Еще один пример: лидер одной из криминальных группировок с дипломом юрфака обратился в суд с гражданским иском к казанской милиции и выиграл дело. Казанская организованная группировка в Москве была сформирована в 1989 году.
Казанские группировки глазами жителей города: 3 реальные истории
Казанским криминальным группировкам посвящена книга Роберта Гараева «Слово пацана. Журналист вспомнил историю организованного преступного сообщества и поговорил с исследователем "казанского феномена", чтобы понять, что ожидает республику после освобождения осужденных. Казанская ОПГ «Хади Такташ». Первопроходцами криминального террора в СССР были казанские банды, ещё в 1970-е. В сети появилось видео массовой драки двух казанских группировок. Первопроходцами криминального террора в СССР были казанские банды, ещё в 1970-е.
«Эхо бандитизма затихло только в нулевые»: 8 криминальных воспоминаний жителей Казани
Криминальные новости России. Сериал рассказывает об эпохе становления «казанского феномена» и показывает появление первых молодежных ОПГ на карте ТАССР времен позднего Советского Союза. — ваши новости сегодня и сейчас в Казани. Все авторы публикаций — на (с комментариями 24/7) от (облегчённая версия международной платформы с учётом действующего законодательства РФ в отношении СМИ). Главная» Новости» Перваки опг казань последние новости. В начале 1980-х годов в средствах массовой информации и юридической литературе СССР появилось понятие «казанский феномен». Главная» Новости» Жилка опг последние новости.
Появилось видео «разборок» двух молодежных группировок в Казани
Хади Такташ взяли под свой контроль предприятие «Оргсинтез», которое выпускало дефицитную полиэтиленовую пленку. Между «стариками» и молодыми в ОПГ постоянно случались стычки из-за нежелания молодых подчиняться старикам. Позже молодые «победили» и тогда ОПГ взяла под свой контроль торговлю наркотиками в городе и проституцию. От вседозволенности у членов Хади Такташа кружилась голова, и тогда они начали войну с другими ОПГ Казани — особенно сильно сцепились с «Перваками» В результате руководящие части группировок сильно поредели. В 2002 году состоялся суд над уцелевшими в бандитских войнах участниками ОПГ. Вся группа получила 180 лет заключения на всех. Свои названия ОПГ выбирали либо по территориальному принципу Тяп-Ляп, Хади Такташ либо по отличительному месту Мебелька — на районе был магазин мебели. Преступления разнообразны, методы — понятны, страх жителей города тоже.
Но неужели никто и ничего не предпринимал, чтобы «освободить» Казань от наплыва преступников? В 1991 году вышла книга Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность». Любовь Агеева — журналист, проработала в «Вечерней Казани» с января 1979 года по январь 1991 года. Годы ее работы в «ВК» пришлись как раз на расцвет многих преступных групп, поэтому у нее была уникальная возможность собрать материал для осмысления этого феномена. Книга вышла скромным, в 5 тысяч экземпляров, тиражом. Но уникальность этой книги в том, что в ней собраны сотни публикаций и различных мнений по поводу ситуации с ОПГ. Агеева пишет, что, несмотря на оригинальность казанского феномена, в этом деле причины типичные.
Конфликт «отцов и детей», мальчики, которые росли без папы, отсутствие развитой социальной инфраструктуры в Казани. Еще одна проблема — в 70-е и 80-е годы в городе был низкий культурный и духовный уровень. Закрывали дискуссионные клубы, запрещали творческие культурные мероприятия самодеятельности.
Характерны войны внутри группировок за сферы влияния.
Многие после этого переезжают в Москву и Петербург. Кроме того, на улицах массово начинают употреблять героин. Бывшие бандиты пытаются вымарать себя из полицейских баз данных, а на улице стараются не жестить. С одной стороны, в наше время ОПГ существуют по инерции, продолжая практики предыдущих поколений.
С другой стороны, современные группировки — уже не совсем ОПГ в привычном понимании, а часть «силовой» бизнес-системы города, работающей в полулегальной зоне. Как я писал эту книгу Казанский феномен — тема достаточно изученная. О местных группировках написаны диссертации, книги, статьи, пьесы и песни, сняты документальные фильмы, телепередачи и даже в 2018 году поставлен балет «Молот. Я прочитал и посмотрел почти все и понял, что для меня там не хватает взгляда изнутри, мнений самих участников событий.
Я решил, что моя книга будет состоять из интервью с участниками группировок. В процессе работы над ней я разговаривал как с рядовыми пацанами, так и с очень авторитетными людьми. Эти интервью будут идти вперемешку, и не всегда взгляды на одни и те же события будут совпадать, потому что группировки хоть и живут по похожим правилам, единого руководства, как, например, сицилийская Cosa Nostra, не имеют. Также я общался с противоборствующей стороной — работниками правоохранительных органов, равно как и с адвокатами, исследователями вопроса и простыми жителями города, которым посчастливилось проживать в Казани в те «славные» времена.
Помимо интервью я использовал данные открытых источников, статьи и диссертации. Хотя эта тема коснулась буквально всех жителей города, пока она еще очень травматична и не все готовы ворошить «темную» часть своего прошлого. Многочисленное сообщество казанских группировщиков в том числе бывших пополнялось на протяжении трех поколений. Оно достаточно закрытое — его участники неохотно делятся информацией с посторонними.
Но я не был чужим: в 1989 году, когда мне было четырнадцать, я вступил в группировку «Низы». Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего «возраста» — он назывался «скорлупа». По моим тогдашним ощущениям, он напоминал скорее подготовительную группу — старшие нас более-менее щадили. Два года спустя я стал «супером», то есть поднялся на одну ступень выше.
Если бы началась серьезная война с другой группировкой, мой возраст стал бы основной боевой единицей — пехотой «Низов». В 1991-м меня отшили — исключили из группировки. Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву.
С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы. Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть. Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное. Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения.
Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу. Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы. Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю. Для этого я завел во вконтакте группу «Казанский феномен» [1] , где начал делиться деталями исследования.
Так я вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времен, которые рассказывали мне свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни. Большинство из них разговаривали на условиях анонимности, и это понятно: сведения о причастности к организованной преступности, пусть даже в прошлом, могут серьезно повредить карьере, бизнесу или просто нарушить уклад теперешней «мирной» жизни. С некоторыми героями я встречался лично и снимал наш разговор на камеру или записывал на диктофон, с кем-то только созванивался.
Они вынуждены были так жить. Жилплощадка: там что какая-то инфраструктура была что ли? Адвокат рассказал, что помнит Казань 50-х годов — тогда некоторые вернувшиеся с Великой Отечественной войны солдаты штраф батальонов совершали вооруженные преступления. Причем оружие они «тащили» с фронта. Знаменитая банда Петелина или Кормакова чего только стоила: за ними лет пять гонялись, кое-как поймали, — рассказывает Александр Коган. Профессор кафедры общей и этнической социологии, заместитель директора по научной деятельности Института социально-философских наук КФУ Мария Ефлова рассказала нашему изданию, что уровень преступности напрямую зависит от политической, экономической и социальной нестабильности. Чем она выше — тем выраженнее и преступность.
В 90-е был экономический спад, был период застоя, нестабильность политической ситуации. А в 80-х был переход к рыночной экономике, происходила реструктуризация нормы права, социальных норм. Это все причины для появления массовых беспорядков и массовой преступности, — рассказала Ефлова. Общий рост преступности никто из собеседников не отрицает. Все равно, как бы кому-то не хотелось, «казанский феномен» не вернется ни в какой форме — это абсолютно точно.
Его гибель расколола ПГ - на место лидера стали претендовать авторитетные члены ПГ, например, Олег Трубачев Труба , убитый в октябре 1996 года. В ответ был убит еще один авторитет Кувалда. В конфликт оказались втянутыми и другие ПГ - произошло покушение на Шакира из ПГ "Кинопленка", был убит основатель ПГ "39-й квартал" Михаил Захарович, обладатель черного пояса по каратэ, владелец девяти коммерческих предприятий, в том числе торгового дома "Две столицы" и авиакомпании IDF.
Захарович, кстати, был причастен к деятельности известной ПГ "Тяп-Ляп", отсидев, он занялся бизнесом, в том числе и нефтяным. Всего 1996 году только в Москве было убито двенадцать лидеров казанцев. В 1997 году "разборки" продолжались. В июне 1997 года казанские правоохранительные органы разгромили особенно активизировавшуюся первомайскую ПГ, задержав около тридцати ее членов. Казанская ОПГ в Москве активно сотрудничает с подольской и солнцевской ОПГ и специализируется на рэкете и проникновении в коммерческие структуры, контролируя часть игорного и шоу-бизнеса, в том числе модельеров, а также водный туризм специализация определилась к 1993 году.
Карта ОПГ Казани: на чьей территории живете вы?
Согласно автору книги «Бандитская Казань», заместителю председателя Верховного суда Республики Татарстан Максиму Беляеву, у истоков «казанского феномена» стояла банда « Тяп-ляп » из Приволжского района , лидеры которой активно привлекали на свою сторону подростков из множества посёлков, превратив большую часть молодёжных групп Приволжского района в собственные филиалы. Их влияние расширялось как путём мирного вовлечения авторитетных дворовых компаний в их деятельность, так и путём драк «стенка на стенку». Апофеозом деятельности группировки стал мотопробег в августе 1978 года [tt] в Ново-Татарской слободе , в ходе которого были забиты до смерти несколько человек. После краха группировки её место заняли банды из молодых людей [12] , среди которых выделялись « Новотатарские », «Жилка» и «Грязь» [13]. Татарская АССР стала первым регионом СССР, в котором было впервые признано официально существование организованных преступных группировок в стране [14].
Костяк банды «Тяп-ляп» составляли подростки из семей рабочих, проживавших в микрорайоне завода «Теплоконтроль» [5]. Руководство Авдеева не реагировало должным образом на сообщения о бандах, считая, что это обычные драки между молодёжью из разных микрорайонов [13]. Первый секретарь горкома КПСС Рашид Мусин потребовал от партийных органов «усилить воспитательную работу среди молодежи» и отказался возлагать на милиционеров ответственность за сложившуюся ситуацию в том числе события с бандой «Тяп-ляп» : «ни один сотрудник милиции не понесет партийной ответственности, потому что все произошедшее — не столько вина милиции, сколько вина идеологов». Для лучшего обеспечения безопасности в Казани было учреждено городское подразделение ППС , расширившееся с батальона до полка, а в его составе появились вскоре 8-я рота специального назначения и конный взвод; также была образована дежурная часть УВД.
Правду о деятельности банды «Тяп-ляп» на встречах с общественностью впервые раскрыли в 1982 году [15] [13]. Само понятие «казанский феномен» стало появляться в 1980-е годы в центральных газетах и журналах, юридической литературе СССР и ряде изданий [1]. В то же время Любовь Агеева писала, что первые публикации о вражде подростковых компаний были связаны не с Казанью, а с Дзержинском Горьковская область и подмосковными « люберами » [19]. Причины возникновения Определить основные причины возникновения большинства конфликтов между микрорайонами в целом не представляется возможным, поскольку участники дворовых банд почти всегда обвиняли друг друга в начале любого конфликта и считали себя обязанными нанести «ответный удар» [20].
Позже они говорили, что своими поступками поддерживали уже сложившиеся нелепые традиции [21]. Приводятся разные точки зрения на причины возникновения «казанского феномена» [3]. Разрыв социальных связей По мнению Гараева, появление «казанского феномена» было одной из иллюстраций традиционного противостояния «города и деревни» в СССР: на месте старых общественных связей, которые были разорваны, появлялись новые. Как правило, при достаточно большом количестве молодёжи люди начинали объединяться в банды.
По версии политолога Марка Галеотти, автора книги «Воры. История организованной преступности в России», уличные группировки появились вследствие «утраты связей в обществе»: в связи с отсутствием нормальных иерархий и социальных лифтов участие в такой банде позволяло человеку подняться по символической лестнице иерархии. Члены некоторых банд могли заручиться связями из правоохранительных органов или крупных магазинов, чтобы приобрести нужный товар или услугу [3]. В одной из публикаций газеты « Советский спорт » утверждалось, что виновниками образования молодёжных банд являются люди, которые во время войны переехали в эвакуацию в Казань, что якобы привело к конфликту между коренными молодыми жителями и приезжими [22].
Пресс-секретарь МВД Татарской АССР в 1986—1991 годах Анвар Маликов придерживался похожей точки зрения: по его словам, на фоне больших понесённых в войну потерь в Казань начали массово переезжать жители деревень и уроженцы других городов, которые не стали авторитетом для детей, породив тем самым «неприкаянное поколение». Произошло их объединение с критической массой молодёжи в «спальных» комплексах города [13]. Определённую роль в этом могла сыграть и амнистия, объявленная после смерти Сталина , когда из тюрем и лагерей были освобождены более 1,2 млн человек [16]. Тогда воровские понятия стали транслироваться на обычную публику, а блатная романтика стала популярной во всём СССР, особенно среди молодёжи, заложив основу для появления молодёжных группировок [8].
Агеева отмечала, что расцвет преступности среди молодёжи отражает конфликт отцов и детей: старшие возмущались тем, что молодёжь забывала их идеалы и отвергала их традиции, но сами понимали, что неспособны решить те или иные проблемы. На молодёжь также накладывался отпечаток семейных проблем, связанных с социально-экономическими условиями жизни; на нет сводились и все формы социализации подрастающего поколения [23]. Среди иных факторов, влиявших на агрессивность подростков, упоминались возможные нарушения психического развития частота нервных заболеваний и экологический фактор: исследователи пытались связать эти факторы с кругом общения подростков [24]. Гараев ссылается на одно из заявлений Юрия Андропова о диссидентах, космополитах и неформальной молодёжи как главных врагах советской власти, против последних должна была бороться «крепкая пролетарская молодежь» [25].
Предполагалось, что КГБ намеревался таким образом отвлечь молодёжь от реальных проблем общества [26]. По воспоминаниям современников, сотрудники КГБ действительно часто контактировали с представителями групп и, возможно, получали от них информацию о списке участников каждой из банд. В 1990-е годы появились слухи о том, что у каждой банды был куратор из спецслужб, однако эти слухи не выходили за пределы «старших» групп: младшим рассказывать об этом запрещалось. Боевые комсомольские дружины БКД, расшифровывались как «Бей, кого догонишь» , в которые уходили и некоторые из бандитов, затаившие обиду на своих друзей, стали злейшими врагами казанских банд [3].
Духовный кризис Агеева утверждала, что учёные только в последние годы существования СССР начали серьёзно исследовать причины молодёжных проблем: на первых порах всё списывали на ошибки в воспитании. Одним из факторов «группировочной чумы» стал низкий уровень культуры в Казани, связанный с рядом запретов: были закрыты многие дискуссионные клубы, а люди с активной жизненной позицией подвергались преследованиям. Была слабо развита социальная инфраструктура, что отражалось в виде нехватки школ, детских садов, бассейнов, кинотеатров. О социальной обусловленности молодёжных проблем центральная пресса начала писать в 1985 году [27].
Одним из факторов слабого развития духовной культуры в Казани было огромное выделение средств на строительство крупных промышленных объектов типа «Атоммаш», « КамАЗ » и «Химмаш» при слабо развитой социальной инфраструктуре на микрорайон, где проживали 150 тысяч человек, приходился всего один кинотеатр на 200 посадочных мест [5]. Агеева соглашалась с тем фактом, что многие «естественные формы социализации подрастающего поколения» перестали действовать [28] : по её словам, «жёсткая регламентация школьной жизни» и «авторитарность отношения со взрослыми» привели к выталкиванию ребят из основных институтов социализации и позволили им войти в группировки [29]. Граждане оставались сторонними наблюдателями, давая советы только в «приказном тоне», а наиболее презрительное отношение к подросткам было со стороны студентов, которые реже брали подростков на летние работы в стройотряды и перестали возглавлять кружки и секции при школах и ПТУ [30]. Отсутствие развлечений и вражда с соседями мотивировали молодёжь из района «Теплоконтроль» на занятия спортом, позднее группировки стали совершать вылазки в соседние районы и устраивать побоища [5].
По версии кандидата философских наук, доцента Казанского филиала Высшей юридической заочной школы Н. Фатхуллина , последствия упущений в школьной практике, семейном воспитании, социальном управлении и идеологической работе приводили к росту правонарушений среди подростков, которые действовали спонтанно, порой не осознавая последствий своих действий [31]. По словам кандидата педагогических наук А. Вайсбурга, социально-политические условия жизни не соответствовали воспитанию нравственных качеств из-за масштабов сталинских репрессий и последствий брежневского « застоя » [32].
Уголовный аспект Любовь Агеева писала, что преступный мир Казани, имевший глубокие исторические корни, мог увидеть в молодёжных группировках своеобразную подрастающую смену. Поэтому опытные преступники подталкивали малолетних преступников на кражи, изнасилования, угоны машин и массовые драки, чтобы сковать силы милиции. В то же время влияние уголовного мира на появление «казанского феномена» не могло быть единственным фактором [33] , а члены банд той эпохи опровергали слухи о том, что подростковые банды курировались «урками» из мест лишения свободы, поскольку у заключённых не было организаторских способностей, а собираемая дань с каждого участника подростковой банды в целом была ничтожной [26]. Матвеева, в официальных отчётах и выступлениях всячески занижались данные об уровне преступности среди несовершеннолетних, а говорить открыто опасались: те, кто выступал за предоставление подлинных данных, увольнялись из органов, а когда стала известна правда о малолетних группировках, милиция бросила на них все силы, прекратив заниматься расследованием квартирных краж и семейных дебошей [34].
Гатцука , на момент существования « Тяп-ляп » в городе было ещё несколько мелких группировок, занимавшихся преступной деятельностью с целью обогащения, и разные агрессивные дворовые компании, на базе которых и произрастали молодёжные банды [35]. Некоторые банды заключали союзы против «Тяп-ляпа», хотя и терпели неудачи в войнах против него [6]. Разгром банды «Тяп-ляп» ошибочно внушил жителям Казани чувство безопасности [35]. Количество банд и их численность Кировский район Казани, в котором проживали члены банды «Грязь» Оценка количества банд Данные о количестве казанских банд варьируются в разных источниках.
В 1986 году советская милиция составила список из 3,5 тыс. КПСС получила первые сведения о наличии подростковых банд в Казани в 1984—1986 годах от комсомола. По словам Роберта Гараева, бывшего члена одной такой группировки и автора книги «Слово пацана», в Казани существовало не менее 150 крупных уличных банд, однако речь не шла об одновременном их существовании — в среднем в городе действовало около 100 группировок, из них активными были около 70. Группировка могла контролировать территорию от одного двора до нескольких кварталов или микрорайонов [37].
Порой враждовали не только улицы, но и дворы [3]. Подростки называли каждую такую дворовую компанию «конторой» [38] , «бригадой» [39] , «моталкой» или «улицей» [40] , а членов такой банды — «мотальщиками» [41] , «мотанами» или просто «гопниками» [42]. Согласно Кириллу Рукову, в 1980-е годы число казанских банд составляло не менее сотни [40] ; Анвар Маликов выделял наличие от 70 до 80 банд, из которых около 15 были признаны особо опасными [15]. В 1990-е годы вместо слова «мотаться» чаще употреблялось «лазить» для описания деятельности группировок [13].
Известные группировки Названия банд давались по улицам и районам, где проживали их участники. По данным прокурора Бауманского района А. Мингазова, в районе орудовали пять группировок численностью по 40 человек каждая; было выявлено 19 главарей в возрасте 30 лет в основном ранее судимые [51]. Традиционным процессом было объединение и поглощение мелких группировок более крупными.
Так, группировка «111-й двор» с улицы Тукаевской в 1970-е годы вошла в «Новотатарскую» группировку, куда входили многие другие банды — в частности, там были «Вахитовские», «Сайдашевские», «Ямовские», «Нефтебазовские», «Автовокзаловские», «Центровские», «Речпортовские», «Каримовские» и «Тракторовские». В начале 1990-х годов многие серьёзные группировки района Первые Горки и ряд небольших банд вошли в состав большой банды «Перваки», которая стала крупнейшей бандой в Приволжском районе — туда вошли «Мавлютовская», «Камаевская», «Гарифьяновская», «Старогорковская», «Дружная коробка» и «Пьяная коробка». Одна из мощнейших группировок «Жилка» сформировалась из 13 мелких дворов микрорайона под руководством Хайдара Закирова — это были дворы с названиями «Овражный», «Фашистский», «Московский», «Кошачий», «Шведский», «Средний», «Хайдеровский», «Бочинский», «Римский», «Паспортовский», «Больничный», «Темный» и «Блядский». Попасть на их территорию можно было только по двум дорогам, однако молодёжь во время разборок докладывала о каждой подозрительной машине, ехавшей в район «Жилки» [37].
Союзы группировок Союзы группировок появились в 1970-е годы: так, в печально известном пробеге «Тяп-ляп» участвовали «Павлюхинские», «Тукаевские» и «Мирновские» [52]. Одной из самых мощных группировок того времени была «Грязь» из Кировского района, которая пользовалась авторитетом во всей Казани [1]. В то же время в Авиастроительном районе Казани появился союз банд «Татарский двор», «Соцгород» и «Дементьев» [52]. На стыке десятилетий в Московском районе появилось объединение «Телестудия» из банд «Хитрый двор», «Панели», «Пентагон», «Чайники» и «Звери» — позже к ним присоединились «Шамилька», «Игоряновские», «Квадратовские» и «Брод».
Наиболее крупным союзом стал «Золотой союз», куда вошли группировки «Жилка», «Стандартный двор», «Северный», «Чайники», «Левченко», «Сухая река», «Пентагон», «Хитрый двор», «Панели», «56-й квартал» и «Савинка». Этот союз распался во время бандитских войн между «Жилкой» и «Севастопольскими» [52]. Зоны влияния Наименьшее количество банд действовало на улицах с индивидуальной застройкой и тесными старыми двориками, которые были самыми спокойными: поведение соседей контролировалось достаточно прямолинейно, но честно и гласно [54]. Намного больше банд действовало на городской территории заводской застройки со сформировавшимся населением, значительную часть которого составляли ранее судимые: примером таких районов был Соцгород с птичьим рынком [55].
Главными очагами преступности несовершеннолетних считались и спальные районы [56] [15]. По словам дочери одного из лидеров «Перваков», жизнь в Казани в ту эпоху подразумевала, что каждому мужчине рано или поздно придётся оказаться в той или иной молодёжной банде [40]. Продюсер Ильхам Сафиуллин, проживавший в Московском районе ранее он назывался Ленинским , считал этот район самым криминогенным, где люди уже с детства готовились провести много времени за решёткой [43]. Казань была разделена всеми существовавшими в городе бандами на сферы влияния: группировки соседних территорий, как правило, были заклятыми врагами, а союзы заключались с теми бандами, которые находились достаточно далеко [15].
Войны, которые велись между группировками, получили название «асфальтных» [1] , поскольку на жаргоне подростков борьбу за территории описывали выражениями «делить асфальт» [5] или «битва за асфальт» [47]. Эти войны также называли «монтажными», поскольку в драках подростки в качестве оружия использовали монтажки , хотя в ход также шли кирпичи, монтировки, цепи, металлические шары и любое другое похожее оружие [16]. Наличие огнестрельного оружия у члена «конторы» вызывало как минимум недоумение, хотя есть свидетельства того, что в 1970-е годы «в Борисково и на Тёплом шмаляли будь здоров» [53]. Под контролем каждой из «контор» находились техникумы и ПТУ, вследствие чего попасть в некоторые учебные заведения было физически невозможно: автобус или троллейбус мог быть обстрелян металлическими шарами, которые швыряла враждебная группировка.
Из-за страха попасть «под раздачу» из других городов перестали приезжать абитуриенты, а у школьников сократились возможности для выбора училища [15]. Специалисты-практики делили группировки на два вида. Один тип «контор» носил чисто оборонительный характер, и их создавали подростки с целью защиты себя и своей территории от незваных гостей. Другой тип «контор» был связан с агрессивными набегами на соседние территории: такие банды укрепляли своё влияние и авторитет путём драк с «чужими» или избиений таковых лиц.
Группировки второго типа считались близкими к преступным бандам: численность агрессивных «контор» варьировалась от 6 до 13 в 1980-е годы. Смысл подобного разделения часто оспаривался [57]. По словам Анвара Маликова, известными дворовыми бандами Альметьевска были «Гестапо», «Бразилия» и «Чили» их названия изображались огромными буквами на стенах домов [13]. Структура банды Иерархия Ядро каждой молодёжной группировки называлось «коробкой» и обычно включало или двор, или несколько рядом стоящих многоэтажных домов.
Группировку могла образовывать как одна такая «коробка», так и сразу несколько «коробок» [49]. Гараев, который состоял в банде под названием «Низы» [59] , утверждал, что в казанских бандах была сформирована собственная возрастная иерархия, которая могла насчитывать до шести уровней возрастов в крупных бандах: разница между членами одного возраста составляла один или два года, однако все ребята с одного уровня переходили на уровень выше в один и тот же день [60]. Названия возрастов в иерархии казанских банд отличались в зависимости от группировки [61]. Подобных людей члены группировки презирали и могли безнаказанно избить, ограбить [3] или забить до смерти [62].
Согласно Гараеву, в шестиуровневых группировках выделялись следующие возрасты — «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики». При ориентировочной численности шестиуровневой группировки от 150 до 200 человек в её состав могли входить порядка 30 «младших», 30 «суперов», 30 «средних», 40 «старших», небольшое количество «стариков», порядка двух лидеров и ещё несколько авторитетных людей, хранивших у себя оружие [60]. Новичков этой группы называли «шелухой» дети от 10 до 13 лет [49] и высматривали из них потенциальных кандидатов на более высокие должности [64] , считая их своеобразным резервом конторы [49]. Занимавшим низшую ступень в этой иерархии не доверялось никаких серьёзных поручений, кроме как «постоять на пиках» покараулить, побыть на шухере [60].
Ступень выше занимали «супера» от 14 до 17 лет [49] , которые всегда сидели в своём микрорайоне и не имели права выходить за его пределы; от них требовали всегда быть на виду [64]. Выше них шли «молодые» от 17 до 19 лет [49] , которые были главной силой в драках с представителями банд других районов, используя кирпичи, арматуру и дубинки [65]. Они также устраивали драки рано утром перед началом школьных занятий «бежали с добрым утром» или вечером «спокойной ночи». Так называемые «средние» шли ещё выше и имели право ездить в другие микрорайоны на переговоры, объявляя войну и заключая мир, а также наказывая «молодых» за провинности [64].
Выше всех шли «старшие» или «армейцы» [26] возраст мог быть в пределах 20—35 лет или старше [49] , которые определяли политику группы: только они имели право ходить на дискотеки, устраивать ссоры с представителями других банд «чужими» и затевать войну против других микрорайонов. Во главе каждой небольшой группы стоял «автор» [66] , который входил в руководящее ядро группировки и обеспечивал связь своего отряда с другими частями и компаниями. Высшее звено руководства любой группировкой называлось также «авторитетами» [65] , «стариками», «дедами» или «королями» [49]. Количество «авторов» варьировалось: во главе мог стоять совет таковых лиц или один конкретный человек, которого рядовые «мотальщики» не знали [67].
Выбирать лидера группировки могли демократическим путём из наиболее авторитетных «стариков», но самый авторитетный и заинтересованный сам мог её возглавить [60]. Людей, отошедших по возрасту от руководства бандой старше 40 лет , называли иногда «древними» [60] : это прозвище перекочевало и на лидеров казанских ОПГ в постсоветской России [46]. Иерархия казанских банд была схожа с армейской: младшие возраста всегда беспрекословно подчинялись старшим, однако никто из старших не должен был злоупотреблять властью; со стоящими ниже по возрасту старшие обязаны были поступать по справедливости. За связь между возрастами, дисциплину и коммуникацию отвечали «смотрящие», которыми становились красноречивые люди с лидерскими качествами.
Многоступенчатая возрастная иерархия имела сходства с боевыми комсомольскими дружинами, пионерскими отрядами и лагерными «мастями» [60]. Банды считались символическими «государствами», «граждане» которых обязаны были защищать свою территорию и честь — давать сдачи тому, кто их оскорблял или посылал куда подальше — и имели полное право обобрать и унизить любого «чушпана» [68]. Личный состав банды Казанские дети в 1975 году В составе типичной банды были выходцы из разных семей — рабочих, служащих, интеллигенции, рядовых и руководителей. Позже там стали появляться школьники и учащиеся ПТУ, а также студенты [69].
Очень жестко избили тогда за это. Его избили, он достойно ушел, пошел к другой улице», — делится воспоминаниями бизнесмен он состоял в группировке в 1995—1999 годах. Потому что бывшего группировщика могли «загасить» или «опустить», то есть — плюнуть или помочиться. После последнего — даже чушпанам нельзя было здороваться с ним за руку. О присоединении к другой группе речи и не шло.
Так поступали с теми, кто совершил что-то серьезное с точки зрения улицы. Марат из книги «Слово пацана» упомянул случай, как в девяностые во время проводов в армию 8 бандитов изнасиловали девушку.
Между тем, по версии следствия, все эти люди — своего рода ветераны криминального мира Казани. Преступления они совершали по больше части чужими руками. И долгие годы те оставались нераскрытыми. Как, например, покушение на убийство директора спортивного баскетбольного клуба «Уникс» в 1999 году. Только спустя 20 лет в колонии для пожизненно осужденных другой казанский криминальный авторитет Ринат Фархутдинов по прозвищу Ринтик рассказал, что за покушением на бизнесмена стояли члены банды «Тукаевские», которым предприниматель отказался платить дань. А вскоре начали давать показания и другие преступники, отбывающие наказание.
Причем не все они теперь свидетели, некоторые даже признаны потерпевшими. Один из «Тукаевских» Ринат Рамджанов совершил убийство, но стал не только подсудимым, но и потерпевшим по делу ОПГ в которой состоял.
Члены банды даже грозились убить тогдашнего главу Татарстана Минтимера Шаймиева, если Раджу и его людей посадят в тюрьму. Но это не помогло, и Радик Галиакберов вместе с его правой рукой получили пожизненные сроки, остальные члены банды — от 8 до 22 лет. Приговоры были суровыми, но справедливыми.
Это не была организованная преступность, просто толпы подростков из разных районов хаотично избивали друг друга иногда до смерти и грабили людей. Сегодня про этот эпизод советской истории сняли нашумевший сериал «Слово пацана», основанный на книге российского журналиста Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х». Многие города медленно разрушающегося СССР столкнулись с теми же проблемами — «структурные изменения семейного уклада», «деформация общественного воспитания». И лишь по стечению обстоятельств именно в Казани эти процессы вылились в нечто ужасающее.
Ярлык «казанский феномен» стал вирусным, и в советской прессе Казань стали изображать неким Городом грехов. Но только после распада СССР столица Татарстана столкнулась с чем-то более серьезным, чем молодежные банды, терроризирующие местных жителей. Появилась настоящая мафия.
Слово пацана по-питерски. История казанской ОПГ в Северной столице
Кроме того, насиловали девушек, убивали и избивали «не нравившихся» им жителей района. Широкую известность банда Цапков после того, как 4 ноября 2010 года ее участники совершили массовое убийство двенадцати человек, в том числе и детей. Одна из самых первых, которая там появилась, «Первомайская». Некоторые журналисты называют крестным отцом группировки Бориса Копылова: якобы именно при нем молодежь организовалась в ОПГ, куда позднее вошел и Александр Нестеренко.
Штаб-квартирой участников банды был спортивный клуб «Первомаец». Доходы группировки складывались преимущественно из доли в новосибирских оптовых рынках, прибыли от игорного бизнеса и различных теневых схем. Позже Копылов получил большой срок и вышел на свободу только в 1991 году, а позднее его застрелили в больнице.
В 70-е и 80-е там возник так называемый казанский феномен. Это собирательное название образовавшихся многочисленных банд, куда входили подростки и молодые люди. Группировки носили имена, созвучные с названиями районов или улиц, где жили их участники.
Банды начинали вести соперничество за территории в городе. Они устраивали массовые драки стенка на стенку и «делили асфальт».
Иначе по району могут ходить заезжие, и делать что вздумается. Жена говорит, что я занимаюсь гештальт-терапией. Я сам совершал нехорошие поступки: отнимал мелочь у подростков, и мне действительно стыдно. Наверно, так и есть: я проговариваю случившееся — это действительно похоже на терапию. Казань, 1993 год Казанские панки и клубная жизнь города Уже через несколько лет после выхода из группировки я вошел в казанское панк-движение: на музыку я плотно подсел тогда, когда меня исключили из ОПГ.
Переехал к папе в другой район, чтобы не встречаться с бывшими приятелями, а он был старым меломаном. Он менял пластинки и учил меня некоторым приемчикам: сначала ищешь нужную, а если нашел, ни в коем случае нельзя показывать свой интерес, наоборот, вяло спрашиваешь про цену. Мы ездили менять пластинки по воскресеньям — это был глоток свежего воздуха, всегда ждал с нетерпением. В какой-то момент начал сам что-то на кассеты записывать и продавать, плюс тогда еще была «Сковородка» популярное среди студентов место встречи, — прим. Enter , где проходил обмен кассетами. Тусовались мы тогда громко и ярко — по этому поводу у меня куда более интересные воспоминания. Например, в 95-м мы повадились ездить в Москву и Санкт-Петербург на электричках — до сих пор помню все станции.
Без копейки денег жили в арбатских подъездах, было крайне весело. Помню, в Москве, идем по улице и видим: играет настоящая группа в модных косухах — в Казани на тот момент ничего подобного не было, и ей до этого было еще очень-очень далеко. Я был под диким впечатлением. Увлечение субкультурой, кстати, не мешало мне учиться на истфаке в КГУ. Сейчас Казань для меня как любовница — я приезжаю и беру от нее самое хорошее. Тусуюсь же здесь редко, но метко: каждый раз попадаю на классную вечеринку, благодаря местным ребятам. Мне очень нравится «Соль», и я всегда стараюсь написать Тимуру Птахин, арт-директор бара, — прим.
Enter , когда еду сюда. Иногда играю там, если успеваю. Здорово, что Профсоюзная превратилась в локальный аналог питерской улицы Рубинштейна — когда из одного бара можно попасть в другой по соседству, и так ходить без привязки к месту. Это то, чего мне раньше не хватало в городе, хоть я и не употребляю алкоголь. Могу выпить безалкогольного пива, но в любом случае классно, что есть такой выбор баров. Еще симпатизирую ребятам из Ozonе Pro. Клубная жизнь Казани отличается от московской тем, что она нарядная.
Я был гастролирующим диджеем, путешествовал по России: в некоторых городах приходишь в клуб и видишь, что девочки много времени провели перед зеркалом. Они при параде: на каблуках, с завитыми волосами, в платье. В столице Татарстана такое тоже есть: я не хочу сказать, что это минус, просто в Москве все проще, совсем другое отношение. Для меня это тоже исследование — мне интересна клубная жизнь других городов. Где бы я ни оказался, стараюсь зайти в местный бар и посмотреть, какие там диджеи и какую музыку ставят. В Казани любят техно — не знаю, смог бы я изменить к нему отношение, живя здесь. Я его долго принимал, но чтобы понять техно, нужно оказаться на крутых рейвах.
Недавно играл в московском клубе «16 тонн», а после решил заехать на афтепати какой-то молодежной вечеринки. Я был в диком восторге — оказалось, я люблю техно, просто его надо слушать в том месте, где большая тусовка. Еще прикольно, что в Москве можно прийти в клуб в возрасте за сорок или под пятьдесят, и никто не будет смотреть на тебя с вопросом «че приперся, старик? Хотя она всегда была продвинутым городом: например, в 98-99 годах у меня в прайм-тайм на местном радио вышла программа про easy listening термин, объединяющий различные виды традиционной эстрадной музыки: шлягер, шансон или мелодии эстрадных оркестров, — прим. Мы даже первее Москвы и Питера открыли для себя направление UK garage — жанр урбанистической электронной музыки середины 1990-х из Лондона. С товарищем покупали пластинки с такой музыкой. Мы тогда назывались Versus Crew и делали вечеринки в баре «Грот» — все было на подъеме.
Я считаю, что в барах должна звучать околодиско и околохаусная танцевальная музыка. Мне нравится, когда в клубе с двумя танцполами на одном — меломан играет эклектику: постпанк, диско и что-то бразильское. А на другой площадке звучит что-то качающее — я как диджей на это подсажен. Хочу, чтобы все цветы расцветали. А когда был в Bazzar , то поразился: там совсем другая энергетика, нежели в остальных барах на Профсоюзной. Ставили треки на русском и я подумал: «Здорово, что это больше не зашквар» — не могу представить такого в нулевых. Казань, 1992 год Хипстерские татарские вечеринки и локальный Стиви Уандер В 80-х все татарское было немодным: если увлекаешься этой культурой или говоришь на татарском языке, то, скорее всего, ты из деревни.
Пока живешь в Казани, это фон твоей молодости — с утра тебе радио на татарском объявляет, что время семь часов пятнадцать минут. Зимой ждешь, когда оно скажет, что на улице минус 32 градуса и в школу можно не идти. Включаешь татарский канал, а там сборная солянка из исполнителей, которых невозможно отличить друг от друга. А уезжая из города, начинаешь осознавать себя татарином, поэтому мы с товарищем решили делать хипстерские татарские вечеринки в Москве.
Фото: 1976 г. В магазин не любил ходить, так как идешь потом и смотришь, чтоб гопники не остановили и мелочь не отняли. После девятого класса родители отдали в экспериментальный лицей на Роторной, там, где «Газовая-Халева Сила». В новом классе оказались в основном группировщики из разных районов. В соседнем юридическом классе учились окодовцы, познакомился поближе с ними и их образом жизни. Это был 1993 год. Вот здесь начались проблемы серьезнее. На потоке был парняга, который только пришился к какой-то группировке. Так получилось, что объектом вымогательства он выбрал меня. Попытался наехать, я на словах дал отпор. На следующее занятие он своих старших привез на подмогу. А у друга отец был коммерс, у него крыша была, как и полагается в те времена. Крыша оказалась из бригады «тепловского» Скрябы Сергей Скряба Скрябин — один из авторитетов группировки «Тяп-Ляп», родился в 1956 году, убит в середине 1990-х и очень серьезного «газовского» авторитета Шамона.
Также вероятный рост преступности, по мнению собеседника, может быть связан с амнистированным заключенными-ветеранами СВО. Гараев считает, что люди с покалеченной психикой, которые держали в руках оружие, могут быть опасны. Этот тезис также поддерживает Александр Коган, но он склоняется к тому, что рост преступности будет заметен скорее в маленьких городах и поселках, а не в городах-миллионниках. А вот профессор кафедры социологии КФУ Мария Ефлова считает, что прежде всего в России будет развиваться киберпреступность, поскольку на сегодня эта область менее всего контролируется государством — законы, регулирующие цифровое пространство не всегда поспевают за развитием технологий. При этом профессор говорит и о том, что традиционная преступность никуда не денется, поскольку никуда не делись и социально-экономические потрясения, просто масштабы масштабы преступлений будут менее значительные, чем в 90-е. Собеседник убежден, что никто из них не собирается снова вставать на путь криминала. Они будут жить тихо и спокойно, будут жену любимую обнимать и детей. Не надо им этого, —ответил Роберт Гараев на вопрос о потенциальном росте преступности из-за освобождения криминальных авторитетов. Впрочем, когда разговор коснулся конкретных имен — некоторые Гараев отказался комментировать — во-первых, потому что не знаком с ними лично, а во-вторых, он опасается, что они все еще при делах. В том, что освободившиеся из тюрьмы члены ОПГ после 15-20 лет отсидки не хотят возвращаться за решетку говорит Александр Коган — он уверяет, что большинство вернувшихся стремятся построить обычную жизнь в обществе. Поскольку после отсидки у бывших бандитов, как правило, не остается близких: семья отвернулась, жены ушли, квартиры нет. Профессии, которым себя посвящают бывшие заключенные могут отличаться — это и таксист, и строитель, кто-то даже уходит в религию.
ОПГ ''Хади Такташ'' : интереснейшая история жестокой ОПГ г.Казани 📹 Топ-9 видео
ОПГ «Жилка» Локация: казанский микрорайон «Жилплощадка» Основавшего в 1985 году ОПГ «Жилка» уроженца казанского микрорайона «Жилплощадка» Хайдара Закирова Хайдер отличала невероятная амбициозность: он мечтал покорить весь преступный мир Казани. Казанская организованная группировка в Москве была сформирована в 1989 году. Важную роль в распространении криминальной субкультуры среди молодого поколения россиян играет популяризация и романтизация криминалитета в кинематографе, литературе, «блатной» музыке, что также создает вокруг преступного мира романтичный ореол. полная история группировки "Жилплощадка - Казань".
АУЕ без купюр. Куда свернул «казанский феномен»?
На этой странице вы можете по ссылке скачать медиафайл «Криминальная Россия Казанские ОПГ 3» максимально возможного качества БЕЗ каких-либо ограничений на количество загрузок и скорость скачивания. 60-летний житель Казани, лидер организованной преступной группировки «Борисково» предстанет перед судом за убийство 20-летней давности, передает пресс-служба татарстанского управления следкома. Правоохранительные органы считают его криминальным лидером, примкнувшим к казанской ОПГ «Чайники», входившей в ОПС «Жилка». Родоначальниками не только казанского, но и в целом советского организованного криминала принято считать группировку "Теплоконтроль".
Слово пацана по-питерски. История казанской ОПГ в Северной столице
Это может быть двор, район, улица. Ремесленники селились в своих районах, контрадах. Все важные для человека события в жизни: свадьбы, праздники, похороны и так далее происходили только внутри своей контрады. Это и приводило к тому, что близкие считались дружественными, а дальние — враждебными. Переселение из сел и деревень в города на фоне экономического кризиса — это рай для создания подростковых банд. В том же Париже это имело страшные формы с грабежами, разбоями и бесконечными драками с полицией. В английских Бирмингеме и Манчестере зарождались группировки жестоких скаттлеров — молодчиков, пускавших кровь на дискотеках и в клубах. Тогда же банды начинали иметь свою отличительную атрибутику — ремни, куртки, кепки, как в сериале «Острые козырьки» или фильме «Банды Нью-Йорка». Вывод: — молодежная криминальная субкультура — продукт городской; — она возникает во втором и последующих поколениях городских жителей; — ее удается купировать с ростом экономического благосостояния. АУЕ нельзя сравнивать с «казанским феноменом» Так в чем же все-таки отличие современных казанских банд от тех, что гремели на всю страну в конце 80-х или 90-х? Эксперт и исследователь данной темы Роберт Гараев очень подробно и конкретно обратил внимание на все опорные точки.
Роберт — создатель очень популярного паблика «ВКонтакте» «Казанский феномен», к тому же в 80-х и сам состоял в одной из группировок. Что отличает Казань от того, что было во всей России? Мы насчитали, что на своем пике в Казани существовала 141 группировка! Для миллионного города это огромная цифра. Одной из важнейших вех того времени стал знаменитый «пробег» группировки «Тяп-Ляп» 31 августа 1978 года. В тот день огромная толпа подростков двинула от Речного порта в сторону центра, круша, ломая все и избивая всех на своем пути. Два человека погибли. Четверым грозила смертная казнь, но в итоге казнили только двоих. Пик подростковой уличной преступности пришелся на 1986-1988 годы. В то время была смена государственных институтов и общий упадок милиции.
Кооперативщик уже шел за защитой к бандиту, а не в милицию, — объясняет эксперт.
Судя по видео, группировка в черной одежде уступила противнику и по численности и ретировалась, оставив лежать на асфальте скорчившегося парня, которого некоторое время продолжали бить руками и ногами — на видео он лежит на асфальте в окружении около 20 человек. Появились сообщения о том, что «Тридцатьпятовские» уже попадали в сводки МВД. Происшествие закончилось стрельбой, в которой просто чудом не пострадали родители и дети. Многочисленные источники сообщают, что во двор гимназии один из участников разборки пришел на встречу навеселе с обрезом охотничьего ружья и угрожал всех убить.
Соответственно, нельзя было отказать в приеме в группировку, если человек был неподходящей национальности. Тем не менее, основной костяк казанских группировок составляли, естественно, титульные национальности, и их было примерно 50 на 50. Татарских банд в Казани не было, хотя были и до сих пор существуют группировки, в названии которых есть корень «татар». Последняя получила такое название, потому что рядом была татарская школа. Но, опять же, нельзя сказать, что там было что-то специфически татарское. Что касается кавказцев, то их, в общем, брали на улицу, но в Казани их было немного, поэтому серьезную силу они не представляли. Когда я спрашивал участников группировок, как они относятся к приходу людей других национальностей, они говорили: «Ну, ты знаешь, один-два нормально, но потом они начинают быстренько подтягивать своих, и у них внутри группировки появляется своя». То есть они более крепко связаны, для них это важнее, чем уличные понятия. Кроме того, в Казани сейчас есть мигрантские объединения группировочного типа. Например, когда участников «Суконки» переселили из центра на Квартала, в Азино и так далее, они отхватили там какие-то жирные куски и безразмерно разрослись. И там внутри появилась такая бригада выходцев из Центральной и Средней Азии, на которую недавно жаловались в телеграм-канале «Татарская якудза». Они собираются на Кольце и докапываются до прохожих. То есть это такие уличные пацаны, люди, которым группировочный социальный лифт до сих пор важен и нужен, потому что других у них нет. Кроме того, я слышал о наличии таких ребят во многих современных группировках. И не будем забывать, что в 80-х были цыгане, как раз чисто этническая группировка. Они были деловые и предприимчивые, позволяли себе чуть более широкий набор инструментов, чем у традиционной казанской группировки, были связаны с цеховиками и благодаря этому зарабатывали кучу денег. И, в общем, в 1989 году союз группировок их изгнал. Поводом стало то, что одной женщине, родственнице «первомайского» авторитета, цыгане продали два сапога на одну ногу. Деньги возвращать отказались, и за это им предъявили. А в казанцах уже кипела неприязнь к цыганам. Потому что они, например, не брезговали изнасилованиями. Понятно, что ими не брезговали и казанские группировки, но когда чужак насилует вашу землячку, это становится заметным и возмутительным фактом. Там была перестрелка, и кортеж из братвы дал табору недельный срок. Они в спешке продали свои дома в Отарах и переехали в другой город. О том, мог ли криминал погасить национальную волну в Татарстане в 90-е, кто самые известные преступники татарского происхождения и было ли в группировках что-то положительное, читайте во второй части интервью Роберта Гараева «Миллиард.
Тогда лидера группировки Альберта Сиразиева приговорили к 22 годам колонии, а остальным «калужским» дали по 12 и 8 лет лишения свободы. Николая Казакова убили еще в 2004-м — киллер расстрелял его в подъезде дома, после чего главарем банды и стал Сиразиев. Самого Мифтахова задержали в 2022 году — его нашли в Казахстане, откуда экстрадировали в Россию. Сегодня Верховный суд Татарстана назначил ему наказание в виде 16 лет лишения свободы — мужчину признали виновным в убийстве, совершенном организованной группой, и в бандитизме. О том, как ему удавалось не попадаться на глаза полиции и как правоохранители вышли на след — читайте в нашем материале. Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.
ОПГ ''Хади Такташ'' : интереснейшая история жестокой ОПГ г.Казани 📹 Топ-9 видео
Бывшие казанские бандиты говорят, что иногда отшивали так, что даже «чушпаны» не имели права общаться с членом, покинувшим ОПГ. После разгрома ОПГ «Тяп-Ляп» некоторые из ее участников, оставшиеся на свободе, вошли в новую группировку — «Хади Такташ», которая появилась в 1982 году. В начале 1980-х годов в средствах массовой информации и юридической литературе СССР появилось понятие «казанский феномен». Дело об убийствах лидеров казанских ОПГ вернули следствию. Главная» Новости» Казань опг последние новости.
«Мы не понимаем, что происходит»: что известно о задержании Вадима Липского и членов ОПГ
Posted 31 января 2019,, 05:57 Published 31 января 2019,, 05:57 Modified 25 декабря 2022,, 15:21 Updated 25 декабря 2022,, 15:21 "Их боялась даже Москва". Роберт Гараев написал историю казанской банды 31 января 2019, 05:57 В начале 80-х годов сотни парней из столицы Татарстана стали регулярно наведываться в Москву и наводили страх на московскую молодежь Сюжет Былое В последние годы в СССР ознаменовались расцветом так называемых неформальных молодежных группировок, одна из самых массовых и популярных из была так называемая «казанская», которая наводила страх и ужас даже на московскую молодежь. Журналист Роберт Гараев в прошлом диджей с никнеймом Pornosuperstar, собрал и опубликовал в паблике Психо Daily мемуары людей, заставших разгул группировок в Казани в позднесоветские времена. Что такое «казанский феномен» С 1970-х Казань была поделена на территории враждующих уличных группировок, которые назывались «моталками», а чуть позже «конторами» и «улицами». В 1980-е их насчитывалось уже более ста, каждая охраняла свои незримые границы — занимались «дележом асфальта».
Они не употребляли алкоголь и не курили, жили по пацанским понятиям, занимались спортом, воевали между собой, щемили «чушпанов» — подростков, не участвовавших в группировках, — и ездили в Москву снимать одежду с мажоров и драться с люберами. В 1988 г. Перестроечные СМИ быстро отреагировали — о казанском феномене стали писать везде, в том числе в «Советском спорте», «Литературной газете» и в журнале «Здоровье». К началу 1990-х пацаны подросли: после горбачевских указов о свободном предпринимательстве страна начала меняться.
Группировки также мутировали — у них появилась экономическая база в виде кооперативного движения, которое можно было щемить и охранять. На смену гоп-стопу пришел рэкет и крышевание, а в войнах вместо арматур и железных шариков стал использоваться огнестрел. Она сложилась вокруг харизматичного лидера Сергея Антипова, который занимался борьбой и боксом. Ребята собирались в качалке, созданной его приятелем Иреком Бадриком, — все вопросы и конфликты внутри группировки решали через спарринги.
Под его руководством тепловские вместе с союзниками 31 августа 1978-го совершили мотонабег на территорию противника — район Новотатарки. В результате было много раненых, в том числе милиционеров, погиб 74-летний ветеран войны. Четверых приговорили к расстрелу, двоим позже расстрел заменили на длительные строки. Несмотря на то, что википедия, ссылаясь на фильм НТВ, пишет, что Антипов был убит в 1996-м, он жив и дал нам интервью.
Сергей Антипов, основатель и лидер банды «Тяп-Ляп»: «Меня закрыли, я вышел на химию некоторых отсидевших селили в поселения, где они работали на вредных химических производствах, и это называлось «химия» , совершил аварию и меня снова закрыли. И после того, как меня закрыли, Манты один из участнков банды «Новотатарки» выхватил Скрябу один из участников группировки «Тяп-Ляп» и увез его в лес, где его избили, дали написать что-то. После этого Джавда с друзьями ехали в машине по улице Баумана и увидели, что Манты едет тоже с какими-то ребятами на машине. Они погнались, начали стрелять по машине.
На улице Баумана! А стрельба закончилась около «Акчарлака» ресторан, популярный среди казанских гангстеров. Представляешь, по «Голосу Америки» говорили за эту стрельбу. Сейчас пишут, дескать, что «Голос Америки» начал говорить про драки «Теплоконтроля».
Да они не про драки говорили! Они сказали о том, что творится в Казани,— стрельба в центре города среди бела дня, вот о чем они по «Голосу Америки» передавали. Это был 1977-й год, за малейшую провинность сажали. Меня посадили за то, что я задним бортом девчонку сбил — ни одной царапины на ней не было, — а мне три года дали строгого режима.
Джавда стрельбу открыл, и этим — ну ты сам посуди! Хотя машина у Манты вся была продырявлена — «Жигули» с обреза можно продырявить. Это все укладывается в то, что он был внештатный сотрудник комитета. Укладывается и то, что в ноябре того года было семьдесят лет этой красной власти, и была амнистия, и я как «аварийщик» должен был попасть под эту амнистию.
У меня ни одного нарушения не было, потому что я сидел под следствием. И тем более сидел в одной камере с вором в законе — с Сережкой Корейцем нашим казанским. Я на хате сидел с вором в законе, ну какие там могли быть нарушения? А мне дали пятнадцать лет по сфабрикованному делу».
Пацаны и чушпаны Роберт Мифтахов: «Впервые с этим я столкнулся где то в 1989-м. Школа, конец занятий, собираемся уходить домой с одноклассниками. Вышли перед школой, ждем всех, кому по пути домой. Вдруг из-за угла со стороны школьного стадиона бежит толпа — человек пятнадцать — молодых парней в «спортивках».
За ними едет «шестерка» и «девятка», следом милицейский бобер. Наблюдаем за происходящим со стороны, на этот забег...
В частности, он узнал гособвинителя Сергея Якунина, который когда-то уже задавал ему вопросы по делу.
Активно он высматривал остальных участников процесса: «Это же адвокаты там сидят? А рядом подсудимые? Ныне он отбывает пожизненное заключение в ИК-5 Вологодской области, известной как «Вологодский пятак» или «Остров Огненный», за печально известное «побоище в Званке» Что сказал «основатель» «Перваков» Шагвалиев родился в 1962 году.
Подсудимые, как сказал Шиня, были «молодые», но иерархии у них не имелось. Они как из детства, из прошлого», — говорил Шиня. Из моего возраста остались только я и Юсупов Ринат.
А раньше нас было 13», — рассказывал Шиня. На предварительном следствии он также делился деталями становления группировки. Там же происходили драки, в основном с подростками, проживавшими в Советском районе», — следует из допроса Шини на предварительном следствии.
В 90-е Шагвалиев был трижды судим и появлялся на Первых Горках лишь несколько раз — в 1997, 1999 и 2000 годах. После этого он был задержан и получил пожизненный срок. В июне 1999-го его пригласили в квартиру к Лукоянову по «делу Бибика», где сообщили, что Батрова нужно устранить.
Шиня, зная Бибика лично, не захотел этого делать, но все же согласился, так сказать, «для показухи».
Участники группировки «Тяп-Ляп» Фото: книга «Бандитская Казань» Тех, кто отказывался платить, жестоко наказывали: когда руководство одного из казанских дворцов культуры отказалось платить бандитам процент от выручки с дискотек, те в 1976 году ворвались на очередную вечеринку и стали калечить молодых людей. В какой-то момент отпор «Тяп-Ляп» попытался дать микрорайон Новая Татарская слобода. Однако группировка в ответ устроила в августе 1978 года в микрорайоне самый жестокий набег в своей истории 200 бандитов избивали кусками арматуры всех, кто встречался у них на пути, включая милиционеров, беременных женщин и стариков. Правоохранительные органы разгромили группировку: 30 ее рядовых участников отправили на зоны, Антип и Скряба получили по 15 лет лишения свободы, а Джавду расстреляли. Большая часть ее участников жила вблизи улицы, названной в честь татарского поэта Хади Такташа Вахитовский район Казани , которая и дала название банде. До 1990-х годов группировка «Хади Такташ» занималась только рэкетом, а потом раскололась на «молодежь» и «стариков»: первые хотели менять правила игры в ОПГ, а вторые оставались верны ее традициям. В противостоянии сторон победила «молодежь», лидером которых со временем стал Радик Галиакберов Раджа. Участники группировки «Хади Такташ» Кадр: телепередача «Криминальная Россия» Уничтожив всех своих врагов при помощи интриг и насилия, Раджа взял под контроль ряд коммерческих объектов, занялся наркоторговлей и крышеванием проституции, стал устраивать собачьи бои.
Приближенные Марушкина помогли правоохранительным органам выйти на киллера Анатолия Новицкого, который дал показания на лидеров группировки «Хади Такташ» Позже ликвидатор отказался от своих слов, но расследование продолжилось, причем в рамках него впервые в России применили программу защиты свидетелей. Родственники жертв и очевидцы преступлений помогли доказать 13 из возможных 60 расправ группировки. Раджа и его ближайший помощник Ринат Фархутдинов Ринтик получили пожизненные сроки, а остальные участники «Хади Такташ» — от 15 до 24 лет колонии. Однако основанная ими ОПГ просуществовала недолго — после раскола Узкому осталась верна лишь часть бандитов, другая перешла на сторону местного криминального авторитета Анатолия Блохина. Вскоре Узкий и Блохин начали кровавую борьбу за контроль над рядом предприятий и заводов. Первыми в ней пали Хайруллин и сторонник борисковских, вор в законе Ринат Игламов Иглам , который был смотрящим за Казанью. На рядовых подручных Блохина люди Узкого охотились, пуская в ход прослушку или притворяясь милиционерами, чтобы подбираться к своей цели как можно ближе. Перебравшись в столицу, лидеры группировки взяли под контроль ряд объектов на Старом Арбате и открыли развлекательные зоны в гостинице «Севастополь». В тот момент у борисковских обострились отношения с «Жилкой» — одной из самых мощных ОПГ Казани Чтобы победить в этом противостоянии, Узкий объединил свою и ряд других группировок в организованное преступное сообщество ОПС «Севастопольские».
Эпоха дефицита — ты счастливчик, если достанется эскимо, и грустно, если прямо перед тобой оно закончилось. Стали появляться талоны на продукты. Сначала мы жили в самом центре Казани. В школе нас называли базарно-вокзальные дети. Мой дом находился как раз между железнодорожным вокзалом и рынком. Вокруг были жуткие трущобы, старенькие заброшенные дома, зимой мы с них как с горки катались. Потом мы переехали на окраину в новую квартиру. Транспорта не было, ходили пешком четыре остановки до автобуса.
Мне пришлось бросить фигурное катание, исторический кружок. Самое ужасное — что не стало той вольницы, к которой я привыкла. Раньше центр города был наш. А тут разделение на коробки, бегущие толпы гопников с монтажками. Вопросы: «Ты из какой коробки, а кто старший? Сейчас, когда встречаемся с одноклассниками, странно даже вспоминать, что в детстве такие разборки были.