причины зарождения, лидеры, основные цели и задачи и реакция властей на их деятельность. Главная» Новости» Конспект по истории 9 класс общественное движение при александре 1 выступление декабристов кратко.
Русское общество в правление Александра I. Общественная мысль
В правление Александра I основу общественных движений составляли дворяне, также незначительную роль там играли разночинцы. Видео знакомит с процессом зарождения организованного общественного движения при Александре I, первыми тайными обществами в России: "Союз спасения" и "Союз благоденствия", которые образовались вскоре. Общественное движение при Александре 1 в таблице – тайные организации, выступление декабристов кратко (9 класс). Общественное движение при Александре I презентация, проект, конспект. Общественное движение при Александре I презентация, проект, конспект.
Общественные движения в России в царствование Александра 1 и Николая 1
§ 39. Общественное движение и общественно-политическая мысль первой половины XIX в. Деятельность общественного движения при Александре 1 привела к ряду значимых результатов, которые оказали влияние на развитие России в XIX веке. Главная» Новости» Общественное движение при александре первом выступление декабристов. Общественные движения при Александре 1. В обществе второй половины правления Александра I существовало резкое раздвоение: если одни примкнули к мрачной реакции, то другие не порывали с либеральными идеями. При Александре 1 общественное движение характеризовалось созданием тайных обществ.
Общественное движение при александре первом кратко
Под словом «народность» подразумевалось отсутствие социальных противоречий в России, единство народа и царя. На основе этих идей делался вывод о том, что социальные и политические изменения в России не нужны и только нанесут вред основам русской жизни. Близок к этому направлению был историк М. Погодин, издававший журналы «Московский вестник» и «Москвитянин». Он считал, что Россия развивается совершенно по иному пути, чем страны Европы, а самодержавие продолжает играть самую благодатную роль в русской истории. В 1836 г. Публикация письма навлекла на Чаадаева гнев властей: его объявили сумасшедшим и оставили под постоянным полицейским надзором.
В письме Чаадаев высказал мысль, что Россия, отказавшись в древности от католицизма и приняв православие, совершенно оторвалась от общемирового культурного развития. Это письмо не только потрясло всё русское думающее общество, но и положило начало его размежеванию на несколько мировоззренческих направлений — славянофильство и западничество. Сходство взглядов их представителей заключалось в том, что оба течения осознавали необходимость перемен в социально-политической системе России, прежде всего, понимали пагубность крепостного права. Они верили в возможность мирных, реформаторских преобразований с согласия и при участии верховной власти. Однако их взгляды расходились по вопросу о путях развития России. Славянофилы были уверены в самобытности пути развития России.
Уникальность исторического пути России они видели в отсутствии классовой борьбы, в наличии крепкого сословного строя, в существовании сельской общины, в православной религии. Эти же черты они находили и в истории других славянских народов и считали, что Россия должна объединить мировое славянство, стать охранительницей православной христианской веры и монархии. Эта теория получила название панславизма. Славянофилы отрицали необходимость введения каких-либо представительных парламентских учреждений европейского образца и выдвинули свой известный лозунг: «Сила власти — царю, сила мнения — народу». Царскую власть они представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу, выражающему свое мнение через свободную печать и Земский собор. Реформы, которые провёл Петр I, славянофилы воспринимали как крайне негативный опыт насаждения чужеродных порядков, свернувших Россию с «истинного» пути.
Главным результатом петровских преобразований они считали установление деспотической власти и крепостного права. Несмотря на резкую критику Запада, славянофилы вовсе не были противниками технического прогресса. Они понимали важность и нужность технических усовершенствований, высказывались за отмену крепостного права, за развитие торговли, промышленности, банковского дела, за строительство железных дорог. Но при этом, считали славянофилы, государство должно твердо стоять на страже национальных интересов, поддерживать и поощрять коммерческую деятельность отечественных купцов и промышленников. Славянофилы внесли большой вклад в изучение истории, культуры, традиций русского народа, а также ограничили настроения поклонения перед всем европейским, господствовавшее в общественном сознании XIX в. Среди славянофилов мы встречаем имена философов, историков, литературоведов, богословов, экономистов.
Это братья И. Киреевские, А. Хомяков, братья К. Аксаковы, А. Кошелев, Ю. Западники, в отличие от славянофилов, полагали, что развитие России и Западной Европы должно происходить по единому пути, поэтому в России существует необходимость отмены крепостного права, установления конституционной монархии, введения парламента, гражданских прав и свобод, развития рыночной экономики.
Западники высоко оценивали реформы Петра I, считая, что именно в его правление Россия активно двигалась по западному пути. К лагерю западников относились известные общественные деятели и историки: философ П. Чаадаев, историки Т. Грановский, С. Соловьёв и К. Кавелин, литературные критики П.
Анненков и В. Белинский, писатель И. Тургенев и др. Из западничества выросла и вся будущая российская революционная демократия, проповедавшая социализм. Основателем своеобразного «русского социализма» считается А. В 1831 г.
Огарёвым Герцен создал в Москве кружок, члены которого читали произведения французских просветителей, анализировали революционные события в Европе и изучали теорию утопического социализма, изложенную в трудах французских философов Р. Оуэна, Ш. Фурье, А. Но в 1834 г. Вернувшись из ссылки в Москву, А. Герцен примкнул к «западникам».
В 1847 г. Будучи в эмиграции, А. Герцен на основе теории утопического социализма разработал теорию русского социализма. Он полагал, что в России есть благодатная почва для построения социализма: крестьянская община, равное право людей на землю, крестьянское самоуправление и природный коллективизм русского крестьянства. Существование общины и крепкие общинные традиции в деревни, по мысли Герцена, отличают Россию от Западной Европы и именно это может быть залогом успешного развития страны в сторону идеального устройства общества и социализма. Главным средством победы социалистического общества в России Герцен и его последователи считали народную революцию.
Учение А. Герцена оказало большое влияние на дальнейшее развитие общественного движения, став теоретической основой будущего движения «народников». Идеи утопического социализма были близки и членам кружка петрашевцев, который действовал в Петербурге в 1845—1849 гг. Основателем и руководителем кружка был М. Буташевич — Петрашевский, служащий Министерства иностранных дел.
Идея о ценности человеческой личности и ее свободах привела к созданию тайного общества «Союза спасения» , переименованного в 1818 году в «Союз благоденствия». Основные идеи: необходимость введения конституции и устранение крепостного права. Члены общества должны содействовать реформам центральной власти, они должны просвещать народ. К началу 20-х гг. Александр 1 отказывается от своих либеральных начинаний.
Как это его решение повлияло на ход развития истории, предстоит узнать в ходе этого урока. В этой теме речь пойдет о двух знаменитых организациях, Южном и Северном обществе, члены которых 14 декабря 1825 года выступят на Сенатской площади с попыткой изменить государственный строй в Российской империи. Южное общество В первую очередь мы поговорим о Южном обществе. Южное общество состояло из офицеров второй армии, которая базировалась на Украине. Южное общество делилось на три основные части: первая базировалась в Тульчине и ее лидерами были Пестель и Южневский; вторая находилась в Каменке и ее лидерами являлись Давыдов и Волконский; и, наконец, третье находилось в Василькове, где ее руководителями являлись такие люди, как Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин. Однако, в целом надо сказать, что лидером и вдохновителем этого общества, все-таки являлся, Пестель. Именно он на заседании общества в 1822 году предлагает свой проект Конституции. Это будет первый республиканский проект Конституции на территориях нашей страны. Назывался он «Русская правда» и получил свое название в честь древнего законодательного Кодекса Киевской Руси. Идеи Пестеля Что же Пестель предлагал сделать в России: Россия будет республикой; власть в стране, будет разделена на законодательную, исполнительную и судебную; законодательная власть будет представлена однопалатным народным вече, парламентам; исполнительную власть будет осуществлять державная дума, состоящая из пяти человек, каждый год один из которых будет переизбираться.
Контроль за соблюдением конституции будет осуществлять Верховный собор.
Оно стало силой, которая выступала против авторитарного царского режима и стремилась к политическим и социальным изменениям в стране. Расширение политического пространства Общественное движение способствовало расширению политического пространства в России. Оно создавало организации, объединяло людей с общими идеями и целями, и предоставляло им возможность выражать свои мнения и требования.
Это позволяло людям активно участвовать в политической жизни страны и влиять на принятие решений. Пропаганда и просвещение Общественное движение играло важную роль в пропаганде и просвещении. Оно распространяло идеи и ценности, освещало проблемы и недостатки существующего политического и социального порядка. Через печатные издания, лекции и дискуссии оно информировало людей о текущих событиях и вызывало общественное сознание.
Мобилизация общественного мнения Общественное движение мобилизовало общественное мнение и создавало атмосферу недовольства и требования перемен. Оно формировало общественные группы и объединения, которые выступали с требованиями к власти. Массовые протесты, петиции и другие формы выражения общественного мнения становились все более распространенными. Подготовка к политическим изменениям Общественное движение играло важную роль в подготовке к политическим изменениям.
Оно формировало политических лидеров, которые были готовы возглавить изменения в стране. Оно также создавало организационные структуры и сети, которые могли быть использованы для координации и проведения политических акций. В целом, общественное движение в XIX веке стало силой, которая не только выражала недовольство существующим политическим порядком, но и активно работала на его изменение. Оно расширяло политическое пространство, пропагандировало идеи и ценности, мобилизовало общественное мнение и подготавливало к политическим изменениям.
Все это в итоге привело к революционным событиям и изменению политической ситуации в России. Результаты и последствия общественного движения при Александре I Общественное движение при Александре I имело значительные результаты и последствия для политической ситуации в России.
Идеи и цели декабристов Декабристы стремились к созданию конституционного государства, в котором гражданские свободы и права обеспечивались бы законами. Они видели основу будущего развития России в ограничении верховной власти и поддержке активного гражданского общества.
Декабристы также ставили целью освобождение крестьян от крепостной зависимости и улучшение их экономического положения. Они призывали к реформе армии, введению всеобщего воинского обязательства и созданию сильной и модернизированной русской армии. Влияние декабристского движения на историю России Декабристское движение имело значительное влияние на общественное развитие России. Оно привлекало молодых и образованных русских интеллигентов, которые стремились к переменам и готовы были бороться за свои идеалы.
Само восстание декабристов в 1825 году было подавлено, но оно явилось точкой отсчета для дальнейшего общественного и политического движения в России. Оно привнесло в русскую историю новые идеи и принципы, которые стали основой для последующих преобразований и реформ. Декабристское движение оказало существенное влияние на формирование сознания и идей русских интеллигентов, оно внесло свою лепту в политическое устройство России и стало частью исторического периода, известного как «серебряный век». Создание Союза благоденствия и его цели Деятельность декабристов в Южной России было одной из ключевых общественных организаций в начале 1820-х годов, после поражения российской армии в войне 1812 года.
Предпосылки к созданию этой организации были многогранными и включали в себя различные социальные и политические факторы того времени. Одной из главных предпосылок было недовольство крестьянского класса крепостным правом и невыносимыми условиями их жизни. Декабристы видели в крестьянах своеобразную силу, которая могла стать стержнем новой Российской государственности. Они разрабатывали методы образования и просвещения крестьянского класса, чтобы устранить их общественное неравенство.
Цитаты из Устава Союза благоденствия отражают цели этой организации: «Стремясь учрегить нравственно-государственное благоденствие своей отечественной земли, благоденствие всех граждан, Союз должен развивать свое просвещение, политическое рассмотрение и полезные действия менее просвещенных и связанных с ним организаций». Союз благоденствия также ставил перед собой задачу внедрить в Российскую империю принципы государственного устройства и свободу собраний, создать правительство ограниченного монархического устройства. Что касается методов организации и просвещения крестьянского класса, в Уставе было указано, что при введении новых сельских досок, необходимо стимулировать образование крестьян, а также включать их представителей в управление. В этом периоде Черниговского уезда была проведена работа по организации крестьянских досок, что было важным этапом встречи декабристов с крестьянским классом.
Идеология декабристов была связана с влиянием событий Французской революции на общественное сознание и наше государство. Декабристы на себе испытали те испытания и уроки, которые перенесли французы в прошлом, и стремились избежать аналогичных ошибок. Таким образом, создание Союза благоденствия являлось одним из ключевых моментов в истории российского общественного движения при Александре I. Не смотря на провал восстания декабристов, его значение идей и целей было огромным.
Они Последствия восстания лидеров декабристов Восстание декабристов, произошедшее в декабре 1825 года, имело серьезные последствия для развития России. Это был первый организованный акт протеста против авторитарного режима Александра I. После подавления восстания его лидеры были арестованы и приговорены к казни или лишению свободы. Самым значимым последствием восстания декабристов было то, что оно подняло вопрос о необходимости политических и социальных преобразований в России.
Декабристы выступали за ограничение самодержавия, введение конституционной монархии и отмену крепостного права. Их идеи оказали влияние на развитие общественного сознания и впоследствии стали основой для других революционных движений в России. Одним из важнейших последствий восстания декабристов стало усиление репрессивной политики государства по отношению к представителям общественного движения. Казнь лидеров декабристов послужила устрашающим примером для других протестующих и оказала значительное влияние на обстановку в стране.
Казнь и ссылка Семнадцать лидеров декабристского движения были приговорены к смертной казни, но Александр I заменил почти все смертные приговоры ссылкой в Сибирь. Несмотря на это, ссылка оказалась для декабристов тяжелым испытанием — многие из них не выжили в трудных условиях сибирской тайги. Казнь и ссылка лидеров декабристского движения вызвали широкую общественную реакцию в России. Они стали символом непокорности и борьбы за свободу, привлекли внимание к проблемам российского общества и оказали влияние на политическое развитие страны в последующие десятилетия.
Влияние на будущие поколения Декабристское движение оказало значительное влияние на развитие политической мысли и общественной активности в России.
§ 39. Общественное движение и общественно-политическая мысль первой половины XIX в.
Славянофилы А. Хомяков, П. Киреевский, И. Киреевский, К. Аксаков, И. Аксаков, Ю. Самарин происходили из среды родовитого российского дворянства. Приверженцы этого течения исходили из представления о самобытности исторического пути и цивилизации России. Они отрицательно относились к реформам Петра I, считая, что великий реформатор повёл страну по ложному пути европеизации. Европейская цивилизация подвергалась критике за рационализм, всеобщий эгоизм и индивидуализм, стремление к обладанию собственностью.
Славянофилы идеализировали допетровскую Россию, считая её воплощением основ российской цивилизации. В качестве таковых они видели православие и крестьянскую общину. Критиковали славянофилы и устройство западного государства, утверждая, что оно основано на насилии и вражде, отсутствовавших в России в отношениях между государем и народом народ добровольно пригласил на княжение варягов. Государь должен защищать народ от внешних врагов и не вмешиваться в его внутреннюю жизнь. Народ имеет право известить государя о своих нуждах посредством Земского собора. Юридические механизмы, регулирующие отношения между государем и народом типа конституции , России не нужны. Политическим идеалом славянофилов была патриархальная монархия, когда монарх заботится о народе, выслушивает в важных случаях его мнение, а народ его добровольно поддерживает. Славянофилы стимулировали интерес общества к религии. Их идеи послужили одним из источников русского религиозно- философского ренессанса второй половины XIX — начала XX в.
Свои взгляды они излагали на страницах журнала «Москвитянин». Но так как цензура препятствовала свободному выражению мнений, их дискуссии с западниками происходили в салонах московской знати. В кружок западников входили выходцы из разных сословий: дворян и разночинцев К. Кавелин, Т. Грановский, В. Боткин, С. Среди них были профессора Московского университета, журналисты, писатели. Западники считали, что история развивается по единым для всего мира закономерностям. Россия — не исключение из общего правила.
Она должна пройти те же стадии развития, что и Европа. Деятельность Петра I они оценивали положительно: именно он направил историческое развитие России по правильному пути, пути европеизации. Западники считали, что Россия сможет быстро преодолеть своё отставание от европейских стран. В то же время наряду с достоинствами они видели и недостатки цивилизации: погоню за прибылью, нищету низших слоёв населения. Они надеялись, что Россия сможет избежать этих явлений. К достижениям европейской цивилизации западники относили защиту прав личности. Много внимания западники уделяли представительным формам правления. Западники, как и славянофилы, выступали противниками революции. И те и другие надеялись осуществить преобразования мирным путём, путём реформ.
Западников и славянофилов объединяло негативное отношение к крепостному праву, произволу бюрократии, патриотизм, стремление к прогрессу и процветанию России. Почему и западников и славянофилов относят к либеральному течению русской общественной мысли? Зарождение русского социализма К 30-40-м гг. Возникновение социалистических идей связано с утверждением в Европе капитализма. На ранних стадиях развития для капитализма были характерны безудержная погоня за прибылью, жёсткие формы эксплуатации рабочих. Всё это подтолкнуло к поиску нового общественного идеала, предполагающего создание справедливого общества: без богатых и бедных, с новым типом отношений между людьми, основанных на принципах солидарности, взаимной помощи, раскрытия способностей личности. Вспомните, в каком учении нашёл своё воплощение такой общественный идеал. Назовите имена основных представителей этого течения. В России к социалистическим идеям одним из первых обратился А.
По своим убеждениям А. Герцен был сторонником республиканского образа правления и демократического устройства общества. В 1847 г. Герцен уезжает в Европу и впоследствии переходит на положение политического эмигранта. Он стал свидетелем революции 1848 г. Наблюдения за жизнью Европы породили у него разочарование в западном буржуазном строе. Перспектива построения на Западе социалистического общества отодвигалась.
Общественное движение — явление, при котором разные слои населения выдвигаются различные идеи о перестройке общества. Первыми русскими революционерами были декабристы — представители армии, военные, дворяне.
Были проведены мероприятия по борьбе с коррупцией в судебной системе, что позволило повысить доверие граждан к правосудию. Реформы в сфере крестьянского вопроса В сфере крестьянского вопроса были проведены реформы, направленные на улучшение условий жизни и труда крестьян. Были проведены мероприятия по улучшению земельных отношений и освобождению крестьян от крепостной зависимости.
Были созданы новые формы землепользования, что позволило повысить производительность труда крестьян и улучшить их экономическое положение. Реформы в сфере государственного управления В сфере государственного управления были проведены реформы, направленные на улучшение эффективности государственного аппарата и повышение его ответственности перед народом. Были созданы новые органы государственного управления и улучшены условия работы государственных служащих.
Были проведены мероприятия по борьбе с коррупцией в государственном аппарате, что позволило повысить доверие граждан к власти.
Тургенев, М. Лунин, С. Трубецкой, Е. Оболенский и И. Идеи большинства членов общества нашли свое выражение в «Конституции» Н.
По программе Н. Муравьева: - Россия конституционная монархия. Каждая из них имела свою столицу. Вводились гражданские права и свободы. Муравьева предусматривала отмену крепостного права. Однако земля в основном оставалась в руках помещиков.
Работать на помещика они могли по найму.
Движение декабристов при александре 1 кратко
В 1821 г. Современники и друзья считали его одним из самых образованных людей своего времени. В 1816 г. Пестель вступил в «Союз спасения» и стал одним из его вождей. И «Союзе благоденствия» он руководил Тульчинской управой. Благодаря его организаторским способностям она стала самой многочисленной и деятельной в организации. На основе этой управы возникло и само Южное общество. Свою программу Пестель назвал «Русской правдой» в память о древнерусских законах. Это был первый в истории России цельный проект республиканской конституции.
Россия провозглашалась республикой. Государственное управление основывалось на разделении властей. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоящему из одной палаты, — Народному вечу. Оно избиралось всеобщим голосованием мужчин, достигших 20 лет. Исполнительная власть передавалась Державной думе, состоявшей из пяти человек, ежегодно менялся один из членов думы. Ликвидировалось сословное деление. Контроль за соблюдением конституции должен был осуществлять Верховный собор из 120 человек, избираемых пожизненно. Провозглашались гражданские свободы: выбора веры, слова, печати, передвижений, равенство перед законом.
Пестель предлагал присоединить к России «для успеха революции» Дальний Восток, Закавказье и некоторые другие территории. Он не планировал предоставления независимости отдельным частям страны, за исключением Польши, которая должна была обязательно вступить в союз с революционной Россией. Крепостное право Пестель предлагал отменить. Он выступал за обеспечение крестьян достаточным количеством земли. Для этого весь земельный фонд страны предлагалось разделить на две равные части — общественную и частную. В общественную которой распоряжалась волость должны были войти бывшие крестьянские наделы, казенные и монастырские земли, а также земли, конфискованные у помещиков, владевших более чем 5 тыс. Эти земли бесплатно передавались крестьянам, приписанным к данной волости, и не подлежали купле-продаже. Земли же частного земельного фонда оставались в рыночном обращении и должны были помогать развитию предпринимательства.
Северное общество. Это общество было создано в Петербурге. Его основное ядро составили Н. Муравьев, Н. Тургенев, М. Лунин, С. Трубецкой, Е. Оболенский и И.
Идеи большинства членов общества нашли свое выражение в «Конституции» Н. Никита Михайлович Муравьев 1795—1843 родился в просвещенной дворянской семье. В первые дни Отечественной войны 1812 г. Отличился в заграничном походе 1813—1814 гг. Муравьев написал свои первые статьи в журналы. Он был одним из организаторов и руководителей «Союза спасения», после роспуска которого в 1818 г. В 1818—1821 гг. Муравьев был членом руководства «Союза благоденствия», с 1822 г.
Россия должна была, согласно программе Н.
В ее приоритетные задачи необходимо включить установление примера уважительного отношения к религиям и законам для россиян. Подобные идеи слабо сочетались с позицией Александра I, но в понимании Карамзина это являлось больше, чем проповедь, либо педагогическая система. Автор свои стратегии и позицию считал единственно верным решением для развития политики не только для верховных форм правления, но также и для всей общественной совокупности. Даже в лингвистических кружках «Беседа любителей российской словесности» и «Арзамас», которые были весьма знамениты в 1810-х годах, их современники обсуждали гораздо более значимые вопросы, нежели рассуждения о русской словесности и языковых особенностях.
Противоречия представителей консерватизма Так, столкновение «Арзамаса», в который входили сторонники позиции Карамзина, с «Беседой любителей российской словесности», чьим руководителем был Шишков, происходило в рассуждениях о приоритетной позиции личностных установок над словесными, либо бюрократическими их формами, совместно с правами граждан на выражение собственной позиции, а также с истинными, а не казенными формами патриотизма. Таким образом, смысл рассуждений сводился к выявлению особенностей подлинного просвещения, совместно с пониманием особенностей долга и чести граждан, что являлось объектом повышенной важности в теориях Карамзина. Несмотря на то, что Погодин и Шишков, выступая в качестве консерваторов разделяли мысли Карамзина, споры между ними велись весьма большие, это было обусловлено тем, что консерватизм, являясь идеологией и общественным движением с весьма размытыми гранями. Это характерно многим общественным движениям, однако для консерватизма, особенно с его выделенной атмосферой и программной широтой является первостепенным. Это является причиной того, что в первой четверти XIX века в рамках российского консерватизма активно развивались не всегда мирным путем различные направления в охранительных мыслях.
Шишковым, совместно с М. П, Погодиным, который разделял его взгляды, русская монархия представлялась не в качестве гибкой системы, а в качестве уникального и мощного механизма, который опирается исключительно на свои, присущие только ему законы. Согласно их взглядам, самодержавие было закреплено в качестве государственного лидера во многих веках не из-за того, что умело приспосабливаться к историческим происшествиям, а из-за того, что могло подчинять себе изменяющиеся обстоятельства. В сложные минуты для России, поддержанию ее дееспособности содействовала истинная государственная мощь: это характерно для Смутного времени XVII веков, совместно с периодом реформ Петра I и наполеоновской Францией Исходя из этого, в качестве целей для дальнейшего развития системы самодержавия Погодин и Шишков выделяли необходимость в том, чтобы это способствовало возрастанию мощи России, как государства.
К началу 20-х гг. Александр 1 отказывается от своих либеральных начинаний. Как это его решение повлияло на ход развития истории, предстоит узнать в ходе этого урока. В этой теме речь пойдет о двух знаменитых организациях, Южном и Северном обществе, члены которых 14 декабря 1825 года выступят на Сенатской площади с попыткой изменить государственный строй в Российской империи. Южное общество В первую очередь мы поговорим о Южном обществе. Южное общество состояло из офицеров второй армии, которая базировалась на Украине. Южное общество делилось на три основные части: первая базировалась в Тульчине и ее лидерами были Пестель и Южневский; вторая находилась в Каменке и ее лидерами являлись Давыдов и Волконский; и, наконец, третье находилось в Василькове, где ее руководителями являлись такие люди, как Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин. Однако, в целом надо сказать, что лидером и вдохновителем этого общества, все-таки являлся, Пестель. Именно он на заседании общества в 1822 году предлагает свой проект Конституции. Это будет первый республиканский проект Конституции на территориях нашей страны. Назывался он «Русская правда» и получил свое название в честь древнего законодательного Кодекса Киевской Руси. Идеи Пестеля Что же Пестель предлагал сделать в России: Россия будет республикой; власть в стране, будет разделена на законодательную, исполнительную и судебную; законодательная власть будет представлена однопалатным народным вече, парламентам; исполнительную власть будет осуществлять державная дума, состоящая из пяти человек, каждый год один из которых будет переизбираться. Контроль за соблюдением конституции будет осуществлять Верховный собор. Этот орган состоит по идее Пестеля из 200 человек, избираемых пожизненно. А также, из важных пунктов программы Пестеля следует отметить то, что он предполагал уничтожение сословного деления общества, фактически все должны были быть равны. Крепостное право, естественно, отменялось.
Также именно на этом этапе против войск Наполеона стали действовать первые партизаны — посланные армейским командованием летучие отряды регулярной кавалерии. Но постепенно активизировались и крестьянские самоорганизовавшиеся отряды. Характеризуется бездействием обеих армий. Наполеон тогда посылал российскому императору предложения о заключении мира, русская армия подтягивала свежие силы. Именно к этому этапу относиться знаменитый пожар в Москве и её разграбление. Это короткий этап. Он длился с отступления неприятеля из Москвы 7 октября до отказа его от своего первоначального плана отступления 14 октября. Но эта неделя решила исход компании, потому что именно неверный выбор маршрута на следующем погубил армию в гораздо большей степени, чем непосредственные удары русских войск, и именно на этом пути неприятельские солдаты в наибольшей степени страдали от наступивших ранних холодов действовавший на Санкт-Петербургском направлении в таких же погодных условиях корпус маршала Макдональда от русского климата пострадал незначительно. А выбран был этот неверный путь по результатам данного этапа. Несмотря на свою важность, этап не характеризовался масштабными боями и регулярными сражениями. Происходили стычки, некоторые из них например по Малоярославцем — крупные. Но выиграл фельдмаршал Кутузов в основном с помощью манёвров, которые вынуждали неприятеля либо отступить, либо принять бой в невыгодных для себя условиях. Наполеон предпочёл первое. Данным этапом можно считать путь армии Наполеона от Москвы до конца битвы на Березине, то есть с 14 октября до 17 ноября. В этот период значительно усилилась партизанская война. Французская армия отступала и постоянно теряла людей от болезней, холода и дезертирства, но сохраняла ещё относительный порядок. Во многом этот порядок вместе с военным искусством Наполеона и простым везением армия обнаружила ранее неизвестные броды позволил неприятелю переправиться через Березину, хоть и с большими потерями, в то время как русское командование планировало полностью уничтожить врага на берегах этой реки. После переправы через Березину, закончившейся 17 ноября французская армия просто бежала. Относительную дисциплинированность сохранила лишь императорская гвардия. Однако данный этап можно для удобства продолжать до даты полного изгнания неприятеля за пределы Российской империи, хотя последним её покинул 19 декабря корпус маршала Макдональда, отступавший в полном порядке и периодически проводивший бои с наступавшими русскими войсками. Последствия: - неприятель был изгнан за пределы Российской империи; - победа на таким значительным противником подняла международный авторитет Российской империи; - Великая армия Наполеона была практически полностью уничтожена, что сильно ослабило его империю хотя великому полководцу удалось собрать новую не менее внушительную армию, уничтоженную уже во время битвы под Лейпцигом ; - победа России вдохновила прежних врагов Наполеона, в результате чего была создана VI антифранцузская коалиция — её значительные совокупные ресурсы, включая огромную численность объединённых войск, сыграли значительную роль в разгроме Наполеона. Охарактеризуйте положение России в мире после Венского конгресса После Венского конгресса Россия заняла ведущую роль в европейской международной политике, хотя это нисколько не напоминало положение гегемона. Этому способствовали та роль, которую русская армия сыграла в разгроме Наполеона, поддерживало такое положение роль лидера, которую Россия играла в Священном союзе. Назовитe основные направления во внешней политике России в период правления Александра I. Каких результатов удалось достичь на каждом из направлений? Проанализируйте развитие общественного движения в России в первой четверти XIX в. Будущие декабристы впервые объединились в рамках «Союза спасения», у которого, собственно, не было чёткой тактики, как и программы. Существовало только намерение дать России лучший более свободный государственный строй. Члены союза обсуждали программу и тактику, но ничего толком так и не решили, хотя допускалась и возможность военного переворота.
История России, 9 класс, § 8-9, "Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов"
Главная» Новости» Общественное движение при александре первом выступление декабристов. Когда правительство отказалось от реформирования государства, общественное движение при Александре 1 оказалось под угрозой. Общественное движение при Александре 1 было направлено на реформы в различных сферах жизни общества.
Учебники по истории России
"Восстание декабристов и общественные движения 1825 года" (ВИДЕОУЧЕБНИК | ). Главная» Новости» Конспект по истории 9 класс общественное движение при александре 1 выступление декабристов кратко. В правление Александра I основу общественных движений составляли дворяне, также незначительную роль там играли разночинцы. Общественное движение при Николае 1 состояло из консерваторов, либералов и радикалов. Результаты и последствия общественного движения при Александре I Общественное движение при Александре I имело значительные результаты и последствия для политической ситуации в России.
Общественные движения при Александре 1 кратко (тайные организации, участники)?
Содержится подробная информация о Южном и Северных тайных обществах. Дается анализ "Русской Правды" П. Пестеля и "Конституции" Н.
В кружок западников входили выходцы из разных сословий: дворян и разночинцев К. Кавелин, Т. Грановский, В.
Боткин, С. Среди них были профессора Московского университета, журналисты, писатели. Западники считали, что история развивается по единым для всего мира закономерностям. Россия — не исключение из общего правила. Она должна пройти те же стадии развития, что и Европа.
Деятельность Петра I они оценивали положительно: именно он направил историческое развитие России по правильному пути, пути европеизации. Западники считали, что Россия сможет быстро преодолеть своё отставание от европейских стран. В то же время наряду с достоинствами они видели и недостатки цивилизации: погоню за прибылью, нищету низших слоёв населения. Они надеялись, что Россия сможет избежать этих явлений. К достижениям европейской цивилизации западники относили защиту прав личности.
Много внимания западники уделяли представительным формам правления. Западники, как и славянофилы, выступали противниками революции. И те и другие надеялись осуществить преобразования мирным путём, путём реформ. Западников и славянофилов объединяло негативное отношение к крепостному праву, произволу бюрократии, патриотизм, стремление к прогрессу и процветанию России. Почему и западников и славянофилов относят к либеральному течению русской общественной мысли?
Зарождение русского социализма К 30-40-м гг. Возникновение социалистических идей связано с утверждением в Европе капитализма. На ранних стадиях развития для капитализма были характерны безудержная погоня за прибылью, жёсткие формы эксплуатации рабочих. Всё это подтолкнуло к поиску нового общественного идеала, предполагающего создание справедливого общества: без богатых и бедных, с новым типом отношений между людьми, основанных на принципах солидарности, взаимной помощи, раскрытия способностей личности. Вспомните, в каком учении нашёл своё воплощение такой общественный идеал.
Назовите имена основных представителей этого течения. В России к социалистическим идеям одним из первых обратился А. По своим убеждениям А. Герцен был сторонником республиканского образа правления и демократического устройства общества. В 1847 г.
Герцен уезжает в Европу и впоследствии переходит на положение политического эмигранта. Он стал свидетелем революции 1848 г. Наблюдения за жизнью Европы породили у него разочарование в западном буржуазном строе. Перспектива построения на Западе социалистического общества отодвигалась. Возможность перехода России к социализму, минуя капитализм, Герцен видел в сохранении крестьянской общины с её коллективным трудом, уравнительным распределением земли, самоуправлением.
Наличие в стране предпосылок для построения социализма не снимало, по мнению Герцена, задачи привнесения в Россию западных начал, например для создания условий развития личности и утверждения демократических форм правления. Идеи А. Герцена способствовали возникновению такого общественного течения, как народничество. Зарождение консервативного течения в русской общественной мысли В России также постепенно формируется консервативное направление общественной мысли, представители которого выступали за сохранение основ существующего политического и социального строя. Его «исконными началами» считались монархия, православная церковь, сословное деление, патриархальная семья, община, крепостное право.
Одним из первых российских консерваторов был писатель, историк и общественный деятель второй половины XVIII в. Исправить положение можно, если сам государь будет следовать добродетели, и это, в свою очередь, положительно повлияет на подданных. Представитель родовой знати, Щербатов выступал в защиту родовитого дворянства, стремился убедить власть в необходимости прекратить пополнение дворянства лицами из других сословий, поддерживал крепостное право. В первой половине XIX в. На материале российской истории он пытался обосновать необходимость самодержавной формы правления, считал, что именно эта форма в наибольшей степени соответствует российским условиям.
Карамзин настороженно относился к любым преобразованиям государственного или общественного устройства. По его мнению, они должны соответствовать сложившимся традициям, быть хорошо подготовленными. Однако приверженность существующим порядкам не мешала ему критиковать власти за имеющиеся недостатки. Щербатов и Карамзин являлись сторонниками «просвещённой монархии». Распространение в обществе либеральных и революционных идей заставило правительство искать идеологическое противоядие.
Таковым, по мнению министра народного просвещения С. Уварова, должна была стать приверженность к «истинно охранительным началам»: «православию, самодержавию, народности ». При этом православие понималось как основа духовной жизни народа, его нравственных устоев, самодержавие — как единственно возможная в России форма правления, обеспечивающая процветание и могущество страны, народность — как символ единения царя и народа. Предложенная Уваровым триединая формула легла в основу идеологии николаевского царствования, получив название теории официальной народности. Первая половина XIX в.
Члены общества планировали ликвидировать крепостное право и ограничить монархическую власть в России. Методы они предпочитали, как правило, мягкие — поддержка либеральных начинаний правительства. В то же время, периодически, на заседаниях общества проскакивали и самые радикальные предложения, вплоть до цареубийства. К 1818 г. Общество было распущено в том же году, но на его основе тут же было создано новое тайное общество — «Союз благоденствия» 1818-1821 гг. У «Союза благоденствия» была более четкая программа, изложенная в так называемой «Зеленой книге» - уставе общества. Идейный фундамент общества остался, в целом, прежним — предполагалось бороться за отмену крепостного права и создание в России ограниченной монархии путем поддержки либеральных реформ правительства, а также через пропаганду в обществе соответствующих взглядов. Однако, либерально настроенное дворянство, вдохновленное известиями об удачных революционных восстаниях в Европе, было не намерено сдаваться. Так, в 1821 г. Программные документы Северного и Южного обществ Южное общество базировалось на Украине.
Лидером общество был командир Вятского полка, 28-летний полковник П. Центром обществом, где располагался весь его руководящий состав, была Тульчина. Подразделения общества находились также в Каменке и Василькове. Съезды общества проходили ежегодно в Киеве. На первом же таком съезде П. Пестель представил обществу свой проект конституционных преобразований — «Русскую правду». Проект П. Пестеля представлял собой, фактически, республиканскую конституцию. По «Русской правде» монархическая форма правления в России должна быть заменена республиканской с разделением властей. В качестве законодательной власти создается однопалатный парламент — Народное вече.
Последний занялся правилами принятия членов и порядком действия их в обществе; Долгорукий — целью общества и занятиями его для ее достижения; Пестель — формою принятия и внутренним образованием. Он имел пристрастие к формам масонским и хотел, чтобы некоторые подобные были введены для торжественности. При первом общем заседании для прочтения и утверждения устава Пестель поселил в некоторых членах некоторую недоверчивость к себе; в прочитанном им вступлении он сказал, что Франция блаженствовала под управлением комитета общественной безопасности. Восстание против этого было всеобщее, и оно оставило невыгодное для него впечатление, которое никогда не могло истребиться и которое навсегда поселило к нему недоверчивость. Масонские формы, введенные в заседаниях и в принятии членов, затрудняли действие общества и вводили какую-то таинственность, которая была в противности с характером большой части членов. Они хотели действия явного и открытого, хотя и положено было не разглашать намерение, в котором они соединялись, чтобы не вооружить против себя неблагонамеренных. Общих собраний не требовалось, но только частные свидания для сообщения предметов, требовавших распространения сведений о них в публике. И потому положено было чрез непродолжительное время изменить в этом отношении устав как признанный неудобным в приложении.
Дележ земель по «Русской правде» П. Пестеля I У кого есть 1000 душ и более. Таким образом, что ему додается к его земле из казенных земель нужное число десятин, дабы итог всех его земель составлял 5000 десятин. Есть ли выдаваться будет деньгами, то ценность определится показанием волости или помещика. Вопросы и задания для собеседования: 1. Каковы были основные причины зарождения организованного общественного движения в России? Чем отличалось общественное движение в России в эти годы от общественного движения в Западной Европе?
Общественное движение при Александре 1 — Ужесточение режима
§ 39. Общественное движение и общественно-политическая мысль первой половины XIX в. Когда правительство отказалось от реформирования государства, общественное движение при Александре 1 оказалось под угрозой. Предлагаем вашему вниманию информацию об общественном движении в России при Александре 1 в виде таблицы. Результаты и последствия общественного движения при Александре I Общественное движение при Александре I имело значительные результаты и последствия для политической ситуации в России. Общественное движение при Александре 1 было направлено на реформы в различных сферах жизни общества. В годы правления Александра I общественное движение в России впервые приобрело организованную форму.
Общественное движение при Александре 1. Основные направления деятельности
4. Общественное движение при Александре I | § 39. Общественное движение и общественно-политическая мысль первой половины XIX в. |
Конспект Общественное движение при Александре I | История 9 класс | Конспект урока «Общественное движение при Александре I» Во второй половине царствования Александра I в Российской империи начало развиваться общественное движение. |