Сотни советских военнослужащих, пропавших без вести в войне, продолжавшейся без малого десятилетие. 38. Пятеро советских солдат, которые дезертировали из армии во время службы в Афганистане, на пресс-конференции в Торонто после своего освобождения из афганского плена. Советские солдаты совершили подвиг в Афганистане, предотвратив включение страны в большую исламскую дугу нестабильности, и таким образом спасли Советский Союз от экспансии международного терроризма. Единогласно было выражено сожаление о том, что 10 лет участия наших солдат в афганском конфликте, их мужество и подвиги героев с каждым годом все больше забывается, и даже юбилейная годовщина вывода войск прошла незамеченной общественностью.
От осуждения к оправданию: как спустя 30 лет в России меняется отношение к Афганской войне
Советский солдат-ветеран, отслуживший в Афганистане, готовится к возвращению на родину. , афганистан: 30 лет в ожидании мира, безопасность, афганская война (1979—1989), афганец, воспоминания, новости беларуси. Чуть не расстреляли своих: воспоминания спецназовца, прошедшего ужас Афгана. Когда в декабре 1979 года советские войска вошли в Афганистан для поддержки дружественного коммунистического режима, никто и подумать не мог, что война растянется на долгих десять лет. Однако в Афганистане и после 15 февраля до апреля 1989 года оставались советские военнослужащие и подразделения пограничников, прикрывавшие вывод войск. После вывода советских войск из Афганистана прошло более 30 лет, но пропавшими без вести до сих пор числятся 264 участника этой кампании. сказал Громов и добавил, что советские солдаты.
Афганская война: приказы Родины не обсуждаются
Война в Афгане. Фото — VATNIKSTAN | Несколько дней назад в результате кропотливой и целенаправленной работы в Афганистане были обнаружены останки предположительно еще двух советских военнослужащих, числящихся пропавшими без вести с 1980-х годов, сообщил в интервью РИА Новости. |
Афганская война: приказы Родины не обсуждаются | 15 февраля последний советский солдат перешел мост, соединявший Союз и Афганистан. |
«Быть солдатом, оставаться человеком» | — В чем главное отличие процесса подготовки мобилизованных от того обучения, которое проходили советские солдаты-срочники перед отправкой в Афганистан? |
Родные погибшего в Афганистане солдата из РТ через 37 лет узнали подробности его последнего боя
Советские солдаты совершили подвиг в Афганистане, предотвратив включение страны в большую исламскую дугу нестабильности, и таким образом спасли Советский Союз от экспансии международного терроризма. Едва советские солдаты покинули территорию Афганистана, как моджахеды одержали безоговорочную победу. На вопрос о том, действительно ли советские солдаты не хотели ехать в Афганистан, он ответил следующим образом. В преддверии празднования Дня Победы состоялась встреча «Живая история» студентов Пятигорского института СКФУ с участниками войны в Афганистане и на Северном Кавказе, а также с руководителями поискового отряда «Боевая Слава».
Афганский след
Офицер признавался: «Схожие мысли появлялись и у нас, но их приходилось гнать». Нештатные ситуации регулярно вспыхивали то тут, то там. В одном из городов Украины безутешная мать с кулаками бросилась на офицера, который привез из Афганистана гроб с телом ее ребенка. Я вам отдала живого… Верните мне живого! Женщина расцарапала офицеру лицо и сорвала погоны. Ей связали руки и вкололи снотворное. Гроб выгрузили только после того, как несчастная уснула. Демобилизовавшиеся солдаты признавались родственникам и друзьям, что «наших там не любят».
Одному плюнули в лицо в кабульском магазине, другому не дали воды в кишлаке. Чтобы все-таки приблизиться к колодцу, военнослужащим приходилось отгонять местных автоматной очередью поверх голов. Отправляли детей и принимали живыми, полуживыми, грузом 200 со слезами или под квасно-красные "панфары". Зачем нужны были потери? После такого объяснения продолжение этой траты народной крови стало бы невозможным». Дедков очень переживал, что на съезде Союза писателей СССР тему войны в Афганистане упорно старались обходить стороной: «ни слова, ни вздоха, ни намека». На его взгляд, известные и уважаемые люди могли рискнуть и высказаться на трибуне, однако всех будто бы сковал паралич, они боялись негативных для себя последствий.
В первые три месяца Афганистан покинули чуть более 50 тысяч военнослужащих. Еще столько же человек вернулись домой в период с 15 августа 1988-го по 15 февраля 1989 года. Согласно решению командующего 40-й армией генерал-лейтенанта Громова, вывод соединений, частей и учреждений осуществлялся по двум направлениям — Восточному Кабул, Баграм, Пули-Хумри, Хайратон и Западному Шинданд, Герат, Турагунди. Первыми Афганистан покидали наиболее отдаленные от советской границы гарнизоны. Из-за угрозы нападений на походные колонны со стороны моджахедов операцию приходилось прикрывать авиацией. Некоторые оспаривают эту цифру, увеличивая ее до 40 и даже до 60 тысяч. Чем дольше продолжалась война, тем больше памятников вырастало вдоль дорог, ведущих из Кабула.
В честь павшего водителя его сослуживцы закатывали в бетон и ставили на обочине колесо и рулевую колонку. Память о солдате дорожной комендатуры сохраняли при помощи жезла и полосатой каски, а если речь шла о военнослужащем из трубопроводной бригады, памятник делали из трубы На каждом монументе обязательно писали фамилию, имя и отчество, город, откуда он был родом, дату рождения и дату трагедии. Осенью 1988-го в части пришло распоряжение сфотографировать все памятники и затем демонтировать их. Девочка дарит военному пионерский галстук на память о встрече в Кушке, 1989 год Фото: С. Заместитель командира 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка Юрий Лапшин той же осенью зафиксировал в своем дневнике, что его подразделение «косит гепатит». Вот, оказывается, мы и здесь "в выигрыше". Все знали это.
Знали, что приносят каждый год сентябрь и октябрь, но в этом году что-то уж больно резво болезни взяли старт» В общем, Лапшина волновали не столько происки душманов, сколько глупый поступок связиста из Пскова — тот попил чай из общей кружки, а на следующий день пожелтел и слег.
Что стало с ними? Еще молодой Ахмад-шах Максуд - будущий лидер боевиков в войне с СССР и США, 1981 год Советские солдаты на кабульском рынке в 1981 году Советский танк, на фоне разгромленной деревни у перевала Саланг Советские саперы с собаками в 1982 году в Кабуле Охрана в военном аэропорту Кабула, 1984 год Построение роты перед отправкой домой в 1986 году Фото на память советского солдата и офицера афганской полиции в 1986 году Вывод советских танков из Афганистана в 1988 году Узбекский военнослужащий с матерью, после возвращения из Афганистана, 1987 год.
Война в Афганистане, длившаяся долгих десять лет, оставила незаживающие раны на душах ее участников и их родных и близких. В СССР появился даже специальный термин «афганский синдром». Повальное пьянство Говорят что любая армия держится на дисциплине. Но боевые действия всегда вносят свои коррективы. Постоянный страх смерти и окружающие ужасы войны заставляют людей искать утешение в алкоголе и наркотиках. Личный состав советской армии, выполнявший интернациональный долг в Афганистане, постоянно испытывал дефицит спиртного. Военнослужащих, да еще и в военное время, не принято баловать выпивкой. Тем не менее какое-то количество горячительных напитков в войска попадало. Его было очень мало и чаще всего фабричный алкоголь оказывался в распоряжении офицеров. Но бойцы не терялись и решали проблему самыми разными способами. Как вы уже догадались, выручал их самогон. Гнать его советские солдаты научились из чего угодно, а использовались при этом примитивные самогонные аппараты. В качестве сырья использовались любые сладкие продукты, в том числе низкосортный трофейный сахар моджахедов. Если сахар раздобыть не удавалось, то в ход шел афганский мед. Он сильно отличался от привычного нам и выглядел как куски непонятного грязно-желтого вещества. Вкус его, по описаниям очевидцев, был отвратительным. Самогоноварение всячески пресекалось начальством, поэтому в частях оборудование для перегонки тщательно прятали и берегли как зеницу ока.
Да не кого-нибудь, а всемирно известного скульптора и художника Михаила Шемякина. Живущий в Париже мэтр согласился рассказать историю этого уникального снимка только нашей телекомпании. На фотокарточке моджахед со славянской внешностью. Снимок сделан в 92-м — тайком от сопровождавших Шемякина боевиков. Герой его фотоснимка находился в Пакистане явно не по своей воле. Наше расследование подтверждает: скорее всего, речь идет об афганском пленнике Сергее Пантелюке. По нашей просьбе эксперты сравнили фотографии, предоставленные родителями, и снимок Шемякина, опубликованный "Известиями". Драматическое десятилетие: с 79-го по 89-й. Когда теряли связь с сыновьями. Когда исчезала надежда. Когда сотни мальчишек просто вычеркнули из списков живых. О них помнили только родные. И помнят до сих пор. Афганская кампания еще шла полным ходом, шли 80-е прошлого века, когда попавший в плен к афганцам Сергей Целуевский вернулся домой. Родные были шокированы. Вместо подтянутого бойца перед ними возник раздавленный мучениями и потерявший смысл жизни человек. О самом страшном, стесняясь, бывший военнопленный рассказал не на камеру. В зинданах со змеями голодный униженный человек провел пять с половиной лет. Он до сих пор не оправился от ужасов плена. Но освобожденный при помощи англичан, вывезенный в Америку, Сергей, едва замаячила надежда, рванул на родину. Потому что только ей он нужен любым.
Афганская война: приказы Родины не обсуждаются
Если сравнить американских и советских военнослужащих, то в Афганистане уверены, что войска СССР намного лучше. Ветераны рассказали об основных этапах пребывания советских войск в Афганистане, своих служебных и боевых буднях, привели примеры мужества и героизма солдат и офицеров, ответили на вопросы, пожелали ребятам успехов в учебе и общественной жизни. Однако розыском советских солдат в Афганистане не занимается никто, кроме Комитета СНГ по делам воинов-интернационалистов.
От осуждения к оправданию: как спустя 30 лет в России меняется отношение к Афганской войне
В Советском Союзе инвалидов войны часто прятали, о них старались не говорить. Так, многих бездомных ветеранов войны в СССР отправляли в валаамский Дом инвалидов войны и труда 1950-1984 , где людей с ограниченными возможностями обучали простейшей работе, чтобы реабилитировать их для нормальной жизни. Трудоустройство совершалось быстро: прикрепление «сверху» на различные предприятия и заводы. Пожелания больного не учитывались. Условия проживания в Доме оставляли желать лучшего. В случае смерти над могилой ставили табличку с ФИО и датой, без отметки о том, что это могила героя войны. Человеческое отношение к инвалидам начало изменяться в положительную сторону только в поздний период развития Советского Союза.
В 1978 году была создана Инициативная группа защиты прав инвалидов в СССР, ее члены сотрудничали с западными организациями по защите прав инвалидов. Эксперты считают, что сейчас в России идет процесс, который рано или поздно должен привести к тому, что мы станем воспринимать людей с ограниченными возможностями как равных себе во всем. В частности, мэр Москвы Сергей Собянин вчетверо по сравнению с 2009 годом увеличил число бесплатных путевок для инвалидов войны. Тридцать лет спустя За последние 15 лет удалось преодолеть ряд социально-экономических трудностей, возникших в начале девяностых. Постепенно ветераны получили все полагаемые им льготы, а также добавились новые. Согласно этим законам, ветеранам положен бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатное получение рецептурных лекарств, льготное санаторное лечение.
Кроме того, во многих областях страны ветераны освобождены от оплаты транспортного налога. Участники военных действий в Афганистане также освобождаются от уплаты судебных пошлин и налогов на недвижимое имущество, получают льготы при подсчете подоходного налога и налога на землю. Бывшим солдатам доступны два вида пенсии — за выслугу лет и за участие в военных действиях. Инвалидам, в зависимости от тяжести увечья, полагаются добавочные субсидии. Регионы предоставляют дополнительные льготы и выплаты. Например, в годовщину войны платят единоразовые пособия.
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов создает новые законопроекты, направленные на разработку дополнительных мер социальной поддержки бойцов, побывавших в горячих точках см.
Ему уже был куплен билет Кабул-Москва-Кабул с открытой датой, чтоб мог вернуться в Афганистан, когда захочет. Цевме выдали под расписку 1200 долларов - раздать долги и оставить жене, чтоб было на что жить, пока он не вернется. Гена сказал, еще надо купить одежду - не полетит же он в афганском платье. Ему дали и на одежду. Потом Гена попросил денег на дорогу из Кундуза в Кабул под предлогом, что будет праздник, никто не повезет, придется предлагать тройную цену.
Ему выдали и эти деньги. Он завернулся в платок, поклялся непременно приехать в Кабул к назначенному сроку и ушел, сильно припадая на правую ногу. Однако он так и не приехал. Бедствующий инвалид, которому все старались помогать из жалости, обманул уйму народа, подвел людей, занимающих высокие посты в России и на Украине, и исчез, присвоив почти две тысячи долларов, сообщал "МК" в 2004 году. Позднее выяснилось, что после встречи Гена тут же отправился к двум украинцам, имеющим некоторое отношение к спецслужбам Украины, которые, по всей видимости, постарались сделать так, чтоб он не улетел в Москву. Юрий Степанов: в 18 лет попал в плен, принял ислам, получил новое имя и новую жизнь "Комсомольская правда в Уфе" рассказала историю 37-летнего Юрия Степанова, который в Афганистане принял мусульманство, женился и не собирается возвращаться домой.
Моджахеды предложили 18-летнему юноше либо расстрел, либо жизнь, но по другим правилам, по другой вере. Советский рядовой принял ислам, ему дали новое имя -Махибулла. В Приютово у Степанова остались 67-летняя мать и многочисленные родственники, которые с нетерпением ждут его возвращения. В последний раз пленник был на родине в 1996 году. Его привезли из Пакистана и из рук в руки передали отцу. Но через полгода он вновь уехал в Афганистан.
Вскоре родственники получили от него единственное письмо о том, что доехал нормально. И больше вестей не было. В конце лета 2004 года Юрий Степанов вдруг позвонил. Тогда съемочная группа телекомпании НТВ встретилась с ним в Афганистане и дала возможность связаться с родными по спутниковому телефону. Журналисты посоветовали Юрию написать письмо президенту Башкирии Муртазе Рахимову с просьбой разрешить ему вернуться на родину. Но после этого опять долго не было никаких новостей.
Юрий так и не может решить, хочет он вернуться домой или нет. Хотя его афганская 28-летняя жена Гулалай и 4-летний сын Нуро говорят, что очень хотели бы побывать в России, но не знают русского языка. В поселке Хинжан Юрий - уважаемый человек. Выучившись в России на электрика, после плена он стал работать по этой специальности. Перегородил ручей и построил мини-электростанцию. Его прозвали "Электриком".
У Юрия свой бизнес: на рынке заряжает аккумуляторы, пишет "КП-Уфа". Семья Юрия-Махибулла по афганским меркам живет неплохо. Снимают глинобитный одноэтажный домик. В доме низкая дверь, потолок метра два высотой, узкий коридорчик, слева и справа двери в комнаты. В 10-метровой гостиной размером одно окно, батарей нет. Земляной пол застелен бордовым напольным покрытием.
У стены - два матраса, в углу - тумбочка с маленьким телевизором. Вместе с другим выходцем из России - Николаем Выродовым , ставшим в Афганистане Насратуллой и также обзаведшимся семьей, Юрий купил на две семьи спутниковую антенну, которая принимает 400 каналов, в том числе российские. Отец Юрия умер 4 года назад. Мама Любовь Прокофьевна болеет и ждет сына. Ей не нравится его афганское имя: "Вот приедет домой, перекрестим. Дадим всем нормальные имена, и будут они Степановы, как и раньше.
Лишь бы вернулись поскорее". В сентябре 2004 Юрий написал письмо президенту Башкирии с просьбой помочь вернуться домой. После того, как будут улажены юридические формальности, он с женой и сыном может отправиться в Россию. Пока же Махибулла никаких сигналов о себе не подает. Руководитель представительства МИДа России в Башкортостане Зиннур Марданов сообщил по этому поводу следующее: "С российской стороны нет никаких препятствий для возвращения Юрия Степанова и его семьи на Родину. Но, судя по тому, что уже много месяцев от него нет вестей, Юрий сам не предпринимает активных усилий для возвращения домой.
Возможно, проблема еще и в том, что в Афганистане до последнего времени не было паспортов. Их начали выдавать совсем недавно.
Это фантастический мир, все краски которого можно разглядеть лишь в объектив фотокамеры. Поездки по Афганистану — как путешествие на машине времени. Покидаешь пределы Кабула и ты — в 19-м веке. В некоторых местах люди столетиями не меняют образ жизни.
В Чагчаране о цивилизации напоминали только остовы БТР и оторванные башни танков вдоль обочин. Местные подозрительно реагировали на человека с камерой, но пары слов на русском оказалось достаточно, чтобы встретить радушный прием. Здесь прекрасно помнят, что именно русские построили единственную больницу в округе и проложили дороги к нескольким аулам. Войну с Советами практически никто не обсуждает, да и сколько уже новых военных конфликтов прокатились по многострадальному Афгану с 80-х... А советская больница по-прежнему служит людям. Александр Ахмад Левенц.
Геннадий Негмамад Цевма. Оба уроженцы юго-восточной Украины один из Луганской, второй — из Донецкой области , оба попали в Афганистан во время срочной службы. Осенью 1983 года оказались в плену, приняли ислам, женились, а после вывода советских войск осели в городе Кундуз на северо-востоке страны. Геннадий — инвалид и передвигается с трудом. Александр работает таксистом. В Афганистане удивительно красиво и жутко небезопасно.
Помню, на обратном пути из города Кундуз на самой высокой точке перевала у машины порвался ремень ГРМ. Часть пути мы просто катились под уклон, иногда подталкивая машину на ровных участках дороги. Поражались горным красотам и молились, чтобы нашу черепашью процессию кто-нибудь не подстрелил ненароком. Первые несколько недель после возвращения в Москву меня не покидало ощущение, что стоит повернуть за угол Тверской, как я увижу мужчин, жарящих шиш-кебаб, торговцев коврами, птичий рынок и женщин, скрытых за ярко-голубыми бурками. Мой друг говорил: "Либо ты возненавидишь эту страну на первый день, либо влюбишься на третий". Не влюбиться было невозможно».
Доехать можно было только на грузовом мотороллере — еще та была поездка. Сергей работает прорабом, у него в подчинении 10 человек, они добывают щебень для строительства дороги. Еще он подрабатывает электромехаником на местной ГЭС. Принял он меня настороженно, что естественно — я был первым российским журналистом, который с ним встретился за все время его жизни в Афганистане. Мы побеседовали, попили чай и договорились встретиться вечером для поездки к нему домой. Но мои планы нарушила полиция, окружив меня охраной и заботой, которая заключалась в категорическом нежелании выпускать меня из города к Сергею в аул.
В итоге несколько часов переговоров, три или четыре литра чая, и меня согласились отвезти к нему, но с условием, что мы не будем там ночевать. После этой встречи мы много раз виделись в городе, но дома я у него уже не бывал — было опасно выезжать из города. Сергей говорил, что все теперь знают, что тут журналист, и что я могу пострадать.
При этом «душманы» - вовсе не самоназвание афганского сопротивления. Эти люди называли себя «моджахеды», а слово «душман» на языке дари означает «враг» - так моджахедов называли просоветское афганское правительство и советские солдаты, отмечает автор. Самим афганцам тоже старались затуманить мозги, показывая вот такие постановочные фото под названием «советские десантники рассказывают афганским детям про Ленина». Туда были отправлены танковые колонны натренированные для войны в Европе , которые были сожжены в Панджшерском ущелье, после чего решили воевать малыми мобильными группами», - продолжает блогер.
После 1980-81 года основными боевыми единицами стали части ВДВ и спецназ - которые, кстати, часто использовали как обычную пехоту. Нормальных рюкзаков, разгрузок и формы не существовало - спецназ носил костюмы от комплекта химзащиты, называемые «сетка» или «химьё». Нормальной обуви тоже не было - солдаты выкидывали дедовские кирзачи и обували кроссовки «адидас» либо кеды «два мяча» - их можно было купить в местных военторгах за рубли либо за чеки. В тоге солдаты такие штуки шили себе сами, из советских плавательных жилетов.