Майя Плисецкая и Николай Фадеечев. В 1995 г. Майя Плисецкая стала почетным президентом труппы "Имперский русский балет", созданной при ее участии. биография личной жизни. Красивую женщину окружали не менее красивые мужчины. О тех романах, о которых рассказывает сама балерина в своих воспоминаниях, можно прочесть, но официальных замужеств у Майи Михайловны Плисецкой было всего два. Майя Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года от обширного инфаркта миокарда.
Семейные несчастья, любовь и блистательная карьера: главное о жизни Майи Плисецкой
В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже. Еще через несколько месяцев арестовали и его жену Рахиль. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Рахиль Плисецкая-Мессерер получила 8 лет тюрьмы как жена врага народа. Ее вместе с новорожденным ребенком младшим сыном Азарием поместили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Только благодаря стараниям своих близких родственников ее вначале перевели на вольное поселение в Чимкент. И только в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву. Среднего сына Александра приютил дядя Асаф, а 12-летную Майю удочерила ее тетя Суламифь. Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу.
Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее. Биография Плисецкая Майя Михайловна — великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина. Майе Плисецкой самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, поскольку яркий талант этой выдающейся звезды отечественного балета во многом был предопределен генами. По материнской линии в роду Майи было сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф были звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, была актрисой, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве. В Шпицбергене одиннадцатилетняя Майя впервые появилась на сцене. Она исполняла роль в опере «Русалка». По возвращении в столицу во время отпуска в 1934 году Плисецкую записали в Московскую хореографическую школу.
Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, и главная мечта девочки-подростка была близка к осуществлению. Однако страшный 1937 год перечеркнул все надежды.
Кажется, все о знаешь о легендарной русской балерине, но она сама совсем не похожа ни на один рассказ о ней. Документальное кино: самые популярные фильмы.
Ее Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре Большого театра и навсегда вошла в историю мировой хореографии [ 12 ], [ 13 ], [ 24 ]. В 1972 году в Большом театре состоялась премьера балета Щедрина "Анна Каренина", где Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа. В 1980 году Плисецкая как хореограф поставила на сцене Большого театра балет Щедрина "Чайка" [ 13 ], [ 24 ]. В 1983 году Плисецкая получила предложение стать художественным руководителем балета Римской оперы. За те полтора года, пока она занимала этот пост, Плисецкая показала на сцене Римской оперы свою "Айседору", организовала возобновление "Федры" и нескольких других балетов. В 1984 году в Оперном театре в Термах Каракаллы Рим она осуществила постановку "Раймонды" для открытой сцены [ 13 ], [ 12 ]. В 1985 году Плисецкая была удостоена звания Героя Социалистического труда [ 13 ]. В 1987-1990 годах Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу "Театро лирико насиональ", для которой возобновила балет "Тщетная предосторожность" Петера Гертеля балетмейстер - Александр Горский и ввела в репертуар "Кармен-сюиту".
Плисецкая начала тесно сотрудничать с оперной певицей Монсеррат Кабалье, по инициативе которой приняла участие в постановке оперы-балета Джакомо Пуччини "Вилиса", показанной на фестивале искусств в Переладе. В прессе упоминался еще один их совместный проект: Кабалье спела "Умирающего лебедя", а Плисецкая - впервые под запись человеческого голоса - исполнила эту танцевальную миниатюру. В 1988 году Плисецкая выступала в заглавной партии поставленного специально для нее художественным руководителем труппы фламенко Хосе Гранеро балете "Мария Стюарт" Эмилио де Диего [ 13 ]. Обвинения были абсурдны: по одной версии, пропавшие деньги балерина якобы привезла из Рима и утаила от государства, по другой — в Риме Плисецкая вовсе не была, "а деньги за дни пребывания там получила". В 1988 году в возбуждении уголовного дела в отношении Плисецкой и Орловой было отказано "за отсутствием в их действиях состава преступления" [ 15 ], [ 19 ]. После публикации в "Огоньке" Плисецкая написала в редакцию письмо, сообщив, что в качестве художественного директора Национального балета Испании она получает зарплату 7500 американских долларов, которую в полном объеме сдает "Это мой ежемесячный оброк Госконцерту СССР", - утверждала балерина [ 18 ]. Последний свой спектакль в Большом театре - "Даму с собачкой" - Плисецкая танцевала 4 января 1990 года. Разногласия с театральным руководством, в том числе — с главным балетмейстером, художественным руководителем балета Юрием Григоровичем [ 16 ] привели к тому, что она ушла из Большого театра [ 13 ]. Ее просто здесь лишили работы и даже пенсиона", - рассказывал Щедрин в одном из интервью 1991 года [ 15 ].
В 1992 году в театре "Эспас Пьер Карден" состоялась премьера балета "Безумная из Шайо" на музыку Щедрина, где Плисецкая исполнила главную партию [ 12 ]. В 1994 году Плисецкая организовала конкурс артистов балета, который носил ее имя - Международный балетный конкурс "Майя". Она же была председателем жюри и сама формировала его состав [ 23 ], [ 13 ]. В 1995 году Плисецкая была избрана почетным президентом труппы "Имперский Русский Балет", созданной по ее инициативе [ 12 ]. В январе 1999 года в газете "Московский комсомолец" МК была опубликована статья "Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой", в которой сообщалось о том, что у знаменитой балерины существует тайная дочь.
Васильев, Царь — А. Радунский 1961 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева 1962 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон 1963 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского 1964 — Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С. Власов и Н. Симачёва, по М. Фокину 1965 — Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович Ферхад — М. Лиепа, Визирь — А. Лавренюк, Ширин — Н. Бессмертнова 1967 — Солистка, «Прелюдии и фуги» на музыку И. Баха, балетмейстер Н. Касаткина 1967 — Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо Хозе — Н. Фадеечев, Тореро — С. Радченко, Рок — Н. Касаткина 1971 — Эгина, «Спартак» А. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, Вронский — М. Лиепа, Каренин — Н. Щедрина, Треплев — А. Богатырёв 1985 — Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П.
Как она стала Плисецкой. Было ли предопределено величие балерины?
Майю Плисецкую звездой сделала любовница Маяковского. Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». В его рассказе — удивительная Майя Плисецкая на фоне времени.
Биография Майи Михайловны Плисецкой
По утверждению балерины, так как "мы десятилетиями сидели на диете", ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, "на почве необходимости". Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном, другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у нее не было. Хореографом она себя не считала, говоря: "я импровизатор, я могла, может быть, придумывать режиссерские ходы, но не лексику". В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета 1983-1984 , а затем Испанского национального балета в Мадриде 1988-1990. Сцену Плисецкая оставила в возрасте 65 лет. Но не переставала участвовать в концертах, вела мастер-классы. Майю Михайловну знали не только ценители балета. Плисецкая много снималась в кино и на телевидении. В 1953 году на киностудии "Ленфильм" был снят фильм "Мастера русского балета". Майя Плисецкая исполнила в этом фильме одну из главных партий.
Пускай последние годы она провела в Германии, но Плисецкая всегда говорила, что «Дом — дома», и называла самой идеальной сценой для балета только Большой Театр, где и разворачивалась ее карьера. Биография Семья Майи была не из простых, хотя она и вспоминала, что жили они очень скромно. Ее отец Михаил был руководителем угольных шахт на архипелаге Шпицберген, где семья какое-то время жила. А мать походила из рода Мессерер, славившегося своей приверженностью к театру и выступлениям. Рахиль была киноактрисой уже в те далекие годы. Плисецкая родилась в 1925, ее младший брат Александр — в 1931.
Маленькая Майя всегда любила танцевать. Когда кто-нибудь играл музыку, девочка непременно пускалась в свои импровизации, а после первого своего просмотра балета она безошибочно повторила движения основных персонажей по возвращении домой. Танцевальные задатки в девочке разглядела ее тетя — Суламифь. Она была балериной, солисткой Большого театра, и убедила родителей Майи отдать ребенка в хореографическое училище, чтобы ее задатки не пропали даром. Майя Плисецкая с родителями Майю приняли, несмотря на то, что она была младше, чем требовалось — в те времена в училище принимали строго с 8 лет. Благодаря Суламифь Плисецкую все-таки зачислили на курс обучения, сделав огромное исключение из правил школы.
Сама Майя вспоминала о своем прослушивании как об одном из самых счастливых моментов в своей жизни — в то время смотрели не на растяжки, и не на умение ребенка танцевать балет, а на музыкальность и пластичность. Майе Плисецкой всегда нравились именно импровизации, и именно на прослушивании ей дали импровизировать вволю. Потом она говорила о себе, что была жутко ленивой ученицей. Повторять триста раз одно движение было для нее мучительно. Она хотела танцевать, и совсем не хотела учиться. Трагедия пришла в дом их семьи в 1937 году, когда Михаила репрессировали и расстреляли по специальному указу.
Рахиль, как жену Изменника Родины, отправили сначала в «Бутырку», а потом и в ссылку в Казахстан. Чтобы дети не попали в один из интернатов для детей репрессированных, их взяли к себе родственники из династии Мессерер. Майю забрала Суламифь. Майя Плисецкая в детстве Клеймо ребенка Изменников Родины не слишком сказалось на жизни Плисецкой, по крайней мере так утверждала она сама. Все ее дни были заняты балетом, но она помнила, как раз за разом ее заставляли писать объяснительные записки и прошения на поездки, как будто тыкали носом и не давали забыть о том, кем была ее семья. За все это Плисецкая возненавидела советскую власть и оставалась полна этой ненависти до конца своей жизни, называя этот режим «хуже, чем фашизм».
Рахиль смогла вернуться на родину в 1941 году, а потом семья на год оказалась в Свердловске, в эвакуации. Именно там и произошло самое первое выступление Майи, номер для которой поставила сама ее тетя. Суламифь придумала не только саму постановку так, чтобы Плисецкая продемонстрировала свои способности, но и выдумала легендарный выход на сцену — когда лебедь выходил спиной к публике, а не лицом. Балет В Большой Театр Плисецкая попала в 1943 году, сразу же после окончания училища. Поначалу ей доставались роли на подмене. В то время не хватало артистов, и молодых выпускников бросали на разные партии.
Плисецкая, с ее почти фотографической памятью на движения, быстро стала солисткой в нескольких из них.
Анастасия Кейзерова Майя Плисецкая была представительницей театральной династии Мессерер - Плисецких. Родилась в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Мессерер.
С 1932 по 1936 годы семья жила на Шпицбергене. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1938 года Михаил Плисецкий был арестован, осужден и в этом же году расстрелян. Мать Плисецкой была выслана в Казахстан в Акмолинский лагерь жен изменников Родины.
Маленькую Майю удочерила ее тетя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер. С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Плисецкая была с семьей в эвакуации в Свердловске. Было, конечно, не до постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером "Умирающий лебедь" состоялось именно здесь.
После окончания Московского хореографического училища Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.
В стране шла война, а Майя уже готовила свой первый номер. В Свердловске на сцене она танцевала миниатюру «Умирающий лебедь».
Для племянницы тетя придумала такой номер, в котором бы девочка смогла показать свои лучшие стороны. В 1943 году Майя закончила хореографическое училище, после чего ее взяли в Большой театр. Балерина имела выразительную пластику. Она даже создала собственный прыжок «кольцо».
Плисецкая иногда принимала участие в постановках даже в преклонном возрасте. Первый брак Майя всегда была очень эффектной женщиной.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин. В чем секрет их семейного долголетия?
Майя не скрывала, что предпочла сделать аборт, когда забеременела. Муж "без восторга, но согласился" с ее решением. Свое нежелание иметь детей балерина объясняла так: Если бы у нас был даже один ребенок, у нас была бы другая жизнь. Мы бы заботились только о нем, думали только о нем, жили бы только ради него. А я тогда к такой жертвенности не была готова.
Рождение ребенка — это минимум один пропущенный год карьеры. Я была не уверена в том, что, испортив фигуру и пропустив год, смогла бы вернуться на сцену. Риск был огромен. И я не рискнула.
В интервью Плисецкая всегда восторженно отзывалась о муже, называла его особенным, даже гением. По словам балерины, Щедрин окружил ее заботой и вниманием, постоянно был рядом, часто сопровождал на гастролях. Он писал музыку для балетов, в которых она выступала: "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой". Артистка считала, что именно благодаря супругу ее карьера продлилась так долго.
И главной удачей в своей жизни называла не головокружительную карьеру, а то, что у нее "прекрасный муж". Майя Плисецкая и Родион Щедрин Грациозная, всегда со вкусом одетая Плисецкая была постоянно окружена поклонниками, среди которых были известные и влиятельные мужчины. Писали, что в начале 60-х за ней красиво ухаживал брат президента США Роберт Кеннеди, с которым она познакомилась во время американских гастролей. Но, как говорила балерина, между ними была только дружба: Со мною Роберт Кеннеди был романтичен, возвышен, благороден и совершенно чист.
Никаких притязаний, никакой фривольности. И я ему оснований на то ни разу не дала. Политик часто поздравлял Плисецкую с днем рождения: они с ним родились в один день и даже один год — 20 ноября 1925-го. Роберт Кеннеди Поэт Андрей Вознесенский тоже был очарован.
Он писал о Плисецкой: В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая — полюс магии.
Вопреки стереотипу о вечно сидящих на диете балеринах, Плисецкая признавалась: Я ела всегда много. И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно. Бывали периоды, когда я худела, но неумышленно — просто из-за репетиций не успевала поесть. Звезда балета говорила, что любит пиво с сосисками, обожает селедку, а хлеб с маслом — вообще "лучшее, что придумали люди".
При этом на вопросы журналистов, как сохранить красивую фигуру, Плисецкая давала ответ простой до гениальности: Не жрать! Более действенного способа еще не придумали. Позднее балерина немного смягчила свою знаменитую цитату: Это больше в теории. А в жизни можно все, но понемногу.
Майя не стеснялась признаться в собственной лени и в том, что она "никогда не любила тренироваться и репетировать". Но в этом балерина видела скорее плюс: она сохранила ноги "неизмученными", что позволило ей долгие годы не покидать сцену. До самой старости Плисецкая выглядела элегантной и ухоженной женщиной, с отличной фигурой и правильной осанкой. При этом считала, что желание молодиться никогда не добавляет женщине привлекательности: От морщин никуда не деться...
Но молодящийся старичок или старушка — это смешно... Знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожен он или нет — это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: всегда видно — ухожено оно или запущено.
Художественным руководителем тогда был Асаф Мессерер , но продвигать племянницу он считал делом недостойным. Девушка стала танцевать в кордебалете. Так она дотянулась до мечты. Вскоре Майе дали десятиметровую комнату в коммуналке в Щепкинском проезде, где жили 22 человека. Его насильно и мучительно учили музыке. Он годами разучивал одну и ту же пьесу, спотыкаясь в одном и том же такте. В один прекрасный день наступила блаженная тишина — Рудик увлекся кино», —писала Майя.
В этой коммуналке балерина прожила до 1955 года, пока ей не отдали двухкомнатную квартиру на той же лестничной клетке. Первый большой успех пришел к Плисецкой, когда она впервые станцевала в «Раймонде». В Журнале «Огонек» о Майе написали заметку, а вскоре после этого ей стали пачками приходить письма. Я поняла, что стала знаменита», — рассказывала балерина. А потом началась эпоха «Лебединого озера». За свою жизнь Плисецкая станцевала его более 800 раз, но день премьеры, 27 апреля 1947 года, не забывала никогда. А впереди еще две коды.
Фуэте и две быстрые диагонали», — вспоминала прима. После громкого успеха «Лебединым озером» стали «угощать» всех именитых гостей. Охраны в тот день нагнали в 10 раз больше обычного, думая, что посмотреть балет придет и Сталин. Я танцевала с ним весь балет. Не покидала мысль: вдруг на прыжке пропуск выскользнет, а ворошиловские стрелки в ложах примут его за взрывное устройство и откроют по мне огонь», — вспоминала Плисецкая. В конце спектакля восхищенный Мао прислал на сцену корзину белых гвоздик. В тот раз Майе удалось избежать встречи со Сталиным, но танцевать перед вождем ей все-таки пришлось.
К 70-летию «отца народов» готовили концерт, и Майе досталась роль уличной танцовщицы из балета «Дон Кихот». Эхом слышу свое имя. Ныряю на сцену. В первом ряду вполоборота ко мне усатое лицо императора. Рядом с ним Мао. Господи, пронеси! Пол паркетный, натертый до блеска воском.
Думаю, как бы не упасть.
Это было бы неправдой. Но мне с Майей просто.
У нее есть одно потрясающее качество — она отходчива», — делился в интервью Щедрин. Пожертвовали будущими детьми ради себя И хотя Родион Щедрин и Майя Плисецкая жили душа в душу и красиво смотрелись вместе, родителями они так и не стали. Это было решение балерины.
Ей была слишком дорога карьера и востребованность. Мы бы заботились только о нем, думали только о нем, жили бы только ради него. А я тогда к такой жертвенности не была готова», — говорила Плисецкая.
Она не могла себе позволить взять отпуск даже на год и боялась, что не восстановит фигуру после родов. Родион при этом ничего ей не говорил и молча принимал выбор жены. Талантливые, красивые, яркие, успешные.
Она — эмоциональная, но быстро отходчивая, а он — терпеливый и внимательный. Щедрин даже отметил в одном из своих интервью, что секрет их счастливого брака длиною больше полувека заключается в желании мужчины быть рядом с женщиной, общих интересах и отсутствии ссор и обид. Это другие какие-то чувства.
Плисецкая - кавалер трех орденов Ленина 1967, 1976, 1985 , орденов "За заслуги перед Отечеством" IV 2010, вручен в 2011 году [ 3 ] [ 5 ], [ 4 ], III 1995 и II 2000 [ 17 ], I степени 2006 [ 10 ], орденов Франции "За заслуги в литературе и искусстве" 1984, Командор, награду принимала летом 1985 года вместе с музыкантом Святославом Рихтером [ 21 ] и Почетного легиона кавалер в 1986 году, офицер в 2012 году [ 13 ], [ 1 ], японского ордена Восходящего солнца 2011 [ 2 ]. В июле 1991 года высшую награду Испании - "Орден Изабеллы Католической" Плисецкой вручил лично король Испании Хуан-Карлос и пожаловал балерине дворянское звание. Российская балерина также удостоена звания "Почетного гражданина Испании". Среди многочисленных наград балерины СМИ упоминали премию "Превосходная-1986" ежегодно присуждается мэром Парижа самой элегантной женщине года , премию "Национальная гордость России" 2003 , Большой крест командора Ордена "За заслуги перед Литвой" 2003 и другие [ 13 ], [ 17 ]. Плисецкая замужем за композитором Родионом Щедриным с октября 1958 года [ 22 ]. В октябре 2008 года супруги отметили 50-летие совместной жизни [ 22 ], [ 6 ]. Плисецкая вспоминала, что будущих супругов когда-то познакомили литератор Лиля Брик и литературовед Василий Катанян балерина "напела Брикам почти всю "Золушку" для домашней фонотеки" - Щeдрина, по словам Плисецкой ее пение просто "потрясло" [ 22 ]. Отмечалось, что свое творчество композитор посвящал супруге [ 11 ], и она, в свою очередь, подчеркивала: "Вся моя жизнь в нем и ради него". СМИ подчеркивали, что в советский период Щедрин не только помогал Плисецкой в ее творчестве, но и выступал в ее защиту, отстаивая балерину перед советским правительством, и именно он, в конце концов, сумел добиться того, что она стала выезжать за рубеж [ 11 ]. В 1991 году Плисецкая и Щедрин перебрались в Германию, в Мюнхен.
Впоследствии в прессе писали, что они "живут на три дома - большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве" [ 11 ], [ 13 ], [ 7 ] литовское гражданство супруги получили в 1993 году [ 7 ]. Использованные материалы [1] Евгения Милова. Майю Плисецкую повысили в звании. К юбилею свадьбы Родион Щедрин подарил Майе Плисецкой свои мемуары. Три дома - три праздника. Майя Плисецкая: "Тринадцать лет спустя". Биография балерины. Творческий вечер Майи Плисецкой. Большой театр абсурда. Плисецкие миллионы.
Краткий хронограф жизни и деятельности С. Новости, М.
Майя Плисецкая
Рассказываем о самых значимых ролях Майи Плисецкой, как появились «Умирающий лебедь» и «Кармен», и интересных фактах биографии балерины. 2 мая на 90-м году жизни скончалась балерина Майя Плисецкая – Самые лучшие и интересные новости по теме: Плисецкая, СССР на развлекательном портале Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства.
Майя Плисецкая : земная и космическая
Майя Плисецкая и Николай Фадеечев. Майя Плисецкая и Николай Фадеечев. Майя Плисецкая была замужем за Марисом Лиепой всего три месяца — развод не помешал им впоследствии танцевать вместе. Плисецкая Майя Михайловна Артистка балета, представительница театральной династии Мессерер — Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах. Советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель и актриса Майя Плисецкая родилась в Москве в известной еврейской семье советского хозяйственного деятеля Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахили. Великолепная балерина Майя Плисецкая прожила долгую, интересную, сложную и успешную жизнь.
Майя Плисецкая - великая балерина? Антисоветчица, полная ненависти и снобизма!
Руками она ведет рассказ, и малейшее их движение всегда сливается с музыкой. Критик парижской газеты «Фигаро» уверял, что она делает это «не по-человечески» и что, «когда Плисецкая начинает волнообразные движения своих рук, уже больше не знаешь — руки это или крылья, или руки ее переходят в движения волн, по которым уплывает лебедь». Плисецкая с успехом справлялась и жанром балета-драмы, в котором необходима не только блестящая техника, но и глубокое актерское проживание образов. Спектакль Р. Захарова «Бахчисарайский фонтан» по сюжету А.
Пушкина стал одним из лучших постановок эпохи драматического балета. В 1954 году в Большом театре прошла премьера балета «Сказ о каменном цветке», в котором Плисецкая исполнила партию Хозяйки Медной горы. В 1955 году на сцене филиала Большого театра поставлен балет «Шурале». И вновь Майе Михайловне, занятой в партии Сюимбике, пришлось продемонстрировать свое умение превращаться из девушки в птицу.
В 1956 году в репертуаре Большого театра появился балет «Лауренсия», где Плисецкая опять танцевала главную героиню. Советская пропаганда усердно работает на имидж страны, доказывая преимущества социализма. Искусство становится предметом экспорта. Чудом уцелевший в годы сталинизма имперский балет — главная статья экспортного списка.
Труппа Большого театра собирается на гастроли в Лондон. В столице Великобритании ждут Майю Плисецкую с Лебединым озером. В последний момент балерину не выпускают. Труппа театра улетает, Майя остается в Москве.
По словам Плисецкой, сама тогдашний министр культуры Е. Фурцева говорила: «С Плисецкой нужно быть осторожно, у нее расстелянный отец». Назойливым иностранным журналистам, обрывающим телефоны Госконцерта участливо объясняют, что балерина нужна столичной публике. Тем временем за Плисецкой ездит машина ГКБ, по ночам она просыпается от гула мотора — это чекисты отгреваются под окнами ее квартиры.
Подозреваемая в шпионаже, длительное время балерина оставалась невыездной, несмотря на многочисленные приглашения из-за рубежа. Щедрин — любовь моя. В этот период Майя часто бывала в доме Лили Брик, в прошлом музы Маяковского, и ее мужа, писателя и литературоведа В. Именно там она встретила своего будущего супруга, соратника и единомышленника — молодого композитора Родиона Щедрина на семь лет младше Плисецкой.
Щедрин в хорошей компании играл много музыки собственного сочинения, развлекая гостей. Между Майей и Родионом скользнула искра интереса, но тут же затухла. В последующие годы было лишь несколько мимолетных встреч и несколько мимолетных шутливых реплик в адрес друг друга. Она выписала ему контрамарки на балет «Спартак».
Плисецкой довелось участвовать в трех постановках балета «Спартак» А. Хачатуряна, осуществленных на сцене Большого театра. Окончательно Щедрина и Плисецкую свел балет «Конек-Горбунок», который в 1958 году планировалось поставить в Большом. Заказ на музыку к этому балету получил Родион Щедрин.
Так он впервые увидел Майю на репетиции: «Она была в очень эффектном купальнике. Тогда таких еще никто не носил. Я, как теперь модно говорить, «запал» окончательно «. Балерина уже вечером получила приглашение покататься по Москве.
В конце их совместной работы на титульном листе партитуры первого балета Щедрина — «Конек-Горбунок» — появилось посвящение: «Майе Плисецкой». Позже похожие посвящения появятся на других произведениях композитора: «Анна Каренина» — Майе Плисецкой, неизменно; «Чайка» — Майе Плисецкой, всегда; «Дама с собачкой» — Майе Плисецкой, вечно. Они поженились 2 октября 1958 года. Как написала Плисецкая в своей книге годы спустя: «Признаюсь, что это была моя инициатива.
Щедрину не хотелось брачных официальных уз. Но мне интуиция подсказывала — власти меньше терзать меня будут, если замужем. На это не раз намекали. А Фурцева впрямую говорила — выходите замуж, вам веры будет больше.
Даже квартиру новую обещали». В 2008-ом году пара отметила «золотой юбилей» — 50-летие со дня свадьбы.
Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой.
В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР. Читайте также: Состав группы "Ночные снайперы": фото участников, имена, творчество Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену.
Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала.
В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской. В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже.
Еще через несколько месяцев арестовали и его жену Рахиль. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Рахиль Плисецкая-Мессерер получила 8 лет тюрьмы как жена врага народа.
Ее вместе с новорожденным ребенком младшим сыном Азарием поместили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Только благодаря стараниям своих близких родственников ее вначале перевели на вольное поселение в Чимкент. И только в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву.
Среднего сына Александра приютил дядя Асаф, а 12-летную Майю удочерила ее тетя Суламифь. Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу.
Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее. Биография Плисецкая Майя Михайловна — великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина.
Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом.
Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее. Первые выступления Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности.
И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения. В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище.
Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.
Майя просто не видела себя без искусства и большой сцены. Талантливой балерине стали доверять сложные роли, которые она училась играть на высшем уровне. Особенно зрителям понравилась ее Одилия и Одетта в «Лебедином озере».
Прошло немного времени и Плисецкую стали называть прима-балериной Большого театра, она сменила известную Галину Уланову. Работа балерины очень сложная. Майя не просто танцевала, она жила жизнью каждой из своих героинь, вкладывала душу в каждую роль.
Одной пластики, изящества и грациозности было мало. Нужен был творческий подход к выступлениям. Майя доводила себя до физического истощения постоянными занятиями, сидела на диетах, заставляла себя постоянно держаться в форме.
Она танцевала до 70 лет, выходила на сцену и демонстрировала зрителям грациозный танец. Плисецкую запомнили не только как выдающуюся танцовщицу, она была талантливым балетмейстером и хореографом. Майя Плисецкая поставила десятки спектаклей на сцене Большого театра, во многих из своих постановок она исполняла главные роли.
Но в конце 80-х Плисецкой пришлось оставить сцену Большого театра по причине конфликта с руководством.
Сам Щедрин комментировал их отношения, как идеальные. После отъезда супруги на гастроли он отмечал каждый день ее отсутствия на стене во время телефонных ежевечерних разговоров. Познакомила Щедрина с Плисецкой та самая подруга Маяковского — и хозяйка модного салона — с известным всем именем Лиля Брик.
Нежность чувств и истинную любовь они пронесли через всю жизнь. К сожалению, мечты всегда требуют жертв. Выбирая между карьерой балерины и детьми, Плисецкая остановилась на карьере, понимая, что вернуться в балет после родов будет крайне тяжело, а год декрета для балерины — огромный риск. Видео: Личная жизнь Майи Плисецкой Я с детских лет не в ладах с неправдой: железный характер Плисецкой Майя посвятила всю свою жизнь танцу.
Несмотря на уникальную работоспособность, она ленилась в том, чего требовал жесткий балет, и не особо стремилась к репетициям, благодаря чему, как утверждала сама балерина, она и сохранила ноги. Несмотря на то, что детство прошло сначала на Шпицбергене, а потом на фоне репрессий, Майя оставалась удивительно светлым и добрым человеком. Она считала свои года по эпохам «царствования» вождей, больше всего на свете ненавидела вранье и прекрасно понимала, что система человеческих отношений так и не стала справедливой. С травмами и проблемами суставов балерины обречены мириться всю жизнь.
Насилие над телом, конечно, не проходит даром. И Майя всю свою жизнь, с самого детства терпела боль в колене, танцуя только для своего зрителя. При всей своей внешней хрупкости, балерина никогда не прощала врагов, и ничего не забывала, но — никогда не делила людей по расам, системам и классам. Все люди делились у Майи только на хороших и плохих.
Будущим поколениям балерина завещала биться, воевать — и «отстреливаться» до самого конца, бороться до последнего мига — только в этом случае можно добиться победы и воспитать характер. Видео: Документальный фильм » Майя Плисецкая: Я вернусь. Закулисье: неизвестная сторона Майи Плисецкой — 10 неизвестных фактов о жизни Неумирающего лебедя Одна из величайших балерин России прожила 89 лет счастливой жизни, став профессиональной и успешной танцовщицей, любимой и любящей женщиной, примером для многих артистов и просто для молодежи. До конца жизни она оставалась стройной, гибкой, в отличной форме и в бодрости духа.
Лучшая диета, как считала балерина, более всего любившая хлеб с маслом и селедку — это «меньше жрать». Одним из увлечений Майи было коллекционирование смешных фамилий.
Майя Плисецкая - биография, фото, балет, личная жизнь балерины
Майя Плисецкая: биография, фото - «Кино » | Биография Майи Плисецкой, личная жизнь, фото, рост, возраст, балет, муж и дети, Родион Щедрин, причина смерти и последние новости о балерине. |
Балерина Майя Плисецкая: биография, интересные факты, личная жизнь, муж, дети | Майя Плисецкая – выдающаяся советская балерина с мировым именем, родилась 20.11.1925 года, коренная москвичка. |
Балерина Майя Плисецкая: биография, интересные факты, личная жизнь, муж, дети | Биография Майи Плисецкой полна взлетов и падений, карьера примы была настоящим восхождением по крутой лестнице, а личная жизнь пестрит любовными интригами. |
Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров | Майя Плисецкая: путь в мир искусств. |
Майя Плисецкая: Когда вся жизнь – балет
Майя Плисецкая: биография, фото, личная жизнь | Впервые Майя Плисецкая и Родион Щедрин встретились на вечеринке у Лилии Брик в начале 50-х. |
Майя Плисецкая: прима-балерина Большого театра | Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге. Личная жизнь Майи Плисецкой. |
Биография Майи Михайловны Плисецкой | Личная жизнь Майи Плисецкой: роман с Кеннеди. |
ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ
Майя Плисецкая: биография великой балерины | Майя Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года от обширного инфаркта миокарда. |
Как она стала Плисецкой. Было ли предопределено величие балерины? | Аргументы и Факты | Мемуары «Я, Майя Плисецкая», «Читая жизнь свою» и «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки» выпустились небольшими тиражами, однако снискали большую популярность среди поклонников ее творчества. |
Майя Плисецкая: биография, личная жизнь | Именно тогда она и написала две книги воспоминаний (» Я, Майя Плисецкая» и «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах» – Правила жизни), снабдив их фотографиями рукописи, — чтобы никто не усомнился в авторстве. |
Майя Плисецкая : земная и космическая | Творчеству Плисецкой посвящены книга "Майя Плисецкая" Натальи Рославлевой, многочисленные фотоальбомы с тем же названием. |
История Майи Плисецкой: продолжительная карьера, неудачный брак и Кеннеди | Биография Майи Плисецкой неразрывно связана с балетом, художественная деятельность наложила отпечаток даже на личную жизнь балерины. |
10 интересных фактов о Майе Плисецкой
Никогда не любила Майя и лишние слова, а желала все доказывать конкретными поступками. Плисецкая полагала, что самым важным в искусстве является тот момент, который будет трогать душу зрителя. Если его нет, то деятельность балерины или актрисы бессмысленна. В мировоззрении Майи не существовало разделения людей на расы и народы. Она лишь считала, что человечество разделяется на добрых и злых людей, причем хорошие личности — это своеобразный подарок с Неба. Благодаря своим долголетним наблюдениям, Майя сделала четкий вывод, что бездеятельность губительна для человеческой фигуры.
Если люди будут постоянно лежать на диване и ничего не делать, то они станут ленивыми и потеряют хорошую форму тела. Плисецкая понимала, что от естественного процесса старения и образования морщин на лице никуда не деться. Но рекомендовала людям до последнего бороться со старостью и оттягивать данный процесс как можно дольше. Краткая биография Майи Плисецкой, личная жизнь, дети, муж - это все всегда интересовало ее поклонников. Пришло время поговорить и об этом.
Майя Плисецкая. Биография, личная жизнь, дети Первый брак Плисецкой оказался неудачным, ведь в замужестве с Марисом Лиепой она прожила всего три месяца, после чего пара вынуждена была расстаться. Однако в 1958 году Майя выходит замуж во второй раз. Ее спутником по жизни стал композитор Родин Щедрин. Таким образом был создан своеобразный творческий семейный дуэт.
Причем Родин был понимающим и любящим супругом, который никогда в жизни не требовал от Майи бросить балет. Он прекрасно понимал, насколько большое значение в жизни занимает ее любимое занятие. Как признавалась сама Майя, Щедрин был главным ее вдохновителем на творческие свершения, он придавал ей моральные силы для сложных балетных танцев, всегда поддерживал ее добрым словом. Детей у Майи Плисецкой и Родиона Щедрина никогда не было, так как балерина отвергла идею о потомстве как таковую. Несмотря на то что изначально Родион был не в восторге от этого решения своей супруги, он вынужден был его принять как должное и смириться.
Фактически, он никогда не перечил своей жене и всегда старался быть для нее настоящей мужской опорой по жизни. Книги о выдающейся балерине О таких известных людях, как Майя Плисецкая, пишут книги и снимают документальные и художественные фильмы. Не стала исключением и выдающаяся балерина СССР. Среди наиболее популярных книг, которые пользуются огромной славой среди читателей, выделяют литературные труды «Я, Майя Плисецкая», а также «Тринадцать лет спустя».
Специально для Плисецкой кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил балет «Кармен-сюита». В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета в Мадриде. Оставила сцену в возрасте 65 лет; после длительное время участвовала в концертах. На день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для неё номере Бежара «Аве Майя». С 1994 года Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя «Майя». Лауреат Императорской Премии Японии. Нашли ошибку?
Окончание Московского хореографического училища и поступление в труппу Большого театра. Брак с композитором Родионом Щедриным. Утверждение в статусе прима-балерины Большого театра. Назначение на должность художественного руководителя Испанского национального балета. Увольнение из Большого театра. Памятные места 1.
И этот эротический подтекст в адажио, — заметила тогда Брик в антракте. Через какое-то время, раздобыв телефон незнакомой ей Майи, позвонила и пригласила к себе встречать новый, 1949 год. С того вечера, затянувшегося до пяти утра, Брик взяла молодую балерину под свое крыло: не пропускала ни одного ее спектакля, знакомила с знаменитыми людьми, давала дельные советы — как вести себя в театре, что делать с осаждавшими «сырами» и «сырицами», как добиваться тех ролей, для которых создана. Зная, что у молоденькой Плисецкой практически нет денег, Лиля Юрьевна дарила ей то французскую кофточку, то трикотажное испанское платье с бахромой. Делала это с большим тактом, чтобы ни в коем случае не обидеть балерину. На новый, 1959 год она преподнесла Майе флакон Bandit, и с тех самых пор шокирующее творение Жермен Селье, совершенно мужские духи, созданные для женщин, которые, по утверждению самой Майи Михайловны, «пахли сексом» и которые так любила Марлен Дитрих, станут для балерины незаменимыми. Когда у Плисецкой появилась возможность доставлять Лиле Юрьевне радость, она в долгу не осталась. Причина окажется нелепейшей. Щедрину предложили написать к нему музыку. Он сразу сказал, что не сможет, поскольку к тому времени, когда надо будет это сделать, начнет работать над другим произведением. Отказаться не получится — у него уже есть договор. Щедрин отказать не смог и поставил в заявке свою подпись. Гром грянул ровно через год. Никакие доводы, что он предупреждал заранее, на Лилю Юрьевну не подействовали. Разгневавшись, она бросила трубку. Щедрин, не чувствуя своей вины, обиделся на Брик. Плисецкая обиделась за мужа. Подруги перестали не только встречаться, но и разговаривать по телефону. Через какое-то время, поостыв, собирались наладить отношения, ведь все они жалели об этой ссоре. Но не успели… Эти две женщины имели слишком много общего. Но самое главное — они всегда сами выбирали: кого любить, кого карать, кого оставить себе служить, а про кого счастливо и быстро забыть. Флирт ради флирта Друзья говорили о Плисецкой, что она чересчур влюбчива. Недоброжелатели — что она гуляет направо и налево. Ей приписывали романы со многими мужчинами — от Андрея Миронова до американского сенатора Роберта Кеннеди, но мало кто знает, что она любила флирт ради флирта. Причем все знали и обсуждали ее отношения, но никогда не доходило до скандалов, — вспоминала танцовщица Маргарита Дроздова. Я сам в свое время сошел с ума». Ей нравилось поклонение мужчин. А кто из женщин откажется от подобного?!
25+ фактов о Майе Плисецкой, которая почти 70 лет танцевала на пуантах
В 1943 году Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра, в котором служила более 45 лет, вплоть до 1990 года. Впервые на сцене Большого театра Майя Плисецкая появилась в 1943 году после окончания Московского хореографического училища. Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье консула. Мемуары «Я, Майя Плисецкая», «Читая жизнь свою» и «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки» выпустились небольшими тиражами, однако снискали большую популярность среди поклонников ее творчества. Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая — советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах.