Практическая информация для посещения собора Василия Блаженного: как доехать, режим работы и стоимость билетов. за приглашение; - сообществу mosblog - за информацию о мероприятии; - коллегам-блогерам annataliya, luvida, olster28. Уникальная возможность посетит символ России не вставая с дивана. Прогулка по собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (официальное название храма Василия.
В храме Василия Блаженного в Москве отреставрировали церковь, закрытую 90 лет назад
Например, в церкви Святой Троицы можно увидеть тябловый иконостас, воссозданный в начале прошлого столетия по образцу древнего оригинала: образа крепятся вплотную друг к другу на лаконичные балки без яркого декора. Более яркий иконостас, украшенный ажурной золочёной резьбой и расписанный масляными красками, расположен в церкви Василия Блаженного. Он был создан в 1895-м по образцам XVII века. Иконостас церкви Василия Блаженного. Фото: Самый большой и пышный иконостас собора выполнен в стиле барокко в середине XVIII века и располагается в центральной церкви. Основание у него деревянное, окрашенное тёмно-зелёной краской, на фоне которой эффектно выделяются золочёные карнизы, колонны и фигурные накладки.
Экспозиционные залы Занимают несколько помещений в подклете храма. Здесь представлена постоянная экспозиция, а также проводят временные выставки. В витринах — архитектурные экспонаты фрагменты старинной кровли, голосники, а также украшения шатра центральной церкви. Ещё здесь можно посмотреть на коллекцию археологических артефактов, найденных на территории собора. Самые интересные — шёлковые волосники XVII века.
Это особые женские шапочки, которые надевали под платок или кокошник. Большую часть экспозиции занимают иконы и хоругви полотнища с изображениями святых второй половины XIX — начала XX века. Особенно впечатляет хоругвь в виде шлема с кольчугой и иконой Казанской Богоматери, украшенной золотом и изображениями космоса. Ещё одна интересная хоругвь повторяет форму древнерусского храма, на ней изображён образ Серафима Саровского. Обе святыни изготовили специально для Покровского собора.
Мифы Покровский собор на протяжении всей истории обрастал загадками и легендами. Одни уже давно удалось развеять, а над другими учёные по-прежнему ломают голову. Ослеплённые архитекторы Учёные до сих пор не могут точно установить, кто именно построил храм Василия Блаженного. Однако большинство исследователей склоняется к мнению, что зодчими стали древнерусские мастера Постник и Барма. Их имена удалось узнать только в конце XIX века, когда в архивах Румянцевского музея обнаружили летопись с их упоминанием.
Правда, позже учёные выдвинули гипотезу о том, что Постник и Барма — это один человек, но подтвердить или опровергнуть её так и не удалось. Зато многим знакома легенда о жестокой расправе с архитекторами Покровского собора. Говорят, Иван Грозный боялся, что зодчие построят второй столь же великолепный храм, и потому велел их ослепить. Конечно, никаких тому подтверждений исследователи не нашли, зато смогли опровергнуть предание: в летописных хрониках обнаружили упоминания новых зданий, построенных Постником уже после Покровского собора. Подземные сокровища Распространён миф о несметных богатствах, которые скрываются в подземелье Покровского собора.
И у него есть вполне достоверные исторические основания. Дело в том, что фундаментом собора служит кирпичный подклет — цокольный этаж, на который «опираются» все церкви. Чтобы стены выдержали нагрузку и не растрескались от перепада температур, зодчие сделали внутри ниши-пустоты. Когда строительство завершилось, небольшие комнатки переоборудовали под хранилища с замысловатыми замками. Чтобы их открыть, требовалось сразу несколько ключей.
Согласно летописям, в этих тайниках держали ценные вещи, принадлежавшие собору, а также хранили богатства зажиточных москвичей. Некоторое время здесь находилась царская казна. Благодаря отличной вентиляции, в подклете держали даже книги. Сейчас в нишах подклета размещена музейная экспозиция. Подвалы храма.
Фото: grushenka Реплика мечети Миф об исламских истоках собора с уверенностью можно назвать самым экстравагантным. Он гласит, что Иван IV, завоевав Казань, приказал разрушить главную городскую мечеть в начале 2000-х на её месте возвели знаменитую Кул-Шариф , но был настолько потрясён красотой исламской святыни, что приказал построить православную церковь, похожую на мусульманский храм. В подтверждение этой гипотезы казанские исследователи ссылаются на сходство композиции храма с планировкой исламских святынь.
Храм также признан одним из семи чудес России наравне с Петергофом в Санкт-Петербурге и Мамаевым курганом в Волгограде. Ежегодно его посещают сотни тысяч москвичей и туристов. Это навигационные стелы, таблички и указатели, с помощью которых посетители музея смогут лучше сориентироваться при осмотре всемирно известной достопримечательности. Вся информация представлена на трех языках — русском, английском и китайском», — рассказали в пресс-службе Государственного исторического музея.
Шесть уличных навигационных стел расположены вокруг здания собора на Красной площади.
Однако, над храмом возвышается десять разноцветных глав, не считая луковицы над колокольней. Десятая зелёная с красными шипами глава находится ниже уровня глав всех остальных церквей и венчает северо-восточный угол храма. Глава церкви Василия Блаженного Эту церковь пристроили к собору после окончания строительства.
Её возвели над могилой очень известного и почитаемого юродивого того времени, Василия Блаженного. Василий Блаженный Человек этот был современником Ивана Грозного, жил он в Москве, про него ходило множество легенд. В Средние века на Руси юродство было одной из форм подвижничества. Василий Блаженный не был юродивым от рождения, он — юродивый Христа ради, который стал им совершенно сознательно.
В 16 лет он решил посвятить жизнь Богу. Служить Господу можно было по-разному: уйти в монастырь, стать отшельником, а Василий решил стать юродивым. Более того, он выбрал подвиг нагоходца, то есть ходил без одежды и зимой и летом, жил на улице, на паперти, питался подаянием и говорил непонятные речи. Но сумасшедшим Василий не был и, если он хотел быть понятым, говорил вразумительно и люди его понимали.
Несмотря на такие суровые условия жизни, Василий Блаженный прожил очень долгую жизнь даже по нынешним временам и дожил до 88 лет. Похоронили его рядом с собором. Захоронение рядом с храмом было обыденным делом. В то время, согласно православной традиции, у каждого храма существовало кладбище.
На Руси юродивых всегда почитали и при жизни, и после смерти и хоронили ближе к церкви. После кончины Василия Блаженного причислили к лику святых. Как над святым, над его могилой в 1588 году поставили церковь. Случилось так, что эта церковь оказалась единственной зимней во всём соборе, то есть только в этом храме службы шли каждый день круглый год.
Поэтому название этой маленькой церкви, построенной почти на 30 лет позже самого храма Покрова Богородицы на Рву, было перенесено на весь Покровский собор. Его стали звать храмом Василия Блаженного. Культурный слой у Покровского собора на Красной площади Интересную деталь можно заметить с восточной стороны храма. Там растёт рябина в… горшке.
Посадили дерево, как и полагается, в грунт, а не в горшок. За многие годы вокруг собора образовался культурный слой изрядной толщины. В 2005 году решено было вернуть храму его первоначальные пропорции. А рябина к тому времени уже росла здесь не один десяток лет.
Чтобы не губить дерево, вокруг него сделали деревянный чехол. Колокольня и колокола С 1990 года собор находится в совместном использовании государства и РПЦ. Здание Покровского собора принадлежит государству, поскольку его финансирование поступает из госбюджета. Колокольню храма построили на месте разобранной звонницы.
Соборная колокольня действующая. Сотрудники музея звонят сами, их обучал один из ведущих звонарей России Коновалов. Музейные работники сами обеспечивают сопровождение церковной службы колокольным звоном. Звонить в колокола обязательно должен специалист.
Музейщики никому не доверяют собрание колоколов Покровского собора. Фрагмент колокольни Покровского собора Не умеющий звонить человек, даже хрупкая женщина, может неправильно послать язык и расколоть колокол. Дополнительные сведения о колоколах и звонах Древняя соборная звонница была трёхъярусной, трёхпролётной и трёхшатровой. В каждом пролёте на каждом ярусе висели колокола.
Звонарей было несколько и они все находились внизу. Система звонов была очепнАя или очЕпная. Колокол намертво крепился к балке и звонили в него, раскачивая не язык, а сам колокол. Колокола Покровского собора не подтачивали под определённый звук, у них было только три основных тона — один тон внизу юбки, второй — в середине юбки, третий — наверху, а также были десятки обертонов.
На русских колоколах сыграть мелодию просто невозможно. Наш звон ритмичный, а не мелодичный. Для обучения звонарей существовали характерные ритмичные попевки. Для Москвы: «Все монахи воры-воры, все монахи воры-воры, а игумен — плут, а игумен-плут».
Для Архангельска: «По-чём трес-ка, по-чём трес-ка, две копейки с половиной, две копейки с половиной». В Суздале: «Голяками припекали, голяками припекали». Для каждой местности был характерен свой ритм.
Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы». Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку». Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. А теперь посчитаем остальные купола. Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое. Не принимаем в расчет небольшой низкий купол слева от алтаря — это главка придела над мощами святого Василия Блаженного, он появился здесь позже, в 1588 году. Точно так же придется исключить из него и шатровую колокольню, построенную в 1683 году вместо прежней звонницы справа от алтаря. И тогда оказывается, что впечатление невероятного, непостижимого многоглавия достигнуто простым соединением двух традиционных пятиглавых храмов, как бы вставленных один в другой. При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 — центральный шатер «работает» на оба пятиглавия. Но рисунки, сделанные иностранцами, а также древние описи собора позволяют сказать, что куполов здесь было гораздо больше. Снаружи по периметру главного шатра располагалось еще 8! А жаль… Интересно, что бы сказал, увидев собор таким, Блазиус? Уникальность архитектурной композиции собора и его символика. Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» или «осьмое царство» , которое наступит после Второго Пришествия Христа — после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7. Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир. Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, — символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы — Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории покрывале с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова. Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень навес , которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Самое высокое здание в Москве Покровский собор на Красной площади стал самым высоким строением Москвы его высота равняется 60 метров и являлся таковым до конца 16 века, когда при Борисе Годунове была построена колокольня церкви Иоанна Лествинчика высотой 81 метр. При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры. Во время проведения службы внутри могло поместиться очень небольшое количество людей, поэтому во время больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади. В 1737 году во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного очень пострадал и его пришлось реставрировать. Когда для предотвращения пожаров с Красной площади убрали деревянные церкви, то под его своды перенесли пятнадцать престолов снесенных деревянных церквей, а престол во имя трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого. Также был переименован престол Киприана и Устинии, он стал носить имя святых Адриана и Наталии. Всего на то время у собора было 11 приделов. Во второй половине 18 века, в годы правления Екатерины II Покровский собор еще раз реконструировали. Были снесены 16 маленьких глав вокруг главных башен, а шатровую колокольню соединили со зданием самого собора. Именно тогда собор стал таким разноцветным, каким мы знаем его и сейчас. Попытки уничтожения храма и противостояние им Первым, по легенде, собор пытался взорвать Наполеон Бонапарт. Но после молитвы москвичей произошло чудо: пошел дождь и загасил фитили французских пушек. Документальных подтверждений этой истории нет. Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам. Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте. Храм Василия Блаженного в Советский период и в наши дни Годы Великой Октябрьской революции принесли храму немало испытаний. В сентябре 1918 года был расстрелян настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов. А имущество храма было конфисковано. Колокола сняли и отправили на переплавку, сам храм закрыли, но не уничтожили.
«Мы о нём ещё очень многого не знаем»: Покровскому собору на Красной площади — 462 года
Покровский собор (Храм Василия Блаженного) и Кремль. Храм Василия Блаженного находится прямо в начале экскурсионного маршрута по Собору Василия Блаженного, поэтому и мы начнем с него. Покровский собор на Рву (Храм Василия Блаженного) на Красной площади сентябрь 2018 47. Но хоть раз побывав внутри храма Василия Блаженного, хочется возвращаться туда снова и снова. Практическая информация для посещения собора Василия Блаженного: как доехать, режим работы и стоимость билетов. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Москва. Красная площадь. Собор Василия блаженного внутри.
'+obj.error+'
Необычайной красоты своды — они представляют собой «цветочные ковры». Так и осталось, — говорит Татьяна Сарачева, заведующая проектом «Покровский собор». Тактильная модель для незрячих В Покровском соборе установили тактильные модели, которые позволят незрячим и слабовидящим людям увидеть всемирно известный памятник архитектуры. Сделали их к 460-летию Покровского собора. Уличная модель из металла выполнена масштабом 1:100. Ее дополнили мини-копией московского монумента — памятника Минину и Пожарскому. Можно посмотреть бесплатно, не приобретая билет в музей, — говорит Татьяна Сарачева, заведующая проектом «Покровский собор».
Рассмотреть Храм Василия Блаженного со всех сторон можно будет с помощью еще одной тактильной разборной модели, которая расположена внутри собора. Здесь же мы показываем и примеры подлинных строительных материалов храма, — рассказали в музее. Интересно знать Названия всех 11 церквей, входящих в состав Покровского собора на Красной площади Собор объединяет одиннадцать церквей приделов. Центральная церковь сооружена в честь Покрова Богородицы, а вокруг церкви в честь: Святой Троицы,.
По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Она стала частью Покровского собора.
Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного. Царская сокровищница и аналой на Лобном месте В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов.
Он родился в Москве, бывал на Красной площади и любовался храмом Василия Блаженного — Покровским собором. Учёные предполагают, что именно этот собор вдохновил поэта на создание одной из сцен знаменитой трагедии «Борис Годунов».
День их памяти — 2 15 октября.
В этот день в 1552 году войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань [111]. В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии , в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Роспись образов мучеников IV века Адриана и Наталии связан с переименованием церкви в 1786 году, когда состоятельная вкладчица Наталья Михайловна Хрущёва пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей [111] [109]. В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название [114]. В церкви представлены хоругви XVIII века — иконы-знамёна времён крестных походов, сохранились на стенах и крепления для них.
Тогда же, в 1780 году, был выполнен резной по дереву позолоченный иконостас в стиле классицизма [111]. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира — дни первый и четвёртый [127]. В 2007 году росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке акционерного общества « Российские железные дороги » [114]. Церковь Николы Великорецкого[ править править код ] Купол церкви Николы Великорецкого, 2013 год Царские врата церкви Николы Великорецкого, 2007 год Южная церковь освящена в честь Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий» [128] [121]. В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного чудотворную икону пронесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву — по всем присоединённым землям, в знак их вхождения в православную державу [129]. Церковь — одна из больших, её высота 28 метров, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом [114].
Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 года. Впервые стены церкви были расписаны иконным письмом в 1786-м. Во второй половине XVIII — начале XIX века сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. Существующая масляная роспись относится уже к середине XIX столетия [130] [111]. В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним [131]. В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше — апостолы , в своде — образ Спаса Вседержителя [114]. Иконостас украшен лепным цветочным декором с золочением.
Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу , имитирующей парчовую ткань [114]. Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора [109]. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек XVI века. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом [109]. В 2005—2006 годах иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи [114].
Церковь Святой Троицы[ править править код ] Икона «Троица Ветхозаветная» второй половины XVI века в церкви Святой Троицы Восточная церковь освящена во имя Святой Троицы — считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой в народе часто именовали весь храм [121]. Церковь является одной из четырёх больших церквей собора — её высота 21 метр, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом [114]. В процессе реставрации 1920-х годов в этой церкви наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры , обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арочек. В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль — символ вечности. Это крайне редкое в древнерусском искусстве символическое изображение Бога. В этой церкви не было найдено ни одного фрагмента древней живописи, что позволяет предположить, что в XVII веке она не была расписана. Достоверно известно, что церкви собора были побелены после пожара 1735 года.
Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь особенно светлой и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы « голосники » резонаторы — глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука [100]. Церковь освещает старейшее в соборе паникадило люстра русской работы конца XVI века [109]. На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального иконостаса [109]. Его особенность — необычная форма низких царских врат и трёхрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный. В 1552 году, в день памяти Патриархов 30 августа.
Собор Василия Блаженного снова открыт для посещения
Церковь Василия Блаженного закрыли в 1929 г. Лишь в конце XX в. было восстановлено ее декоративное убранство. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Москва. Красная площадь. Собор Василия блаженного внутри. Лично мне Собор Василия Блаженного понравился и я бы с удовольствием вернулась сюда еще раз, но только уже в компании с экскурсоводом и более детально все осмотрела. История Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву.
Храм Василия Блаженного - жемчужина российского зодчества (Москвa)
Храм Василия Блаженного, который был временно закрыт на фоне режима КТО в Москве, вновь доступен для посещения. Обстоятельства ее появления в Храме Василия Блаженного до конца неясны. Собор Василия Блаженного по праву можно назвать одним из самых узнаваемых и главных символов Москвы. Собор Василия Блаженного.
Храм Василия Блаженного в Москве открылся после двухнедельного перерыва
Смотрите видео онлайн «Внутри и снаружи Покровского собора (храм Василия Блаженного)» на канале «Фотография Винтажных Объектов» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 июля 2023 года в 8:40, длительностью 00:03:10, на видеохостинге RUTUBE. Уникальные факты и фотографии Покровского собора (храма Василия Блаженного), актуальная информация об экскурсиях и событиях музея. Интерфакс: В центре Москвы открылась после реставрации церковь Святого Иоанна Блаженного в составе храма Василия Блаженного (Покровского собора), которая была закрыта на протяжении 90 лет. Уникальная возможность посетит символ России не вставая с дивана. Прогулка по собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (официальное название храма Василия.
В Храме Василия Блаженного показали уникальную находку XIX века
А тот, который стоит на главной площади страны, называется собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Он был построен как символ памяти о взятии Казани и объединяет девять церквей приделов , стоящих на общем основании — подклете. Собор построили во велению Ивана Грозного. Центральную церковь освятили в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Часть из восьми окружающих её церквей освятили в честь святых, чьё чествование выпадает на дни решающих боёв за Казань. И только несколько десятилетий спустя сын Ивана Грозного повелел пристроить к собору ещё одну церковь и освятить её в честь местного юродивого Василия, которого похоронили возле стен здания. По легенде на могиле святого случалось много чудес и люди приходили поклоняться ему.
Я отметил церковь Василия Блаженного красным В названии собора также упоминается ров.
Архитектура и стиль Собор, каким знали его жители столицы XVI в. Иоанна, погребенного близ могилы св. Василия в 1589 г. XVIII в. План собора Современный Покровский собор объединил в себе 10 церквей.
Купола К XIX в. Василия Блаженного, на втором — самая большая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, окруженная 8 малыми Высота Высота здания — 65 м. Вид сверху Собор Василия Блаженного, вид сверху Храм под землей Здание имеет подклет, ранее недоступный прихожанам, так как до 1595 г. Во время реставрации удалось обнаружить потайную лестницу внутри стены; ныне здесь — музейная экспозиция. Интерьер Интерьер церкви Василия Блаженного Церкви, объединенные вокруг Покровской, внутри очень малы по размерам, здесь могут разместиться не более 10-20 человек. Но высота каждой из них — не менее 20, а Покровской — более 40 м.
Приделы соединены коридорами, галереями, что делает здание похожим на лабиринт, где человек нашего века как бы теряется в XVI столетии, невольно отрешаясь от сегодняшнего мира — и это прямо в центре столицы! Убранство церквей не раз менялось. Интересные факты о соборе 8 малых церквей расположены таким образом, что образуется восьмиконечная звезда; это символ Богородицы , одновременно — звезды Вифлеема. До революции единственным приделом, имевшим отопление, был посвященный св. Именно поэтому здесь служили круглый год, тогда как в остальных приделах — только летом. Нынешняя ограда существует с XIX в.
Ранее она украшала набережную р. Неглинки, которая была «спрятана» в трубу, под землю. Что общего у храма Василия Блаженного и Спаса на крови Петербургский храм был построен на месте убийства Александра II, которое произошло в результате заговора революционеров 1 марта 1881 г. Как Покровский, куда переносили престолы церквей на месте казней, он построен «на крови», только… царской. Как знать, не этим вызвана его стилистическая близость к «Василию блаженному»? Ведь «Спас» совсем не типичен для Петербурга, где больше церквей стиля барокко и классицизма.
Превратности судьбы Француз Астольф де Кюстин, побывавший в Москве в 1839 г. Вообразите себе скопище маленьких, разной высоты, башенок, составляющих вместе куст, букет цветов… или, ещё лучше, разноцветный кристалл, ярко сверкающий своими гладкими гранями в солнечных лучах, как бокал богемского или венецианского стекла, как расписной дельфтский фаянс, как лаковый китайский ларец… в узких просветах между нарядными щеголеватыми башенками сияет сизая, розовая, лазурная кровля, такая же гладкая и сверкающая на солнце; эти пёстрые ковры слепят глаза и чаруют воображение». К тому времени собор уже пережил нашествие Наполеона, по преданию, намеревавшегося взорвать «эту мечеть», как он именовал здание, или увезти его во Францию. Сделать не удалось ни того, ни другого — разобрать здание оказалось невозможно, а начавшийся дождь намочил порох, приготовленный для взрыва. Новое время испытаний началось после 1918 г.
Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул.
Правды, д.
Несмотря на популярность собора, внутреннее убранство мало кто видел. Многие москвичи думают, что собор функционирует как музей, а службы там не проводятся. Правда, службы проводятся только по воскресеньям и большим церковным праздникам, и как правило, в нижней церкви, это не позволит увидеть знаменитые купола изнутри. Внутри собора — десять церквей, при этом девять из них — на втором ярусе, они воздвигнуты на едином основании и накрыты теми самыми разноцветными куполами.
Ради того, чтобы увидеть их своды и росписи на потолках, и стоит купить билет. За долгую историю собора его предназначение не раз менялось. Например, с 17 века это было надежное убежище от пожаров, которые в то время в Москве случались каждые 2-3 года. Хозяйственные помещения храма — подклеты сдавали в наем купцам, которые могли хранить здесь свои товары. Прочные кирпичные стены подклетов толщиной 3 метра привлекали и зажиточных москвичей, которые снимали их для хранения своего имущества.
До конца 16 века во вместительной нише собора хранилась и царская казна — основное сокровище русского государства.
Храм Василия Блаженного увидят все: как попасть внутрь и посмотреть уникальные иконы
Ещё при строительстве Покровского собора у его стен был захоронен Святой Блаженный Василий, который умер в 1557 году. Вскоре после этого — в 1588 году — его канонизировали, признали местночтимым святым, а над местом его погребения возвели церковь. Сначала она была отдельной церковью, а впоследствии её соединили с интерьерами Покровского собора, сделав его неотъемлемой частью. Богослужения в этой церкви проходили ежедневно, культ святого Василия Блаженного становился всё более популярным. Это происходило ещё и потому, что храм Василия Блаженного один, а Покровских храмов и церквей в Москве было несколько. Так что таким образом его проще было идентифицировать.
Возможно, историкам известно о его особых заслугах, например перед народом, о юродстве или о чудесах, которые он совершал? Юродство — один из самых трудных подвигов в христианстве, суть которого состоит в служении Богу. Как правило, юродивые вели праведную жизнь, полную лишений, подавая пример окружающим. Мы знаем, что Василия Блаженного называют ещё нагоходцем, потому что он и в зной, и в стужу едва прикрывал своё тело лохмотьями. Тем самым Василий давал понять, что ему чуждо всё земное, что он служит Богу.
Юродивые, кстати, были единственными, кто смело мог общаться с власть держащими. Из жития Василия Блаженного мы знаем, что он неоднократно общался с Иоанном Грозным. Именно через юродивых народ мог что-то донести до царя. Они были проводниками народных мыслей и чаяний. Также мы знаем о нескольких чудесах, которые Василий Блаженный совершил как при жизни, так и после смерти.
После того как стали проявляться посмертные чудеса, его канонизировали. Но сегодня историки архитектуры склоняются к тому, что архитектором храма был итальянский мастер, выходец из архитектурной школы эпохи Ренессанса. Вся архитектурная композиция и детали отсылают нас именно к европейской архитектурной школе, а не к русской. Вполне возможно, что те же итальянцы получили на Руси прозвища Постник и Барма. Так, под Постником можно понимать человека, который много постится, а под Бармой — который много бормочет, в том числе на иностранном языке.
В целом такая ситуация достаточно характерна для той эпохи — когда превозносят не мастера, а его творение.
Кроме того, вернулись хоругви XIX века. Отреставрированный иконостас вернулся на свое место в церкви Варлаама Хутынского — одной из 11 под сводами Покровского собора на Красной площади.
Многомесячная ювелирная работа завершена. Реставраторы удалили пятна, укрепили красочный слой, восстановили утраты древесины. Какие иконы были в этой церкви в XVI веке, когда ее только построили, сейчас никто не знает — не сохранились ни описания, ни изображения.
При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Вериги святого Василия В музейной экспозиции храма выставлены: Разборный макет собора, позволяющий и незрячим посетителям оценить красоту и необычность здания; Фрагменты подлинных железных куполов времен царя Федора Иоанновича. Сейчас маковки выполнены по старинным чертежам, но из меди, более устойчивой к окружающей среде; Подлинные вериги святого Василия; Храмовые хоругви и многие другие экспонаты. В связи с ремонтом монумента Минину и Пожарскому вход в храм открыт со стороны кремлевской стены. Самые ближайшие к нему станции метро: «Охотный ряд» Сокольнической красной линии с выходом у Исторического музея. Перейти к нему также можно с «Театральной» станции Замоскворецкой зеленой и со станции «Площадь Революции» Арбатско-Покровской синей линий.
Новости по теме
- Собор Василия Блаженного снова открыт для посещения
- Храм Василия Блаженного — история и загадки
- Собор Василия Блаженного
- В Храме Василия Блаженного показали уникальную находку XIX века. Новости. Первый канал
- В соборе Василия Блаженного появились тактильные модели его здания
- Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»?
Больше об истории
- Новости по теме
- Храм Василия Блаженного — история создания и загадки собора
- Купола собора Василия Блаженного
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ
- Как добраться до Собора Василия Блаженного и ближайшее метро
Блогпоход в храм Василия Блаженного. Часть 1-я: колокольня, церковь Василия Блаженного и не только.
Много соборов соединялись между собой сетью подземных лабиринтов, что особенно веет таинственностью. Возможность воспользоваться услугами гида на экскурсии позволит подробнее на местности узнать историю этого храма. Можно узнать кто такой блаженны и почему к этой категории относился Василий. Узнать про веринги, их назначение, прочее — все это можно сделать на экскурсии.
Еще одна причина посетить храм — это услышать уникальную акустику, которая имеется в этом здании. Там будет выступать ансамбль, который поможет оценить это чудо, спрятанное в стенах храма. Кроме того, что это задние является церковным храмом, с действующими службами и своим приходом также собор является музеем, который входит в каталог всемирного наследия.
В церковь возвращена главная реликвия - железные вериги, которые, по преданию, принадлежали Иоанну Блаженному. Построенный в 1555-1561 годах храм Василия Блаженного первоначально состоял из девяти церквей. Впоследствии к нему были пристроены две нижние церкви над мощами московских святых Василия и Иоанна Блаженных. С 1929 года нижние церкви были недоступны ни для посетителей музея, ни для верующих.
Сначала — о названии собора. Изначально он освящался во имя дня казанской победы, Покрова Пресвятой Богородицы и поэтому официально называется Покровский собор на Рву ведь с 1508 по 1814 год по территории Красной площади проходил фортификационный ров. Однако новый храм возвели на месте церкви Святой Троицы, а в ней хранились останки знаменитого московского юродивого Василия Блаженного, причисленному к лику святых. В 1588 году к Покровскому собору пристроили церковь Василия Блаженного с отдельным входом — там поместили мощи «божьего человека», поклониться которым приходили толпы паломников. Вскоре все здание получило второе имя — собор Василия Блаженного. Надо сказать, что собор объединяет 11 приделов, освященных в честь святых, дни памяти которых пришлись на бои за Казань. Кто построил прекрасный храм? По официальной версии, автор проекта — знаменитый гений архитектуры XVI века Постник Яковлев, спроектировавший также Казанский кремль и храмы в Свияжском монастыре. Работал он вместе с зодчим Брамой. Впрочем, по распространенной теории считается, что соавтора у Постника не было, а «Брама» — это одно из его прозвищ.
Церковь Василия Блаженного[ править править код ] Картина Николая Дубовского «Церковь Василия Блаженного», 1916—1917 годы Арка, украшенная резной сенью, над захоронением Василия Блаженного, 2012 год Придел был пристроен к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного после его канонизации по повелению царя Фёдора Иоанновича, о чём повествует стилизованная надпись на стене [115] [116]. Придел кубической формы перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие придела выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора [114]. Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья [113]. Масляная роспись придела выполнена в 1905 году — к 350-летию начала строительства собора.
В куполе изображён Спас Вседержитель , в барабане — праотцы , в перекрестиях свода — Деисус Спас Нерукотворный , Богоматерь, Иоанн Предтеча , в парусах свода — евангелисты. На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата , Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины.
На южной стене придела находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» 1904 [114]. Иконостас был выполнен в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он продолжается на боковых стенах придела [117]. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова , чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле». Над захоронением Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью — одна из наиболее почитаемых московских святынь.
Рака святого в этой части была разрушена в Смутное время. Однако сохранился лежащий на ней покров с шитым образом Василия Блаженного, изготовленный в мастерских царицы Ирины Годуновой и выполненный из атласа и шёлка золотыми нитями, что способствовало сохранности ткани. После 1917 года , когда в соборе создали музей, его сотрудники понимали ценность покрова как бесценного образчика церковно-прикладного искусства и сумели сохранить [119] [18]. Придел Василия Блаженного был закрыт в 1929 году. Лишь в конце XX века было восстановлено его декоративное убранство.
Первое после закрытия придела богослужение в Покровском соборе состоялось на Пасху в 1991 году. На сегодняшний момент это единственный придел в храме, где проходят регулярные богослужения [120] [121]. Церковь Александра Свирского[ править править код ] Купол церкви Александра Свирского, 2011 год Юго-восточная церковь освящена во имя новгородского святого, преподобного Александра Свирского , потому что 30 августа 1552 года, в день памяти святого, состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле [121] [122]. Основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом [114]. Первоначальный облик интерьера церкви XVI века восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979—1980-х годов: кирпичный пол рисунком «в ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон.
Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности [109]. Иконостас церкви также был реконструирован. Нижнюю часть иконостаса закрывают искусно вышитые подвесные бархатные пелены , на которых изображён традиционный Голгофский крест. Церковь Варлаама Хутынского[ править править код ] Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского, 2011 год Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского , новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря — в честь этого святого отец Ивана Грозного Василий III взял иноческое имя в предсмертном постриге , потому что он особо почитался как покровитель царского рода [3] [44] [121].
Свидетельства указывают, что этому святому молился великий князь Василий, прося послать ему законного наследника, которым стал Иван Васильевич. Также появление этой церкви в Покровском соборе связывают с тем, что 6 ноября 1552 года в день памяти святого состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода [123]. Придел также является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма было вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной частью храма — церковью Покрова Пресвятой Богородицы [114].
Особенность архитектуры церкви — неправильная форма апсиды — определила смещение Царских врат вправо [111]. Четверик церкви переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века [109]. Особый интерес представляет отдельно висящая икона « Видение пономаря Тарасия ».
Она была написана в Новгороде в конце XVI века. Сюжет иконы основан на рассказе из жития Варлаама Хутынского о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора». Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью.
Внутри собора Василия Блаженного: что скрывает самый яркий храм столицы
В храме Василия Блаженного завершается монтаж иконостаса одной из церквей после реставрации. Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь в России. Пожалуй, внутри собор не менее удивителен!