиозных, этнолингвистических и прочих, то есть носители разных картин и образов мира. Ядром этой системы является семейно-родственная форма идентичности, затем над ней надстраиваются все прочие формы идентичности, вплоть до гражданско-государственной.

Нужны фильмы, книги, выставки, современные видеоигры, нужен патриотический интернет, патриотическое радио и ТВ. Против нас - а значит, против правды, - начался новый блицкриг. Мы должны выступить в поддержку президентского курса и перейти в идеологическое контрнаступление по всему фронту - в этой войне за умы". Под заявлением подписались кинорежиссер Никита Михалков, министр культуры Владимир Мединский, вице-премьер Дмитрий Рогозин, артист Михаил Пореченков и др. По мнению губернатора, "Ульяновская область должна стать инициатором введения на территории РФ клятвы при получении паспорта". По распоряжению Сергея Морозова с 2014 г. Также по поручению губернатора в каждой школе области создан музей Великой Отечественной войны.

В частности, глава государства заявил: "Считаю необходимым дополнительно подумать над повышением качества реализации госпрограммы патриотического воспитания. Речь идет о ее насыщенности действительно интересными, живыми инициативами, понятными современным людям... В качестве положительного примера Мединский привел "депрессивный рабочий поселок Хохлово Вологодской области, где были запущены курсы традиционной народной культуры, а именно кружки ткачества, вышивки, пения, народного танца". И в течение этих пяти лет подростковая преступность в поселке просто сошла на нет, снизилась до нуля! В частности, разработчики проекта закона из КПРФ по данным "Независимой газеты", намерены были обязать учебные заведения два раза в неделю рассказывать школьникам о политике, а также внести предмет политинформации в список экзаменационных. По словам главы юрслужбы КПРФ Вадима Соловьева, нужно возрождать и молодежно-патриотические организации вроде пионерлагерей. В октябре 2014 года стало известно, что депутат Государственной думы Виктор Водолацкий фракция "Единая Россия" готовит предложение для федерального правительства о создании общероссийского патриотического молодежного ТВ-канала.

Поэтому в Совете Федерации проводится огромная работа по сохранению наследия и памяти о Великой Отечественной войне. Так, на законодательном уровне принят ряд важнейших решений. В частности, установлено новое почетное звание «Город трудовой доблести», оно уже присвоено 20 городам, принят закон об уголовной ответственности за уничтожение или повреждение воинских захоронений и памятников защитникам Отечества в России и за рубежом. Также реализованы дополнительные меры по материальной поддержке ветеранов.

Нравственно-патриотическое воспитание в 2024—2025 году

Ранее сообщалось , что в детских садах России могут ввести патриотическое воспитание. Ранее в проекте бюджета РФ резко упали расходы на социалку и экономику. Все новости на тему: Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.

Значительным недостатком исследуемых Методрекомендаций является то, что таковые содержат собственно слово «рекомендация» всего 10 раз, причём не по случаю целевого должного его употребления, включая: 1 раз в названии документа на титуле, 2 раза — в оглавлении с. Слов «рекомендовать», «рекомендуется» или их синонимов либо аналогов в Методрекомендациях не содержится. Нет и соответствующих по смыслу текстовых фрагментов. И дело даже не в отсутствии указанных слов, а в практическом отсутствии в Методрекомендациях совершенно необходимых для такого рода документов артикулированно рекомендующих, прескриптивных рекомендательно предписывающих положений.

Те редкие текстовые фрагменты, что посвящены каким-то глупостям, типа предписаний вести соцсети или что-то рассказывать неким «окружающим» см. Очень характерным является то, что само название нашей страны — России — почти не используется в Методрекомендациях, не нашло в них своего достойного места. Исключение составил четвёртый абзац на с. Два раза использовано указанное слово в падежной форме «Россия» один раз в воспроизведении названия автономной некоммерческой организации с. Ещё чуть больше 50 раз использовано указанное слово в падежной форме «России», но в подчинённом, второстепенном, фоновом значении — в названиях организаций, проектов, в привязке к месту проживания и т. То же касается чисто технического, формального использования лексической конструкции «Российская Федерации». Раскрытие понятия, объяснение места и значения, изложение видения настоящего и будущего России также не нашло должного отражения в Методрекомендациях.

Слово «приоритет» и производные от него использованы 8 раз с. То есть исследуемые Методрекомендации, по сути дела, ни на что не ориентируют. В частности, ничего внятного не обнаруживается относительно идей об организации, содержании и направленности патриотического воспитания детей в школе, а это — определённо главное направление. Понятия «правосознание» неотделимое от патриотического сознания и «правовое воспитание» неотделимое и гражданско-патриотического и военно-патриотического отсутствуют. Отсутствуют и более значимые понятия: православие и производные , Церковь и производные , мусульмане, ислам, а также — русский и производные применительно к народу, цивилизации, культуре, стране. Слово «русский» в Методрекомендациях использовано 4 раза, включая: 3 раза в составе лексической конструкции «русский язык» с. Если бы в Конституции РФ не было бы сказано про государственный русский язык, а указанная памятная дата не содержала бы в себе слова «русского», полагаем, составители Методрекомендаций постарались бы обойтись вообще без этого слова.

Всё это — вполне ясные маркеры, определённо указывающие на то, что исследуемые Методрекомендации написаны приверженцами либеральной идеологии. Возникает обоснованный принципиальный вопрос: в чьих интересах, каких именно народов, какой именно страны, чьего конкретно будущего написаны эти псевдо-рекомендации? Должное, но отсутствующее весомое содержание Методрекомендаций надо было чем-то восполнять, замещать. И, надо полагать, поэтому Методрекомендации совершенно неуместно, избыточно переполнены на многие и многие страницы перечислениями и «оценками» действующих нормативно-правовых актов, концептуально-доктринальных документов и документов стратегического планирования с.

Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Любой патриот должен поддерживать свое государство, иначе оно будет разрушено. Ни один человек, любящий свою Родину, не захочет отделить от нее часть территории.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотизм должен воспитываться с детства возраста в рамках национальной культуры через родной язык, в мире нравственных ценностей. В рамках воспитания национальной идеи и культуры, необходимо раскрывать современной молодежи подлинные уроки прошлого, истинные причины войн и революций, прививать любовь ко всем народам, которые не могут отвечать за ошибки своих поколений в будущем. Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз. Основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания являются: семья как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству; молодые граждане и молодежные общественные объединения; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту, воинские коллективы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, работники системы правоохранительных органов; трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели; представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие; творческая интеллигенция и представители средств массовой информации; педагогические работники; представители традиционных для России религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа. Объектная позиция названных социальных групп относительна, поскольку они в то же время выступают и как субъекты патриотического воспитания. Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти, учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы, средства массовой информации и др. Субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек - рядовой гражданин или представитель государственной власти, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания.

В их числе могут быть руководители государства, субъектов Российской Федерации, предприятий, различного рода коллективов и организаций. Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом. Цель, задачи, принципы, направления работы Цель патриотического воспитания — формирование в российском обществе таких ценностных установок как гражданская ответственность, духовность, любовь к Родине, способных проявить их в интересах Отечества, защиты и укрепления государства. Направления патриотического воспитания: - научные и организационно-методические основы патриотического воспитания граждан; - формирование патриотических ценностей, приобщающих граждан Российской Федерации к отечественной истории и культуре; - участие образовательных организаций, учреждений культуры и средств массовой информации в патриотическом воспитании граждан; - военно-патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, формирование у молодёжи положительной мотивации к прохождению военной службы. Организационные основы патриотического воспитания граждан РФ Федеральный уровень органов законодательной власти: - отражение в Конституции РФ патриотизма как государственной идеологии «Служение Отечеству» как национальная идея России ; - принятие Федерального закона о патриотическом воспитании граждан в РФ; - внесение в федеральный закон «Об образовании РФ» дополнений по патриотическому воспитанию; - развитие нормативной и правовой базы механизмов взаимодействия государственных органов, общественных объединений и субъектов Российской Федерации в сфере патриотического воспитания граждан на всех уровнях деятельности. Региональный уровень органов законодательной власти: - принятие Закона о патриотическом воспитании граждан; - принятие законов и иных нормативных актов в сфере патриотического воспитания; - осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов в сфере патриотического воспитания. Муниципальный уровень органов законодательной власти: - участие в деятельности по патриотическому воспитанию в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.

Муниципальный уровень органов исполнительной власти город, район, село - разработка долгосрочной целевой программы ежегодных планов мероприятий по патриотическому воспитанию граждан; - контроль и мониторинг результатов работы подведомственных учреждений культуры и образовательных организаций, других организаций по реализации плана работы по патриотическому воспитанию граждан РФ; - разработка методических рекомендаций и учебных пособий по организации патриотического воспитания в образовательных организациях, других коммерческих и некоммерческих организациях. Образовательные организации: - утверждение долгосрочных целевых программ ежегодных планов мероприятий патриотического воспитания обучающихся с учетом возрастных групп с обязательным включением: а ежегодных культурно-познавательных экскурсий в военные части, музеи, по селу, району, городу, краю, стране , показом военно-исторических фильмов, ценностно-ориентированного кино; б кураторских и классных часов на темы духовно-нравственных ценностей и уроков истории, героях Великой Отечественной войны, национальных героях, космонавтах, писателях и других выдающихся деятелях, истории предприятий села, города, региона; в конкурсов плакатов, стихов, рисунков, песен, фотографий, роликов и т. Другие субъекты патриотического воспитания музеи, библиотеки, военные части, СМИ, учреждения культуры, учреждения МЧС, МВД и другие - создание музейных экспозиций и выставок, издательская деятельность по военно-патриотическому воспитанию граждан РФ; - сотрудничество с образовательными организациями; - издание в печатных средствах массовой информации тем патриотического воспитания; - развитие военно-патриотических телевизионных и радиопрограмм; - создание видео фильмов и мультимедийных технологий: о героических страницах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, о Днях воинской славы и памятных датах истории России, о городах-героях и городах, удостоенных звания «Город воинской славы», об истории и традициях российской армии, о национальных культурах, духовно-нравственных ценностях.

Подтверждением тому служат случаи, когда вроде бы талантливые и образованные люди идут на подлость и предательство Родины-матери. И, наоборот, в истории можно найти множество примеров, когда малообразованный и не блистающий талантами человек, выступив на её защиту, совершает героические поступки — высшие духовно-нравственные акты личности. Понимание человеческой личности как «духовного существа» — уникального в своей индивидальности и в то же время всеобщего благодаря своей духовности — раскрывает несостоятельность ныне популярного в молодёжной среде эгоистического индивидуализма.

Эгоист не понимает, что «я» и «мы» — это не нечто внешнее и отличное друг от друга. Напротив, это целостная реальность. Принадлежность каждого человека семье и роду генетически предшествует его самосознанию. Я, справедливо констатировал другой русский философ С. Франк, есть по рождению, а, следовательно, и по существу, итог и воплощение связи отца и матери, которая вдобавок отнюдь не ограничивается моими родителями, а с глубочайшей витальной силой уходит в глубину веков, ко всем моим предкам — неважно, знаю я их имена, или нет. Вот почему первичной категорией нравственной жизни в обществе является обязанность, а не право, заключает Франк, которое, в свою очередь, должно быть производным от обязанности.

Исходя из этого, он прекрасно формулирует истинный смысл демократии: «Демократия есть не власть всех, а служение всех». С другой стороны, переформатирование сознания из личного в массовое тоже есть немаловажная причина антипатриотических настроений. Всё, что не соответствует увлечениям массы, сегодня вытесняется. Быть, как все, становится правилом жизни. Обезличиванию людей способствуют и бизнес-стратегии, ориентирующиеся на массовые показатели. В советский период истории России с его пафосом высшей гуманистической цели, выраженной лозунгом «Всё во имя человека, всё для блага человека», государством ставилась задача всестороннего и гармоничного развития личности.

Сегодня такая задача не ставится, а понятие личности толкуется превратно, отчего личную жизнь зачастую путают с интимной жизнью. Позитивистская парадигма, господствующая теперь в образовании, игнорирует в человеке личность, отрицая её духовно-нравственное начало. Выйти из этого тупика можно только с помощью настоящего образования духа человека. Отказ от воспитательной компоненты образования после демонтажа советской власти стал одним из главных негативных факторов воспроизводства патриотического индифферентизма и нигилизма подрастающего поколения, ибо исчезла единая цель образования и воспитания — формирование гармонически развитой личности человека. Этот отказ не в последнюю очередь был вызван представлением об идеологической нейтральности нового российского государства, навязанным нам Западом. Огромный вред сфере образования наносят рыночные принципы, нацеливающие его не на воспитание человека в человеке, а на подготовку узкого специалиста — винтика в машине расширенно воспроизводящего себя капитала.

Использование в официальных документах, нормативных для сферы образования, словосочетания «оказание услуг» фактически приравняло школы к баням и парикмахерским, что привело к непозволительному понижению статуса учителя юношества, не говоря уже о беззащитности педагогов перед формально-юридическими требованиями. Следующей проблемой, спровоцированной модернизацией точнее, вестернизацией образования, стало обнищание русского языка, тоже имеющее немалые антипатриотические последствия. Язык, как всё живое, одновременно прочен и хрупок, отчего он подвергается смертельной опасности вследствие разного рода дегенерирующих влияний. Одним из них является то, что знание английского языка в России стало цениться сегодня выше знания русского языка. Этому содействовало также отставание нашей страны в электронном приборостроении, отчего вся лексика компьютерных и коммуникационных технологий к нашему времени оказалась английской. Кроме того, нельзя не указать на жаргонизацию обыденной речи и на распоясавшуюся не только в интернете ненормативную лексику.

Родная речь есть незаменимая среда и мощнейшее средство патриотического воспитания, а её чистота и красота есть гарантия сохранения нравственного здоровья народа. Все призывы молодёжи к моральной ответственности и нравственным идеалам будут тщетны, если через язык в сознание подрастающего поколения проникнут совсем другие поведенческие установки. Поскольку патриотизм, кроме школы, воспитывается исторической наукой, искусством и философией, вошедшими в обиход культуры, постольку состояние этих сфер тоже сказывается на качестве и эффективности патриотического воспитания. Если главным критерием развития науки становятся количественные наукометрические показатели, если разного рода провокации и перформансы начинают заменять настоящее искусство, а музеи, филармонии и театры вынуждены по требованию Министерства культуры стремиться к коммерческому успеху, то благополучным это состояние назвать никак нельзя. Самой же глубокой стратегической проблемой патриотического воспитания подрастающего поколения является отсутствие у его воспитателей единого понятия патриотизма. Сегодня различные определения патриотизма даются на основании множества его проявлений.

Проявления эти берутся воспитателями из жизненного опыта и, как правило, не связываются ими в целостное понятие. Но в таком случае патриотизмом можно назвать что угодно. Он останется лишь мнением, или представлением, а не понятием. Эти мнения имеют форму искренних, но исключительно субъективных убеждений, на которые воспитатели юношества и опираются в своей деятельности. Нельзя не признать, что такое, направляемое мнениями, воспитание тоже достигает своей цели, но скорее случайно, а не с необходимостью, как требуется. Из сказанного следует вывод, что недостаточная эффективность патриотического воспитания современной молодёжи вызвана господствующими в нём искажёнными представлениями о патриотизме.

Молчаливо предполагается, будто воспитатели патриотизма знают, что такое истинный патриотизм, но на деле это не так. Разумеется, единого определения патриотизма, которое однажды и навсегда примут все, нет и быть не может. Добиваться неизменного единомыслия в отношении любого предмета есть ложная, догматическая цель. Но признание этого отнюдь не означает, что нельзя или вредно стремиться к единому пониманию сути патриотизма, постепенно преодолевая тем самым разноголосицу мнений о нём, ибо произвольные определения патриотизма могут оказаться как истинными, так и ложными. Ложные формы патриотизма возникают из-за нарушения целостности его понятия в случае обособления одного из его необходимых моментов — особенного, всеобщего, или единичного. Одним из проявлений лжепатриотизма выступает яростная борьба за присущие своему народу особенности и отвержение особенностей всех иных народов.

Это и есть национализм, т. Однако, с другой стороны, не следует впадать и в противоположную крайность — в ксенофилию, или восхваление всего инородного. Здесь важна истинная мера, на которую указывал И. Ильин: «Любить свою Родину совсем не значит отвергать всякое иноземное влияние, но это не значит и наводнять свою культуру полой водою иноземщины». Напротив, игнорирование национальных особенностей своего народа ради всеобщего момента патриотизма чревато впадением в абстрактный космополитизм, т. С третьей же стороны, обособление единичного момента философского понятия патриотизма порождает казённый патриотизм, использующий патриотическую риторику как средство для достижения своих корыстных целей.

Разоблачение ложных форм патриотизма есть одна из стратегических задач патриотического воспитания подрастающего поколения. Отсюда вытекает следующая стратегическая проблема — проблема понимания противоречивой природы разумного патриотизма. Если природное начало патриотизма выражается в инстинктивной любви человека к родной земле, то этой любви не может не противоречить рациональный, или осмысленный патриотизм. Сегодня тема рационального патриотизма муссируется либеральной интеллигенцией, которая стремится к раскрытию личной полезности и общественной выгодности патриотического поведения на основе договорных отношений. Разума без рассудка действительно нет, но вера в то, что одно только рассудочное мышление может познать и исправить недостатки родной страны, иллюзорна. В патриотизме остается много и бессознательно-природного, умаление чего отрицает безусловную ценность чувства любви к Родине-матери, поскольку оно не может быть результатом договорного отношения между субъектами.

Кроме того, вера в рассудочную рациональность способствует эгоистическим проявлениям, ищущим только личную выгоду даже в общественно-полезных делах. Доверие же исключительно к бессознательно-природной любви, к стихийному народному согласию с властью, наоборот, способствует возникновению такого патриотизма, который, по словам П. Чаадаева, всё видит в розовых очках, приукрашивая существующее положение дел. Только в гармонии природного с духовным началом, стихийного с рассудочным и разумным патриотизм воодушевляет людей на сознательную и подлинно созидательную деятельность. Кроме противоречия природного и рационального начал, патриотическое воспитание пока не учитывает должным образом противоречие в патриотизме вечного и временного, или логического и исторического. Историческое образование целительно тогда, когда оно вызывается могучей жизненной силой настоящего, устремленного в ясно мыслимое будущее.

Именно об этом в интервью, посвящённом национальной идее, говорил действующий Президент России, призывая не «хвататься только за наше героическое прошлое», но и смотреть в «не менее героическое и успешное будущее», поскольку патриотизм не должен быть «квасным, затхлым и кислым». Постоянный уход от настоящего в прошлое бальзамирует живую в прошлом жизнь, ослабляет инстинкт самоутверждения юности, остужает молодой задор и способность к самоотверженной любви. Ограничивать же молодёжь только извлечением уроков из прошлого, не предлагая ей образ желаемого будущего родной страны и не давая ей реальной возможности самой пусть даже интуитивно, а лучше, разумеется, сознательно такой образ формировать — значит просто клонировать исторические стереотипы, тем самым удобряя почву для антипатриотических умонастроений. Цель, задачи, принципы и направления реализации Стратегии патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России Цель реализации Стратегии — формирование системы патриотического воспитания подрастающего поколения. Принципы реализации Стратегии патриотического воспитания: 1. Поскольку патриотизм есть умонастроение, которое свободно направляет все силы и способности гражданина на преодоление недостатков своей Родины ради её развития и процветания, постольку в деле патриотического воспитания подрастающего поколения эффективны лишь такие средства и методы, которые находятся в согласии с нравственной свободой личности.

Никто не может обязать человека любить его Родину-мать, так как любить что-либо по приказу нельзя. Благодаря своему духовному наполнению патриотическое воспитание помогает человеку в детстве, отрочестве и юности преодолевать гнёт его инстинктивно-непроизвольных влечений и мотивированных произволом т. Оно помогает становиться человеку разумным самостоятельным существом — зрелой личностью, осознающей свободу своей воли и, стало быть, ответственность за продиктованные ею поступки. Патриотическое воспитание есть, по сути, школа общественно-государственного добровольчества — школа гражданского служения. В ней человек становитя личностью, преодолевает свою природную ограниченность и, в известном смысле, конечность, поскольку его добрые дела надолго входят в историческую память его народа и его страны. Система патриотического воспитания складывается в совместной работе воспитателей и воспитанников на благо своего Отечества и через него — всего мира.

Тем самым она практически раскрывает для юношества несостоятельность индивидуализма, наследуя и развивая исконную русскую традицию соборности как солидарного служения своему Отечеству сыновей и дочерей своей Родины-матери. Диалоги и дискуссии с юношеством, возникающие в ходе этой работы, проясняют для молодых умов диалектику понятия патриотизма и метод разумного разрешения его противоречий. Всеобщность патриотического воспитания и единство образовательного пространства Российской Федерации обеспечивают право каждого на патриотическое воспитание, в том числе предполагают вовлечение представителей подрастающего поколения с различными степенями инвалидности в полноценную гражданскую активность по принципу «Вместе со всеми». Ход и результаты реализации стратегии патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России требуют открытой, независимой и компетентной оценки качества патриотического воспитания на основании системного индекса его показателей. Стратегия патриотического воспитания включает три направления воспитательной работы, составляющие их стратегический комплекс. В каждое из направлений входят задачи и подзадачи, раскрывающие различные аспекты патриотизма.

Первое направление воспитательной работы имеет своей целью воспитание любви к Родине-матери и Отечеству. Это основное направление патриотического воспитания содействует развитию сил и способностей юных граждан, благодаря которым они в будущем внесут посильный созидательный вклад в жизнь, развитие и процветание своей страны. Главные задачи этого направления: а знакомство воспитанников с истинной историей Отечества, свободной от любого рода фальсификаций и предвзятых истолкований, сглаживающих её трагические противоречия; б освоение философски обоснованного образа будущего их Родины-матери. Это направление патриотического воспитания призвано помочь воспитаннику зажечь в своём духе активную, творческую любовь к Отечеству, умножающую его силы и развивающую его способности стать полезным себе и другим гражданином своей страны. Любовь к Отечеству требует также развития национального самосознания, которое подвигает воспитанника на самоотречение и проявляется в умении видеть недостатки своей Родины-матери, чтобы по мере сил содействовать их искоренению. В подзадачи этого направления входят глубокое изучение родного и русского языка, народного искусства, уяснение нравственных и религиозных источников воинской славы родного Отечества, изучение природы и обычаев своей малой родины, географии родной страны и мира.

Стратегический смысл этого направления состоит в соединении личной жизни представителя подрастающего поколения с жизнью своего народа и родной страны. Второе направление воспитательной работы воспитывает любовь к другим народам и странам, чем помогает пробуждению у воспитанника того, что Ф. Достоевский в своей знаменитой речи об А. Пушкине назвал всемирной отзывчивостью духа. Это направление помогает представителю подрастающего поколения осознать себя гражданином мира, «всечеловеком», и, таким образом, приобщиться к патриотической идее в её предельном развитии, когда от избытка деятельной любви к своему Отечеству она превосходит саму себя. Истинный патриотизм зиждется в такой же мере на любви человека к своей Родине, в какой и на вере, что благодаря Богу люди всех стран внутренне объединены высшей духовной связью, отчего в лице каждого человека неповторимым образом представлена идея всего человеческого рода.

Решение задач этого направления содействует личному осмыслению молодыми людьми судеб особенных народов и всеобщего блага, выступающего целью мировой истории человечества. Третье направление воспитательной работы содействует идентификации в сознании воспитанника любви к Родине-матери и Отечеству со всеобщей любовью к человечеству. Решение задач этого направления помогает воспитаннику научиться любить свой народ и родную страну в их конкретном единстве со всеми другими народами и странами. К третьему направлению относится всё, что способствует деятельности представителя подрастающего поколения в интересах родной страны и мира в целом организация экологических акций, информационная политика, содействующая осмыслению истинного патриотизма, а также развитие созидательных способностей личности в спортивных секциях и научно-технических кружках, в драматическом, изобразительном, поэтическом и песенно-музыкальном искусстве, воспевающем высокий смысл и глубину национально-народной и мировой культуры. Кроме того, это направление патриотического воспитания стимулирует созидательные молодёжные инициативы, поддерживает детские и юношеские объединения социальной направленности, разработку и внедрение эффективных форм технологий социализации индивидов, их активного включения в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других задач страны. Возрастные этапы реализации Стратегии патриотического воспитания Реализация Стратегии патриотического воспитания предполагает непрерывный цикл образовательно-просветительской работы воспитателей всех возрастов.

На всех этапах взросления формирования личности человеческого индивида используются адекватные его возрасту формы, средства и приёмы достижения стратегической цели патриотического воспитания. Стратегия выделяет три этапа воспитания патриотического умонастроения личности гражданина сообразно возрастам индивида: 1. Этап детства человеческого индивида, длящегося весь дошкольный и начальный школьный периоды, когда самое активное участие в воспитательном процессе принимают члены семьи ребёнка, воспитатели в дошкольных учреждениях и учителя начальных классов школы. Этап отрочества, длящегося в период с пятого по восьмой класс средней школы, когда кроме семьи и школы активное участие в воспитательном процессе начинают принимать представители общества и государства, спортивных, туристических, военных, просветительских, художественных и религиозных организаций. Этап юности включает старшие классы средней школы, а также время среднего специального и высшего профессионального образования, когда воспитание индивида начинает сменяться его самообразованием. Способы реализации Стратегии на каждом из возрастных этапов воспитания На каждом из возрастных этапов реализации Стратегии её генеральная цель достигается соответствующими возрасту воспитанника тактическими средствами.

На этапе детства эта цель реализуется в формах 1 семейного воспитания, обеспечиваемого взаимной любовью всех членов семьи, 2 дошкольного и 3 начального школьного воспитания. Содержанием этих форм является воспитание любви к флоре и фауне малой родины и уважения к другим людям, воспитание самообладания и ограничения своеволия, умения трудиться и любви к труду. На этапе отрочества эта цель достигается путём сознательного приобщения воспитанника к родному языку как стихии выражения духа народа, к народным и национальным ремёслам, ознакомления его с природой, обществом и государством как закономерными и относительно автономными целыми. Первоначальное развитие у подростка экологического сознания, закладка основ морального самоопределения, художественного и религиозного духа воспитанника происходит именно в отрочестве, что требует от воспитанника основательного знакомства с художественной литературой на родном и русском языках в т. Это делает подростка способным смотреть на себя и других людей как участников истории своего народа, своей родной страны и мира, что способствует возникновению его сознательного стремления к их благу с той же энергией, с какой он инстинктивно стремится к собственному благу. На этапе юности эта цель реализуется в форме свободного утверждения в сознании воспитанника разумного принципа его нравственной жизни и доброй воли.

Он создаёт для себя образ желаемого будущего себя самого и своей Родины-матери, ибо только такой образ может стать целью его активной созидательной деятельности на благо своего Отечества. Тогда же завершается становление национального самосознания личности, поскольку она постигает свою значимость в жизни своего народа и своей страны, а через них в жизни человеческого рода. Понятия общества и государства разделяются в её гражданском сознании, ибо в обществе господствуют особенные личные и корпоративные интересы, а государственной заботой выступает всеобщий интерес. Личность научается жить в своём государстве, уважая закон и содействуя осуществлению необходимых политических решений. Как семейное воспитание делает человека способным к созданию новой семьи и воспитанию своих детей, так военно-патриотическое воспитание убеждает его в необходимости допризывной подготовки и военной службы, пока на планете не воцарится вечный мир между народами и государствами. Искусство, религия и философия завершают патриотическое воспитание человека, так как открывают перед ним на этом этапе действительно бесконечную перспективу развития субъективного и объективного национально-народного духа, тем самым вырабатывая у представителя подрастающего поколения личный иммунитет к любым эгоистическим иллюзиям и ложным формам патриотизма.

Субъекты патриотического воспитания В процессе патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России осуществляется не субъект-объектная связь воспитателя с воспитанником, а отношение равноправных субъектов воспитания, поскольку такое их взаимодействие выражает принцип нравственной свободы личности и нацелено на воспитание у воспитанников разумного чувства любви к Родине-матери и Отечеству. Субъектами патриотического воспитания являются, с одной стороны, представители подрастающего поколения граждан России, а с другой — члены их семей, педагогические работники и общественные объединения, осуществляющие патриотическое воспитание, а также Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие государственное регулирование в сфере патриотического воспитания, представители философского и научного сообщества, занимающиеся исследованиями патриотизма и процесса его воспитания, федеральные и региональные законодательные органы, устанавливающие соответствующие законодательные нормы и разрабатывающие программы патриотического воспитания, трудовые, творческие и воинские коллективы, религиозные организации, национально-культурные сообщества и средства массовой информации. Отношения между субъектами патриотического воспитания складываются на основе федерального и регионального законодательства, образовательных программ по патриотическому воспитанию, программ просветительских занятий, патриотических программ для граждан России, проживающих за рубежом, уставов патриотических клубов по месту жительства, а также туристических, ремесленных, научных, творческих организаций и союзов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий