Новости кто стал первым в россии царем

Ведь эта идея стала воистину "мессианской" — дав России и её гражданам духовную основу и стимул для великих свершений в мировом масштабе. Фигура царя помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (открыт в 1862, автор проекта М. О. Микешин).

Как короновали русских царей?

В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от поляков. Теперь нужно было восстановить в стране государственную власть. Избрание нового царя возлагалось на Земский собор, грамоты о созыве которого разослали уже в ноябре месяце. В конце 1612 года на Собор в Москву съехались выборные представители разных сословий — свыше 800 человек из 58 городов. Разумеется, прежде всего это были бояре, дворяне и священнослужители. Но были представлены также посадские люди, впервые в истории соборов донские казаки и черносошные лично свободные крестьяне. Этот Земский собор был наиболее многочисленным и представительным по составу в сравнении с предшествующими. Причем перед собором, которому надлежало фактически определить дальнейшую судьбу страны, объявили трехдневный пост. Земский собор начал свою работу 16 января 1613 года. Представители «всея земли» аннулировали решение предыдущего Собора об избрании на русский престол королевича Владислава и постановили: «Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать».

А ведь была это со многими испытаниями выбранная, совершенно здоровая, крепкая девушка!

Скорбь от всех этих горестей была так велика, что царь Иоанн даже помышлял оставить государево служение и постричься в иноки, а страну оставить на попечение своего сына. Почему он изменил это решение, никто не знает. Возможно, предательство и измена в самых высших кругах власти, которые привели к скоропостижной смерти его матери Елены, к тяжелой болезни его самого, к смерти всех его трех жен и некоторых детей, не позволили еще полному сил 40-летнему государю оставить тяжелейший царский крест и переложить его на неопытного, болезненного сына. Окружающие его предательство и измена выковали сильный характер царя. Еще в молодости он, почувствовав окружающую обстановку, здраво оценил ее и написал церковный «Канон Ангелу Грозному», т. Архистратиге Михаилу. И в своей жизни и деятельности олицетворял этот образ в битве за святую Русь с ее внутренними и внешними врагами. Это еще одна причина его прозвания Грозный. Опричники стали его верной гвардией. Они выбирались из лучших людей царства, царь лично отбирал кандидатов и, зачастую, они были из простого люда.

Царь надеялся таким образом поставить боярское сословное своеволие и смуту под контроль. И простой народ любил за это царя. Опричник олицетворял в себе небесного воина-монаха и земного воина-князя. Над каждым опричником совершалось церковное пострижение в монахи и обряд пострижения во князи. Царь был игуменом для опричников, и выполнял монашеские обязанности. Так в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра - к заутрене, в восемь начиналась обедня. Причем царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное писание. Царь старался воспитать из опричников элиту Руси, он отправлял их получать образование, как в пределах страны, так и за рубеж. Опричники выполняли самые разные задачи: были людьми двора - прислугой, исполнителями, несли охранные, разведывательные, следственные и карательные функции. Они были также военными, благодаря которым был достигнут ряд значительных побед над врагами.

Опричнина стала средством борьбы с боярским произволом и своеволием. Если говорить современными терминами, то правильнее было бы сказать, что она была предназначена для борьбы с коррупцией и сепаратизмом. Выдуманы сведения о том, что опричные войска были неэффективны в военном отношении. Напротив, войска под командованием опричного воеводы Дмитрия Хворостина показали высокую боевую эффективность не только в битвах с татарами, но и в сражениях с европейцами. Известно, что в 1564 году воевода-опричник Хворостин одержал победу над крымцами, возвращавшимися с добычей из-под Калуги и освободил всех ими плененных. В 1566 году войско крымского хана прорвалось к Болхову. Направленные против крымцев земские воеводы Щенятев и Шереметев с поставленной задачей не справились. Лишь приход рати, возглавляемой опричными воеводами Телятевским, Дмитрием и Андреем Хворостиниными, позволил одолеть неприятеля. В 1570 году при очередном походе крымского хана на Московское княжество крымские «загоны» проникли в Каширский уезд. Но в 1571 году во время очередного набега крымцы сожгли Москву.

А в 1572 году, благодаря воинскому таланту Д. Хворостинина, была одержана блестящая победа в битве при Молодях. Об этой знаменитой битве мы расскажем в отдельной главе. Вспомним подвиг другого знаменитого опричника Малюты Скуратова, лично возглавившего штурм крепости Вайсенштайн, первым взобравшегося на стену и при этом погибшего! Так что утверждения о том, что якобы опричники были трусами и неумелыми воинами, это ложь и заблуждение. Неизбежность введения опричнины, её объективная необходимость диктовались тем, что в борьбе против централизованного государства князья и бояре не останавливались ни перед какими средствами, вплоть до попытки выдачи Ивана Грозного польскому королю, как это установлено после раскрытия в 1567 году грандиозного боярского заговора во главе с князем Владимиром Старицким. Войско опричников сыграло большую роль в ликвидации экономического и политического диктата боярства, искоренении пережитков раздроблённости и укреплении Русского государства. Карамзин, а за ним и некоторые другие историки распространяли миф о якобы многочисленных казнях, совершенных в годы правления Ивана Грозного. Чтобы прояснить этот вопрос, обратимся к цифрам. В синодике времени правления Ивана Грозного - книге поминовения казненных людей, которая затем рассылалась по монастырям для поминовения за упокой души - были 2800 имен!

И это за 30 лет правления! Кстати, списки эти являются единственным достоверным документом, позволяющим судить о "размахе репрессий" при царе Иоанне. Даже, исходя из всех остальных источников, было этих казней не более 5000. Для сравнения - в цивилизованной Европе, во Франции, только за одну Варфоломеевскую ночь в 1572 году было убито 30000 гугенотов, а в соседних 2 городах - по 20000 на протяжении недели! Карл V, император священной римской империи германской нации 1520- 1558 казнил десятки тысяч подданных. Филипп II Испанский 1556-1598 в ходе подавления восстания в Нидерландах лишь за 2 года казнил более 100 тысяч, а 16 февраля 1568 года испанская инквизиция приговорила к смертной казни вообще всех жителей Нидерландов. Елизавета I 1558-1603 - десятки тысяч казненных; вообще кровавое законодательство Тюдоров против бродяг и нищих унесло жизни более ста пятидесяти тысяч казненных бродяг просто вешали.

Смута оставила свой след даже в психологии русских людей, в чьих головах поколебались прежние представления о сакральном характере верховной власти Всем стало отчетливо ясно, что пора прекратить взаимное истребление, поэтому очевидное понимание общегосударственных задач по восстановлению страны из пепелища явным образом превалировало над личными обидами. Могу привести такой пример.

Годунов был злейшим врагом семейства Романовых, он едва не истребил их во время своего правления. Казалось бы, после своего избрания на царство Михаилу Федоровичу, в раннем детстве разлученному с опальными родителями, было бы логичным проклясть и забыть своего предшественника. Но «Утверженная грамота» Земского собора 1613 года в значительной степени ориентировалась на аналогичный документ собора 1598 года, избравшего царем Бориса Годунова. Как все эти болезненные процессы проходили в действительности, сказать трудно, поскольку очень много письменных источников того времени до нас не дошли. Мы не знаем достоверно, как именно после Смуты ее бывшие участники искали компромиссы и примирялись между собой. Судя по всему, не все прежние обиды сразу мгновенно забывались. Образно говоря, пожар Смуты, которая после избрания Михаила Романова на царство продолжалась еще пять лет, затухал медленно и постепенно. Властный патриархат Почему после 1619 года, когда из польского плена вернулся будущий патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича, Земские соборы перестали регулярно собираться? Нет, на самом деле Земские соборы с 1613-го по 1622 год собирались ежегодно, практически превратившись в постоянно действующий орган власти наподобие парламента.

Выход из Смуты оказался долгим и болезненным процессом Казна была пуста, и для восстановления разоренной страны приходилось вводить новые чрезвычайные налоги — пятинные и запросные деньги. Чтобы обеспечить их сбор, правительство Михаила Федоровича в первые годы его правления не могло обойтись без одобрения и поддержки русского общества, чьими представителями были делегаты Земских соборов. После возвращения из польского плена Филарета в 1619 году и поставления его патриархом в России установился необычный властный тандем: государь-отец на патриаршем престоле и государь-сын на царском троне. С 1622 года Земские соборы не созывались десять лет вплоть до Смоленской войны с Речью Посполитой. Потом в течение всего XVII века они будут регулярно собираться для обсуждения насущных вопросов внутренней и внешней политики. Последний Земский собор в русской истории состоялся при царе Петре.

Россия между Востоком и Западом», приуроченная к 300-летию подписания Ништадтского мирного договора. Россия вышла из этой борьбы окрепшей и в военном, и в экономическом, и в политическом отношении. Ништадтский мирный договор закрепил за ней всю Восточную Прибалтику, сделав влиятельным игроком европейской политики.

Имперский вектор, провозглашённый Петром Великим, обозначил переход к более амбициозной внешней политике, отметил Председатель РИО. В свою очередь, имперское пространство, созданное наследниками Петра I, охватывало огромные территории от Балтики до Тихого океана, объединяло сотни национальностей, народов и племён. Свой вклад в строительство Российской империи внесли балтийский немец Беллинсгаузен и грузинский князь Багратион, польский дворянин Чарторыйский и татарский просветитель Гаспринский.

Начало династии Романовых: 309 лет назад в России воцарился мир и покой

Первый Император России Петр I. Первый Император России Петр I. Он — первый избранный царь в России. С избранием царя Михаила Романова в России закончился династический кризис.

Борис I Фёдорович Годунов, царь Московский и всея Руси с 1598 до 1605 год

Первый русский царь: что спрашивает ЕГЭ Избран царем участниками заговора против Лжедимитрия I.
Первый русский царь Иван Васильевич Грозный и его правление Личной трагедией царя стал разрыв с наследником.
Иван IV Грозный: история правления русского царя Иван IV стал первым в русской истории царём, а Московское княжество с этого момента стало Русским царством.

Борис I Фёдорович Годунов, царь Московский и всея Руси с 1598 до 1605 год

К 30 годам царя стала мучить прогрессирующая болезнь ног, из-за которой он стал терять способность к самостоятельному передвижению. В 1555-1556 годах первый царь на Руси Иван Грозный вместе с Избранной Радой разработал «Уложение о службе», способствующее увеличению численности Российской армии. Иван Васильевич стал первым в истории Руси «боговенчанным царем». Далее рассмотрим, как и почему Иван IV стал первым царем России. Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет».

Первый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства

Но московским царём стал совсем другой человек. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. С избранием царя Михаила Романова в России закончился династический кризис.

Первый царь на Руси. Кого первым нарекли царем всей Руси?

В результате Иван был провозглашен первым царём, а Пётр, как младший по возрасту, вторым. 2 ноября 1721 г. Пётр Алексеевич по прошению сенаторов принял титул Великого, отца Отечества, императора Всероссийского, а Российское государство стало империей. россия. РИА Новости. 4.3 Список царей России после первого царя династии Романовых. Нострадамус: голод в Европе и применение химоружия.

Кто был первым русским царем

Художник Павел Рыженко После кончины в 20-летнем возрасте царя Федора Алексеевича, не сделавшего распоряжений относительно наследника престола, родня его матери Марии Милославской, первой жены отца, посчитала, что новым царем должен стать следующий по старшинству ее 16-летний сын Иван, страдавший цингой и эпилепсией. Но боярский клан Нарышкиных при поддержке патриарха Иоакима выступил за кандидатуру своего ставленника — здорового царевича Петра, которому тогда исполнилось 10 лет. Дьяк Зотов обучает царевича Петра грамоте В результате Стрелецкого бунта, когда были убиты многие родственники царицы-вдовы, монархами провозгласили обоих претендентов на престол. Иван был объявлен «старшим» из них, а полновластной правительницей, в силу их юного возраста, стала сестра Софья, полностью отстранившая от управления страной свою мачеху Нарышкину. Царствование Вначале Петра не особенно интересовали государственные дела.

Он проводил время в Немецкой Слободе, где познакомился с будущими соратниками Францем Лефортом и Патриком Гордоном, а также с будущей своей фавориткой Анной Монс. Часто юноша бывал и в Подмосковье, где создал из своих сверстников так называемое «потешное войско» для справки, в XVII веке «потеха» означало не забаву, а военные действия. Во время одной из таких «потех» Петру опалило лицо гранатой. Потешное войско Петра Первого В 1698 году у него произошел конфликт с Софьей, не желавшей терять власть.

В итоге повзрослевшие братья-соправители отправили сестру в монастырь и оставались вместе на престоле до кончины Ивана в 1696 году, хотя фактически старший брат еще раньше уступил все полномочия Петру. В начальный период единоличного правления Петра власть была в руках князей Нарышкиных. Но, похоронив в 1694 году мать, он взял заботу о государстве на себя. Прежде всего он задался целью получить выход к Черному морю.

В результате после постройки в флотилии в 1696-м была взята турецкая крепость Азов, но Керченский пролив остался под контролем османов. Петр Первый в молодости В период 1697-98 гг. Дипломатическая миссия Петра I получила название Великое посольство Затем, заключив в 1700-м мир с турками, он решил отвоевать у Швеции доступ к Балтийскому морю. После ряда успешных операций были захвачены города в устье Невы и возведен город Санкт-Петербург, получивший статус столицы в 1712 году.

Северная война в деталях Одновременно царь, отличавшийся целеустремленностью и сильной волей, проводил преобразования в управлении страной, рационализировал хозяйственную деятельность — обязывал купечество и дворянство развивать важные для страны отрасли промышленности, строить горные, металлургические, пороховые предприятия, возводить верфи, создавать мануфактуры. Петр I на строительстве Санкт-Петербурга. Он инициировал создание типографий, первой в стране газеты, музея Кунсткамера, общедоступного театра. Во время военных операций государь никогда не отсиживался в безопасных крепостях, а лично возглавлял армию в боях за Азов 1695-96гг.

Реформы Петра I Военная реформа Реформы военных сил стали основным плацдармом деятельности Петра Великого, «гражданские» реформы проводились на их базе и в мирное время. Главная цель — финансирование армии новыми людьми и ресурсами, создание военной промышленности. К концу XVII века стрелецкое войско было распущено. Постепенно водится система рекрутской повинности, приглашаются иностранные солдаты.

С 1705 года каждые 20 дворов должны были предоставить одного солдата — рекрута. При Петре срок службы не ограничивался, однако в армию мог отправиться крепостной крестьянин, и это освобождало его от зависимости. Служба в армии была пожизненной Для управления делами флота и армии создаются Адмиралтейство и Военная коллегия. Активно строятся металлургические и текстильные заводы, верфи и корабли, открываются школы военных и морских специальностей: инженерные, навигационные и т.

В 1716 году издается Военный устав, регламентирующий взаимоотношения внутри армии и поведение солдат и офицеров. Драгуны Петра Первого Итогом реформы стало масштабное ок. Реформа центрального управления Постепенно к 1704 г. Петр I упразднил утратившую эффективность Боярскую думу.

В 1699 году создана Ближняя канцелярия, отвечавшая за административно-финансовый контроль госучреждений.

Для усмирения разбойников карательные отряды были отправлены в центральные уезды. Но разбойники «гуляли» и в южных, и юго-западных уездах, и под Москвой «быша разбои велицы». Отряды разбойников сбивались в целые воинские соединения. В 1603 году к Москве двинулась разбойничья армия Хлопко Косолапа.

Такое движение разбойников на Москву происходило в истории Руси впервые. В сентябре на Боярской думе принято решение направить против Хлопка «многую рать» во главе с опытным воеводой — окольничим Иваном Фёдоровичем Басмановым. В сражении с разбойниками погиб и сам Басманов. Лишь когда подошли основные годуновские полки, разбойничья армия была уничтожена. Хлопко взят в плен и, вероятно, окончил жизнь на плахе.

Не меньше, чем разбойники доставляла хлопот оппозиция. Борис Годунов попытался расправиться с боярской оппозицией. У Бориса Годунова в добавок к боярской оппозиции появилась новая и весьма серьезная проблема — Лжедмитрий. Перед тем, как вступить в Россию, Лжедмитрий разослал через многочисленных агентов «прелестные грамоты». В «грамотах» содержался призыв к населению поддержать «законного царевича» и помочь ему в «возвращении престола».

Некоторые историки считают, в деле появления самозванца активную роль сыграло московское боярство, враждебное Борису. С Борисом-царём нельзя было открыто бороться потому, что он был сильнее боярства, сильнее же и выше Бориса для народа была лишь династия Калиты. Свергнуть Бориса можно было только во имя её. Для этого, якобы, и понадобился псевдо-Димитрий, псевдо-потомок Калиты.

Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей. Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. XVI в.

Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги. Более того, «книжные люди» того времени понимали: на их глазах происходит перенос византийского политического наследия на Русь. В Москве появляется новый «удерживающий», чье место на протяжении века, после падения Константинополя, пустовало. Политика соединялась с христианской мистикой — «удерживающий», или «катехон», предотвращает окончательное падение мира в бездну, к полному развращению и отходу от Заповедей. Если нет его, значит, либо должен появиться новый, либо Страшный суд близится, а вместе с ним и конец старого мира. Таким образом, на плечи молодого человека свалился тяжкий груз. За этим преобразованием видится и мудрость митрополита Макария, короновавшего молодого монарха, и острый ум князей Глинских — родни Ивана IV по матери.

Церемония венчания прошла с большой пышностью в кремлевском Успенском соборе. Через несколько дней государь выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Царский статус европейские страны признали не сразу. Да и подтверждение его от Константинопольского патриарха Иоасафа пришло лишь в 1561 году. Мистика и политика Помимо христианской мистики, помимо историософских идей, порожденных средой ученого монашества, были гораздо более прозаические обстоятельства, сделавшие необходимым принятие царского титула. Прежде всего, страна с большим трудом выходила из смуты, вызванной малолетством правителя. Крупнейшие аристократические «партии» безраздельно властвовали на протяжении многих лет, борясь друг с другом, устраивая кровопролитные междоусобные стычки. Закон и порядок пришли в ничтожество.

Ивана IV весьма мало подпускали к государственным делам. Да и сам он отличался беспутным характером: жестокие развлечения интересовали его больше, чем вопросы большой политики. Церковь и те из аристократов, кто хотел бы прекратить эпоху беззакония, избрали для этого идеальный способ. Во-первых, они подняли молодого правителя высоко над уровнем знати, возведя его на вершину царского звания. Во-вторых, женили его на представительнице древнего боярского рода Захарьиных-Юрьевых Анастасии: вот царю и верные союзники, и лекарство от беспутства! Нельзя сказать, чтобы свадьба и венчание на царство моментально исправили характер Ивана IV. Но они способствовали этому. Государь до тех пор был юношей, живущим близ власти, — без твердого понимания, кто он есть по отношению к своей же аристократии, по каким образцам должна строиться его жизнь, что в ней будет играть роль непреложных законов, а чему уготована судьба маргиналий на полях биографии.

Принятие царского титула и женитьба привели к тому, что он оказался встроенным в социальный механизм Русской цивилизации. Иван Васильевич фактически обрел настоящую полновесную роль на всю жизнь — роль главы собственной семьи, в перспективе же — светского главы всего православного мира. Подобное возвышение налагает значительные ограничения на монарха — на его образ жизни и даже на его образ мыслей. В течение нескольких лет молодой государь приносил Церкви покаяние за прежние свои грехи и «врастал» в свою великую роль. В середине 1550-х Иван Васильевич выглядел как человек, идеально ей соответствующий. Страна в ту пору управлялась сложно и пестро. Каждая область имела собственные административные и правовые обычаи. Служилая знать получала в «кормление» доходы от городов и областей, где ее представители по очереди, на сравнительно короткий срок, занимали управленческие должности.

Своеволие боярства, которое наблюдал юный Иван Грозный, развило в нем подозрительность и недоверие к людям. Когда Иван Васильевич достиг совершеннолетия, он дал себе слово раз и навсегда покончить с происками олигархии и до предела ограничить власть бояр. В январе 1547 года состоялась торжественная церемония возведения князя Ивана на царство.

Митрополит Макарий торжественно возложил на голову молодого царя шапку Мономаха, которая олицетворяла высшую власть. С этого времени политический вес правителя внутри страны и на международной арене значительно возрос. Деятельность Ивана Грозного Резкое и коренное изменение статуса высшего лица в государстве свидетельствовало об амбициозности Ивана и масштабности его государственных замыслов.

Враждующие между собой боярские группировки получили четкий сигнал о том, что государь собирается превратить слабое и децентрализованное государство в могущественную державу.

Поделитесь статьей с друзьями

  • Как Петр 1 пришел к власти: история, годы правления, преобразования
  • Российское царство
  • Читайте также
  • Михаил Романов: «не способнейший, а удобнейший»
  • Начало династии Романовых: 309 лет назад в России воцарился мир и покой
  • Амбициозные князья

По праву государь

  • Комментарии
  • Как короновали русских царей? - Узнай Россию
  • Топ-10 самых долго правящих глав России за последние 400 лет (да, он уже в топе!)
  • Первый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства — РТ на русском
  • Начало династии Романовых
  • Династия Романовых: где и когда она началась?

Почему пришлось выбирать нового царя?

  • 25 августа 1530 родился Иван IV (Грозный), первый Царь всея Руси
  • Святой Владимир – первый русский царь?
  • Первый Романов. Как царь Михаил Фёдорович царствовал, но не правил | Аргументы и Факты
  • «Консолидирующая фигура»
  • Амбициозные князья
  • Статьи, связанные с этой статьёй

Первый Романов. Как царь Михаил Фёдорович царствовал, но не правил

Блока, И. Бунина, В. Васнецова, В. Вернадского, Н.

Гумилёва, С. Дягилева, Н. Жуковского, А.

Куприна, О. Мандельштама, Д.

Город начался с Петропавловской крепости на Заячьем острове в дельте Невы, а в 1712-м стал столицей страны — тем городом, который итальянский путешественник Франческо Альгаротти назвал "окном, через которое Россия смотрит на Европу". Царь изучал европейские журналы, теоретические трактаты архитекторов Витрувия и Андреа Палладио, а его идеи воплощали придворные зодчие Жан-Батист Леблон и Доменико Трезини. Архитектурные новшества при Петре I проявились не только в образцах "петровского барокко" в Петербурге, но и в Москве — в ее башнях-монументах, кремлевском Арсенале и каменных мостах через реки.

Государственно-административные реформы В 1708 году Петр I начал первую областную реформу — поделил всю страну на уезды и губернии. В 1713 году к ним прибавились еще три — Нижегородская, Астраханская, Рижская. Во время второй реформы в составе губерний выделили по шведскому образцу 50 провинций, а вместо уездов ввели дистрикты округа. Так появилась возможность управлять страной по вертикали: царь — губернатор — воевода — земский комиссар. Административную систему Петр I сделал менее громоздкой.

Вместо Боярской думы появился Правительствующий сенат, который разрабатывал новые законы, следил за финансами и правосудием в стране. Манушин В 1717—1721 годах вместо 44 приказов — органов центрального управления — Петр I создал 11 коллегий, которые через 85 лет Александр I заменит министерствами. Первыми появились Коллегия иностранных дел, Военная и Адмиралтейская — они ведали дипломатией, делами армии и флота. А Духовная коллегия стала позже Святейшим синодом, который управлял церковными делами. Обязательное образование В январе 1714 года в губерниях открыли цифирные школы — обучаться геометрии и арифметике там могли дети всех сословий, кроме крепостных.

Преподавали в них выпускники Школы математических и навигацких наук — первого светского и военного учебного заведения России. Петр I дал также старт профессиональному образованию: начали открываться учебные заведения, после которых можно было сразу работать. Например, толмачом — в 1700-е появилась школа переводчиков при Посольском приказе. Будущих медиков обучали в первой госпитальной школе в Москве, а горняков — в горной школе, которая открылась в 1716 году при Олонецких заводах в Карелии. Начало XX века.

Например, смотреть спектакли — в 1702-м на Красной площади открылся общедоступный публичный театр с немецкими, французскими и испанскими пьесами. Больше читать — с того же года начала выходить первая русская газета "Ведомости", а спустя шесть лет — ежегодные календари с сонниками и заметками по астрономии и агрономии. Но главное — Петр I показал, что образование — это ключ к будущей карьере. В 1722 году он издал "Табель о рангах", куда включил 14 уровней военных, гражданских и придворных чинов. Теперь должности занимали не по знатности рода, а по личным способностям и знаниям — дворянином при особом упорстве мог стать любой россиянин.

Основание Академии наук Восьмого февраля 1724 года император учредил Академию наук — сегодня это День российской науки. К тому времени монарх уже был членом французской Академии и знал, как устроены научные сообщества Европы. Петр I хотел, чтобы члены Академии "делали изобретения", выступали "с докладами и советами" и систематизировали научные знания в России, к тому времени их накопилось немало. Например, к 1699 году Владимир Атласов составил описание Камчатки, в 1719-м Михаил Сердюков придумал проект первой в России искусственной водной системы, а к 1722 году завершилось посольство Льва Измайлова в Китай, откуда он привез этнографические находки, модели кораблей, фейерверки и фарфор. Только до первого заседания в ноябре 1725 года Петр I не дожил.

Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство. Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан.

Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей. Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. XVI в. Иван Грозный.

Иллюстрация из Большой государственной книги. Более того, «книжные люди» того времени понимали: на их глазах происходит перенос византийского политического наследия на Русь. В Москве появляется новый «удерживающий», чье место на протяжении века, после падения Константинополя, пустовало. Политика соединялась с христианской мистикой — «удерживающий», или «катехон», предотвращает окончательное падение мира в бездну, к полному развращению и отходу от Заповедей. Если нет его, значит, либо должен появиться новый, либо Страшный суд близится, а вместе с ним и конец старого мира.

Таким образом, на плечи молодого человека свалился тяжкий груз. За этим преобразованием видится и мудрость митрополита Макария, короновавшего молодого монарха, и острый ум князей Глинских — родни Ивана IV по матери. Церемония венчания прошла с большой пышностью в кремлевском Успенском соборе. Через несколько дней государь выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Царский статус европейские страны признали не сразу.

Да и подтверждение его от Константинопольского патриарха Иоасафа пришло лишь в 1561 году. Мистика и политика Помимо христианской мистики, помимо историософских идей, порожденных средой ученого монашества, были гораздо более прозаические обстоятельства, сделавшие необходимым принятие царского титула. Прежде всего, страна с большим трудом выходила из смуты, вызванной малолетством правителя. Крупнейшие аристократические «партии» безраздельно властвовали на протяжении многих лет, борясь друг с другом, устраивая кровопролитные междоусобные стычки. Закон и порядок пришли в ничтожество.

Ивана IV весьма мало подпускали к государственным делам. Да и сам он отличался беспутным характером: жестокие развлечения интересовали его больше, чем вопросы большой политики. Церковь и те из аристократов, кто хотел бы прекратить эпоху беззакония, избрали для этого идеальный способ. Во-первых, они подняли молодого правителя высоко над уровнем знати, возведя его на вершину царского звания. Во-вторых, женили его на представительнице древнего боярского рода Захарьиных-Юрьевых Анастасии: вот царю и верные союзники, и лекарство от беспутства!

Нельзя сказать, чтобы свадьба и венчание на царство моментально исправили характер Ивана IV. Но они способствовали этому. Государь до тех пор был юношей, живущим близ власти, — без твердого понимания, кто он есть по отношению к своей же аристократии, по каким образцам должна строиться его жизнь, что в ней будет играть роль непреложных законов, а чему уготована судьба маргиналий на полях биографии. Принятие царского титула и женитьба привели к тому, что он оказался встроенным в социальный механизм Русской цивилизации. Иван Васильевич фактически обрел настоящую полновесную роль на всю жизнь — роль главы собственной семьи, в перспективе же — светского главы всего православного мира.

Подобное возвышение налагает значительные ограничения на монарха — на его образ жизни и даже на его образ мыслей.

Смешение в народной памяти двух различных эпизодов, усугубленное игнорированием объективных санитарных обстоятельств, привело к появлению легенды об украинских жертвах при строительстве Северной столицы, которых в действительности не было. Миф четвертый: Петр Великий был масоном Империя парусов и мачт. Построив флот в краткие сроки, Россия удивила весь мир Черная легенда о Петре, подразумевающая, что за его преобразования Россия заплатила чрезмерную цену, затрагивает чувствительную струну порчи нравов: согласно одной из версий, Петр навредил им, принеся на берега Невы масонство. Принять эту точку зрения трудно не только из-за того, что деструктивная роль масонства нуждается в доказательствах, но и в силу хронологии событий: Великая ложа Англии, с которой начинается достоверно прослеживаемая история вольных каменщиков, увидела свет только в 1717-м, и понадобилось дождаться 1720-х, чтобы масоны появились в другой стране Европы — во Франции. Петр Великий побывал в Лондоне значительно раньше — в 1698 году. Совершенно неудивительно, что масонская практика появилась в России гораздо позже этого времени, в 1730-е, конечно, с участием британцев. Первыми мастерами российских лож стали офицеры английского происхождения Джон Филипс и Джеймс Кейт.

Нередко в попытке подтвердить несправедливые обвинения против Петра превратно толкуют язык искусства XVIII века, включавший изображения всевидящего ока, в наши дни ассоциирующегося с масонством. Современники смотрели на это иначе: для православных обрамленный треугольником глаз символизировал неотступное присутствие Господа Бога, поэтому помещался на иконы и был хорошо известен даже тем, кто ничего не смыслил в тайных обществах. Миф пятый: Петр рубил бороды На масштабной выставке к 350-летию Петра I в Петербурге представили личные вещи императора Разрыв с устоявшимся порядком вещей, ставший платой за петровские реформы, тяжело переживался частью российского общества. Тем не менее молва, будто Петр варварским способом расправлялся с бородами своих сподвижников, не соответствует действительности. Вернувшись в 1698 году из путешествия по Европе, царь собственноручно отрезал несколько бород. Но ни в одном современном эпохе источнике не утверждается, что он действовал при этом топором. Скорее всего, легенда о топоре — результат смешения в памяти двух событий, произошедших почти одновременно: казни мятежников-стрельцов при этом Петр лично участвовал в экзекуции и вводившегося на государственном уровне брадобрития. В патриархальной стране, которой управлял Петр, ношение бород все равно оставалось нормой.

Царь рассчитывал изменить положение дел не грубым насилием, а финансовым давлением. При нем свет увидела целая серия указов, вводивших штрафы за отказ от бритья. Представляет интерес, что отрезание бороды Петр Великий мог рассматривать как разновидность наказания для своих провинившихся сподвижников. Сохранилось известие, что первым от рук Петра на Руси бороды лишился воевода Алексей Шеин, которого царь заподозрил в полуизмене: недонесении о готовившемся мятеже стрельцов. Что и сказать: за такое преступление отрезание бороды еще не самое страшное наказание. Миф шестой: царь ненастоящий! Распространение этой легенды еще в эпоху самого Петра Великого доказывает, что и наши предки, жившие в XVII веке, не чуждались теорий заговора. Изолированный от сводных братьев и сестер будущий царь с юных лет проводил время в анклаве европейских экспатов в Москве, называвшемся слобода Кукуй, где усвоил их привычки и манеру одеваться.

Очень скоро это начали ставить ему на вид: расползлись слухи, будто мать правителя царица Наталья родила девочку, которую спешно подменили на подкидыша, взятого у "немцев". Простое сравнение портретов царя и его матери показывает, что едва ли это могло быть так.

История русских царей - Первый Император России Петр I

«Семибоярщина» — «временное» боярское правительство, образовавшееся в России после свержения царя Василия Шуйского (умер в польском заточении) в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова. Опекуном царевича стал его единокровный брат, крёстный отец и новый царь Фёдор Алексеевич. О том, кто стал первым царем в России, я и поведаю.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий