Память святых мучениц и исповедниц: боярыни Феодосии, во иночестве Феодоры, и сестры ее княгини Евдокии, Иустины и Марии, во граде Боровске. Евдокии Шейковой Мученица Евдокия Александровна Шейкова родилась 11 февраля 1856 года в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии. muchenica Evdikiya Giblickaya Мученица Евдокия Гиблицкая родилась в крестьянской семье 1 марта 1880 года в селе Гиблицы Погостинской волости Касимовского уезда Рязанской губернии.
Арзамасский Николаевский женский монастырь
Крестьянка, церковная активистка. Арестована сотрудниками НКВД 6 ноября 1937 года в составе группы крестьян из 27 человек. Первоначально содержалась в тюрьме города Касимов Рязанской области, затем была этапирована в Рязанскую тюрьму. Проходила по групповому «Делу контрреволюционной повстанческой организации церковников.
И снова был голос к водящему меня: — Тебе говорю, Михаил, хранитель Моего Завета, отведи сию жену туда, откуда ты взял ее, — пусть совершит свой подвиг: ибо я Сам буду с нею во все дни ее жизни. И он тотчас же поставил меня в моей спальне и сказал мне: — Мир тебе, раба Божия Евдокия! Мужайся и крепись, благодать Божия теперь с тобою и всегда будет во всяком месте.
Ободренная этими словами, я спросила: — Господин мой, кто ты? Скажи мне, чтобы я знала, как веровать истинному Богу и как мне получить истинную жизнь? И велика радость бывает на небе в ангельском лике всякий раз, как какой-нибудь грешник обращается к чистому свету покаяния, ибо Бог, Отец всех, не хочет, чтобы погибла душа человеческая, которую Он издревле Своими пречистыми руками создал по подобию Своего образа.
Потому и ангелы все сорадуются, когда видят человеческую душу, украшенную правдой, поклоняющуюся вечному Отцу, и все приветствуют ее, как сестру свою, ибо, отвергнувши греховную тьму, она обращается к живому Богу, общему Отцу всех сынов света, и безвозвратно к Нему присоединяется. Сказав это, он осенил меня крестным знамением; я поклонилась ему до земли и, когда я кланялась, он отошел на небеса. Блаженный Герман сказал ей: — Уверься отныне, дочь моя, и более не сомневайся, что есть на небе истинный Бог, готовый принимать кающихся во грехах своих и вводить их в Свой вечный свет, где Он царствует, окруженный служителями Своего царства — святыми ангелами.
Ты видела сих ангелов в том небесном свете, где ты созерцала царскую и бессмертную славу Господа нашего Иисуса Христа и убедилась, как Он предупредителен в милосердии и прощении грехов, как скоро подает Свою благодать желающим примириться с Ним; ты познала Его Божественную славу и видела Его небесный двор, полный несказанной красоты, где Он пребывает; поняла ты, как мал и ничтожен свет этого мира против небесного сияния. Что же ты еще думаешь, о чем размышляешь, скажи мне! Блаженная Евдокия, имея непреклонное намерение служить от всего сердца своего Единому Богу, Царю славы, ответила: — Веровала я и верую, что нет иного Бога, спасающего грешных человеков, кроме Того, небесные врата Коего, блистающие неизреченным светом, я видела.
Герман сказал: — Приготовься, дочь моя, к усердному служению Богу, тщательно заботься, чтобы плоды твоего покаяния, положенные на весах, перетянули грехи твоей прежней жизни, и самое себя принеси бессмертному и вечному Богу, как благоприятный дар; плачь и рыдай, пока все твои скверны совсем омоешь слезами и таким образом сподобишься стать чистой невестой Христовой. Забудь о прежней своей гордости, о вредоносной и лютой вожделениями своей юности, дабы и Христос взаимно забыл грехи твои; освободи шею свою из-под тяжкого ярма постыдной работы, которое наложил на тебя диавол через грехи, возьми на себя благое и легкое бремя оживотворяющего покаяния и будь отселе свободна от греха и знаемой для всех праведников и святых ангелов. Итак, укрепи себя для истинной веры и целомудрия и, имея отселе чистую совесть, смело говори в лицо диаволу: «Теперь уже нет у меня с тобой ничего общего, ни у тебя со мной, ибо я нашла моего истинного Владыку и Ему я отдала себя в вечное владение; окончательно уже оставила я и отбросила мою прежнюю растлительницу — плотскую любовь и облеклась в новую нетленную и светлую одежду правды.
В этой одежде я обрету благодать Божию, спасающую меня во веки; нет уже у меня ни одного земного пристрастия, нет влечения к мирским наслаждениям, ничтожество и скоропроходимость коих я узнала; желаю я теперь и усердно стараюсь о приобретении благ небесных. Посему владей, диавол, тем, что имеешь, а от меня, чуждый обольститель, вор и раб вечной тьмы, иди дальше». Евдокия, укрепленная еще больше этими словами, сказала иноку: — Отче честный, что теперь повелишь мне сделать?
Она со слезами стала умолять его: — Не оставляй меня, господин мой, не оставляй до тех пор, пока я не буду в состоянии совершенно обратиться к Богу и не получу ожидаемой мною Его благодати, чтобы исконный обольститель, увидя меня оставленной и беспомощной, не отвлек как-нибудь опять, куда ему захочется, и не возвратил меня к прежней блудной жизни. И сказал ей блаженный Герман: — Вот это настойчивое стремление к лучшей жизни, которое в тебе пробудил Сам Бог, и благая надежда твоя и сохранят тебя от вражеских сетей, коих ты боишься. Побудь же еще некоторое время в смиренной молитве к Богу и исповедании грехов своих и позаботься о принятии святого крещения.
Я же вскоре возвращусь к тебе, поискав, с помощью Святого Духа, полезного для твоей жизни. Поручив ее Богу, блаженный Герман пошел своей дорогой. По уходе Германа, блаженная Евдокия пробыла еще несколько дней в посте, ничего не имея на своей трапезе, кроме хлеба, масла и воды; днем и ночью она молилась и плакала.
Потом, отправившись к епископу того города, она приняла от него крещение во имя Святой Единосущной Троицы. Спустя несколько дней после своего просвещения, она написала молитвенное послание к тому же епископу; она извещала его о своем богатстве, подробно перечисливши его, и просила, чтобы епископ взял его Христу. Епископ, прочитавши присланное письмо, призвал блаженную Евдокию к себе и спросил: — Ты, дочь моя, писала эту грамоту мне грешному?
Тогда епископ, которого звали Феодотом, видя ее доброе намерение, а также веру и любовь к Богу, взглянув на нее и прозрев духом ее будущее житие, сказал: — Молись обо мне, сестра моя о Господе, сподобившаяся наречься невестой Христовой, ты, возненавидевшая нечистую любовь плотскую, возлюбившая чистоту и отвергнувшая блудную жизнь; ты, которая стала подражать девственному целомудрию и продала ничтожный мир, чтобы купить себе единую небесную жемчужину; ты, прожившая небольшое время в греховной прелести и покаянием исходатайствовавшая себе бесконечные веки небесной жизни, смерть уже имевшая пред глазами и бессмертие приобретшая; ты, которая прежде многих влекла к погибели и ныне через Христа многих же оживотворишь! Из мрачной тьмы облекшись в свет веры, достойна ты именоваться агницей Христовой. Истинно, ты Евдокия, что значит благоволение: благоволил Господь к тебе, отнесшейся с презрением к сладострастным людям и возлюбившей лик ангельский.
Молись обо мне, снова умоляю тебя, раба и друг Божий, и помяни меня в царстве небесном. Побеседовав с ней о многом со слезами, епископ сказал своему диакону: — Позови ко мне поскорее заведующего церковной странноприимницей. Когда тот явился, епископ обратился к нему с такими словами: — Я знаю тебя, как благочестивого и богобоязненного мужа, имеющего попечение о многих душах.
Поручаю тебе поэтому и сию рабу Божию, стремящуюся к лучшему, чтобы ты о ее спасении позаботился, а все, что она отдает, ты через руки нищих передашь Богу. Муж сей был саном пресвитер; с самой юности сохранял он чистое девство, все свое имение, оставшееся после родителей, отдал святой Божией церкви и себя самого посвятил на служение Господу. Взяв с собой Евдокию, он пошел к ней в дом и, когда они взошли туда, Евдокия призвала управляющих своим домом и сказала им: — Принесите мне каждый из вас все, что кому вверено.
Они тотчас же принесли к ней золота две тьмы, то есть двадцать тысяч, посуды хорошей всякой бесчисленное множество, драгоценных каменьев и жемчуга царского без числа, сундуков с шелковыми одеждами двести семьдесят пять, одежд белых льняных четыреста десять сундуков, одежд, затканных золотом, шестьдесят сундуков, других одежд, украшенных дорогими камнями и золотым шитьем, сто пятьдесят два сундука, чеканного золота двадцать пять тем, то есть двести пятьдесят тысяч, благовонных ароматических веществ двадцать ящиков, настоящих индийских мастей тридцать три ковчега, серебра в различных сосудах восемь тысяч литр [6], шелковых, шитых золотом, тканей сто тридцать две литры, тканей просто шелковых семьдесят литр, других же одежд и вещей менее ценных было бесчисленное множество. Кроме этих движимых богатств у Евдокии были еще и недвижимые: земли, села, целые волости, с которых ежегодно собиралось до восьмисот двух тысяч [7]. Положивши все эти богатства пред ногами пресвитера, который был заведующим церковной странноприимницей, блаженная Евдокия призвала всех своих рабов и рабынь и раздала им взятые из сундука две тысячи монет, а также и сосуды, занавеси, ценные постели, позолоченную мебель, и все красивое в дому, что было вне сундуков, она подарила им и разделила.
Наконец, произнесла последнее приветствие: — Я освобождаю вас, — сказала Евдокия, — от этой кратковременной работы, вы же, если хотите, поспешите еще освободиться от работы бесовской. Освободитесь же, если послушаете меня и приступите ко Христу, истинному Богу, и Он дарует вам вечную свободу, которую имеют сыны Божии, и запишет вас в Свои воинства. Потом, обратившись к пресвитеру, Евдокия сказала: — Теперь, господин мой, уже тебе следует заботиться о всем предложенном тебе и распорядиться, как ты хочешь, ибо я ищу ищущего меня Владыки.
Пресвитер, удивляясь такой быстрой и неожиданной в ней перемене, раскаянию и столь великой любви к Богу, сказал ей: — Блаженна ты, Евдокия, что сделалась достойной быть записанной в число девиц чертога Христова: не безвестен тебе час пришествия Жениха, не находишься ты в неведении относительно того, каким путем следует войти во двор брачный. Воистину, ты тщательно озаботилась, чтоб не остаться вне чертога: ты наполнила светильник елеем, и не осилит тебя тьма. Преуспевай же в этой силе добродетельной, и Бог поможет тебе, а обо мне грешном молись, ибо ты достойна быть в лике святых.
В это время пришел и честный Герман, просвещенный благодатью Святого Духа, и, увидев, что Евдокия отдала Богу своему имение, освободила рабов и рабынь и стала нища и духовно и вещественно Христа ради, взял ее и повел в женский монастырь, который имел в своей стране недалеко от своего мужского монастыря, и там постриг ее в инокини; и она пребывала в трудах и подвигах иноческой жизни, день и ночь служа Богу. Блаженный Герман имел в своей киновии [8] братии семьдесят иноков, а в пустынном женском монастыре тридцать инокинь, в числе коих была и святая Евдокия. По прошествии тринадцати месяцев умерла игуменья этого монастыря, по имени Харитина, проводившая святую жизнь.
Под ее руководством Евдокия значительно преуспела в подвигах, выучила наизусть псалтирь, и, просвещаемая Святым Духом, все священное Писание, прочитавши однажды со вниманием, хорошо уразумела. Так как она подвигом постничества превзошла всех сестер, то всеми единогласно была избрана в игуменьи. И Бог не замедлил засвидетельствовать ее достоинство и избрание ее утвердить чудом.
Один юноша из прежде ее любивших, по имени Филострат, человек богатый, вспомнил прежнюю любовь к Евдокии и, разжигаясь, по бесовскому наущению, похотью, стал думать, как бы возвратить ее к прежнему любодеянию. Долго размышляя об этом и день ото дня распаляясь большею любовью к ней, он, наконец, придумал такую хитрость. Одевшись в иноческое одеяние и взяв, сколько мог нести, золота, отправился пешком в монастырь Евдокии в твердой надежде исполнить свое намерение.
Когда он постучался в ворота монастыря, привратница, выглянув в окошко, спросила: — Чего здесь ищешь, человек? Привратница сказала: — Мужчинам нельзя входить в это место, брат, но неподалеку отсюда ты найдешь монастырь господина Германа: там получишь молитву и благословение, а здесь не беспокой нас стуком: все равно — не войдешь. Сказавши это, девица затворила окно.
Полный стыда и сожаления, горящий любовью к Евдокии, Филострат отправился в монастырь Германа и пришел туда в удобное время. Встретившись с блаженным Германом, сидящим у ворот монастыря и читающим книгу, он поклонился ему до земли. Святой старец по монастырскому обычаю сотворил молитву, и Филострат принял у него благословение.
Преподобный Герман сказал: — Сядь, брат, и скажи: из какой ты страны и из какого монастыря? Он ответил: — Я — единственный сын у родителей, недавно умерших; не пожелал я вступить в брак, но восхотел служить Богу в иноческом чине и тотчас надел знак иноческого образа — эти одежды — и намереваюсь найти место и наставника, который поучил бы меня монашеской жизни. Услыхав о твоей святости, честный отче, я долго шел сюда, желая припасть к стопам твоим и умолять принять меня, желающего покаяться в прежних грехах, в твой монастырь.
Во время этой речи блаженный Герман пристально глядел на него и, замечая его сладострастный нрав, сказал: — К великому труду хочешь ты приступить, чадо; не знаю, будет ли это тебе по силам. Мы, старцы, и то едва можем противостоять диавольским искушениям, влекущим к нечистоте; что же будет с тобою, цветущим юношею, в годах жгучей пламенной страсти?
В 1956 году она вернулась в Москву и устроилась гардеробщицей в МГУ. Схимонахиня Евдокия воспитала прекрасных детей: архимандрита Никифора Микула и дочь Татьяну, которая работает педагогом в Москве. Матушка Евдокия пришла в ивановский монастырь в 1992 году, в 2003 — приняла постриг. Последние годы находилась в тяжелом состоянии и была очень слаба. Пять лет назад "Барс" снимал репортаж к столетнему юбилею матушки Евдокии.
Паломнический Центр 18 августа — Память святых Пузовских мучениц: Евдокии, Дарии, Дарии и Марии 18 августа в Серафимо-Дивеевском монастыре молитвенно почитают память святых Пузовских мучениц. Сто четыре года назад, 18 августа 1919 года, Евдокия, Дария, Дария и Мария приняли мученическую смерть за веру Христову. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года мученицы были прославлены в лике святых, их мощи обрели 5 июня 2001 года, и ныне они покоятся в храме Успения Пресвятой Богородицы села Суворово Дивеевского района Нижегородской области.
Все именины Евдокии в 2024 году
- Восемь строгих запретов в праздник Огуречницы и день почитания мученицы Евдокии
- Кто такая святая Евдокия
- Святые мученицы и исповедницы Феодора, Евдокия, Мария и Иустина боровские
- 18 августа – день памяти Пузовских мучениц
- Житие Евдокии Илиопольской: из блудницы в святую
- Дни памяти
Все именины Евдокии в 2024 году
- Обращение блудницы
- Житие и страдание святой преподобной мученицы Евдокии
- Евдокия Илиопольская — Википедия
- Евдокия. Что можно и нельзя делать по народным приметам 14 марта
- Житие мц. Евдокии
Православный календарь: день памяти мученицы Евдокии
Предвидела свою мученическую кончину. После доноса об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии ворвавшиеся в келью Евдокии солдаты издевались над ней, избивали ее, выкидывали и топтали ногами иконы. На площадь согнали народ, и командир отряда устроил судилище, потребовав проголосовать за казнь. Утром 18 августа к Евдокии разрешили прийти священнику Василию Радугину, который приобщил ее Святых Таин вместе с келейницами Дарией Улыбиной, Дарией Тимагиной и Марией, решившими разделить участь наставницы. Когда Евдокию Шейкову везли на телеге к месту расстрела на сельское кладбище, келейницы прикрывали ее от ударов своими телами.
Помрут — звонят, а меня как скотину в яму свалят». После доноса об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии в келью Евдокии ворвались солдаты.
Они избивали больную, кидали и топтали ногами иконы. На площадь согнали народ, и командир отряда устроил судилище, потребовав проголосовать за казнь. Утром 18 августа к Евдокии разрешили прийти священнику Василию Радугину, который приобщил ее Святых Таин вместе с келейницами Дарией, Дарией и Марией, решившими разделить участь наставницы. Когда мучениц везли на телеге к месту расстрела на сельское кладбище, их продолжали бить плетьми, и келейницы закрывали собой наставницу. Нашлись люди, пытавшиеся заступиться за страдалиц. Стали избивать и их.
На что Евдокия сказала: «Смотри, как с них грехи сыплются. Как в бане листья с веника». В Суворове живо предание, что во время этого крестного пути над Евдокией, Дарией, Дарией и Марией появились белые ангельские крылья, которые прикрывали их от ударов. На кладбище уже была вырыта общая могила. Некоторые красноармейцы отказались приводить приговор в исполнение.
И велика радость бывает на небе в ангельском лике всякий раз, как какой-нибудь грешник обращается к чистому свету покаяния, ибо Бог, Отец всех, не хочет, чтобы погибла душа человеческая, которую Он издревле Своими пречистыми руками создал по подобию Своего образа.
Потому и ангелы все сорадуются, когда видят человеческую душу, украшенную правдой, поклоняющуюся вечному Отцу, и все приветствуют ее, как сестру свою, ибо, отвергнувши греховную тьму, она обращается к живому Богу, общему Отцу всех сынов света, и безвозвратно к Нему присоединяется. Сказав это, он осенил меня крестным знамением; я поклонилась ему до земли и, когда я кланялась, он отошел на небеса. Блаженный Герман сказал ей: — Уверься отныне, дочь моя, и более не сомневайся, что есть на небе истинный Бог, готовый принимать кающихся во грехах своих и вводить их в Свой вечный свет, где Он царствует, окруженный служителями Своего царства — святыми ангелами. Ты видела сих ангелов в том небесном свете, где ты созерцала царскую и бессмертную славу Господа нашего Иисуса Христа и убедилась, как Он предупредителен в милосердии и прощении грехов, как скоро подает Свою благодать желающим примириться с Ним; ты познала Его Божественную славу и видела Его небесный двор, полный несказанной красоты, где Он пребывает; поняла ты, как мал и ничтожен свет этого мира против небесного сияния. Что же ты еще думаешь, о чем размышляешь, скажи мне! Блаженная Евдокия, имея непреклонное намерение служить от всего сердца своего Единому Богу, Царю славы, ответила: — Веровала я и верую, что нет иного Бога, спасающего грешных человеков, кроме Того, небесные врата Коего, блистающие неизреченным светом, я видела.
Герман сказал: — Приготовься, дочь моя, к усердному служению Богу, тщательно заботься, чтобы плоды твоего покаяния, положенные на весах, перетянули грехи твоей прежней жизни, и самое себя принеси бессмертному и вечному Богу, как благоприятный дар; плачь и рыдай, пока все твои скверны совсем омоешь слезами и таким образом сподобишься стать чистой невестой Христовой. Забудь о прежней своей гордости, о вредоносной и лютой вожделениями своей юности, дабы и Христос взаимно забыл грехи твои; освободи шею свою из-под тяжкого ярма постыдной работы, которое наложил на тебя диавол через грехи, возьми на себя благое и легкое бремя оживотворяющего покаяния и будь отселе свободна от греха и знаемой для всех праведников и святых ангелов. Итак, укрепи себя для истинной веры и целомудрия и, имея отселе чистую совесть, смело говори в лицо диаволу: «Теперь уже нет у меня с тобой ничего общего, ни у тебя со мной, ибо я нашла моего истинного Владыку и Ему я отдала себя в вечное владение; окончательно уже оставила я и отбросила мою прежнюю растлительницу — плотскую любовь и облеклась в новую нетленную и светлую одежду правды. В этой одежде я обрету благодать Божию, спасающую меня во веки; нет уже у меня ни одного земного пристрастия, нет влечения к мирским наслаждениям, ничтожество и скоропроходимость коих я узнала; желаю я теперь и усердно стараюсь о приобретении благ небесных. Посему владей, диавол, тем, что имеешь, а от меня, чуждый обольститель, вор и раб вечной тьмы, иди дальше». Евдокия, укрепленная еще больше этими словами, сказала иноку: — Отче честный, что теперь повелишь мне сделать?
Она со слезами стала умолять его: — Не оставляй меня, господин мой, не оставляй до тех пор, пока я не буду в состоянии совершенно обратиться к Богу и не получу ожидаемой мною Его благодати, чтобы исконный обольститель, увидя меня оставленной и беспомощной, не отвлек как-нибудь опять, куда ему захочется, и не возвратил меня к прежней блудной жизни. И сказал ей блаженный Герман: — Вот это настойчивое стремление к лучшей жизни, которое в тебе пробудил Сам Бог, и благая надежда твоя и сохранят тебя от вражеских сетей, коих ты боишься. Побудь же еще некоторое время в смиренной молитве к Богу и исповедании грехов своих и позаботься о принятии святого крещения. Я же вскоре возвращусь к тебе, поискав, с помощью Святого Духа, полезного для твоей жизни. Поручив ее Богу, блаженный Герман пошел своей дорогой. По уходе Германа, блаженная Евдокия пробыла еще несколько дней в посте, ничего не имея на своей трапезе, кроме хлеба, масла и воды; днем и ночью она молилась и плакала.
Потом, отправившись к епископу того города, она приняла от него крещение во имя Святой Единосущной Троицы. Спустя несколько дней после своего просвещения, она написала молитвенное послание к тому же епископу; она извещала его о своем богатстве, подробно перечисливши его, и просила, чтобы епископ взял его Христу. Епископ, прочитавши присланное письмо, призвал блаженную Евдокию к себе и спросил: — Ты, дочь моя, писала эту грамоту мне грешному? Тогда епископ, которого звали Феодотом, видя ее доброе намерение, а также веру и любовь к Богу, взглянув на нее и прозрев духом ее будущее житие, сказал: — Молись обо мне, сестра моя о Господе, сподобившаяся наречься невестой Христовой, ты, возненавидевшая нечистую любовь плотскую, возлюбившая чистоту и отвергнувшая блудную жизнь; ты, которая стала подражать девственному целомудрию и продала ничтожный мир, чтобы купить себе единую небесную жемчужину; ты, прожившая небольшое время в греховной прелести и покаянием исходатайствовавшая себе бесконечные веки небесной жизни, смерть уже имевшая пред глазами и бессмертие приобретшая; ты, которая прежде многих влекла к погибели и ныне через Христа многих же оживотворишь! Из мрачной тьмы облекшись в свет веры, достойна ты именоваться агницей Христовой. Истинно, ты Евдокия, что значит благоволение: благоволил Господь к тебе, отнесшейся с презрением к сладострастным людям и возлюбившей лик ангельский.
Молись обо мне, снова умоляю тебя, раба и друг Божий, и помяни меня в царстве небесном. Побеседовав с ней о многом со слезами, епископ сказал своему диакону: — Позови ко мне поскорее заведующего церковной странноприимницей. Когда тот явился, епископ обратился к нему с такими словами: — Я знаю тебя, как благочестивого и богобоязненного мужа, имеющего попечение о многих душах. Поручаю тебе поэтому и сию рабу Божию, стремящуюся к лучшему, чтобы ты о ее спасении позаботился, а все, что она отдает, ты через руки нищих передашь Богу. Муж сей был саном пресвитер; с самой юности сохранял он чистое девство, все свое имение, оставшееся после родителей, отдал святой Божией церкви и себя самого посвятил на служение Господу. Взяв с собой Евдокию, он пошел к ней в дом и, когда они взошли туда, Евдокия призвала управляющих своим домом и сказала им: — Принесите мне каждый из вас все, что кому вверено.
Они тотчас же принесли к ней золота две тьмы, то есть двадцать тысяч, посуды хорошей всякой бесчисленное множество, драгоценных каменьев и жемчуга царского без числа, сундуков с шелковыми одеждами двести семьдесят пять, одежд белых льняных четыреста десять сундуков, одежд, затканных золотом, шестьдесят сундуков, других одежд, украшенных дорогими камнями и золотым шитьем, сто пятьдесят два сундука, чеканного золота двадцать пять тем, то есть двести пятьдесят тысяч, благовонных ароматических веществ двадцать ящиков, настоящих индийских мастей тридцать три ковчега, серебра в различных сосудах восемь тысяч литр [6], шелковых, шитых золотом, тканей сто тридцать две литры, тканей просто шелковых семьдесят литр, других же одежд и вещей менее ценных было бесчисленное множество. Кроме этих движимых богатств у Евдокии были еще и недвижимые: земли, села, целые волости, с которых ежегодно собиралось до восьмисот двух тысяч [7]. Положивши все эти богатства пред ногами пресвитера, который был заведующим церковной странноприимницей, блаженная Евдокия призвала всех своих рабов и рабынь и раздала им взятые из сундука две тысячи монет, а также и сосуды, занавеси, ценные постели, позолоченную мебель, и все красивое в дому, что было вне сундуков, она подарила им и разделила. Наконец, произнесла последнее приветствие: — Я освобождаю вас, — сказала Евдокия, — от этой кратковременной работы, вы же, если хотите, поспешите еще освободиться от работы бесовской. Освободитесь же, если послушаете меня и приступите ко Христу, истинному Богу, и Он дарует вам вечную свободу, которую имеют сыны Божии, и запишет вас в Свои воинства. Потом, обратившись к пресвитеру, Евдокия сказала: — Теперь, господин мой, уже тебе следует заботиться о всем предложенном тебе и распорядиться, как ты хочешь, ибо я ищу ищущего меня Владыки.
Пресвитер, удивляясь такой быстрой и неожиданной в ней перемене, раскаянию и столь великой любви к Богу, сказал ей: — Блаженна ты, Евдокия, что сделалась достойной быть записанной в число девиц чертога Христова: не безвестен тебе час пришествия Жениха, не находишься ты в неведении относительно того, каким путем следует войти во двор брачный. Воистину, ты тщательно озаботилась, чтоб не остаться вне чертога: ты наполнила светильник елеем, и не осилит тебя тьма. Преуспевай же в этой силе добродетельной, и Бог поможет тебе, а обо мне грешном молись, ибо ты достойна быть в лике святых. В это время пришел и честный Герман, просвещенный благодатью Святого Духа, и, увидев, что Евдокия отдала Богу своему имение, освободила рабов и рабынь и стала нища и духовно и вещественно Христа ради, взял ее и повел в женский монастырь, который имел в своей стране недалеко от своего мужского монастыря, и там постриг ее в инокини; и она пребывала в трудах и подвигах иноческой жизни, день и ночь служа Богу. Блаженный Герман имел в своей киновии [8] братии семьдесят иноков, а в пустынном женском монастыре тридцать инокинь, в числе коих была и святая Евдокия. По прошествии тринадцати месяцев умерла игуменья этого монастыря, по имени Харитина, проводившая святую жизнь.
Под ее руководством Евдокия значительно преуспела в подвигах, выучила наизусть псалтирь, и, просвещаемая Святым Духом, все священное Писание, прочитавши однажды со вниманием, хорошо уразумела. Так как она подвигом постничества превзошла всех сестер, то всеми единогласно была избрана в игуменьи. И Бог не замедлил засвидетельствовать ее достоинство и избрание ее утвердить чудом. Один юноша из прежде ее любивших, по имени Филострат, человек богатый, вспомнил прежнюю любовь к Евдокии и, разжигаясь, по бесовскому наущению, похотью, стал думать, как бы возвратить ее к прежнему любодеянию. Долго размышляя об этом и день ото дня распаляясь большею любовью к ней, он, наконец, придумал такую хитрость. Одевшись в иноческое одеяние и взяв, сколько мог нести, золота, отправился пешком в монастырь Евдокии в твердой надежде исполнить свое намерение.
Когда он постучался в ворота монастыря, привратница, выглянув в окошко, спросила: — Чего здесь ищешь, человек? Привратница сказала: — Мужчинам нельзя входить в это место, брат, но неподалеку отсюда ты найдешь монастырь господина Германа: там получишь молитву и благословение, а здесь не беспокой нас стуком: все равно — не войдешь. Сказавши это, девица затворила окно. Полный стыда и сожаления, горящий любовью к Евдокии, Филострат отправился в монастырь Германа и пришел туда в удобное время. Встретившись с блаженным Германом, сидящим у ворот монастыря и читающим книгу, он поклонился ему до земли. Святой старец по монастырскому обычаю сотворил молитву, и Филострат принял у него благословение.
Преподобный Герман сказал: — Сядь, брат, и скажи: из какой ты страны и из какого монастыря? Он ответил: — Я — единственный сын у родителей, недавно умерших; не пожелал я вступить в брак, но восхотел служить Богу в иноческом чине и тотчас надел знак иноческого образа — эти одежды — и намереваюсь найти место и наставника, который поучил бы меня монашеской жизни. Услыхав о твоей святости, честный отче, я долго шел сюда, желая припасть к стопам твоим и умолять принять меня, желающего покаяться в прежних грехах, в твой монастырь. Во время этой речи блаженный Герман пристально глядел на него и, замечая его сладострастный нрав, сказал: — К великому труду хочешь ты приступить, чадо; не знаю, будет ли это тебе по силам. Мы, старцы, и то едва можем противостоять диавольским искушениям, влекущим к нечистоте; что же будет с тобою, цветущим юношею, в годах жгучей пламенной страсти? Филострат возразил: — Отче!
Разве нет примеров добродетельной жизни подобных мне юношей, мужественно преодолевших искушения? Ваша Евдокия, о которой я так много слышал, потому что слава ее добродетельной жизни распространяется повсюду, разве она не молода и не жила в роскоши? А вняла она вашему наставлению и теперь постоянно и непоколебимо пребывает в иночестве, победив свою плоть. Не хочу скрывать, отче, я особенно ее примером и возбужден и желаю подражать ей.
Предвидела свою мученическую кончину. После доноса об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии ворвавшиеся в келью Евдокии солдаты издевались над ней, избивали ее, выкидывали и топтали ногами иконы. На площадь согнали народ, и командир отряда устроил судилище, потребовав проголосовать за казнь. Утром 18 августа к Евдокии разрешили прийти священнику Василию Радугину, который приобщил ее Святых Таин вместе с келейницами Дарией Улыбиной, Дарией Тимагиной и Марией, решившими разделить участь наставницы. Когда Евдокию Шейкову везли на телеге к месту расстрела на сельское кладбище, келейницы прикрывали ее от ударов своими телами.
ШЕЙКОВА ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
На Евдокию женщины, девицы и дети залезали на крыши амбаров или просто на пригорки и пели: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко! Преподобномученице Евдокии Илиопольской молятся о здоровье, а также о женском целомудрии, от соблазна и неверности, о семейном счастье. Фото: pixabay. Именно в этот день оканчивались сроки зимнего найма и начинались наймы весенние. Они могли быть разными: «с Евдокей до Егорья» или «с Евдокей по Петров день». Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья — связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом. Назывался этот день также Авдотьей Плющихой — потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки.
Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой. В этот день нельзя строить планы, задумывать и просчитывать те или иные дела — всё задуманное не осуществится, постоянно будет что-то мешать. Лучше даже не думать ни о чём важном. Нельзя делать крупные покупки квартира, машина, бытовая техника, электроника — не прослужит долго, придёт в негодность, сломается, доставит немало проблем.
Она принесла достойный плод покаяния, и Господь сподобил ее различными дарами. Однажды в монастырь под видом странника пришел бывший ее любовник по имени Филострат. Он стал уговаривать Евдокию вернуться к прежним развлечениям, но святая была непреклонна. Она оттолкнула его от себя решительно, и неожиданно искуситель упал и умер.
Все были в шоке, сестры боялись, что их сочтут убийцами, и поэтому стали проводить в молитве день и ночь. В видении Евдокии явился Сам Господь и повелел молиться за умершего. Она усердно молилась , и по ее молитве было сотворено чудо: умерший ожил. Он понял, что с ним случилось, стал умолять святую простить его. А затем сам принял Святое Крещение и уехал. Нападение правителя Спустя несколько лет враг навел на монастырь новое искушение. Злые люди наклеветали правителю, что святая спрятала в монастыре свои сокровища. Тогда Аврелиан послал войско, чтобы войти в монастырь и похитить богатства.
Все сестры и Евдокия молились, и войско не смогло войти в обитель, его словно окружала невидимая стена. Они вернулись ни с чем, но правитель, не покидая своих злых намерений, послал уже своего сына с войском. Однако по молитвам Святой Господь не дал недоброжелателям подойти к монастырю.
Что можно и нельзя делать по народным приметам 14 марта 06:38, 14. Весновкой день прозвали потому, что с этого дня начиналось пение веснянок. Согласно народным поверьям, Бог поручил Евдокии воскрешать землю от зимнего сна — смерти и дал ей ключи от всех весенних вод. Она могла по собственному усмотрению «пускать или не пускать» весну.
Соответственно этим представлениям день Авдотьи Весновки «открывал» новую жизнь: новые работы и новые заботы. Еще одно прозвище Евдокии «Свистунья» связано с тем, что в ее праздник обычно дули и свистели ветра. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом.
После крещения, раздав все свое имущество нищим, она удалилась в монастырь и приняла на себя самые строгие подвиги покаяния. За это Господь простил Евдокию, наделив ее духовными дарами. В дальнейшем в жизни святой было множество и испытаний, и чудес. Так, однажды, по ее молитве к Богу воскрес из мертвых молодой язычник Филострат, который до этого пытался соблазнить святую, а после воскрешения, покаялся и тоже стал христианином. Преподобномученица Евдокия прожила в обители более 50 лет.
На 106-м году жизни скончалась старейшая насельница Введенского монастыря схимонахиня Евдокия
Тропарь мученицам Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной. Общественная служба новостей узнала, что можно и чего нельзя делать в день Евдокии Свистуньи, Авдотьи Плющихи 14 марта 2023 года. раннехристианской мученицы, пишет 17 августа православная церковь почтит память преподобной святой мученицы Евдокии Персидской. Суворовские мученицы блаженная Евдокия и три ее келейницы Дарья, Дарья, Мария до конца пронесли свой крест в нашей короткой, но нелёгкой земной жизни.
ШЕЙКОВА ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Кондак мученице Евдокии Шейковой глас 8 Истинныя веры проповеднице безбоязненная, мученице мати наша Евдокие, непрестанною молитвою. Преподобномученицы Евдокия и Екатерина и мученица Милица 5 февраля 1938 года в числе 247 убиенных на Бутовском полигоне были расстреляны 3 женщины. раннехристианской мученицы, пишет Память святых мучениц и исповедниц: боярыни Феодосии, во иночестве Феодоры, и сестры ее княгини Евдокии, Иустины и Марии, во граде Боровске пострадавших за Правоверие в ХVII.
Святые мученицы и исповедницы Феодора, Евдокия, Мария и Иустина боровские
Перепост сайта ГАЙДПАРК Преподобномученица Евдокия и святые мученицы Дария, Дария и Мария. 18 августа Церковь чтит память святых мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии, подвизавшихся в конце XIX – начале XX веков в селе Страхово Пузо (ныне – Суворово). Евдокии Шейковой Мученица Евдокия Александровна Шейкова родилась 11 февраля 1856 года в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии. МУЧЕНИЦЕ ЕВДОКИИ Тропарь, глас 1 (5). Известна история о том, что Евдокия Ивановна заверила руководство Тулы: «Немец не войдет, я ключи спрятала». Согласно церковным традициям на 14 марта выпадает праздник святой Евдокии, которая является мученицей.
Main Navigation Bar
- Литература
- Сретенский Месяцеслов
- Житие Евдокии Илиопольской: из блудницы в святую
- Народные приметы на 14 марта
Народные приметы на 14 марта 2023 года: что нельзя делать в день Евдокии Свистуньи
Вечером молились с 8 до 12 ночи. Домик у них был старенький о двух окошках, третье — боковое, где она и лежала. Печка того и гляди развалится. Зимой было очень холодно. Хожалки — так звали тех, кто за ней ухаживал — настолько уставали, что падали и спали на полу, невзирая на мороз. Вспоминая страдания Спасителя за нас, грешных, Дунюшка взяла на себя тяжелый крест постоянных страданий, который несла всю свою жизнь.
В бане она не мылась, бельё не меняла, пока не истлеет на ней рубашка. За её жизнь на ней истлело три одежды. Те куски хлеба, которые она клала себе на постель, высыхали и впивались в тело. Вшей и тараканов было море. И Дунюшка с келейницами добровольно умерщвляли плоть свою ради вечного Небесного Царствия.
Омывали её хожалки иногда по частям холодной водой. Вскоре отец Анатолий благословил ухаживать за Дуней Дарью Тимагину. Пела она хорошо, Псалтирь наизусть знала. Но родители ее были неверующие и вскоре просватали Дарью. Подобно тому, как Феодосии Печерский, презрев временные греховные наслаждения, убегал от матери к Антонию, чтобы проводить чистую равноангельскую жизнь, так и Дарья убежала к Дунюшке.
Родители нашли её, за волосы вытащили из кельи и, подобно тому же Феодосию Печерскому, сильно били. Но «Кто отлучит нас от любви Божией? Так и Дарью ничего не могло остановить. Два раза её сватали, и два раза она убегала: «И враги человеку — домашние его» Мф. Непонятна, странна и враждебна неверующим людям христианская подвижническая жизнь.
Хотя никто не видит от учеников Христовых никакого зла, но: «Как вы не от мира, но я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир» Ин. Людям, утопающим в грехах, у которых «бог века сего сатана ослепил умы», ненавистно чье бы то ни было чистое житие, потому что оно само по себе уже обличает их грехи. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» 2Тим. Но Господь никогда не оставляет любящих Его. Наконец, родители Дарьи успокоились, и она потом уже 20 лет не выходила из Дунюшкиной кельи.
Сам Господь дал нам это величайшее таинство, когда на литургии просфора и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... Дунюшка по болезни не могла ходить в церковь, поэтому священник причащал их на дому. Когда они молились — никого не пускали. По-разному относились к Дунюшке в селе.
Многие ее любили, ходили к ней за советом, помогали, вместе молились. Но были и такие, кто ее ненавидел. Один раз в первый день Пасхи выбили им окна. Удивительное терпение показывала Дуня! Лежала она в стеклах и крови, пока не окончили правило.
Только тогда позволила убрать. Еще в древние времена слабую девушку Иустину не мог победить могучий маг, которому повиновались действием нечистых духов и сами силы природы, потому, что сила её была в крестном знамении. Так и Дуня всё ограждала крестным знамением: и стены, и углы, и пищу, и воду с молитвой: «Огради, Господи, силою Твоего Честнаго и Животворящаго Креста! Воистину, велика сила Крестного знамения, которое бесов опаляет и не дает приближаться им к человеку, если человек с верою и благоговением наносит его! Ведь оно есть прообраз Креста, на котором Не Сделавший Греха пострадал за нас, грешных.
Крест наносится ровно на лоб, живот, правое плечо, левое плечо. Большой, указательный и средний пальцы складываются в щепоть, как будто мы берём соль. Они являются прообразом Святой Троицы. Два остальных пальца прижимаются к ладони. Одну из хожалок Дунюшки звали Марией.
По национальности она была мордовка. До появления у Дуни она три года лежала в больнице с больной ногой. Рядом одна старушка призывала на помощь Николая Чудотворца. Стала и Мария молить его о заступничестве перед Господом. И вот явился ей Николай Угодник и исцелил ей ногу.
Обещала она ему странствовать по святым местам. Но пришла домой и забыла. Явился ей второй раз Николай Угодник: «Ты что же забыла обещание!? Упросила она мужа отпустить её: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» Мф. Мария смиренная была, как ребенок.
Совершенно другая по характеру была Аннушка — еще одна хожалка. Благословил её к Дуне отец Анатолий. Пришла она из веселой жизни, и поначалу ей было очень тяжело, ведь свою жизнь у Дунюшки они проводили в подвигах, посте и молитвах. И враг рода человеческого — лукавый — подбил Аннушку на нехорошее дело. В то время начали к ним приходить люди, приносить гостинцы, чтобы Дунюшка помолилась.
А так как ели они мало, то много оставалось. И Аннушка, выкрав всё, убежала к родным. Так любостяжание толкает людей на самые отвратительные грехи. Ведь украсть пропитание и обидеть больного убогого человека — грех, вопиющий к небу об отмщении. Но милосердный Господь дает время покаяться.
Голос Божий в человеке — его совесть. И Аннушка услышала этот голос. Пожила она год у родных и затосковала. Пошла к Дуне, упала в ноги и заплакала. Плакала и Дунюшка.
Ведь и у ангелов небесных великая радость бывает и о едином грешнике кающемся. Последней из келейниц-хожалок пришла к ней Дарья Сиушинская. Она непрестанно молилась Иисусовой молитвой, как и Апостол увещевает: «Непрестанно молитесь» 1 Фес. Еще живя в миру, она прочитывала каждый день весь Псалтирь стоя. Жила она у Дуни последние шесть лет.
Так жили великие подвижницы и молитвенницы. Стали ходить к ним люди спросить совета, попросить помолиться, исцеляться от болезней. Как целебны сухарики из чугунка преподобного Серафима , так и Дунюшкины сухарики часто приносили людям исцеление и облегчение болезней. Дуня некоторым за голову подержится, и боль проходит. Ходили и спрашивали Дунюшку и о бытовых делах: у кого лошадь пропадет или корова.
Все поля обошли! Бегите, она у ворот стоит». Идут, а лошадь у ворот стоит. Вот чудо! Воистину и горы могут переставлять такие святые люди, как Дунюшка.
Три из них пострадали вместе с ней, четвертую, Наташу, за несколько дней до смерти она отослала домой — так сохранился свидетель высоты духовной жизни мученицы. Пятая келейница, Пелагея, Поля, во время ареста находилась рядом с Дуней и все видела, но по промыслу Божиему также осталась в живых ради свидетельства о жизни и страданиях подвижниц. Один из монахов Саровской Пустыни благословил ее идти в келейницы к блаженной, но неверующие родители девушки были против этого. Они сосватали Дарию замуж, но она убежала к Дуне. Ее нашли и, избив, увели домой. Сосватали во второй раз, но она вновь ушла к подвижнице и прожила у нее 20 лет, которые были годами непрестанного молитвенного и постнического труда и послушания.
Вторая мученица, Дария Улыбина, родилась также в конце 70-х годов XIX века, а у Дунюшки подвизалась с 1916 года; отличалась смирением и благочестием. Мученица Мария до того, как прийти к Евдокии, была замужем. После чудесного исцеления она дала обет странствовать по святым местам и, посетив Саров, попала к блаженной. Ради Бога она ушла от своего мужа, который долго ее искал, и никому ничего о себе не рассказывала потому и фамилия ее неизвестна. Во время ареста по ложному доносу об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии в келью блаженной Дунюшки ворвались солдаты. Они, не прерываясь, били подвижницу с шести до десяти вечера, таскали за волосы, потом били плетью.
Всю ночь мученица терпела страдания; ее стаскивали с постели, топтали ногами. Никого к ней не пускали. Скидывали на пол иконы и попирали их. Так продолжалось до утра. А на другой день попался хороший солдат — не бил ее, она попросила его позвать священника, приобщить ее Святых Таин. И священник выпросил пропуск, исповедовал и причастил Дуню и ее послушниц, а через два часа их расстреляли.
Солдаты снарядили подводу с Пузинскими мужиками — копать могилу. Когда вывели арестанток, то невозможно было равнодушно смотреть на их прекрасные сияющие лица. Они остановились напротив церкви и стали молиться по четками. Тогда их снова начали избивать. Когда Дуню били, хожалки бросались кто на ноги, кто на тело, пытаясь хоть как-то ее защитить. Затем сели на подводу, Дуня разместилась у Даши на коленях.
Мужайся и крепись, благодать Божия теперь с тобою и всегда будет во всяком месте. Ободренная этими словами, я спросила: — Господин мой, кто ты? Скажи мне, чтобы я знала, как веровать истинному Богу и как мне получить истинную жизнь? И велика радость бывает на небе в ангельском лике всякий раз, как какой-нибудь грешник обращается к чистому свету покаяния, ибо Бог, Отец всех, не хочет, чтобы погибла душа человеческая, которую Он издревле Своими пречистыми руками создал по подобию Своего образа. Потому и ангелы все сорадуются, когда видят человеческую душу, украшенную правдой, поклоняющуюся вечному Отцу, и все приветствуют ее, как сестру свою, ибо, отвергнувши греховную тьму, она обращается к живому Богу, общему Отцу всех сынов света, и безвозвратно к Нему присоединяется. Сказав это, он осенил меня крестным знамением; я поклонилась ему до земли и, когда я кланялась, он отошел на небеса. Блаженный Герман сказал ей: — Уверься отныне, дочь моя, и более не сомневайся, что есть на небе истинный Бог, готовый принимать кающихся во грехах своих и вводить их в Свой вечный свет, где Он царствует, окруженный служителями Своего царства — святыми ангелами. Ты видела сих ангелов в том небесном свете, где ты созерцала царскую и бессмертную славу Господа нашего Иисуса Христа и убедилась, как Он предупредителен в милосердии и прощении грехов, как скоро подает Свою благодать желающим примириться с Ним; ты познала Его Божественную славу и видела Его небесный двор, полный несказанной красоты, где Он пребывает; поняла ты, как мал и ничтожен свет этого мира против небесного сияния. Что же ты еще думаешь, о чем размышляешь, скажи мне!
Блаженная Евдокия, имея непреклонное намерение служить от всего сердца своего Единому Богу, Царю славы, ответила: — Веровала я и верую, что нет иного Бога, спасающего грешных человеков, кроме Того, небесные врата Коего, блистающие неизреченным светом, я видела. Герман сказал: — Приготовься, дочь моя, к усердному служению Богу, тщательно заботься, чтобы плоды твоего покаяния, положенные на весах, перетянули грехи твоей прежней жизни, и самое себя принеси бессмертному и вечному Богу, как благоприятный дар; плачь и рыдай, пока все твои скверны совсем омоешь слезами и таким образом сподобишься стать чистой невестой Христовой. Забудь о прежней своей гордости, о вредоносной и лютой вожделениями своей юности, дабы и Христос взаимно забыл грехи твои; освободи шею свою из-под тяжкого ярма постыдной работы, которое наложил на тебя диавол через грехи, возьми на себя благое и легкое бремя оживотворяющего покаяния и будь отселе свободна от греха и знаемой для всех праведников и святых ангелов. Итак, укрепи себя для истинной веры и целомудрия и, имея отселе чистую совесть, смело говори в лицо диаволу: «Теперь уже нет у меня с тобой ничего общего, ни у тебя со мной, ибо я нашла моего истинного Владыку и Ему я отдала себя в вечное владение; окончательно уже оставила я и отбросила мою прежнюю растлительницу — плотскую любовь и облеклась в новую нетленную и светлую одежду правды. В этой одежде я обрету благодать Божию, спасающую меня во веки; нет уже у меня ни одного земного пристрастия, нет влечения к мирским наслаждениям, ничтожество и скоропроходимость коих я узнала; желаю я теперь и усердно стараюсь о приобретении благ небесных. Посему владей, диавол, тем, что имеешь, а от меня, чуждый обольститель, вор и раб вечной тьмы, иди дальше». Евдокия, укрепленная еще больше этими словами, сказала иноку: — Отче честный, что теперь повелишь мне сделать? Она со слезами стала умолять его: — Не оставляй меня, господин мой, не оставляй до тех пор, пока я не буду в состоянии совершенно обратиться к Богу и не получу ожидаемой мною Его благодати, чтобы исконный обольститель, увидя меня оставленной и беспомощной, не отвлек как-нибудь опять, куда ему захочется, и не возвратил меня к прежней блудной жизни. И сказал ей блаженный Герман: — Вот это настойчивое стремление к лучшей жизни, которое в тебе пробудил Сам Бог, и благая надежда твоя и сохранят тебя от вражеских сетей, коих ты боишься.
Побудь же еще некоторое время в смиренной молитве к Богу и исповедании грехов своих и позаботься о принятии святого крещения. Я же вскоре возвращусь к тебе, поискав, с помощью Святого Духа, полезного для твоей жизни. Поручив ее Богу, блаженный Герман пошел своей дорогой. По уходе Германа, блаженная Евдокия пробыла еще несколько дней в посте, ничего не имея на своей трапезе, кроме хлеба, масла и воды; днем и ночью она молилась и плакала. Потом, отправившись к епископу того города, она приняла от него крещение во имя Святой Единосущной Троицы. Спустя несколько дней после своего просвещения, она написала молитвенное послание к тому же епископу; она извещала его о своем богатстве, подробно перечисливши его, и просила, чтобы епископ взял его Христу. Епископ, прочитавши присланное письмо, призвал блаженную Евдокию к себе и спросил: — Ты, дочь моя, писала эту грамоту мне грешному? Тогда епископ, которого звали Феодотом, видя ее доброе намерение, а также веру и любовь к Богу, взглянув на нее и прозрев духом ее будущее житие, сказал: — Молись обо мне, сестра моя о Господе, сподобившаяся наречься невестой Христовой, ты, возненавидевшая нечистую любовь плотскую, возлюбившая чистоту и отвергнувшая блудную жизнь; ты, которая стала подражать девственному целомудрию и продала ничтожный мир, чтобы купить себе единую небесную жемчужину; ты, прожившая небольшое время в греховной прелести и покаянием исходатайствовавшая себе бесконечные веки небесной жизни, смерть уже имевшая пред глазами и бессмертие приобретшая; ты, которая прежде многих влекла к погибели и ныне через Христа многих же оживотворишь! Из мрачной тьмы облекшись в свет веры, достойна ты именоваться агницей Христовой.
Истинно, ты Евдокия, что значит благоволение: благоволил Господь к тебе, отнесшейся с презрением к сладострастным людям и возлюбившей лик ангельский. Молись обо мне, снова умоляю тебя, раба и друг Божий, и помяни меня в царстве небесном. Побеседовав с ней о многом со слезами, епископ сказал своему диакону: — Позови ко мне поскорее заведующего церковной странноприимницей. Когда тот явился, епископ обратился к нему с такими словами: — Я знаю тебя, как благочестивого и богобоязненного мужа, имеющего попечение о многих душах. Поручаю тебе поэтому и сию рабу Божию, стремящуюся к лучшему, чтобы ты о ее спасении позаботился, а все, что она отдает, ты через руки нищих передашь Богу. Муж сей был саном пресвитер; с самой юности сохранял он чистое девство, все свое имение, оставшееся после родителей, отдал святой Божией церкви и себя самого посвятил на служение Господу. Взяв с собой Евдокию, он пошел к ней в дом и, когда они взошли туда, Евдокия призвала управляющих своим домом и сказала им: — Принесите мне каждый из вас все, что кому вверено. Они тотчас же принесли к ней золота две тьмы, то есть двадцать тысяч, посуды хорошей всякой бесчисленное множество, драгоценных каменьев и жемчуга царского без числа, сундуков с шелковыми одеждами двести семьдесят пять, одежд белых льняных четыреста десять сундуков, одежд, затканных золотом, шестьдесят сундуков, других одежд, украшенных дорогими камнями и золотым шитьем, сто пятьдесят два сундука, чеканного золота двадцать пять тем, то есть двести пятьдесят тысяч, благовонных ароматических веществ двадцать ящиков, настоящих индийских мастей тридцать три ковчега, серебра в различных сосудах восемь тысяч литр [6], шелковых, шитых золотом, тканей сто тридцать две литры, тканей просто шелковых семьдесят литр, других же одежд и вещей менее ценных было бесчисленное множество. Кроме этих движимых богатств у Евдокии были еще и недвижимые: земли, села, целые волости, с которых ежегодно собиралось до восьмисот двух тысяч [7].
Положивши все эти богатства пред ногами пресвитера, который был заведующим церковной странноприимницей, блаженная Евдокия призвала всех своих рабов и рабынь и раздала им взятые из сундука две тысячи монет, а также и сосуды, занавеси, ценные постели, позолоченную мебель, и все красивое в дому, что было вне сундуков, она подарила им и разделила. Наконец, произнесла последнее приветствие: — Я освобождаю вас, — сказала Евдокия, — от этой кратковременной работы, вы же, если хотите, поспешите еще освободиться от работы бесовской. Освободитесь же, если послушаете меня и приступите ко Христу, истинному Богу, и Он дарует вам вечную свободу, которую имеют сыны Божии, и запишет вас в Свои воинства. Потом, обратившись к пресвитеру, Евдокия сказала: — Теперь, господин мой, уже тебе следует заботиться о всем предложенном тебе и распорядиться, как ты хочешь, ибо я ищу ищущего меня Владыки. Пресвитер, удивляясь такой быстрой и неожиданной в ней перемене, раскаянию и столь великой любви к Богу, сказал ей: — Блаженна ты, Евдокия, что сделалась достойной быть записанной в число девиц чертога Христова: не безвестен тебе час пришествия Жениха, не находишься ты в неведении относительно того, каким путем следует войти во двор брачный. Воистину, ты тщательно озаботилась, чтоб не остаться вне чертога: ты наполнила светильник елеем, и не осилит тебя тьма. Преуспевай же в этой силе добродетельной, и Бог поможет тебе, а обо мне грешном молись, ибо ты достойна быть в лике святых. В это время пришел и честный Герман, просвещенный благодатью Святого Духа, и, увидев, что Евдокия отдала Богу своему имение, освободила рабов и рабынь и стала нища и духовно и вещественно Христа ради, взял ее и повел в женский монастырь, который имел в своей стране недалеко от своего мужского монастыря, и там постриг ее в инокини; и она пребывала в трудах и подвигах иноческой жизни, день и ночь служа Богу. Блаженный Герман имел в своей киновии [8] братии семьдесят иноков, а в пустынном женском монастыре тридцать инокинь, в числе коих была и святая Евдокия.
По прошествии тринадцати месяцев умерла игуменья этого монастыря, по имени Харитина, проводившая святую жизнь. Под ее руководством Евдокия значительно преуспела в подвигах, выучила наизусть псалтирь, и, просвещаемая Святым Духом, все священное Писание, прочитавши однажды со вниманием, хорошо уразумела. Так как она подвигом постничества превзошла всех сестер, то всеми единогласно была избрана в игуменьи. И Бог не замедлил засвидетельствовать ее достоинство и избрание ее утвердить чудом. Один юноша из прежде ее любивших, по имени Филострат, человек богатый, вспомнил прежнюю любовь к Евдокии и, разжигаясь, по бесовскому наущению, похотью, стал думать, как бы возвратить ее к прежнему любодеянию. Долго размышляя об этом и день ото дня распаляясь большею любовью к ней, он, наконец, придумал такую хитрость. Одевшись в иноческое одеяние и взяв, сколько мог нести, золота, отправился пешком в монастырь Евдокии в твердой надежде исполнить свое намерение. Когда он постучался в ворота монастыря, привратница, выглянув в окошко, спросила: — Чего здесь ищешь, человек? Привратница сказала: — Мужчинам нельзя входить в это место, брат, но неподалеку отсюда ты найдешь монастырь господина Германа: там получишь молитву и благословение, а здесь не беспокой нас стуком: все равно — не войдешь.
Сказавши это, девица затворила окно. Полный стыда и сожаления, горящий любовью к Евдокии, Филострат отправился в монастырь Германа и пришел туда в удобное время. Встретившись с блаженным Германом, сидящим у ворот монастыря и читающим книгу, он поклонился ему до земли. Святой старец по монастырскому обычаю сотворил молитву, и Филострат принял у него благословение. Преподобный Герман сказал: — Сядь, брат, и скажи: из какой ты страны и из какого монастыря? Он ответил: — Я — единственный сын у родителей, недавно умерших; не пожелал я вступить в брак, но восхотел служить Богу в иноческом чине и тотчас надел знак иноческого образа — эти одежды — и намереваюсь найти место и наставника, который поучил бы меня монашеской жизни. Услыхав о твоей святости, честный отче, я долго шел сюда, желая припасть к стопам твоим и умолять принять меня, желающего покаяться в прежних грехах, в твой монастырь. Во время этой речи блаженный Герман пристально глядел на него и, замечая его сладострастный нрав, сказал: — К великому труду хочешь ты приступить, чадо; не знаю, будет ли это тебе по силам. Мы, старцы, и то едва можем противостоять диавольским искушениям, влекущим к нечистоте; что же будет с тобою, цветущим юношею, в годах жгучей пламенной страсти?
Филострат возразил: — Отче! Разве нет примеров добродетельной жизни подобных мне юношей, мужественно преодолевших искушения?
Жители Илиополя донесли правителю Аврелиану, что, приняв христианство, Евдокия якобы скрыла в монастыре свои богатства. Аврелиан послал отряд воинов, чтобы изъять эти мнимые сокровища.
Однако в течение трех дней воины тщетно пытались приблизиться к стенам обители: невидимая сила Божия охраняла ее. Аврелиан снова послал воинов к монастырю, на этот раз под водительством своего сына. Но в первый же день пути сын Аврелиана сильно повредил себе ногу и вскоре умер. Тогда Филострат посоветовал Аврелиану написать преподобной Евдокии, моля ее оживить юношу.
И Господь, по Своей бесконечной милости, молитвами святой Евдокии вернул юношу к жизни. Став свидетелями великого чуда, Аврелиан и его ближние уверовали во Христа и крестились. Когда усилились гонения на христиан, преподобную Евдокию схватили и привели на мучения к правителю Диогену. Истязавший ее военачальник Диодор получил известие о внезапной смерти своей жены Фирмины.
В отчаянии он бросился к святой Евдокии с просьбой помолиться об умершей.
День памяти преподобной мученицы Евдокии
Сретенский Месяцеслов | Преподобная мученица Евдокия со дня своего крещения прожила 56 лет и приняла мученическую кончину чрез усечение главы в первый день марта при правителе Викентии. |
Авдотья Весновка: почему 14 марта лучше провести дома | Евдокии Шейковой Мученица Евдокия Александровна Шейкова родилась 11 февраля 1856 года в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии. |
Преподобномученица Евдокия Илиопольская, игуменья | Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где жила Евдокия. |
3 марта на 106-м году жизни отошла ко Господу схимонахиня Евдокия (Микула)
На третьем фото крест преподобной мученицы Евдокии из общей могилы святых Пузовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Когда начал инок свое псалмопение, Евдокия тотчас же проснулась и, лежа на постели, слушала все до самого конца чтения. 17 августа православная церковь почтит память преподобной святой мученицы Евдокии Персидской. Главная» Новости» 14 марта праздник евдокия.
Евдокия. Что можно и нельзя делать по народным приметам 14 марта
Святые мученицы Пузовские Евдокия Шейкова, Дария Тимолина, Дария Сиушинская и Мария | Святая преподобномученица Евдокия была самаритянкой и жила в период правления Траяна. |
Народные приметы на 14 марта 2023 года: что нельзя делать в день Евдокии Свистуньи - МК Улан-Удэ | Главная» Новости» 14 марта праздник евдокия. |
ШЕЙКОВА ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - Древо | 14 марта, в день памяти преподобномученицы Евдокии, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Евдокиевском храме города Казани. |
Святые мученицы и исповедницы Феодора, Евдокия, Мария и Иустина боровские
Кондак мученицам Евдокии Шейковой, Дарье Улыбиной, Дарье Тимагиной и Марие Неизвестной глас 8 Житием праведным к достойному приятию мученичества себе уготовившия без боязни тридневная избиения и смерть претерпели есте Невесты Христовы предивныя блаженныя Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, ныне многими чудесы и исцелении просиявшия, не оставите землю Русскую без покаяния погибнути. Молитва святым мученицам Евдокии, Дарии, Дарии и Марии О, дивныя подвижницы и заступницы наша мученице Евдокие, Дарие, Дарие и Марие - древних отец подражательницы истинны, в тесноте послушания без разсуждения, бдения и поста изнурительнаго пожившия - ныне к вам прибегаем и, к мощем вашим припадающе, молим вас: о страстотерпицы святыя, незлобивыя агницы, своею кровию Христа ради обагренныя и жестокими предателями тридневно мучимыя и закланныя; о прозорливицы, многия души от гибели вечныя исхитившия и о страданиях прежде кончины от Господа извещенныя, о изцелительницы и чудотворицы не токмо в земли Нижегородстей, но и во всей стране Российстей просиявшия, - не оставите нас во грехах и беззакониих погибнути, но помозите в покаянии истиннем житие наше скончати, славяще Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Если вы сделали добрый поступок, нельзя им хвастаться — типун выскочит на языке. Если так случилось, что после захода солнца приходится выходить из дома или с работы, то перед выходом стоит прочитать молитву или взять амулет. Женщинам нельзя делать стрижку — мужчины перестанут любить и обращать внимание. Нельзя обижать ласточек, ловить, ругать их, разрушать ласточкины гнёзда, брать в руки самих ласточек или их яйца — к большому несчастью. Фото: МК в Бурятии По народным приметам, если 14 марта дует тёплый ветер — к мокрому лету. С какой стороны подует ветер, с той стороны будет часто дуть весной и летом. Хорошая и солнечная погода — таким окажется и лето. Снег пошёл — к урожайному году. Ясный и солнечный день — ожидайте урожай огурцов и груздей.
Грачи прилетели — снег растает уже скоро, но лето предстоит дождливое. Метель — год холодным будет. Холодный день — к поздней весне. Капель — к жаркому лету. Много талой воды — будет много мёда.
Там он зеленел, завелись под конец мыши и черви, в этом во всем она и лежала. Она носила вериги, которые у нее были поясом, и никому не разрешала касаться этого места. Рубаху Дуня не меняла, пока та не истлеет, меняла раз в год и тогда всех, кроме двух девушек, высылала. Руки мыла с мылом по локоть раз в год, затем обливала их в тазу со святой водой; ноги мыла до колен — тоже обольет, но простой водой, а тело никогда не мыла.
Келья была дырявая, предлагали ей ставить новую, но она не захотела. Во всей печи не было ни одного целого кирпича, а одни осколки на поду, но Дуня не давала ее перекладывать — для подвига. А народу жалуется: «Они не замазывают мне печку». Хожалок никого не подпускала к печке греться, скажет только: «А как святые терпели? Вы здоровые не можете терпеть, как же я больная терплю? Обедала Дуня одна, чужих никого не пускала, хожалки все стояли, а сидеть не на чем было. Подавали ей в блюде, ложку хожалка поддерживала, а когда наливала, она кричит: «Мне больше наливай». Раза два хлебнет и скажет: «Я устала, отдохну». Чтобы подвига ее не знали, она говорила: «Ныне нет отрадного дня», — и сама не ела, и никому не давала.
А тут по покойнику в колокол ударят — нельзя уже есть, или еще что случится, все это были поводы, чтобы не есть. Покойника пронесут, хожалки есть просят, а она: «Завтра поедим». Скажет: «Молитесь, чтобы завтра отрадный был день». Так и отведет день ото дня, потом и забудется, а хожалкам есть не дает, говорит: «Больному принесли, я сама съем». Незадолго до смерти, когда ее мыли, она говорит: «Давайте мне рубашку, кою я на смерть приготовила, уж зима, холодно, она потолще, в ней будет потеплее». Еще она говорила: «Я до осени доживу, новую жизнь поведу, а вы всякий сам себе хлеб приготовляйте, я больше вам готовить не стану, тогда вам всем легко будет жить». Пришли к Дуне солдаты, стали выяснять, кто у нее живет. Стал солдат рыться в чулане, нашел просфоры и елей, бросил их в лицо Дуне и начал ее обзывать скверными словами. Потом начал ее за волосы таскать и бить плетью, а хожалок в келье не трогал.
Потом взял восковые свечи, скрутил их десять штук вместе, зажег и стал кидать иконы и искать деньги. Все иконы побросал, затем в чулан полез, а там его за руку крыса схватила. Он остервенился и начал бить Дуню. Они пришли в шесть часов вечера и били ее всю ночь попеременно, били и плетьми, и стаскивали, и топтали ее ногами, и в воскресенье с утра били, и везде стояла кругом стража, и никого к ней не пускали. В воскресенье, после обедни, стали все выкидывать из ее кельи. Солдаты кидали иконы и топтали ногами, и крестьяне стали брать их в церковь. Когда понесли Иверскую Божию Матерь, от нее было сияние. Солдаты хорошие вещи брали себе, а похуже кидали народу. Дуню, когда тащили вещи, все время били — и так до утра понедельника.
В понедельник поутру через заднюю калитку проникли к ней некоторые верующие, солдат попался хороший и не бил ее в это время.
Потом их стали расстреливать. Один солдат — татарин — отказался стрелять, тогда другой стал.
Первой убили Дуню. И как ее убили — кверху пошла как бы чаша, как просфора — это многие видели. А одна женщина видела, как Дуня пошла по воздуху над своей кельей и это место благословила крестом и сказала: «Жалко, что здесь остается один золотой, ну пускай остается».
Марию застрелили не до смерти, ее прикалывали штыком. Хоронили без гробов. Хотели просто сбросить в яму, но один мужик спрыгнул — принимать их тела, он покрыл им лица платочками».
Казнь безвинных страдалиц пришлась на день перед праздником Преображения Господня. Рассказывают, что все верующие ощутили тогда сильно благоухание от могилы. После этого стали видеть на могиле горящую свечу, а над кельей Дуни вскоре после расстрела солнце играло».
Сохранилась и такая запись: «Как-то раз должны были служить панихиду на могиле мучениц. Одна из женщин приходит, смотрит — диакон в облачении кадит и служит панихиду. А когда подошла ближе — никого там не увидела, и уже позже пришли остальные с приходским диаконом».
Свидетельств святости мученицы Евдокии имеется множество. На могилке подвижниц постоянно совершались чудеса. После прославления мощи блаженной Евдокии и ее послушниц были подняты и теперь почивают в Успенском храме Суворова.
Ежегодно в день их памяти сюда стекаются многочисленные паломники и духовенство, и неоскудно изливается благодатная помощь на всех, кто с благоговением и верою поклоняется святым мощам мучениц. Блаженная Дивеевская Мария Ивановна говорила: «Ходите к Дуне на могилку чаще, там ангелы поют непрестанно» Нижегородский Православный листок.
Какого числа день памяти Евдокии Илиопольской в 2024 году
Евдокия. Что можно и нельзя делать по народным приметам 14 марта | Святая Евдокия, бывшая самарянкой из города Илиополь Финикии Ливанской, изначально была далека не только от христианства, но и вообще от любых добродетелей. |
Житие Евдокии Илиопольской: из блудницы в святую | Сто четыре года назад, 18 августа 1919 года, Евдокия, Дария, Дария и Мария приняли мученическую смерть за веру Христову. |
ШЕЙКОВА ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - Древо | Преподобномученицы Евдокия и Екатерина и мученица Милица 5 февраля 1938 года в числе 247 убиенных на Бутовском полигоне были расстреляны 3 женщины. |
Евдокия. Что можно и нельзя делать по народным приметам 14 марта | По старому стилю день Евдокии приходился на 1 марта — то есть на начало весны. |