крупнейшего частного инвестора в портово-промышленную инфраструктуру Юга России, оператора терминалов по перевалке грузов в порту Т. Благодаря ОТЭКО порт Тамань стал транспортно-логистическим хабом мирового уровня и вошёл в десятку крупнейших портов России.
Холдинг "ОТЭКО" прокомментировал строительство химзавода в Тамани.
До 23 апреля можно предложить свою инициативу – если она получит общую поддержку, то ее реализует организатор – компания «ОТЭКО», оператор морских терминалов в порту Тамань. В апреле и мае 2023 года ОТЭКО, оператор морских терминалов в порту Тамань, продолжала участвовать в общественной жизни Таманского полуострова. Тамань — все новости по теме на сайте издания Почти 1000 машин: в среду перед Крымским мостом собралась огромная пробка. Компания «ОТЭКО» стремится к диалогу с возмущёнными жителями Тамани, но очевидно не находит понимания. Таманский терминал навалочных грузов проектной мощностью более 70 млн т.
Компания «ОТЭКО» благоустроит порт «Тамань» за три года
Компания «ОТЭКО» стремится к диалогу с возмущёнными жителями Тамани, но очевидно не находит понимания. Противостояние между угольными компаниями и терминалом ОТЭКО в Тамани вышло на новый уровень. Навалочный терминал ОТЭКО в порту Тамань обновил рекорд по суточной перегрузке угля на морские суда, достигнув показателя в 216,1 тыс. тонн. Навалочный терминал ОТЭКО, оператора морских терминалов в порту Тамань, перевалил на морские суда 139 тысяч тонн серы в I квартале 2024 г.
ГК «ОТЭКО» отреагировала на результат экспертизы проекта химических заводов на Тамани
Также по инициативе компании снова, как и в прошлом году, прошла всероссийская акция «Вода России». В очистке берега Чёрного моря возле Веселовки от зимнего штормового мусора участвовали более 500 человек — сотрудники ОТЭКО, жители посёлка, волонтёры «Энергии добра», а также известные общественные деятели. Накануне Всемирного дня охраны труда и дня пожарной охраны России компания наградила ряд сотрудников, которые личным примером демонстрируют приверженность вопросам безопасности при выполнении работ. Например, водитель автобуса 1-й категории Виктор Скоморохов более чем за 13 лет работы ни разу не нарушил ПДД и не допустил аварийных ситуаций. Ещё несколько наград ушли к победителям конкурса на лучший Контакт по безопасности, по его условиям надо было снять короткое видео с историей из личного опыта о безопасности на производстве или в быту. Также наградили победителей конкурса на лучший видеоинструктаж по безопасности.
ГК «ОТЭКО» занимается перевозками нефтеналивных грузов, транспортно-экспедиторским обслуживанием, техобслуживанием железнодорожных вагонов, организацией перевалки грузов в морских портах, а также инвестиционной деятельностью. Головной компанией является Railvat B. Фактическим собственником является Мишель Литвак. Общая сумма запланированных инвестиций с учетом уже вложенных средств в строительство портовых объектов и инфраструктуры составляет 8 млрд долларов. Финансирование ведется за счет компании без привлечения средств федерального и регионального бюджетов.
С 2000 года группа компаний реализует комплексную инвестиционную программу развития терминальных мощностей порта Тамань.
Модуль "Выдача нарядов-допусков на работы повышенной опасности" позволяет оформлять наряды-допуски на такие работы в электронном виде. Благодаря этому время подготовки к работам сократилось в два раза. Усилился и контроль, а значит, сведена к минимуму возможность возникновения нештатных ситуаций. Модуль "Промышленная безопасность" ведёт в электронном виде учёт опасных производственных объектов, зданий и сооружений, технических устройств.
По сообщению работников, после дождя в Чёрное море бегут потоки серы с открытого бункера», — рассказывает автор петиции против строительства восьми новых химзаводов. По её словам, Тамань является очень сложным геологическим районом. Рядом тектонические разломы в Керченском проливе и в Чёрном море. Ещё не закончилась вулканическая деятельность. Глубина залегания основных пород от 50 до 100 метров.
Береговая эрозия и сильнейшие ветра часто приводят к обвалам береговой линии», — сообщает автор обращения к президенту РФ.
Газовый завод в Тамани. Пока без экологической экспертизы
Создан экспортный кластер: "ОТЭКО" самостоятельно построила портовую, энерго- и железнодорожную инфраструктуру. Объемы перевалки через порт Тамань ежегодно растут: в 2019 году они составили 11 млн тонн, в 2020 году - 17 млн тонн, за 10 месяцев 2021 года - 26 млн тонн, прогноз на конец года составляет 33 млн тонн. Первый из них - Таманский перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов мощностью 20 млн тонн в год. Второй - ТТНГ проектной мощностью 82 млн тонн в год 72 млн тонн угля; 5 млн тонн серы; 5 млн тонн минеральных удобрений. В составе этих двух терминалов присутствуют в том числе склады угля объемом хранения до 3,5 млн тонн и резервуарный парк для нефтепродуктов и СУГ объемом более 1 млн кубометров. Вспомогательная инфраструктура кластера "ОТЭКО" включает более 200 км железнодорожных путей, более 120 км линий электропередачи, электроподстанции, морские подходные каналы.
К тому, что уже было написано сегодня и ранее в десятках телеграм-каналов, добавим немного инфографики. Как видно из анализа статистики железнодорожных отгрузок угля см. В 2023 г. По сведениям нескольких источников в угольных компаниях, ставка перевалки в Тамани всегда была привязана к динамике нескольких котировок энергетического угля, с осени 2023 г.
Наконец, можно вспомнить жуткий инцидент, произошедший в 2017 году, когда со строящегося причала в море упал пассажирский автобус , перевозивший рабочих - тогда погибло 18 человек. Вряд ли кто-то даст гарантию того, что строительство в порту «Тамань» газохимического кластера не умножит и без того серьезные промышленные риски, связанные с эксплуатацией уже имеющихся перевалочных мощностей. Почему не Таврида? В связи с масштабными планами г-на Литвака и его партнеров напрашивается вопрос: а зачем строить порт в чистом поле, в не самом подходящем месте в районе мыса Железный Рог , где нет закрытых глубоких гаваней, а есть открытая всем ветрам мелководная акватория, где приходится сооружать причалы длиной до 3 километров, чтобы на погрузку могли встать океанические танкеры и газовозы. Ради чего переплачивать и нести риски, если в соседнем «присоединенном» в 2014 году Крыму есть глубоководные гавани - зря, что ли, кроме автомобильного, туда протянули и железнодорожный мост? Здесь мы подходим ко второй части Марлезонского балета, и довольно интересной. Дело в том, что никто всерьез и не собирался заниматься в Крыму никакими портовыми проектами. С самого начала, когда только Крым попал под международные санкции, стало понятно, что вести там морскую торговую деятельность не получится ни при каких обстоятельствах — просто потому, что ни одна вменяемая зарубежная судоходная компания не возьмет на себя риски заходить в крымские порты и возить оттуда грузы это сулит арестами судов, исками, отказами страховых компаний от выплат и т. Об этом мечтал только Дмитрий Медведев, который в мае 2014 года заявил , что порт «Тамань» «потерял свою приоритетность после присоединения Крыма». По информации издания Bloomberg, предложение «обдумать» идею отказа от строительства было передано правительству советником президента по экономическим вопросам Андреем Белоусовым «по просьбе Путина». К концу 2014 года «просьба Путина» вылилась в концепцию Минтранса России по строительству транспортных подходов к Керченскому мосту уже в увязке с развитием железнодорожной инфраструктуры порта «Тамань», в связи с чем единственно приемлемым для властей маршрутом моста в Крым стало «тузлинское» направление — даже несмотря на то, что при таком варианте 19 километров над водной гладью длина самого транспортного перехода через Керченский пролив увеличилось вчетверо по сравнению с другими вариантами маршрута. Крымский мост построили по самому неудобному и сложному варианту - через черноморскую горловину пролива Иными словами: всем жителям России пришлось из своего кармана раскошелиться за многократное искусственное удорожание проекта моста в Крым только лишь из-за того, что компаниям, которые ведут или планируют деятельность в порту «Тамань», и действующему с ними в связке ОАО «РЖД» понадобилось, по нашему мнению, за государственный счет решать свои коммерческие задачи. Решение за жителями Тамани За возней «больших дядей» с их большими деньгами как-то совершенно теряется из виду местное население, которым и существующие портовые мощности - уже поперек горла. Никаких дивидендов поселку Волна соседство с гигантским портовым терминалом не принесло, здесь не решены многие социальные проблемы. На фоне того, что кто-то зарабатывает миллиарды, поселок тонет в грязи и колдобинах. До недавних пор здесь не везде могла проехать «скорая помощь» - настолько были раздолбаны некоторые улицы. Сын Мишеля Литвака Александр живет безбедно на деньги папы фото: life. Именно здесь расположен мыс Панагия памятник природы Краснодарского края — древний риф, оконечность которого превратилась в архипелаг скалистых островков, весьма необычных для побережья Краснодарского края. Панагия могла бы стать точкой притяжения для туристов, но сейчас эти разговоры уже бессмысленны: попасть на мыс можно только по территории «Таманьефтегаза», и индустриальная зона уже целиком поглотила крошечный памятник природы. Мыс Панагия: памятник природы оказался в окружении индустриальной зоны Что будет дальше? Дальше будет знакомый и уже набивший оскомину сценарий: опять начнутся обещания золотых гор со стороны портовиков, опять местные чиновники будут петь в адрес ОТЭКО хвалебные дифирамбы. Вряд ли глава района выйдет к людям и честно расскажет, что, например, производство того же метанола - вовсе не такая безобидная деятельность, каковой может показаться. Что метиловый спирт - сильнейший яд, который даже не надо пить, чтобы отравиться: он может попасть в организм через дыхательные пути и даже через кожу. Утечки метанола при его перекачке, погрузке и т. Как и любой спирт, метанол легко растворяется в воде, поэтому способен отравлять как поверхностные, так и подземные воды, причем фильтров, которые могли бы его улавливать на 100 процентов, в мире до сих пор не придумали, а обычные угольные фильтры с этой задачей справляются плохо. Вряд ли жителям честно расскажут и про то, что метаноловые заводы еще и производят кучу попутных отходов: различных примесей, от которых очищают природных газ сера и другие вещества , продукты очистки воды, из которой приготавливают пар перед его смешиванием с газом, отработавшие катализаторы и тому подобное. Все это добро надо будет где-то хранить, как-то утилизировать и обезвреживать. Кстати, попытки осчастливить метаноловыми заводами Дальний Восток - в рамках декларируемого федеральной властью «развития» этого региона, натолкнулись на активное сопротивление местного населения. Так, в Находке идет кампания против строительства метанолового и аммиачного производства для экспорта продукции в Китай. А в Аяно-Майском районе Хабаровского края местные жители добились проведения референдума по вопросу о запрете строительства крупнейшего в мире завода по производству метанола он должен был взять на себя десятую часть всего мирового производства метанола и не только практически поголовно проголосовали против, но и смогли отстоять легитимность референдума в судебном споре с прокуратурой.
Монополист предлагает вернуться к идее заключения взаимообязывающих долгосрочных договоров на перевозки грузов на принципах ship-or-pay при выдаче исходных данных на примыкание путей необщего пользования к инфраструктуре ОАО «РЖД», такие договоры должны включать «условия об обязательствах и ответственности сторон за их несоблюдение». Соответствующий проект был внесен в Госдуму в 2021 году, но в мае 2023 года был отозван правительством. ОАО «РЖД» как железнодорожный перевозчик, являющийся одновременно владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не имеет гарантий грузоотправителей по предъявлению грузов к перевозке, говорят в монополии. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно хронический недовоз и спровоцировал текущий кризис, — поделился с «Ъ» источник на рынке. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что для портов на Северо-Западе и Дальнем Востоке механизм ship-or-pay точно не нужен, потому что там есть достаточный уровень конкуренции.
Холдинг "ОТЭКО" прокомментировал строительство химзавода в Тамани.
По данным пресс-службы губернатора, реконструкция Таманской нефтебазы предусматривает, в частности, строительство дополнительных резервуаров. Это позволит увеличить перевалку бензина и дизельного топлива в порту Тамань до 1,6 млн тонн в год. Общий объем инвестиций в проект составит 2,4 млрд рублей. По данным с сайта компании, Таманский перегрузочный комплекс ТПК, ЗАО «Таманьнефтегаз» нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов СУГ — самый современный морской терминал в российской акватории Азово-Черноморского бассейна. ТПК способен перегружать на морские суда дедвейтом до 160 тысяч тонн разнообразную номенклатуру нефтепродуктов, в том числе: мазут и вакуумный газойль, газовый конденсат и сжиженные углеводородные газы СУГ , а также светлые нефтепродукты. При необходимости инфраструктура комплекса может быть переориентирована на хранение и перевалку наиболее востребованных на рынке нефтепродуктов. По состоянию на 2018 год резервуарный парк комплекса насчитывал 27 хранилищ общим объемом 850 тыс. Так, в рамках программы модернизации нефтебазы компания ввела в 2019 году четыре дополнительных резервуара общим объёмом 160 тыс.
Общий объем хранения бензина, дизтоплива и др. Теперь у компании новый проект реконструкции комплекса, который, в соответствии со стратегией развития портово-промышленной инфраструктуры порта Тамань «ОТЭКО» планирует завершить к 2021 году. По данным ИАС Seldon.
Крупнейшие экспортеры отказались от перевалки твердого топлива в феврале, ссылаясь на высокие ставки. Разобраться в перипетиях споров угольщиков и стивидоров помог «Коммерсант», подробно описавший ситуацию в статье «Уголь уходит из Тамани». К тому, что уже было написано сегодня и ранее в десятках телеграм-каналов, добавим немного инфографики.
Как видно из анализа статистики железнодорожных отгрузок угля см.
По сообщению работников, после дождя в Чёрное море бегут потоки серы с открытого бункера», — рассказывает автор петиции против строительства восьми новых химзаводов. По её словам, Тамань является очень сложным геологическим районом. Рядом тектонические разломы в Керченском проливе и в Чёрном море. Ещё не закончилась вулканическая деятельность. Глубина залегания основных пород от 50 до 100 метров. Береговая эрозия и сильнейшие ветра часто приводят к обвалам береговой линии», — сообщает автор обращения к президенту РФ.
Специалисты четырех независимых аккредитованных лабораторий проанализировали более 21 тыс. Изученные пробы подтвердили безопасность деятельности компании: ни одна из них не показала превышения предельно допустимой концентрации ПДК вредных веществ, сообщает пресс-служба компании. Регулярные отчеты экомониторинга независимых лабораторий и отсутствие превышений ПДК вредных веществ вновь указывают на то, что терминалы «ОТЭКО» безопасны для окружающей среды».
Более 18 тыс. Ни одна из них не показала превышений ПДК. Например, подача угля на склады Таманского терминала навалочных грузов осуществляется по системе закрытых ленточных конвейеров, укрытых защитными кожухами, которые предотвращают пыление груза. Мониторинг состояния морской воды и донных отложений проводился аналитической лабораторией Краснодарского края ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция».
ГК "Дело" изучает возможность выкупа терминала "ОТЭКО" в Тамани
По итогам первого квартала объемы погрузки на сети РЖД снизились, вызвав общие потери в погрузке. Угольные компании продолжают переговоры, но отмечают падение цен на уголь и экспортную пошлину, которые добавляются к уже высоким издержкам.
Тут находились большие греческие колонии, проживали киммерийцы, хазары. Не обошли стороной этот край и древние русичи. Он отметил, что для любителей подводного плавания найти редкую монету или древнюю амфору — обычное дело.
Угодья выполняют важную функцию поддержания баланса пресных вод в крайней юго-западной части Восточного Приазовья, а также являются станциями гнездования многих видов водоплавающих птиц. Недалеко от посёлка Волна Темрюкского района, того самого, где и собираются строить химзавод, находятся грязевые вулканы. Кстати, их на побережье Таманского полуострова несколько десятков. Как установили ученые, самому старшему из вулканов — более десяти миллионов лет.
Вулканические грязи применяют для лечения дерматологических заболеваний и в косметологии, — сказал Никоноров. Активист Темрюкского района, член общественной экологической организации «Чистый воздух», Екатерина Чеботарева уверена, что сегодня природа Таманского полуострова находится под угрозой уничтожения. В 2020 году Таманский терминал навалочных грузов установил рекорд по перевалке угля.
Следующее предприятие — завод по переработке широкой фракции легких углеводородов годовой мощностью порядка 1 миллион тонн в год. Затем построим завод высокооктановых компонентов для бензина из нафты на 1 миллион, и из СУГ — аналогичной мощности. Кроме того, в наших планах ещё и завод по переработке сои мощностью 1 миллион тонн».
По замыслу инвестора, после завершения строительства парка Тамань превратится в «настоящий индустриальный центр Кубани, для которого потребуются тысячи новых рабочих мест». Кстати, дноуглубительные работы, которые сейчас проводятся в порту Тамани, позволят ему принимать суда дедвейтом до 220 тысяч тонн, которые пока заходят только в Новороссийск. Однако, считают в ОТЭКО, Тамань логистически более выгодна для российских и казахстанских зерновиков и экспортёров углеводородов, чем загруженный Новороссийск. В результате, создано более 11 тысяч рабочих мест, — говорит Вениамин Кондратьев цитата по пресс-релизу. Реконструкция Таманской базы нефти и нефтепродуктов — это небольшая ступень к созданию Южного экспортно-импортного хаба. Мы продолжаем расширение экспорта, ищем выход на новые рынки, поэтому важно развивать транспортные узлы и наращивать мощности предприятий, которые там расположены».
По данным пресс-службы администрации Кубани, создание Южного хаба входит в стратегию развития Краснодарского края до 2030 года. Такой проект включает развитие сети портов, аэропортов и промышленно-логистических центров.
Но… «В рамках этих договоренностей, сегодня, 10 декабря, состоялась такая встреча на территории порта Тамань. Как и предполагалось самых активных противников строительства в Тамани химзавода не пригласили. Среди проигнорированных оказался и эколог, председатель общественной экологической экспертизы проекта химических заводов в Тамани, координатор программы экологизации промышленности Центра охраны дикой природы, эксперт Общественного совета при МПР России Игорь Шкрадюк. До сего года это им сходило с рук. Но намерения ОТЭКО построить в Тамани крупнейшие в мире химические заводы для экспорта токсичных метанола и аммиака вызвало массовый протест жителей и инициативу по проведению референдума по поводу строительства. Чтобы избежать поименной ответственности за свои решения, они то на ходу решали сделать сессию Совета закрытой, то не пускали на нее избирателей. Под давлением общественного мнения, тысяч писем, ОТЭКО согласилась на проведение круглого стола под эгидой краевого Совета по правам человека 10 ноября. Мой доклад на круглом столе показал, что само проектирование химических заводов в намеченном виде запрещено российским законодательством.
Согласно решению круглого стола от 10 ноября ровно через месяц на площадке ОТЭКО была собрана рабочая группа по вопросу о строительстве заводов. Руководители ОТЭКО побоялись дискутировать со мной очно и не пригласили на рабочую группу несмотря на звонки и письма руководителя организации "Чистая Тамань" Е. У ОТЭКО не хватает квалифицированных людей ни на создание такого большого и сложного объекта, как химические заводы, ни на грамотное общение с жителями. Ранее Readovka писала , Губернатор Кубани рассказал об одном из решений мусорной проблемы в регионе Речь идет о строительстве двух современных мусороперерабатывающих заводов что губернатор Кубани рассказал об одном из решений мусорной проблемы в регионе.
Компании «ОТЭКО» исполнился 21 год!
Представители группы компаний ОТЭКО прокомментировали будущее строительство в Тамани после публикации мнения блогера и путешественника Михаила Зарубина. 26 января Группа компаний «ОТЭКО», реализующая проект строительства газоперерабатывающего завода в порту Тамань, представила общественности результаты оценки воздействия на. Терминал ОТЭКО в Тамани снизил тарифы на перевалку угля до $19 за тонну.
«Самый скверный городишко»: кому в Тамани жить хорошо
По данным Центра ценовых индексов Газпромбанка, этот процесс продолжается до сих пор. Странный конфликт в Тамани В порту Тамань Краснодарский край угольные компании отказались от отгрузки угля на экспорт через расположенный там терминал компании ОТЭКО и направили свою продукцию на Восточный полигон. То есть разница троекратная. Любопытно, что в конце 2023 года председатель совета директоров ОТЭКО Мишель Литвак жаловался лично президенту на недогрузку принадлежащего его компании терминала.
Где логика? Если делаешь противоположный ход — то нет заказчика, нет и работы. Переговоры, уверен, будут, но вместе с тем очень хотелось бы, чтобы в Минтрансе задумались: выгодна ли государству частная собственность на портовых мощностях?
Об этом в интервью «Коммерсанту» рассказал основной владелец группы Сергей Шишкарев. Что за борьба амбиций и эмоций, я не понимаю. Почему мы тоже в проигрыше от этой ситуации?
Потому что весь тот уголь, который не доехал в Тамань, — это уголь, который пытается поехать на восток и еще больше забивает сеть». Склад угля Таманского терминала навалочных грузов. Фото: Виталий Тимкив.
РИА Новости Что спасет угольщиков?
За полгода — с октября 2022 по апрель 2023 количество авторов-участников конкурса выросло с 35 до 148. Компания продолжит развивать систему на навалочном терминале и в департаменте железнодорожного транспорта. Лидирующую роль будут играть руководители участков, которые в совершенстве овладели инструментами бережливого производства и РПУ.
Согласно договору, в 2023 году компания выделит на социальную поддержку 15 млн рублей, что в 1,6 раза больше, чем годом раньше. Средства будут направлены на поддержку 34 муниципальных учреждений и некоммерческих организаций Темрюкского района. Самая значительная часть финансирования предназначена образовательным учреждениям — школам и детским садам. Также среди приоритетов, зафиксированных в договоре — поддержка медицины, развитие культуры и детского спорта. Реализация четырехстороннего договора о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии — лишь часть масштабной корпоративной социальной политики ОТЭКО.
Грузоотправители объясняют отсутствие заявок превышением «общих логистических затрат над ценой реализации каменного угля на основном рынке сбыта в Китае в условиях ее снижения» из-за чего возникает «риск неокупаемости инвестиционных вложений ОАО «РЖД» и государства в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна».
Монополист предлагает вернуться к идее заключения взаимообязывающих долгосрочных договоров на перевозки грузов на принципах ship-or-pay при выдаче исходных данных на примыкание путей необщего пользования к инфраструктуре ОАО «РЖД», такие договоры должны включать «условия об обязательствах и ответственности сторон за их несоблюдение». Соответствующий проект был внесен в Госдуму в 2021 году, но в мае 2023 года был отозван правительством. ОАО «РЖД» как железнодорожный перевозчик, являющийся одновременно владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не имеет гарантий грузоотправителей по предъявлению грузов к перевозке, говорят в монополии. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно хронический недовоз и спровоцировал текущий кризис, — поделился с «Ъ» источник на рынке.
ОТЭКО высадила в Тамани две тысячи тополей
Из-за бойкота терминала ОТЭКО в Тамани, который устроили недовольные высокими тарифами угольные компании, ОАО «РЖД»теряет средства, запланированные на развитие. Компания ОТЭКО внедрила систему видеосопровождения работы маневровых локомотивов в порту Тамань. Будьте в курсе новостей. В свою очередь, владелец ОТЭКО Мишель Литвак в конце 2023 года жаловался президенту Владимиру Путину на недозагрузку терминалов в Тамани (письмо есть у РБК). Новости по тегу: Отэко. ОТЭКО внедрила систему видеосопровождения работы маневровых локомотивов в порту Тамань. Ранее в ОТЭКО сообщили РИА Новости, что отгрузки угля начинают восстанавливаться. По итогам первого квартала текущего года навалочный терминал в порту Тамань перегрузил на.
Содержание
- Порт Тамань цифровизирует систему безопасности | ComNews
- Компания «ОТЭКО» благоустроит порт «Тамань» за три года - Кубань Информ
- Новости — компания ОТЭКО, порт Тамань
- МАРКЕТ.CNEWS
- ГК «ОТЭКО» отреагировала на результат экспертизы проекта химических заводов на Тамани
- Зачем ОТЭКО Сибантрацит?