Новости василий великий григорий богослов и иоанн златоуст

Сторонники Василия Великого выделяли его первым, поскольку он лучше всех смог объяснить тайну Божественной природы; сторонники Григория Богослова были за великолепное изложение им Божественного учения, чистоту языка и особое созерцание Божественности. Великие вселенские учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст молите Бога о нас грешных. Праздник Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) издавна отмечался в России 30 января (12 февраля по новому стилю), передает РИА "Новости".

Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»)

Для начала вкратце скажем о каждом из святителей, чтобы было полное представление и понимание тех событий, о которых мы напишем чуть позже. Василий Великий — святой отец Церкви, принадлежит к числу "великих каппадокийцев", то есть, тех самых церковных деятелей, которые сформировали стройное христианское учение о Святой Троице, боролись с ересью в IV веке н. Так, благодаря Василию, мы имеем иконостас как таковой и особое чинопоследование на Литургии, называемое Литургией Василия Великого, а также некоторые молитвы, составленные им и вошедшие в утреннее молитвенное правило для каждого православного христианина. Святой отец также участвовал в развитии форм организации монашеской жизни, которые соблюдаются и по сей день: отказ от имущества для пострига в монахи и необходимость совместного проживания для монахов. Григорий Богослов также относится к великим каппадокийцам, как было сказано выше. Он, помимо той деятельности, что осуществлял вместе с другом Василием Великим, занимался богословской литературой и оставил после себя огромное наследие, часть которого положена в основу христианской Церкви.

Наш сайт использует куки cookie , но это не страшно. Куки — это 10-15 килобайт полезной информации на вашем устройстве, позволяющей браузеру быстрее и точнее показывать наш сайт при неоднократном его посещении.

Они жили и проповедовали примерно в одно время — в IV-V столетии нашей эры, практически на заре христианства. Каждый из них внес неоценимый вклад в прославление Иисуса Христа и популяризацию истинной веры. Недаром этих святителей назвали Вселенскими — это подчеркивает их грандиозную значимость для истории не только религии, но и всего Человечества! История создания образа Итак, икона с тремя святыми мужчинами правильно называется «Собор вселенских учителей и святителей». Иногда ее именуют и «Три иерарха», тем самым подчеркивая высочайший статус изображенных на ней персон.

Собор — это термин, обозначающий собрание. Как правило, он применяется по отношению к патриархам церкви или святым. О времени жизни и беспримерном подвиге служения Богу в те нелегкие столетия мы уже говорили, но есть и другие детали. Все они были обожаемы паствой и написали немало богословских трудов различного масштаба, впоследствии ставших каноническими. Присмотримся к каждому из них повнимательнее: Василий Великий.

Патриарх Кесарии Каппадокийской прославился, прежде всего, яростной борьбой с арианством — модным тогда течением внутри христианской религии, впоследствии признанным еретическим. Ариане отрицали триединую сущность Бога, то есть, основной догмат христианской веры. Григорий Богослов. Патриарх Константинопольский Григорий был другом и единомышленником Василия Кесарийского. Он сумел облечь в простые слова догмат о триединстве Бога, а на его проповеди приходили даже люди, еще не уверовавшие в Иисуса Христа.

Иоанн Златоуст.

Святитель Григорий Богослов. Много путей многобедственной жизни и на каждом встречаются свои скорби. Нет добра для людей, к которому бы не примешивалось зло. И хорошо еще, если бы горести не составляли большей меры. Просмотры 115.

Молитвы Собору Св Вас Велик Гр Богосл Иоанна Злато

Григорий Богослов, когда Василий Великий умер, посвятил ему замечательное слово, где сравнивал Василия Великого с кораблем, перегруженным разными знаниями. Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Иконописные изображения трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста известны с XI-XII вв. Составлено по творениям святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Собор Вселенских учителей и святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста

К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника XV в.-КОПИЯ/р34-25.8.
СОБОР ВСЕЛЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СВЯТИТЕЛЕЙ Очень рано и Василий Великий, и Григорий Богослов, да и святитель Иоанн Златоуст принимают подвиг отшельничества, удаляясь в пустыню.

Три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Это были люди невероятного мужества. Император Валент находился в арианской ереси и хотел утвердить еретиков. Препятствием в этом утверждении был Василий Великий. Он прислал к Василию Великому своего легата, близкого чиновника, чтобы тот устрашил его, а Василий Великий сказал: «Чем ты меня можешь устрашить? Я всегда готов к смерти; я настолько немощен, что один удар приведет меня к смерти. Ссылка куда-либо меня не смутит, потому что везде Господня земля и исполнение ее». И так далее. И этот чиновник высокого ранга был восхищен таким мужественным ответом Василия Великого.

Чем заканчивает жизнь Иоанн Златоуст? Он обличает утехи царского двора и многих высокопоставленных лиц, за что ссылается. С него даже пытаются снять сан, но народ отстаивает его. Поняли, что это ошибка, но в конечном итоге его высылают. Святитель Иоанн Златоуст вменяет в ничто этот мир. Будучи физически слабым человеком, в Команах он предает свою жизнь Господу. До сих пор в Сухуми сохраняется первое место его погребения, гробница.

Григорий Богослов тоже был человеком слабого здоровья, но здорового ума, с обширными знаниями высочайшего богословия. Он был гоним, его не признавали: как патриарха Константинопольского его многие не приняли. Он свободно расстается с патриаршей кафедрой и умоляет царя Феодосия, чтобы тот отпустил его в глушь, в деревню. Он удаляется от этого мира и посвящает остатки своих лет молитве, не переставая трудиться над богословскими трудами. В 389 году он отошел к Богу. Всех их объединяют целомудрие и чистота, великие познания в области многих человеческих наук, монашеская аскеза. Они накладывали на себя дополнительные подвиги: спали на голой земле и так далее.

Их объединяла такая любовь ко Христу, о которой говорил апостол Павел: Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Для них смерть была приобретением, они готовы были отдать свою жизнь ради того, чтобы не помрачить образ Пресвятой Троицы и истины. Память каждого из этих святителей по отдельности праздновалась в разное время, а именно совместное празднование появилось гораздо позднее. Знаете, было сообщество таких людей, которые принимали, допустим, святителя Иоанна Златоуста как человека милующего и широко образованного, но не принимали Василия Великого, очень строгого, у которого очень трудно было получить прощение за свои согрешения. Кто-то почитал Григория Богослова и не совсем почитал других святых. И вот однажды во времена императора Алексея Комнина некоему святому подвижнику, епископу Иоанну, явились три святители и сказали: «Мы — друзья, мы почитаем друг друга, мы единомысленны друг с другом, мы слушаем друг друга и всегда были, есть и будем вместе». С того времени утвердили совместный праздник трех святителей, который у нас празднуется 12 февраля по новому стилю.

Такова история возникновения этого праздника.

Они сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни вообще. Достаточно сказать, что из четырех вариантов Божественной Литургии, которая служится в поместных Православных Церквях, две приписываются авторству Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Все они происходили из аристократических семей, которые отличались христианским благочестием и стремились дать своим детям как можно более хорошее образование. Например, Василий Великий учился у лучших учителей Кесарии Каппадокийской и Константинополя, а для завершения обучения отправился в интеллектуальную столицу античности Афины, где и познакомился с Григорием Богословом. Теснейшая дружба, установившаяся между ними, сохранилась на всю жизнь.

Григорий и Василий вместе провели юношеские годы и в дальнейшем оказывали поддержку друг другу. Для Златоуста же, который был младше их почти на 20 лет, первые двое были практически живой легендой и предметом глубочайшего почета и уважения. Иоанн много раз ссылается на суждения «блаженнейших, превосходнейших Василия и Григория» и ставит их как пример для подражания.

То общее, что их объединяло — это своего рода цивилизационная, культурно-историческая миссия, которую им предстояло выполнить в истории Церкви. Время государственных гонений прошло, надо было вносить христианство и просвещать им общественную, государственную и культурную жизнь, доносить истину о Боге используя достижения светской философии. Василия Великого и Григория Богослова а также Григория Нисского еще называют Великими каппадокийцами, поскольку они были родом из Каппадокии — области Малой Азии, входившей в Восточную Римскую империю и населенной тогда греками.

Сейчас Каппадокия принадлежит Турции. Основной вклад Великих каппадокийцев в богословие состоит в разработке учения о Троице. Григорий Богослов говорил в 22-м слове «О мире», что мы учим «поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу, единому в Трех Божеству и Силе, не предпочитая Одного и не принижая Другого… не рассекая единого величия новшеством имен».

Как возник праздник Предыстория возникновения праздника такова. При византийском императоре Алексее I Комнине в Константинополе долго спорили о том, кто из этих отцов Церкви должен считаться первым и главным. Одна часть людей превозносила Василия Великого память 14 января , другая считала таковым Григория Богослова память 7 февраля января , а третья — святителя Иоанна Златоуста память 26 ноября.

Но по церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну во сне явились вместе сразу три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти: «Нет ме жду нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной.

Фото: azbyka. Златоуст глубоко уважал и почитал старших друзей. Предыстория Споры о том, кто из святителей должен быть главным, зародились еще в Константинополе. Некоторые считали, что главным должен быть Василий Великий, ведь он дал объяснение тайнам природы, а добродетели вознесли Василия Великого на Ангельскую высоту. Считалось, что он больше склонен прощать грехи. Не видели в нем люди хоть крупицу низменного или земного. Другие полагали, что Иоанн Златоуст достоин этого звания.

В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога. Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени.

Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими, так как он был муж великий в добродетели и знаменитый в любомудрии. Он установил праздник трех святителей, как и повелели ему святые, и завещал церквам праздновать его с подобающим торжеством. В этом ясно обнаружилась мудрость сего великого мужа, так как он усмотрел, что в январе совершается память всех трех святителей, а именно: в первый день — Василия Великого, в двадцать пятый — божественного Григория, а в двадцать седьмой — святого Златоуста, — то он соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало.

Святой Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к Боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея 40 лет от рождения, и в течение 8 лет был предстоятелем Церкви. Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию.

Собор трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Человек, которого называли кораблем, до предела нагруженным учёностью – Василий Великий, Григорий Богослов – один из величайших мистиков, Иоанн Златоуст – святой, которого будут называть учителем [ ]. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст жили в том время, когда христианство уже становилось государственной религией в Римской империи. Святители Василий Великий и Григорий Богослов были друзьями, причем не просто приятелями-знакомыми, а лучшими друзьями, о которых говорят «не разлей вода». Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст жили в том время, когда христианство уже становилось государственной религией в Римской империи. Рука святого Иоанна Златоуста сложена двуперстно в благословляющем жесте, Григорий Богослов и Василий Великий благословляют именословно.

ТРИ СВЯТИТЕЛЯ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ И ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ДЕНЬ АНГЕЛА

12.02.2016Новости. Великие-Вселенские-учителя-и-святители-Василий-Великий-Иоанн-Златоуст-Григорий-Богослов Праздник трех вселенских святителей был установлен в 1084 году. Святитель Иоанн Златоуст Будущий святитель Иоанн был младшим современником святых Василия Великого и Григория Богослова. Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов — 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01.

Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Помимо святителя Василия Великого, сегодня мы чтим в лике святых его брата святителя Григория Нисского и их сестру — преподобную Макрину. Литургия святителя Василия Великого Отец святителя принадлежал к числу местной аристократии. Семейный достаток позволил будущему владыке получить лучшее богословское образование своего времени и дополнить его в Афинах всеми достижениями античных философов. Во время учёбы в лучшей на тот момент философской школе, будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской познакомился со многими другими известными людьми своего времени.

Например с будущим святителем Григорием Богословом, с которым он крепко сдружился или с будущим императором Юлианом, получившим за свою пропаганду язычества в христианской империи прозвище «Отступник». Великолепное образование позволило святому архиепископу сформулировать православное учение о Святой Троице, благодаря которому были побеждены ереси Ария и Македония и навсегда прекращены тринитарные споры. Но святитель Василий Великий известен не только своими богословскими трудами.

Святой оставил после себя множество сочинений нравственной тематики и трактатов, посвящённых устроению монашеской и канонической церковной жизни. Святитель Василий способствовал упорядочению жизни монашества. Он был последовательным сторонником общежительного иночества, предписывал мужчинам и женщинам создавать строго раздельные обители, а также настаивал на том, что монахи не должны навсегда запираться в монастыре.

Василий Великий считал, что после ухода от мира и приобретении навыка духовной жизни, монах должен вернуться к общественному служению и помочь обрести этот навык другим верующим. Святитель писал о необходимости социального служении монахов — создании при монастырях школ, больниц, библиотек и странноприимных домов. Святителю Василию Великому принадлежит идея первого комплексного центра социальной помощи, который в честь него получил имя «Василиды».

Туда входили: школа для детей, ночлежки, столовые и больница. Святитель Григорий Богослов Немаловажно, что в истории Церкви, всего лишь три человека удостоились почётного прозвища «Богослов»: апостол и евангелист Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов… Будущий святитель Григорий Богослов Григорий Назианзин также происходил из малоазийской аристократической семьи. Вместе с Василием Великим и Григорием Нисским составляет круг «Великих каппадокийцев», которые способствовали окончательной победе над арианской ересью.

Второй Вселенский собор Святитель также вышел из святой семьи. Оба его родителя — Назианзинский епископ Григорий и его жена Нонна, а также брат и сестра святителя — Кесарий и Горгония, почитаются Церковью в лике святых. Григорий получил хорошее домашнее образование, а дополнять его поехал в Афинскую философскую школу, где стал другом и сподвижником будущему святителю Василию Великому.

Как архиепископ Кесарии Каппадокийской и обширной области вокруг неё, святитель василий рукоположив в епископы близлежащих городов своего брата Григория Нисского и ряд других верных Православию архиереев. Так, Григорий Богослов стал епископом города Сасимы. Он побывал в Сасимах только один раз… Интеллигентная душа святителя не выдержала жизни в глуши и он отдал Сасимскую кафедру другому архиерею, а сам занял престол своего престарелого отца в Назианзе.

Так, благодаря Василию, мы имеем иконостас как таковой и особое чинопоследование на Литургии, называемое Литургией Василия Великого, а также некоторые молитвы, составленные им и вошедшие в утреннее молитвенное правило для каждого православного христианина. Святой отец также участвовал в развитии форм организации монашеской жизни, которые соблюдаются и по сей день: отказ от имущества для пострига в монахи и необходимость совместного проживания для монахов. Григорий Богослов также относится к великим каппадокийцам, как было сказано выше. Он, помимо той деятельности, что осуществлял вместе с другом Василием Великим, занимался богословской литературой и оставил после себя огромное наследие, часть которого положена в основу христианской Церкви. Так, его богатое литературное наследие составляет сборник из 45 бесед, именуемых как "Слова", в которых он обличает отрекшегося от христианства римского императора Юлиана, развивает догмат о Божественной Святой Троице и раскрывает мысль о том, что Бог — причина всего, которая «не есть тело» бестелесна и непостижима. Иоанн Златоуст — патриарх Константинопольский, один из вселенских учителей, особо почитаемых Русской Православной Церковью.

Три святителя в своих богословских трудах сумели поставить языческую философию на службу богословию.

Воцерковить её. Сформированное ими учение о Торице навсегда прекратило наиболее опасные ереси, а их сочинения об устроении Церкви и монашестве позволили упорядочить и оздоровить внутреннюю церковную жизнь. Именно поэтому они так почитаются Церковью и называются Вселенскими Учителями Церкви — то есть учителями для всех и на все времена. Во времена императора Алексея I Комнина разгорелся спор о том, кто из трёх великих святителей внёс наибольший вклад в жизнь Церкви. Знать ожесточённо спорила об этом во дворцах, а народ на городских площадях. Тогда Евхаитскому митрополиту Иоанну во сне явились все три святых и повелели установить для них один общий день памяти — Собор Вселенских Учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие.

Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство», — так писал об этом чудесном видении святитель Димитрий Ростовский. Тропарь, глас 4 Яко апостолов единонравнии, и вселенныя Учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость. Кондак, глас 2 Священныя и Боговещанныя проповедники, верх учителей Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение; труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине прославляяй святыя Твоя. Величание Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне и чтим святую память вашу; вы бо молите за нас Христа Бога нашего. По материалам из открытых источников Просмотры 191.

История праздника восходит к временам правления византийского императора Алексия I Комнина, когда в Константинополе в связи с учением Василия Врача возник спор о первенстве между Отцами Церкви.

Святой Василий Великий умер в 379 г. Третий, Иоанн Златоуст умер в 407 г.

Три святителя

Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Молитва Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту О, пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне.
Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
Болгария чтит святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: что нужно знать о святых, которых Церковь называет «вселенскими учителями».
СВЯТИТЕЛИ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ТРИ СТОЛПА ПРАВОСЛАВИЯ Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.
Домен припаркован в Timeweb Очень рано и Василий Великий, и Григорий Богослов, да и святитель Иоанн Златоуст принимают подвиг отшельничества, удаляясь в пустыню.

Жизнь в эпоху перемен

  • Правила комментирования
  • Соединенные после смерти
  • Трехсвятие. Что можно и что нельзя делать 12 февраля 2024 года
  • Собор Вселенских учителей и святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста - Праздник

Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (+ВИДЕО)

  • Использованные материалы
  • Православная газета
  • К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника /
  • Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст

Войти на сайт

Одна часть людей превозносила святителя Василия, другая стояла за Григория Богослова, третья почитала святителя Иоанна Златоуста. В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами.

Новостная служба В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия, другая стояла за Григория Богослова, третья почитала святителя Иоанна Златоуста. В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение.

На этом Соборе ереси были преданы анафеме, а Григорий Богослов был признан законным архиепископом Константинопольским. Но приехавшие позже его противники снова начали распрю, и Григорий, измученный борьбой за власть, которой он не желал, сложил с себя архиепископские полномочия, вернулся в Назианз и перестал ездить на церковные Соборы. Скончался он 25 января 7 февраля по новому стилю 389 года, перед смертью завещав все свое фамильное имение епархии.

После него осталось 245 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов». Но биографы утверждают, что в первую очередь он все-таки был не писателем, а оратором, хотя именно его богословие высоко ценили Максим Исповедник, Фома Аквинский и святитель Филарет Московский. В 950 году при императоре Константине Багрянородном мощи Григория Богослова перенесли в Константинополь, в церковь святых апостолов, а в 1204 году крестоносцы увезли их в Рим, где впоследствии в соборе святого Петра для них была устроена специальная гробница. И только в 2004 году, по решению папы Иоанна Павла II, их вернули в Стамбул, где они теперь хранятся в соборе святого Георгия.

Каждый из нас отдельно, в своё время возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие.

12 февраля — день памяти трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Кондак 1 Избраннии светильницы Церкви Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, ученьми вашими мир просветившии и вся шатания ересей и хульных смущения угасившии; яко ходатаи спасения нашего суще, молитвами вашими сохраните ны от всяких бед и вечных мук, да с радостию благодаряще вопием вам: Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие. Перевод: Апостолам единомысленные и вселенские учители, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость. Не человеческаго тщания исправление сие начинание, но Твоему престолу приседящая, Человеколюбче, Премудрость да споспешествует ми, слова благодать дающи, еюже прославити возмогу, ихже сама добре предпрослави. Якоже чаша, преисполняется, Владыко, благодать Твоя, и многое богатство человеколюбия Твоего излияется и потече, якоже и ины Ангелы в составе плоти показати, ныне предлежащия в похвалу. С Небесе Небесным подобаше быти и похвалам, Ангельское пение, Божественным приличное: бози бо причастием, иже естеством и Единаго истиннаго Бога имуще в себе, живуща и вещающа. Богородичен: Память преподобных Богомудрое сословие с похвалами совершает, с нимиже и Божия Матерь, яко тех глава, в лепоту спрославляется, конечный, и первый, и средний чин содержащи и благохваления причащающися. Песнь 3 Ирмос: Утверждей в начале Небеса разумом и землю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе, Едине Человеколюбче. Иже нравов исправителие и душ строителие, спасителие общии всех, иже и деяний нам и словес образы показавше, наказателие жития светлии, светле да восхвалятся. Дух Божий исполни Василия художества; огненных же имяше языков един Григорий и огнем высокоречия дхне; Христова же уста во Иоанне глаголаху. Нынешняго века мудрость буйство проповеди яве упражняемую имать, повинующуюся ему и рабски служащую: проповедники бо благодать мудрыя предлагает риторы.

Богородичен: Во утробе Чистыя Девы Вселивыйся души Богоносных святых жилище творит и оных устнами еже о Матери сказует таинство. Седален, глас 8 Великия светильники светозарныя, Церкве столпы неразоримыя согласно да восхвалим, иже добрых наслаждающиися и словес тех, купно и благодати: премудраго Златоглаголива и Великаго Василия с Григорием светлым Богословом. К нимже и возопиим, от сердца зовуще: святителие тревеличайшии, молитеся Христу Богу прегрешений оставление даровати празднующим любовию святую память вашу. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче. Столп огнен, людем верным предваряющий и опаляющий враги веры, племена же спасаяй, известно последующия, Великий явися Василий, да дерзает и побеждает Христова Церковь, толиким обогатившися поборником. Языка сладость и слуха всякаго услаждение, твое слово бысть, Григорие, манна жизни, роса сладкости, мед, иже из камене, Ангельский хлеб Небесный, несытно насыщатися услаждения его увещевая и исполняяй сладости причащающияся. Река дарований духовных наполнися даже и до разлития, и доброе лице земли, яко сладостный поток, от златых напаяет уст, веселящи и утучняющи Христов всякий град Божественных волн струями. Богородичен: Естество, просто стерпевшее сложению и явльшееся вышше слития в Твоем, Владычице, Сыне, трие Богоноснии учителие исповедаша, от двою волю и сугубаго действа, сугуба по естеству проповедавше. Песнь 5 Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго?

Но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся. Иже Божественных вещей и человеческих мудрыя хитрецы, иже сущих естества любоистинне яве нам известившия и Зиждителя тех всем сказавшия яко лепо, благодарными гласы восхвалим. Горькое и терпкое яже ко спасению лечеб усладиша мудрыми словес ученьми же, и хитростьми, и благодатьми, душ Божественнии лечителие: наслаждайтеся, вси благочестивии, и, красуеми, спасайтеся. Молчит всяко слово, Богопроповедником глаголющим Божественная, и удержавает над Ветхим заветом Новый, предлагающий честныя скрижали, иже в нем законополагающих, к нимже причитается все верных сословие. Богородичен: Безсмертное естество смертное претече во святыню, и Дева Отроковица безплотныя Ангелы превзыде, яко Бога рождшая, Царя Ангельскаго, на Негоже зрети онем невозможно. Песнь 6 Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего. Троицу единственную богословити научихомся, Единицу Троичную пети прияхом, покланятися навыкохом от отцев Единому Естеству Триипостасному.

Когда он стал Патриархом Константинопольским, забота о бедных, больных и бездомных стала основной церковной деятельностью. Святитель сам ухаживал за больными, раздавал милостыню, подавая пример своим подчинённым. Иоанн Златоуст, параллельно с Василием Великим, упорядочил и сократил древнюю Литургию, написанную ещё апостолом Иаковом, но изменённую в разных странах. Так появилась литургия Иоанна Златоуста, служимая каждый день в каждом православном храме по всему миру. Литургия Василия Великого — более продолжительная и созерцательная — служится около 10 раз в год, в основном, - по воскресеньям Великого Поста. Образ Златоуста настолько сильно запечатлён в христианстве, что некоторым грекам до сих пор при крещении или монашеском постриге дают имя Хризостом Златоуст , а на Руси его именем назван один из старых городов. Творчество Златоуста, Василия и Григория является вершиной развития древнегреческого искусства устной философии, развивающейся в диалоге. Это искусство, зарождённое Сократом и развитое Платоном, было доведено до совершенной высоты св. Иоанном Златоустом в устной форме, Григорием и Василием — в письменной. Отцов-каппадокийцев также называют христианскими платонистами. В языческой по форме, но богоискательской по содержанию философии Сократа, Платона и Аристотеля Каппадокийцы нашли логические основания для построения стройного и монолитного православного вероучения. Они, отбросив языческие элементы в воззрениях древних мудрецов, обнаружили их стремление к Единому Богу, Создателю, Первопричине и Перводвигателю всего сущего, держащего весь мир — духовный и материальный — Своим Святым Духом. С подачи Иоанна, Василия и Григория, Церковь настолько почитала Платона и Аристотеля, что их изображения порой помещались на наружной стороне дверей в храмы, а в христианском народе закрепилось именование этих философов как "христиан до Христа". Во всю землю прошло вещание их, и в концы вселенной — глаголы их. Кроме того, эти святые — великие за нас молитвенники к Богу, предстоящие за нас Богу сегодня, поскольку в Церкви нет времени. Именно наша связь с Вселенскими Святителями — как через чтение их текстов и их жизнеописаний, так и через молитвенное общение с ними делает нас православными христианами. Святитель Василий Великий - один из величайших богословов и гимнографов, толкователь Писания, церковный благотворитель, аскет, приложил усилия для включения в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до этого развивавшегося стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь называет его Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры, монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за помощью в учебе, делах благотворительности и вообще во всяком занятии. Издавна считается покровителем садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая Акафист святителю Василию Великому:.

Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников. Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям. Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице. Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы.

Все священники служат, чтобы приводить людей ко Христу. Они не должны приводить людей к себе, к почитанию себя, но они должны приводить к почитанию единого Бога в Троице славимого, единого Христа Спасителя, Который совершил для нас дело нашего искупления. Для того и совершается исповедь, чтобы тем самым очистить себя от того или иного греха, слабостей, чтобы возвратить в лоно Христовой Церкви, не в лоно того или иного священника, а в лоно Христа Спасителя, Который является нашим Искупителем, Который будет принимать нас в Свои объятия в обителях Небесных, уготованных нам, людям, любящим Его. Такое единство должны мы сохранять. У нас есть иерархическое единство: между патриархом, архиереем, священниками и мирянами. Вся иерархическая ступень служит к тому, чтобы привести нас всех к единому Богу, ко Христу, чтобы мы служили Ему верой и правдой, служили всем сердцем, разумением, всей крепостью своею. Это приносит единство в прославлении единого Бога. Это должно нас укреплять в нашем ношении жизненного креста, чтобы возвыситься над собою, над своими страстями, грехами, пороками, недостатками и тем самым получить от Бога прощение и ту вечную славу, которую Он уготовал нам, любящим Его. Эти святители нас к этому и призывают. Мы живем в этой прекрасной стране, где президент, правительство и власть делают все, чтобы в нашем государстве, в Узбекистане, было единство между людьми, живущими в этой стране, где есть разные национальности, разные вероисповедания.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий