На выставке «Николай Рерих» в Новой Третьяковке © Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея.
В Третьяковке открылась первая за 65 лет выставка художника Николая Рериха
Рериха в Новой Третьяковской галерее Посещение выставки Н. Рериха в Новой Третьяковской галерее 14 Окт, 2023 в 11:30 Anna Bliki Получив радостную весть от друзей, что в Москве открылась выставка творчества Николая Рериха, после 65-летнего перерыва, я решила посетить ее, при первой же возможности. Мне уже давно хотелось познакомиться поближе с пространством великого художника, философа и путешественника. Тем более, что раньше не было повода, и о Рерихе я знала только общеизвестные поверхностные факты. Правда, его картины меня интуитивно привлекали — и я даже приобрела пару репродукций для дома — с чудесными розово-фиолетовыми горами. Интересно было также и побывать в Новой Третьяковской галерее, в которой я раньше никогда не была.
Галерея находится на Крымском валу, на другой стороне которого — парк Горького, со своими мощными колоннами центрального входа. Довольно большая экспозиция, занимающая два этажа, охватывала разные периоды творчества Рериха.
Выставочный проект представит наследие Рериха как целостное явление российской и мировой культуры, а также продемонстрирует широту и многогранность творческой деятельности живописца с 1897 по 1947 год. В экспозицию войдут художественные произведения и документальные материалы. Зрители увидят свыше сотни картин и графических листов — от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» обе — Государственная Третьяковская галерея до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази» Государственная Третьяковская галерея. Рерих будет представлен не только как «мастер гор», создававший станковые произведения, но и как художник, успешно реализовавший свой талант в театре и архитектуре.
Рериха и выдержки из Живой Этики - философии реального Космоса. Это новая философская система, являющаяся синтезом науки, искусства и религии. Посетители плотной стеной стоят и читают эти пронзительные, доходящие до самого сердца и глубины души посылы великого Мастера человечеству о самом главном. От той невыразимой мощи, широты и глубины Гения. Больше всего зрителей возле полотен, посвящённых мировым религиям и философиям, героям и подвижникам. К Воеводе земли русской Сергию Радонежскому не протолкнуться. Впрочем мы были в прошедшую субботу - людей очень много, они стоят долго и рассматривают все картины, пытливо читают цитаты, обсуждают их неспешно. Очень много молодёжи! Удивительно, что произошло со мной на втором этаже выставки, куда ведёт широкий плавный подьем. С него, как с театрального балкона, открывается захватывающий дух вид на тот самый сенционный занавес, который является сейчас самым большим экспонатом Третьяковской галереи. Когда подходишь к перилам балкона и смотришь на висящий шедевр, то ощущение, что изображенный художником вид "живой", что потоки воздуха чуть колышут струи дыма. Даже чудится запах костра и трав вольной степи..
Он был приобретен музеем за рубежом в 2021 году и из-за серьезных повреждений проходил реставрацию — сейчас завершен первый этап восстановления. Выставке «Николай Рерих» посвящен и выпуск проекта «Музыкальное измерение»: дирижер Теодор Курентзис и резиденты musicAeterna составили музыкальные подборки, позволяющие посетителям взглянуть на картины с иной стороны и погрузиться в персональную медитацию наедине с искусством. Выставка будет работать до 10 марта 2024 года. Билеты можно приобрести в кассах и на сайте музея.
Выставка картин Николая Рериха открылась на Крымском Валу
Этот знаменитый артефакт говорит о принятии Данией христианства. Театральный задник, расписанный по эскизам Рериха для «Русских сезонов» Дягилева, после реставрации будет самым большим предметом, экспонирующимся в Третьяковке. Его площадь — больше 200 квадратных метров. Александра Орловская, художник-реставратор высшей категории: «Полотно приехало в Третьяковку в аварийном, в руинированном состоянии, и перед нашей мастерской встал вопрос, как реставрировать полотно. Реставрировать его горизонтально не представляется возможным, потому что у нас нет даже площадей такого размера. Для реставрации этого полотна создали специальную конструкцию, которая позволила работать нам в вертикальном положении». Революцию Рерих не поддержал и уехал в большое путешествие по миру длиною в 30 лет. Владимир Никишин, куратор выставки «Николай Рерих»: «Это другой уже период, другие сюжеты.
Крупнейшая монографическая выставка, приуроченная к юбилею мастера и представляет зрителям широкую панораму его творчества.
Русский музей отправил более 30 произведений Николая Рериха на выставку в Третьяковскую галерею. Государственный Русский музей обладает обширной и представительной коллекцией произведений Николая Рериха, относящихся к различным периодам его творчества. Поэтому работы из собрания Русского музея, упомянутые ниже, вошли во все три части, на которые разделена экспозиция в Третьяковской галерее. Первый раздел выставки знакомит зрителей с русским периодом творчества Рериха. В разделах «Язычество и Начало Руси» раскрывается творческий интерес Рериха к древнему прошлому «Сходятся старцы», 1898; «Зловещие», 1901.
Проект Третьяковской галереи приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха 1874—1947 — знаменитого художника, мыслителя, археолога, путешественника. Посетители смогут увидеть на выставке серию художника «Майтрейя» из Нижегородского государственного художественного музея.
В 1925 году Николай Рерих вместе с женой и детьми отправляется в Центрально-азиатскую экспедицию, которая длилась несколько лет.
Творчество Николая Рериха — явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Полотна Рериха притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью и тайной, свободой мышления и глубоким символизмом. Яркая жизнь Николая Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он завершил его в Азии. Выставочный проект представит наследие Рериха как целостное явление российской и мировой культуры, а также продемонстрирует широту и многогранность творческой деятельности живописца с 1897 по 1947 год.
Рериха «убили» в Третьяковке
Новая Третьяковская галерея 10 октября представит выставку «Николай Рерих». С 10 октября 2023 года по 10 марта 2024-го гостей Новой Третьяковки на Крымском Валу ждет масштабная монографическая выставка произведений Николая Рериха. О плюсах и минусах жизни художника за рубежом: учёба, экзамены, галереи, зарплаты, гранты. В Третьяковской галерее открылась выставка "Николай Рерих" в честь 150-летия со дня его рождения. Экспозиция работ художника стала первой в ГТГ за 65 лет, отметила заместитель гендиректора по научной работе Татьяна Карпова, передает РИА Новости.
В Новой Третьяковке – выставка Рериха
В Новой Третьяковке открылась очередная выставка-блокбастер — ретроспектива Николая Рериха (1874–1947). Третьяковская галерея открыла выставку «Николай Рерих» в честь 150-летия со дня рождения художника, сообщает РИА Новости со ссылкой на заявление заместителя гендиректора галереи по научной работе Татьяны Карповой. Проект Третьяковской галереи приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874–1947) — знаменитого художника, мыслителя, археолога, путешественника. Третьяковская галерея сосредоточилась преимущественно на дореволюционном периоде творчества художника (хотя есть на выставке и более поздние работы), по возможности оставив за скобками мистику.
В Третьяковской галерее открылась Выставка "Рерих"
Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С. Дягилевым в 1909 году в Париже. Выставка будет работать до 10 марта 2024 года. Фото: пресс-служба.
Но на выставке от этого пласта предлагают если не отказаться, то отодвинуть на второй план и посмотреть исключительно на Рериха-художника. Татьяна Карпова, доктор искусствоведения: «Мне кажется, что искусствоведы в долгу у Рериха, и пора включаться более активно историкам искусства в изучение творчества этого удивительного художника. Конечно, есть такая легенда Рериха, и, конечно, семья Рериха создавала эту легенду — мы ни в коем случае не собираемся ее развенчивать, потому что сама легенда тоже требует внимания и бережного к ней отношения».
Николай Рерих закончил Высшее художественное училище в Петербурге, стажировался в Париже — в общем, был художником в высшей степени профессиональным и до революции ярким представителем стиля модерн. На выставке впервые можно увидеть огромное полотно «Сокровища ангелов» — как и картины Врубеля, оно похоже на переливающуюся мозаику. Сюжет оригинален — как и все у Рериха. На ней рядом с ангелами изображен артефакт из Дании. Татьяна Карпова: «Это камень X века нашей эры, который находится в Дании.
Поэтому работы из его собрания вошли во все три части раздела экспозиции. Первый раздел знакомит зрителей с русским периодом творчества художника. В разделах «Язычество и начало Руси» раскрывается творческий интерес Рериха к древнему прошлому. Серия этюдов древнерусских городов показана в разделе «Памятники русской старины», где также экспонируются эскизы росписей и мозаик Рериха для церквей. В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников.
В главном здании на Никитском бульваре расположен его мемориальный кабинет. В нем представлены картины, фотографии и личные вещи Рерихов. Филиал Музея на ВДНХ полностью посвящен семье Рерихов — там более 800 произведений живописи и графики Николая Константиновича, его сына Святослава, а также мемориальные вещи семьи. В честь этого события Государственная Третьяковская галерея открыла выставку «Николай Рерих». Она состоит из нескольких частей: собственно художественное наследие Николая Константиновича, его театральные работы и вещи из личной коллекции мастера. Более 30 экспонатов — а это каждое пятое произведение на выставке — предоставил Музей Востока.
Выставка Николая Рериха в Новой Третьяковке
Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он завершил его в Азии. Выставочный проект представит наследие Рериха как целостное явление российской и мировой культуры, а также продемонстрирует широту и многогранность творческой деятельности живописца с 1897 по 1947 год. В экспозицию войдут художественные произведения и документальные материалы. Зрители увидят свыше сотни картин и графических листов — от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» обе — Государственная Третьяковская галерея до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази» Государственная Третьяковская галерея.
Рерих будет представлен не только как «мастер гор», создававший станковые произведения, но и как художник, успешно реализовавший свой талант в театре и архитектуре.
Художник очень много сделал для того, чтобы культура Востока была более понятной западному человеку», — заявила заместитель гендиректора по научной работе Татьяна Карпова. Залы выставки разделены на два раздела — российского и восточного периода творчества Рериха.
Первый зал оформлен в виде прямоугольника, в основе которого лежит крест. Второй зал имеет циркульную форму, в основе которой лежит Дхармачакра — колесо Сансары.
Проект Третьяковской галереи приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха 1874—1947 — знаменитого художника, мыслителя, археолога, путешественника. Посетители смогут увидеть на выставке серию художника «Майтрейя» из Нижегородского государственного художественного музея. В 1925 году Николай Рерих вместе с женой и детьми отправляется в Центрально-азиатскую экспедицию, которая длилась несколько лет.
В экспозицию войдут художественные произведения и документальные материалы. Зрители увидят свыше сотни картин и графических листов — от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» обе — Государственная Третьяковская галерея до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Вестник» обе — Государственный музей Востока. Рерих будет представлен не только как «мастер гор», создававший станковые произведения, но и как художник, успешно реализовавший свой талант в театре и архитектуре.
К открытию в Новой Третьяковке выставки Николая Рериха
Третьяковская галерея организует обзорные и сборные экскурсии по выставке Рериха продолжительностью полтора часа. Этому событию Третьяковская галерея посвятила масштабную выставку в здании на Крымском Валу. Большая выставка с довольно загруженной архитектурой, спорными пространственными решениями, но к счастью, без попыток показать всего Рериха от начала до конца.
Выставка к 150-летию Николая Рериха в Новой Третьяковке - Версия для печати
Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски». Он был поставлен в Париже на первом сезоне знаменитой антрепризы «Русский балет» Сергея Дягилева. В наше время этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи. Его приобрел музей в 2021 году и «транспортировал» в Москву из-за рубежа. На протяжении многих десятилетий декорация хранилась «накатанной на вал» и теперь нуждается в масштабном восстановлении. Первый этап реставрации полотна завершился к выставке Николая Рериха. Борис Кустодиев. Портрет Николая Рериха. Русский музей Николай Рерих. Третьяковская галерея Николай Рерих. Заморские гости.
Строят ладьи. Музей Востока Николай Рерих. Город строят. Илья Муромец. Покорение Казани. Звездные руны. Твердыни Тибета. Тень учителя. Гуга Чохан. Меч Гессер-хана.
Бахрушина, Смоленский государственный музей-заповедник, Астраханская государственная картинная галерея им. Догадина, Рязанский государственный областной художественный музей имени И. Пожалостина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный исторический музей, Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Национальная галерея Армении и Российский государственный исторический архив. Бажанова в Санкт-Петербурге. Дягилевым в 1909 году в Париже. Экспозиция разделена на три части. Первая часть знакомит зрителей с русским периодом творчества Рериха. Пространство зала представляет собой крест, вписанный в квадрат, а произведения сгруппированы по разделам. В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары.
Что важно — создатель пакта, который лег в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей. Рерих предвидел, что мир ждет много потрясений, и ближе к концу жизни приложил максимум усилий, чтобы создать и продвинуть на международном уровне охранную грамоту для культурного наследия. Но все эти грани таланта свалены в кучу, и поэтому мало что можно понять. Выставку открывают цитаты, вырванные из контекста, плакатно развешенные под потолком. Сложно задержать взгляд на каком-то одном высказывании, вместе они не складываются в единую философию. Зритель попадает на экспозицию, где всё опять же в куче. Тут и иконостас, созданный для фамильной церкви купцов Каменских в Успенском женском монастыре в Перми, и картины из экспедиций на Русский Север, и на Восток, в Азию, и пророческие мистические полотна. Одна из самых эффектных вещей — «Армагеддон» 1936 , где читается предчувствие Второй мировой, — зажата в углу.
Стоило бы подчеркнуть медитативность работ художника-прорицателя приглушенным светом, точечно подсветив работы. Вместо этого большинство пересвечены так, что невозможно найти точку, чтобы увидеть их без бликов. А из-за громоздкой экспозиционной застройки, которая сталкивает зрительские потоки, сложно подойти к интересующим полотнам, чтобы их увидеть целиком, без чужих голов и плеч. Николай Рерих многое взял у своего учителя Куинджи, главное — прием, когда свет словно исходит из картины, будто она и есть его источник. Куинджи выставлял свою «Лунную ночь» в почти полной темноте, направив свет на картину, и это произвело фурор в ХIХ веке.
Портрет отца. Он создал свыше 5 тыс.
Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора — например такие, как «Заморские гости» 1901, Государственная Третьяковская галерея , — так и малоизвестные работы. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи.