Подборка советских новостей 70х. Знаете, стоит погруженно посмотреть минут 15-20 эти редкие кадры, и в душе само пробуждается прозрение, которым хочется поделиться, высказать. А 80 лет назад советские газеты поместили небольшую новость о произошедшем в разделы международной хроники. Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости» (АПН). В период оттепели под руководством Никиты Хрущева газеты стали отражать более либеральные идеи, включая критику культовой личности Сталина и инициирование дебатов о проблемах в советском обществе.
Газеты советского периода с 1917 по 1991 гг.
На протяжении всего советского периода периодика освещала, хотя и в разной мере в различные периоды, практически все стороны советской действительности и публиковала официальную документацию нормативного характера и партийные материалы. Смотреть сейчас онлайн программу теле канала Россия 24 Новости на России 24 последний выпуск и все выпуски подряд. К концу 60-х в стране наметился демографический кризис — это стало неожиданным результатом для советской власти. Жесткий характер советской цезуры обусловил завуалированное, а в отдельных случаях открытое противодействие системе идеологического надзора. Рост тиражей центральных газет обычно в советский период демонстрировали на примере газеты «Правда».
Выпуск новостей в 15:00 от 27.04.2024
Цифровые архивы газет – IVIS | Телевидение в СССР появилось в 1930-х, когда Иосиф Сталин сказал знаменитую фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». |
Пропаганда в СССР — Википедия | К концу 60-х в стране наметился демографический кризис — это стало неожиданным результатом для советской власти. |
Эпоха ответственности: 5 самых советских норм, исчезнувших в наше время
констатировал Роман Захаров. В период оттепели под руководством Никиты Хрущева газеты стали отражать более либеральные идеи, включая критику культовой личности Сталина и инициирование дебатов о проблемах в советском обществе. 17 февраля 1967 года «Советская Россия» делилась впечатлениями от посещения Гусь-Хрустального стеклозавода. В советской журналистике настал период полного её подчинения власти, эпоха полного контроля над прессой. СССР старые новости. Сохранить плейлист. Удалить из раздела «Моё». В советской журналистике настал период полного её подчинения власти, эпоха полного контроля над прессой.
Журналистика периода "оттепели"
Росло количество изданий, но цель оставалась прежней - усиление административно-командного нажима, директивного воздействия партии на все сферы жизни. Появляются новые возможности радио, в феврале 1956 года начинает работать вторая программа Центрального ТВ. К 1960 году определились общественные функции ТВ. Первая программа-информационная, вторая - «Маяк» - информационно-музыкальная, третья-литературно-музыкальная, четвертая-музыкальная, пятая - общественно-политическая и художественная морякам, рыбакам, полярникам. К 50-х годам - I Всесоюзный съезд советских журналистов. В эти годы происходит создание союза журналистов СССР. Новые полиграфические комбинаты строятся по всей стране, одновременно с этим наблюдается рост тиражей газет и журналов - так, разовый тираж газет в 1977 году составил 140 млн.
Подписка на партийную прессу тогда была обязательна для каждого коммуниста.
Итоги периода Окончательно разгромив белую армию, советское правительство задумалось о создании однопартийной системы печати. В связи с этим была создана и утверждена госсеть газет в январе 1922 г. Было решено сделать обязательной подписку на партийную газету каждому коммунисту. С 1918 года успешно работал революционный трибунал печати, который закрывал нежелательные для партии издания и строго контролировал существующие СМИ. Закрывающиеся органы печати быстро сменяли новые, но уже советские аналоги с «правильной» идеологией. К 1918 году насчитывалось уже свыше 800 газет и журналов с ярко выраженной большевистской направленностью. Несмотря на жесткий политический прессинг СМИ, медиасистема развивалась стремительно.
Было создано Российское Телеграфное Агенство, под его эгидой появлялись новые жанры радиогазета, стенная газета и передачи. Если в 1926 году насчитывалось около 2000 изданий, то к 1940 их было уже около 9000! Однако контроль за СМИ тоже набирал обороты. Теперь уже никто не сомневался в том, что главной функцией печати в СССР было идеологическое воспитание трудящихся. В прессе не было и намека на инакомыслие, а все попытки хоть как-то проявить его пресекались довольно оперативно. Ее тираж составлял 2 млн экземпляров. За ней шли «Известия» и «Крестьянская газета» 1,5 млн экземпляров. Становление журналистики Советской России имело свои отличительные особенности.
Флагманами либеральной мысли стали «Новый мир» и «Литературная газета», где изредка можно было встретить произведения, двусмысленно обрисовывающие советскую реальность. Телевидение После освоения радио, люди задумались о приручении телевидения. Передачу изображения на расстояние без проводов готовили еще с 1924 года, но только 15 ноября 1934 г. А ежедневные трансляции из телецентра в Москве на Шаболовке начались с 5 октября 1938 г. Нет четкой даты и одного имени, стоящих напротив слова «телевидение», каждое новое открытие приближало нас к нынешним достижениям техники, создавая вопрос принадлежности данного изобретения. Самый первый патент на современное электронное телевидение получил профессор Борис Розинг из технологического института Санкт-Петербурга, подав заявку 25 июля 1907 г. Серьезный прорыв совершает Владимир Зворыкин в 1923 г. Их было в эфире уже около 300.
Рекордными темпами росло количество радиоточек: их было уже около 5 млн к началу Великой Отечественной войны. Именно они помогали правительству держать связь с народом на оккупированных территориях. Появление возможности радиозаписи в 1930 году существенно разнообразило репертуар передач и упростило работу над созданием полноценной сетки радиовещания. Итоги периода Новые технологии, используемые СМИ, сделали советскую пропаганду на порядок эффективнее. И вот, к концу 1930-х гг. Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны. Особенно большое значение журналистика стала приобретать в это время, потому что с каждым днем все очевиднее становилась возможность инвазии. В итоге случился прирост количества газет, к 1940 году их уже было девять тысяч, учитывая то, что переводных изданий было две с половиной тысячи.
Радиовещание тоже не переводило дух — передачи теперь готовились и для зарубежных слушателей. А телевизионные центры были построены еще в Ленинграде и Киеве. Журналистика должна была проводить разоблачение коварных, бесчеловечных замыслов врага, поднимая боевой дух народа. А «Красная звезда» и «Красный флот» объединили величайших писателей: А. Толстого, И. Эренбурга, К. Симонова, Б. С каждым годом росла роль партизанской и подпольной прессы — за четыре года количество подобных изданий приумножилось больше, чем в 13 раз.
До октября 1948 г. Вместе с перестройкой системы СМИ для военных нужд шел процесс создания фронтовой корреспондентской сети. Отличные образцы публицистики принадлежат: А. Фадееву, В.
Оппозиционная политическая активность проявлялась не только в деятельности подпольных кружков. Еще в 1950-е, задолго до того, как открытое диссидентское поведение стало нормой общественной жизни для относительно больших групп людей, кое-кто решался и на публичные выступления политического характера см. Основная конфронтация мыслящей части советского общества с властью разворачивалась совсем в другой плоскости. Для тех людей, которым удалось пройти школу послевоенного вольномыслия, доклад Хрущева был не откровением, а лишь неполным и робким признанием того, что они, интуитивно или путем логического анализа, а иные и на собственной шкуре, поняли еще при жизни Сталина. Именно эти люди составили костяк свободомыслящей интеллигенции следующих десятилетий. Именно они были впоследствии прилежными читателями самиздата.
И именно из них вкупе с более молодым поколением, «детьми XX съезда», чья юность пришлась на период хрущевских разоблачений рекрутировались первые диссиденты. Другие же стали внимательными и сочувственными слушателями диссидентской проповеди, той вмещающей социальной средой, без которой любое общественное движение обречено на исчезновение или вырождение в обособленную секту. Это было поколение детей Большого террора 1937—1938 годов, даже если репрессии не затронули их семьи непосредственно. Их юность пришлось на военные годы, а многие, те, кто постарше, прошли через страшный опыт фронтов Великой Отечественной. Некоторым случалось своими глазами увидеть катастрофические последствия «раскрестьянивания» деревни. Их душило выпадение из мирового исторического процесса, «железный занавес», изолировавший СССР от внешнего мира и отъединивший отечественную интеллигенцию от европейской культуры. Само слово «политика» вызывало у этого поколения тяжелую изжогу, ибо оно не знало другой политики, кроме той, что привела человечество к мясорубке Второй мировой войны, а их страну — к кровавому маразму позднего сталинизма. Это были люди, недоверчиво и враждебно относившиеся к любой идеологии, ибо единственная известная им идеология оказалась грандиозным блефом, который многим из них удалось раскусить раньше других. Это были интеллектуалы, которые, независимо от того, были они гуманитариями или естественниками, еще в юности выучили, что только три вещи имеют непреходящую ценность и оставляют надежду на спасение в страшном и враждебном человеку мире: человеческая солидарность, не осложненная никакими концепциями, внеположенными человеку; внутренняя свобода, «самостоянье человека»; творчество. Существовала лишь одна область социальной активности, в которой все эти ценности могли быть реализованы одновременно, — культура.
Прежде всего литература. Не случайно во второй половине 1950-х и в начале 1960-х общественное внимание сосредоточивалось не на политических событиях — таких, как победа Хрущева над «антипартийной группой» Молотова, Кагановича и прочих, или даже таких, как подавление венгерской революции. В гораздо большей мере оно было приковано к публичным дискуссиям вокруг романа Дудинцева «Не хлебом единым», травле Бориса Пастернака, появлению и закрытию литературных альманахов, полемике между журналами «Новый мир» и «Октябрь», скандалам вокруг выставок художников-авангардистов и к тому подобным вещам. Иными словами, внимание общества сосредоточилось на культурной жизни, а оппозиционный пафос был направлен против попыток власти восстановить жесткий идеологический контроль над культурой. Основной общественной проблемой, вокруг которой развернулись ожесточенные бои, стал вопрос о свободе творчества в условиях социализма. И здесь вскоре наметились два пути решения этого вопроса. Первый путь — это упорное и ожесточенное противостояние идеологическим инстанциям, настойчивые и зачастую успешные попытки расширить пределы дозволенного, пробивание через цензуру произведений, «сомнительных» с точки зрения ревнителей идеологии, постоянное стремление либеральных литераторов и редакторов официально, то есть с помощью публикаций, прошедших Главлит, ввести в культурный оборот запрещенные или полузапрещенные темы и имена. Одновременно некоторые группы художников пытаются «легализовать» своими выставками художественные методы, не вписывающиеся в каноны социалистического реализма одна из таких попыток закончилась в 1962 году катастрофой в Манеже. Значение этой работы для советской культуры а преодоление цензурных барьеров было именно работой, иногда даже особым искусством , да и для становления гражданского сознания в СССР, невозможно переоценить. Несколько поколений интеллигенции выросло на альманахах «Литературная Москва» и «Тарусские страницы», на публикациях «Нового мира» и, отчасти, «Юности», на переводах из Кафки, Хемингуэя или Сартра, на статьях Аверинцева, на спектаклях «Таганки» и «Современника», на поэзии Давида Самойлова, Арсения Тарковского, Марии Петровых, на мемуарах Ильи Эренбурга, на произведениях Аксенова, раннего Солженицына, Домбровского, Белова, Айтматова, Искандера, Трифонова и десятков других.
В отечественной критике, литературоведении и публицистике устоялся специальный термин для свободомыслящей советской интеллигенции 1960-х — «шестидесятники». При этом диссидентов иногда включают в число шестидесятников, а иногда, наоборот, первых резко противопоставляют вторым. Это, разумеется, не более чем вопрос дефиниций; несомненно, однако, что шестидесятничество — один из самых важных социокультурных контекстов, в котором возникла и развивалась диссидентская активность. В чем состояла разница между «диссидентством» и «шестидесятничеством» или, если угодно, что выделяло диссидентов первого призыва среди прочих шестидесятников?
Так, например, если до второй половины 1980-х гг. Переосмысление советской истории и реабилитация жертв репрессий 28 сентября 1987 г. В результате в развитие процесса реабилитации, запущенного XX съездом КПСС 1956 , были пересмотрены решения показательных процессов 1930-х гг. Первый Московский процесс 1936 , Второй Московский процесс 1937 , Третий Московский процесс 1938 и др. Началась публикация мемуаров и биографий репрессированных деятелей, показ на телевидении встреч с их родственниками.
Параллельно писатели развернули кампанию по публикации антисталинских художественных произведений — В. Дудинцева «Белые одежды», Д. Гранина «Зубр» А. Бека «Новое назначение», А. Рыбакова «Дети Арбата». Начиная с 1988 г. Солженицына : в 1988 г. Ещё одним свидетельством переосмысления советской действительности стали наблюдавшиеся с 1987 г. Ярким отражением этих изменений стали, в частности, празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г.
Андреевой «Не могу поступаться принципами» Андреева Н. Автор этой статьи воспротивилась «оголтелой» критике И. Сталина и его эпохи в печати. Публикация этой статьи поставила вопрос о возможности альтернативных подходов к десталинизации. Однако 5 апреля в газете «Правда» была напечатана разгромная статья А. Яковлева «Принципы перестройки: революционность мышления и действий». О чём бы ни шла в ней речь — гласности, открытости, исчезновении зон, свободных от критики, о молодёжи, — эти процессы и сама перестройка связываются лишь с трудностями и негативными последствиями». Гласность как программа развенчания сталинизма приобрела необратимый характер. Для научного исследования была открыта тема «Сталин и Ленин», в рамках которой началась критика В.
В конце 1988 г. Яковлева, доктора философских наук А. Ципко, «Истоки сталинизма» Ципко А. Поскольку в это время пресса ещё находилась под контролем власти, целый ряд других изданий и часть общества восприняли статью как «установку» ЦК КПСС на отказ от ленинского наследия и устоявшегося официального взгляда на Октябрьскую революцию 1917 г. Противоречивым результатом реализации курса гласности стал рост интереса населения СССР к эзотеризму и различным религиозно-мистическим учениям, в том числе нетрадиционным. На экранах телевидения и на страницах журналов стали выступать приверженцы нематериалистического мировоззрения, появились предсказатели, пророки, знахари. Феноменом гласности можно считать многочасовые сеансы «лечения» по телевидению А. Кашпировского, А. Наряду с этим постепенное снятие цензурных ограничений привело к публикации ряда работ, носивших откровенно антинаучный характер.
Так, например, в гуманитарной сфере к ним можно отнести ряд работ крупного учёного-математика А. Фоменко по пересмотру исторической хронологии , в том числе его первая книга по этой теме «Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии…» 1990. Гласность в период перестройки второй половины 1980-х гг. Она претерпела эволюцию в своём развитии на протяжении перестройки, кардинально изменила ход политического процесса и вызвала всеобщее обновление общественно-политического пространства страны. Вместе с тем гласность способствовала распространению национализма и сепаратизма республик, отказу элит от идеологических основ советской государственности что в конечном счёте привело к распаду СССР. Опубликовано 1 сентября 2022 г.
Тайный язык молодёжи СССР: новые поколения его просто не понимают
Нынешние псевдопатриоты постоянно воют,что в СССР многое скрывали от людей,ну где этим недоумкам понять,что в Советском союзе думали и о душевном состоянии своих граждан,потому и не лов в школах. Советский союз уже давно канул в Лету, но жители России, заставшие то время, до сих пор помнят вещи, ставшие символами той эпохи. Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. Советский союз уже давно канул в Лету, но жители России, заставшие то время, до сих пор помнят вещи, ставшие символами той эпохи.
Советские новости.
Неприкасаемый вождь революции был идеологической глыбой, цельность которой контрастировала с испещрённым вождём народов — последний был виновником репрессий и неудач Красной армии в годы войны. Опубликованные в «Огоньке» мемуары Никиты Хрущёва дополнили эти образы, описывая Сталина жёстким и своевольным, не терпящим никакого инакомыслия человеком. Каждая новая дискуссия дополняла информационную картину Страны Советов. В каждой новой дискуссии слышатся отзвуки чего-то настоящего — в 1988-ом Татьяна Самолис пишет продолжение «Очищения», на что её подтолкнули слова бабушки: «Наконец-то стучится в нашу жизнь правда. Открыть бы пошире ей двери». С 1987 по 1989 годы каждая новая дискуссия звучит уже на фоне всё ухудшающегося экономического кризиса и национальных конфликтов на окраинах. Перестройка — это время телевизионных экспериментов. Анимированная музыкальная вставка предваряет показ телестудии, оформленной в виде домашнего рабочего кабинета. Сами ведущие не неподвижны, они снуют среди рабочих столов, полок с бумагами и канцелярскими принадлежностями, поворачиваются к своим собеседникам и наклоняются, чтобы выслушать их.
Редакция программы «Взгляд» за кадром Слева направо: Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Владислав Листьев Редакция программы «Взгляд» за кадром Слева направо: Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Владислав Листьев Кадр, запечатлевший их, всегда жив: подобно репортажному, он берёт их то общим планом, то средним, то крупным — создаётся ощущение присутствия. Со зрителями словно бы говорят напрямую, их вовлекают в беседу обо всём: от сюжета об американских церквях, где священники одеваются в клоунские наряды, чтобы привлечь паству, до интервью со Станиславом Говорухиным, пришедшего обсуждать свою роль в фильме «Асса». Самые интересные выпуски программы «Взгляд» смотрите в нашем отдельном материале. Не отставало и ленинградское телевидение. Если музыкальные паузы в московском «Взгляде» нередко перебивали мысль ведущих и участников программы, то музыкальный переход от сюжета к сюжету телепередачи «Пятое колесо» смотрится гораздо органичнее. Длящаяся секунд десять нарезка из быстро сменяющихся фонов даёт мозгу переключиться. Благо, на то были причины: здесь выходит первое интервью академика Сахарова, передаются видеозаписи митингов демократической оппозиции, здесь же в 1991-ом выступили Тельман Гдлян и Николай Иванов, рассказав о коррупции в высших эшелонах власти СССР. Проблемы Советского Союза перестали передавать в одном только слове, они обрели картинку, став столь же реальными, как и сами ведущие, комментирующие увиденное.
Уже во втором выпуске «Взгляда» был сюжет об очередях на обувь и одежду в трёх городах страны. Социализм с экранов скорее обострял переживаемые людьми тяготы, становясь предтечей всенародного разочарования в социалистическом проекте. В феврале 1989 года в редакции «Московских новостей» проводился круглый стол о природе сталинизма, где сотрудницей издания Людмилой Сараскиной был задан знаковый вопрос: «И всё-таки сталинизм — это явление инородное для русской революции, для социализма или укоренённое в них? В этом вопросе отразилось смещение общественного мнения. Оно ещё делило коммунистическое учение на ленинизм и сталинизм, но само это учение стремительно теряло свою неприкосновенность в глазах общественности. Московские студенты спрашивали парламентариев: «Какова судьба нашей страны? Каковы уроки 1917 года? Как нужно относиться к талонной системе?
Идеологический контроль над материалом, поступающим в эфир, осуществлялся Наркомпросом. Относительная свобода первых лет работы советского радио была связана, прежде всего с тем, что технические возможности вещания были несовершенными — передачи шли в прямом эфире. Традиционная «печатная» цензура приспосабливалась к новому формату с большим трудом. Популистские по сути, однако, задействовавшие много людей одновременно «Радиогазеты» и «Радиомитинг» — как самая популярная из её составляющих в 20-е годы создавали некоторую возможность общественной дискуссии и обмена мнениями: «безграничные интонационные средства человеческого голоса, способного вобрать в себя всю палитру мыслей и чувств» [4] строгой цензуре не поддавались. Уже к 1925-му году структура «Радиогазеты» окончательно оформилась и состояла из постоянных рубрик: «Что нового за границей», «По Союзу Советских Республик», «Что слышно в Москве? Реальностью стали мечты Велимира Хлебникова: «Вершины волн научного моря разносятся по всей стране к местным станам Радио, чтобы в тот же день стать буквами на тёмных полотнах огромных книг, ростом выше домов, выросших на площадях деревень, медленно переворачивающих свои страницы» [5] Цензура Самые первые постановления Главлита, касавшиеся цензуры в СМИ, носили разъяснительный характер, устанавливали канон для оценки тех или иных явлений в жизни молодой советской прессы: «Своеобразные условия пролетарской диктатуры в России, наличие значительных групп эмиграции, усилившиеся благодаря новой экономической политике, материальные ресурсы у наших противников внутри Республики, создали благоприятную для них атмосферу в выступлении против них в печати. Цензура является для нас орудием противодействия растлевающему влиянию буржуазной идеологии» [6] Однако к середине десятилетия перемены коснулись уже организации самого дела: 2-го ноября 1925 годы вышел приказ по правлению акционерного общества «Радиопередача» о категорическом запрещении входить в радиостудию во время передач и репетиций, для того, чтобы ограничить и пресечь всякую возможность информационной диверсии. Полностью деятельность «Радиопередачи» была приостановлена в 1928-м году, в рамках общей концепции «Реорганизации системы радиовещания». Такие эфирные формы, как радиогазета и радиомитинг были запрещены к середине 30-х гг. Внимание контролирующих и карательных органов было направлено на то, чтобы в эфир не попали «лишние слова», которые можно было бы трактовать или понять превратно.
На празднике примут участие 700 лошадей.
Уже к 1925-му году структура «Радиогазеты» окончательно оформилась и состояла из постоянных рубрик: «Что нового за границей», «По Союзу Советских Республик», «Что слышно в Москве? Реальностью стали мечты Велимира Хлебникова: «Вершины волн научного моря разносятся по всей стране к местным станам Радио, чтобы в тот же день стать буквами на тёмных полотнах огромных книг, ростом выше домов, выросших на площадях деревень, медленно переворачивающих свои страницы» [5] Цензура Самые первые постановления Главлита, касавшиеся цензуры в СМИ, носили разъяснительный характер, устанавливали канон для оценки тех или иных явлений в жизни молодой советской прессы: «Своеобразные условия пролетарской диктатуры в России, наличие значительных групп эмиграции, усилившиеся благодаря новой экономической политике, материальные ресурсы у наших противников внутри Республики, создали благоприятную для них атмосферу в выступлении против них в печати. Цензура является для нас орудием противодействия растлевающему влиянию буржуазной идеологии» [6] Однако к середине десятилетия перемены коснулись уже организации самого дела: 2-го ноября 1925 годы вышел приказ по правлению акционерного общества «Радиопередача» о категорическом запрещении входить в радиостудию во время передач и репетиций, для того, чтобы ограничить и пресечь всякую возможность информационной диверсии. Полностью деятельность «Радиопередачи» была приостановлена в 1928-м году, в рамках общей концепции «Реорганизации системы радиовещания». Такие эфирные формы, как радиогазета и радиомитинг были запрещены к середине 30-х гг. Внимание контролирующих и карательных органов было направлено на то, чтобы в эфир не попали «лишние слова», которые можно было бы трактовать или понять превратно. На празднике примут участие 700 лошадей.
Приглашён М. Время от времени «случайности» возникали в эфире из-за технических неувязок или включения идеологически безобидного материала в «неправильный контекст»: «Во время трансляции первомайских речей с мавзолея на Красной площади в эфир попала фраза А. Рыкова: «Очень устал. Какого чёрта меня никто не сменяет» [8] «Допустим, идёт доклад о соцсоревновании, о субботниках и т.
Однако отбор на мероприятие ведёт школьная звезда Света Баранова — заклятый враг Ксюши и зачинщица её травли, отсеивающая всех, кто ей не по душе. После очередной порции насмешек героиня заводит собственный видеоблог, где под именем Жируха размещает дерзкие, провокационные ролики, превращаясь в королеву кринжа на подростковом сленге нечто жутко отвратительное, вызывающее сильный эмоциональный всплеск. Слава и популярность к десятикласснице, стремящейся язвительной самоиронией не только избавиться от своих комплексов, но и воодушевить таких же «отверженных» обществом собратьев по несчастью, приходит быстро: капризный успех, как известно, «выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой».
Однако на определённом этапе Ксюша незаметно превращается из жертвы в агрессора, ведь первое страдание, говорил Лермонтов устами Печорина, даёт понятие об удовольствии мучить другого. Примечательно, что об издевательствах и травле со стороны одноклассников члены съёмочной группы фильма Кармаевой, значащегося в титрах «нежной историей любви», знают из личного опыта. Так, с буллингом столкнулась исполнительница главной роли Римма Латышева, окончившая школу в 2019 году. Как рассказала актриса, выплеснув некогда пережитые боль и обиды на экран, она освободилась от негатива и «закрыла эту малоприятную тему». В аналогичной ситуации в своё время оказалась и сценаристка Лика Панкратова, что впоследствии подвигло её на создание сюжета «Хуже всех». Увы, школьный буллинг был, есть и будет, просто в эпоху цифровых технологий он вышел на принципиально новый, поистине пугающий уровень, отчего гонения на шестиклассницу, описанные в знаменитом «Чучеле» Ролана Быкова, теперь кажутся едва ли не мелкими пакостями. Сегодня помимо постоянного физического и эмоционального давления жертва подвергается ещё и кибербуллингу — издевательствам в виртуальном пространстве, формами которого являются кибермоббинг — токсичные сообщения и комментарии в мессенджерах и соцсетях, а также киберсталкинг — преследование, распространение слухов и запугивание в интернете.
А потому финал у таких «ученических» конфликтов нередко трагичен: доведённый до отчаяния объект агрессии способен на самые страшные поступки. Достаточно вспомнить события в одной из гимназий Брянска, где в декабре прошлого года 14-летняя школьница, придя в учебное заведение с отцовским дробовиком, открыла огонь, убила одноклассницу, ранила ещё пятерых, после чего застрелилась сама. Позже всплыло, что замкнутая девочка долгое время подвергалась всеобщей травле. К счастью, история, рассказанная в «Хуже всех», имеет благополучный конец. Ксюша и её главная преследовательница Света Баранова, испытавшая на себе закон бумеранга, во время выпускного всё же пришли к взаимопониманию. Вообще лента Саши Кармаевой, несмотря на поднятый в ней болезненный вопрос, оптимистичная и жизнеутверждающая. Фильм, постоянным музыкальным фоном которого послужили подростковые хиты последних лет, смотрится на одном дыхании и лишний раз убеждает в правоте Ницше: то, что нас не убивает, делает нас сильнее.
Не менее острой социальной проблемы коснулись и создатели «Лгуньи» — экранизации одноимённого бестселлера израильской писательницы Айелет Гундар-Гошен, повествующей о впечатлительной Еве, не имеющей ни увлечений, ни друзей и мечтающей наполнить своё существование яркими красками и взрывными эмоциями. Увы, её реальная жизнь настолько скучна и уныла, что порой 17-летняя девушка ощущает себя невидимкой. На каникулы она устраивается в кафе-мороженое в надежде расширить круг общения и, если повезёт, познакомиться с симпатичным парнем. И хотя лето уже на излёте, с героиней по-прежнему ничего не происходит. Однако всё разом меняется, когда в один из последних августовских дней в заведение заглядывает вышедший в тираж эстрадный певец Александр Воронов. Пребывая в мрачном настроении, он срывается на юной официантке, которая, обидевшись, убегает во двор, а артист, не получивший сдачи с купюры, пытается её вернуть. Дальше наступает полный абсурд: Ева кричит, на шум сбегаются люди, делающие вывод, будто Александр хотел изнасиловать девушку.
И мнимая жертва почему-то отнюдь не стремится развеять заблуждение толпы... Вот так никому не известная серая мышка оказывается в центре скандала и в одночасье становится едва ли не национальной героиней, не страшащейся выносить на публику самое сокровенное и личное ради борьбы с таким злом, как сексуальные домогательства. Причём повышающийся градус внимания со стороны прессы и окружающих способствует дальнейшему погружению искательницы дешёвой славы в пучину подлого вранья, и маленький обман, вначале даже не вызывавший угрызений совести, порождает большие проблемы. Растущая как снежный ком ложь подобна мороженому, разносившемуся Евой посетителям кафе: приятная и красивая, она тает, липнет ко всем поверхностям и превращается в неприглядную лужу, куда легко вляпаться, но трудно отмыться.