Новости название народного промысла

В России существует несколько сотен народных промыслов, при этом, народные ремесла как и люди, рождаются и умирают. В целях сохранения и развития отрасли народных художественных промыслов в 2017 году Минпромторгом России был запущен отраслевой портал «».

Народные промыслы России

В России существует несколько сотен народных промыслов, при этом, народные ремесла как и люди, рождаются и умирают. Олеся Максимова, главный редактор портала «»: «Народные промыслы – неотъемлемая часть нашего культурного кода: особые художественные традиции столетиями развивались в разных частях страны. Народных промыслов очень много и без названий местности (городов, поселений и проч.) тут не обойтись, иначе просто не звучит. 2022 год объявлен «Годом Народного искусства и нематериального культурного наследия». С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Народные промыслы – это достояние страны, отражающее ее историю и относящееся к культурному наследию. Не все старинные народные промыслы в России дотянули до века смартфонов, беспилотных машин и роботов.

Весенняя неделя народных мастеров. Вторник-ремесленник

Bеликоустюгская артель «Северная чернь» в наше время развилась в крупное предприятие, где молодые художники на основе лучших традиций искусства северной черни, плодотворно развивая их, создают изделия, пользующиеся неизменным спросом успехом и в России и во многих странах мира. Признание в России и за рубежом находят также и изделия других народных промыслов: резьбы и росписи по бересте, ручного ткачества, вышивки, эмальерного искусства. Кроме этого изготовлением изделий народных промыслов занимаются центры ремесел и дома традиционной культуры, профессиональные училища, надомники и мастера народных художественных промыслов. Большую роль в повышении уровня творческой работы художников и мастеров промыслов играет художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам области в состав, которого входят главные художники ведущих промыслов области, искусствоведы, научные сотрудники Вологодского областного музея-заповедника. Последовательно и целенаправленно ведется работа по выявлению лиц, владеющих мастерством изготовления художественных изделий в традициях народного искусства Вологодской области.

Костяные шкатулки из «рыбьего зуба» — моржового клыка или бивня мамонта — ценились очень высоко, были в моде, но позволить себе такую вещицу мог не каждый. Другое дело — «деревянное кружево», берестяная шкатулочка, такая же ажурная и красивая, но на порядок дешевле. Чайницы и пеналы, блюда и портсигары, тарелки и сундучки и бессчетное количество шкатулочек, коробочек — все это покрывалось и растительными орнаментами, и сценками из дворянской жизни, и юмористическими картинками, и сказочными существами. Шемогодскую резьбу узнают по традиционному симметричному растительному мотиву: изогнутая тонкая ветвь — «бегунок» с расходящимися в разные стороны побегами, розетками, ягодками, трилистниками...

Узнайте больше о Шемогодской резьбе: из Великого Устюга 5. Резьба по кости Бивень моржа на севере зовется «рыбьим зубом». Его с давних времен добывали поморы в полярных морях. А еще они собирали по берегам Северного Ледовитого океана бивень зверя, который жил здесь тысячелетия назад, — мамонта. Кость — материал податливый и красивый. Когда поморы научились вырезать из него всякую красоту, доподлинно не известно, но первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку. И сразу — «вызываем в Москву! За четыре века уникальный промысел, а точнее — искусство холмогорской резьбы по кости, достиг невиданных высот!

Косторезам из Сольвычегодска и Великого Устюга, Архангельска и Холмогор уже мало было своего сырья: им привозили и слоновую кость, хотя они умели резать и коровью цевку. Кубки и браслеты, шкатулки и табакерки, гребни и шахматы, даже предметы мебели — изящные изысканные резные изделия приобретали цари, ценила европейская знать… Шедевры из кости и сегодня славят холмогорских мастеров по всему миру.

Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран. Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе. Уральский малахит.

Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке. Городецкая роспись. Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочны и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери. Гусевской хрусталь.

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Стиль: объёмное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов. Слайд 21 Скань филигрань Вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью маленькие серебряные или золотые шарики и эмалью.

Филигрань с зернью Слайд 22 Тульский самовар Металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. Слайд 23 Уральская резьба по камню Сырьём для камнерезов служат местные камни яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие. Одним из самых популярных сюжетов являются Уральские народные сказы П. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов чаще всего позолоченной бронзы и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов.

Самые популярные из них — Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой. Слайд 24 Финифть Изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Слайд 25 Шемогодская резьба Орнаменты шемогодских резчиков, называемые «Берестяным кружевом », используется при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок. Узор шемогодской резьбы состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках — круглые розетки, ягодки, трилистники.

Часто в растительные орнаменты мастера вводят геометрические узоры. По теме: методические разработки, презентации и конспекты.

Путеводитель по народным промыслам России

Пусть эта изящная «паутинка» согревает вас в холодные дни теплой шерстью и приятными воспоминаниями о путешествии в Оренбург. Детали: muzey. Первые павловопосадские шали появились в начале 1860-х годов. Производство платков основывалось на уже существовавших традициях текстильного производства.

Традиционные павловопосадские платки украшены симметричными рисунками цветов прежде всего розами и георгинами. Цветы на ткань наносились методом древнерусской набойки. Чтобы украсить ткань рисунком, использовали резные дощечки — «манеры» для контура и «цветки» для фона.

Для создания сложного узора мастера порой накладывали доски до 400 раз. Павловопосадская платочная мануфактура — единственное предприятие, где изготавливают традиционные русские платки методом набойки. Ежегодно здесь выпускается около 1000 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов и скатертей из натуральных волокон.

Мануфактуре придан статус народного художественного промысла России. На предприятии действует собственный музей. Здесь вам расскажут об истории павловопосадской шали, старинных и современных методах производства.

Также вы сможете приобрести изделия в магазине.

Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Крупнейший оренбургский пуховый платок в России В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края. Павловопосадские платки В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.

Павловопосадские платки В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам. Павловопосадские платки До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства. Крестецкая строчка Крестецкая строчка или крестецкая вышивка — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия. Крестецкая строчка Крестецкая строчка — это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.

Крестецкая строчка Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца. Каслинское литье Каслинское литье — художественные изделия скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. Каслинское литье Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим: Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы. Скульптура «Россия» Н. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г. Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.

Каслинское литье Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году. Шемогодская прорезная береста Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду. Шемогодская прорезная береста Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением.

В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом». Шемогодская прорезная береста В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате Вологодская область. И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды. Варнавинская резьба по кости Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа. Варнавинская резьба по кости Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни , шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров. Варнавинская резьба по кости Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности.

Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов. Абрамцево-кудринская резьба Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Абрамцево-кудринская резьба С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева. Абрамцево-кудринская резьба Расцвет этого промысла приходится на советский период времени — 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.

Гусевский хрусталь История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.

Городец Хохлома и гжель у многих на слуху, а вот про городецкую роспись сегодня знают гораздо меньше. Между тем это невероятно жизнерадостный, яркий народный промысел, заслуживающий того, чтобы им интересовались. Изначально жанровыми сценками, фигурами лошадей, курочек и петухов украшали у прялок донца часть прялки, на которой сидит пряха во время работы. Позже так стали расписывать сани, мебель, бытовые принадлежности. Рисунок наносят непосредственно на деревянную основу без долгих подготовительных процедур. Иногда изделие предварительно покрывают грунтовой краской черного, желтого или красного цвета, но это зависит исключительно от желания самого мастера. Затем карандашом намечают размеры и основные элементы будущего рисунка, а после наносят краску.

Городецкие узоры, как правило, пестры, броски. В городецкой росписи есть три вида канонической композиции. Первая — цветочная роспись, где изображаются только цветы. Она наиболее проста в исполнении: живописцы пишут букеты, гирлянды, венки, цветочные окантовки. Вторая — также цветочная роспись, но уже с добавлением птиц или коней. Такие работы наиболее часто встречаются на разделочных досках, и у них есть своя трактовка: предметы быта с конями и петухами символизируют благополучие и счастье, защищают от сглаза. Наконец, третий вид росписи — это жанровые сцены, от которых невозможно отвести глаз. На городецких тарелочках, шкатулках, сундуках выведен целый мир, где гуляют, веселятся, пьют чай, женятся, танцуют.

Все изделия, вышедшие из-под рук таких мастеров, хранят неповторимость и богатство традиционной культуры. Высоким интересом пользуются товары декоративного назначения, придающие любому интерьеру уникальный колорит и теплоту прошлого. Особенно ценными становятся старинные изделия прикладного искусства, которые всегда пользуются большим спросом на аукционах и уходят с торгов по высокой цене. Особенности прикладного искусства Главной особенностью изделий является их «артельность» массовость. Русский стиль в декоративно-прикладном искусстве более анонимен, нам становятся известными лишь наименования компаний и артелей, чем отдельные мастера например, ювелирная компания Карла Фаберже, мебельная фабрика Гамбса. Безымянные мастеровые, которые трудились на таких производствах, создавали уникальные по красоте шедевры. Первые работы ювелирного и кузнечного искусства мы встречаем у скифов племена, жившие на большой территории от Сибири до Черноземья. Для них был характерен особенный тератологический звериный стиль. Славяне северных областей тесно контактировали со скандинавскими и балтийскими соседями, использовали другую стилистику с причудливыми переплетениями орнаментов. В регионах Зауралья проживающие угро-финские племена изготавливали оригинальные амулеты из камня, древесины, бронзы со стилистическими изображениями диких лесных животных. Умело вырезанные деревянные ковши отличаются удивительной пластичностью и яркой выразительностью. Подобные традиции долгое время сохранялись в нашем творчестве. Развивались и иные его разновидности. Большую популярность приобрел такой вид русского декоративно-прикладного искусства, как роспись по древесине хохломская и городецкая , дымковские игрушки, свистульки из глины, расписные шкатулки из Лукутино и множество других региональных направлений, которые и сформировали уникальный и несравнимый ни с чем народный промысел. Вологодское кружево Легендарное творчество народов нашего Севера, «застывшая красота зимы русской», как называли кружево, плетеное ручным методом с помощью специальных коклюшек деревянные палочки. Промысел зародился в 1820 г. Кружево Вологодчины много раз завоевывало заслуженные высокие награды: 1825 г.

Мистическая керамика и свадебный сундук. Промыслы, которые не всем известны

Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Чтобы таким энтузиастам было проще возрождать традиционные ремесла, в Минпромторге разработали меры по поддержке народных промыслов, прежде всего финансовые в виде субсидий. Русский народный промысел: имя, традиция или бренд? Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной.

Портал «Культура.РФ» запустил путеводитель по народным промыслам

Народный промысел Центральной России. Русские народные промыслы Выбрал Никита Аронов "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России Табасаранские ковры Эти ковры упоминаются еще у Геродота, а самый древний сохранившийся.
Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов • Arzamas Выбрал Никита Аронов "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России Табасаранские ковры Эти ковры упоминаются еще у Геродота, а самый древний сохранившийся.

Весенняя неделя народных мастеров. Вторник-ремесленник

Чкаловский район славится «вышивкой по выдергу». Одежда и домашний текстиль из льна, украшенные «чкаловским гипюром», производятся на фабрике «Гипюр», а также в селе Катунки. В Балахне нет фабрик, где плели бы знаменитое кружево, а вот мастера по обращению с коклюшками, к счастью, есть. Лучшие их изделия представлены в экспозиции краеведческого музея.

На Шахунской ткацкой фабрике до сих пор по традиционной технологии производятся изделия на деревянных станках. В Арзамасском и Борском районах сохранились производства валенок. В Арзамасе даже проводятся фестивали, посвященные этой традиционной зимней обуви.

Ножи и ложки В Павловском районе традиционно сильны промыслы, связанные с обработкой металла. Здесь работает немало мастерских, где производятся прекрасные ножи самого разного назначения — от кухонных до охотничьих. К Новому году!

Пожалуй, самый молодой промысел — производство стеклодувных елочных украшений. Им занимаются на фабрике «Ариель» в Нижнем Новгороде. Вообще елочные украшения вошли в наш обиход не так уж давно — не более ста лет назад.

В 1960-е годы стеклодувы выдували игрушки из стеклянных трубочек, нагретых при помощи керосиновых горелок. Фабрика стеклянных елочных украшений возникла на базе нескольких мастерских, где художники делали и вручную расписывали игрушки. С 1996 года она стала называться «Ариель».

Конечно, это далеко не все промыслы, бытующие на территории Нижегородской области. Такое многообразие достойно восхищения креативностью и мастеровитостью наших земляков.

Екатерина Приезжева, заместитель председателя государственной комиссии, заместитель министра промышленности и торговли РФ: «Есть также у нас мера поддержки, которая направлена на изделие народно-художественных промыслов признанного художественного достоинства. Они освобождены от уплаты НДС. Конечно, это позволяет производителям снизить затраты и делает само изделие доступным для покупателей». Но только государственной поддержки для развития бренда недостаточно, нужно, сохраняя традиции, ориентироваться прежде всего на современного покупателя. Эту головоломку успешно решили в Московской области на Гжельском фарфоровом заводе. Теперь гжель — это не только бабушкин сервиз, гжель — это, например, еще и стильный кофейный стаканчик. Вера Коновалова, генеральный директор АО «Гжельский фарфоровый завод»: «Мы заинтересовали молодежь новыми изделиями, у нас сейчас новая продукция — кофейные стаканчики. Молодые люди берут его с собой в машину, очень удобно». Каждый месяц Гжельский завод выпускает более 20 тысяч изделий, это 250 тысяч в год.

Продукция не пылится на складе, а находит своих покупателей. Главную задачу — сохранение промысла и традиций — можно считать выполненной. Тем более теперь в распоряжении фабричных художников еще более широкая палитра так называемых подглазурных красок, чего не было раньше.

Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия. Вятское кружево Новые народные промыслы Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.

Роспись ёлочных игрушек Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками. В Данилово действует фабрика ёлочных игрушек «Иней» Фабрика «Ариэль» Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариэль». Она находится в Нижнем Новгороде. Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин. На фабрике «Ариэль» тоже делают новгодние игрушки Самый узнаваемый народный промысел в России Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является золотая хохломская роспись.

Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень.

Сейчас матрешка является дорогостоящим предметом коллекционирования. Редкий экземпляр может иметь ценник в несколько сотен долларов. Финифть Прикладное искусство, зародившееся в семнадцатом столетии в Вологодской области.

Винтажные броши, браслеты и кулоны, которые стремительно завоевали модные подиумы — это не что иное, как изделия, созданные по технике «финифть». Ранее умельцы наносили орнамент из цветов или фигурки животных на белоснежную эмаль, используя огромное количество разнообразных оттенков. Постепенно яркая и насыщенная техника стала терять популярность. На смену ей пришло однотонное искусство, в финифти стали использовать только белые, синие и зеленые расцветки.

В наши дни умельцы гармонично сочетают оба стиля. Вернуться к оглавлению Тульский самовар В свободное от основной работы время мастер оружейного завода в Туле Федор Лисицын любил возиться с медью. Из металла он создавал невероятные вещи. Однажды в результате многочисленных экспериментов на свет появился самовар.

Впоследствии его сыновья открыли собственное заведение, где можно было купить продукцию и меди, которая пользовалась невероятной популярностью. Самовары от Лисицыных отличались по форме и типу отделки. Среди ассортимента можно встретить бочонки, вазы с чеканкой, изделия в виде яйца с кранами-дельфинами. Павлово-посадские шали Яркие или практически невесомые платки не теряют актуальности на протяжении многих лет.

Промысел зародился в восемнадцатом столетии на базе крестьянского предприятия в селе Павлово. Впоследствии из него «выросла» крупная мануфактура, специализирующаяся на производстве шалей. Мастера создавали платки из шерсти с набивным рисунком, которые пользовались бешеным спросом у барышень. В наши дни оригинальный орнамент дополняют стильными элементами, например, бахромой.

Платки выпускают в разных расцветках. Вологодское кружево Его плетут на палочках и коклюшках из дерева. Все картинки выполняют плотной и непрерывной полотняной тесьмой, которая идентична по ширине. Орнамент четко прорисовывают на фоне решеток, декорированных элементами в виде звездочек или розеток.

Шемогодская резная береста Традиционный промысел Руси. Узоры шемогодских резчиков именуют берестяным кружевом. Обычно орнамент используют при украшении шкатулок, блюдец, тарелок, коробочек и т. Симметричный узор состоит из растительных элементов, кругов, овалов и ромбов.

Часто в изображение вписывают птиц или животных, архитектуру. В некоторых изделиях можно рассмотреть сценки чаепития или прогулок в саду. Тульский пряник Русский деликатес. На Руси без сладких и ароматных пряничков не проходило ни одно торжественное или печальное мероприятие.

Пряники любили не только представитель венценосной семьи, но и простые крестьяне. Для придания выпечке классической формы используют доску, на которой предварительно вырезан узор.

Нижегородская область

  • Самобранка - народные художественные промыслы России
  • Народные промыслы России: прошлое, настоящее и будущее?
  • Сохраненное искусство
  • Весенняя неделя народных мастеров. Вторник-ремесленник
  • Традиционные промыслы снова стали модными: собрали реально крутые сувениры из путешествий по России
  • Промыслы и ремёсла Владимирской области

Народные промыслы России: прошлое, настоящее и будущее?

настоящий кладезь уникальных презентов. Самые необычные народные промыслы Нижегородской губернии – в обзоре «АиФ-НН». Одному из красивейших народных промыслов уже более 700 лет. Русские народные промыслы художественной росписи: гжель, хохлома, городец, жостово — давно стали достоянием нашей страны и повсеместно используются в массовой культуре. О происхождении самых известных промыслов и их месте в отечественной культуре хорошо рассказано в книге Алексея Клиентова «Народные промыслы». Не все старинные народные промыслы в России дотянули до века смартфонов, беспилотных машин и роботов.

Традиционные промыслы

Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. — истинно русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (сейчас это районный центр в Вологодской области). Промыслы развивались благодаря наличию на Рязанщине крупных залежей белой глины. одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов.

Еще одним известным направлением народного творчества стала скань или филигрань — узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или витой, накладываемой на металлический фон наряду с зернью вместо проволоки используются шарики. Подстаканник «Скань», мельхиор, 1972 г. Эта изначально египетская техника была популярна на всем протяжении истории России. Скань комбинировали с другими материалами: костью, эмалью, деревом, драгоценными камнями, хрусталем и перламутром.

В советское время стали популярны вазочки и подстаканники в технике скань, производившиеся во многих ремесленных центрах. Деревянное и костяное творчество Дерево — самый распространенный материал в России на протяжении веков. Не случайно, что народных промыслов, связанных с ним, было великое множество.

Не все из них были четко оформившимися. Например, изготовление резных наличников, хотя оно имеет ярко выраженные региональные традиции, народным промыслом обычно не называют. Деревянные наличники Томска, конец XIX — нач.

Специфика богородской мелкой пластики во многом обусловлена материалом, преимущественно липой. Мягкая древесина неплохо держит детали, но не годится для тонкого ажура и острых углов, плохо полируется. Богородская игрушка выразительна по пластике, отличается меткостью образных характеристик, проникнута юмором.

Часто следы резца не зашлифовываются, а создают специфическую фактуру. Символами богородской резьбы можно назвать фигурку медведя, и подвижную композицию «Кузнецы», еще недавно почти обязательную для ребенка в каждой российской семье. Богородская резная игрушка «Кузнецы» В конце XIX века в Подмосковье возникает другой художественный промысел — абрамцевско-кудринская резьба по дереву.

Промысел строился на сочетании геометрической и плоскорельефной резьбы для создания растительного орнамента, призванного украсить предметы быта. Художественная выразительность орнамента достигается то мягкими переходами от рельефа к фону, то резким контуром порезок, направленных вглубь. Орнамент плотный, равномерно заполняющий плоскость и объемную форму вещи.

Матовый фон изделий контрастирует с блестящей отполированной поверхностью узора. Абрамцевско-кудринская резьба На рубеже XXI века в России появилось направление художественной резьбы по дереву, хотя и не претендующее на статус народного промысла, но по характеру являющееся таковым. Основатель направления Шамиль Сасыков назвал его «Татьянка».

В основе его стиля плотное, без фона, реалистичное изображение растительности, преимущественно листьев и цветов, реже животных, практически без последующей за резьбой обработки. Резьба в технике «Татьянка» Нельзя обойти вниманием и такой самобытный промысел, как резьба по бересте. Орнаменты шемогодских шире - вологодских резчиков использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Шемогодская резьба по бересте Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках — круглые розетки, ягоды, трилистники. Окаймляют узор различные геометрические орнаменты.

Сегодня серьезную конкуренцию шемогодским мастерам составляют изделия из Сибири, особенно из Томска и области. Кроме прорезных узоров по многослойной бересте сибирские мастера внесли в изделия местные мотивы — изображение веток кедра, глухаря и т.

Уникальность жостовской росписи в том, что для нее не используются трафареты или образцы. Рисунок на подносе — полностью создан воображением автора. Увидеть все многообразие этих изделий можно в Музее подносов при Жостовской фабрике. Павловопосадский платок Адрес: Павловский Посад, ул.

Большая Покровская, д. Оно появилось в Павловском Посаде в 1795 году. Первые шали с набивным рисунком были изготовлены на фабрике в 60-х годах XIX века. Эти платки сразу приковали к себе внимание — настолько хороши были удивительные цветочные узоры, что пришлись по вкусу даже членам императорской фамилии. Конечно, с тех времен технология нанесения рисунка стала точнее и тоньше, а оттенков и узоров стало в разы больше. Сейчас мануфактура выпускает сотни видов платков, шалей, палантинов, шарфов и скатертей из натуральных тканей: шерсти, льна, хлопка и шёлка.

Увидеть самые оригинальные и старинные образцы можно в Музее истории русского платка и шали. Кроме того, там проводятся мастер-классы — можно сделать себе на память о путешествии сувенирный платок или салфетку. Русская матрешка Адрес: Сергиев Посад, ул. История матрешки началась в конце XIX века. По одной из версий, прототипом стала фигурка японского бога удачи Фукурокудзю с вложенными в неё копиями. Первая русская фигурка появилась в образе крестьянской девочки, держащей в руках петуха.

Ее сделал Василий Звездочкин — токарь-умелец из Сергиева Посада. Для создания русской матрешки используют мягкие породы дерева — липа, ольха, береза. Начинают мастера работу с самой маленькой игрушки, которая должна поместиться в игрушку большего размера.

Миски, ложки, чаши, блюда — Золотая вся посуда! Хохлома Хохлома — старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды украшают эти изделия. На подносе из металла Я цветы нарисовала. Россыпь маков, лилий, роз.

Вот он — жостовский поднос. Жостовский поднос Жостовская роспись — народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. Жостовские мастера расписывают металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов. В русской культуре поднос символизирует богатство, достаток в доме. Если в Гжели вы бывали, То посуду там видали. Что за синие просторы! И картины, и узоры.

Они пережили войны и революции, и дошли до нас.

Исследование и анализ тенденций развития народных промыслов показывают, что с середины 1990-х годов они находились в критическом состоянии. По данным ассоциации «Народные художественные промыслы России», с 1990 года более 140 предприятий художественной промышленности прекратили существование включая традиционные народные промыслы — вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка и др. Более 100 предприятий обанкротились с 1990 по 1998 годы, когда был нанесён основной удар по народным промыслам. По состоянию на 2010 год ещё 42 предприятия перестали функционировать. В СССР все предприятия народного промысла работали по госзаказу, была существенная государственная поддержка. Продукция централизованно закупалась, развозилась по магазинам, уходила на подарки высоким иностранным гостям. В больших городах действовали крупные художественные салоны, где были представлены все изделия народных промыслов. Регулярно проводились ярмарки в Лейпциге и Эдинбурге — традиционный русский сувенир бойко шёл на экспорт… Потом на смену госзаказу пришёл «рынок» и капризная западная мода. То, что прежде считалось «вековым наследием», для новых русских превратилось в китч.

А для иностранцев и он оказался недоступен — разбитые дороги и отсутствие дружелюбной туристической инфраструктуры отрезали от мастеров даже фанатов: предприятия народного промысла преимущественно находятся в селах, до которых было просто не добраться. В итоге сегодня никакой сети распространения традиционных предметов национальной гордости нет. Предприятия просто не в состоянии открывать сбытовые точки — им бы было чем за свет заплатить. Если в Советском Союзе на предприятиях народных художественных промыслов трудилось около 100 тысяч мастеров, то сейчас хранителей «национальной идентичности» на необъятных российских просторах — меньше 20 тысяч. Типовая картина: на предприятиях, где раньше работали 200—300 человек, осталось 15 и все пенсионного возраста. А работают больше по привычке, чем за деньги,— на трети некогда знаменитых фабрик зарплата не больше 10 тысяч рублей. Естественно, за такие деньги молодёжь не сядет расписывать жостовские подносы, корпеть над богородской резьбой, елецким кружевом или федоскинской миниатюрой. Девяноста девяти процентам народных промыслов нужна экстренная помощь. Как считают некоторые эксперты, ещё буквально пять лет, и лишимся оставшихся.

Сохранятся разве что совсем маленькие мастерские. Промыслы сегодня невыгодны, а ведь Россия является, возможно, единственной в Европе, да и в мире, страной, где сохранился такой пласт национальной культуры. Стоит отметить, это не очень хорошо прозвучит, но мы ведь «торгуем культурой». Если не будем свою культуру поднимать, то к нам придёт чужая. Она уже идёт с экранов телевизоров, со всяких рекламных конструкций, из СМИ, и нашу культуру забивает своей массовостью, нашу — практически не видно. Государство сегодня помогает и банкам, и автомобилестроителям, и другим отраслям промышленности, а на промыслы, которым нужны копеечные суммы, денег найти не может. Владимир Путин на одном из заседаний государственного совета сказал: «Попса и сама выживет, а промыслам, народной культуре нужна государственная поддержка, как это делается во всех странах мира». Были и соответствующие поручения президента. Но никаких реальных улучшений не наблюдается.

Если и есть поддержка, то она не адекватна сегодняшним реалиям. А какая прибыль, когда речь о компенсации затрат? Мастера народных промыслов находились в зависимости от хозяев мастерских и скупщиков. Крестьянские народные промыслы. С первых дней Советской власти Советское правительство уделяло постоянное внимание сохранению народного искусства художественных промыслов, возрождению погибших промыслов. Большую роль в этом сыграл восстановленный Кустарный музей в Москве. Первая такая выставка была организована в Историческом музее Москвы в 1921 году. Первый советский нарком просвещения А. Луначарский считал развитие декоративного искусства одной из важнейших культурных задач.

Семёнов. Хохломская роспись

  • Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов
  • Русские народные промыслы — Википедия
  • Современные народные промыслы в России
  • Русские ремесла, ставшие промыслами

Тула. Пряники

  • Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить
  • Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов
  • 6 удивительных народных промыслов Русского Севера - Православный журнал «Фома»

Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов

Из коллекции И. Товарищество производства стальных изделий Л. Завьяловых с. Новоселки Муромского уезда. Почти всякий из нас обедает с павловским ножом и вилкою, чинит перо павловским ножичком, носит платье, скроенное павловскими ножницами, запирает свои пожитки павловским замком; с некоторых пор и бриться стали павловскими бритвами». Павел Мельников-Печерский. Черт задумал устроить ад на земле, обернулся немцем, явился к графу Шереметеву, который владел селениями в Павловском округе, и предложил устроить железный завод. Граф согласился, построил завод и как-то решил посмотреть на работу крепостных. Увидев чудовищные условия, Шереметев велел разрушить завод, чтоб «камня на камне не осталось от этого адского здания» В.

Кустарное замочно-ножевое производство Павловского района. Материалы к изучению кустарной промышленности Волжского бассейна. Приложение к изданию «Волга». Прежде чем выполнить приказ, крестьяне запаслись материалами — так в Павлове стал развиваться кустарный промысел по обработке металла. Первые кузницы появились здесь еще в XVI веке. Три столетия спустя сложился Павловский сталеслесарный район: если раньше «ножички» делали только в Павлове и Ворсме, то теперь этим занимались в 33 окрестных селениях позже их будет более 100, включая уезды Владимирской губернии. Павлово стали называть русским Шеффилдом — по аналогии с английским городом, известным своим сталелитейным производством. Павловцы ковали ножи на все случаи жизни — перочинные, складные, садовые, сапожные, рыбацкие, хлебные, поварские… На ручках красовались перламутр, яшма, кость.

В Павловском районе мирно сосуществовали фабрики и кустарное производство. Дело в том, что они ориентировались на разные группы покупателей: кустари делали ножи для простых людей, а заводы выпускали изящные изделия. Крупным павловским фабрикантом был Федор Варыпаев: единственный из местных предпринимателей, он имел звание поставщика двора Его Императорского Величества. Кроме того, он трижды в 1865, 1882 и 1896 годах удостаивался права ставить на своих изделиях печать с гербом Российской империи.

Обычно расписывают деревянную посуду и мебель. Однако хохлома стала так популярна, что сегодня традиционные узоры украшают что угодно, даже спортивные товары, машины и одежду. Гжельская керамика Неподалеку от Москвы, в Раменском районе, находятся поселения, которые называют «Гжельский куст». Именно там зародился знаменитый гжельский промысел — эти места издревле славились глиной. Считается, что и первый русский фарфор был сделан как раз из гжельской глины. В начале XIX века изделия стали расписывать синей краской из окиси кобальта, выдерживающей высокие температуры обжига. Именно с синим цветом до сих пор и ассоциируется гжель. Гжельский фарфоровый завод находится в Раменском районе Подмосковья. Там устраивают экскурсии и мастер-классы для путешественников. Обычно яркие узоры и сюжеты украшали деревянные прялки, а впоследствии — и мебель, и игрушки. Мастера сначала грунтовали дерево, а потом ярко расписывали его, изображая бытовые сюжеты и сценки. Также были популярны изображения животных. Бирюзовые реки, ленточные боры, упоительная тишина и другие секреты региона Палехская миниатюра Миниатюра появилась в Палехском районе — сегодня это часть Ивановской области.

Кирова» входят в федеральный перечень системообразующих организаций, ещё 10 предприятий включены в областной список жизненноважных, поскольку оказывают существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность. Именно поэтому власти оказывали им особую поддержку в эпоху пандемии. Преимущество нижегородских промыслов заключается в том, что они крайне разнообразны: есть и художественная обработка ткани, и уникальная металлообработка, и художественная обработка дерева. Качественное развитие промыслов объясняется большой площадью территории Нижегородской области и близким соседством с другими регионами. Также через область издревле проходил торговый путь: мощное судоходство по Волге, сплавы по рекам до Городца и известные нижегородские ярмарки внесли свою лепту. В регионе действуют десятки предприятий, где работают мастера, сохраняющие древние традиции. Многие из этих организаций охотно принимают у себя гостей, поддерживая и развивая туристический потенциал мест традиционного бытования промыслов. В прошлом году в Нижнем Новгороде и Семёнове состоялся первый Форум креативных территорий, который, в частности, стал площадкой для обсуждения государственно-частного партнерства в сфере НХП. Нам важно развивать и поддерживать эту отрасль производства, в том числе и за счет крупных мероприятий и фестивалей, которые повышают интерес к региону», — отмечал глава региона Глеб Никитин. Как уже говорилось, Нижегородская область лидирует по количеству сохранённых видов промыслов, а по производству продукции уступает только двум регионам. При этом данные показатели могут считаться достаточно условными, поскольку основой измерения становится рубль. К примеру, в Дагестане, который опережает Нижегородскую область, широкое и многообразное развитие получила обработка серебра — драгоценный металл просто сам по себе стоит дороже. Поводом для гордости является тот факт, что на территории Нижегородской области присутствуют 13 из 15 видов народных художественных промыслов России — в регионе не представлены лишь художественное ручное вязание и ковроткачество. Были даже специальные службы во Внешторгбанке по работе с НХП, для развития отрасли создали институт. Специалисты активно продвигали промыслы за рубежом и искали лучшие материалы, новые дизайны и т. Хохломская роспись порой имела такую долю валютной выручки на своих счетах, что были случаи, когда Центробанк России заимствовал у неё эту валюту. Общий объем региона по производству продукции достигал около 1 млрд рублей в год», — рассказала директор Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области Елена Краюшкина. В декабре 2021-го во время проведения Дней региона в Совете Федерации Федерального Собрания нижегородские власти выступили с инициативой вывести этот праздник на федеральный уровень. Идею поддержала спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко, а позднее и председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

Эта изначально египетская техника была популярна на всем протяжении истории России. Скань комбинировали с другими материалами: костью, эмалью, деревом, драгоценными камнями, хрусталем и перламутром. В советское время стали популярны вазочки и подстаканники в технике скань, производившиеся во многих ремесленных центрах. Деревянное и костяное творчество Дерево — самый распространенный материал в России на протяжении веков. Не случайно, что народных промыслов, связанных с ним, было великое множество. Не все из них были четко оформившимися. Например, изготовление резных наличников, хотя оно имеет ярко выраженные региональные традиции, народным промыслом обычно не называют. Деревянные наличники Томска, конец XIX — нач. Специфика богородской мелкой пластики во многом обусловлена материалом, преимущественно липой. Мягкая древесина неплохо держит детали, но не годится для тонкого ажура и острых углов, плохо полируется. Богородская игрушка выразительна по пластике, отличается меткостью образных характеристик, проникнута юмором. Часто следы резца не зашлифовываются, а создают специфическую фактуру. Символами богородской резьбы можно назвать фигурку медведя, и подвижную композицию «Кузнецы», еще недавно почти обязательную для ребенка в каждой российской семье. Богородская резная игрушка «Кузнецы» В конце XIX века в Подмосковье возникает другой художественный промысел — абрамцевско-кудринская резьба по дереву. Промысел строился на сочетании геометрической и плоскорельефной резьбы для создания растительного орнамента, призванного украсить предметы быта. Художественная выразительность орнамента достигается то мягкими переходами от рельефа к фону, то резким контуром порезок, направленных вглубь. Орнамент плотный, равномерно заполняющий плоскость и объемную форму вещи. Матовый фон изделий контрастирует с блестящей отполированной поверхностью узора. Абрамцевско-кудринская резьба На рубеже XXI века в России появилось направление художественной резьбы по дереву, хотя и не претендующее на статус народного промысла, но по характеру являющееся таковым. Основатель направления Шамиль Сасыков назвал его «Татьянка». В основе его стиля плотное, без фона, реалистичное изображение растительности, преимущественно листьев и цветов, реже животных, практически без последующей за резьбой обработки. Резьба в технике «Татьянка» Нельзя обойти вниманием и такой самобытный промысел, как резьба по бересте. Орнаменты шемогодских шире - вологодских резчиков использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Шемогодская резьба по бересте Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках — круглые розетки, ягоды, трилистники. Окаймляют узор различные геометрические орнаменты. Сегодня серьезную конкуренцию шемогодским мастерам составляют изделия из Сибири, особенно из Томска и области. Кроме прорезных узоров по многослойной бересте сибирские мастера внесли в изделия местные мотивы — изображение веток кедра, глухаря и т. Большое развитие получают и берестяные картины с изображением местных достопримечательностей. Многослойная береста, прорезная резьба по бересте, Томск Самым известным промыслом, связанным с резьбой по кости, является холмогорский, распространенный в селах Холмогорского района Архангельской области.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий