Итак, преподавание декламации в Московском университете является важным элементом образования студентов.
В московском университете преподается студентам декламация егэ
По этому сочинению можно готовиться к экзамену 2024, так как в нём соблюдены все требования, в том числе приведён пример в собственном аргументе ученика. Вариант 7 В Московском университете преподаётся студентам декламация. В московском университете преподается студентам декламация егэ. Студентам старших курсов разрешили преподавать. преподавание декламации. Цыбулько, Р. В Московском университете преподаётся студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно. Примеры сочинений по тексту в Московском университете преподаётся студентам декламация автор А. П. Чехов для выполнения задания №27 ЕГЭ по.
Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?
Как начать писать сочинение ЕГЭ по русскому. Как писать сочинение по ЕГЭ пример. Как писать сочинение по русскому образец. Пример сочинения ЕГЭ по русскому по тексту. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку образец. Русский язык 11 класс сочинение ЕГЭ образец.
Как писать сочинение ЕГЭ русский пример. Пример сочинения в бланке ЕГЭ русский. Как писать сочинение по русскому пример. Кто такой настоящий читатель. Сочинение читатель это.
Какой я читатель сочинение. Как стать настоящим читателем сочинение. Семашко, з. Сочинение ЕГЭ по тексту. Эссе для сочинения ЕГЭ.
Сочинение в формате ЕГЭ по русскому. Московский университет проект в 18 веке. Московский университет Ломоносова 18 века. Московский университет им Ломоносова в 18 веке. Медицинский Факультет в Московском университете 18 века.
ВШЭ фундаментальная и компьютерная лингвистика. Учебный план ВШЭ лингвистика. Фундаментальная и компьютерная лингвистика ВШЭ где. Сочинение ЕГЭ 2022. Пример сочинения ЕГЭ по русскому.
Сочинение ЕГЭ сочинение пример 2022. На первом месте должно быть воспитание. На первом месте должно быть воспитание а потом. Притча на первом месте должно быть воспитание. На первом месте должно быть воспитание а потом образование.
Московский университет Гончаров. Словесное отделение Московского университета Гончаров. Московский университет 1831. Московский университет на Факультет словесности Гончаров. Островский Московский университет 1840.
Московский университет на юридический Факультет Островский. Московский университет 1840 год. Московская гимназия 1840 год а н Островского. Философский Факультет Московского университета 18 века. Наука 18 века России Московский университет.
Московский университет в 18 веке 1755. Императорский Московский университет философский Факультет. Первый Московский университет 1755. Первый русский университет. Первый университет в России был открыт.
Шувалов и Ломоносов Московский университет. Зачем нужна философия. Преподавание философии. Зачем нужно изучать философию. Почему нужно изучать философию.
Московский университет Ушинский. Юридический Факультет Московского университета Ушинский. Китайский ЕГЭ. ЕГЭ по китайскому языку. ЕГЭ по китайскому языку сочинение.
Эксперты ЕГЭ по китайскому языку.
Он был арестован на 12 суток по статье 20.
Произведения А. Чехова В Московском университете с конца прошлого года преподается студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно.
Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В земских и дворянских собраниях, ученых заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, "уткнув брады", не зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ — десять, потому что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект — non multum sed multa [немного по количеству , но многое по содержанию лат. У нас много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку, у нас много учреждений, которые называются "говорильнями", потому что в них по обязанностям службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто. В обеих столицах насчитывают всего-навсего настоящих ораторов пять-шесть, а о провинциальных златоустах что-то не слыхать.
На кафедрах у нас сидят заики и шептуны, которых можно слушать и понимать, только приспособившись к ним, на литературных вечерах дозволяется читать даже очень Плохо, так как публика давно уже привыкла к этому, й когда читает свои стихи какой-нибудь поэт, то она не слушает, а только смотрит.
В земских и дворянских собраниях, ученых заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ — десять, потому что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект — non multum sed multa 1. У нас много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку, у нас много учреждений, которые называются «говорильнями», потому что в них по обязанностям службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто. В обеих столицах насчитывают всего-навсего настоящих ораторов пять-шесть, а о провинциальных златоустах что-то не слыхать. На кафедрах у нас сидят заики и шептуны, которых можно слушать и понимать, только приспособившись к ним, на литературных вечерах дозволяется читать даже очень плохо, так как публика давно уже привыкла к этому, и когда читает свои стихи какой-нибудь поэт, то она не слушает, а только смотрит. Ходит анекдот про некоего капитана, который будто бы, когда его товарища опускали в могилу, собирался прочесть длинную речь, но выговорил «будь здоров! Стасова, который несколько лет назад в Клубе художников , желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущенную статую; постоял на эстраде, помялся, да с тем и ушел, не сказав ни одного слова.
Сочинение ЕГЭ по тексту Чехова (В Московском университете преподается..)
Но если не хочется наслаждаться, то по крайней мере не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы проповедник новой религии не был в то же время и увлекательным оратором. Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами.
Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учено, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они "не умеют" говорить.
Мы люди бесстрастные, скучные; в наших жилах давно уже запеклась кровь от скуки. Мы не гоняемся за наслаждениями и не ищем их, и нас поэтому нисколько не тревожит, что мы, равнодушные к ораторскому искусству, лишаем себя одного из высших и благороднейших наслаждений, доступных человеку. Но если не хочется наслаждаться, то по крайней мере не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры.
Немыслимо, чтобы проповедник новой религии не был в то же время и увлекательным оратором.
Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учено, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они "не умеют" говорить. В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания, - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. В этом отношении почин Московского университета является серьезным шагом вперед. Чехов А. Хорошая новость.
Продолжая мысль, Чехов предлагает вспомнить историю ораторского искусства, отмечая, что «и в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры». Обращение к историческим фактам помогает прозаику на философском уровне рассмотреть вопрос, показать социальную значимость красноречия как важнейшего навыка общественного деятеля. В указанных фрагментах излагаются факты, которые противопоставляются: в первом показано отрицательное значение неумения красиво говорить, а во втором — положительное значение владения ораторским искусством «лучшими государственными людьми». Это помогает читателям глубже понять проблему. Автор убедительно доказывает: всякому интеллигентному человеку необходимо уметь хорошо, понятно говорить. Это является показателем его профессионализма и уровня культуры и полезно обществу. Нельзя не согласиться с позицией писателя. Действительно, в любые времена образованного человека отличало умение красиво, интересно, убедительно и понятно говорить.
Московском университете преподается студентам декламация егэ сочинение
1) В Московском университете перестали преподавать студентам декламацию — науку вести учёные заседания. Каждый вариант составлен в соответствии с требованиями единого государственного экзамена, включает задания разных типов и уровней сложности. Вы здесь: › ЕГЭ по русскому › Сочинения. Проблема значения умения говорить красиво и выразительно в тексте А. П. Чехова «В Московском университете преподаётся студентам декламация» из сборника И. П. Цыбулько ЕГЭ 2023, вариант 7 (ЕГЭ по русскому). Глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина попросила разобраться с украинским студентом Московского государственного университета (МГУ), собиравшим в интернете деньги для Вооруженных сил.
В московском университете перестали преподавать студентам декламацию
Практика всех заданий ЕГЭ по русскому 2024. Вариант 7 В Московском университете преподаётся студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно Сборник Цыбулько ЕГЭ-2023 (ЕГЭ по русскому). Сочинение к варианту №11 ЕГЭ-2024 по русскому языку. Хорошая новость*. В Московском университете с конца прошлого года преподается студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно. В Московском университете с конца прошлого года преподается студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно. преподавание декламации.
Проблема значения ораторского искусства в жизни общества…
- Из предложений 12-15 выпишите один фразеологизм.
- Ответ нейросети Fast-AI
- Ответы и решение задачи онлайн
- Читать книгу Россия – старая больная дама. Записки врача Антона Чехова : онлайн чтение - страница 3
- Задача по теме: "Анализ текста"
- Сочинение ЕГЭ по тексту Чехова (В Московском университете преподается..)
Сочинение ЕГЭ по тексту Чехова (В Московском университете преподается..)
В московском университете преподается студентам декламация егэ. Студентам старших курсов разрешили преподавать. По этому сочинению можно готовиться к экзамену 2024, так как в нём соблюдены все требования, в том числе приведён пример в собственном аргументе ученика. Вариант 7 В Московском университете преподаётся студентам декламация. Для того, чтобы получить по ЕГЭ максимальный балл, мы собрали полезные советы по написанию сочинения. Примеры сочинений по тексту в Московском университете преподаётся студентам декламация автор А. П. Цыбулько, Р. В Московском университете преподаётся студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно. Практика всех заданий ЕГЭ по русскому 2024. Вариант 7 В Московском университете преподаётся студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно Сборник Цыбулько ЕГЭ-2023 (ЕГЭ по русскому).
Антон Чехов. Ораторами не рождаются...
Какую роль играло ораторское искусство в развитии общества? Отвечая на этот вопрос, далее А. Чехов пишет о том, что ораторство во все времена было «одним из сильнейших рычагов культуры», а все светлые умы были лучшими ораторами предложения 16,17. Писатель подчёркивает : ораторское искусство является своеобразным мостом между учёными людьми и массами , помогает донести информацию до мира.
Нейросеть онлайн » сочинение на тему важности ораторского искусства по тексту А. Решено сочинение на тему важности ораторского искусства по тексту А. Это бесплатно.
Чехов в предложенном для анализа тексте. Чехов уверен в том, что обязательно необходимо обучать красноречию. Особенно это важно для людей, чья профессия связана с публичными выступлениями и обязывает их владеть ораторским искусством. Писатель подводит нас к мысли о том, что важно обладать даром красноречия, но, к сожалению,большинство людей не умеют доносить свои мысли до окружающих. Чехова радует, что в Московском университете начали преподавать студентам декламацию. Читатель понимает, что ораторскому искусству необходимо обучаться, чтобы при наименьшей затрате сил достигнуть известного эффекта.
Это один из вопросов, поставленных в тексте известного русского писателя, мастера короткой прозы Антона Павловича Чехова. Размышляя над указанной проблемой, автор обращается к жизненному опыту и собственным наблюдениям, связанным с ораторским искусством. Он приводит примеры неумения говорить правильно и доходчиво и даёт им с помощью приёма иронии негативную оценку. Люди, не умеющие говорить присяжные поверенные, прокуроры, профессора, один музыкальный художественный критик , «в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку», в его описании выглядят комично: или не могут произнести ни одного слова, или не знают, «куда девать руки», или говорят слишком многословно. Этим они вызывают отрицательную реакцию слушателей и показывают свой непрофессионализм. Кроме того, автор идёт от конкретных примером к обобщению, несколько даже пафосному. Оно начинается с местоимения «мы» и продолжается ироническими рассуждениями о нежелании гоняться «за наслаждениями», среди которых предполагается и искусное владение словом. Продолжая мысль, Чехов предлагает вспомнить историю ораторского искусства, отмечая, что «и в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры». Обращение к историческим фактам помогает прозаику на философском уровне рассмотреть вопрос, показать социальную значимость красноречия как важнейшего навыка общественного деятеля. В указанных фрагментах излагаются факты, которые противопоставляются: в первом показано отрицательное значение неумения красиво говорить, а во втором — положительное значение владения ораторским искусством «лучшими государственными людьми». Это помогает читателям глубже понять проблему. Автор убедительно доказывает: всякому интеллигентному человеку необходимо уметь хорошо, понятно говорить. Это является показателем его профессионализма и уровня культуры и полезно обществу. Нельзя не согласиться с позицией писателя. Действительно, в любые времена образованного человека отличало умение красиво, интересно, убедительно и понятно говорить. Это качество является результатом практики в чтении, общении, изучении языков и показателем его способности донести до слушателя собственные мысли. Вообще способность красиво говорить помогает убедить слушателей в собственной позиции. Вспомним Сатина из пьесы А. Горького «На дне». Произнесённая им фраза: «Человек! Это звучит гордо! Таким образом, искусство красноречия — важнейший инструмент, помогающий не только высказывать собственные мысли, но и формировать интерес слушателей к предмету речи. Говорить красиво — значит и думать красиво и глубоко. Почему важно говорить красиво и выразительно? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте известный русский писатель А. Через восхищение автора тем, что студентам Московского университета преподается декламация, в тексте раскрывается проблема значения умения говорить красиво и выразительно. Чехов утверждает, что умение четко, ясно, просто, коротко, лаконично и понятно выражать свои мысли позволяет «достичь известного эффекта» «при наименьшей затрате сил». В тексте говорится о том, что ««цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере», что «лучшие государственные люди», «лучшие философы, поэты, реформаторы» обладали ораторскими умениями. Писатель хочет, чтобы обучение красноречию, которое, по его мнению, является признаком интеллигентного и образованного человека, было неизбежным. Противопоставляя умение и неумение говорить выразительно и красиво, А. Чехов утверждает, что в обществе, где красноречие презирается, царят «ханжество слова или пошлое краснобайство». Автор считает, что «обязанные по службе» должны говорить «не только учено, но и вразумительно и красиво», в противном случае можно «извести» слушателей и «возбудить полнейшее отвращение» к теме разговора. Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: умение говорить красиво и выразительно нужно развивать, поскольку оно демонстрирует уровень образованности человека и общества в целом. С автором текста нельзя не согласиться. Чтобы донести важные мысли, нужно точно использовать нужные языковые средства. Красноречие — это свойство образованного человека. Об этом размышляли многие отечественные писатели и публицисты. В публицистическом произведении «Письма о добром и прекрасном» Д. Лихачев рассуждает об ораторском искусстве. В девятнадцатом письме «Как говорить? Здесь говорится о том, что по тому, как человек говорит, можно сказать о его степени интеллигентности, о степени его психологической уравновешенности и др. В письме выражена авторская уверенность в том, что «сильный и здоровый, уравновешенный человек» понимает, что «его слово весомо», поэтому он не будет «без нужды говорить громко», ругаться и употреблять жаргонные слова. В своем публицистичном произведении Д. Лихачев утверждает необходимость, несмотря на тяжелый труд, «учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи», учиться тому, как «говорить, не оскорбляя слуха».
Антон Чехов. Ораторами не рождаются...
Сочинение егэ по русскому ораторская речь - Универсальный справочник - энциклопедия | Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов предоставляет обучающимся возможность самостоятельно подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а также объективно оценить уровень своей подготовки к экзамену. |
Сочинение егэ по русскому ораторская речь - Универсальный справочник - энциклопедия | В московском университете преподается студентам декламация егэ. Институт русского языка и культуры МГУ. |
Чехов А.П.. Хорошая новость
Лаборатория Фантастики В Московском университете с конца прошлого года преподается студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В земских и дворянских собраниях, ученых заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ — десять, потому что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект — non multum sed multa [1]. У нас много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку, у нас много учреждений, которые называются «говорильнями», потому что в них по обязанностям службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто. В обеих столицах насчитывают всего-навсего настоящих ораторов пять-шесть, а о провинциальных златоустах что-то не слыхать.
Мы не гоняемся за наслаждениями и не ищем их, и нас поэтому нисколько не тревожит, что мы, равнодушные к ораторскому искусству, лишаем себя одного из высших и благороднейших наслаждений, доступных человеку. Но если не хочется наслаждаться, то по крайней мере не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом.
В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы проповедник новой религии не был в то же время и увлекательным оратором. Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами.
Описывая положение ораторского мастерства в родной стране, автор отмечает его повсеместный упадок. Ни профессора, ни прокуроры, ни публичные деятели, ни даже профессиональные критики не умеют говорить красиво, а профессиональных ораторов в стране очень мало. Данный факт свидетельствует об общем упадке культуры: публика не умеет наслаждаться красотой грациозной речи, страдает сфера образования, «царят ханжество слова или пошлое краснобайство». Далее А. Чехов вспоминает о мастерстве красноречия и его значимости в древности и в новейшее время. В предложении 18 говорится о том, что в эпоху процветания государств его лучшие представители были прекрасными ораторами. Автор подчеркивает, что культурный расцвет обусловлен в том числе и высоким уровнем красноречия.
Оно начинается с местоимения «мы» и продолжается ироническими рассуждениями о нежелании гоняться «за наслаждениями», среди которых предполагается и искусное владение словом. Продолжая мысль, Чехов предлагает вспомнить историю ораторского искусства, отмечая, что «и в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры». Обращение к историческим фактам помогает прозаику на философском уровне рассмотреть вопрос, показать социальную значимость красноречия как важнейшего навыка общественного деятеля. В указанных фрагментах излагаются факты, которые противопоставляются: в первом показано отрицательное значение неумения красиво говорить, а во втором — положительное значение владения ораторским искусством «лучшими государственными людьми». Это помогает читателям глубже понять проблему. Автор убедительно доказывает: всякому интеллигентному человеку необходимо уметь хорошо, понятно говорить. Это является показателем его профессионализма и уровня культуры и полезно обществу. Нельзя не согласиться с позицией писателя.
Сочинение ЕГЭ в московском университете преподается студентам
Это бесплатно. Спросить нейросеть бесплатно Ответ нейросети Fast-AI Я сполна осознал важность ораторского искусства, когда стал заниматься им в рамках своих учебных занятий. До этого я считал, что ораторское искусство — это просто умение говорить перед аудиторией, но после ознакомления с текстом А.
Продолжая мысль, Чехов предлагает вспомнить историю ораторского искусства, отмечая, что «и в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры». Обращение к историческим фактам помогает прозаику на философском уровне рассмотреть вопрос, показать социальную значимость красноречия как важнейшего навыка общественного деятеля. В указанных фрагментах излагаются факты, которые противопоставляются: в первом показано отрицательное значение неумения красиво говорить, а во втором — положительное значение владения ораторским искусством «лучшими государственными людьми». Это помогает читателям глубже понять проблему.
Автор убедительно доказывает: всякому интеллигентному человеку необходимо уметь хорошо, понятно говорить. Это является показателем его профессионализма и уровня культуры и полезно обществу. Нельзя не согласиться с позицией писателя. Действительно, в любые времена образованного человека отличало умение красиво, интересно, убедительно и понятно говорить. Это качество является результатом практики в чтении, общении, изучении языков и показателем его способности донести до слушателя собственные мысли. Вообще способность красиво говорить помогает убедить слушателей в собственной позиции.
Вспомним Сатина из пьесы А. Горького «На дне». Произнесённая им фраза: «Человек! Это звучит гордо! Таким образом, искусство красноречия — важнейший инструмент, помогающий не только высказывать собственные мысли, но и формировать интерес слушателей к предмету речи. Говорить красиво — значит и думать красиво и глубоко.
Почему важно говорить красиво и выразительно? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте известный русский писатель А. Через восхищение автора тем, что студентам Московского университета преподается декламация, в тексте раскрывается проблема значения умения говорить красиво и выразительно. Чехов утверждает, что умение четко, ясно, просто, коротко, лаконично и понятно выражать свои мысли позволяет «достичь известного эффекта» «при наименьшей затрате сил». В тексте говорится о том, что ««цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере», что «лучшие государственные люди», «лучшие философы, поэты, реформаторы» обладали ораторскими умениями. Писатель хочет, чтобы обучение красноречию, которое, по его мнению, является признаком интеллигентного и образованного человека, было неизбежным.
Противопоставляя умение и неумение говорить выразительно и красиво, А. Чехов утверждает, что в обществе, где красноречие презирается, царят «ханжество слова или пошлое краснобайство». Автор считает, что «обязанные по службе» должны говорить «не только учено, но и вразумительно и красиво», в противном случае можно «извести» слушателей и «возбудить полнейшее отвращение» к теме разговора. Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: умение говорить красиво и выразительно нужно развивать, поскольку оно демонстрирует уровень образованности человека и общества в целом. С автором текста нельзя не согласиться. Чтобы донести важные мысли, нужно точно использовать нужные языковые средства.
Красноречие — это свойство образованного человека. Об этом размышляли многие отечественные писатели и публицисты. В публицистическом произведении «Письма о добром и прекрасном» Д. Лихачев рассуждает об ораторском искусстве. В девятнадцатом письме «Как говорить? Здесь говорится о том, что по тому, как человек говорит, можно сказать о его степени интеллигентности, о степени его психологической уравновешенности и др.
В письме выражена авторская уверенность в том, что «сильный и здоровый, уравновешенный человек» понимает, что «его слово весомо», поэтому он не будет «без нужды говорить громко», ругаться и употреблять жаргонные слова. В своем публицистичном произведении Д. Лихачев утверждает необходимость, несмотря на тяжелый труд, «учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи», учиться тому, как «говорить, не оскорбляя слуха». В восьмом письме «Быть веселым, но не быть смешным» автор утверждает, что хорошими ораторами могут стать даже заики, здесь важно умение обдумывать каждое слово. Лихачев рассуждает о великом историке В. Ключевском, который был красноречивым лектором, несмотря на косоглазие и хромоту, которые не мешали, а, наоборот, приносили значительность лицу и движениям.
Поднятая в тексте проблема находит отражение в комедии Д. Фонвизина «Недоросль». Книжная, литературная лексика, высокий стиль, краткие и лаконичные высказывания, свойственные Стародуму, говорят о его образованности и уме. Речь этого положительного персонажа противопоставлена просторечиям и вульгаризмам, которыми наполнена речь необразованных и невежественных Простаковых и Скотинина.
Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном — загоне. В земских и дворянских собраниях, ученых заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ — десять, потому что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект — non multum sed multa [немного по количеству , но многое по содержанию лат. У нас много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку, у нас много учреждений, которые называются «говорильнями», потому что в них по обязанностям службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто.
В обеих столицах насчитывают всего-навсего настоящих ораторов пять-шесть, а о провинциальных златоустах что-то не слыхать. На кафедрах у нас сидят заики и шептуны, которых можно слушать и понимать, только приспособившись к ним, на литературных вечерах дозволяется читать даже очень Плохо, так как публика давно уже привыкла к этому, й когда читает свои стихи какой-нибудь поэт, то она не слушает, а только смотрит. Ходит анекдот про некоего капитана, который будто бы, когда его товарища опускали в могилу, собирался прочесть длинную речь, но выговорил «будь здоров! Нечто подобное рассказывают про почтенного В. Стасова, который несколько лет назад в Клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущенную статую; постоял на эстраде, помялся, да с тем и ушел, не сказав ни одного слова. А сколько анекдотов можно было бы рассказать про адвокатов, вызывавших своим косноязычием смех даже у подсудимого, про жрецов науки, которые «изводили» своих слушателей и в конце концов возбуждали к науке полневшее отвращение.
Кроме того, он искал способы вступить в ряды украинской армии. Он был арестован на 12 суток по статье 20.