По словам отца Петра, в этой большой и важной совместной работе, по состоянию на март 2023 года, принимают участие уже 101 епархия и 7 ставропигиальных монастырей Русской Православной Церкви. 25 октября 2021 г. игумен Петр (Еремеев) ушел с поста ректора Российского православного института святого Иоанна Богослова (Тверской район Москвы). О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
по радио сообщили
Так, согласно решению Синода (журнал № 101), игумен Петр (Еремеев) освобожден от должности наместника Высоко-Петровской обители «с выражением благодарности за понесенные труды», сообщает сайт «». Главная → Липецкая епархия → Публикации → Статьи → Игумен Петр (Еремеев): Работа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих востребована и имеет положительный результат. Гостем состоявшихся в Якутске VII Республиканских Рождественских образовательных чтений «Нравственно ориентированное образование: традиция и современность» стал ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев).
Экс-ректора Российского православного университета игумена Петра (Еремеева) лишили сана
В 2010 отец Мартирий назначен настоятелем русского греко-католического храма в Мюнхене. Религия - 14 февраля 2024 - Новости Уфы - Так, согласно решению Синода (журнал № 101), игумен Петр (Еремеев) освобожден от должности наместника Высоко-Петровской обители «с выражением благодарности за понесенные труды», сообщает сайт «». О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Игумен Петр (Еремеев): В слое мусора мы нашли части надгробий родственников Петра I [Интервью].
Навигация записи
Мероприятие началось с панихиды об упокоении душ, сгоревших живыми в огне Хатыни и обо всех погибших и замученных, которую провел отец Пётр Дворников. Патриарх Кирилл лишил сана экс-ректора РПУ Еремеева МОСКВА, 12 мар — РИА Новости. Игумен Петр руководил подготовкой эскизных планов росписи и курировал работу мастеров-иконописцев.
Суд РПЦ запретил служить экс-ректору православного университета Еремееву
Это — важная ремарка, чтобы не было потом разговоров, что бывший игумен, который, судя по всему, просто «затихарился», не был проинформирован и т. Эту новость перепечатали некоторые телеграмм-каналы без всяких комментариев — видимо, не знают, как реагировать. И это косвенное доказательство сенсационности новости. Впрочем, кое-кто отреагировал.
Так, телеграмм-канал «Епископ Люцифер» добавляет , что игумен Пётр Еремеев «обокрав храм, уехал за рубеж». По нашим сведениям, он сбежал в Болгарию от преследования российского правосудия. Чуть ранее этот же канал напомнил о том, что с 2011 по 2021 год игумен Пётр Еремеев был ректором Российского православного университета, а с 2013 по 2021 год — наместником Высоко-Петровского монастыря.
Однако в октябре 2021 года патриаршим указом он сначала был освобождён от должности ректора РПУ, а в конце декабря того же года решением Священного синода освобожден и от должности наместника Высоко-Петровского монастыря. Добавим, что на тот момент — видимо, чтобы подсластить пилюлю — Синод всё же выразил благодарность о. Петру за понесённые труды в должности наместника монастыря, а Патриарх оставил его настоятелем двух известных московских церквей — храма великомученика Дмитрия Солунского в Дмитровском, находящегося на престижной Рублевке, и храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.
Однако спустя менее, чем два года, — в ноябре 2023 года, он сначала был освобождён от настоятельства в храме великомученика Дмитрия Солунского, а в конце прошлого года его лишили настоятельства и в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище и запретили в служении. И вот, 8 февраля церковный суд Московской епархии принимает решение об извержении его из сана. Впрочем, не следует забывать, что данное решение вступит в силу только после его утверждения Патриархом.
Довольно популярный канал «Религия и политика. Александр Вознесенский» отреагировал на произошедшее со ссылкой на всё тот же канал «Епископ Люцифер» следующим образом : «При этом канал неоднократно намекал, что Еремеев якобы является членом клуба "голубая устрица". Я в этом вопросе услышал аналогичное мнение от собеседника в Патриархии».
Ясно, что до пострижения у него будет период подготовки: трудничество, послушничество. А с точки зрения образования как обстоят дела? Аналогичная рекомендация есть и в положении, регламентирующем деятельность нашей комиссии. Кроме того, в этом Положении о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих есть указание на то, что каждый человек, готовящийся к принятию пострига, должен получить базовое богословское образование. Эта норма не распространяется только на христиан, принимающих монашество в пенсионном возрасте, и тех, у кого есть какие-то ограничения по здоровью. На мой взгляд, это очень правильно. История развития христианских монастырей вообще тесно связана с образованием.
Монастыри зачастую были центрами книжности, просвещения. Если говорить о Русской Православной Церкви, после долгого периода гонений, упразднения монастырей, которое православные пережили в XX веке, последовал новый период возрождения жизни в обителях. Правда, порой оказывается, что восстановить архитектурный ансамбль монастыря может быть гораздо проще, чем создать условия для развития жизни общины, объединенной ради Господа. Для монастыря естественно обеспечивать насельников пищей и необходимыми бытовыми условиями, но также естественно заботиться и о постоянном изучении монашествующими основ христианского вероучения и Писания. Он предполагает от двух до трех лет обучения в зависимости от формы — очной, очно-заочной или дистанционной. Что в этом стандарте принципиально важного и чем курсы отличаются от семинарского образования? Да, в разработке документов принимали участие в том числе преподаватели семинарий и академий, в этом смысле некоторое влияние существующих стандартов, наверное, было неизбежно.
Но оно не носило определяющий характер. Выбор дисциплин и количество часов для их изучения обсуждались с игуменами и игумениями, с архиереями. Мы рассылали проект образовательного стандарта и предлагали все его части к изучению и оценке. Нам было важно, чтобы этот документ, регламентирующий образовательный процесс, сформировался с учетом всех мнений. Все-таки важная задача курсов — не только дать образование тем, кто уже в ангельском чине, но и подготовить, дать базовое богословское образование тем, кто готовится к постригу. Поэтому в образовательном стандарте много пропедевтики. Опять же, те, кто уже давно живет в монастыре, участвуя в богослужениях, читая и слушая жития святых, имеют возможность почерпнуть многие знания.
Но для тех, у кого этого опыта нет, нужны основы. Появляются новые издания, которые стоит иметь в виду.
Москвы Обокрав храм уехал за рубеж. Опять якобы украл икону или что-то древнее. Вот только недавно мы уже слышали про похожую версию в другом деле. Подозрительно, не так ли?
Эта норма не распространяется только на христиан, принимающих монашество в пенсионном возрасте, и тех, у кого есть какие-то ограничения по здоровью. На мой взгляд, это очень правильно. История развития христианских монастырей вообще тесно связана с образованием.
Монастыри зачастую были центрами книжности, просвещения. Если говорить о Русской Православной Церкви, после долгого периода гонений, упразднения монастырей, которое православные пережили в XX веке, последовал новый период возрождения жизни в обителях. Правда, порой оказывается, что восстановить архитектурный ансамбль монастыря может быть гораздо проще, чем создать условия для развития жизни общины, объединённой ради Господа. Для монастыря естественно обеспечивать насельников пищей и необходимыми бытовыми условиями, но также естественно заботиться и о постоянном изучении монашествующими основ христианского вероучения и Писания. В рамках работы комиссии был разработан образовательный стандарт. Он предполагает от двух до трёх лет обучения в зависимости от формы — очной, очно-заочной или дистанционной. Что в этом стандарте принципиально важного и чем курсы отличаются от семинарского образования? Стандарт курсов для монашествующих разрабатывался безотносительно к стандарту высшего духовного образования. Да, в разработке документов принимали участие в том числе преподаватели семинарий и академий, в этом смысле некоторое влияние существующих стандартов, наверное, было неизбежно.
Но оно не носило определяющий характер. Выбор дисциплин и количество часов для их изучения обсуждались с игуменами и игумениями, с архиереями. Мы рассылали проект образовательного стандарта и предлагали все его части к изучению и оценке. Нам было важно, чтобы этот документ, регламентирующий образовательный процесс, сформировался с учётом всех мнений. Всё-таки важная задача курсов — не только дать образование тем, кто уже в ангельском чине, но и подготовить, дать базовое богословское образование тем, кто готовится к постригу. Поэтому в образовательном стандарте много пропедевтики. Опять же, те, кто уже давно живёт в монастыре, участвуя в богослужениях, читая и слушая жития святых, имеют возможность почерпнуть многие знания. Но для тех, у кого этого опыта нет, нужны основы. Список рекомендуемой по стандарту литературы выглядит очень взвешенным и ёмким.
И все же мы планируем в ближайшее время обсудить возможные его коррективы, расширить рекомендации. Появляются новые издания, которые стоит иметь в виду. Расскажите, пожалуйста, как формируются учебные группы? Как происходит отбор? Есть ли он? Общий подход таков: когда открываются курсы, в число обучающихся включают насельников, которые не имеют духовного образования, даже если они уже пострижены в иночество или монашество, а также тех, кто только собирается принять постриг: послушников, трудников. Зачисление в списки обучающихся происходит по благословению правящего архиерея. Когда группы начинают обучение, какого-то разделения, образно говоря, на более и менее «продвинутых» нет, все, как правило, учатся вместе.
В трех известных монастырях сменились наместники
Такая же ситуация в готовящихся к запуску курсах в Донской митрополии. Могут ли курсы открыться при каком-то светском учебном заведении? Спустя некоторое время работы комиссии мы внесли предложение о том, чтобы дать возможность епархиям открывать курсы не только на базе монастырей, но еще и на базе духовных учебных заведений — семинарий и академий, а также на базе центров подготовки церковных специалистов, где обучают миссионеров и катехизаторов. Для получения богословского образования монашествующими этого перечня площадок достаточно, нет необходимости обращаться к светским вузам. Но есть и другой аспект, который мы сейчас обсуждаем в Синодальном отделе по монастырям и монашествующим.
А именно вопрос о том, как можно было бы расширить возможности насельников монастырей получить дополнительное образование по необходимым светским специальностям без отрыва от монастыря, от монашеского уклада жизни. В большинстве монастырей насельники и насельницы выполняют множество разных хозяйственных функций, в том числе выходящих за рамки их квалификации и компетенций. Один насельник может и на службе помогать, и убирать корпуса, и заниматься заготовкой корма для животных или отвечать за огород, за монастырский сад. С ростом и развитием любого монастыря хозяйство стараются налаживать таким образом, чтобы оно выводило общину на самообеспечение.
В каких-то монастырях занимаются огородничеством, садоводством, животноводством и так далее. На какие-то должности, в том числе по части подсобного хозяйства, приходится нанимать светских специалистов, а если бы были готовые работники среди насельников, необходимость нанимать кого-то со стороны отпала бы. Конечно, наша первостепенная задача — это продуктивная работа и методологическое сопровождение курсов базового богословского образования. Но комиссия имеет более широкие задачи — она называется Межведомственной комиссией по образованию монашествующих.
Поэтому, зная из общения с игуменами и игуменьями о проблеме нехватки специалистов по гражданским специальностям, мы начали диалог с профильными светскими учебными центрами по совместному созданию соответствующих программ дополнительного образования. Есть ли какие-то минимальные требования, образовательный ценз? Вот, например, приходит молодой человек после школы, хочет стать монахом. Ясно, что до пострижения у него будет период подготовки: трудничество, послушничество.
А с точки зрения образования как обстоят дела? Аналогичная рекомендация есть и в положении, регламентирующем деятельность нашей комиссии. Кроме того, в этом Положении о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих есть указание на то, что каждый человек, готовящийся к принятию пострига, должен получить базовое богословское образование. Эта норма не распространяется только на христиан, принимающих монашество в пенсионном возрасте, и тех, у кого есть какие-то ограничения по здоровью.
На мой взгляд, это очень правильно. История развития христианских монастырей вообще тесно связана с образованием.
В частности, в этом году в Москве мы приступили к реализации большого проекта для сотрудников банка «Уралсиб». Слушатели проходят обучение по курсу «Основы православного мировоззрения», получая знания не только по основам Православия и мировых религий, но и психологии, деловой этики. Мы стараемся сегодня выйти максимально далеко за университетскую ограду, получить возможность совмещения теории и практики. А здесь мы можем создать полезный для наших епархий образовательный продукт и получить при этом интересный опыт. Это тем более важно, что на Дальнем Востоке и районах Крайнего Севера приходы удалены от епархиальных центров больше, чем в иных регионах России.
Поэтому дистанционные формы обучения духовенства и мирян, прежде всего Интернет, — это оптимальное решение проблемы повышения квалификации, образования. Здесь будет доступен и удобный формат консультирования в режиме онлайн, видеоконференции, тестирование. По завершении же программы обучающиеся, наряду со знаниями и опытом, получат соответствующий документ государственного образца. С чем связано такое расширение, трансформация до сих пор имевшейся миссии? Корректировка пути развития нашего университета была осуществлена Святейшим Патриархом Кириллом в 2010 году. Его Святейшество последовательно предпринял несколько шагов, определивших вектор нашего развития и саму динамику изменений. Во-первых, он выделил для ректората и ряда профильных факультетов один из центральных церковных комплексов в Москве — на Новой площади, рядом с Администрацией Президента РФ, Центризбиркомом РФ, правительственными учреждениями Москвы, ФСБ.
Благодаря этому РПУ сразу же оказался в гуще общественной, политической, образовательной жизни столицы. По окончании комплексной реставрации всего объема зданий и начала осуществления здесь всего объема задуманных образовательных и просветительских проектов позиции университета только усилятся. Совсем недавно решением Святейшего Патриарха в состав университета вошла и преобразованная в факультет церковного служения Московская регентско-певческая семинария, а вместе с ней и святыня отечественного образования, колыбель российской высшей школы — Богоявленский монастырь в сердце Китай-города. Именно здесь основатели Славяно-греко-латинской академии остановились по прибытии в Москву, здесь они совершили начальные шаги по созданию первого вуза России. Замысел архитектора нашего вуза очевиден — мы строим современное образовательное учреждение, но твердо и основательно прививаем его к лучшим традициям национального образования. В том числе и через осязаемые, вещественные его символы. И потому важным шагом со стороны Его Святейшества стала и конкретизация, определение миссии нашего университета в новых условиях — церковно-образовательного проекта работающего на поле светского высшего образования.
Одной Церкви это не под силу. Мы справляемся только с текущим содержанием зданий и территории, что само по себе — уже достижение. Но восстановление этого шедевра русской архитектуры потребует серьезного участия государства. Как Вы пришли к вере, избрали монашеский путь? Мои предки были терскими и кубанскими казаками, но православных традиций наша семья сохранить не смогла. Такие были времена. Хотя при этом религиозное чувство не могли совсем вытравить из людей, и оно жило в сердцах, влияло на поступки и сделало возможным церковное возрождение в 90-е годы. Сегодня, если оглянуться назад, мне это особенно очевидно. В 17 лет, когда у меня возник один серьезный жизненный вопрос, я решил встретиться со священником, До этого первый и последний раз я побывал в храме в полугодовалом возрасте, когда меня крестили.
Батюшка настолько живо отреагировал на мои проблемы, что в моем сердце сразу родилась симпатия к нему и вообще к Церкви. Вскоре я вновь пришел в храм. Чуть позднее он предложил мне подумать о поступлении в семинарию, и после определенных внутренних борений я твердо решил стать священником. Тогда я совершенно отчетливо, хоть и неожиданно для самого себя, ощутил призвание к священству. В годы обучения в семинарии и академии из богатого наследия Церкви мне особенно стали близки жизненные примеры монашествующих. Большое влияние, конечно, на меня оказали и современники, в итоге я выбрал путь монашеской жизни и считаю его лично для себя единственно верным. В честь какого святого? Это великий русский святой трудного периода нашего Отечества.
Но начать разговор нам кажется необходимым с общего обзора ситуации. Межведомственная комиссия была создана в 2016 году. Какая цель быль поставлена перед ней в начале пути и насколько она сегодня достигнута? Параллельно были открыты Курсы дополнительного образования монашествующих для насельниц ставропигиальных женских монастырей в 19 женских обителях в России и за рубежом. Образование насельников мужских монастырей проходило в основном на заочном секторе епархиальных и столичных семинарий. Поэтому первое, с чего мы начали нашу работу в 2016 году, это систематизировали уже имеющийся опыт, после чего приступили к разработке общецерковного стандарта и иных документов, регламентирующих богословское образование насельников монастырей. Это позволило вскоре организовать работу по открытию Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих в епархиях. В этой части деятельность нашей Комиссии регламентирована Положением о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви, утвержденным Священным Синодом в 2015 году и дополненным в 2017 году. Согласно этому документу «Межведомственная комиссия призвана проводить процедуру экспертной оценки и церковной аккредитации курсов, созданных при монастырях и духовных учебных заведениях, осуществлять контроль за реализацией программ в соответствии с утвержденным стандартом и проводить мониторинг их исполнения». Обучение на этих площадках проходят монашествующие из семи ставропигиальных монастырей и монастырей 92 епархий нашей Церкви. Статус у Курсов разный, поскольку согласно действующему нормативу первым этапом является выдача соответствующему духовному учебному заведению или монастырю Представления нашей Комиссии, а спустя определенное время действующие Курсы получают аккредитацию. Представление, как начальный документ, является свидетельством того, что предлагаемая к открытию курсов учебная площадка на базе монастыря или духовного учебного заведения соответствует всем требованиям в отношении обеспеченности образовательного процесса учебными пособиями, должным педагогическим составом, бытовыми условиями. После получения соответствующего заявления в адрес Комиссии от епархии, наши представители выезжают на места и проводят там необходимую проверку. Второй этап нашей работы с уже действующими Курсами — это их аккредитация. Целью церковной аккредитации является обеспечение качества предоставляемой монашествующим богословской подготовки. Мы проверяем соответствие реализуемой на Курсах программы заявленным параметрам церковного стандарта, а также уровень ее усвоения слушателями.