Один из важнейших столпов Русского Севера, Соловецкий монастырь не желал подчиняться церковной реформе. Восемь лет продолжалось «сидение» служителей Соловецкого монастыря, не желавших принимать церковную реформу патриарха Никона. Одним из самых крупных восстаний, вызванных церковными реформами, стало: вопрос и ответ теста. Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России.
Соловецкое восстание 1668-1676
Поэтому Елеазар не спешил начинать работы, и деньги лежали без движения. Это злило Никона, заподозрившего своего наставника в сребролюбии. Подозрения переросли в открытую ссору, кончившуюся тем, что в 1639 году Никон бежал на рыбачьей лодке с Анзера на «большую землю», унося в сердце неизбывную ненависть к Соловкам. Миниатюра XIX века. Прошли годы, инок Никон стал архимандритом столичного Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых, и «собинным» другом царя Алексея Михайловича. Чувствуя приближение смерти, он просил призвать на свое погребение не нового митрополита, а какого-нибудь другого архиерея, «ибо Никон — враг Божий». Патриарх Никон с клиром. Парсуна 1662 года К Соловецкому монастырю, входившему в Новгородскую епархию, митрополит Никон испытывал стойкую неприязнь, старался всячески ущемить в правах и унизить прославленную обитель, издавна пользовавшуюся самоуправлением и обширными льготами. Соловецкая братия с огромным риском и трудностями разыскала тело мученика и похоронила в обители, настоятелем которой Филипп был в 1548—1566 годах.
И вот Никон забирает святыню в столицу! Но митрополит увозил с Соловков не только святыню. На Соловках, в монастырской тюрьме, томился уроженец Салоник, инок Арсений Грек. В монастырской тюрьме «Арсен» провел три года. Никон, приехавший за мощами святителя Филиппа, имел несчастие познакомиться с узником, очароваться его европейскою образованностью и забрать с собой в Москву. На освободившийся архипастырский престол царским изволением был назначен новгородский митрополит Никон. Возглавил книжную справу на московском Печатном дворе пресловутый Арсений Грек. Увы, увы!
Горе, горе! Пала вера Христова, яко же и в прочих землях, в земле русской двема врагами Христовыми, Никоном и Арсеном». Многое и, конечно, очень многое для Арсения как иностранца оставалось в русском языке непонятным и закрытым, почему его переводы, естественно, во многом отличались от старых, нередко уступали им в ясности, точности, в уместности того или другого выражения, казались иногда двусмысленными и соблазнительными. Сам Арсений Грек и возглавляемая им «книжная справа» казались русским людям чем-то демоническим. Архимандрит Илия сложил их под замок в оружейную палату и указал продолжать службу по старым. Перед Пасхой 1658 года все священники подписали отказ от новых служебников. А 8 июля того же года отказ от новых книг был закреплен и в приговоре общего монастырского Собора: «Тех служебников не принять и по них не служить».
В начале января 1676 года Мещеринов предпринял еще один приступ к крепости. Однако и он был отбит, в ходе боя погибли 36 стрельцов. Осада опять затягивалась, но в этот раз совсем не из-за бездействия царских войск. Наступила зима с суровыми северными холодами, исход войны был неясен, а над воеводой нависла угроза смертной казни за провал. Но судьбу осажденного Соловецкого монастыря решил тот фактор, что за историю человечества сдал врагу немало крепостей — предательство. Но сделать это нужно именно за час до рассвета, так как в это время идет смена караула, и на стене и башне остается всего по одному человеку. Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь Темной снежной ночью 22 января 1676 года стрельцы, направляемые предателем, проникли в крепость и открыли ее ворота. Восставшие проснулись и заметили опасность, но было уже поздно. Около 30 из них атаковали стрельцов, но погибли в неравном бою. Соловецкий монастырь пал. Долгая почти восьмилетняя осада, сравнимая с осадой Трои, наконец закончилась. Официальных документов о том, сколько защитников монастыря погибло за время осады и было казнено после нее, нет. Известно, что к началу осады Соловков в крепости было около 700 монахов и мирян. За следующие 8 лет люди приходили в монастырь, уходили, умирали от болезней и погибали от ран. По некоторым оценкам, к концу осады восставших осталось около 400 человек. А после штурма пришло время для расправ, после которых выжили лишь 14. Мещеринов с проигравшими не церемонился: «Воевода, яростью раскипев, смерти и различные казни уготовил. Повелел иных повесить за шеи, иных за ноги, иным междуреберья острым железом прорезав, подвесил на крюки, иным же зверосердечный мучитель связал ноги, и, прицепив к коням, безмилостиво влачил по льду и каменью, покуда души не испустят». Трупы казненных не зарыли, а просто забросали камнями. Среди убитых был и настоятель монастыря архимандрит Никанор. Однако варварские расправы Ивана Мещеринова не остались без внимания со стороны центральной власти. Воеводу арестовали, обвинили в причиненных им насилиях и краже монастырской казны, и судили. По иронии судьбы, воевода стал первым ссыльным в тюрьме Соловецкого монастыря, который он сам взял и разорил недавно. Так заканчивается эта история о старой вере, коррупции и мгновенной карме. В результате Соловецкого восстания монастырь, бывший до того одним из культурных центров русского севера, пришел в упадок. Бунтарский дух сопротивления власти покинул его стены, и Соловки окончательно стали ассоциироваться с тюрьмой, ссылкой и неволей. Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало последним крупным мятежом вплоть до стрелецкого бунта 1682 года 1-я часть цикла о стрельцах. А это означает, что пришло время подвести итоги всего «бунташного» цикла, затянувшегося вместе с прологом на целых 7 частей. XVII век был крайне интересной и двоякой эпохой в истории России. Это был век укрепления самодержавной власти, когда царь стал не только воплощением государственной власти, но и наместником Бога на земле, единолично творящим суд и расправу, ежедневно решая судьбы тысяч своих подданных. Но в то же время это была эпоха свободолюбивых бунтарей, не согласных с таким положением дел. Возродившие прежнее самоуправление псковичи и новгородцы, казаки, решавшие вопросы на кругу, и соловецкие монахи, боровшиеся за старую веру, все они пытались показать, что можно жить и по-другому. Они проиграли, но эхо их сопротивления еще долго сотрясало всю страну, проникнув даже в следующий, XVIII век. Русский бунт — беспощадный, но не бессмысленный Список литературы: 1. Кудряшов К. Распил по-военному. Как «люди государевы» осаждали Соловецкий монастырь.
В контексте этих событий дата Соловецкого восстания стала символом начала долгой борьбы за веру и традиции, которая продолжалась на протяжении многих лет. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок XIX века Соловецкое восстание 1668 года как переломный момент Исторический 1668-й вошел в анналы как год Соловецкого восстания, когда монахи, во главе с архимандритом Авраамием, закрыли ворота монастыря перед лицом царских войск. Этот акт сопротивления не только подчеркнул глубину религиозного раскола в России, но и стал предвестником долгих лет противостояний между старообрядцами и официальной церковью. Значение Соловецкого восстания для истории России Соловецкое восстание оказало глубокое влияние на российскую историю, символизируя не только борьбу за веру, но и за социальную справедливость. Важно отметить, что это событие: Подчеркнуло глубину религиозного раскола в обществе.
Мятежникам помогали и сочувствовали крестьяне, работные и пришлые люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В первые годы московское правительство не могло послать значительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений. Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов монахов, принявших схиму выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить». Переговоры, которые велись с восставшими в течение 4 лет, ни к чему не привели. В результате в 1674 Алексей Михайлович увеличил войско, осаждающее крепость, назначил новым воеводой Ивана Мещеринова и отдал ему приказ «мятеж искоренить вскоре». На третьем этапе борьбы осажденных со стрелецким войском предпринимались многочисленные попытки штурма крепости, долгое время заканчивавшиеся безуспешно. Несмотря на многочисленность до 1 тыс. В ходе осады идея «защита старой веры» сменилась отрицанием царской власти и централизованного церковного правления. В монастыре перестали исповедываться, причащаться, признавать священников, стали привлекать к работе всех монастырских старцев — «в хлев, и в поварню, и в мукосейню».
Соловецкое восстание против церковной реформы. Соловецкое восстание (1668–1676)
Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году С. Милорадович, 1885. СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ, (1668–1676) («Соловецкое сидение») – противостояние сторонников старой веры церковной реформе Никона, эпицентром которого стал Соловецкий монастырь. Никон против Соловков Разногласия Никона с братией Соловецкого монастыря начались задолго до его патриаршества. Известны случаи вооружённых восстаний против церковной реформы.
Социальные сети
Через открытые ими башенные ворота в крепость хлынули главные силы И. Восставшие были застигнуты врасплох. Началась расправа. Почти все защитники монастыря погибли в короткой схватке. В живых осталось только 60 человек.
По словам изменника Феоктиста, Мещеринов «иных воров перевешал, а многих, волоча за монастырь на губу то есть залив , заморозил». Похоронены были казненные на острове Бабья луда при входе в Бухту Благополучия. Трупы не были зарыты: они были забросаны камнями». Это был второй после поражения крестьянской войны С.
Разина удар по народному движению. Вскоре после подавления восстания правительство прислало на Соловки из других монастырей благонадежных монахов, готовых молиться за царя и реформированную церковь. Разина антикрепостническим движением XVII в. Роль Соловков в культурной жизни Севера резко пала.
Соловки оказались окруженными старообрядческими поселениями, для которых монастырь остался только святым воспоминанием. Андрей Денисов в своей «Истории о отцех и страдальцех соловецких» описал «многотомительное разорение» Соловецкого монастыря, мученичество соловецких страдальцев, и его сочинение, разойдясь в сотнях списков и печатных экземпляров, стало одним из самых любимых чтений среди старообрядцев. Соловки отошли в прошлое. Вместе с тем Соловецкое восстание имело огромное значение - в укреплении старообрядчества на севере России.
Несмотря на то, что восстание было жестоко подавлено, а может быть, именно благодаря этому оно послужило укреплению морального авторитета старой веры среди окружающего населения, привыкшего видеть в Соловецком монастыре одну из главных святынь православия. Восстание показало, что в идейном социальном отношении монастырь не представлял собой сплоченного коллектива. Монастырь тех веков нельзя рассматривать как некую однородную организацию, действующую только в одном, официальном направлении. Это был социальный организм, в котором действовали силы различных классовых интересов.
В силу сложности и развитой хозяйственной и культурной жизни здесь наиболее отчетливо сказывались различные противоречия, возникали новые социальные и идейные явления. Монастырь жил не замедленной и ленивой жизнью, как это представлялось многим, а переживал бурные события, активно вмешивался в государственную жизнь и социальные процессы русского Севера. Сопротивление реформам Никона было только поводом к восстанию, за которым стояли более сложные причины. Недовольные люди примкнули к старой вере, так как старообрядчество было явлением антиправительственным и направлено против господствующей церкви».
Соколова О. Соколова [Электронный ресурс] Фруменков Г. Митрополит Макарий в книге о расколе привлек к исследованию три группы источников: документальный материал , опубликованный к тому времени в АИ, ААЭ, ДАИ, церковную полемическую и обличительную литературу главным образом, послания Игнатия, митрополита Тобольского , старообрядческую литературу. Хотя впоследствии круг источников значительно расширился, но и на основании того материала, которым располагал высокопреосвященный историк многие тексты он использовал по рукописям своей личной библиотеки , описан основной ход восстания; обращается внимание на ряд важных моментов его истории: существование в монастыре двух партий, которым дано определение по принципу их отношения к царским указам выступавшие против них и желавшие им покориться ; организация «возмущения» не столько иноками соловецкими, сколько мирской частью «насельников» монастыря - бельцами, в том числе и бежавшими сюда участниками восстания С.
Личные страсти, руководившие ими, приводили к упорнейшему сопротивлению царской власти. В отличие от широко распространенного до его труда и после мнения о том, что осада монастыря длилась 8 или даже 10 лет, митрополит Макарий считал, что об осаде можно говорить лишь применительно к двум последним годам 1674-1676 , а «дотоле прямой осады вовсе не было». Сопротивление Соловецкого монастыря никоновским реформам, несогласие с «новоисправленными» книгами начались еще в середине - 2-й пол. Исследователи, писавшие о восстании после митрополита Макария, объясняли недовольство монастыря и экономическими мотивами.
Так, И. Сырцов, использовавший для своей работы материалы монастырского архива, отмечал, что патриарх Никон урезывал материальные достатки монастыря отпиской некоторых соловецких угодий, стеснял его самостоятельность. Эта тема была развита А. Савичем, который видел в монастыре прежде всего хозяйство, вотчину, «крупную феодальную сеньорию» с феодальными вольностями; она содержала войско и не собиралась поступаться своей самостоятельностью.
Савич, характеризуя политику вокруг монастыря, начинал издалека, с середины и даже начала XVI в. Особенно большой урон он нанес монастырю, увезя в 1652 г. Позднее Н. Барсуков уделил большое внимание хозяйственно-экономическим порядкам в монастыре накануне восстания и возможным причинам недовольства патриархом Никоном.
Однако следует обратить внимание на то, что исследователи почти не располагают какими-либо прямыми свидетельствами того, что и накануне, и в ходе восстания существовали какие-либо иные мотивы, кроме религиозных, за исключением приобретавшего политический оттенок «немоления за царя», хотя и в нем сохраняется значительный религиозный момент, эсхатологическая основа. Лишь в «роспросных речах» 1674 одного из монастырских «выходцев», где сообщается об укреплении стен монастыря и обеспечении его запасами «дров навозили лет на десять» , сообщается о таких настроениях среди восставших: «…Называют Соловецкий монастырь своим монастырем, а великого государя землю называют только по монастырь». По-видимому, высказывания подобного рода находятся в основе утверждения А. Щапова, видевшего в восстании «антагонизм Поморской области против Москвы».
Однако мы не знаем, передавался ли здесь один из многочисленных «толков», или это была позиция какой-то части сторонников вооруженной борьбы. Но даже и в этом случае надо учитывать многочисленные показания источников о насильственном навязывании ими своей позиции вооруженной борьбы той части, которая оставалась в рамках религиозных требований. По мысли митрополита Макария, «почин возмущения» был положен, когда в монастырь были присланы новоисправленные книги. Но трем из подписавших приговор священников, которые хотели сохранить верность Церкви - использовать вновь присланные Служебники, удалось отправить челобитную патриарху Никону, вопреки запрету архимандрита Илии богомольцам и другим лицам выносить из монастыря какие-либо послания.
В челобитной сообщалось, что многие священники поставили свои подписи по принуждению со стороны архимандрита: «…И почал он нас к тому своему приговору насилу нудить руки прикладывать». Одного из них, отца Германа, «дважды плетьми били за то лишь, толко обедню пропел против тех Служебников в пределе с Евфимьем архидьяконом, и его было хотели бить за то»; после этого «наша братья, попы, убояся ево, архимарита, руки приложили, как он велел, что не служить по новым Служебникам». Подписанию соборного приговора предшествовали прения в монастыре, когда священники пытались убедить архимандрита принять церковную реформу: «И говорили ему, архимариту, все, чтоб он сам почал по тем Служебникам служить, и мы с ним; и он, архимарит, со своими советники про те Служебники и слышать не хочет, не токмо чтоб служить». Такое же отсутствие единомыслия по отношению к неприятию новых книг и другим вопросам будет проявляться и в дальнейших событиях в ходе восстания.
В течение долгого времени подача челобитных была главной формой «борьбы» соловецких монахов и бельцов. В них еще не было «противления» Церкви, но присутствовала жажда диспута, религиозного прения, стремления убедить и переубедить государственную власть, прежде всего царя Алексея Михайловича, в необходимости сохранения древней традиции. Никаких иных «лозунгов» они не содержали. Многие поборники старых книг и старых обрядов исходили из того, что между царем и патриархом существуют разногласия, и хотели «помочь» царю.
Однако внутри монастыря, как уже говорилось, не было единства. Значительный отпечаток на своего рода «раскол» внутри монастыря накладывало соперничество между назначенным сюда после смерти архимандрита Илии Варфоломеем и бывшим архимандритом Савво-Сторожевского монастыря Никанором, проживавшим здесь «на покое». Расхождения внутри монастыря отмечены еще в феврале 1663 г. Уставщик Геронтий, будущий автор соловецких челобитных, нарушил обычный ход богослужения - монахи заподозрили, что он служил литургию по никоновским книгам.
Геронтий писал архимандриту Варфоломею, находившемуся тогда в Москве, что «вся братия и миряне» хотели его «камением побити» и грозились предать смерти. Варфоломей встал тогда на защиту Геронтия. Архимандрит не разделял целиком настроений братии и мирян против новых обрядов, сохранял связи с Москвой и освященным Собором, пытался смягчить позицию монастыря по отношению к церковной иерархии, но не имел значительной поддержки в монастыре. На Соборе 1666 г.
Варфоломей хотя и подал челобитную о сохранении «старой веры» в Соловецком монастыре, но сам ее не подписал. В монастыре «самовольством» был избран и поставлен в келари простой монах «будильщик» Азарий, а в казначеи - черный поп, уставщик и книгохранитель Геронтий. Это было нарушением правил, т. В Москву направлялись челобитные с жалобами на архимандрита Варфоломея и с просьбой о назначении вместо него архимандрита Никанора или кого-либо другого.
Никанор фактически уже вел себя как настоятель следует напомнить, что его назначение предполагалось еще после смерти архимандрита Илии, но тогда не состоялось. Человек властный и честолюбивый, он продолжал добиваться того, чтобы встать во главе монастыря, используя усиливавшиеся из-за никоновских реформ разногласия. В июле-августе 1666 г. Но его миссия потерпела неудачу, в ответных челобитных Собор, братия и миряне во всем обещали покориться царской власти, просили лишь «веры не переменять» и вновь жаловались на архимандрита Варфоломея.
Он вызывал сюда для допроса старцев и слуг, но они на допрос не прибыли. Новые материалы по истории восстания, введенные в научный оборот О. Чумичевой, показали обнаруженные в ходе следствия уже в Москве слухи о появлении в монастыре эсхатологических настроений: патриарх Никон является антихристом и желает стать «папой» и Алексей Михайлович - последний царь, т. Первоначально московские церковные и светские власти пытались разрешить конфликт мирным путем: вызванного в Москву в том же феврале 1667 г.
Он не мог, конечно, быть выполнен для чего требовалось напечатать очень много экземпляров книг быстро, но выполнялся по мере напечатания. Соловецкий монастырь, был, вероятно, в числе первых получателей этого указа и новых богослужебных книг. Очень долго Москва не реагировала на неповиновение знаменитой обители; это позволило монастырю развернуть по всему Северу для которого он был величайшей святыней и непререкаемым авторитетом пропаганду против книжных и обрядовых «исправлений». Преемник Ильи архим. Варфоломей был поставлен в настоятели в Москве в 1660 г. В том же году «в монастырь приехал "на покой" бывший архимандрит Саввина-Сторожевского монастыря Никанор» [63, ч. На собор 1666 г.
Варфоломей привез от своих монахов челобитную сам он осторожно ее не подписал против новых книг, что уже было вызовом Москве. Этот вызов, а также очевидная бесперспективность и опасность для царской политики дальнейшего замалчивания поведения монастыря — культурной и экономической столицы русского Севера — заставили царя и собор принять меры к ликвидации неповиновения. Некоторые монахи были вызваны в Москву для допроса, в том числе составитель первой соловецкой челобитной Герасим Фирсов; он был «сослан оттуда в Волоколамский монастырь» [122, с. В Соловки осенью 1666 г. Ярославского Спасского монастыря Сергий — с приказом отлучить от Церкви непокорных и пригрозить им жестокими царскими наказаниями. После диспута Сергия против архим. Никанора и монастырского казначея и головщика Геронтия, монастырский собор постановил, что Никанор и Геронтий победили, доказав правоту старых обрядов и текстов и обличив неправоту новых книг, и отказался принять Сергия, а на угрозы ответил новой челобитной; в ней говорилось, что монахи, если их вынудят, оставят монастырь и уйдут в пустыню, но не покорятся.
Требование Сергия и новгородского митр. Питирима будущего патриарха выдать сыскной комиссии старые книги из монастырского книгохранилища монахи выполнить тоже отказались, эти книги Сергию не показали и даже не назвали. Отказались и предоставить Сергию полный список насельников. Хитрово» [122, с. В 1667 г. Иосиф и послан в Соловки; его, как и Варфоломея, не приняли, а привезенные архимандритами 39 бочек вина и 15 бочек пива с медом «были вылиты в озеро» [122, с. Монахи послали в Москву новую челобитную, в которой было написано: «Не присылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие»; цит.
Предвидели ли и предчувствовали ли авторы этой челобитной, что скоро их просьба будет выполнена и перевыполнена? В сентябре 1667 г. В ней утверждалось, что близится кончина мipa, христиане повсюду все более отступают от истинной веры, главные отступники — греки, идти за ними нельзя, именно это делают русские царь и епископат подробно исчислены новшества , лучше умереть, чем присоединиться к идущим по Антихристову пути. Отвезшие в Москву эту челобитную как и все остальные неугодные царю послания соловецкой братии монахи попали к чему они, вероятно, готовились заранее там в тюрьму. Началась изоляция монастыря; все его береговые вотчины были заняты царскими войсками; духовная оппозиция монахов патриарху и правительству переросла в бунт.
Некоторые позднейшие интерпретаторы тех событий, передёргивая факты, сообщали о сотнях убитых: "В самой обители произошёл жестокий бой. Было много убитых. Многие казнены, многие сосланы в другие монастыри и крепости. Часть раскольников бежала в Поморье, где они распространили раскол, увенчивая гибель мятежников мученическим венцом, как пострадавших за правую веру" Из исторического очерка Анны Гиппиус.
На самом деле подвергнутых наказанию было гораздо меньше — эти надуманные "ужасы царизма" из того же разряда, что и "сотни тысяч кровавых жертв" Ивана Грозного. Сообщения же о сотнях казнённых бунтовщиков были подвергнуты критике и в церковной и, в исторической литературе — ведь даже в старообрядческих синодиках упоминается не более 33-х имён "страдальцев Соловецких". В период 50-х и 60-х годов XVII века предстоятелем Русской православной церкви патриархом Никоном и государем Алексеем Михайловичем активно проводилась в жизнь церковная реформа, направленная на внесение изменений в богослужебные книги и обряды с целью приведения их в соответствие с греческими образцами. Несмотря на её целесообразность, реформа вызвала протест в значительной части общества и послужила причиной церковного раскола, последствия которого ощущаются и поныне. Одним из проявления народного непокорства стало восстание монахов обители, вошедшее в историю как Великое Соловецкое сидение. Монахи, ставшие воинами В первой половине XV века на Соловецких островах в Белом море святыми Савватием и Зосимой их икона открывает статью был основан монастырь, ставший со временем не только крупным духовным центром Севера России, но и мощным форпостом на пути шведской экспансии. Ввиду этого были предприняты меры по его укреплению и созданию условий, позволявших защитникам выдерживать длительную осаду. Все насельники монастыря имели определённый навык ведения боевых действий, при которых каждый из них по тревоге занимал определённое, предназначенное ему место на стенах крепости и у башенных бойниц. Кроме того, в подвалах обители хранился большой запас зерна и различных солений, рассчитанный на тот случай, если у осаждённых прервётся связь с внешним миром.
Непокорные иноки Начало конфликта, вылившегося затем в вооружённое противостояние, относится к 1657 году, когда в монастырь доставили присланные из Москвы новые богослужебные книги. Несмотря на повеление патриарха немедленно ввести их в употребление, совет соборных старцев постановил считать новые книги еретическими, опечатав, убрать с глаз долой, и продолжать молиться так, как это было заведено исстари. Благодаря удалённости от столицы и отсутствию в те времена средств коммуникации подобная дерзость сходила монахам с рук довольно долгое время. Важным событием, обусловившим неизбежность в будущем Соловецкого сидения, стал Большой Московский собор 1667 года, на котором были преданы анафеме, то есть отлучены от церкви, все, не пожелавшие принять реформу патриарха Никона и объявленные в результате этого раскольниками. К их числу принадлежали и строптивые монахи с островов Белого моря. Начало вооружённого противостояния Тогда же для и их вразумления и наведения порядка в Соловецкий монастырь прибыл новый, лояльный патриарху и государю настоятель архимандрит Иосиф. Однако решением общего собрания братии он не только не был допущен к правлению, но и весьма бесцеремонно выдворен из обители. Отказ от принятия реформы, а затем изгнание патриаршего ставленника власти восприняли как открытый бунт и поспешили принять надлежащие меры. По приказу царя для подавления восстания было послано стрелецкое войско под командованием воеводы Игнатия Волохова.
На островах оно высадилось 22 июня 1668 года. Соловецкое сидение началось с попытки государевых слуг проникнуть на территорию монастыря и решительного отпора со стороны иноков. Убедившись в невозможности быстрой победы, стрельцы организовали осаду непокорной обители, представлявшей собой, как уже говорилось выше, хорошо защищённую крепость, построенную по всем правилам фортификации. Начальный этап конфликта Соловецкое сидение, продолжавшееся почти 8 лет, в первые годы лишь изредка было отмечено активными боевыми действиями, поскольку правительство ещё надеялось разрешить конфликт мирным путём, или, по крайней мере, наименьшим кровопролитием. В летние месяцы стрельцы высаживались на островах и, не пытаясь проникнуть внутрь монастыря, старались лишь блокировать его от внешнего мира и прервать связь насельников с материком. С наступлением же зимы они оставляли свои позиции и в большинстве своём распускались по домам. Благодаря тому, что в зимние месяцы никакой изоляции от внешнего мира у защитников монастыря не было, их ряды регулярно пополнялись за счёт беглых крестьян и оставшихся в живых участников восстания под предводительством Степана Разина. Как те, так и другие открыто сочувствовали антиправительственному выступлению монахов и охотно к ним присоединялись. Обострение обстановки вокруг монастыря В 1673 году наступил существенный перелом в ходе Соловецкого сидения.
Согласно имевшимся у него полномочиям, воевода начал обстрел крепостных стен из орудий, что раньше никогда не предпринималось. В то же время он передал защитникам монастыря высочайшую грамоту, в которой от имени царя гарантировалось прощение всем, кто прекратит сопротивление и добровольно сложит оружие. Царь, лишённый молитвенного поминовения Наступившие вскоре холода заставили осаждающих, как и в прежние времена, покинуть остров, но на этот раз они не распускались по домам, и в течение зимы их количество удвоилось за счёт прибывшего подкрепления. Одновременно с этим в Сумский острог, где зимовали стрельцы, было доставлено значительное количество пушек и боеприпасов. Тогда же, как свидетельствуют исторические документы, окончательно изменилось отношение осаждённых иноков к личности самого царя. Если прежде они молились установленным порядком о здравии государя Алексея Михайловича, то теперь именовали его не иначе как Иродом.
Осада обители 3 мая 1668 года на Соловки двинулось стрелецкое войско под командованием стряпчего Игнатия Волохова. Не имея достаточно сил для взятия монастыря, Волохов отступил и занял осаду.
По данным воеводских отчётов царю, в осаждённом монастыре находились около 700 человек. У бунтовщиков было 90 пушек, расставленных на башнях и стенах, 900 пудов пороха, большое количество ручного огнестрельного и холодного оружия, а также значительная поддержка местного населения. Кроме того, в начале 1670-х годов число защитников обители пополнили сторонники Степана Разина. Первые годы «Соловецкого сидения» осада велась вяло. Власти всё ещё надеялись на силу увещеваний и не принимали решительных мер. В самом монастыре тем временем изменили ход богослужения. В части молитвы за царя, где упоминались конкретные имена, появилась формулировка «о благоверных князьях». Как пишет историк Ольга Чумичева, в условиях восстания немоление за царя стало наиболее острой формой политического протеста монастырского старообрядчества.
В сентябре 1673 года руководить осадой был призван воевода Иван Мещеринов. Терпение «тишайшего» царя и его надежда на мирный исход дела были исчерпаны. Монарх отдал приказ начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен обители из пушек, что до этого было запрещено. Часть воды из Святого озера была спущена, что привело к осушению монастырских колодцев и остановке работы мельниц. Стали подводиться подкопы, проводился обстрел монастыря из пушек с ближних рубежей. В январе монахи окончательно перестали молиться за царя-«ирода». Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Перед началом следующей зимы Мещеринов впервые решил не снимать осаду и не уходить на квартиры.
Потери среди бунтовщиков привели к тому, что в монастыре стало не хватать защитников для обороны на протяжении всей её линии.
Народные восстания 17 века в России (Таблица)
Одним из самых крупных восстаний, вызванных церковными реформами, стало: вопрос и ответ теста. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году С. Милорадович, 1885. Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668—1676 гг. Сюда, в обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стекались противники реформ. вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона. Бунт против новшеств, внедрённых Никоном, особенно ярко проявляется в монашеской среде. С вами Благовестник, и сегодня мы поговорим о Соловецком восстании. Название восстания Дата и участники Причины Основные события Итог 1. Астраханское восстание ние под руководством Булавина ское восстание ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ.
Дата начала Соловецкого восстания, причины восстания старообрядцев
Соловецкое восстание. Против преобразований выступили соловецкие монахи. Название восстания Дата и участники Причины Основные события Итог 1. Астраханское восстание ние под руководством Булавина ское восстание ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ. Братия Соловецкого монастыря не поддержала реформы патриарха Никона. Первый исправленный по реформе Служебник (1655) попал на Соловки в кон. Соловецкое восстание 1668—1676 — восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона.
Соловецкий «бунт»
реакция на церковную реформу Никона при покровительстве этих реформ царя Алексея Михайловича. Монахи Соловецкого монастыря отказались принять церковные реформы и примкнули к старообрядцам. Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676гг. и было религиозным вооруженным восстанием монахов Соловецкого монастыря и примкнувшим к ним мирян против церковных реформ патриарха Никона. Предводительствуемые Никанором и соловецким казначеем старцем Геронтием, они подняли церковное "восстание" против соборных преобразований.
«Соловецкое сидение»: как монахи восстали против Никоновской реформы!
Вместе с паломниками до монастырской братии дополз слух о том, будто в московских церквях стали креститься не двумя, а тремя перстами. А в 1657-м нововведения коснулись и самого монастыря: от патриарха пришли новые служебные книги. Но иноки были осведомлены о реформе, знали и самого Никона, потому заперли еретические книги под замок, не читая. Отношения Никона с Соловецким монастырем начались задолго до его патриаршества. Еще в 1639 году он был изгнан отсюда, а, став через десять лет митрополитом Новгородским и Великолукским, принялся всячески притеснять оказавшуюся в его подчинении соловецкую братию.
Докатился он и до откровенного грабежа: мало того, что «одолжил» из монастырской библиотеки несколько книг, заплатив лишь за одну, и присвоил себе подаренную Симеоном Бекбулатовичем монастырю золотую запонку с яхонтом и изумрудом, так еще и вывез в Москву останки митрополита Филиппа. Архимандрит Никанор Главным идеологом восстания явился популярный среди монахов старец Никанор. С его личностью связаны и истоки конфликта царя с Соловецким монастырем. Так совпало, что именно в 1653 году, когда появились первые признаки церковного раскола, скончался настоятель монастыря, и в новые настоятели братия выбрала Никанора.
Однако в Москве не утвердили их решение и навязали игуменом Варфоломея. Об отношениях его с иноками свидетельствует хотя бы то, что те писали царю доносы на него, а в 1666 году и вовсе вспыхнул мятеж, направленный против игумена. Никанор же в 1653-м был назначен архимандритом Звенигородского монастыря и стал духовником самого царя Алексея Михайловича. Здесь он прослужил семь лет и в 1660 году из-за того, что не скрывал своего резкого неприятия церковной реформы, был возвращен на Соловки.
В ходе мятежа 1666 года Варфоломей был низложен, а Никанор — избран на его место. Переписка с Алексеем Михайловичем Напряжение отношений между царем и братией нарастало постепенно.
Тысячи богомольцев, ежегодно идущих в монастырь по обычному на Севере обету, поражались невиданному и неслыханному делу: царские войска обстреливали святыню — удел прпп. Зосимы и Савватия, хранителей русского Севера, стреляли прямо по иконам на фасадах соборов и пытались заморить монахов голодом! Монахи не брали в руки оружия, но несколько сот засевших с ними в монастыре мiрян, не согласных менять «веру святых Зосимы и Савватия» на «Никонову», в том числе пробравшиеся сквозь кольцо осады поморы и избежавшие казни и пробиравшиеся до монастыря начиная с осени 1671 г.
Разинские казаки, оборонялись вполне профессионально; московские войска несли потери. В 1672 г. Весть о твердости исповедников старой, истинной веры, Божией помощи им и их твердыне, и жестокости и безумии новых, еретических властей разносилась по всему Северу. Уже в июне 1673 г. В связи с этим отмечу замечательную подробность: участник и самовидец событий — соловецкий иеродьякон Игнатий — писал, «что рать, осаждавшая обитель состояла из "немцев и поляков, истинных латынцев".
Иноческий собор 28. Геронтий, продолжая молиться за государя, не изменил старым книгам, и был за это воеводой Мещериновым окован и заключен в тюрьму. Дальнейшая его судьба неизвестна; вероятно, умер в тюрьме. Решение собора 28. Мещеринов получил приказ «искоренить мятеж»; в монастыре в это время началась цинга, надежда на «вразумление» царя таяла, уменьшилось количество защитников.
Однако штурм 23. Нашелся изменник — старец Феоктист — и указал воеводе тайный ход в монастырь. Царское войско проникло в монастырь ночью под 22. Самыми свирепыми пытками были замучены монахи, в том числе архим. Никанор, и мiряне, всего от 300 до 500 человек или больше 500; 14 иноков бежали и, окруженные ореолом страстотерпчества, разнесли страшную весть по сотням северных сел, острогов и скитов.
Тела и части тел мучеников лежали неубранными полгода, и затем были по приказу из Москвы зарыты без всякого богослужения. Иоаким [52, с. Участники бунта, сочтенные менее виновными, были, после телесного наказания, отвезены в том же году в Пустозерск. Там для них не нашлось земляных тюрем, и их куда-то увезли. Монастырь был разграблен стрельцами и лично Мещериновым, попавшим за это под следствие; «в его ладье были обнаружены 2312 руб.
Он пытался вывезти из разграбленного монастыря 205 книг, из которых, вероятно, «лишь 48 были его личной собственностью. Затем монастырь был заселен присланными из русских монастырей монахами, служившими по новым книгам. Во время осады в монастыре продолжалась литературно-полемическая деятельность, и анти-никоновские сочинения осажденных монахов ар-хим.
Общее число защитников достигало семи сотен, на случай блокады было запасено огромное количество провианта, а толстые каменные стены было невозможно пробить из пушек. С противоположной стороны участниками Соловецкого восстания были стрельцы, присланные на его подавление. Поначалу их было немного, менее двухсот, но по мере того, как осада не приносила результатов, а время шло, их число росло и росло, пока не дошло до 1,5-2 тысяч точные оценки тут разнятся.
При этом первые годы стрельцам было запрещено обстреливать монастырь, поэтому они ограничивались лишь осадой, и то лишь в летнее время, так как зимой их распускали по домам из-за сурового климата побережья Белого моря. За это время участники Соловецкого восстания пополняли запасы с помощью местных жителей, поморов, которые им сочувствовали. Суть и ход событий Соловецкого восстания Соловецкий монастырь, вокруг которого и разворачивались описываемые события После изгнания настоятеля отца Иосифа и начала осады активных действий не предпринималось на протяжении многих лет. Стрельцы сидели в осаде, на лето занимая Соловецкие острова и пытаясь разорвать связь осаждённых с материком, но на зиму их распускали по домам из-за зверских холодов.
За взгляды её лишили имений, сослали и уморили голодом.
Вскоре после смерти отца по указанию матери 17-летний Аввакум женился на обедневшей 14-летней Анастасии, дочери кузнеца. Будучи священником, Аввакум был известен своей строгостью нравов и убеждений. В этот период сформировались его взгляды, характерной чертой которых была склонность к аскетизму. За праведную жизнь и непреклонный суровый характер Аввакум получил сан протопопа. Аввакум настолько строго обличал грехи прихожан и пороки священников, что попал в немилость к населению.
Около 1651 г. Аввакум был избит возмущёнными верующими и бежал вместе с женой и сыном в Москву, где вошёл в кружок ревнителей благочестия, сложившийся вокруг царя Алексея Михайловича. Реформу Никона протопоп Аввакум воспринял крайне отрицательно, в 1653 г. За свои убеждения Аввакум был арестован и заключён в монастырь, а позже сослан с семьёй в Сибирь, где претерпел множество невзгод. На Церковном соборе 1666—1667 гг.
Там Аввакум написал знаменитое литературное произведение «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и много других работ. В 1682 г. Свернуть На сторону старообрядцев перешли многие монастыри. В 1668—1676 гг. Оно было жестоко подавлено царскими войсками, но выступления раскольников в различных частях России продолжались до конца XVII в.
Укрепить позиции церкви в государстве удалось патриарху Филарету. В то же время он и его преемники не сумели установить единообразие в написании богословских книг и икон. В середине XVII в. Задания Назовите причины и итоги церковной реформы Никона. В ответе должно быть указано не менее двух причин и двух последствий.
Как вы считаете, почему церковные изменения привели к расколу в российском обществе?
Боже, царя вразуми!
Вы точно человек? | Соловецкое восстание – одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. |
Соловецкий бунт в 1668 году: чем были недовольны монахи | Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» Всерьез брать крепость, занятую этими людьми с интересной биографией, немногочисленным стрельцам вовсе не хотелось. |
«Соловецкое сидение. Соловецкое восстание: краткая история | Выступления против реформ Против петровских начинаний выступали многие церковные иерархи и рядовые священники. |
Анатомия протеста | период, когда произошло противостояние двух сторон церкви, с одной стороны сторонники старой веры, с другой сторонники церковной реформы Никона. |
«Соловецкое сидение»: как монахи восстали против Никоновской реформы!
«Соловецкое сидение»: как монахи восстали против Никоновской реформы! — Мономах | Власти Соловецкого монастыря отказались проводить реформы патриарха Никона уже в 1655 г., однако царь ждал решений церковного собора. |
СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ | Энциклопедия Кругосвет | Там было представлено подробное обоснование готовности Соловецкого монастыря защищать, старую веру и приводились многочисленные доводы против реформы. |
Соловецкое восстание — почему стрельцы устроили расправу над монахами?
Соловецкое восстание (1668–1676) | Причины, по которым братия Соловецкого монастыря не приняла церковную реформу, были отчасти объективные, отчасти они были вызваны пристрастным отношением соловецких иноков к патриарху и царю. |
Соловецкое восстание (1668–1676). | Соловецкое восстание. |
Раскол: религиозное и социальное явление - Русский Север | Это был открытый протест против церковной реформы, продолжавшийся около двадцати лет. |
4. Церковный раскол и Соловецкое восстание 1667—1676 гг. | Вопрос из теста: Одним из самых крупных восстаний, вызванных церковными реформами, стало: Ответ на вопрос: восстание в Соловецком монастыре. |
Анатомия протеста
Его здесь очень хорошо знали, поскольку до избрания патриархом тот с 1649 года возглавлял Новгородскую епархию, в ведении коей находился монастырь. Никон сразу предпринял атаку, пытаясь урезать давние привилегии Соловков. Принадлежность к кругу, заправлявшему на тот момент церковной жизнью, позволила ему получить право суда в обители, ранее неподсудной Новгородскому митрополиту. Кроме того, из монастырской библиотеки изъяли некоторые книги и ценности, что породило резкое недовольство. Репутация Никона среди многочисленной братии, мягко говоря, оставляла желать лучшего, а потому неприятие преобразований, провозглашенных под его эгидой, легло на хорошо подготовленную почву. Было решено проигнорировать московские указания, ничего не изменяя в богослужебной практике.
Кроме того, монастырь вскоре посетил Иван Неронов, превратившийся в одного из главных оппонентов церковной реформы; ему устроили торжественную встречу, что не осталось незамеченным в столице. Первые новопечатные книги служебники, скрижали и др. Последовавшее вскоре удаление Никона восприняли как хороший знак, тем более что власти решили действовать осмотрительно и не оказывать прямого давления на монастырь. Был выбран другой путь: в это время скончался прежний настоятель обители, и на его место утвердили избранного братией архимандрита Варфоломея. Перед ним и поставили задачу аккуратно, постепенно перейти на исправленные книги.
Варфоломей взялся это реализовывать, чем быстро нажил немало врагов. Тем не менее он сумел сколотить небольшую так называемую промосковскую партию, изъявлявшую готовность развернуться в сторону новых обрядов. Время до Большого собора 1666—1667 годов протекло в позиционной борьбе между враждовавшими группами. Подчеркнем, противники реформы в монастыре питали надежды, что предстоящий собор может отменить ненавистные никоновские новины. Во всяком случае, отправившегося туда настоятеля снабдили соответствующей челобитной, где обстоятельно изложили все доводы в пользу старой практики.
Причем Варфоломей, отправляясь в путь, «забыл» взять послание, и его нагнали с ним уже у Вологды. Однако тот, проявляя осторожность, не торопился оглашать петицию в Москве. И, как выяснилось, не напрасно: собор планировал устроить судилище старообрядчеству с целым букетом обвинений и проклятий. Вовремя сориентировавшись, Варфоломей предъявил челобитную уже как улику против оппозиции в Соловках. Но там тоже не дремали и доставили еще одно заявление с целью дискредитировать перед центральными властями самого архимандрита.
В Москве постановили разобраться в этой ссоре на месте и направили в монастырь специальную комиссию, которая уяснила, что сама собой ситуация не уляжется. Сводить все только к личностной неприязни основных действующих лиц, как это делали ранее, было признано ошибкой. Смена настоятеля и удаление его противников ровным счетом ничего не давали: конфликт отражал глубинные противоречия в оценке самой реформы. К середине 1667 года все осознали, что открытого противостояния избежать не удастся. Островок благочестия Началом восстания стал отказ принять нового архимандрита Иосифа, присланного из Москвы.
В первые годы осада шла медленно. В летние месяцы его осаждал небольшой отряд царских войск. Основной их задачей было прервать сообщение монастыря с материком. Зимой участники осады, в основном стрельцы, расходились по домам или несли службу в Сумском острое на территории современной Карелии. Так прошло четыре года и в 1672 году на место стряпчего Игнатия Волохова прибыл более высокий чин из служилых людей — воевода Иевлев. Численность подчиненных ему войск превысила 700 человек. Они продолжали осаду до лета 1673 года включительно. В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога — Иван Мещеринов.
Он перешел к активным действиям, то есть вместо обычной осады приступил к обстрелу стен из пушек. Первые пять лет осады власти считали необходимым мирно решить вопрос с неповиновением братии монастыря, поэтому артиллерию не применяли. Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а к маю 1675 года количество стрельцов выросло почти в два раза, оно превысило 1000 человек.
С 1663 по 1668 на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой. Милорадович «Чёрный собор». В 1667 году состоялся Большой Московский собор, который анафемаствовал старообрядчество, то есть древние богослужебные чины и всех тех, кто их держится. Иосиф был приведён в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря, позже настоятелем был избран архимандрит Никанор.
Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как бунт. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня. На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами, и он, имея в своем распоряжении лишь незначительные силы, должен был отступить и удовольствоваться осадой монастыря, которая затянулась на несколько лет. Второй этап начался 22 июня 1668, когда для усмирения монахов был выслан первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание под лозунгом борьбы «за старую веру» и заняли оборону вокруг крепости. Мятежникам помогали и сочувствовали крестьяне, работные и пришлые люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В первые годы московское правительство не могло послать значительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений.
Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов монахов, принявших схиму выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить». Переговоры, которые велись с восставшими в течение 4 лет, ни к чему не привели.
Понятно, что при таком градусе всеобщего раздражения насаждаемые «сверху» новшества в церковной жизни, объединяли недовольных из самых разных групп и сословий, как сегодня объединяет лозунг «За честные выборы! Не монахи же к началу осады собрали на Соловках целый арсенал «ручниц, мушкетов, карабинов, пистолей, сабель, копий и бердышей». Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок XIX века Да и идейный протест самой соловецкой братии при ближайшем рассмотрении теряет былинную монолитность.
Доказательство тому — история одного из лидеров монастырской оппозиции, диакона Игнатия Соловецкого, действительно идейного борца, проповедника и писателя, который доказал верность своим идеалам, сгорев в Палеостровской «гари». Сначала он с группой единомышленников взбунтовался против соловецкого архимандрита Варфоломея и келаря Савватия, которые «проводили политику подчинения монастыря московским властям». И главным камнем преткновения стала не столько «книжная справа», которая велась и патриархом Филаретом, и патриархом Иосифом, а желание сохранить автономию Церкви вообще, и монастыря в частности. Образованных соловецких книжников страшил всепроникающий государственный контроль. На Соловках привыкли жить иначе. Обитель, основанная когда-то на землях Новгородской республики, после ее падения хотя и оказалась во владениях великого князя Московского, сохранила и свои земли, и морские промыслы, и влияние. А в трудные времена не раз ссужала Москву деньгами.
И когда в первых исправленных уже при патриархе Никоне книгах, доставленных в монастырь в 1657 году, были обнаружены «многие богопротивные ереси и новшества лукавые», их просто проигнорировали. С 1663 по 1668 год монахи послали царю девять челобитных и множество других посланий, доказывавших справедливость старой веры. В ответ у монастыря для начала отобрали все вотчины и промыслы, потом запретили доставлять туда деньги и припасы.
Боже, царя вразуми!
Между тем Соловецкое восстание можно считать одним из ключевых событий русской истории семнадцатого века. Причины, по которым братия Соловецкого монастыря не приняла церковную реформу, были отчасти объективные, отчасти они были вызваны пристрастным отношением соловецких иноков к патриарху и ца-рю. Выступления против реформ Против петровских начинаний выступали многие церковные иерархи и рядовые священники. Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг.,окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Соловецкое восстание против церковной реформы. Соловецкое восстание стало возможным из-за церковных реформ, которые пожелал провести патриарх Никон.