Новости рерих сокровище ангелов

48. фото: полномочные представители 21 страны американского континента подписывают пакт рериха об охране сокровищ культуры, вашингтон, 15/04/1935. Впервые в Москве выставлены шедевр Рериха "Сокровище Ангелов", созданный в 1905 году, который относят к числу его пророческих картин. Считается, что «Сокровище» художник написал для усыпальницы князя Вячеслава Тенишева, изобразив краеугольный камень мироздания, заключающий добро и зло, который охраняют ангелы.

СОКРОВИЩЕ АНГЕЛОВ НИКОЛАЙ РЕРИХ

Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего.

Непутевый не разбил бы их сокровище. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня - разлетятся ангелы. Всем конец придет».

Позднее, в 20е годы, Рерих привез полотно в США, где оно демонстрировалось в составе выставок.

В некоторых изданиях «Сокровище Ангелов» соотносится с росписью для усыпальницы князя В. Художник приступил к работе в 1904 году вскоре после посещения Талашкина и знакомства с княгиней М. На переднем плане, рядом с предводителем ангельских воинств, иконографически схожим с образом архангела Михаила, художник написал «краеугольный камень», памятник древних викингов.

Еллингский камень является свидетельством возникновения Дании как государства, относится к эпохе перехода скандинавов от язычества к христианству.

Исследователи Рериха считают, что это важная деталь: так ангел становится ближе к людям и не оставляет без внимания их беды и чаяния. И, наконец, третья, не менее удивительная работа, приковавшая к себе взгляды зрителей, — "Сокровище ангелов". Художник создал её в 1905 году, обратившись к теме перехода от язычества к христианству. Ангелы стерегут драгоценный крае-угольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло". Сам Рерих считал, что его фамилия происходит от скандинавского имени Рюрик, поэтому неудивительно, что за прототип камня он взял Еллингский камень — глыбу высотой 2,5 метра с рунами викингов. Камень на его картине тоже украшен руническим узором, но он несёт в себе иной смысл — христианское понимание человеческого бытия.

Одно из центральных мест занимает серия "Майтрейя" 1925, Нижегородский государственный художественный музей , написанная Рерихом в о время Центрально-Азиатской экспедиции. Разделы "Путь индийский", "Гималаи", "Криптограммы Востока" представлены картинами странствий "Великая стена" 1935 , "Твердыни Тибета" 1931-1932, обе - Государственный музей искусства народов Востока , "Меч Гэссэр-хана" начало 1930-х , "Тень Учителя. Тибет" 1932, обе - Государственная Третьяковская галерея , "Кришна" 1946, Государственный Русский музей и серией гималайских этюдов. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в т еатре. В этой части выставки впервые в процессе реставрации будет показан публике задник к легендарному балету "Половецкие пляски", созданный по эскизам Рериха "По ловецк ий стан".

Кстати, специально для выставки совместно с оркестром musicAeterna подготовлен новый выпуск проекта "Музыкальное изменение". В него вошли музыкальные подборки, тематические дискуссии экспертов и выступления оркестра. А в целом в создании экспозиции приняли участие Российский государственный исторический архив и 17 музеев.

Сокровище ангелов (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1)

одно из многих произведений художника. 48. фото: полномочные представители 21 страны американского континента подписывают пакт рериха об охране сокровищ культуры, вашингтон, 15/04/1935. В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов». XX века ~ Рерих Николай Константинович (1874-1947) ~ Сокровище Ангелов, 1905. Ангелы-демоны Рериха таят угрозу, но ее огненные чары не вырываются наружу, как ослепляющие молнии, в сумраке мерещатся только зарницы. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха “Сокровище Ангелов” из Государственного комплекса “Дворец конгрессов” в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907).

Сокровище Ангелов, 1905

Бывшее собрание Г. Шапошникова "Великое путешествие. Книга первая. Обычно это означает выполнение какого-либо из следующих условий.

За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень. На нем мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается.

Бытие все на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы.

За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Всё спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень. На нём мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие всё на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведёт.

К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII - Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще... Здесь он учился в Академии художеств и университете, здесь стал художником, археологом, поэтом, педагогом. В Петербурге он создал свои замечательные живописные работы, принесшие ему известность.

Николай Рерих. Описание картины — Сокровище ангелов

И даже, что случается крайне редко в каталогах аукциона, указан год, с которого Хорш «завладел» произведением, — 1935! Что совсем удивительно, ибо в этом году решение суда о собственности на картины Музея Рериха еще не было вынесено. Как мы знаем, вопреки Декларации и призыву Н. Рериха с «величайшей тщательностью охранять неприкосновенность этого дара, составляющего историческую дату в жизни Культуры Америки», Луис Хорш с июня 1935 года начал варварское разграбление Музея Николая Рериха. Возникает закономерный вопрос, на каком основании и почему «эксперты» нынешнего Музея Рериха вопреки документам бесцеремонно изымают из истории картин Н. Рериха факт их принадлежности Музею Рериха в Нью-Йорке, подаренному в 1929 году американской нации? Наконец, почему все чаще исключают имя самого Н.

Рериха как правомочного владельца и имя Е. Рерих, права которой художник постоянно утверждал в письмах к американским сотрудникам? Так, в марте 1936 года он просит их напомнить адвокатам, что «мои картины всегда принадлежали и принадлежат Е. Трудно представить, что сотрудники Музея Рериха в Нью-Йорке не знают содержания цитируемых нами документов — ведь все они находятся в составе музейного архива и адресованы лично З. Почему же, передавая на мировые аукционы каталожные сведения о картинах Н. Рериха стоимостью в сотни тысяч и миллионы долларов каждая, они искажают и затемняют факты, связанные с историей бытования картин, их происхождением и именами их владельцев?

Известно, что содержание провенанса имеет первостепенное значение как для правового статуса продаваемого произведения искусства, так и для репутации продающей и покупающей стороны. Может быть, они стыдятся своей собственной истории, которая благодаря публикации МЦР в полном объеме писем Е. Рерих, дневников Н. Рериха и других архивных материалов обнажила всю грязь и низость «провенанса» Хоршевской коллекции произведений Н. Тогда тем более им следует писать только правду и тем очистить свою профессиональную и личную репутацию. Стоит напомнить сотрудникам американского Музея, предоставляющим торговцам искусством услуги по идентификации и происхождению столь высоко ценимых сегодня на мировом рынке картин Н.

Рериха, еще одно положение Музейного кодекса ЮНЕСКО — о том, что музейные коллекции и произведения «являются далеко не ординарной собственностью» и что, приобретая произведение, владельцы обязаны знать правду и проверять факты, чтобы иметь «достаточное правооснование» для владения. В этой связи хочется напомнить, какую оценку дал Хоршу Н. Рерих и каким был его наказ, адресованный американским сотрудникам: «Чудовищное мошенничество, — писал он З. Фосдик в марте 1941 года, — которому суждено рано или поздно быть раскрытым, должно быть утверждаемо при всех случаях, оно должно держаться на глазах общественного мнения.

Экспозиция разделена на три части. Выставку открывает «Гонец.

Первая часть знакомит зрителей с русским периодом творчества Рериха. В разделах «Язычество» и «Начало Руси» раскрывается творческий интерес Николая Рериха к древнему прошлому. В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников, в том числе знаменитая картина «Пантелеймон-целитель» 1916, Государственная Третьяковская галерея. А в разделе «Бой земной и небесный» представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба. Государственная Третьяковская галерея В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары. Разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока» представлены картинами странствий «Великая стена» 1935 , «Твердыни Тибета» 1931—1932, обе — Государственный музей искусства народов Востока , «Меч Гэссэр-хана» начало 1930-х , «Тень Учителя.

Тибет» 1932, обе — Государственная Третьяковская галерея , «Кришна» 1946, Государственный Русский музей и серией гималайских этюдов.

Спасибо д-ру Виталию Ашкенази-Рабиновичу и бывшему члену Иерусалимского муниципалитета Пепе Элало, оказавшим неоценимую помощь на раннем этапе планирования выставки! Клара Эльберт, создатель и директор Иерусалимской Городской Русской Библиотеки, бесплатно предоставила нашей выставке на три месяца зал мероприятий; спасибо за возможность такого старта, за добрые советы и моральную поддержку! Все репродукции картин Н.

Рериха для этой выставки, а также альбом «Семья Рерих: Миссия Жизни» в виде печатного издания и в увеличенном виде для стенда — были отпечатаны в Иерусалимской типографии «Ной», в рекордно короткие сроки, с большим вниманием к нашим нуждам и с дружеским пониманием проблем, стоящих перед устроителями выставки.

Врубеля, отчасти — и Н. Холст, масло, темпера. Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Санкт-Петербург Индивидуальное В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов». Композиция, над которой Рерих работал в 1904—1905 годах, изначально рождалась в русле понимания сакральных истоков искусства, задумываясь как часть эскиза стенописи усыпальницы князя Вячеслава Николаевича Тенишева в Талашкине мужа Марии Клавдиевны Тенишевой, с осени 1900-го года строившей в своем имении церковь «Преображения Господня», получившей в итоге название «Храм Святого Духа». Однако в данной статье мы не будем углубляться ни в историю создания и бытования произведения, ни в его иконографический анализ, так как эти вопросы были подробно рассмотрены в программе «Тайное и явное в творчестве Николая Рериха.

По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника». Нынешний очерк — своеобразный постскриптум, призванный отразить то, что осталось за кадром. Возможность же создания такой текстовой коды предоставил сам Рерих, оставивший собственный литературный комментарий к образно выраженным смыслам произведения. Суть в том, что «Сокровище Ангелов» синтезирует несколько уровней восприятия художественного языка — визуально-созерцательный и вербально-поэтический. Как мы отмечали в программе «Тайное и явное в творчестве Николая Рериха…», в России «Сокровище Ангелов» в качестве самостоятельного произведения было показано в 1909 году на выставке живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Салон» Санкт-Петербург , устроенной критиком и единомышленником Рериха Сергеем Маковским, то есть позже, чем в Европе, где панно выставлялось с 1906 года Вена, 1906; Париж, 1907; Лондон, 1908. Будучи представленным широкой русской публике на московской выставке «Мира искусства» в 1911 году, в каталоге этой экспозиции «Сокровище Ангелов» сопровождалось стилизованной под былинный ритм фразой Рериха: «За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается» См.

Мамонтова, 1911. London, 1908. Русскоязычный стихотворный вариант этой «пояснительной легенды к эскизу большой настенной фрески» «Сокровище Ангелов» был опубликован и в России — в газете «Слово» 1908. Сами Власти там правят бесплотные.

Дополнительная информация

  • В печатном номере
  • В печатном номере
  • Выставка Рериха в Москве в Третьяковской галерее 2023-2024 - Российская газета
  • Навигация по записям
  • Файл:Treasure of — Википедия

Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905.

Специально для выставки совместно с оркестром musicAeterna мы подготовили новый выпуск проекта «Музыкальное изменение». В него входят музыкальные подборки, тематические дискуссии экспертов и выступления оркестра в экспозициях, которые позволят глубже погрузиться в контекст выставки», — сказала Наталья Кочнева. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей — Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках. Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора —«Гонец.

Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи. В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С. Дягилевым в 1909 году в Париже.

Этот Опыт был необходим для успешного продвижения поставленной Братством задачи по преобразованию жизни на Земле. Наступали космические сроки новой ступени эволюции планеты, которая заключается в стирании границы между плотным и Тонкими мирами, установления сознательного контакта людей с Высшими мирами. Не зритель миров, но сознательный соучастник человек, и дорога ему не через лужи, но через сияние сфер. Дух знает, ему доступно, ему суждено. Иначе зачем лестница Нашего Братства? Она уперлась в землю и затерялась в небесах» Озарение, 2-III-8. Человечество рождающейся новой, шестой расы, должно стать способным переживать на Земле явления Высших сфер, и Опыт Урусвати должен был послужить утверждению этой возможности: «Урусвати явит земли сочетание с небом.

Позднее московские власти передали для музея усадьбу Лопухиных, тогда этот памятник архитектуры пребывал буквально в руинах. Восстановить этот шедевр московского зодчества нам удалось, не потратив ни единой копейки государственных средств. Но от металлического мусора избавиться нетрудно, а вот развеять шлейф слухов и небылиц гораздо сложнее. Как относиться к подобным стремлениям войти в историю на чужих плечах — как к несомненной чепухе или всё же припомнить, что дыма без огня не бывает? Дошло до того, что на свет появилась диссертация, в которой утверждается, что во время Центрально-Азиатской экспедиции Рерих чуть ли не собирался религиозную войну раздуть, создать новую страну, куда вошла бы часть Сибири и так далее. Это самая настоящая клевета. Реальность же такова. Рериха вызвали к Дзержинскому повесткой. Его считали эмигрантом, а значит, в чём-то подозревали, возможно, считали английским или индийским шпионом. На подозрения в то время не скупились. Первый раз он приглашение проигнорировал, на вторую повестку тоже не откликнулся, а после третьей понял, что визита не избежать. Однако уже на лестнице перед приёмной Дзержинского Рерих услышал крик, что человек, настойчиво требовавший его к себе, скоропостижно скончался… Больше его не приглашали, но Николай Константинович счёл за лучшее поскорее уехать на Алтай, а затем через Бурятию перешёл в Монголию… — Но он же надеялся вернуться на родину после Второй мировой войны? Вскоре его не стало, а в 1955 году умерла Елена Ивановна. Два года спустя в Индию приехал Хрущёв и побывал на проходившей тогда выставке картин Николая Константиновича. Там советского лидера познакомили с Юрием Николаевичем Рерихом. Хрущёву он очень понравился, так что желание старшего сына Рериха переехать в Москву осуществилось очень быстро. До своей кончины в 1960 году он работал в Институте востоковедения, но легко и просто ему у нас не было, многие воспринимали Юрия Николаевича прежде всего как буржуазного учёного… Но как бы то ни было, за совсем недолгое время он успел создать отечественную школу тибетологии, притом до него Тибетом у нас никто профессионально не занимался. Неру приезжал к Рерихам в Кулу в 1942 году вместе со своей дочерью Индирой.

В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С. Дягилевым в 1909 году в Париже.

В создании выставки «Николай Рерих» в Третьяковке участвовали 17 музеев — Ольга Любимова

Санкт-Петербург Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году. Смотрите онлайн короткое видео (shorts) «СОКРОВИЩЕ АНГЕЛОВ НИКОЛАЙ РЕРИХ» на канале «Шнейвас Борис» в хорошем качестве, опубликованное 6 ноября 2023 г. 19:57, длительностью 00:00:46, на видеохостинге RUTUBE. Эскиз храма Святого Алексея, Митрополита Московского, в имении Императора Николая II в вицы (Польша). Русский блоггер.

Картина Н.К.Рериха Сокровище Ангелов. Константиновский зал . Санкт Петербург.Россия.

А этот задник из «Плясок» приобрела три года назад Третьяковская галерея. В пути художник создал порядка 500 картин, в том числе серию «Сюита Майтрейя» — живописные размышления о приходе Будды будущего и наступлении мирного времени, когда люди будут вместе трудиться в ашрамах на благо человечества. В конце 1927 года Рерих увидел массив Тангла, одну из самых высоких горных систем Тибета — считается, что именно там находится Шамбала. В 1935 году он обосновался в Индии и оставался до самой смерти : здесь пережил творческий расцвет — написал больше тысячи картин, две книги, его работы показывали в крупнейших галереях мира. Земля славянская». Монах, рассматривающий уходящий вдаль пейзаж с куполами храмов на холме — то ли видение, то ли мечта о «твердыне Союза народов». Рерих верил, что славянские народы объединятся, и называл Россию «мессией новых времен». Покинув страну еще до революции, он не оставлял попыток вернуться на родину.

После 1917 года молодая страна закрыла свои границы, но все же художник надеялся рано или поздно увидеть родные места.

И бдительно стерегут его ангелы, ибо, если что случится с ним — конец мира будет. Эта сильно прочувствованная художником композиция привлекает и завораживает своей мистической красотой.

Лазаревский Из записной книжки художественного критика... В чистом золоте света, там, на двенадцатом небе у врат удивительного храма сонмы ангелов хранят громадный сапфир — чудный камень мироздания. На этом камне, в прихотливом рисунке видим эмблематические изображения Добра и Зла.

Зорко стерегут этот камень ангелы — упадёт, расколется он, и придёт конец миру сему. И высоко-высоко, в клубах облаков, какой-то мирской город. А выше опять ангелы.

Это сильная, большая вещь… Киевская мысль. Александр Бенуа Рерих на выставке «Салона»... Несмотря на свои недостатки, она более достойна поступить в национальное хранилище, нежели подавляющее большинство того, что там красуется.

Красота и звучность её тона, удачная близость её к непринуждённым композициям старинной иконописи, переливы красок, напоминающие серебристые колокола или мягкую торжественность хора, сообщают этой картине исключительную прелесть, и в современном отделе музея она, разумеется, играла бы большую облагораживающую роль, несколько подняла бы всё то поругание искусства, какое раздаётся со стен этого отдела. Ещё раз скажу: место этой красивой декорации в музее. Но всё же, это только декорация, это нечто такое, что можно бы назвать — гениальной бутафорией.

Верить вот этому я уже не могу. Когда стоишь в старинных церквах, то веришь в тайную внутреннюю жизнь написанных по сводам и стенам чудес. Кажется, что неподвижность их мнимая, показная или завороженная.

Опустеет на ночь храм, и эти сонмы святых и сил небесных задвигаются, станут служить литургии, запоют осанны или завопят анафемы. Да и глядя на них, всё чудится, что они как-то живут, что есть между ними общение, что в плоских их перспективах есть какие-то нескончаемые дали, в которых они реют по особым законам. Рерих лишь очень талантливо «имитирует» эти настроения, но нет у него главного: ни магической силы видения, ни хотя бы того, что было в Иванове — а именно страстной духовной жажды разгадать Тайну, напиться живой воды.

Всё религиозное искусство Рериха — чистый эстетизм, а для меня, исключительно эстетичный подход к области религиозных откровений — представляется прямо кощунственным. Красивая декорация Рериха должна бы висеть на радость глазам в музее, но и я бы первый протестовал против помещения её в храме 32. Спешу, впрочем, оговориться: если уж выбирать, то я бесконечно предпочитаю поверхностные, но декоративно-прекрасные «фрески» Рериха всему тому богохульству, которое так нагло располагается на стенах упадочных наших церквей.

В имитациях Рериха есть всё же отражение настоящего искусства, а в том, чем принято «украшать» огромное большинство храмов, видно только отражение корысти ремесленников, да глупого чванства «благодетелей». Станюкович Петербургские выставки Сезон 1908—1909 года... И если в архангелах Кирилловского монастыря билась мятежная душа Врубеля, то в холодных стражах «Сокровища ангелов» не потенцирован и иссушён умом и исследованием гений Рериха.

Выставка «Салон»... Такою же своеобразностью отличается и огромное панно «Сокровище ангелов», воспроизводимое в настоящем номере «Огонька». Рерих Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы «Сокровище ангелов»: ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло, — символы чего начертаны на камне.

Рерих [факсимиле] Огонёк. Рериха «Сокровище ангелов». Лазаревский Из художественной хроники...

Большое полотно Рериха — эскиз церковной фрески «Сокровище ангелов» — производит сильное впечатление; оно выдержано по колориту и композиции. И бдительно стерегут его ангелы, ибо если что случится с этим камнем, то наступит конец мира. Это сильно прочувствованное художником произведение привлекает и завораживает своей мистической красотою.

Вестник Европы. У стен многобашенного райского кремля молчаливой ратью стоят ширококрылые полки ангельские, внизу мерцает черно-синий, горящий изумрудными отсветами камень с высеченным изображением Распятия, его стерегут два грозных ангела с копьями и щитами, кругом растут чудные деревья, на них сидят птицы-сирины... Это — «Сокровище ангелов».

К наиболее известным произведениям Рериха на религиозные темы относятся исполненные в 1904 -1907 годах станковые композиции и эскизы для мозаик "Сокровище ангелов", "Борис и Глеб", "Апостолы Петр и Павел", "Архистратиг Михаил". Эти произведения созданы на основе тщательного изучения древнерусской живописи. Для них характерны старые иконописные принципы композиции, плоскостность изображения, сочетания трех-четырех цветов.

Описание картины Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. Сам художник называл ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Под стать росписи или мозаике храма, полотно размером 3,3 на 3,6 метра - проект росписи усыпальницы для храма в Талашкино.

Широко популярный журнал «Огонек» воспроизвел это панно на своих страницах. Редакция пригласила Рериха оставить пояснительный автограф к его картине. Начав свое путешествие за рубежом с туманного Альбиона в том же 1908, картина переместилась за океан и демонстрировалась в городах Соединенных Штатов Америки: Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Сан-Франциско, Денвере, Канзас-Сити, не вернувшись ни разу с тех пор на родину.

Рерих не сочиняет своего Камня с символами добра и зла, а обращается к известному историческому памятнику. В качестве прототипа краеугольного камня мироздания художник взял уникальный шедевр искусства викингов - Йеллингский камень. Эта массивная глыба высотой 2,5 метра была воздвигнута примерно в 986 г.

Кусок гранита с красными прожилками из Йеллинга представляет собой трехгранную пирамиду. На ее центральной плоскости изображено Распятие, на правой боковой грани выбита руническая надпись, а левую боковую грань украшает великолепная резьба - стилизованный лев, стоящий на трех лапах, и охватившая его тело кольцами змея. Вселенский смысл изображения на камне проявляется благодаря выбранной Рерихом цветовой характеристике.

Художник отошел от нанесенной в свое время тонировки и окрасил его палитрой космического пространства - иссиня-черной с изумрудно-сапфировыми блестками. Мы видим как бы осколок далекого звездного неба или сгущенную на много порядков межгалактическую материю. К открытию своей Лондонской выставки 1908 Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески.

Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово». За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло.

На нем мир стоит. Бытие все на камне узорами начертано. Архистратиг сам у камня дозор ведет.

От усталости не помнит себя, а все сторожит. Непутевый не разбил бы их сокровище. Без сокровища-камня - разлетятся ангелы.

Всем конец придет. Весь озарён светом Божиим стоит град избранных. А страж его — великий ангел: как свет, одежда светлая и распростёрты крылья белые, копьё в руках.

Там с праведными сирины вкушают золотые яблоки, поют песни песневые, утешая святых угодников. Там ни печали, ни воздыхания. Там жизнь бесконечная.

Долог, труден путь протягливый до рая пресветлого. Много было великих подвижников, много было званых на пир в пресветлый рай, и не увидели они света Божия, неизбранные, не дошли они до камня рубежного, где сторожит великий ангел; как свет, одежда светлая, и распростёрты крылья белые, копьё в руках. Кому же открыты врата райские?

И кто избранный из позванных? Чистое сердце кипенное, творящее волю Божию, — от Бога избрано, — сердце, в туге измаявшееся, — от Бога избрано, — сердце раненное, — от Бога избрано, — сердце открытое к беде людской и горестям, — от Бога избрано, — сердце обрадованное, благословляющее, — от Бога избрано, — сердце униженное, — от Бога избрано, — сердце, от обиды изнывшее, — от Бога избрано, — сердце, пламенное правды ради, — от Бога избрано, — сердце, измучившееся о неправде нашей, — от Бога избрано, — сердце кроткое, — от Бога избрано, — сердце, готовое принять и последний грех ради света Божьего, ради чистоты на трудной земле в сём свете жестоком, — от Бога избрано, — сердце великое Матери Света, Богородицы, восхотевшей с нами мыкаться, с нами горевать и мучится, с нами, последними, с нами, обречёнными, — вот сердце от Бога избранное, вот кому открыты врата райские [26, с. Художник, не знаю почему, позже уничтожил эту картину, производившую на меня большое впечатление.

Мог ли Н. Рерих придать такие выражения ликам ангелов? Как видно из названия, художник лелеял мечту сделать фреску на эту тему, придавая ей большое значение.

Картина представляет собой огромное, почти квадратное по форме полотно, площадью около семи квадратных метров. Ангелы в торжественном молчании охраняют его. Рядом — древо жизни с птицами на ветвях.

По-видимому, Рерих изобразил в этой картине легендарный камень Чинтамани Шантамани , носитель неисследованных космических энергий, о которых повествуют сказания народов Индии и Тибета. Легенда о камне связана с Шамбалой, о которой Рерих узнал из различных источников... Держава Рериха.

Религиозным темам посвящены несколько картин Рериха. Наиболее известные среди них — «Сокровище ангелов» 1905 и «Пещное действо» 1907. К картине « Сокровище ангелов» художником была написана пояснительная легенда: «...

Всем конец придёт»25. Беликов в статье о Н. Рерихе так охарактеризовал его творчество, посвящённое Древней Руси: «Строгий научный подход и большой талант художника, схватывающего жизненные явления в едином обобщённом художественном образе, определили неповторимое своеобразие искусства Рериха.

Начав с исторического жанра, который на заре ХХ века насчитывал немало имён прославленных русских художников, Рерих сумел внести в него нечто принципиально новое. Таким новым, чисто рериховским, было осмысление истории как бесконечного процесса развития творческого духа народа. Поэтому, в отличие от многих современников...

О литературном наследстве Н. Выставка проходила в помещениях Первого Кадетского корпуса — Меншиковском дворце. Там была выставлена картина Н.

Рериха «Сокровище Ангелов». Сам художник назвал ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Поговаривали, что будет и вторая половина эскиза.

Это похоже на истину, на обрывчатом крае в левом углу панно — усеченная фигура ангела. Еще один охранитель Сокровища. Картина написана Рерихом в 1905 году начата в 1904м.

Однако понадобилось около четырех лет раздумий, чтобы она предстала на суд отечественного зрителя. Мелькнули, конечно, отзывы в «Золотом Руне», как только высохло на холсте масло. Репортажи из мастерской Рериха в Академии художеств.

И тем не менее, публичное представление картины в России состоялось много позже. Заграница — отдельная история. Почему так?

Что же это за работа, окутанная неизвестностью и молвой... Быть может, на ней и правда обозначилась какая то тайна... Рерих обещал Тенишевой разрезать «Ангелов» на части — в письме от 2 апреля 1905 го.

Еще один художественный гений Алексей Ремизов, восхищенный «Сокровищем Ангелов», настойчиво поминает о распростертых! И тот и другой ошиблись?! Быть может, случилось невероятное и был нарисован новый вариант картины.

Существовал же самый первый эскиз «Архангел», который приобрела в свою коллекцию княгиня Мария Тенишева. Все три, возможно, составляли нераздельную троицу «Ангелов». Кто знает...

Невзирая на догадки, истории известно только единственное полновесное творение Рериха, тенишевский эскиз не в счет. Оно появилось на выставке в числе других 44 х произведений художника, занимавших целиком одну из «комнат Меншикова». Волна художественного интереса прокатилась по провинции.

Открывались отдельные передвижные выставки. Успех был закономерный. Газеты наперебой освещали ход выставки, называя ее «бесспорно самой значительной и красивой выставкой сезона».

Размер холста — 3,3 на 3,6 метра. Ни панно, ни картина — под стать росписи или мозаике храма. Потом так и оказалось — роспись усыпальницы для храма в Талашкино.

И по сути своей она ангелична. Первое впечатление, быстрый взгляд — сильный свет. Множества нимбов сияют как солнца.

Можно насчитать не меньше 108 золотых ободов. Разве только у Андрея Рублева встретишь легионы святости. Но то церковные фрески, другое дело — живопись.

Этим светом залиты расплавленно аквамариновые склоны холмов. На них безликие ангелы воины с копьями в руках стерегут Сокровище мира. За их спинами, вверху, еще большее число незримых крылатых защитников.

Они строем выходят из ворот неземного града — райского Кремля или небесного Иерусалима. В окнах, за каждым зубцом стен — нимбы и нимбы... Внизу, на переднем плане — три главных святыни.

Огромный камень, верховный ангел и древо жизни. На черном камне, почти в человеческий или, точнее, в ангельский рост, начертаны священные знаки. В них заключена тайна бытия.

Ангел с опущенными темными крыльями, с грозовыми очами, грозными и беспощадными, охраняет этот камень. В его правой руке копье, нацеленное вверх, в любой момент готовое к бою. В левой — длинный узкий щит, доходящий до сердца; нижним концом он упирается в ногу, сливается с ней воедино.

Руками и ногами ангельскими — такова формула творящего таинства. Позже Рерих утвердил другую — «Руками и ногами человеческими». Вкруг камня и ангела растет сад деревьев.

Узорная крона райских растений. Она кольцом обвивает Охраняющего Сокровище. На главном, наибольшем дереве — сирины, птицы с женскими лицами.

Они молчаливо вещуют, внемлют тайне камня. В «Салоне» были выставлены: «Древняя жизнь», «Бой» кстати, приобретенный Третьяковской галереей в Москве ; поэтические композиции на сюжеты Метерлинка «Принцесса Мален», «Слепые»; эскизы декораций к «Валькирии», «Снегурочке», к мистерии «Три волхва». Но именно «Ангелы» Рериха стали «красивейшей религиозной декорацией» на выставке.

Вокруг картины разгорелись жаркие споры. Сыпались упреки Академии художеств и Музею Александра III, что «они не купили большой религиозной декорации Рериха», ибо «она более достойна поступить в национальное хранилище, нежели подавляющее большинство того, что там красуется». Неповторимое своеобразие — главный аргумент издателей и критиков.

В этой сдержанности великие чары Рериха. В том, что картина Рериха не попала прямо с выставки «Салона» в национальные запасники, большой беды нет. В Серебряный век так много рассыпано было сокровищ искусства, что главное «Сокровище» могли и не заметить.

Ведь не даром же три года картина в России не выставлялась вообще. На первой заграничной выставке художника в Праге, в конце 1905 года, для этой картины не нашлось подходящего места. Слишком велика оказалась по размеру.

Но по каталогам столица Чехии считается местом ее первого экспонирования. Зато попал в экспозицию «Архангел» 1904. Он стал именоваться эскизом к «Сокровищу Ангелов».

Большой друг Рериха, тогда начинающий журналист и драматург, Милош Мартен написал художнику из Праги. Что называется, по свежим впечатлениям. Свои мысли о выставке Мартен изложил в журнале «Дило» 1906.

В прессе появились и другие статьи. Пражские журналы вели соперничество, кто первый поместит репродукцию «Архангела».

Он сделал так. Потом говорит ему: "Надень одежду твою и иди за мною". Пётр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Пётр, придя в себя, сказал: "Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода... Образы Ангелов встречаются во многих религиях, в том числе и в исламе. Так, пророку Магомету было явление Архангела Гавриила, провозгласившего единобожие.

В 1924 году известный русский художник Н. Рерих создал величественное полотно «Магомет на горе Хира», на котором изобразил этого Огненного Вестника. Впоследствии художником было написано ещё два варианта картины — в 1932 и 1938 году. Рерих изображал Ангелов на многих своих картинах: «Архангел с птицами» 1905 , «Сокровище Ангелов» 1905 , «Ангелы у престола» 1906 , «Святой Михаил Архистратиг» 1906 , «Два Архангела» 1907 и другие. Она «изображена сидящей на троне без традиционного младенца на руках. Основание трона опирается на незыблемую твердь земную, которую омывает "река жизни". К ногам Царицы, борясь с бурными волнами, устремляются в утлых челнах люди. Голова Владычицы достигает надземных сфер, и Ангелы славят Её. Роспись венчает шествие пророков, поклоняющихся кресту»18.

Грандиозна по своему замыслу и картина Н. Рериха «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне»19. На одной стороне его «изображён распятый Христос, на другой же его стороне — змей и дракон»20. В 1912 году художник написал картину «Меч мужества», на которой изображён Ангел, принёсший меч спящим воинам, чтобы пробудить их для предстоящей битвы и вдохнуть в них дух мужества. В своём стихотворении «Пророк»21 Пушкин описывает явление шестикрылого Серафима: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый Серафим На перепутье мне явился; Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний Ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный, и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

Над всеми ангельскими чинами стоит Святой Архангел Михаил, Предводитель Небесного Воинства, почитание которого восходит к самым древним временам. По значению слова, Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенной, беспримерной духовной силой. Архангел Михаил изображается в доспехах, вооружённый копьём или мечом. Во времена вражеских нашествий русские города всегда защищала Царица Небесная с Воинством ангельских сил во главе с Архангелом Михаилом. Они приставлены для хранения каждого из нас... Верующие молитвенно обращались к Ангелам. Вот одно такое воззвание: Ангеле Божий, Хранителю мой святый, На соблюдение мне от Бога С небеси данный, Прилежно молю Тя — Ты мя днесь просвети, И от всякого зла сохрани, На благое деяние настави, И на путь спасения направи. В Учении Живой Этики сказано: «Осознание Высших Сил даётся не в школах, не извне, но именно живёт в сердце, будучи самым краеугольным воспоминанием жизни Тонкого Мира. Можно сказать — будьте благословенны, которые сохранили в сердце самое Прекрасное.

Люди сказали в неведении — сон подобен смерти.

В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары. Одно из центральных мест здесь занимает серия "Майтрейя" 1925, Нижегородский государственный художественный музей , написанная Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции. Разделы "Путь индийский", "Гималаи", "Криптограммы Востока" представлены картинами странствий "Великая стена" 1935 , "Твердыни Тибета" 1931-1932, обе — Государственный музей искусства народов Востока , "Меч Гэссэр-хана" начало 1930-х , "Тень Учителя.

Тибет" 1932, обе — Государственная Третьяковская галерея , "Кришна" 1946, Государственный Русский музей и серией гималайских этюдов. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. В этой части выставки впервые в процессе реставрации будет показан публике задник к легендарному балету на музыку А. Бородина "Половецкие пляски" — созданный по эскизам Рериха "Половецкий стан".

Голубейко сконструировал и изготовил уникальную валовую конструкцию, позволяющую реставрировать это крупноформатное произведение в вертикальном положении. Возвращение подобного раритета, свидетеля блистательных выступлений "Русских балетов" С. Дягилева, а затем и "Русского балета колонеля де Базиля", наследовавшего традиции, репертуар, исполнительский состав и декорационную базу дягилевских сезонов, станет значимым культурным событием. Вошедшие в состав проекта произведения из музейных собраний России и ближнего зарубежья представляют наследие художника как целостное явление не только отечественной, но и мировой культуры.

Выставка раскрывает многогранный талант Рериха, все творчество которого пронизано идеями миролюбия и веры в преображающую силу культуры.

Сокровище ангелов. Николай Рерих

Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907). Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха “Сокровище Ангелов” из Государственного комплекса “Дворец конгрессов” в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907). 3. Картина Николая Рериха “Сокровище ангелов”.

В апогее красоты. «Сокровище Ангелов» Николая Рериха

  • Картина Н.К.Рериха Сокровище Ангелов. Константиновский зал . Санкт Петербург.Россия.
  • Сокровище из созвездия Орион | Страница 3 | Терос
  • Сокровище ангелов - Н.К. Рерих | Живопись | Постила
  • Сокровище ангелов

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий