13 $a Регламент Императорской Академии наук тысяча восемьсот третьего г. Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра – в 1725 г., когда состоялась первая конференция академиков. Первые научные заседания Академии наук стали проводиться в 1725 г., а в декабре 1725 г., уже после смерти Петра 1, состоялось ее официальное открытие. О созданной в 1725 году по инициативе Петра I Российской Академии наук и об ученых, утвердивших ее отечественную и мировую известность.
To-Ros.info
Российская академия наук насчитывает 1938 членов, из них 855 академиков и 1083 члена-корреспондента. Библиотека Математического института им. В.А. Стеклова РАН открыла электронную полнотекстовую коллекцию «История Российской академии наук в документах». Образование Академии наук было важной составляющей кардинального обновления страны, проводимого Петром Первым. Петербургская Академия наук с самого своего основания создавалась Петром I как государственное учреждение, руководство и финансирование которого осуществлялось через Сенат. Петербургская академия наук — принятое в литературе название высшего научного учреждения Российской империи в 1724—1917 годах[1]. Основана 28 января (8 февраля) 1724 года в Петербурге указом императора Петра I[2]. С февраля[3] (или мая[2]) 1917 года — Российская.
Российская академия наук празднует 300-летие
это высшее научное учреждение Российской империи в период 1725-1917 годов, находившееся в городе Санкт-Петербурге. Российская академия наук насчитывает 1938 членов, из них 855 академиков и 1083 члена-корреспондента. Рукописные Протоколы заседаний Конференции с 1725 по 1928 гг., являются летописью научных занятий Академии Наук; они переплетены в 251 том с алфавитными к ним указателями. этот зимний день (27 декабря 1725 года по старому стилю) в Санкт–Петербурге торжественно открыта Академия наук, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс. Но открыта Академия наук и художеств была только в конце 1725 года, уже после смерти Петра, по указу Екатерины, и начала работать на основе утвержденного им положения.
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история
Открытие Академии наук стало торжественным мероприятием. В нем приняли участие не только ученые, но и представитель императорского двора и духовенства. Выступившие на первом академическом заседании академики Я. Герман и Г. Бюльфингер отметили создание Академии наук в России как крупнейшее событие того времени.
Поскольку в России того времени не было достаточно подготовленных учёных, которые могли бы занять место академика, штат адъюнктов и первых академиков формировался в основном из иностранцев.
Появилась новая категория сотрудников — члены-корреспонденты академии наук. Первым стал П. Разумовский высоко оценил научный и организаторский талант М.
Ломоносова, передал под его контроль практически всю научную и учебную деятельность академии наук и всячески старался улучшить его положение в обществе. Портрет графа К. Разумовского Под руководством Разумовского расширилась издательская деятельность, вышел первый научно-популярный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Издавались переводы на русский язык лучших произведений иностранной литературы и открылась первая академическая книжная лавка в Москве.
Разумовский продолжил традицию организаций научных экспедиций, его особенно интересовали астрономические наблюдения. Одновременно с президентством Разумовский занимал пост «гетмана всея Малой России». К 1765 г. С этого момента он уже не принимал никакого участия в делах академии наук, но продолжал формально числиться президентом академии вплоть до апреля 1798 г.
При отсутствии Разумовского для фактического управления академией императрицей Екатериной II была введена должность директора. Первым стал граф Владимир Григорьевич Орлов, он занимал новый пост с 1766 по 1774 г. Младший из Орловых вместе со своими братьями был возведен в графское достоинство Российской империи. Он обучался в Лейпцигском университете, где проникся любовью к науке, особенно к астрономии.
По возвращении в Россию в возрасте 23 лет был назначен директором академии наук в помощь К. Портрет русского графа Владимира Григорьевича Орлова В. Орлов занимался планированием и обеспечением научных проектов, пытался заменить иностранные языки протоколов заседаний русским, отправлял молодых ученых обучаться в Европу, организовал несколько научных экспедиций. В июне 1771 г.
Даже там он продолжал думать о делах академии, посещал Дени Дидро, Жан-Жака Руссо, других выдающихся деятелей. Но через три года его здоровье ухудшилось и он подал в отставку. Он руководил академией с 1775 по 1783 г. Пропуская процедуру баллотировки, он стал самостоятельно назначать почетных и иностранных членов академии.
Из-за этого конфликт внутри академии перерос в открытую борьбу. Вся страна знала о противостоянии главы академии и ее членов. Тогда генерал-прокурор А. Вяземский встал на сторону академиков и в 1782 г.
Домашнев был отправлен в отпуск. Но этим все не закончилось: Домашнева стали подозревать в присвоении денег академии, которая и без того постоянно нуждалась в средствах. После расследования личным распоряжением императрицы бывший директор был выслан из столицы без права возвращения.
Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.
В течение всего Десятилетия при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы, конкурсы для всех желающих и многое другое.
Без фундаментальных исследований, выполненных учеными в Российской академии наук сегодня невозможно представить ни прошлое отечественной и мировой науки и культуры, ни ее современное состояние, ни перспективы развития. Учитывая особую роль Академии наук в развитии России Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года установлен День российской науки, который ежегодно отмечается 8 февраля. Это праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности. Опубликовано: Академия наук и художеств08.
Православно-державный календарь
Так идея необходимости «заведения наук» в России была не только воспринята русским монархом, но и получила самую квалифицированную интеллектуальную поддержку ведущих европейских ученых. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с Академическим университетом и гимназией, которые создавались при ней. Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют».
Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки.
Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей.
Попов, С. Румовский, П. Иноходцев, химик Я. Захаров, минералог В. С самого начала перед Академией ставились не только теоретические, но и практические цели — разработка и распространение полезных практических знаний. В то же время Петербургская Академия наук в отличие от западноевропейских должна была стать не только научно-исследовательским, но и учебным заведением.
При ней состояли университет и гимназия. Собственно Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Математический класс включал четыре кафедры: одна — теоретической математики, одна — астрономии, географии и навигации и две — механики, которой Петр придавал огромное значение. В физический класс входили четыре кафедры — физики теоретической и экспериментальной , анатомии, химии и ботаники. Гуманитарный класс состоял из трёх кафедр: красноречия и древностей; истории древней и новой; права, политики и этики.
Но через три года его здоровье ухудшилось и он подал в отставку. Он руководил академией с 1775 по 1783 г. Пропуская процедуру баллотировки, он стал самостоятельно назначать почетных и иностранных членов академии. Из-за этого конфликт внутри академии перерос в открытую борьбу. Вся страна знала о противостоянии главы академии и ее членов. Тогда генерал-прокурор А. Вяземский встал на сторону академиков и в 1782 г. Домашнев был отправлен в отпуск. Но этим все не закончилось: Домашнева стали подозревать в присвоении денег академии, которая и без того постоянно нуждалась в средствах. После расследования личным распоряжением императрицы бывший директор был выслан из столицы без права возвращения. Портрет Сергея Герасимовича Домашнева После громкой отставки академия снова нуждалась в руководителе. Нужен был надежный человек, и тогда Екатерина II назначила на должность директора свою подругу Екатерину Романовну Дашкову. Она стала единственной женщиной, возглавлявшей академию наук, и руководила учреждением при президенстве К. Разумовского с 1783 по 1796 г. За свое достаточно долгое руководство Екатерина Дашкова главным образом стремилась возвести русский язык в ранг великих литературных языков Европы. Главным достижением академии наук под ее руководством стал изданный в 1789—1794 гг. По ее инициативе был выпущен ряд ценных изданий, среди которых собрание сочинений М. Портрет княгини Екатерины Романовны Дашковой Последним директором академии наук стал Павел Петрович Бакунин, руководивший академией с 1794 по 1796 г. Сенату даже пришлось издать указ, запрещающий директору вмешиваться в дела членов академии. В накаляющейся обстановке П. Бакунину пришлось подать прошение об отставке. Он наконец завершил многолетнее формальное президентство К. Разумовского и в 1798 г. Николаи сразу же начал вникать в дела академии, которая переживала непростые времена. Он пытался в меру сил и возможностей выправить тяжелое положение академии наук и помочь ее членам, учитывая ошибки прошлых руководителей. Николаи поддержал ходатайство академической конференции от 24 мая 1798 г. Выступал против введения цензуры для проверки научных сочинений и запрета ввоза в Россию иностранных книг. А для поощрения деятельности академиков ввел конкурсы на ежегодные премии по различным отраслям. Николаи ввел должность вице-президента академии. Таким образом, при смене руководства в управлении должен был оставаться человек, сведущий в делах текущих.
Академия отпраздновала свое создание большим публичным собранием. Это был торжественный акт появления нового атрибута российской государственной жизни. Академическая Конференция стала органом коллективного обсуждения и оценки результатов исследований. Ученые не были связаны какой-нибудь господствующей догмой, пользовались свободой научного творчества, активно участвуя в противоборстве картезианцев и ньютонианцев. Практически неограниченными были возможности публиковать научные труды. Первым президентом академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост. Заботясь о соответствии деятельности Академии мировому уровню, Петр I пригласил в нее ведущих иностранных ученых. В 1727 г. Научная работа Академии в первые десятилетия велась по трем основным направлениям или «классам» : математическому, физическому естественному и гуманитарному. Фактически Академия сразу включилась в умножение научного и культурного богатства страны.
Главная по науке
Помощь [ показать ] Поиск по определенным полям Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например: author:иванов Можно искать по нескольким полям одновременно: author:иванов title:исследование По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе: исследование разработка оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе: исследование OR разработка оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент: исследование NOT разработка author:иванов NOT title:разработка Тип поиска При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
Якоби; математики М. Остроградский, В. Буняковский, П. Севергин, А. Бутлеров, Я.
Захаров, Н. Бекетов; биологи К. Бэр, А. Ковалевский, И. Научные исследования и работы академиков и сотрудников академических институтов текущего столетия вошли в золотой фонд мировых достижений. Только список сделанных ими и внесенных в Государственный реестр открытий занимает в справочниках свыше десяти страниц. Выдающиеся заслуги в области физики и химии академиков Н. Семенова, П. Капицы, Л.
Ландау, П. Черенкова, И.
Отец наших отцов В собственной ванной убит известный французский антрополог профессор Аджемьян. На его рабочем столе журналистка Лукреция Немро находит записки о сенсационном научном открытии в вопросе о происхождении человечества. Лукреция предлагает эту тему журналу «Современный обозреватель», но главный редактор забраковывает материал. Тогда журналистка начинает собственное расследование. Неизвестные личности пытаются остановить парочку всеми способами, вплоть до убийства. Множество научных гипотез и мистификаций, погонь и перестрелок, расследование убийства профессора и происхождение человечества сливается в научный детектив. Возможно, эта книга не даст вам новых знаний, но вашим детям точно, а заодно и заинтересует их естественными науками.
Дэвид Боданис. Биография самого знаменитого уравнения в мире Никогда не думала, что книги о физике могут быть настолько интересны! Эта книга читается порой как научно-популярный триллер — особенно история о разработке немцами атомной бомбы, о том, как союзники пытались им помешать. Словно у тебя на глазах норвежцы устраивают диверсию на заводе в Веморке, люди пытаются спастись с взорванного плота, цепляясь за бочки с тяжелой водой. Рассказ Боданиса о каждом знаке уравнения, о судьбах ученых, причастных к открытию, так мало похож на унылый школьный урок физики, так понятны его объяснения, что такое масса, энергия, скорость света, атомный распад, что начинаешь восхищаться полётом человеческой мысли и жалеть, что книга не попала тебе в руки раньше. Но русские ученые-физики в книге проигнорированы, как и победы русских войск во второй мировой войне.
Бернулли, медик И.
Дювернуа; в 1726 г. Делиль, историк Г. Байер и другие. Блюментрост заложил основы организационного устройства Академии. Основные усилия на посту президента он направил на создание академической типографии. Позднее из бывшей Синодальной типографии в Академическую типографию была передана часть оборудования — «два стана и шрифты — русской гражданской печати, немецкий и латинский» и часть персонала. С его именем связана одна музыкальная легенда.
Якобы именно он заказал великому композитору Иоганну Себастьяну Баху написать произведения для клавира, ставшие знаменитыми под названием «Вариации Гольдберга». При третьем президенте Академии 1734 г -1740 гг.
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история
Лейбницем, знания и опыт которого были использованы при создании Академии наук в России. Первым президентом Академии наук 1725-1733 гг. Блюментрост кстати, уроженец России , лейб-медик Петра I, получивший первоклассное медицинское образование в Европе и в совершенстве владевший четырьмя языками русским, латинским, немецким, французским. Именно он стал приглашать в Академию наук ученых из-за границы уже на тот момент снискавших себе определенную известность в Европе.
Его дело до конца довела Екатерина I, хотя сама она была неграмотной.
Первым президентом Академии наук ещё в декабре был назначен лейб-медик Петра и Екатерины Лаврентий Блюментрост, возглавлявший её до лета 1733 года. Петербургская Академия наук или «социетет художеств и наук», как было сказано в проекте указа царя имела существенные отличия от западных образцов. Важнейшее из них — Академия создана государством. Оно содержало Академию с момента основания и взяло на себя все заботы о распространении просвещения, науки и культуры.
Первым президентом Академии наук ещё в декабре был назначен лейб-медик Петра и Екатерины Лаврентий Блюментрост, возглавлявший её до лета 1733 года. Петербургская Академия наук или «социетет художеств и наук», как было сказано в проекте указа царя имела существенные отличия от западных образцов. Важнейшее из них — Академия создана государством. Оно содержало Академию с момента основания и взяло на себя все заботы о распространении просвещения, науки и культуры. Иной была и структура новой Академии наук, включавшей в себя три разных учреждения: университет для обучения юриспруденции, медицине и философии; гимназию, готовившую учеников для университета, и собственно академию, то есть «собрание учёных и искусных людей».
При ней состояли университет и гимназия. Собственно Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный.
Математический класс включал четыре кафедры: одна — теоретической математики, одна — астрономии, географии и навигации и две — механики, которой Петр придавал огромное значение. В физический класс входили четыре кафедры — физики теоретической и экспериментальной , анатомии, химии и ботаники. Гуманитарный класс состоял из трёх кафедр: красноречия и древностей; истории древней и новой; права, политики и этики. Академия имела также право избрания своих членов. Государственное финансирование отличало Петербургскую Академию наук от подобных учреждений Европы. Имелась собственная библиотека. Здесь начала выходить газета «Санкт-Петербургские ведомости».
Особую область деятельности Академии наук составляли экспедиции, во время которых велись астрономические, геодезические, географические наблюдения, изучался растительный и животный мир, полезные ископаемые и этнография народов.
Книга: Протоколы заседаний конференции Академии наук с 1725 по 1803 год. Т. 3: 1771-1785
В 1725 году публичную библиотеку передали в ведение Императорской академии наук. Указ Екатерины I об образовании Академии наук 21 декабря 1725 (1 января 1726) года Указ ея императорского величества самодержцы Всероссийской, из Сената Объявляется во всенародное известие Понеже всем известно есть. 7 декабря 1725 г. последовал именной указ императрицы «Об открытии предположенной к учреждению императором Петром Великим Академии наук и о назначении в оную президентом лейб-медика Лаврентия Блюментроста».
1725 Открытие Академии наук
Жизнь Лейбница , сознательно оставшегося в стороне от университетов, дает яркий пример отношения к ним передовых людей немецких государств. Лейбниц остался до конца неизменным в своей оценке университетов, он искал новых путей. А между тем с ним и с кругом лиц, с ним связанных, как раз столкнулся в Германии Пётр, так как Лейбниц и его круг глубоко интересовались Россией, энергично искали возможности с ней столкнуться. К тому же Лейбниц был близок к немецким придворным кругам, с которыми породнился Пётр, где вращались русские и поступившие на русскую службу государственные деятели того времени. Для Петра университеты были чужды ещё и потому, что они в общем в это время стояли в стороне от того движения, которое вызвало рост точного знания. Изобретатели, видные исследователи математики и естествознания, которые работали в областях, близких к жизни, стояли в это время в целом в стороне от университетов. Любопытно, например, что среди университетских преподавателей в это петровское время трудно было найти химика или механика; в Венском университете посланцы Петра столкнулись с отсутствием достаточного преподавания математики.
Конечно, ещё менее могли удовлетворить Петра высшие школы, ещё более далекие от жизни: академии и коллегии, которые в это время широко процветали в Польше, были совершенно лишены научной мысли. Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве. Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в. В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось. В Киевской духовной академии естествознание совершенно не преподавалось; математика была поднята лишь в эпоху Петра, который дал возможность Киевской академии развиться. Естествознание проникало здесь через преподавание физики, стоявшей на низком уровне заглохшей схоластики XVII в.
Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра. Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей. Пётр хотел иметь в стране людей, которые могли бы давать ответы на вопросы, предъявляемые к науке текущей жизнью, хотел научить русских добывать новое знание, быть независимыми от чужеземцев в государственной работе этого рода - в полезных открытиям и изобретениях. В первоначальном плане Академии наук преподавательская деятельность отошла поэтому на второй план; Академия была столь же близка к коллегии петровского времени, как и к высшему учебному заведению. Своеобразие цели, поставленной Петром, было ярко выставлено в самом проекте 1724 г. Цель, какую имела Академия наук, и её несогласие с воззрениями современников ясно сознавались Петром.
Татищев сохранил любопытный разговор свой об этом с Петром незадолго до его смерти, в 1724 г. Вероятно, Петру не раз приходилось с этим сталкиваться. Татищев пишет: В 1724 году, как я отправлялся во Швецию, случилось мне быть у его величества в летнем доме; тогда лейбмедикус Блюментрост, яко президент Академии наук, говорит мне, чтоб в Швеции искать учёных людей и призывать во учреждающуюся академию в профессоры. На что я, рассмеялся, ему сказав: Ты хочешь сделать архимедову машину, очень сильную, да подымать нечего и где поставить места нет.
Но первым русским академиком стал наш знаменитый самородок Михайло Ломоносов. Создание Петербургской академии во многом определило ход исторического развития Российской империи: на протяжении своей почти трехсотлетней истории Российская академия наук объединяла в своих рядах крупнейших специалистов по всем ведущим направлениям естественных, технических и гуманитарных наук. Без фундаментальных исследований, выполненных учеными в Российской академии наук сегодня невозможно представить ни прошлое отечественной и мировой науки и культуры, ни ее современное состояние, ни перспективы развития. Учитывая особую роль Академии наук в развитии России Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года установлен День российской науки, который ежегодно отмечается 8 февраля.
Другие убеждены, что академиками являлись только профессора. Если исходить из первой точки зрения, в число академиков попадают Василий Евдокимович Ададуров, который с 1733 г. Согласно второй точке зрения, академиками считаются М. Ломоносов профессор химии и В. Тредиаковский, которому также 25 июля 1745 г. Вместе с М. Ломоносовым и В. Тредиаковским в этот же период звания адьюнкта натуральной истории и ботаники удостоился ботаник, географ и путешественник С. Это был знаменательный прорыв: впервые за всю историю существования Петербургской академии наук в ее состав вошли сразу трое российских ученых. Войдя в состав Академии, Ломоносов стал предпринимать системные усилия для ее реорганизации и изменения действующих правил в распорядке научной работы. В частности, он предложил отменить требование Устава 1747 г. Ученый полагал, что это требование ограничивает свободное развитие науки: «. Ибо часто требует астроном механи-кова и физикова совета, ботаник и анатомик — химикова... Сверх того, разве то противно наук происхождению, чтобы анатомик знал химию и писал свои в ней изобретения? Тем самым Ломоносов, будучи ученым широкого спектра познания, настойчиво выступал за развитие межпредметных связей и взаимного обогащения наук, что для его времени было чрезвычайно прогрессивной позицией. В академической деятельности Ломоносов придавал огромное значение Гимназии и Университету. Он писал: «Петербургский университет — друг, более того, единокровный брат Академии наук, который составляет с нею едину плоть и будет заодно с ней трудиться на пользу Отечества» Ломоносов, 1957, с. Большую заботу и тревогу Ломоносова вызывали положения Регламента 1747 г. По его мнению, при Академии должны состоять «и студенты вольные и посторонние, безжалованные. Таковые студенты числятся по университетам в других государствах не токмо стами, но и тысячами из разных городов и земель. Университет Санктпетербургский был бы доволен и вольными студентами, которые купно с содержащимися на жалованье могли вскоре не токмо Академию удовольствовать, но и по другим командам распространяться» Ломоносов, 1957, с. Настойчивость Ломоносова нашла отражение в расширении сословного состава студентов и выделении Академического университета в самостоятельную единицу внутри Академии наук. Первые учебные занятия, проходящие согласно новому регламенту, в Академическом университете начались 16 мая 1748 г. Располагался Университет совместно с Академической гимназией на подворье Троице-Сергиевой лавры угол 15-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы. Число слушателей Университета было небольшим и постоянно колебалось. Так, в 1752 г. В начале 1750-х годов во главе Университета стоял соратник и товарищ Ломоносова С. В это время занятия стали носить регулярный характер, были введены экзамены. Учебная программа включала в себя древние и новые языки, словесность, математику, физику, химию, историю и географию. Для поощрения студентов были учреждены тридцать стипендий. Университет укрепил взаимные связи и координацию действий с Академической гимназией. Лучшие его выпускники переводились в адъюнкты Академии, получали степень магистра. В этот же период начала функционировать Химическая лаборатория Императорской Академии наук и художеств. С ее открытием Ломоносов стал читать студентам Университета лекции по новой научной дисциплине — курсу «Введение в истинную физическую химию». До наших дней дошли различные варианты планов и программ курса физической химии, разработанные собственноручно Ломоносовым. Целиком поддерживая петровскую «триединую композицию» — Академии наук, Академического университета и Академической гимназии, — Ломоносов полагал, что в этой триаде именно Университет призван играть главенствующую роль в обучении национальных кадров. Многолетняя борьба ученого за достойное развитие Петербургского университета привела к тому, что в январе 1760 г. Благодаря этому решению ученый приобрел возможность реализовать положения созданных им проектов регламентов обоих учебных заведений, и при этом делами Университета и Гимназии он распоряжался самостоятельно. Получив эти права, Ломоносов достиг серьезного усовершенствования всей деятельности академических Гимназии и Университета, их реорганизации, нацеленной на подготовку российских ученых. Он настаивал: вместо того, чтобы заво- зить для преподавания все новых профессоров из европейских стран, целесообразно ежегодно командировать наиболее перспективных студентов Академического университета в зарубежные университетские центры — «для совершенства в науках» Чернова, 2011, с. История преподавания в Санкт-Петербургском университете экономических дисциплин берет начало с момента возобновления деятельности Университета в 1819 г. Тогда в СПбГУ впервые была создана кафедра энциклопедии юридических и политических наук и политической экономии, которую возглавил М. Ба-лугъянский, утвержденный позднее в этом же году ректором Университета. Вместе с ним курсы экономической теории и статистики читали профессора М. Плисов, К. Герман, К. Тем самым преподавание знаний по экономике стало вестись в Университете на системной основе. Однако с полным правом можно утверждать, что отдельные лекции по экономике читались в Университете и в предшествующие годы. И здесь можно вспомнить имена уже названных выше Л. Эйлера и М. Ломоносова, отличавшихся невиданной широтой практических знаний, которые помогали делать им экономические обобщения и рекомендации. Этими наблюдениями они, безусловно, делились на занятиях со студентами. Ломоносов проявил себя не только как талантливый и упорный изобретатель, но и как предприниматель, экономист, полностью разрабатывая принципы существования своих предприятий. Он создал химические технологии для самых разнообразных производств. Произведя множество опытов, ученый выявлял оптимальные рецепты изготовления образцов, по сути, закладывая первые русские стандарты производства фарфора, стекла и других видов продукции. Один из наиболее значимых научных трудов Ломоносова по экономике — «О сохранении и размножении российского народа» — был непосредственно посвящен решению насущных проблем российской державы середины XVIII в. Ученый предложил конкретную и детальную программу, нацеленную на успешное развитие производительных сил России. Парадокс заключается в том, что этот важнейший труд Ломоносова находился под запретом более полувека и впервые был опубликован в 1819 г. Работа «О сохранении и размножении российского народа» была напечатана в «Журнале древней и новой словесности» Ломоносов, 1819 , причем с весьма крупными цензурными изъятиями. И спустя полвека цензоров продолжали пугать острота поставленных проблем, радикальность предлагаемых мер, а также критика ряда церковных правил, ограничивающих развитие народонаселения. Экономические идеи Ломоносова во многом диктовались заботой об укреплении государства. Он выступал за установление государственной опеки над отечественным промышленным производством и торговым предпринимательством, за введение покровительственных таможенных тарифов вплоть до запрета в отдельных случаях на ввоз товаров, которые могли производиться внутри страны.
Зуев, математик С. Котельников, астрономы Н. Попов, С. Румовский, П. Иноходцев, химик Я. Захаров, минералог В. В то же время Петербургская Академия наук в отличие от западноевропейских должна была стать не только научно-исследовательским, но и учебным заведением. При ней состояли университет и гимназия. Собственно Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Математический класс включал четыре кафедры: одна — теоретической математики, одна — астрономии, географии и навигации и две — механики, которой Петр придавал огромное значение.
Кто возглавлял Академию наук в России
Указ Екатерины I об образовании Академии наук 21 декабря 1725 (1 января 1726) года Указ ея императорского величества самодержцы Всероссийской, из Сената Объявляется во всенародное известие Понеже всем известно есть. Следующим важным шагом в процессе создания Академии наук стал Указ императрицы Екатерины I от 20 ноября 1725 г. «О заведении Академии наук». Петербургская академия наук — принятое в литературе обобщённое название Императорской академии наук в Санкт-Петербурге (1724—1917). Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны. Диссертация по теме Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года. Библиотека Математического института им. В.А. Стеклова РАН открыла электронную полнотекстовую коллекцию «История Российской академии наук в документах».
Первое подобие сети метеостанций для наблюдений за погодой
- Библиотека академии наук отмечает 305-летие со дня основания
- Молодежные сайты Кубани
- Комментарий отправлен на модерацию
- Российская академия наук отмечает свое 300-летие! — Молодая Гвардия